Почему женщина не хочет детей. 7 причин быть чайлд-фри

«Я не люблю детей»

«Я никогда не любила детей, даже когда сама была ребенком, и никогда не хотела быть матерью. У меня, наверное, просто нет материнского инстинкта, и я не хочу думать о потребностях другого человеческого существа. Но я наслаждаюсь своей независимостью и надеюсь и впредь тратить жизнь и деньги на то, что доставляет мне удовольствие. Кроме того, я интроверт и нуждаюсь во времени и пространстве для себя.

Нет смысла рожать ребенка, который отнимет все это у меня. Хорошо, что теперь я все чаще могу открыто говорить об этом. Хотя меня по-прежнему осуждают мамы: им трудно представить, что у женщины может не быть желания иметь ребенка. Но у меня есть единомышленники, я нашла их в сети. Эти женщины и мужчины разделяют мою точку зрения: мы просто хотим от жизни чего-то большего, чем производить на свет потомство».

«Ребенок – это обязательство длиной в целую жизнь. Дети требуют терпения и денег, которых у меня, учителя, нет и не предвидится. Плюс, если уж говорить честно, я не люблю детей. Конечно, я могу справиться с детьми моего партнера, но они все-таки не совсем мои, их жизнь – не мое дело. Я не хочу устраивать вечеринки для этих трехлеток и целого роя их сверстников».

Это основная причина в письмах. Человек не хочет заводить ребенка потому что не любит детей и всего, что с ними связано — пеленки там разные, куча времени, бессонные ночи и пр. Я могу понять таких людей, это их личное дело, и они ни в коем случае не заслуживают осуждения, а тем более гонения. Привыкайте, что не все такие, как Вы. Относитесь к этому с уважением.

“Не хочу подрывать родами остатки своего здоровья”, Надежда Преходящая, Москва, 30 лет, временно безработная.

– Решение стать чайлдфри приняла девять лет назад. Причин, почему, несколько. Не считаю гуманным рожать в нынешней России. Не хочу передавать наследственные заболевания (суставы, тревожно-депрессивное расстройство, гормональные проблемы, мучительные мигрени, падающее зрение). Не хочу подрывать беременностью и родами остатки своего здоровья, которого и без того исчезающе мало. Не считаю, что стану хорошим родителем, и не хочу ломать психику гипотетическому потомку.

Реакция родителей – неоднозначная. Отец взгрустнул, но отнёсся уважительно. Мама иногда соглашалась, но чаще сетовала, что хочет внуков. Есть буквально несколько “детных” друзей и знакомых, которые любят покапать на мозги своими “Когда уже родишь” и “Дети – это счастье”. Но это происходит не настолько навязчиво, чтобы приходилось вскипать.

Было несколько эпизодов отказа в принятии на работу, доходивших до абсурда: не хотели брать потому, что уйду в декрет, а когда узнавали о нежелании заводить детей – тоже не брали, уже потому, что “не разделяю ценности руководства компании”. Не жалела, так как с заведомо неадекватным руководством работать – сомнительное удовольствие.

Периодически поливают грязью в Сети, но мнение незнакомцев не трогает. В основном игнорирую, так как дискутировать с такими людьми бессмысленно, да и зачем? На мою жизнь они всё равно не влияют.

С партнёром повезло: мы просто изначально придерживались примерно одинакового мнения насчёт деторождения. Супруг недолюбливает маленьких детей, в частности степень шума и бытового хаоса, которые они способны создавать (как разработчик и музыкант, он хранит дома много дорогих и хрупких инструментов и оборудования). Он тоже не хочет передавать ребёнку свои заболевания и переживает за моё здоровье в том числе, хорошо зная мою склонность рассыпаться на части, особенно на фоне стресса.

Впрочем, мы реалисты и допускаем мизерную возможность того, что когда-нибудь у нас что-то “перещёлкнет” и мы передумаем. Но это будет либо суррогатное материнство, либо усыновление. В конце концов, нам за время отношений уже довелось пару лет вписывать к себе домой и воспитывать знакомого подростка из не очень благополучной семьи. И, честно говоря, этого опыта мне хватило по горло: под конец предприятия я с трудом сдерживала неприязнь к этому человеку, лишавшему меня личного пространства. Так что это крайне и крайне вряд ли. Животных мы любим намного больше!

