Педсовет адаптация студентов первокурсников в колледже

Адаптация в современных науках

Современная психология и социология рассматривают понятие адаптации как процесса и результата установления гармоничного взаимодействия между личностью и окружающей социальной средой. Сущностью адаптации называют приведение субъекта адаптации к оптимальному соответствию с требованиями ее объекта (социальной среды). Если нарушается стабильность (субъект перемещается в другую среду, изменяется сама среда или ее условия) возникает рассогласование в системе ее субъекта и объекта, это влечет за собой функциональное расстройство и потерю целостности. Как результат – возникновение адаптивной ситуации, в которой система или отдельные ее элементы стремятся восстановить нарушенное равновесие. Характерна такая ситуация для любого вида адаптации человека, которая понимается как целенаправленный и активный процесс разрешения противоречий, появляющихся при взаимодействии человека с новой социальной и природной средой.

Адаптация в трактовке В.А. Якунина это процесс взаимодействия человек — окружающая среда, результатом которого является возникновение стратегии и модели поведения, адекватных условиям, меняющимся в этой среде.

При адаптации личность путем перестройки или подбора стратегии поведения приспосабливается к изменениям в социальной среде. Д.В. Колесов использовал критерий оптимального соответствия, чтобы построить модель стадиальности адаптационного процесса. Она содержит следующие стадии:

  1. Уравновешивание это установление равновесия между индивидом и средой, с проявлением взаимного терпения к стереотипам поведения и системе ценностей.
  2. Псевдоадаптация сочетает в себе  внешнюю приспособленность к обстановке и отрицательное отношение к ее требованиям и нормам.
  3. Приноравливание это принятие и признание основных ценностей в новой среде.
  4. Уподобление это психическая переориентация индивида, преобразование его прежних установок, ориентаций и взглядов.

Такая модель достаточно условна, ее стадии могут выступать одновременно или же взаимозаменяться.

Слайд 15Советы родителям на каждый деньГоворить сыну (дочери): «Людям должно быть с

тобой легко» – не бойтесь повторять это.Не расставайтесь с ребенком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому; возвращаясь, домой, не забывайте сказать: « А все – таки, как хорошо у нас дома!»Внушайте ребенку давно известную формулу психического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других».В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось,  будто они вечно неправы. Этим вы и детей научите уступать, признавать ошибки и поражения.Если у вас есть возможность дойти до колледжа вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы.Научитесь встречать ребенка после занятий. Не стоит первым задавать вопрос, «Какие оценки ты сегодня получил?»,  лучше задавать контрольные вопросы: «Что было интересного сегодня?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в колледже?».Не раздражайтесь в момент его временных неудач.Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.

Стадии

Стадии адаптации личности студента первого курса, его учебной группы, к новой социокультурной среде, выделенные Е.В. Осипчуковой:

  1. Начальная стадия. Индивид (группа) осознает, как должен себя вести в новой социальной среде, но принять и признать новую систему ценностей ВУЗа еще не готов, поэтому стремится придерживаться привычной системы ценностей.
  2. Стадия терпимости. Между индивидом, группой и новой средой возникает взаимная терпимость к образцам поведения и системе ценностей.
  3. Аккомодация – принятие и признание индивидуумом системы ценностей в новой среде и одновременной признание группой новой социкультурной среды ценностей индивида.
  4. Ассимиляция – совпадение системы ценностей индивида (группы), среды.

Результатом осуществления личностного адаптационного потенциала при адаптации можно назвать адаптированность – определенное состояние личности, выступающее итогом процесса адаптации. Обеспечить достижение какого-либо уровня адаптированности позволяют стратегии адаптивного поведения, выбирая которые человек, взаимодействую с окружающей средой, достигает поставленного уровня или нет.

Среди стратегий адаптивного поведения можно выделить следующие:

  • Активное изменение себя;
  • Активное изменение среды;
  • Уход от контакта с окружающей средой и углубление во внутренний мир;
  • Уход из среды, поиск новой;
  • Пассивное подчинение условиям окружающей среды;
  • Пассивное ожидание изменений внутри себя;
  • Пассивное ожидание внешних изменений.

