Распространенные ошибки при написании
Итоговые сочинения старшеклассники пишут уже в течении нескольких лет. За это время по результатам проверки сформировался список наиболее частых ошибок при его написании
На них сразу обращают внимание проверяющие
- Неправильное понимание темы или проблемы. Если ученик ошибочно определил тему, и написал сочинение совсем о другом – он рискует сразу получить «незачёт». Это один из ключевых навыков, которые проверяет итоговое сочинение.
- Отсутствие логики в повествовании. Сочинение должно быть логичным, а тезисы – раскрываться последовательно. Не нужно в тексте перескакивать с одной мысли на другую.
- Неверная формулировка основной мысли и тезисов. Например, в первом предложении основной части обозначена одна ключевая фраза, а приведённые аргументы не имеют к ней отношения.
- Фактические ошибки при использовании литературных примеров. Искажение названия произведения, имён героев, сюжета. Проверяющие могут не знать некоторых современных книг, но классические произведения из школьной программы помнят наверняка.
- Противоречащие друг другу вступление и заключение. Они должны выражать одну и ту же мысль. Для проверки следует прочитать их друг за другом, пропустив основную часть. Это позволит заметить и исправить все нестыковки и шероховатости.
- Несогласованные друг с другом блоки сочинения. Через всё итоговое сочинение должна нитью идти одна мысль. Каждый из блоков раскрывает её с той или иной стороны, но должен оставаться в основном ключе и не противоречить ему.
- Непонимание значений слов. Не стоит использовать слова, значения которых вызывают сомнения. Лучше подобрать синоним, или перефразировать предложение.
- Использование эмоционально окрашенных, просторечных, жаргонных или слов-паразитов. Стиль написания итогового сочинения близок к официально-деловому, поэтому такие слова недопустимы. Бывают исключения: например, если слово используется в цитате. Но злоупотреблять ими точно не стоит.
- Тавтология, плеоназмы, неправильный порядок слов в предложении. «Речевой мусор» в виде повторения однокоренных или нагромождения лишних слов, а также неправильно выстроенные продолжения ухудшают восприятие сочинения. Они могут помешать проверяющему правильно понять основную мысль, и негативно повлиять на оценку.
Вступительная часть
Благодаря использованию шаблонов и клише для сочинений ЕГЭ выпускнику будет проще структурировать свой текст. Однако не следует перебарщивать с использованием таких универсальных речевых структур, так как подобные пространные рассуждения могут лишь затруднить восприятие как отдельной мысли, так и всего эссе в целом. В качестве введения можно привести следующий перечень возможных клише:
Риторические вопросы. Примеры — «На первый взгляд эти вопросы кажутся простыми;… смысл этой статьи куда шире, чем может показаться вначале», «Эта проблема касается любого из нас».
Цитата. Приведение цитаты известной личности («…», — писал известный мыслитель/поэт/выдающийся человек, и в его словах звучит…»).
Вопрошание. «Задумывались ли вы, почему тема остаётся актуальной во все времена», «Понимает ли современный человек цену дружбы и чести».
Приём «Ниточка». Суть заключается в том, чтобы начать с цитаты, в которой выражена ключевая мысль, после чего объяснить его и перейти к формулированию проблемы.
Аллегория
Иллюстрация важности проблемы каким-либо известным примером.
Стандартные фразы по типу «Всем известно, что», «Не ошибусь, если скажу, что…», «Известен факт, что…», «О необходимости этого знает каждый», «Что мы знаем о (тема текста)? Чаще всего наши знания о (тема текста) ограничиваются общими представлениями», «Как часто мы слышим о…».
Также хорошим приёмом может быть апеллирование к авторитетам и, в частности, к художественной литературе. Подойдёт и обращение к собственному жизненному опыту для обоснования той или иной мысли.
Вступление
Вступление — это первое (если вы не пишите план), с чего начинается усердная и трудная работа над сочинением. Главная задача, которая перед вами стоит при написании вступления — это выдвинуть тезис*, который будет развиваться на протяжении всего сочинения.
