“Телеграмма” Паустовский. Краткое содержание: “Дочь”
А Настя, ее родная дочь, работала секретарем в Союзе художников. В ее обязанности входила организация выставок и конкурсов.
Письмо от матери она получила на работе, но читать не стала. Эти письма вызывали у нее смешанные чувства. С одной стороны, облегчение: мать пишет, а значит она жива. Но с другой – каждое из них было словно немым укором.
После работы Настя отправляется в мастерскую к молодому скульптору Тимофееву. Он трудится в довольно плохих условиях, помещение холодное и сырое. Скульптор жалуется Насте на то, что все его старания остаются незамеченными, а сам он – непризнанным.
Взглянув на скульптуру Гоголя, Настя на какой-то момент чувствует укол совести: письмо от матери лежит в сумочке нераспечатанное.
Разглядев в скульпторе Тимофееве талант, она решает, что любыми силами вытащит этого человека на свет, и отправляется к председателю, чтобы тот организовал ему выставку. Ей удалось договориться и последующие две недели Настя занята подготовкой. Письмо отложено в “долгий ящик”. Мысли о поездке, воспоминания о матери и ее неизбежных слезах, вызвали лишь досаду.
Выставка удается на славу. Посетители восхищаются работами скульптора, немало лестных слов достается и Насте, которая смогла проявить чуткость и заботу к художнику и помогла извлечь Тимофеева на свет.
И вот в разгар выставки курьерша Даша передает ей телеграмму, в которой написано всего три слова: “Катя помирает. Тихон”. Настя настолько увлечена происходящим в зале, что не сразу понимает, о ком речь и решает, что должно быть, послание адресовано не ей. Однако прочитав адрес понимает, что нет никакой ошибки. Известие приходит в настолько не подходящий для нее момент, что она комкает телеграмму, хмурится и продолжает слушать выступающих.
В это время с кафедры звучат хвалебные слова. Знатный и уважаемый в кругах художников человек Перший лично передает слова благодарности в адрес Насти
Он благодарит ее за заботу и внимание к незаслуженно забытому автору Тимофееву. В конце речи оратор кланяется Насте, называя ее Анастасией Семеновной, и весь зал долго ей аплодирует, смущая до слез
В этот момент один из художников спрашивает Настю насчет телеграммы, скомканной у нее в руке: “Ничего неприятного?”. На что она отвечает, что это так… от одной знакомой.
О книге
Свой рассказ “Телеграмма” Паустовский (краткое содержание которого мы еще рассмотрим) написал в 1946 году. Несколько позже автор расскажет о том, что послужило толчком к тому, чтобы написать это произведение. В 1956 году в своей книге “Золотая роза” (глава “Зарубки на сердце”) Константин Георгиевич признался, что в свое время занимал комнату в одном доме с одной несчастной брошенной старушкой – Катериной Ивановной. У нее была дочь, Настя, уехавшая в Ленинград и уже 4-ый год не навещавшая мать. Единственной поддержкой пожилой женщины были соседская девчонка Нюрка и добрый старик Иван Дмитриевич, ежедневно навещавшие ее и помогавшие по хозяйству.
И когда Катерина Ивановна слегла, Паустовский лично отправил ее дочери в Ленинград телеграмму. Но дочь не успела и приехала лишь после похорон.
Как видим, писатель мало что изменил в этой жизненной истории. Он даже сохранил имена некоторых героев. Очевидно, что это происшествие оставило глубокий след в его сердце, так называемую зарубку.
Характеристики и психологические черты главных героев
В творчестве Паустовского существует множество главных героев, каждый из которых обладает своими уникальными характеристиками и психологическими чертами. Исследуем некоторых из них!
1. Глеб Калугин из романа «Книга о жизни»
Глеб Калугин является одним из самых ярких и живописных героев в творчестве Паустовского. Он страстно влюблен в жизнь и обладает непоколебимым оптимизмом, несмотря на все трудности и испытания, которые ему приходится пережить. Глеб обладает уникальной способностью находить красоту и радость в мелочах, он полон энергии и жажды жить, независимо от обстоятельств.