Некоторые исследования показывают, что лучшего адаптивного эффекта, который будет отражать высокий уровень адаптированности, можно достигнуть при сочетании стратегий, направленных на одновременное и активное изменение не только себя, но и окружающей среды. Умеренный результат адаптации достигается при внешнем приспособлении субъекта обучения к среде, которое не вызывает изменений внутри личности, и две модели поведения: выжидание внутренних и внешних изменений или уход из среды. Характеризующийся негативным эффектом в адаптации низкий уровень адаптированности возникает при отказе субъекта взаимодействовать со средой и углубление в собственный внутренний мир.

Как первокурснику быстрее адаптироваться: полезные советы

Чтобы психологическая адаптация проходила легче, воспользуйтесь нашими советами:

Идите по пути наименьшего сопротивления и примите все как есть. Дороги назад нет. Вы студент-первокурсник. И чем быстрее вы это поймете, тем легче пройдет ваша адаптация.
Планируйте свой день. Заведите ежедневник и расписывайте весь свой день. Казалось бы зачем, если можно распечатать готовое расписание пар? Но так сужается поле вашего восприятия и будет труднее ориентироваться по времени. Напишите четко по дням, сколько времени занимают занятия, сколько часов надо потратить на подготовку к семинарам, куда надо сходить или съездить. Когда распишите свой день вы увидите, все не так страшно, и даже есть время на досуг.
Участвуйте в общественной жизни вуза или техникума. В начале года делают объявления, к каким активностям можно присоединиться: КВН, студгазета, театр, литературный кружок, научная секция. Не упустите возможность заняться чем-то еще, кроме учебы. Ведь нельзя все время учиться. Хобби наполняет и помогает разгрузить голову

Запомните важное правило: хороший студент — отдохнувший студент. Поэтому расставляйте приоритеты и выделяйте время на досуг.
Не бойтесь преподавателей

Разделите дисциплины на те, которые вы знаете хорошо и на те, которые вызывают затруднения. Не копите неусвоенный материал. Подойдите к преподавателю и скажите ему о трудностях. Он обязательно даст советы, как лучше усвоить материал. А когда разберетесь с учебой, то и адаптация пройдет быстрее.
Найдите друзей. Адаптация будет проходить легче в кругу единомышленников. Присмотритесь к ребятам в группе. Не бойтесь подойти первому и заговорить. С хорошей компанией и учиться будет легче, и время будет проходить веселее.
Расставьте приоритеты. Учеба — это, конечно, главное в вузе. Но оставьте один выходной день без занятий. Гуляйте и общайтесь. Такая перезагрузка поможет вам с новыми силами взяться за учебу. 
Помните, все трудности — временные. Не одно поколение студентов прошло через адаптационный период. Они справились, значит, справитесь и вы.
Часто студенты первого курса стараются оградить себя от новых условий и обстановки и оставить все как есть. Но это невозможно, и такое желание может привести к дезадаптации. Надо помнить: хотим мы этого или нет, но условия новые, и функционировать в прежнем привычном режиме не получится.

У некоторых учащихся 1 курса адаптация длится недолго. Но есть и такие первокурсники, у которых процесс адаптации существенно затягивается. Чтобы облегчить этот процесс, обращайтесь за помощью. Например, в студенческий сервис. Специалисты помогут вам с решением любого вопроса по любой дисциплине.

Адаптация первокурсников. 9 простых правил

Начало обучения в новом учебном заведении всегда представляет для студентов определенную сложность: это начало нового этапа в жизни, изменился стиль жизни, новый незнакомый коллектив, более сложная система обучения, иные требования. Сам факт поступления в техникум укрепляет веру подростка в собственные силы и способности, появляется надежда на новую интересную жизнь. Процесс адаптации начинается уже с момента поступления

И с 1 сентября подросток вливается в новую жизнь и, что важно, в новый коллектив

Вот 9 простых правил для адаптации в новом коллективе:

1. Улыбайтесь. В период адаптации в новом коллективе старайтесь почаще улыбаться. В начале Вашего пребывания в группе о Вас формируется первое впечатление и оказывает влияние на все последующее отношение к Вам.