*- тезис — это кратко сформулированная главная мысль, которую вам предстоит доказывать.
Тезис лучше формулировать вопросом — так вы легко перефразируете тему для своего понимания.
Виды вступления
- Традиционное. Здесь уместно ввести пару ключевых слов по теме, общее рассуждение по ней.
- Биографическое. Смело выбирайте этот вид вступления, если хорошо ориентируетесь в биографиях писателей. Здесь Вы можете продемонстрировать доскональное знание важных дат и этапов творчества.
- Лирическое. Подразумевает ответы на поставленные вопросы в теме, а также ответы на собственные вопросы: «Почему эта тема актуальная для меня», «Почему именно эту тему я выбрал» и т.д
- Историческое. Можно затронуть историческую тематику, связанную напрямую с произведением. К примеру, упомянуть Пугачевское восстание при написании сочинения по «Капитанской дочке» А. С. Пушкина.
- Аналитическое. Если Вы видите в теме сочинения такие слова, которые требуют разъяснения, их стоит проанализировать, раскрыв их суть («маленький человек», «лишний человек», «добро и зло», «честь», «дружба», «любовь».
- Сравнительное. Подходит для тем на основе сравнения (1-ый автор и 2-ой автор; 1-ый герой и 2-ой герой). Во вступлении в данном случае Вам нужно написать основания для сопоставления, которые Вы будете доказывать в аргументации.
Что можно написать во вступлении?
Не пишите того, что не относится к предложенной теме!
Е.Н. Ильин в своей книге «Как сдать экзамен по литературе» предложил ученикам несколько вариантов зачина:
- Академический. «Писатель родился в … году, окончил (или не окончил) университет, вершиной творчества стало произведение, о котором пойдёт речь. Роман (повесть, поэма, рассказ) написан в … году…
- От «я». «Я не случайно выбрал(а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…».
- «Киношный». Обычно он начинается с многоточия, за которым следует какой-то зримый образ. «…Ненастная ночь. За окном шумит ливень. Тихо и уютно горит настольная лампа. У меня на коленях раскрытый томик чеховских рассказов…».
- ДневниковыйБолконский… Кто же он такой? Почему всякий раз, встречаясь с ним на страницах романа, я испытываю то необъяснимую радость, то жгучую досаду, часто ловлю себя на мысли, что это я, что это про меня. Хотя, конечно…».
- Цитатный. Что вы, что вы с собой сделали!» — говорит Соня Раскольникову. Вдумаемся в её слова. Они применимы ко
всем героям Достоевского. Мармеладов, Рогожин, Карамазов … все они что-то над собой сделали, помимо того, что сделала
над ними жизнь…».
Многим из этих вступлений не учат в школе, а начинать экспериментировать прямо на экзамене не стоит. Выберите себе один — два стиля вступлений и прорабатывайте их. Если вы выбрали творческое направление при написании — будьте аккуратны — не всегда ваша бурная фантазия оценивается экзаменаторами по достоинству.
Помните, что любые творческие работы нужно отдавать на проверку учителю!
Как написать сочинение-рассуждение: приступаем к основной части
Здесь необходимо осветить мысли, которые вызвало произведение, эмоции к выбранному персонажу или его обстоятельствам.
Каждую идею придется подкреплять примерами из оригинального текста произведения или афоризмами. Если вы говорите, что проблема войны волнует героя, значит, нужно привести примеры, в которых это волнение передается читателю.
Основная часть – это по большей части ваши собственные рассуждения о том, что вас волнует во всей истории. Покажите здесь эволюцию своей мысли, с какого момента в произведении она зародилась, как эволюционировала и к какому выводу в итоге подтолкнула.
Клише для сочинения ЕГЭ по русскому языку
Клише использовать необязательно, но, чтобы тебе было проще написать сочинение, мы попросили Олесю Косовскую поделиться макетом, с помощью которого ты без труда справишься с заданием:
Вопрос-проблема? Ответ на этот вопрос можно найти в предложенном для анализа тексте ФИО.
