Правила игры
Дошколятам очень нравится выигрывать. До такой степени, что любое будничное действие легко превращается в состязание. Например, кто быстрее застегнет все пуговицы, кто кого догонит по пути на детскую площадку и т.п. Особенно состязательный характер общения проявляется в детском коллективе.
Стремясь выиграть, ребенок легко меняет правила игры на ходу, а проиграв, может швырять предметы, толкать противников и т.п. Какие правила игры нужно завести и следовать им?
Если ребенок проиграл, разрешайте ему выплескивать эмоции, это очень важно! Можно потопать ногами, покричать, попрыгать или пробежаться. Но договоритесь, что в выплеске агрессии не должны страдать другие люди.
Формулируйте правила игры таким образом, чтобы дети понимали: главное участие и процесс
Например, «каждый, кто добежал до финиша, уже победитель» или «каждый, кто играл, уже выиграл».
Научитесь сами и учите ребенка правильно распределять ответственность за поражение. Ведь оно зависит от многих факторов: невнимательность, непрофессионализм, везение, страх и т.п.
Во время коллективных игр следите за тем, чтобы проигравшие не чувствовали себя изгоями. Не обязательно так уж четко следовать правилам игры и заставлять проигравших «выбывать». Предложите альтернативу, пусть проигравшие почувствуют, что проиграть может каждый, и это не означает его ущербность.
Пробуждайте интерес к игре или спортивным соревнованиям. Это лучший педагогический прием. Если ребенок прежде всего заинтересован в игре, и только потом в результате, любые неудачи будут легко преодолимы.
Что чувствует ребенок
Ребенок еще не знает того, что соревнования, в которых он участвует — не дело «жизни и смерти». Для него соревнования — это полноценный этап, отдельная страница существования, которая не может быть исправлена и перекрыта чем-то еще.
Как первая двойка в школе вызывает у ребенка слезы, так первое поражение на соревнованиях вызывает самые сильные отрицательные эмоции, а также рождает в сознании ребенка мысли, которые прежде к нему никогда не приходили — он не был с ними знаком.
Существует очень много психологических приемов и подходов к детям, занимающихся спортом. Но всегда нужно помнить о том, что универсального, единого способа, некоей «единой Библии психологии» не существует. Сколько бы вы ни искали, сколько бы статей и учебников не перечитали, вы не найдете ни одной инструкции от А до Я, где было бы написано «Если ваш ребенок проиграл, сделайте вот, что… Первое — …; Второе — ….; Третье — …; Ваш ребенок снова чувствует себя хорошо!».
И дело здесь вовсе не в том, что составить такую универсальную инструкцию очень сложно. Нет, это не сложно. Это невозможно!
Но все же в психологии есть общие моменты, те базисы, на которых строится все остальное. Именно о них мы и поговорим в этой статье.
Избегайте роли фаворита.
Если обстоятельства складываются в вашу пользу, выбирайте победу, роль фаворита не всегда отдает предпочтение тому, кто ею владеет. Фактически, идея о том, что у нас больше шансов на победу, в большинстве случаев представляет собой палку о двух концах.
Неплохо иметь уверенность в себе и в своих способностях, но мы не должны расслабляться, чтобы иметь лучшее видение проблем, с которыми нам придется столкнуться. Если вы считаете себя лучшим и имеющим все шансы на победу, это может привести к тому, что вы недооцените своих соперников и переоцените свои возможности. И когда ты проиграешь будет сложнее восстановиться эмоционально.