Одна из ключевых черт характера Глеба — его умение находиться в нужное время в нужном месте. Он часто попадает в невероятные истории и путешествия, становится свидетелем и участником самых необычных событий. Глеб Калугин представляет собой пример того, как смелость и открытость могут привести к удивительным и волнующим приключениям.
2. Григорий Передерий из повести «Казаки»
Григорий Передерий является типичным представителем старого казачества. Он обладает сильным характером и принципиальностью. Григорий отличается высокой самоотверженностью и готовностью отдать свою жизнь за идеалы, которые ему дороги.
Одна из ключевых черт характера Григория — его непоколебимая верность и патриотизм. Он отстаивает свои убеждения и готов бороться за них до конца. Григорий Передерий — символ борьбы за свободу и независимость.
3. Василий Большаков из романа «Тургенев»
Василий Большаков является героем, который продолжает путь и борьбу своих предков за свободу и справедливость. Он обладает сильным характером и умением принимать сложные решения.
Одна из ключевых черт характера Василия — его глубокое историческое понимание и любовь к родине. Он готов бороться за свои убеждения и заставить измениться мир вокруг себя.
4. Леонид Донской из повести «Работа над ошибками»
Леонид Донской — герой, который, несмотря на свои личные неудачи и преграды, находит смысл и цель в жизни. Он обладает сильным характером и умением преодолевать трудности.
Одна из ключевых черт характера Леонида — его умение анализировать ситуацию и находить выход из любой сложной ситуации. Он не порабощен своими неудачами и продолжает идти вперед, стремясь к лучшей жизни.
Это лишь некоторые из героев, созданных Паустовским, каждый из которых обладает своим уникальным и ярким характером. Они демонстрируют величие и силу духа, вдохновляют нас на подвиги и достижения, и напоминают, что жизнь полна возможностей и непредсказуемых событий.
Исторический контекст
Действие рассказа «Телеграмма» К. Г. Паустовского разворачивается в 1920-х годах — периоде гражданской войны в России и создания СССР. В этот период Западная Сибирь находилась под властью Колчака — белого генерала, который возглавил правительство Омской области.
Социальная ситуация в стране была сложной: происходили массовые расстрелы и убийства, население страдало от голода и беспорядков. Рассказ Паустовского показывает, как даже в таком трудном времени люди продолжали жить, работать и любить.
Главные герои рассказа — Светлана и Михаил — представлены как обычные люди, сталкивающиеся с трудностями жизни в годы гражданской войны. Несмотря на опасность и нервное напряжение, они продолжают работать и помогать друг другу.
Рассказ «Телеграмма» Паустовского не только описывает жизнь обычных людей в период гражданской войны, но также является частью литературы, отражающей этот период в истории России.
26.05.2019
Паустовский К. «Телеграмма»
Главные герои рассказа «Телеграмма» и их характеристика
Чему учит рассказ «Телеграмма»
Рассказу учит любить и почитать своих родителей, заботиться о них. Навещать и писать письма родителям. Учит любви и состраданию, верности и добру. Учит правильно расставлять приоритеты. Учит дорожить своими близкими.
Отзыв на рассказ «Телеграмма»
Это очень трогательный рассказ о женщине, для которой забота о других людях стояла на первом месте, так как была ее работой. Но при этом она забыла о собственной матери. Она была чуткой к другим, но бесчувственной к маме. И она испытала огромнейшее раскаяние, когда не застала мать в живых. Это стало для нее важным уроком, но маму все равно не вернуть.