Эксперт. Ольга Латынцева, семейный психолог

– В большинстве случаев чайлдфри имеют психологическую травму и делятся на две группы. Основная часть – люди инфантильные: они не хотят ответственности не только за кого-то, но даже за самих себя. Много девушек с такой позицией, они ни рожать не хотят, ни работать не хотят, не хотят убирать в квартире, им хочется просто наблюдать за жизнью и бездействовать. Они говорят: “Зачем мне дети, мне и так хорошо, я проживаю день так, как я хочу. Я не знаю, как воспитывать детей, у меня другие задачи, другие жизненные ориентиры”. А когда их спрашиваешь, какие именно, то не могут ответить. Среди мужчин это тип маменькиных сынков, которые живут с мамами до 50 лет.

Второй тип – те, кто получил какую-то существенную травму. Им страшно, они боятся и объясняют свой страх тем, что не могут себя обеспечить, не то что детей, не могут свою жизнь устроить и так далее. Это связано с огромным количеством критики в их адрес – либо с тем, что они подвергались физическому насилию. Такой человек боится ошибиться, у него синдром жертвы – он жалуется на всё: на слабую поддержку государства, родителей, ужасное детство, плохую медицину, детсады и школы, на родственников, ситуацию в целом и ждёт только того, что она будет ухудшаться. Такой человек сидит в зоне локального бедствия, но не испытывает потребности что-либо менять.

Культ культурный

Какой была бы наша цивилизация без католической Девы Марии, без бесконечно прекрасных мадонн с пухлыми младенцами, без воплощения вечной женственности и беспредельной любви? Вселенская мать Шакти в индуизме, египетская Исида, сказочная Мать — сыра земля — мотив материнства ярким фонарем светит в любой порядочной мифологии.

Вот он, зашитый внутри идеал настоящей, без дураков, женственности. Бездетная тетя ему не вполне соответствует, а если она еще и вовсе почему-то не хочет ни сынишку, ни дочурку, то это повод срочно начать ее жалеть.

Образ матери вообще тонкая штука. Из него нельзя выбиваться: ни курить, ни плясать, ни заниматься сексом, ни вставлять себе под татуировки силикон. Общественное осуждение будет суровым. Осуждение этого самого осуждения вылилось в ироничный мем «тыжемать». Однако пока у широких масс почему-то не принято скрывать свои диковатые мысли о других людях.

Если же у вас еще нет детей, стереотип велит вам находиться в положении «будущая мать». Ей тоже много чего нельзя: ни курить, ни плясать, ни вставлять силикон под татуировки — потому что, возможно, скоро рожать! Если у человека хватает смелости заявить, что он не собирается этого делать, а планирует курить, плясать и вставлять под татуировки силикон, то его обвиняют в незнании жизни или просто считают уродом и машут на него рукой. Так вкратце формулируется обычная претензия к дамам чайлдфри. Неудивительно, что российские группы «свободных от детей» прослыли особо агрессивными и язвительными. Впрочем, страсти вокруг материнской темы буквально бурлят, и в выражениях тут никто не стесняется, так что ребята с форума кулачных боев нервно курят в сторонке (этим можно: им же не рожать!).

В 2015 году вышло наделавшее много шума исследование социолога Орны Донат «Сожаление о материнстве». 23 израильские женщины поделились с автором своими переживаниями: оказывается, рождение детей не только не сделало их счастливыми, но и, напротив, разочаровало, заставило чувствовать себя загнанными в угол. Эта работа вызвала шквал возмущения и такой же шквал поддержки. Видимо, пар долго копился в котле — и наконец он взорвался.

Впрочем, горячая реакция говорит о том, что предмет достоин изучения: расстановка сил изменилась, а соответствующая ей система взглядов не успела распространиться.

Американские социологи Эми Блэкстоун и Махала Дайер Стюарт в 2016 году опубликовали исследование, где анализируют причины, по которым люди не готовы обзаводиться детьми. Интервью с тремя десятками респондентов показали, что мужчины более склонны самостоятельно делать выбор: например, они отказываются от отцовства, если полагают, что такая роль помешает им путешествовать или заниматься другими важными проектами. А вот женщины в аналогичной ситуации испытывают серьезное давление со стороны общества. Им не так легко заявить в микрофон: «Я предпочитаю посвятить жизнь путешествиям!» — поэтому девушки вынуждены разными способами выходить из эгоистической позиции.