Перенесем на жизнь…
Человек, непреднамеренно наблюдая за жизнью другого, зачастую рисует у себя в мыслях ошибочное мнение: «Он заслужил эту должность, ибо был бесчестен», «Она выиграла конкурс красоты, ибо все куплено», «У них такой умный и подвижный малыш, потому что определяющее значение здесь играют гены» и так далее. Люди умеют и любят осуждать себе подобных, но они априори не решаются на риск и быстро опускают руки. Они боятся поражения, боятся того, что кто-то окажется лучше или запланированное обрушится в силу непредвиденных обстоятельств. Страх проигрыша избавляет человека от самого сладкого удовольствия в жизни — от игры
Игры, в которой важно не выиграть, а стойко и уверенно перенести поражения перед самым заветным моментом, когда в конце концов все получается
«Без поражений не бывает побед» — высказывание, смыслом которого руководствуются лишь сильные и уверенные в себе люди. Более того, совершенно без разницы, о каком жизненном аспекте идет речь, будь то бизнес, формирование личности или взаимодействие с другими людьми
Предельно важно пережить моменты упадка хотя бы для того, чтобы накопленный опыт преобразовать в успех. Безусловно, поражение можно обернуть в победу, если приложить соответствующие усилия
Что дает поражение
Поражение на соревнованиях — великолепная площадка для развития внутреннего мира ребенка. Ни одна победа не может дать ребенку столько пользы, сколько может дать поражение. И чем обиднее поражение, чем больше оно шокирует ребенка, тем лучше (это парадоксально, но это факт). Негативная почва, рождающаяся после поражения на соревнованиях, словно мы «размягчает» внутренний мир ребенка. Поражение может временно, кратковременно превратить достаточно сформировавшегося 10-летнего ребенка вновь в 2—3-летнего малыша, чрезвычайно податливого к учению и внушению.
Проигравшего ребенка можно сравнить с камнем, вдруг превратившемся в пластилин — это тот период (очень кратковременный), в который правильный подход со стороны родителей может дать ребенку гигантский пласт полезных качеств и знаний. Период после поражения на соревнованиях наилучшим образом подходит для воспитания новых качеств и оттачивания старых. И родители должны воспользоваться этим шансом для того, чтобы сделать ребенка умнее, сильнее, крепче и закаленнее.
А как вы ведете себя, если ребенок проигрывает? Получается ли сдержать эмоции и поддержать ребенка? Делитесь ответами в комментариях!
Алгоритм выхода из состояния «неудачи»:
Знакомство с объективной реальностью. Не стоит ограждать своего ребенка от ситуации и негативных переживаний – это приведет к тому, что в дальнейшей жизни он будет избегать моментов, где он может проиграть. Ребенок должен четко знать для себя: «Поражение – часть жизни, и то, что случилось – нормально!»;
Ориентация на успех. Чтобы ребенку научиться справляться с неудачами, его нужно ориентировать на успех, а не на лучший результат. К примеру, школьника нужно стимулировать не на получение отличных оценок, а на стремление к знаниям. Ребенку необходимо дать понять, что успех – это результат определенных действий, а не то, что «падает свыше». Он должен понимать, что, если он будет трудиться и работать над собой, у него в конечном итоге все получится. Причем, ориентация на успех у ребенка должна происходить в соответствии с его приоритетами и интересами;
Принятие себя. Ребенок должен быть другом самому себе – уметь себя успокоить в нужный момент, отнестись с долей сочувствия и понимания. Такое восприятие себя невозможно в малом возрасте — на это уходят годы, а развивать подобное отношение к себе ребенка должны, в первую очередь, родители;
Поиск причины неудач. Если ребенок поймет, что его неудачи закономерны и имеют четкую зависимость от чего – то, ему станет намного легче, отношение к неудачам изменится, а его психика, в свою очередь, будет «идти» правильным путем разумных суждений и анализа;
Правильная расстановка приоритетов
Мозг ребенка изначально плохо воспринимает неудачу, но, когда он успокоится и сможет воспринимать информацию адекватно, ему можно будет объяснить, что для него важно, а что – нет. Вполне вероятно, что то, в чем ребенок проиграл, стоит далеко не на первом месте в системе ценностей ребенка – тогда шанс на спокойствие возрастает;
Восприятие неудач с улыбкой
Здесь многое зависит от родителей. Помните о том, что ваше состояние передается ребенку: если вы будите улыбаться в момент его поражения – он начнет чувствовать, что все не так плохо, и его восприятие изменится в лучшую сторону;
Уверьте ребенка в безусловной любви. Этот момент очень важен, поскольку именно страх оказаться нелюбимым зачастую лежит в основе негативного восприятия ребенком своих неудач – ему кажется, что родители перестанут его любить! Вам необходимо развеять этот миф, и начать выражать свою любовь и уважение к нему в любой ситуации, когда малыш старался, вне зависимости от результата.