Комментарий к проблеме
«Чтобы привлечь внимание читателя, автор обращается к воспоминаниям/ рассуждает о/вспоминает историю из жизни/ обращается к истории из жизни героя. ФИО пишет: «Ля-ля-ля»
Этот пример свидетельствует о том, что… Не только на это обращает внимание автор, но и на … Эти слова убеждают в том, что… Оба примера, дополняя друг друга/будучи противопоставленными друг другу, доказывают, что…(тут объединяем два пояснения к примерам применительно к проблеме). Взаимосвязанные примеры помогают понять позицию автора.»
- Позиция автора. «Имя Фамилия считает, что …./ Хотя позиция автора не выражена напрямую, она прослеживается в словах и поступках героя, который… (тут всегда не меньше 2 предложений)».
- Собственная позиция. «Я разделяю позицию автора. Действительно, тут мы пишем своё мнение. Тут мы его подтверждаем рассуждением или конкретным примером».
- Заключение. «В заключение хочется подчеркнуть, что… (тут всегда не меньше 2 предложений)».
Переход к основной части
Формулирование проблемы должно, в конечном счёте, раскрывать позицию автора по затронутому вопросу, а также дать возможность для выдвижения тезиса и выражения собственного мнения о проблеме. Перед тем как использовать аргументы и ссылки на художественную литературу (для подтверждения своих слов), необходимо чётко выразить свою позицию по поводу основной проблемы текста, а также согласиться или не согласиться с автором. Примером могут послужить следующие высказывания и рассуждения:
- «Оснвная мысль текста, на мой взгляд, заключается в том, что… и я согласен (не согласен) с автором, так как…».
- «Хотя позицию автора сложно назвать однозначной, я считаю, что…».
- «Я склонен считать, что…».
- «Авторское отношение к проблеме выражено в предложении: „…“».
При написании основной части текста нужны содержательные мысли и рассуждения выпускника, которые в обязательном порядке будут подкреплены ссылками на известные литературные произведения
Следует с осторожностью включать в сочинение события из собственной жизни, так как нередко описание своего опыта в контексте имеющегося материала будет просто лишним и даже неуместным (что никак не умаляет ценности подходящего примера).
Слайд 247. После этого желательно подсчитать количество слов. Учитываются все слова, в
том числе предлоги, союзы и частицы. Цифры, например год (1978), а также слово с дефисным написанием рассматривается как одно. В случае, если получилось меньше 250 слов, придётся увеличивать объём до необходимого минимума,иначе работу не засчитают. Бывают случаи, когда не хватает парыслов, тогда очень обидно получать «незачёт» за хорошее в целомпо содержанию и по грамотности сочинение. Но есть правила оценивания, критерии, которые необходимо учитывать. Если в сочинении недостаёт нескольких слов, то можно добавить в тезис вводные слова типа «конечно», «безусловно», «несомненно», «бесспорно» и т.п., а также наречия к глаголам и прилагательные к существительным
Например, вместо «важно заботиться о наших родителях» написать «конечно, очень важно заботиться о наших родителях» и т.д. Если же не хватает значительного количества слов, то можно,во-первых, добавить комментарий к аргументам (только не следуетпересказывать эпизод); во-вторых, во вступлении можно добавитьсвой комментарий по теме.
Дистанционные курсы для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы установленного образца!
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии
Время чтения: 3 минуты
В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной
Время чтения: 0 минут
Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие
Время чтения: 15 минут
В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса
Время чтения: 1 минута
Инфоурок стал резидентом Сколково
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
— С давних времён люди задумывались над вопросом …
— Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о ….
— Как следует относиться к …?
— (ФИО автора высказывания) когда-то сказал …. (далее следует цитата или её основная мысль).
— Могу предположить, что …(тезис)
— Позволю себе высказать свою точку зрения
Как писать аргументы на ЕГЭ по русскому языку
Аргументы подтверждают, раскрывают, обосновывают ваше согласие или несогласие с позицией автора.
В сочинение на ЕГЭ по русскому необходимо привести как минимум один аргумент, но можно и больше. Аргументировать свою точку зрения можно как примерами из жизненного опыта, так и литературными.