«Рожать не хотят только эгоисты»

Люди часто называют чайлдфри эгоистами. Однако непонятно, почему те, кто хотят иметь свою маленькую копию, которая будет помогать им материально в старости, менее эгоистичны, чем те, кто этого не хочет. 

Нужно различать понятия «эгоизм» и «эгоцентризм». Эгоизм — это когда человек любит себя и не станет действовать в ущерб себе, например, не пойдет на компромисс, если это причиняет ему неудобство. А эгоцентризм — это зацикленность на себе, то есть человек считает, что все вокруг должны служить его интересам. Эгоцентризм часто перерастает в нездоровый нарциссизм, когда человек начинает использовать других людей, чтобы удовлетворять свои потребности. Такие люди могут иметь детей и использовать их в угоду своим интересам. 

Наличие или отсутствие детей у человека не говорит о том, что он эгоист или эгоцентрист. Одни делают выбор иметь детей, а другие — нет, и один выбор не хуже и не лучше другого, они просто разные. 

Почему некоторые люди выбирают жизнь без детей?

Наиболее распространенная причина отказа от рождения ребенка – это желание быть абсолютно свободным и посвятить свою жизнь самому себе. По сути, это камень в огород всех общепринятых устоев, вроде “твоя жизнь принадлежит семье, государству, детям, церкви и тд”. Те страны и общества, которые освободились от таких устоев, сейчас стараются активно противостоять любым их проявлениям.

В чем-то это здоровое эгоцентричное желание ни от кого не зависеть. Чайлдфри говорят, что хотят довольствоваться жизнью только с партнером или партнершей и не быть в чем-то ограниченными. При этом они не испытывают отвращения к детям. Они могут прекрасно общаться с детьми своих друзей и знакомых и проводить с ними время.

Есть еще одна причина, по которой люди решают не заводить детей – это нежелание множить, как они считают, боль и страдания. Те, кто подвержен либеральным взглядам и вместе с тем меланхолии и депрессии по поводу загрязнения окружающей среды, войн и нищеты, зачастую просто не хотят приводить в этот мир новых людей. Они боятся, что в этом мире их дети будут несчастны.

Светлана: «Мы с мужем осознанно выбрали жизнь без детей, при этом в браке более 15 лет»

— Чайлдфри — это жизненная свобода во всем: от передвижений и личного времени до планов на будущее.

Сейчас мне 40 лет, я осознала, что не хочу детей, после 25. Время показало, что это был правильный выбор. Я всегда хотела быть самодостаточной и реализовать себя. Никакого материнского инстинкта и жажды заботиться о ребенке не чувствовала.

Мы с мужем осознанно выбрали жизнь без детей, при этом в браке более 15 лет. Родственники и семья вопросов не задают, они дают возможность нам жить так, как нам комфортно. К слову, у нас с мужем 5 крестников. Я хорошо к ним отношусь, но особого трепета не чувствую. Понимаю, что смысл жизни для меня не в этом.

Для меня счастье — это жить каждый день с удовольствием, это тепло, уют и путешествия. В целом мы с мужем так и живем: постоянно узнаем и открываем что-то новое. У нас насыщенная жизнь, мы ведем свой бизнес.

Сегодня, на мой взгляд, социум выстроил довольно жуткую схему: женщина, родив, перестает быть единицей общества, «обабивается». Поэтому, думаю, до рождения детей стоит прежде всего разобраться с тем, кто ты и чего от этой жизни хочешь.

Сила любви

Прежде всего, следует признать, что женщина может действительно не хотеть иметь детей и прожить насыщенную, полноценную жизнь. Но что делать тем, кому мешают собственные страхи и комплексы? Тем, у кого никогда не было матери, тем, от кого отказались еще в роддоме или обижали в собственной семье?

Нужно найти в себе силу простить женщину, которая не сумела передать свою любовь. Возможно, ее этому никто этому не учил. Возможно, она сама в душе так и осталась маленьким, напуганным ребенком.

Как известно, возраст и эмоциональная зрелость – не тождественные понятия. Но простить свою мать и дать себе самому шанс стать хорошим родителем может только самодостаточный человек.