Advertisement
Отказ от упреков и подшучиваний
Даже самые безобидные шутки над проигрышем ребенка — это абсолютно неуместно. Если ребенок расстроен, любая шутка может показаться ему трагедией. Упреки тем более должны быть под запретом
Важно избегать таких фраз: «Я так и знала, что ты проиграешь!» или «Зачем вообще нужно было участвовать, я же говорила, что ничего не выйдет!».
В моменты, когда ребенок осознал, что он в чем-то уступил другим, его необходимо поддержать, однако поддержка в то же время не должна превращаться в причитания и бесконечные сюсюканья
Не нужно устраивать из проигрыша драму космических масштабов — важно вести себя спокойно и естественно. Можно провести совместную работу над ошибками, помочь ребенку понять, в какую сторону ему двигаться и что тренировать, чтобы быть еще сильнее
Вариант 1
(420 слов) Слово «победа» всегда ласкает слух и заставляет трепетать сердце. Но всегда ли она доставляет победителя на вершину блаженства? Всегда ли дает ему искомую славу? Далеко не всегда! Порой люди достигают триумфа такими путями, которые унижают их достоинство или стирают смысл достижения. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим литературные примеры.
Обратимся к пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад». Лопахин был внуком крестьянина и сыном пьяницы, жил близ усадьбы Гаевых и занимал самое низкое социальное положение по сравнению с хозяевами имения. Но времена изменились: теперь Ермолай разбогател на торговле и стал значительным человеком, а вот дворяне опустились и растеряли капиталы. Судьба дала герою шанс поквитаться с теми, кто владел его предками и помыкал ими. На торгах Лопахин выкупил вишневый сад и дом. Казалось бы, он возвысился над теми, кто когда-то был выше его, он должен быть рад и счастлив. Но что дала ему эта победа? Ермолай остался таким же одиноким, зажатым и нереализованным человеком, как раньше.Его комплексы, неудовлетворенность собой никуда не делись. Он так и не сделал предложения Варе, которая после сделки едва ли принял бы его. А все обитатели дома от него отвернулись. Триумф не возвысил, а унизил Лопахина, потому что никто не разделил с ним радости, и все его знакомые из героев пьесы были удручены его успехом, так как победа Лопахина стоила людям разорения и отчаяния. Да и он сам не приобрел ничего, кроме материальной ценности.
Побеждают не только герои, но и злодеи. В этом случае триумф не возвышает, а унижает человека. Именно это мы видим на страницах произведения А.С. Пушкина «Дубровский». Кирилла Петрович Троекуров поссорился с другом и решил наказать его за дерзость. Правда, средства для достижения цели он выбрал подлые и бесчестные. Воспользовавшись связями с продажными чиновниками, он отсудил единственное жилье у старика Дубровского и лишил его сына положенного наследства. Герой знал, что идет против закона, что Кистеневка ему не принадлежит
Но так ли это важно, если на кону его триумф? После заседания барин был полностью удовлетворен результатом и решил сделать широкий жест — помириться с проигравшим. Однако Кирилла Петрович потерял друга навсегда
Из-за этого несправедливого процесса Дубровский заболел и умер. Сладость победы была омрачена горечью траура: Троекуров не восторжествовал над проигравшим, а убил его. Этот поступок унизил его, а не возвысил, потому что его последствия обесценили триумф.
Таким образом, победа никогда не возвысит того, кто идет к ней по бесчестному пути, кто готов ради нее предать себя и свои моральные ценности. Кому нужен триумф ценой настоящей жертвы? Кто будет радоваться, видя чужие страдания? Такие успехи на крови унижают людей и не дают им никакого счастья.
Что наша жизнь? Игра!
Я частенько привожу детям примеры из собственной жизни. Например, я рассказывала, что когда я работала продавцом-консультантом, то у меня из ста человек могли что-то купить лишь 10. А это значит, что я проиграла 90 раз! Ну и теперь представьте себе, что было бы, если бы я стала плакать, топать ногами и швыряться товарами в тех, кто ничего не купил.
Нет, я спокойно обдумывала ситуацию, пыталась понять, где я ошиблась, как мне нужно было говорить, как нужно было себя вести. И делала выводы, для того, чтобы в следующий раз обязательно «сыграть» лучше.
А еще можно привести в пример разных знаменитых людей. Вот, например, был такой Томас Эдисон. Тот самый, который создал электрическую лампочку, которой мы пользуемся до сих пор. Так вот, прежде чем лампочка заработала, то есть случилась «победа», Томас провел более 700 неудачных опытов! Следовательно, получается, что он проиграл 700 раз!