Литературные и жизненные примеры равноценны между собой, но иногда подходящий пример из жизни трудно вспомнить. В этом случае можно сформулировать обоснование с помощью примера из литературы — это только подтвердит вашу эрудированность и начитанность.
Ошибки при использовании литературных аргументов в сочинении на ЕГЭ по русскому языку
- Приведённый аргумент не соответствует обозначенной вами проблеме. Например, вы пишете, что в тексте поднимается проблема милосердия, но при написании аргумента размышляете над проблемой чести и долга. В выданном вам тексте может быть несколько проблем, но выбрать необходимо только одну! Нельзя «перескакивать» между проблемами, смешивать их в своё сочинении.
- Несоответствие автора и литературного произведения. Например, вы указываете автором «Войны и мира» А.С. Грибоедова, а не Л.Н. Толстого. Если вы плохо помните содержание книги, не уверены в выбранном примере, лучше не используйте его. Пишите те произведения, которые хорошо вам знакомы. Старайтесь внимательно перечитывать написанный вами текст, иначе можно допустить обидную ошибку и потерять баллы.
- Неполное обоснование аргумента. Если сдающий указал в сочинении что-то одно — или имена главных героев, или фамилию автора, или название произведения, — это не зачтётся проверяющими. Приведённый пример необходимо пояснить, точно обозначив название, автора книги, героев, а также проиллюстрировать сюжетом, который подтверждает ваше мнение к обозначенной проблеме. Если вы не уверены, что сможете привести пример из литературы, никак не можете подобрать произведение, смутно помните о чём оно, то не тратьте драгоценное время и постарайтесь грамотно сформулировать пример из жизненного опыта.
- В качестве аргумента приведён полностью пересказанный текст без каких-либо пояснений. Аргумент должен подтверждать и иллюстрировать ваше мнение по отношению к поставленной автором проблеме. Вы не просто пересказываете содержание книги, а анализируете ситуацию, героев, сюжет. Проверяющему должно быть понятно, что приведённый вами аргумент действительно раскрывает поставленную проблему.
- Аргумент не содержит микровывод. Необходимо подытожить, к чему вёл аргумент, что вы доказывали, над чем рассуждали.
- Использование недостоверной информации, искажение текста. Упоминание лишних героев, искажение имён в сочинение является ошибкой.
Чтобы точно быть готовым к ЕГЭ по русскому языку, советуем ознакомиться с лучшими пособиями и ресурсами для подготовки, узнать о восьми частых ошибках на ЕГЭ по русскому и пройти Секретную подборку. от преподавательницы школы Вебиум, Агнии Розенталь
Как распределить время и не запаниковать на ЕГЭ по русскому, поговорили на открытом вебе с преподавательницей Вебиума по русскому языку Агнией Розенталь.
Для основной части
Чтобы сформулировать тезис (то, что мы доказываем с помощью аргумента), нужно употребить эти клише для итогового сочинения:
- Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)
- В наше время людям уже известно, что…
- Не подлежит сомнению тот факт, что…
- Роль… нельзя недооценивать, ведь именно это сплачивает людей.
- Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(основная мысль сочинения).
- Нельзя не признать, что в наши дни…
- Моя позиция по этому вопросу однозначна:
- По ему мнению, по моему суждению, согласно моему мировоззрению…
- По всей видимости, смысл (роль, суть, идея, предназначение)… заключается в том что,
- Конечно, без … жизнь человека невозможна, так как
- Конечно, сегодня мы понимаем, что…
- Разумеется, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения)
Дорога к самим аргументам пролегает через эти клише и шаблоны:
Чтобы не растекаться мыслью по древу, используйте выражения, которые помогут лаконично и логично изложить мысль:
Авторская позиция ясна:
Автор повествует о…
Писатель изображает картину, где…
В книге изображаются герои, которые…
Автор описывает…
Писатель демонстрирует общие закономерности формирования…
Автор показывает…
Поэт показывает…
Размышления автора позволяют понять, что
Лирический герой осознал, что
Писатель размышляет о…
Автор обращает свое внимание на проблему…
Внимание писателя сконцентрировано на вопросах…
Писатель обращает наше внимание…
Автор хочет этим сказать, что
Писатель заостряет наше внимание на …
Позиция автора проявляется в…
Он акцентирует внимание читателя на…
Автор не комментрирует действия героев, но демонстрирует свою позицию через символы и описание пейзажа:
Автор учит нас тому, что…
Этот поступок героя говорит о …
Поведение героя говорит о том, что
Мы видим, что герой поступил так потому…
Судьба героя позволяет сделать вывод, что
Автор подводит нас к мысли о том, что
Автор показывает, к каким последствиям привело…
Произведение заставляет задуматься о роли … в жизни человека.