Человеку в любом возрасте нужна мама, ее совет, ее ласка, ее любовь. Хочется слышать добрые слова, согреваясь от тепла ее сердца и обретая веру в то, что все будет хорошо. Становясь взрослыми, недолюбленные дети продолжают искать маму и проявления любви вовне, а не в себе самих. Многие матери признаются, что они хотели родить ребенка, чтобы почувствовать эту особенную любовь, это ощущения единства между матерью и младенцем, но так и не смогли добиться желаемого. Рожать нужно не из недостатка любви, а из ее избытка. Это означает, что в женщине уже столько любви, что она может ею поделиться с мужем, мамой, подругой, и кроме того обогреть и приласкать своего ребенка. Она настолько ресурсна, что чем больше она будет отдавать любви, тем больше будет получать от жизни.

Но ведь можно и самому стать источником света и любви для своих близких, друзей и коллег. Медицина знает случаи, когда бесплодная женщина брала на усыновление ребенка и спустя какое-то время она, вопреки прогнозам врачей, сама вынашивала и рожала здоровое дитя.

Сила любви безгранична, она исцеляет и дает стимул жить, преодолевать сложности и становиться духовно богаче, передавая знания и энергию близким людям.

Феномен чайлдфри

Как люди принимают решение не рожать детей, что получает от государства и общества женщина, которая стала матерью, был ли когда-нибудь «золотой век, в котором все рожали», какие бывают чайлдфри и можно ли как-то повлиять на это решение, рассказывает доцент Института демографии, социолог, преподаватель ВШЭ Ольга Исупова.

Давно ли феномен чайлдфри попал в поле зрения социологов?

Ольга Исупова

— Впервые о нем заговорили в начале 70-х годов. В 1978 году канадский социолог Джин Виверс опубликовала книгу «Childless by choice» («Бездетные по выбору»), проведя исследование большого числа молодых супружеских пар. Феномен чайлдфри, по ее мнению, стал следствием самых разных молодежных движений шестидесятых, в том числе интеллектуальных. Их объединяла идея выбора, включая выбор в вещах, которые никогда ранее человек просто не определял: например, иметь или не иметь детей.

— В Канаде случился демографический кризис, поэтому именно там социологи заинтересовались чайлдфри?

— Вовсе нет. Чайлдфри с шестидесятых годов было большой и мощной волной в Европе и Америке, так же, как «новое родительство», которое подразумевало осознанность этого выбора, или феминистское движение, рассматривающее материнство в качестве формы эксплуатации женщины.

Радикалистка Суламифь Файерстоун была страшно популярна в те годы. Она призывала женщин воздерживаться от деторождения и совершить революцию, но не в средствах производства, а в средствах воспроизводства.

Файерстоун была убеждена: деторождение — форма порабощения женщины, в результате чего вся ее жизнь подчинена ребенку, а она сама лишена возможности заниматься чем-то еще. Тогда же стало популярно отношение к беременности и родам как во всех смыслах слишком тяжкой ноше, которая также лишает женщину выбора. Ребенка придется растить, женщина неизбежно будет ущемлять себя в удовольствиях, заработке, карьере. В таком контексте идеи чайлдфри и расцветали.

Думаю, социологи обратили внимание на чайлдфри из-за большой популярности этой философии у широкого круга людей, которые были увлечены и вовлечены в движение. В 80-е годы, правда, многие из этих людей вернулись к мысли, что материнство все-таки может быть выбором женщины

Но организовывать его необходимо иначе. Никто не должен заставлять становиться матерью, говорить о долге, обязанности, судьбе и предназначении от природы.

Последние требования возникали не на пустом месте?

— Социально материнство было устроено так, что требовало от женщины слишком многого. В некоторых культурах предполагало тотальный отказ от всего остального и полное вложение в материнство. Логика сторонников чайлдфри исходила из того, что, раз можно отказаться от благ и радостей мира, ради материнства или чего-то еще, значит, и от материнства женщина имеет право отказаться.

Виверс была человеком, который решил социологически исследовать конкретный случай и всесторонне изучить позицию тех, кто сознательно отказывается от родительства.

“Рожать для того, чтобы тебе в старости кто-то ходил за водой, – чудовищно, – Анна Строганова Ижевск, 40 лет, педагог.