Как говорил сам Эдисон: «Я не считаю, что я ошибся. Я просто 700 раз доказал, что эти способы не работают». Мне кажется, такие беседы помогают сформировать нормальное отношение к проигрышам. И начать рассматривать их не как поражение, а как еще один шажок на пути к победе.
Главное не свернуть с этого пути! А вот здесь может возникнуть загвоздка.
Личный пример
Дети склонны копировать поведение родителей, причем подражают больше действиям и реакциям, нежели словам. Вы можете сколько угодно рассуждать о достойном принятии поражения, но если вы сами не научились проигрывать, ребенок не сможет постичь это искусство. Отслеживайте свое собственное поведение, эмоции, объективность высказываний. Играя с ребенком, уважайте его как равноценного противника. Пожмите ему руку в конце игры или поблагодарите за игру. Получайте наслаждение от самого процесса игры и проявляйте его, показывая, что в игре гораздо более интересен процесс, а не результат. Если вы что-то делаете со вкусом и аппетитом, дети рано или поздно начинают подражать вам. Подумайте, а что значит выигрыш для вас лично? Основная цель и стремление доказать всему миру, что вы лучше всех, или просто один из возможных исходов увлекательного процесса игры?
Аргументы к теме «Победа и поражение» 2016-2017
Тема победы и поражения сама по себе присутствует на войне в самом явном ее проявлении. Война 1812г. – это одно из самых масштабных и значимых для России событий, во время которого были продемонстрированы народный дух и патриотизм населения, а также мастерство русского главного командования. После совета в Филях русский полководец М.И.Кутузов принял решение оставить Москву. Таким образом, планировалось сохранить войска и тем самым, Россию. Это решение демонстрирует не поражение в военных действиях – а напротив: доказывает непобедимость русского народа. Ведь вслед за военными город начали оставлять все его жители, представители высшего общества и дворянства. Народ продемонстрировал свою непокорность французам, оставив город врагу, лишь бы не находиться под властью Бонапарта. Вошедший в город Наполеон не встретил сопротивления, а увидел лишь пылающую Москву, которую покинули люди, и осознал не свою, казалось бы, победу, а поражение. Поражение от русского духа.
«Отцы и дети» И.С.Тургенева
В произведении И.С. Тургенева конфликт поколений проявляется, в частности, в противостоянии молодого нигилиста Евгения Базарова и дворянина П.П.Кирсанова. Базаров – самоуверенный молодой человек, смело судит обо всем, считая себя человеком, сделавшим себя собственным трудом и умом. Его оппонент Кирсанов – вел разгульный образ жизни, многое пережил, прочувствовал, любил светскую красавицу и обрел, тем самым, опыт, который повлиял на него. Он стал более рассудительным и зрелым. В споре Базарова и Кирсанова проявляется внешняя победа молодого человека – он резок, но соблюдает при этом приличия, а дворянин не сдерживает себя, срываясь на оскорбления. Однако во время дуэли двух героев, казалось бы, одержанная победа нигилиста Базарова оборачивается поражением в основном противостоянии.
Он встречает любовь всей своей жизни и не может противостоять своим чувствам, как и признать это, ведь он отрицал существование любви. Да, здесь Базаров потерпел поражение. Умирая, он осознает, что прожил жизнь, отрицая все и вся, при этом потерял самое главное.
«Тарас Бульба» Н.В. Гоголя
В повести Н.В. Гоголя можно найти пример того, как могут переплетаться между собой победа и поражение. Младший сын Андрий ради любви предал свою родину и казачью честь, перейдя на вражескую сторону. Его личная победа состоит в том, что он защищал свою любовь, смело решившись на такого рода поступок. Однако его предательство по отношению к отцу и родине непростительно – и в этом его поражение. В повести продемонстрирована одна из самых сложных схваток — духовная борьба человека с самим собой. Ведь здесь нельзя говорить о победе и поражении, так как невозможно выиграть, не проиграв при этом с другой стороны.