Автор осуждает героя и выражает свое несогласие с …
Этому герою/поступку автор противопоставляет…
Писатель не может согласиться с выводами своего героя и опровергает их, изображая…
Писатель осуждает…
Автор выражает категорический протест против…
Герой является носителем авторской позиции и выражает его точку зрения, а именно…
Он ставит нам в пример…
Писатель призывает нас помнить о том, как важно (что не нужно, что не стоит)
Автор не раз прерывает описание лирическими отступлениями, в которых прослеживается его позиция:
Автор подчеркивает…
Писатель дает понять, что герой прав, ведь…
Автор утверждает…
Завершить свой аргумент лучше всего этими клише для итогового сочинения по русскому языку:
- Этот пример позволяет сделать вывод о том, что
- Писатель считает, что…
- Позиция автора созвучна с моей, она выражается в том, что
- Данный пример помогает найти ответ на вопрос. Он заключается в том, что…
- Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
- Автор убеждает нас в том, что
- Писатель дает нам возможность убедиться в том, что…
- Мы можем прийти к выводу…
Переход к основной части
Формулирование проблемы должно, в конечном счёте, раскрывать позицию автора по затронутому вопросу, а также дать возможность для выдвижения тезиса и выражения собственного мнения о проблеме. Перед тем как использовать аргументы и ссылки на художественную литературу (для подтверждения своих слов), необходимо чётко выразить свою позицию по поводу основной проблемы текста, а также согласиться или не согласиться с автором. Примером могут послужить следующие высказывания и рассуждения:
- «Оснвная мысль текста, на мой взгляд, заключается в том, что… и я согласен (не согласен) с автором, так как…».
- «Хотя позицию автора сложно назвать однозначной, я считаю, что…».
- «Я склонен считать, что…».
- «Авторское отношение к проблеме выражено в предложении: „…“».
При написании основной части текста нужны содержательные мысли и рассуждения выпускника, которые в обязательном порядке будут подкреплены ссылками на известные литературные произведения
Следует с осторожностью включать в сочинение события из собственной жизни, так как нередко описание своего опыта в контексте имеющегося материала будет просто лишним и даже неуместным (что никак не умаляет ценности подходящего примера)
Как написать сочинение/эссе по литературе: составляем план
Перед началом выполнения задания нужно четко продумать, по какому плану это делать, чтобы поток мыслей выстраивался в стройные, логически последовательные предложения.
Сразу после получения темы сочинения в голове начнут возникать идеи и образы (конечно, если вы читали произведение). На черновом листке набросайте фразы или слова, которые в первую очередь приходят в голову. Потом их можно развить до целого сочинения.
Итак, тщательно продумайте, что хотите сказать по теме. Затем тезисно запишите на бумаге в столбик мысли. А уже потом решите, в какой последовательности хотите эти мысли отображать на бумаге. Это нужно для четкой и ясной структуры работы.
Аргумент из литературы или жизни
Вначале нужно сделать переход к аргументу – снова напомнить о понятии, связав его с жизнью или с литературой:
- «Без “понятия” жить сложно»;
- «Примеры “понятия” встречаются и в обычной жизни»;
- «Многие писатели также затрагивали тему/говорили/задумывались о “понятии”»;
- «Тема “понятия” часто раскрывается в литературных произведениях».