– Приняла решение стать чайлдфри примерно в 25–27 лет. Раньше меня воспитывало общество только с позиции: “Ты будущая мать” – и других вариантов я не знала. Потом, уже в зрелом возрасте, я нашла группы единомышленников-чайлдфри и поняла, что я такая не одна.

Аргументация проста. Экономическое положение в РФ не позволяет мне воспитать ребёнка качественно. От государства мы не получили ничего, кроме хрущёвки, где я сейчас ухаживаю за лежачим инвалидом – мамой. Больше недвижимости у нас нет. Мама всю жизнь проработала врачом, а отец – инженером на крупном оборонном заводе. Средняя зарплата в Удмуртии – 20 тысяч рублей. Врачи и учителя работают на ставку от 18 тысяч рублей.

Следующая причина – это медицина в РФ. Я банально боюсь за свою жизнь. План у врачей – как можно меньше кесаревых сечений, как можно больше естественных родов, что приводит к высокому травматизму у женщин и детей.

Также в РФ мизогинная система родовспоможения (мизогиния – ненависть по отношению к женщинам). Женщину за человека не считают, это инкубатор. А я не хочу быть инкубатором. Кроме того, меня никогда не умиляли дети, и я не хотела их в своей жизни. Я совершенно равнодушна к детям, их проблемам, их развитию. Мне неинтересно общаться с ними, даже с теми, кто подрос и восхищает своей сообразительностью. Но, несмотря на это, меня саму дети очень любят, я отвечаю им взаимностью, конечно, но – за пределами моего дома!

Плюс я  за качество людей, а не за количество. Немногие российские граждане могут сейчас позволить себе это “удовольствие” – хорошо воспитать ребёнка.

Сейчас ко мне придираются только врачи – все остальные приняли мою позицию. Даже платные врачи на любые болезни говорят мне: “Рожайте”.

Единственное, что расстраивает: если я слягу, как моя мама, то не будет “специально обученного человека со стаканом воды”. Хотя, знаете… Это дикий эгоизм, я считаю, рожать ради того, чтобы тебе в старости кто-то ходил за водой. Чудовищно это!

Материнство – антиутопия?

Есть масса причин, подталкивающих женщин к отказу от материнства, одна из них кроется в давлении на подсознание. К примеру, все девочки любят мультики, но какими в них предстают образы женщин с детьми (и предстают ли вообще)?

Принцесса Фиона (ребенок с проблемой) – заточена в башне родителями, очевидно, не готовыми к трудностям. Принцессу Аврору отправляют жить к феям. Золушка – почти образец для всех будущих чайлдфри: мачеха отказывается выполнять любые обязанности по ее воспитанию и содержанию, загружая тяжелой (а иногда и бессмысленной, как отбор белой фасоли от темной) работой. А сестры последней – дети, которых и врагу не пожелаешь: скверные, неряшливые, некрасивые, грубые…

Кто такие чайлдфри и почему их ненавидят?

Наконец, Мардж Симпсон – мать троих детей и жена простоватого, лысеющего, бытового алкоголика без претензий на лучшую жизнь. В одной из серий мультсериала даже обыгрывалось открытое противостояние чайлдфри и материнства. Причем, уже первую попытку переубедить оппонента Мардж проиграла из-за вмешавшегося в разговор сына-хулигана.

Таким образом, у девочек изначально нет примера для подражания. Образы, создаваемые в мультфильмах, скорее, уводят от идеи материнства как такового, чем воодушевляют на нее.

Что такое чайлдфри?

Чайлдфри — что это такое, и откуда взялся термин? Каждый человек, изучавший английский язык в школе, без труда переведёт, что child-free – это «свободный от детей». Бездетных людей много, но все ли они чайлдфри? Ведь причин, по которым люди не заводят детей, может быть множество.

Чайлдфри с точки зрения психологии
Чайлдфри, с точки зрения психологии, не считается отклонением, и добровольная бездетность вполне нормальное состояние современного человека. Это особая идеология, суть которой сосредоточена в сознательном отказе от родительства, что раздражает общество.

Если в прежние времена при отсутствии контрацепции, у семей не было особого выбора, то сейчас он есть. При условии хорошего здоровья женщины, она половину жизни проводила в состоянии беременности, и 10 детей в семье считалось нормой. Никого не заботило истощение женщины, или финансовые трудности. Была масса присказок и пословиц, которые поощряли рождение детей. И сейчас на каждой свадьбе молодожёнам, прежде всего, желают именно поскорее обзавестись потомством.

Озвучивать мысль, что дети – это не главное в жизни, просто небезопасно. Если в Европе и США большинство пар сознательно и самостоятельно планируют свою жизнь, в России молодые семьи сталкиваются с непониманием родственников, друзей, и общества в целом. Репродуктивное давление – это то, с чем сталкивается каждая женщина. Казалось бы, кому какое дело, сколько у вас детей, и есть ли они вообще? Оказывается есть.

«В старости пожалеешь»

Человек может пожалеть о любом выборе, потому что его установки меняются с возрастом. Чайлдфри — тоже не всегда пожизненный статус. Некоторые, к примеру, на всякий случай замораживают яйцеклетку или сперму, а другие берут ребенка из детдома или рожают позже, если позволяет здоровье.

Тамара, 39 лет, читательница Своих:

— У меня никогда не было желания иметь детей. Когда мама спрашивала, хочу ли я братика или сестричку, я всегда отвечала «нет». В детстве для меня было сюрпризом, что материнство — это женская обязанность и как будто бы единственная функция.

Из-за моего выбора люди часто спрашивают, хорошие ли у меня отношения с семьей. У меня не было детских травм, родители заботятся обо мне, а я о них, но своих детей я не хочу. Родственники никак не могут с этим смириться. Мама плачет почти каждый Новый год, когда заводит разговор о внуках. На день рождения мне желают познать счастье материнства и приводят в пример всех знакомых, кто недавно родил. Если мне говорят, что надо завести детей, я всегда спрашиваю: «А кому надо? Если мне, то мне не надо, а если вам — это уже не моя проблема, решайте ее сами». Дальние родственники смирились, но все равно считают, что я передумаю. Еще меня часто обвиняют в эгоизме, но не вижу в этом ничего плохого — жизнь одна и прожить ее надо так, как мне хочется. 

К тому же я не вижу вокруг себя примеров, где рождение ребенка принесло бы счастье семье. Знакомые либо рожают «по залету», либо еле справляются с новыми реалиями, но о трудностях открыто не говорят. Не понимаю, зачем это замалчивать и создавать идеальную картинку. 

В первый раз я вышла замуж в 21 год, была в браке 12 лет. В какой-то момент муж решил, что все-таки хочет детей, и мы развелись — без обид и скандалов. Сейчас я замужем во второй раз. Иногда мы обсуждаем, хочется ли нам стать родителями, просто чтобы знать, не поменялось ли что-то в наших взглядах. Решили создать финансовую подушку безопасности: если вдруг лет в 45 захотим завести ребенка, то потратим деньги на суррогатную мать. А если нет — на путешествия или другие хотелки.

Бывает и наоборот: люди осознают себя как чайлдфри, когда они уже стали родителями. Они любят своих детей и не отказываются от них. Просто в один момент понимают, что если бы могли повернуть время вспять и не заводить ребенка, то сделали бы это. 

В любой ситуации важно, чтобы человек принимал то, что он чувствует. Тогда ему будет проще понять, что он может сделать с этими чувствами

Например, если чайлдфри передумал и захотел ребенка, он оценивает варианты: может ли он родить сам, хочет ли усыновить и что для этого нужно, есть ли у него деньги на суррогатную мать. А если просто страдать из-за сделанного когда-то выбора, ситуация не изменится. 

Что такое чайлдфри: немного истории

Термин «чайлдфри» появился по историческим меркам сравнительно недавно, однако точное его происхождение установить все равно не удалось. Предположительно, этот термин впервые вошел в оборот в 70-е годы 20 века в рамках деятельности Национальной организации для не-родителей США, которая ныне уже не существует .

Более широкую известность это понятие обрело в 90-е годы, а именно после того, как школьная учительница Лесли Лафэйетт создала интернет-сообщество под названием The Childfree Network, целью которого была борьба с разными видами дискриминации бездетных людей и семей .

Уточним, что 30 лет назад тема была не то чтобы под запретом, а, скажем так, вызывала непонимание в обществе, что приводило к различным эксцессам. Уточним также, что русское слово «чайлдфри» является прямым переводом английского childfree, буквально означающего «без детей» либо «свободный от детей».