2. Не ведите себя высокомерно. Смена места – это всегда стресс. В первые дни нахождения в коллективе человек (особенно если он стеснителен и застенчив), чаще всего склонен вести себя напряженно, избегать контактов, замыкаться в себе. Это происходит потому, что вхождение в коллектив является стрессом для любого человека. Такое Ваше холодноватое отношение могут расценивать как высокомерие. Поэтому, как бы не было, трудно в первые дни, старайтесь не «закрываться» от людей, контактировать, обращаться за помощью и улыбаться.

3. Проявляйте доброжелательность, терпимость, чувство юмора.

4. Принимайте коллектив таким, каков он есть. Принимать людей такими, какие они есть очень сложно. Хочется, чтобы люди были такими, какими мы их хотим видеть. А они разные – каждый со своим опытом и багажом проблем. Не злитесь и не огорчайтесь, и не стремитесь переделать человека – это невозможно. Учитесь терпимости.

5. Учитесь трудолюбию и не ленитесь. Помните, Вы на виду у коллектива и его мнение о Вас может стоить Вам дорого или наоборот стать хорошим стартом для новых отношений.

6. Будьте готовы помогать другим. Если вы видите, что у Вашего одногруппника есть проблемы, а у Вас есть свободное время, предложите ему помощь. Это всегда положительно оценят Ваши одногруппники и преподаватели.

7. В сложных ситуациях не хитрите и, не изворачивайтесь. Помните, «нет ничего тайного, что бы ни стало явным». Лучше вовремя сообщить об ошибке, чем со страхом ждать, что ее раскроют и накажут.

8. Не обсуждайте других.

9. Если вы заметили, что в коллективе есть деление на микрогруппы, старайтесь не входить в них и общаться со всеми. Этим Вы избежите многих неприятностей, ведь люди в коллективе меняются.

< НазадВперёд >

Адаптация

Проблема адаптации первокурсников (выступление на педсовете)

     Успешность процесса адаптации в нашем колледже, как показывает опыт, зависит от целого ряда условий, главными из которых являются:

   – преподаватели, умеющие и желающие работать с новым набором студентов, понимающих проблемы адаптационного периода;

   – формирование у преподавателей установок на работу со школьным контингентом в новых для студентов образовательных условиях;

   – объем психолого-педагогической информации о каждом студенте нового набора;

   – объективность оценки уровня обученности, способностей и возможностей студентов 1 курса;

   – применение особой системы обучения и технологии преподавания для студентов нового набора, повышающий мотивацию учения;

   – выстраивание технологии и содержания образования на основе личностного и разноуровневого подхода;

   – учет возрастных и личностных свойств студентов нового набора.

     Первое, с чего должен начинать работу по адаптации каждый преподаватель колледжа, – знакомство с результатами психолого-педагогического изучения студентов, позволяющим судить о степени их готовности обучаться об их профессиональной ориентированности и владении общенаучными умениями и навыками.

     В соответствии с этим строится коррекционная работа по ликвидации пробелов в школьных знаниях по русскому языку, литературе, математике, естествознании (включая физику, биологию и химию), истории, обществознанию, иностранному языку и, как региональный компонент, башкирскому языку.

     В помощь студенту-первокурснику во многих кабинетах оформлены стенды с информацией по наиболее трудным темам дисциплин и образцами решенных задач. В период адаптации заведующей библиотекой  проводятся занятия по теме «Библиотека – база информационных ресурсов, база образования и самообразования», «Читательский билет».

     Пробелы в знаниях студенты могут ликвидировать во время индивидуальных занятий и консультаций, которые проводятся согласно графику по каждой из дисциплин.

     В колледже учебно-воспитательной комиссией ежемесячно отслеживаются результаты обученности студентов и доводятся на классных часах до студента, что позволяет каждому из них анализировать свои успехи и недочеты, следить за сроками сдачи и пересдачи учебного материала.

     По истечении полутора-двух месяцев учебы проводятся контрольные работы по всем предметам с группами нового набора. График проведения контрольных работ утверждается  заместителем директора по учебной работе.

     Итоги обученности и посещаемости студентов рассматриваются на заседаниях методического объединения классных руководителей, методического и педагогического советов, освещаются в информационных листах на классных уголках и на страницах газеты «Студенческий вестник».