Не сравнивайте ребенка и не осуждайте, что «в твоем возрасте так себя не ведут»
Представим типичную ситуацию: мама, папа, двое мальчиков играют в настольную игру. Старшему 6 лет, младшему 4 года. Игра так неудачно складывается для старшего, что он проигрывает. А младший брат оказывается в выигрыше. Старший начинает безудержно плакать, психовать, разбрасывает всю игру. Родители начинают говорить: «Ты же уже большой, чего ты рыдаешь? Младшим надо уступать, пусть брат тоже выиграет!».
Ребенку от такого поведения родителей становится только больнее, он не знает, как с этим справляться, в итоге начинает еще сильнее закрывается от жизненных трудностей. Такие люди боятся принимать решения, стараются двигаться по течению.
Вариант 1
Поражения являются результатом совершенных ошибок. На ошибках человек учится. Проанализировав ситуацию, он понимает, как не нужно делать. Поражения важны потому, что закаляют характер, учат не отступать перед трудностями, они дают огромный жизненный опыт. Человек, умеющий проигрывать, делающий выводы из своих поражений, имеет все шансы достичь большого успеха. Подтвердить это утверждение помогут примеры из художественной литературы.
Герой произведения Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» Алексей Мересьев был знаком и с победами, и с поражениями. В начале Великой Отечественной войны его, военного летчика, во время воздушного боя сбили фашисты. С этим поражением он бы примирился и в следующем бою одержал бы победу, но жизнь подготовила ему испытание посерьезнее. Самолет упал в лес. Когда Мересьев выбрался из машины, оказалось, что у него повреждены ноги. Он с трудом мог передвигаться. Сначала на самодельных костылях, потом ползком он добрался к своим. Его подобрали партизаны, отправили в госпиталь. Пока летчик полз по заснеженному лесу, то отморозил ноги, их пришлось ампутировать. Мересьев думал, что жизнь кончена. Как летать без ног? А жизни без неба он себе не представлял. Полевой показывает отчаяние героя. Мересьев был близок к тому, чтобы сдаться. Узнав о летчике, который научился летать без ног, герой воспрял духом. Полевой проводит читателя через все испытания, которые пришлось преодолеть летчику. Последовали бесконечные тренировки, когда герою приходилось терпеть невыносимую боль. Потом пришлось доказывать медицинской комиссии и чиновникам, что он может летать не хуже полноценного человека. Он победил болезнь, победил самого себя. Беда закалила его характер, герой вернулся в строй.
Произведение Б. Раевского «Поединок с самим собой» рассказывает о дороге в спорт мальчика Юльки из блокадного Ленинграда. Во время блокады он чуть не умер, поэтому был маленьким, щуплым. Его так и дразнили во дворе Юлька-Заморыш. Ему все завидовали, когда он собрался поступать в суворовское училище. Мальчика не взяли туда по состоянию здоровья. Он попробовал записаться в спортивную школу, но и тут его ждала неудача. Поражение следовало за поражением, но он не отчаялся, не озлобился. Однажды он познакомился с офицером, преподавателем университета. Мужчина был ранен на войне, чуть не потерял ногу. Теперь он каждый день по несколько часов делал гимнастику, чтобы разработать поврежденные мышцы и связки. Он не сдавался и научил этому Юльку. Григорий Денисович рассказал мальчику поучительную историю. Однажды корабль потерпел крушение. Спаслось 12 человек, у них была еда, вода. Через три дня их спасли, но четверо к этому времени уже умерли. Причиной их смерти был страх. Сосед научил Юльку не бояться. Вместе с ним Юла стал заниматься спортом. Автор показывает, как день за днем, благодаря собственному упорству и поддержке Григория Денисовича, рос Юлька. У него будет еще много поражений, но они приведут его к победе. Юлька станет чемпионом страны по вольной борьбе. Казалось бы, у мальчика нет данных для занятий спортом и тем более для побед, но он умел держать удар, умел терпеть поражение. А это намного сложнее.
Кто-то из мудрецов сказал, что всякая победа начинается с победы над собой. Я бы еще добавила, что победа начинается с поражения. Поражение заставляет человека двигаться вперед, что-то постоянно доказывать себе и другим. Победа и поражение – это две стороны одной медали. Это касается не только военных или спортивных побед. Жизнь любого человека состоит из побед и поражений. Только тот становится победителем, кто умеет справляться с поражением.
Любовь и поддержка
В дошкольном возрасте для ребенка крайне важна поддержка авторитетных для него людей (как правило, родителей). Если ребенок уверен в вашей безусловной любви, ему гораздо легче справиться с неприятными жизненными ситуациями и неудачами. Зная, что мама любит его вне зависимости от его успехов или неудач, проигрыш для ребенка не превращается во вселенскую катастрофу.
Когда ребенок выигрывает, хвалить его несложно, гораздо сложнее сохранять объективность и мягкость в случае проигрыша. Объясняйте ему, что проигрыш — это своего рода урок. Учите ребенка объективно анализировать свои ошибки в игре, чтобы впредь их не допускать. Пусть ребенок привыкает к мысли, что иногда принять поражение, то есть получить отрицательный опыт, — может быть очень полезным, чтобы было куда расти, учитывать в будущем ошибки, учиться применять разнообразные варианты, помогающие «быстрее-выше-сильнее» достичь результата.
Как принять поражение? Не спешите сразу после проигрыша утешать ребенка, дайте ему немного времени свыкнуться с мыслью о том, что он в данный момент времени не оказался «самым лучшим», а спустя некоторое время (полчаса-час) спокойно поговорите с ним, делая акцент не на эмоциях, а на действиях, и на причинах, которые помешали добиться победы.
Играя с ребенком, давайте ему возможность и выиграть, и проиграть. Ни в коем случае не играйте с ребенком «в поддавки» (если это, конечно, не шашечная игра :)). Иначе, если он всегда выигрывает в состязании с вами, то любые проигрыши со сверстниками могут стать для него личной трагедией.
Верьте в своего ребенка. Просто верьте и все, без причины. Человек может совершить невозможное, если чувствует, что кто-то близкий верит в его успех. Японский детский психолог Масару Ибука рассказывает такую историю:
«Как-то доктор Сузуки рассказал мне об ученике, которого он встретил в провинциальной музыкальной школе. Ребенок считался совершенно безнадежным. Он играл на скрипке ужасно, никто не мог помочь ему. „Ты поиграешь мне?“ — спросил доктор Сузуки. Это было очень плохое исполнение, но доктор похвалил ребенка: „Замечательно, замечательно“, — и добавил: „А я играю это так. Как ты думаешь, у тебя получится так же?“ — „Получится“, — ответил мальчик и снова взялся за скрипку, стараясь изо всех сил. И что поразительно, у него стало получаться лучше».
Как научить ребенка проигрывать?
Прежде всего, необходимо определить темперамент ребенка. Например, флегматик отнесется к неудаче гораздо спокойнее, чем холерик или меланхолик. Ни в коем случае нельзя сравнивать реакцию своего ребенка и других детей, ведь все они разные и по-разному воспринимают те или иные ситуации.
Также следует понимать, что умение контролировать эмоции напрямую связано с возрастом ребенка. Даже взрослые люди расстраиваются, когда терпят неудачи, но они способны контролировать свои эмоции, а дети – нет. От ребенка, которому от 0 до 5 лет, нет смысла ожидать контроля над эмоциями.
Если проигрыш привел к тому, что ребенок огорчился, обиделся, психует или плачет, то это абсолютно нормальная, закономерная реакция. Ни в коем случае не стоит отчитывать его за это или призывать успокоиться. Более того, выплескивать свои эмоции абсолютно нормально, поскольку иначе они накопятся и превратятся в психосоматические заболевания, имеющие тяжелые последствия.
Никогда не закрывайте ребенку рот. Пусть он получит свой опыт разочарования и обиды, а после поймет, что после этой негативной вспышки все вновь становится так же хорошо, как и раньше.
Миф о «позитивном самоощущении»
Сегодня все только и говорят, что бездействие людей является результатом их низкой самооценки. Поэтому родители, споткнувшиеся о свою неуверенность, учат своих детей воспринимать себя исключительно с положительной стороны. Однако такой подход также влечет за собой последствия, причиняющие душевные муки. Что будет, если ребенок, уверенный в том, что он лучше остальных, потерпит неудачу? Никакими логическими доводами детей, привыкших только к положительной оценке, убедить невозможно.
Ребенок не должен воспринимать себя ни плохим, ни хорошим, он должен чувствовать себя любимым. Когда он знает, что любовь родителей никак не зависит от его поведения и достижений, он перестает страшиться утратить свое хорошее «я».
Если ребенок отказывается играть в игры, участвовать в олимпиадах и спортивных состязаниях из-за боязни оказаться не лучшим, единственный способ помочь ему справиться со своими переживаниями – научить его сравнивать свой результат не с результатами других ребят, а со своими достижениями в прошлом. То есть соревноваться с самим собой. Сегодня ваш ребенок не выиграл в шахматы, но продержался до десятого хода. Он не прибежал первым, но разрыв с самым быстрым мальчиком в классе уже был не столь велик.
Вариант №2
Человеческая жизнь извилиста. Она состоит из взлетов и паданий, побед и поражений. История помнит много войн, литература – поединков героя с другими, а также с самим собой, а философия – борьбу, как духовный поиск. А. де Сент-Экзюпери считал эти два слова высокими, но лишенными смысла. Конфуций же писал, что победа – это поражение. А Цицерон считал величайшей победой – победу над самим собой.
Легендарный роман Л.Н. Толстова посвящен этой теме. Смысл названия «Война и мир» гораздо глубже, чем кажется. Здесь боевые действие и сцены светской жизни, духовные искание героев, внутренняя борьба и путь к гармонии, межличностные конфликты и их разрешение. Андрей Болконский так и не стал победителем. Его цели пусты, эфемерны, мечты бессмысленны. Герой считал, что война – это красиво, а подвиг – прекрасен. Но на фронте он видит лишь грязь, ужас, кровь, страдания. А истинный герой – Тушин не вызывает восхищения, ведь он прост, скромен, неказист. Но умен, находчив, заботится о солдатах, в меру хитер – и в этом его победа.
Другой герой – Пьер Безухов находится в вечном духовном поиске. Мечется от отрицания всех философий до масонства. Он побеждает в этой внутренней борьбе, когда понимает, что истинная цель жизни в самой жизни
Важно всегда оставаться человеком, совершая каждый день маленькие подвиги на благо окружающих людей
Александра Чацкого «фамусовское общество» считает побежденным. Но так ли это на самом деле? Он остался при своих взглядах, которые скоро одержат верх. Он умен. Его задавили толпой. Но не в количестве победа, а в качестве.
Героиня пьесы Островского «Гроза» избирает путь самоубийства. Это смерть, но не поражение. Она становится свободной от жестокого гнета «темного царства». И даже Тихон завидует супруге, ее смелости и обретенной свободе.
Победа и поражение – понятия противоречивые, философские. Трудно сказать сразу, кто победитель, а кто нет. На литературных примерах это особенно заметно.
Учим не сдаваться
Пример из нашей жизни. Когда моей дочке Саше было лет пять – шесть, я частенько наблюдала такую картину. Летом играет она с другими детьми в салки. Саша убегает. И ее вот-вот настигнет водящий. Она понимает, что сейчас проиграет. И тут у Александры с ножки стабильно слетает босоножка.
То есть, бежать типа она дальше не может, а если бы могла, то точно бы убежала. А так, даже если ее и догонят, то это не она виновата, а босоножка. Вот такая вот хитрость)
Артемка, это мой младший сын, тоже заставлял голову поломать. Допустим, играем мы все вместе в «Мемо». Примерно на середине игры, Артем начинал оценивать шансы на победу не только свои, но и всех участников. Он на глазок прикидывал, у кого сколько карточек собралось. И если его стопочка меньше, чем у остальных, то он тут же начинал причитать «Вот, я проиграл, уже ничего не получится, у меня мало карточек и т.д.» И дальше уже играл без настроения и спустя рукава.
Справиться с такими «интересными» способами игры нам помогло одно классное видео. Которое наглядно показывает, что шанс на победу есть всегда. Что в процессе игры могут случиться совершенно непредвиденные события. Да что уж там, самые настоящие чудеса! И знать, чем все закончится, можно только доиграв до конца. Это видео чуть ниже. Обязательно посмотрите и детишкам покажите.
Ну а теперь дело за вами, друзья. Внесите и вы свою лепту в раскрытие этой непростой темы. Ждем комментариев)
Давайте будем все вместе учиться выигрывать, не становясь первыми!
Не забудьте подписаться на новости блога, чтобы не пропустить ничего интересного. И наша группа «ВКонтакте» ждет вас с нетерпением в своих стройных рядах.
Удачи!
Евгения Климкович.
Почему дети так сильно переживают свои поражения
Обычно с 5-6 лет дети знакомятся с первыми настольными или командными играми. И вместе с этим – ребенку приходится столкнуться с ситуацией, когда он может оказаться не первым. Когда ребенок терпит поражение в игре, он сталкивается сразу с несколькими сложными болезненными чувствами, с которыми не всегда может справиться сам.
Во-первых, это обычная горечь поражения. Даже взрослые расстраиваются, когда проигрывают. Дети расстраиваются в разы сильнее. Во-вторых, это ревность, чувство конкуренции, иногда зависть. Возникают сомнения в том, что я хороший, и меня будут любить вот таким «проигравшим». В-третьих, это может быть еще и разочарование в самом себе, злость на себя за какие-то действия в игре. Детям нужно время, чтобы научиться справляться с этими чувствами без скандалов, драк и разбрасывания игр.
Что необходимо делать родителю, чтобы ребенок не боялся проигрывать?
1) Подавайте правильный пример. Если вы тяжело переживаете поражения, психуете, плачете и негативите – ребенок, скорее всего, будет делать также. Он учится у вас. Настрой в семье задаете только вы своим собственным паттерном.
2) Станьте контейнером для детских эмоций. Ребенок должен чувствовать вашу поддержку в любых условиях; он должен знать, что нужен и важен не только тогда, когда вышел победителем. Будьте «жилеткой» и праведным другом своему чаду.
3) Учите действовать снова и снова, мотивируйте на свершения. Не давайте бросать дело после очередного поражения, учите ребенка идти до конца, ведь он идет не один, а вместе с вами.
4) Помогайте отпускать ситуацию
Переключайте внимание ребенка на что-то другое, чтобы горечь от поражения не затуманивала разум. Предлагайте новые увлечения и развивайте сильные стороны.
5) Хвалите много и часто. За любой новый шаг и маленький успех, за старание, желание и участие. И не задавайте высоких планок – они нужны разве что только вам и совершенно точно не нужны вашему ребенку.
6) Совместно находите плюсы. И проговаривайте их, опираясь на пользу/выгоду/позитивные моменты.
7) Донесите до ребенка, что проигрывать – это нормально, не всегда можно быть только победителем. Проигрыш не означает, что ребенок стал плохим. Вы любите его в любом случае, независимо от того, получилось у него что-то или нет.
Разница между успешным человеком и неудачником
Того, кто слишком слаб, недостаточно успешен и настроен пораженчески, называют неудачником. Сам термин несколько нелепый. Разве от человека зависит, повернется к нему удача лицом или нет? Разве не достоин тот, кому «не повезло», скорее сожаления, нежели порицания? Однако попробуем оставить в стороне звучание этого слова и посмотреть, что же за ним скрывается.
В каждом человеке сожительствуют «победитель» и «неудачник». Люди, в душе которых верх одерживает «неудачник», отказываются пробовать что-то новое и всеми силами избегают ситуаций, в которых могут показаться глупыми или слабыми. Они просто существуют, вместо того чтобы начать жить. «Победители» же не боятся рисковать, даже когда раз за разом терпят фиаско. Умение продолжать работу, невзирая на трудности, – качество, достойное уважения. Не в каждом человеке проигрыш вызывает желание начать что-то менять.
Как определить тот момент, когда внутри просыпается «неудачник»? В голове появляются мысли: «Я не могу себе позволить так себя вести. Что, если у меня ничего не получится?» Иными словами, неудача – верная спутница тех, кто в первую очередь думает о безопасности.
Однако, как бы парадоксально это ни звучало, несмотря на все заботы и тревоги, жизнь «неудачника», как правило, нельзя назвать надежной. Что же может быть надежного в том, чтобы, например, по 40 часов в неделю работать за небольшую зарплату на фирму, которая через несколько лет, возможно, станет банкротом?
Здравый смысл подсказывает нам поступать так, как «победители». Если бы не риски… Можно потратить много времени и денег на задуманное, но не факт, что все получится так, как хотелось бы. Люди, не стоящие на месте, но и не желающие тратить приобретенное, занимают промежуточное место между «победителем» и «неудачником». Назовем их «середняками». Они тратят все усилия на поддержание и воспроизведение уже имеющегося: статуса, связей, репутации, материального положения.