Данным термином обозначают людей, сознательно выбравших путь отказа от родительства при том, что их физическое и финансовое состояние вполне позволяет иметь детей. Термин был внедрен в противовес понятию «childless», что означает «бездетный» и обычно употребляется в контексте «не способный иметь детей».

Сегодня термин «childfree» является широко распространенным, повсеместным и общеупотребимым. Во всяком случае, большинство людей знает, что этот термин обозначает. Если сказать простыми словами, чайлдфри – это когда могут, но не хотят. Однако «внутри» понятия childfree существует множество разных градаций и оттенков смысла, для которых придуманы отдельные термины. Это стоит обсудить подробнее.

Избыточное давление социума

Налог за нежелание до поры до времени обзаводиться чадом сегодня никто не выплачивает, но жилищный вопрос каждый решает сам. Во всяком случае, теперь появление ребенка не гарантирует получение поддержки от государства, поэтому к планированию семьи сегодня нужно подходить осознанно.

Сейчас детородного возраста достигли дети, рожденные в 80-х и 90-х годах

Принимая во внимание практически полное отсутствие государственных программ по получению льготной жилплощади, высокую стоимость детских товаров и медикаментов, многие не торопятся с решением стать родителями

Это вызывает недовольство у старшего поколения: «Как же можно жить без детей?», «Вы что, для себя пожить решили?».

Хотя, как говорится, жить так, как хочется – это не эгоизм, эгоизм заставлять других жить так, как хочется тебе. Поэтому многих задевают подобные вопросы.

Более неприятный аспект, с которым сталкиваются молодые бездетные женщины – постоянные расспросы коллег на работе, родственников и прочих знакомых:

  • «Когда же уже?».
  • «Время-то идет, ты не молодеешь».
  • «Как нет детей? А ради кого ты живешь?».
  • «Я дам тебе телефон одной знахарки. Ты не отмахивайся, у меня вон племянница бесплодная была, но смогла родить. Что значит, нет проблем со здоровьем? А чего тогда не рожаешь?».

Такие «добрые» советчики вызывают у молодых женщин не то что неприятие, а даже отвращение к процессу вынашивания и рождения ребенка.

Нормально ли не хотеть детей при таком прессинге со стороны коллег и знакомых? Ответ очевиден.

Отношения с партнером

Истории о том, что с появлением нового члена семьи отношения между супругами могут дать трещину, заставляют многих женщин задуматься о том, нужны ли им дети вообще? Пеленки, подгузники, крик по ночам далеко не всегда сближают партнеров. Частые ссоры, недостаток общения, недомолвки, постепенное угасание сексуальной жизни могут образовать дистанцию в отношениях. Женщины бояться остаться у разбитого корыта с ребенком на руках. Хотя на самом деле именно неуверенность в партнере и вынуждает их добровольно отказаться от материнства. Но тем самым, они негласно соглашаются посвятить свою жизнь партнеру. Но ведь не факт, что именно такая мера самопожертвования спасет их отношения.

Как люди перестают быть чайлдфри?

Рождение и воспитание ребенка – это не только то, что обособлено инстинктами к размножению и заложено в нас эволюцией. Это помогает человеку получить социальное и психологическое подкрепление. Чем занимается человек, который придерживается идей чайлдфри? Как правило, собой, своими хобби, интересами, зарабатывает деньги, строит карьеру ради собственных амбиций. К какому-то моменту развития, обычно примерно к годам 40-45, такой образ жизни приедается и надоедает.

К этому моменту человек может заработать много денег или же, наоборот, поймет, что развиваться профессионально не получается. Он оглядывается по сторонам и понимает, что все вокруг приелось и жизни для самого себя ему теперь недостаточно. Кроме того, его все это время окружают друзья и знакомые с детьми, которые показывают, что дети – это здорово и с ними можно стать счастливым. Возможно, еще и родители пытаются уговаривать завести семью и детей. Все это может стать факторами, которые приведут к изменениям в мировоззрении человека. При этом переубеждать чайлдфри нет никакого смысла, так как человек должен самостоятельно прийти к тому, что он хочет детей. Или вовсе к этому не прийти – это тоже выбор.

Заболевания и расстройства

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий