Основные задачи воспитания патриотизма у младших школьников
Цель воспитания патриотизма у младшей категории школьников заключается в развитии у младших школьников следующих качеств:
- воспитание у школьников чувства личного самоуважения через его добродетельные поступки, проявление любви и уважения к членам семьи, почтительное отношение к старшему поколению;
- формирование объективного представления о личном окружении человека, умения подать себя правильно в обществе на основе принятых норм;
- через проявление интереса к собственной семейной истории, ее личным традициям, уважение к прошлому страны формируется любовь к своей малой родине, а также ответственность за ее будущее.
Вот самые основные качества, которые формируются у школьников в процессе патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание – определение
Некоторые важные особенности воспитания чувства патриотизма в младших классах Для детей в возрасте от 7 до 10 лет воспитание патриотизма должно осуществляться в игровой форме во время посещений интересных мероприятий, понятных школьникам этого возраста. В числе основных мероприятий, нацеленных на формирование патриотизма у младших школьников, находятся тематические классные часы, различные деловые игры, праздничные встречи с ветеранами, личные беседы, захватывающие викторины, коллективные соревнования, творческие дела, выездные экскурсии, различные поездки, ознакомление с важным историческим прошлым родного края, уникальными традициями и обычаями русского народа.
Обязательная часть любой школьной программы заключается в военно-патриотическом воспитании. Ее основная цель заключается в формировании чувства любви к Родине, формировании готовности к будущей службе в армии – предстоящей защите нашей страны. Эффективно справляются с поставленной приоритетной задачей коллективные экскурсии в исторические музеи, тематические походы по местам боевой славы. Все эти мероприятия помогают приобщению школьников к общей истории нашей страны, ее необъятной духовности.
Экскурсия в музей – метод изучения военной истории
Методы и формы организации патриотического воспитания в ДОУ
В современной педагогике есть несколько подходов к воспитанию патриотизма. Выделяют от двух до семи этапов становления патриотически настроенной личности. Широкое распространение получил двухэтапный подход, который описан А.А. Вишневским. По его мнению, первым этапом патриотического воспитания индивидуума является этап раннего этнически-территориального самосознания. Он реализуется посредством усилий семьи и ДОУ. У детей формируется чувство патриотизма. Вторым А.А. Вишневский считает этап государственно-патриотического самосознания. На данном этапе понятие “национального” выходит за пределы этничности и достигает уровня государственности. Особенностью второго этапа можно с уверенностью назвать проявление любви, уважения к своему государству. В этой связи очевидна роль дошкольных образовательных учреждений. Именно они вместе с семьей ребенка формируют первые ростки любви к Родине, родному краю и уважение к товарищам, старшим и людям труда.
В современной педагогической практике используются как проверенные временем, так и инновационные методы организации патриотического воспитания в ДОУ.
Классические методы организации патриотического воспитания в ДОУ | Инновационные методы организации патриотического воспитания в ДОУ |
Методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример) | Метод проектов |
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации) | Метод музейной педагогики |
Методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание) | Метод использования информационно-коммуникационных технологий |
Опираясь на перечисленные в таблице методы, следует выделить ключевые формы патриотического воспитания в средних и старших группах дошкольных образовательных учреждений:
- Патриотические занятия;
- Экскурсии по местам боевой славы, музеям;
- Целевые прогулки;
- Игровые занятия с патриотическим уклоном;
- Просмотр мультфильмов и фильмов на основе русских народных сказок, фильмы о войне в рамках возрастных разрешений и т.д. т.п.;
- Семейные проекты о ветеранах;
- Конкурсы и викторины.
Совокупность различных форм и методов патриотического воспитания способствует формированию национального самосознания, адекватного восприятия происходящего в семье, в стране. При этом нельзя забывать о политическом и идеологическом мышление. Содержание знаний о родной стране в программных документах отождествляется с содержанием общественной жизни. В старшем дошкольном возрасте необходимо знакомить детей с ключевыми законами и Конституцией РФ в игровой или иной развлекательной форме. Ребята должны знать, кто такой Президент РФ, каковы его функции в государстве.