Пословицы к рассказу «Телеграмма»
Мать о детях беспокоится, а дети в степь смотрят. У матери дочь и в тридцать лет дочурка. У матери на все слез хватит. Родительское сердце в детях, а детское в камешке. Отца и матери на всю жизнь не хватит.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Телеграмма»
Осень была холодной и дождливой. Дороги развезло и пастухи перестали гонять стадо. Катерина Петровна видела все хуже и только по памяти понимала где одна картина, а где другая. Она доживала свой век в доме, построенном ее отцом, известным художником. Дом был мемориальным, но что с ним станет после ее смерти, Катерина Петровна не знала. К старушке прибегала Манюшка, дочь соседа, приносила воды, мела полы. А Катерина Петровна дарила ей перчатки, страусиные перья, стеклярус. Манюшка шмыгала носом и обещала сдать подарки в утиль. Заходил к старушке Тихон, сторож, который еще помнил ее отца, и спрашивал про Настю, дочь Катерины Петровны. После ухода Тихона Катерина Петровна всегда плакала. Она знала, что Насте не до нее, что она живет в Ленинграде, и последний раз приезжала три года назад. Катерина Петровна старалась не мешать дочери и редко ей писала, а письма в ответ получала еще реже. Но раз в два-три месяца почтальон приносил ей перевод от Насти на 200 рублей и несколько строк текста. Однажды ночью Катерина Петровна услышала настойчивый стук и вышла к калитке. Она долго всматривалась в темноту, но там никого не было. Старушка зашла в дом и написала Насте письмо. Она писала, что эту зиму не переживет и умоляла дочь приехать, чтобы поглядеть на нее перед смертью.
Настя получила письмо на работе и спрятала его в карман, решив прочитать после. Она работала в Союзе художников, устраивала выставки. Каждое письмо от матери было для нее и облегчением, еще жива, и укором. После работы Настя отправилась к художнику Трофимову, который показал ей скульптурный портрет Гоголя. Писатель с укором смотрел на Настю, напоминая ей про письмо матери. Настя пообещала помочь Трофимову, который жаловался, что его затирают и на холод в мастерской. Дома Настя прочитала письмо, но ехать было некогда. Две недели она устраивала выставку Трофимову и наконец та состоялась. Седой художник подошел к Насте и поблагодарил ее за чуткость и заботу. В это время Насте предали телеграмму. В ней было всего три слова: «Катя помирает. Тихон». Настя не сразу поняла о чем речь. Ее хвали, выражали благодарность, и только Гоголь смотрел с немой укоризной. Настя встала и быстро ушла. Настя села на скамейке и заплакала. Она понимала, что больше не увидит маму. Она не понимала, как это могло случиться и бросилась на вокзал. Билетов не было, но кассирша, узнав в чем дело, помогла, и вот уже «Красная стрела» несла Настю в Заборье.
Тихон пришел на почту, взял у телеграфиста телеграмму и поплелся к Катерине Петровне. Старушка не вставала десятый день, а Манюшка шестой день подряд дежурила у ее кровати. Тихон принес телеграмму и прочитал ее. Настя сообщала, что выехала и просила дождаться. Катерина Петровна поблагодарила Тихона за доброту, но не поверила. Она отвернулась к стене и умерла. Похоронили Катерину Петровну завтра. Гроб нес Тихон и еще четыре старичка. Собрались старики и ребятишки. По дороге к процессии присоединилась молодая учительница, которая еще никого не знала в Заборье. Она сказала, что старушка наверное была одинокой, и деревенские сказали, что дочь ее залетела высоко, в Ленинград.
Настя приехала в Заборье на второй день после похорон. Она застала свежий могильный холмик и холодную комнату, в которой проплакала всю ночь. Уехала она утром, крадучись. Ей казалось, что никто кроме матери не сможет снять с нее невыносимой тяжести вины.
Анализ произведения «Телеграмма»
Структура
Рассказ перед нами или повесть? «Телеграмма» Паустовского — короткий рассказ. Его можно условно поделить на пять частей, каждая из которых несёт определённую смысловую нагрузку в сюжете:
- О матери
- О дочери
- Тревожная весть
- Трагичная развязка
- Итог.
Первая часть — представление матери, Катерины Петровны. Рассказывается о том, что старушка живёт в глухой деревне одна и имеет дочь. Вторая часть — знакомство с Настей, описание её работы. В третьей происходит кульминационный момент — зарождение и отправка самой телеграммы матерью о своей болезни. Там же неравнодушный ко всему мужик Тихон высылает ответ якобы от дочери для Катерины Петровны. Но та понимает и благодарит его за душевный порыв, не получая, однако, истинного письма от Насти. В четвёртой дочь приезжает, да не застаёт мать живой. И в пятой происходит переосмысление ею своего поступка, подведение итогов.
О чём сюжет: короткое содержание
Читайте краткое содержание и узнаете что: Катерина Петровна доживает свой век в удалённой от города деревушке. Её дом был построен ещё дедом, талантливым художником
Женщина малообщительна и практически не имеет контактов с односельчанами, но у неё есть дочь, занимающаяся важной работой и высылающая матери денег. В какой-то момент Катерина Петровна понимает, что смертельно больна и хочет повидаться с дочерью напоследок, в чём и просит её в телеграмме
Однако Настя не принимает письмо всерьёз и выезжает спустя две недели, когда узнаёт, что смерть матери не за горами. Девушка опаздывает на похороны и испытывает горечь, запоздалое раскаяние за свою медлительность.
Герои рассказа
Всех героев можно поделить на группы:
- главные действующие: мать Катерина, дочь Настя
- второстепенные действующие. В деревне: пожилой сторож Тихон, соседка девочка Манюшка. У Насти: скульптор Тимофеев.
- Третьестепенные действующие лица — жители деревни на похоронах. Почтарь, учительница и т.д.
- недействующие: отец Катерины Петровны, художник. Здесь можно выделить и скульптуру Гоголя — она говорит в сознании Насти голосом совести. Тем самым через неё читатель знакомится с авторской позиции произведения.
Главные герои в «Телеграмме»
Катерина Петровна, вероятнее всего, происходит из дворянского рода. Паустовский намекает, что она воспитывалась в интеллигентной семье, разбирающейся в искусстве. В молодости женщина бывала в обществе творческих людей, а в Париже застала похороны Виктора Гюго. Катерина Петровна образованна и духовно развита.
Но в деревне она никому не нужна, ей не с кем обмолвиться словом. У женщины шикарный гардероб дворянки, небывалая там роскошь. Тем не менее находятся небезразличные знакомые, которые навещают старушку. Среди них и сторож Тихон, и девочка, и почтальон. Катерина Петровна ждёт участия только от одного человека — своей дочери. Та присылает ей скупые отписки, ссылаясь на занятость. Мать и боится лишний раз потревожить своими телеграммами, лишь единожды не выдержав и отправив её первой. Когда находится при смерти.
Настя — неопытна и только познаёт мир вокруг себя. В ней много амбиций и иллюзий. Девушка кажется душевной и трепетной, но своей матери уделяет мало внимания. Откликается на призыв о помощи не с первого раза, да и то на чужое письмо.
Роль Тихона
Тихон — работяга, малограмотный, но искренний и отзывчив душой к чужим бедам. Он — сторож в доме умирающей женщины. В его сердце ещё живы воспоминания об отце Катерины Петровны, Тихон уважает и её саму, как образованную и вежливую даму. Он проникается её бедой и составляет ответное письмо якобы от дочери. Несмотря на то, что обман был понят женщиной, старушка поблагодарила Тихона за участие. А сам его поступок можно считать бескорыстным порывом души, светлой и доброй. Его телеграмма — символ рассказа.
Вариант 1
Главными героями рассказа “Телеграмма” Паустовского являются два человека – старый телеграфист и молодой оператор. Старик – это опытный работник, который уже много лет работает на телеграфной станции и знает все тонкости своего дела. Он очень ответственный и дисциплинированный человек, который всегда выполняет свою работу на высшем уровне. Молодой оператор – это новичок, который только начал работать на станции. Он еще не имеет такого опыта, как старик, но очень старается и учится у своего наставника.
Старик и молодой оператор работают вместе на телеграфной станции и общаются друг с другом. Они очень разные по характеру, но несмотря на это, у них есть общие интересы и цели. Они оба любят свою работу и стараются делать ее наилучшим образом. Они также общаются о своих личных жизнях и проблемах.
Старик – это человек, который всегда готов помочь другим. Он очень добрый и отзывчивый, и всегда готов выслушать и помочь молодому оператору. Он также очень уважает свою профессию и старается передать свой опыт молодому поколению.
Молодой оператор – это человек, который очень энергичный и амбициозный. Он хочет достичь большего в своей жизни и в своей работе. Он учится у старика и старается применять полученные знания на практике. Он также очень уважает старика и благодарен ему за помощь.
Герой с уникальными особенностями
Написать характеристики главных героев Телеграмма Паустовского бывает интересным и захватывающим процессом. Каждый персонаж в рассказах этого талантливого писателя обладает своими особенностями и уникальным характером.
Одним из таких уникальных героев является главный персонаж Телеграмма Паустовского. Его отличает непростая судьба, стойкость и мужество. Этот герой находит в себе силы противостоять трудностям и несмотря на все преграды, он продолжает идти вперед. Он не сдается и идет к своей цели, несмотря на все преграды и опасности.
Такой настойчивый и решительный герой, как главный персонаж Телеграмма Паустовского, дарит читателю пример уверенности и силы духа. Его уникальные особенности делают его одним из самых запоминающихся героев в литературе.
Телеграмм Паустовского — это герой, способный преодолеть любые трудности и добиться своих целей. Его сила, выдержка и решительность вдохновляют и вызывают глубокое восхищение. Этот герой передает важную жизненную урок — никогда не сдаваться и идти вперед, независимо от того, что на вас может поджидать.
Однако, помимо своей силы и непоколебимости, Телеграмм Паустовского также обладает и другими уникальными чертами характера. Его искренность, открытость и доброта делают его симпатичным и привлекательным героем. Он всегда готов помочь другим и поддержать тех, кто в беде. Его доброта и отзывчивость являются его главными качествами и делают его незаменимым другом и союзником.
Таким образом, герой Телеграмма Паустовского — это особенный и уникальный персонаж, который привлекает внимание своими уникальными чертами характера. Его сила, выдержка, доброта и решительность делают его незабываемым и вдохновляющим героем
Особенности внешности
Большинство героев Паустовского выделяются своим неповторимым обликом. Их внешность часто служит отражением их внутреннего мира и характера
В романе «Телеграмма» особое внимание уделяется мелочам: складкам на лице, мимике, жестам. Все это позволяет нам лучше понять и представить себе разнообразных героев и создать цельный образ
Главные герои Паустовского имеют разные черты внешности, которые позволяют им выделяться и запоминаться. Например, Саша – молодой парень с худощавым телосложением, светлыми волосами и небольшой бородкой. В его взгляде можно уловить смешанное чувство страха и надежды. А другой герой, Володка, имеет крепкое и мощное тело, черные волосы и глаза, которые испускают огонь гордости и решимости.
Таким образом, внешность героев телеграмма Паустовского играет важную роль в формировании их образа и передаче читателям их внутреннего мира. Каждая мелочь и деталь описания помогает нам лучше понять героев и воссоздать их воображением.
Особенности характера
Главные герои произведений Паустовского обладают яркой и уникальной индивидуальностью. Их характеристики позволяют нам лучше понять их внутренний мир и почувствовать их эмоции.
Паустовский умело описывает сложные стороны характера своих персонажей. Они могут быть одновременно сильными и уязвимыми, стойкими и мечтательными, хладнокровными и страстными. Это создает гармоничный и богатый образ, который остается в памяти читателя.
Герои проявляют такие черты характера, как решительность, настойчивость, отвага и твердая воля. Они часто сталкиваются с трудностями и испытаниями, но не сдаются перед ними. Вместе с тем, они обладают чувством сострадания, милосердием и добротой, которые помогают им оставаться человечными и понимающими.
Герои Паустовского, как правило, обладают романтической натурой и восприимчивы к прекрасному. Они часто отдают предпочтение свободной жизни, природе и мечтательным путешествиям. Они искренне наслаждаются моментами блаженства и умеют отдаваться эмоциям. Это придает им особую жизненную силу и позволяет им справляться с трудностями.
Характер героев Паустовского – это синтез различных качеств и противоречий. Они одновременно реалистичны и мечтательны, сильны и уязвимы, жизнерадостны и грустны. Это делает их персонажами привлекательными и близкими, позволяет нам сопереживать их судьбе и переживать каждый из их шагов и историй.
Паустовский умело передает всю глубину и сложность характера своих героев, делая их незабываемыми и истинно человеческими.
Другие герои
Тихон
– сторож пожарного сарая.
Манюшка
– дочь сапожника.
Октябрь был холодный, шли дожди. Катерине Петровне стало «труднее вставать по утрам и видеть все то же» . Отец женщины был известным художником, он и построил этот дом в селе Заборье. Здесь Катерине Петровне не с кем было поговорить ни о картинах, ни об искусстве.
Каждый день к ней прибегала дочь соседа, колхозного сапожника, Манюшка и помогала женщине по хозяйству. Изредка заходил сторож при пожарном сарае – тощий рыжий Тихон, заставший еще время, когда этот дом строился.
Катерина Петровна каждый день думала о дочери Насте, которая жила сейчас в Ленинграде. Последний раз девушка приезжала три года назад. «Писем от Насти тоже не было» , но раз в два-три месяца Катерина Петровна получала от нее перевод на двести рублей.
Как-то в конце октября кто-то постучал в калитку в саду, но там никого не оказалось. В ту же ночь женщина написала Насте письмо о том, что она не переживет эту зиму. Попросила приехать хотя бы на день.
Настя работала секретарем в Союзе художников. Художники звали Настю «Сольвейг» – «за русые волосы и большие холодные глаза» . Письмо она решила прочесть позже. Письма матери вызывали у нее, с одной стороны, «вздох облегчения: раз мать пишет – значит, жива» , а с другой, становились «безмолвным укором» .
Как раз в это время Настя занималась организацией выставки молодого скульптора
В его мастерской внимание девушки привлекла скульптура Гоголя, который насмешливо и с укором смотрел на нее, словно напоминая о нераспечатанном в сумочке письме
Прочтя письмо матери, Настя тут же подумала о долгом пути, «неизбежных материнских слезах» и спрятала конверт в ящик письменного стола.
Через две недели выставка состоялась. Все поздравляли скульптора и благодарили Настю. Неожиданно курьер принесла девушке телеграмму: «Катя помирает. Тихон» . Настя сначала подумала, что телеграмма адресовалась не ей, но в бумажной ленте значилось «Заборье» . Старый художник спросил у нее, что случилось. Девушка ответила, что «Это так… От одной знакомой» . Неожиданно ей снова показалось, будто Гоголь смотрит на нее, говоря: «Эх, ты!» .
Настя торопливо выбежала на улицу. Она поняла, что ее никто так не любил, «как эта дряхлая, брошенная всеми старушка» . Девушка пошла к станции железных дорог. Билетов не было, но кассир помогла ей.
Катерина Петровна не вставала уже десять дней, ей было трудно дышать. Манюшка шестые сутки сидела возле женщины. Тихон, чтобы как-то утешить Катерину Петровну, сам написал телеграмму и сказал, что она от ее дочери: «Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя» . Женщина поблагодарила его, повернулась к стене и как будто уснула – умерла.
На следующий день Катерину Петровну хоронили, собралось много людей. Когда гроб несли на кладбище, к ним подошла молодая учительница. Она вспомнила о своей матери и поцеловала умершую Катерину Петровну в руку.
Настя приехала в Заборье на второй день после похорон. Вернувшись домой, девушка проплакала всю ночь. «Уехала Настя из Заборья крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал. Ей казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести».
История создания
Рассказ «Телеграмма» основан на реальных событиях, свидетелем которых был сам автор. Он одно время жил в усадьбе (Паустовский описывает этот период своей жизни в произведении «Золотая роза»), где также жила одинокая старая женщина. У нее была дочь, которая совсем о ней забыла, уехав в город. Единственной, кто любил эту старушку, была соседская девочка.
Паустовский очень жалел женщину, так как понимал, какие душевные страдания она переживает в свои последние дни. Когда он понял, что скоро его соседка умрет, он дал телеграмму ее дочери в Ленинград. Но приехать та не успела, и старушка умерла. А вместе с ней ушла жизнь из усадьбы.
Художественное своеобразие
Кроме обычной для Паустовского ключевой роли лирического пейзажа с его неизменно «щемящими» нотками, в «Телеграмме» не менее ключевую роль играют неслучайные сюжетные совпадения с классическими текстами (например, с пушкинским «Станционным смотрителем», где в точно такой же ситуации бегства дочери в Петербург все виноваты и все правы) и «слова-сигналы». Так, упоминание о «Неизвестной» И.Н. Крамского (1883) создаёт представление о том, какой была Катя в молодости. А упоминание о похоронах В. Гюго (классика хоронила «вся Франция») создаёт важную контрастную пару к тихим, безлюдным похоронам самой Кати. Правда, на самом деле Екатерина Пожалостина (прототип) могла лишь вообразить похороны Гюго по отчётам в прессе, ибо жила она с отцом в Париже не в 1880 г., когда хоронили Гюго, а в 1872 – 1874 гг., так что и тут мы имеем дело с тонким художественным приёмом.
Правда, и в «Золотой розе» Паустовский решительно утверждал: «Катерина Ивановна <�…> была на похоронах Виктора Гюго. Она рассказывала мне об этом <�…>». Если это и впрямь было так, то в данном случае мы имеем дело с художественным приёмом, придуманным самим персонажем, – о чём автор и не подозревал!
- «Золотая роза», анализ повести Паустовского
- «Тёплый хлеб», анализ сказки Паустовского
- «Мещорская сторона», анализ повести Паустовского
- «Заячьи лапы», анализ рассказа Паустовского
- «Стальное колечко», анализ сказки Паустовского
- «Старый повар», анализ рассказа Паустовского
- Константин Георгиевич Паустовский, краткая биография
- «Мещорская сторона», краткое содержание по главам повести Паустовского
- «Золотая роза», краткое содержание по главам повести Паустовского
- «Колотый сахар», анализ рассказа Паустовского
- «Жёлтый свет», анализ рассказа Паустовского
По писателю: Паустовский Константин Георгиевич
Анализ рассказа
Описание рассказа
Сюжет рассказа можно изложить в нескольких предложениях: одинокая женщина преклонного возраста живет в отдаленной глухой деревне, в «мемориальном» доме, построенном еще её отцом, выдающимся художником. Речь даже не о физической помощи, – женщина абсолютно чужая жителям деревни, с которыми у неё нет никаких точек соприкосновения. Удивительно, но у неё есть дочь, которая временами присылает матери денег да пишет ей короткие письма о том, как она занята. Настает время, когда пожилая мать понимает – ей не пережить надвигающуюся зиму, и она пишет дочери призывное письмо. Настя выезжает больше чем через две недели и то – после тревожной уже телеграммы о приближающейся смерти матери. Дочь не успевает ни к постели умирающей, ни к похоронам, а когда приезжает, испытывает самое страшное на свете раскаяние.
Композиционно рассказ поделен на три части: в первой происходит знакомство с Катериной Петровной, упоминается необычность её существования, отмечается, что это необычный человек
Во второй части рассказывается о дочери Насте, о её важной работе и характере.Третья часть связана с историей о телеграмме, вернее, о двух телеграммах. Первая известила Настю о том, что мать серьезно больна
Вторую из глубочайшего сочувствия пишет Тихон, сторож в доме Катерины Петровны. Мужчина из народа, невежественный, но чистый человек, он помнит еще отца Катерины Петровны и к обоим испытывает уважение как к умным, интеллигентным людям. Невежество Тихона не мешает ему иметь доброе, отзывчивое сердце и нерушимые нравственные принципы в нём. Тихон сочиняет для умирающей Катерины Петровны телеграмму, якобы от дочери, в которой пишет от её лица, что скоро приедет. Однако допускает в телеграмме такое нелепое построение фразы, что Катерина Петровна сразу понимает – это писала не Настя. Катерина Петровна обо всем догадывается и благодарит Тихона за ласку и добрые слова. Эта вторая телеграмма – символ чистого порыва, святой лжи во спасение и её озвучивание Тихоном – кульминационный пик рассказа.