Далее нужно описать ситуацию из жизни или из книги. Помните, что в литературных аргументах обязательно должны быть автор и название:
- «В рассказе/повести/романе “название” “автор” “понятие” проявляется в…»;
- «“Имя героя”, герой рассказа/повести/романа “название” “автор”, проявлял “понятие”…».
Аргументы для сочинения 9.3 Многомудрый Литрекон уже подготовил:
- Смелость
- Драгоценные книги
- Раскаяние
- Материнская любовь
- Дружба
- Взаимовыручка
- Сила характера
- Внутренний мир
- Нравственный выбор
Здесь перечислены далеко не все подборки, поэтому Вам необходимо освоиться в рубрике «Банк аргументов», чтобы всегда иметь доступ к примерам.
Аргументация собственной позиции
Чем сильнее и разнообразнее аргументация и обоснование выдвинутых тезисов, тем выгоднее будет смотреться сочинение, так как крайне важно не только уметь формулировать своё мнение, но и доказать, что оно имеет право на жизнь. Для этого существуют несколько основных приёмов, которые опираются на жизненный опыт, а также на позицию читателя и зрителя
К ним относятся такие шаблоны:
- «Как часто приходится сталкиваться с (название проблемы)…».
- «Разве не стали нормой жизни (обычными) такие явления, как…?».
- «К сожалению, вокруг нас нередко происходят подобные случаи/явления…».
- «До сих пор среди нас встречаются люди, которые…».
- «Подобные явления, увы, стали нормой… Вспомните хотя бы тот случай, когда…».
- «Обратимся к великому роману (имя автора и название произведения)…».
- «Вспомним героя повести (название)…».
- «Идея (общности русского народа, единства с природой и пр.) ясно выражена в стихотворении (автор, название)…».
- «Особенно остро эта проблема поставлена в произведении (название)…».
Нужно обратить внимание, что от выпускника требуется высказать своё мнение, а оно может и не совпадать с позицией автора, и этого не нужно бояться, ведь цель экзамена — проверить способности к рассуждению и полемике. Иногда даже с практической точки зрения выгоднее вступить в заочную дискуссию с автором, ведь аргументированно спорить гораздо сложнее, чем просто пассивно соглашаться с выраженным мнением
Формулировка проблемы
Для того чтобы определить основную проблему текста, необходимо найти главную позицию автора, которая, в большинстве случаев, выражается в виде вопроса. Под проблемой понимается сложный теоретический или практический вопрос, требующий вдумчивого исследования, осмысления и решения. При желании можно попутно рассмотреть и косвенные моменты, связанные с основной проблемой. Для сочинения вполне могут подойти следующие вводные фразы:
«Данный текст посвящён важной проблеме (или теме)».
«…!» — этот призыв, обращённый к сердцу каждого из нас, звучит в тексте (имя автора)”.
«Что такое …(к примеру, дружба или любовь)? Какое значение она имеет жизни любого из нас? Эту важную тему затрагивает автор…».
«Публицист ставит/излагает/анализирует/рассматривает/обсуждает перед нами очень неоднозначную тему (название главной мысли, к примеру, смелость на войне и в мирное время)».
«Текст автора заставляет меня серьёзно задуматься о (наименование проблемы)».
«В центре внимания автора — (название проблемы, к примеру, взаимоотношения между разными поколениями)».
Для лучшего раскрытия вопроса недостаточно просто указать на существование проблемы, поставленной автором. Необходимо дать несколько комментариев по теме, показывая своё личное отношение как к тексту, так и к серьёзным вопросам, поднятым в нём.
Для комментирования проблемы можно использовать такие клише: «Особого внимания заслуживает мнение автора о…», «Чувствуется, что симпатии автора находятся на стороне героя, который…», «Публицист вступает в полемику с…».
Заключение
Тут нужно пересказать по-другому определение из первого абзаца, согласившись с тем, что оно именно такое, как Вы его определили первоначально. Вряд ли будет иначе, ведь на ОГЭ обычно нужно рассказывать о «вечных» ценностях – любви, дружбе, взаимовыручке, счастье:
- «Таким образом, “понятие” помогает жить каждому человеку…» (если определять нужно нечто позитивное).
- «Таким образом, с “понятием” нужно бороться, чтобы жить полноценно…» (если определять нужно нечто негативное).
- «Итак, “понятие” – это».
- «Подводя итог, “понятие” – это».
Вот и все, сочинение 9.3, а с ним и ваши мучения, закончились. Теперь напишите еще 20 таких, и тогда на экзамене точно не попадете впросак. Помните, что в данном случае количество обязательно перейдет в качество.
Клише к итоговому сочинению:
Для вступления
- Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
- Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …
- Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что…
- Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю, что …
- Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …
Для перехода к основной части
- В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
- Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…
- Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …
- Обратимся к произведениям художественной литературы
- За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
- Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
- Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос, заданный во вступлении)
Для тезисов
- Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)
- Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(основная мысль сочинения).
- Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения)
Для аргументов
Обращение к произведению
- Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
- Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название).
- Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
- Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название произведения).
- Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
- Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
- Вспомним героя повести… (автор, название).
- Обратимся к роману… (автор, название).
- Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.
Интерпретация произведения или его фрагмента:
Автор повествует о…
Автор описывает…
Поэт показывает…
Писатель размышляет о…
Писатель обращает наше внимание…
Писатель заостряет наше внимание на …
Он акцентирует внимание читателя на…
Этот поступок героя говорит о …
Мы видим, что герой поступил так потому…
Автор показывает, к каким последствиям привело…
Этому герою/поступку автор противопоставляет…
Писатель осуждает…
Он ставит нам в пример…
Автор подчеркивает…
Автор утверждает…
Промежуточный вывод:
- Писатель считает, что…
- Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
- Мы можем прийти к выводу…
Для заключения
- Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
- Невольно напрашивается вывод…
- Таким образом, мы приходим к выводу: …
- Итак, можно сделать вывод, что…
- В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
- Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
- В заключение хочется выразить надежду на то, что…
- Хочется верить, что…
- Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
- Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
- Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
- Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
- (Цитата)«…,» – писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что
- К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…
Заключение и вывод
Один из самых распространённых приёмов, которым пользуются многие выпускники для плавного перехода к заключительной части, является приём «Отклик». Его определение сводится к следующим словам: «Прочитав текст, становится понятно, что…» или «По прочтении текста приходит мысль, что…». Можно использовать и другие клише для заключения сочинения в ЕГЭ:
- Цитирование главной мысли текста с последующим комментарием: «”…!» — это высказывание содержит в себе ключевую мысль текста. На мой взгляд, это…”.
- «Автор хочет, чтобы… Однако без общих усилий мы никогда не будет жить в мире, где…».
- «Прочитав произведение, осознаёшь, что…».
- «К какому же выводу я пришёл, размышляя над этой темой? По моему мнению, надо…».
- «Таким образом, мы приходит к очевидному выводу…».
- «Прочитав текст, понимаешь, что цель автора и заключалась в… Автору удалось (не удалось) нас убедить в том, что…».
Слайд 18В. Микровывод. Дорогу, по которой идёт Обломов, можно назвать путём в
никуда, потому что он не может сделать ничего для достижения своей цели из-за собственной лени и нежелания двигаться вперёд. Элементы 2-го аргумента те же самые.А. Теперь обратимся к замечательному произведению Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».Б. Жизненный путь Родиона Раскольникова не привёл его ни к чему хорошему.В романе Ф. Достоевский изображает столкновение теории, придуманной героем, с реальной жизнью. Родион хочет помочь всем людям и в то же время узнать: «тварь я дрожащая или право имею…». Раскольников уже давно вынашивал свой ужасный замысел, но всё это до поры до времени оставалось лишь мрачной фантазией. На мой взгляд, как только мысли Раскольникова зашли об убийстве, ему надо было переосмыслить свою теорию и выбрать другой жизненный путь. Неужели он не догадывался, к чему может привести такое преступление? Порой нужно задумываться о последствиях сказанногоили сделанного заранее.В. Этот путь я также могу назвать дорогой в никуда, потому что убийство человека — величайший грех, который нельзя оправдать ничем, даже теорией всей жизни.