В последние годы большое значение приобретают следующие формы патриотического воспитания в ДОУ:
знакомство воспитанников с явлениями общественной жизни;
ознакомление с искусством и изобразительной деятельностью;
осознание важности труда через физический труд, наблюдения, игры;
изучение истории и особенностей празднования национальных и государственных праздников РФ.
Задачи патриотического воспитания
- Воспитывать трепетное отношение и любовь к ценностям семьи, первого коллектива (детского сада) и родного села или города.
- Активизировать желание участия в общественных мероприятиях, которые направлены на благоустройство своего двора, улицы, территории детского сада. Научить относиться к родным и близким, старшему поколению и сверстникам заботливо.
- Прививать уважение к самому разному труду.
- Вызвать интерес к местным традициям, желание соблюдать и сохранять их.
- Воспитывать бережное отношение к природе, учить экономно расходовать её ресурсы.
- Знакомить с государственной символикой, её значением для страны и народа.
- Просветить ребёнка относительно его прав, которые установлены для его защиты.
- Рассказывать детям о крупных городах и разных регионах страны.
- Воспитывать гордость за соотечественников, достигших больших успехов в чём-либо: науке, спорте, сельском хозяйстве, культуре, образовании.
- Развивать чувство интернационализма в отношении культуры и традиций других народов.
Задачи патриотического воспитания детей в ДОУ
Задачи патриотического воспитания в ДОУ довольно многогранны. Они расширяются и усложняются по мере взросления дошкольников, развития их мышления, а также постепенного формирования правильного отношения к окружающей действительности, родным и незнакомым людям, нравственных чувств.
Задачи нравственно-патриотического воспитания в детском саду:
Воспитать у детей любовь к Родине — родной стране, ее историческим вехам, культурным ценностям и традициям.
Сформировать представление о главных символах России: Государственном гербе, Государственном гимне, Государственном флаге; научить понимать смысл основных элементов государственной символики.
Постепенно расширять знания дошкольников о Москве — главном городе Российской Федерации, о главных достопримечательностях и памятных местах столицы.
Обогащать знания о малой родине — родном крае: о происхождении и смысле названия родного города / села / поселка, о его красивых уголках и достопримечательностях, о местах боевой славы, о природе и людях.
Привить навыки общественно-полезного труда; сформировать представление о труде как о важной для каждого человека духовной ценности; поощрять стремления детей быть полезными, помогать другим людям.
Воспитывать уважение к родителям и другим родственникам, пробуждать интерес к семейным традициям и моральным ценностям, истории семьи.
Знакомить с особенностями национальной культуры и традиций на основе произведений художественной литературы и искусства, фольклора, творчества народных мастеров.
Сформировать у дошкольников понятия о главных общегосударственных праздниках.
Рассказывать о Российской армии, о воинах, охраняющих Родину, о военных профессиях (летчиках, пограничниках, танкистах, моряках), о боевой технике.
Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших за Родину бойцов.
Развивать гражданско-патриотические чувства, интерес к происходящим в стране событиям, к исторически значимым датам.
Формировать у воспитанников чувства гордости за успехи своего Отечества, за его могущество, природные богатства; формировать понимание значимости труда на благо Родины.
Привить уважение к людям, прославившим Россию: военным героям, космонавтам, ученым, писателям, художникам.
Интернациональное воспитание. Формирование у дошкольников интереса и дружелюбия к людям, живущим в других странах.. Задачи патриотического воспитания в детском саду решают комплексно, с учетом возрастных особенностей дошкольников, в увлекательной, пробуждающей интерес и любознательность форме
Методы нравственно-патриотического воспитания в ДОУ многообразны: словесные, игровые, практические, наглядные
Задачи патриотического воспитания в детском саду решают комплексно, с учетом возрастных особенностей дошкольников, в увлекательной, пробуждающей интерес и любознательность форме. Методы нравственно-патриотического воспитания в ДОУ многообразны: словесные, игровые, практические, наглядные.
Средства развития у детей патриотических чувств — художественная литература, музыка, изобразительное искусство, экскурсии по родному городу /поселку / селу, увлекательные игры, творчество, посильный совместный труд, подготовка к праздникам.
Подготовка патриотических занятий в ДОУ
Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ требуют от педагога много времени и сил. Большое значение в их подготовке отведено составлению конспекта и созданию наглядного материала. Хорошим подспорьем в этом являются ИКТ. Использование проектора, презентаций, графических редакторов и специальных программ существенно повышают качество и эффективность занятий по патриотическому воспитанию. Хороший результат дают мероприятия на свежем воздухе или выездные мероприятия в музеях, театрах.
Конспект занятий или мероприятий патриотической направленности должен создается с учетом ряда рекомендаций:
Прежде чем приступать к подготовке занятия по патриотическому воспитанию в детском саду, следует определиться с темой и объектом, на который будет направлено исследование и выявление исторической или культурной значимости. Например: “Наш город Саратов”, “Купеческие дома г. Пугачев” или “Русский язык -наше достояние”.
Особенности мышления детей дошкольного возраста не предусматривают введение в занятия длительных экскурсов в историю, изучение абстрактных понятий или углубления в философию. Для того, чтобы ребенок понял о чем речь, ему следует просто сказать суть. Например: Саратов – столица Поволжья.
Понятие патриотизм и способы его проявления должны быть отражены в наглядных примерах, раздатке или красочной презентации
Патриотизм необходимо показать с разных сторон, подчеркивающих его важность для дома, семьи, Родины.
Перед подготовкой к следующей встрече с воспитанниками рекомендуется проводить опросы чтобы узнать, насколько ребята ориентируются в теме следующего патриотического занятия или мероприятия. Это поможет сделать его более интересным и понятным для детей.
В конспекте занятия логические цепочки строятся так, чтобы дети могли самостоятельно продолжить ту или иную мысль
Это будет способствовать не только патриотическому воспитанию в условиях детского сада, но и развивать связную речь, память и мышление у детей.
Патриотическое воспитание в ДОУ требует от педагога-воспитателя высокой самоотдачи и любви к Родине и своей профессии. Адекватное восприятие происходящего в стране и мире позволит сформировать патриотические чувства у воспитанников дошкольных учебных заведений. Только искренний и добросовестный подход к организации воспитательной деятельности в ДОУ принесет положительные результаты.
Работа с учетом возрастного мировосприятия
Младший и средний дошкольный возраст – время не только физического становления. Именно в этот период у ребенка зарождаются благородные чувства и социальные установки, развиваются черты характера, которые во взрослом будущем будут связывать его со своим народом, страной.
Читайте еще: Формы и методы применяемые в патриотическом воспитании
Истоки такого влияния происходят из народных песен, музыки, родной природы, традиционных игр, обычаев той местности, где малыш растет. Патриотическое воспитание в раннем возрасте рождается из совместной деятельности детей и взрослых, приобщения младших к региональной культуре, воспитания у них эмоционально-действенной реакции на все, что окружает.
Младшая группа детского сада
Воспитанники младшей группы пока не способны воспринять понятие «город» или «страна». На этом этапе воспитатель в форме беседы подводит ребят к пониманию смысла подобных слов
Работа по теме идет во время проведения праздников, когда старшие обращают внимание ребят на красиво украшенные улицы, красоту городского пейзажа. На занятиях с группой обсуждается, что произвело наибольшее впечатление
Культура народа доносится через сказки, потешки, игры, изучение предметов народно-прикладного творчества.
Хорошим подспорьем в работе станет уголок патриотического воспитания, который должен быть оформлен, исходя из потребностей возраста. О том, что там должно быть представлено, на чем сделать акцент, создавая его в младшей или старшей группе, подробно излагает следующая публикация: https://rucheyok.ru/patrioticheskoe/ugolok
Средняя группа
Ребятам из средней группы уже можно устроить экскурсию в краеведческий или исторический музей, встречу с героем, интересной личностью. На уроках лепки и рисования дети под руководством воспитателя создают знакомые образы окружающей природы, рисуют свою семью. Для родителей организуется выставка, где могут быть представлены открытки, фотографии с занятий, поделки малышей.
Старшая группа
У детей старшей группы проекты по патриотическому воспитанию включают мероприятия, среди которых ролевые игры, создание стендов, выставок своими руками, организация праздников, концертов для родителей к Дню Победы, другим памятным датам.
Детей наверняка увлечет совместное создание тематического лэпбука, работа над которым не только раскроет творческий потенциал воспитанников, но и поможет формированию у детей правильных представлений о достопримечательностях родного края, его важных социокультурных объектах.
Читайте еще: Занятия по экологическому воспитанию для дошкольников
Что можно включить в план лэпбука:
- Фотографии, рисунки символов города,
- открытки с изображениями памятных мест, музеев,
- семейные фото и рисунки детей с природой края,
- подробный план или карту местности,
- раскраски, пазлы, другое.
Подготовительная группа в ДОУ
При правильной и планомерной работе в ДОУ, дети подготовительной группы, готовящиеся к поступлению в первый класс, уже имеют довольно высокую степень патриотического самосознания, о чем свидетельствуют такие показатели:
- Ребенок знает свою страну и город, где он живет, не затрудняется рассказать, какой детский сад он посещает, назвать улицу, дом, где обитает.
- Ему известны место работы родителей, имена воспитателей, друзей.
- Знает о редких и вымирающих животных своего края, может рассказать о его флоре, фауне.
- Воспитанник имеет представление о народных промыслах и костюме, знаком с традиционными предметами быта людей, славными земляками, местными достопримечательностями.
- Подготовишки уже различают государственные флаг и герб, могут рассказать о значении цветов флага, напеть гимн.
- Ребята знают столицу России, могут найти ее и другие важные города на карте страны.
Взаимодействие ДОУ с родителями
Патриотическое воспитание в детском саду ведется во всех направлениях: развитии речи, знакомстве с художественными произведениями, получении навыков самообслуживания, уходе за территорией, питомцами.
Особую значимость при этом получает тесный контакт с родителями ребенка. Их помощь проявляется в энтузиазме и выдумке. Без творческой фантазии родителей не обходятся выставки рисунков воспитанников, их поделок. Участие старших членов семьи в конкурсах и проектной деятельности трудно переоценить.
Высокие скорости и технологии оставляют мало времени, а порою и желания для воспитания своего ребенка в духе патриотизма.
Задачи патриотического воспитания детей в ДОУ
Задачи патриотического воспитания в ДОУ довольно многогранны. Они расширяются и усложняются по мере взросления дошкольников, развития их мышления, а также постепенного формирования правильного отношения к окружающей действительности, родным и незнакомым людям, нравственных чувств.
Задачи нравственно-патриотического воспитания в детском саду:
Воспитать у детей любовь к Родине — родной стране, ее историческим вехам, культурным ценностям и традициям.
Сформировать представление о главных символах России: Государственном гербе, Государственном гимне, Государственном флаге; научить понимать смысл основных элементов государственной символики.
Постепенно расширять знания дошкольников о Москве — главном городе Российской Федерации, о главных достопримечательностях и памятных местах столицы.
Обогащать знания о малой родине — родном крае: о происхождении и смысле названия родного города / села / поселка, о его красивых уголках и достопримечательностях, о местах боевой славы, о природе и людях.
Привить навыки общественно-полезного труда; сформировать представление о труде как о важной для каждого человека духовной ценности; поощрять стремления детей быть полезными, помогать другим людям.
Воспитывать уважение к родителям и другим родственникам, пробуждать интерес к семейным традициям и моральным ценностям, истории семьи.
Знакомить с особенностями национальной культуры и традиций на основе произведений художественной литературы и искусства, фольклора, творчества народных мастеров.
Сформировать у дошкольников понятия о главных общегосударственных праздниках.
Рассказывать о Российской армии, о воинах, охраняющих Родину, о военных профессиях (летчиках, пограничниках, танкистах, моряках), о боевой технике.
Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших за Родину бойцов.
Развивать гражданско-патриотические чувства, интерес к происходящим в стране событиям, к исторически значимым датам.
Формировать у воспитанников чувства гордости за успехи своего Отечества, за его могущество, природные богатства; формировать понимание значимости труда на благо Родины.
Привить уважение к людям, прославившим Россию: военным героям, космонавтам, ученым, писателям, художникам.
Интернациональное воспитание. Формирование у дошкольников интереса и дружелюбия к людям, живущим в других странах.. Задачи патриотического воспитания в детском саду решают комплексно, с учетом возрастных особенностей дошкольников, в увлекательной, пробуждающей интерес и любознательность форме
Методы нравственно-патриотического воспитания в ДОУ многообразны: словесные, игровые, практические, наглядные
Задачи патриотического воспитания в детском саду решают комплексно, с учетом возрастных особенностей дошкольников, в увлекательной, пробуждающей интерес и любознательность форме. Методы нравственно-патриотического воспитания в ДОУ многообразны: словесные, игровые, практические, наглядные.
Средства развития у детей патриотических чувств — художественная литература, музыка, изобразительное искусство, экскурсии по родному городу /поселку / селу, увлекательные игры, творчество, посильный совместный труд, подготовка к праздникам.
Что почитать по теме: список тематической литературы
Воспитание любви к Родине начинается с любви к своей семье
- Логинова В.И., Бабаева Т.И. Программа развития и воспитания в детском саду «Детство». – С.-Петербург: Детство-пресс, 2000.
- Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007.
- Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа. / Сост. Т.В.Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
- Ковалёва Г.А. Воспитывая маленького гражданина…: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. – М.: УЦ «Перспектива», 2008.
- Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… – М.: Изд-во «Скрипторий», 2003.
- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы». – М.: АРКТИ, 2005.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Средняя группа. – М.: «Издательство Скрипторий», 2008.
- Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы» / Под ред. А.А.Остапца, Г.Н.Абросимовой, М.Е.Трубачевой. – М.: АРКТИ, 2004.
- Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы — составители: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.Щербакова. – М.: АРКТИ, 2005.
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4–6 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
Патриотическое воспитание — это неотъемлемая часть образовательного процесса в целом и дошкольного обучения в частности. В работе с детьми нужно руководствоваться требованиями и рекомендациями ФГОС, а также подключать методические пособия педагогов, основанные на опыте работы в детских садах. Но главное — заниматься этим вопросом систематически (то есть стараться включать нравственно-патриотический компонент в ежедневные игры, занятия) чётко формулировать цели того или иного вида деятельности и подключать родителей к выполнению некоторых заданий, связанных с изучением истории родного края. В результате ребёнок сможет всесторонне подойти к знакомству со своей страной, осознанно полюбить её той любовью, которая не зависит от местонахождения и других объективных обстоятельств, которая всегда в сердце и душе.
Упражнения и игры
«Вот эта улица, вот этот дом»
Цель упражнения заключается в расширении и закреплении знаний детей об улицах, на которых они проживают. При этом детей знакомят со всеми названиями, которые улица носила в разное время, значимыми объектами, стоящими на ней. Для детей, проживающих на этой улице, воспитатель открывает много неизвестного, учит их подмечать, как преображается город, как становится краше улица, и кто этим строительством занимается
Нужно обращать внимание малышей на порядок и чистоту на придомовых территориях, приобщая их тем самым к озеленению и благоустройству территории вокруг своего дома или детского сада
«Вместе дружная семья»
Занятие нацелено на необходимость укрепления семейных связей и знаний детей о структуре семьи. Оно должно вызвать интерес к людям старших поколений и роли, которую они играют в семейных отношениях, воспитывать уважение и желание заботиться о бабушках и дедушках. Воспитатель, работая с детьми, формирует у них понятие семейных корней: от родителей к дедушкам и бабушкам и далее к прадедам. Углубление в историю своей семьи очень увлекательно: здесь выстраивается родословное древо, где найдётся место и фотографии ребёнка. Воспитатель может сделать уголок «Делай, как мы», в котором будут размещены семейные фотографии походов в лес, цирк или просто по дороге в детский сад. Красочный стенд будет излучать семейное счастье и служить хоть какой-то защитой от семейного неблагополучия.
«Город, в котором я живу»
Целью занятия является раскрытие красоты родного для детей города, его социальной значимости в развитии государства. Необходимо рассказать детям, какую продукцию он производит на тех предприятиях, где работают их родственники, возможную значимость её на мировом рынке. Познакомить с памятниками старины, объектами культурного назначения, лучшими образчиками архитектуры. Тем самым воспитатель показывает дошкольникам значимость труда их родителей и их вклада в экономику страны. Дети узнают, кому воздвигнуты памятники и за какие заслуги, кому посвящены стелы. Соприкасаясь с историей родного города, малыши учатся заботиться о ветеранах, чтить память воинов, погибших за Родину.