      Главная нагрузка в работе по адаптации студентов ложится на плечи классных руководителей  и психолога, которые являются координаторами деятельности учебных групп, преподавателей и родителей.

Адаптация студентов 1 курса (презентация)

Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm – накрутка телеграм

Слайд 13Рекомендации преподавателям по адаптации первокурсников На первых занятиях ознакомить с системой

обучения в колледже и требованиями к знаниям. Провести беседу о правильном слушании лекции.Учить студентов правильно работать с книгой, методическими пособиями.Учитывать индивидуальный подход к студенту при опросе с учетом психологических и возрастных особенностей. Скорректировать количество домашнего задания и письменных работ по требованиям программ. Использовать способы воздействия на мотивационную сферу студента: проблемное обучение, приемы активизации, общение, разнообразные педагогические технологии, компьютерное обучение.Проводить менее стрессогенный опрос: письменный, текстовый или групповой

Уделять внимание беседам о нравственности, самовоспитании, об организации режима дня, профилактике заболеваний.Всячески предупреждать повышение тревожности у студентов. Применять такие формы и методы обучения, которые позволили бы студентам эффективно общаться с целью скорейшей адаптации.

Слайд 6 Психологические особенности ранней юности Юношеский возраст – этап формирования собственного

мировоззрения, принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными. Для юношества свойственны – максимализм мышления: разрабатывая свои теории, юноша ведет себя так, как если бы мир должен был подчиняться его теориям, а не теории действительности; стремление к самоутверждению, независимости, оригинальности, пренебрежение к советам старших, критиканство, проявление недоверия, отсутствие подлинной самостоятельности, повышенная внушаемость, происходит существенная перестройка эмоциональной сферы.

Особенности адаптации студентов-первокурсников

На адаптацию первокурсников влияют определенные факторы.

Социологические факторы

К социологическим факторам можно отнести возраст, социальное положение, образование.

С возрастом адаптация проходит и воспринимается легче. Молодые люди часто амбициозны, и принять новый уклад жизни сложнее. Из-за яркого и непокорного характера они могут проявлять недовольство и сопротивление новому режиму. 

В первую очередь, социальная адаптация студентов-первокурсников сказывается на взаимоотношениях между собой. Могут возникнуть недопонимания из-за социального положения, религии, учебных достижений (например, наличие дипломов, медалей, высоких баллов ЕГЭ).

Педагогические факторы

Адаптация первокурсников в колледже или университете во многом зависит от преподавателей. От отношения к студентам и требований, которые преподаватели им предъявляют, зависит мотивация и заинтересованность студентов.

Виды адаптации студентов-первокурсников в колледже и вузе

Психологи выделяют целую систему адаптации первокурсников. Она бывает четырех видов:

  1. Организационная. Этот вид адаптации предполагает изменение условий обучения и жизни, режима дня, методов преподавания, правил поведения в учебном заведении, повышенную нагрузку. Такой вид адаптации проходит нелегко. Потому что студенческая жизнь совсем не похожа на школьную. Со временем, когда студент привык к новому расписанию, преподавателям, окружению, организационная адаптация отходит на второй план.
  2. Деятельностная. Этот вид адаптации проходит параллельно с организационной. Во время деятельностной адаптации студент знакомится с новыми предметами, привыкает к новому статусу (студент), усваивает свои новые права и обязанности.
  3. Профессиональная. Обычно, такой вид адаптации начинается у студентов во время прохождения производственной и преддипломной практики. Студент изучает свое выбранное направление изнутри, а не только в теории. Знакомится со своими обязанностями, ответственностью, повседневными задачами. Первокурсники проходят этот вид адаптации формально, когда на занятиях рассказывают, чем им предстоит заниматься.
  4. Социально-психологическая. Психологи говорят, что это самый трудный вид адаптации. Иногда даже специалист не может предугадать, как поведет себя конкретный человек в период адаптации к новым условиям. Социальная и психологическая адаптация первокурсников предполагает установление новых личных и деловых связей, завоевание доверия и расположения со стороны студентов и преподавателей.

Процесс адаптации не включает в себя угрозы человека, манипуляции и принуждения, которые он использует, чтобы достичь желаемого. Также к адаптации не относится использование человеком своего авторитетного положения или высокого статуса для реализации целей.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий