Что Такое Патриархат: Почему Он Все Еще Существует?

Исто­рия пат­ри­ар­ше­ства в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви

Патриархат в России восходит к XVI веку, когда в 1589 году Вселенский Патриарх (Константинополь) Иеремия II возложил патриархальное достоинство на митрополита Московского Иова собор из Константинополя, который признал митрополита Иова патриархом и поставил Москве 5-е место в диптихе поместных Православных Церквей. После Собора Восточных Епископов в Константинополе 12 февраля 1593 года пятое место Москвы было еще раз подтверждено и закреплено в Соборном Акте и в конечном итоге принято правительством Москвы во главе с Борисом Годуновым.

После смерти патриарха Адриана в 1700 году царь Петр I Великий упразднил патриархат и в 1721 году учредил Духовную коллегию, которая вскоре стала Священным правительственным синодом, высшим руководящим органом церкви в Российской империи.

Патриархат был восстановлен Всероссийским Поместным Собором 1917-1918 годов, и первым избранным Патриархом был митрополит Тихон (Беллавин) Московский).

Всего на Руси было 15 патриархов, и 16 несут свое служение в наше время:

  1. Иов (1589–1605);
  2. Гермоген (1606-1612);
  3. Филарет (1619-1633);
  4. Иоасаф I (1634-1640);
  5. Джозеф (1642–1652);
  6. Никон (1652–1666);
  7. Иоасаф II (1667–1672);
  8. Питирим (1672–1673);
  9. Иоахим (1674-1690);
  10. Адриан (1690-1700);
  11. Тихон (1917-1925);
  12. Серджио (1943-1944);
  13. Алессио I (1945-1970);
  14. Пимен (1971–1990);
  15. Алессио II (1990-2008);
  16. Кирилл (избран в 2009 г)

Плюсы патриархальной семьи

Патриархальный союз имеет ряд явных преимуществ перед другими типами семейных отношений:

  • Стабильность.
  • Четкое разграничение обязанностей.
  • Чувство защищенности.
  • Крепкая семья.
  • Желанные дети.

Эти «киты» и помогли патриархальному укладу на протяжении многих тысячелетий оставаться главенствующим в семейных отношениях.

Стабильность отношений

Патриархальные союзы отличает стабильность взаимоотношений между всеми их членами, в первую очередь — между мужем и женой. Муж — непререкаемый авторитет, хранитель родовой чести и традиций. Жена — его надежная опора и помощница, дети — продолжатели родовых традиций.

Жена своим примером учит детей уважать и почитать отца и его род. Имея перед глазами пример матери, выросшие в патриархальной семье дети, став взрослыми, всегда ведут себя уважительно по отношению к старшим.

Немаловажный аспект — стабильность сексуальных отношений. Связанные семейными узами мужчина и женщина берегут не только свою честь, но и честь семьи, поэтому для измен и блуда места в таких союзах нет.

Разграничение обязанностей

В патриархальном семейном укладе каждый ее член имеет свой, четко очерченный, круг ответственности. На плечи мужа ложатся обязанности:

  1. Обеспечивать финансовое и материальное благополучие.
  2. Следить за нравственным воспитанием детей, приучать их к повиновению старшим и их почитанию.
  3. Защищать честь и достоинство жены и детей.

Жена в этом союзе выступает в роли хранительницы домашнего очага. Ее обязанность — обеспечить в доме порядок, теплую и уютную атмосферу, заниматься воспитанием и обучением детей. Дополнительно она должна поддерживать на людях имидж счастливой и дружной семьи, хранить ее секреты, не выносить сор из избы.

У детей из такой семьи основная обязанность — подчинятся старшим. Родители контролируют (иногда довольно-таки жестко) поведение своих детей, круг их общения, манеру одеваться, общественное и культурное развитие, зачастую пытаясь навязывать свои вкусы в музыке, кино, живописи и т.д.

Детей приучают к мысли, что они являются продолжателями своего рода, поэтому своими действиями несут ответственность за родовую честь или бесчестье. Это, с одной стороны, учит их сызмальства отвечать за свои слова и поступки, а с другой — воспитывает гордость за свой род и уважение к родовым традициям.

Чувство защищенности

Мужчина в патриархальном союзе выступает «собственником» своих жены и детей. Их честь и достоинство он отождествляет со своими, поэтому при малейшем посягательстве отстаивает их всеми доступными ему силами и средствами. Женщина в таком союзе чувствует себя, защищенной, «за мужем». В благодарность она стремится окружить его заботой и бытовым комфортом.

Дети в таких семьях редко бывают свидетелями и практически никогда не принимают участия в выяснениях отношений во время ссор и конфликтов между родителями. Вырастая в полноценной семье, постоянно находясь под контролем обоих родителей, они с малых лет формируют стабильную и уравновешенную психику, что положительно сказывается на их взрослой жизни.

Крепкая семья

Разводы в патриархальных союзах даже в наше время — относительная редкость. А во времена полного доминирования патриархата их фактически не было.

Желанные дети

В патриархальных союзах дети всегда желанны. В глазах родителей они — продолжатели рода, поэтому 1 ребенок в них — большая редкость, зато многодетные семьи — далеко не единичные случаи даже в наши дни, а еще 100-150 лет назад 5-8-10 детей в них было обыденным явлением. Отказов от новорожденных младенцев в таких союзах фактически не бывает.

История зарождения патриархата

Для лучшего понимания того, что такое патриархат, требуется обратиться к истории его возникновения. Современные ученые полагают, что все первые исторически сформировавшиеся цивилизации на Земле обладали исключительно патриархальным строем. Однако здесь стоит отметить, что есть категория ученых, полагающая, что в неолите и палеолите цивилизации были равноправными с точки зрения пола. Тем не менее, основная позиция ученых заключается в том, что патриархальное строение общества является природным и биологическим феноменом, который и определяет принципы строения человеческого общества. При этом некоторые ученые считают, что подобный строй должен преобладать и в будущем.

Патриархат стал наиболее распространенной формой общественных отношений в момент развала первобытнообщинных отношений, когда стремительно стала возрастать роль мужчины в хозяйстве, в связи с разделением труда. Физические данные позволяли мужчинам значительно лучше справляться с охотой, рыбной ловлей и скотоводством, что и стало причиной их господства в управлении. Большая часть военных действий, а также различные взаимодействия между территориальными образованиями также оставались за мужчинами, из-за чего роль женщин все сильнее сводилась к ведению домашнего хозяйства.

Впоследствии, в ходе все более активного деления общества на классы, а также постоянной имущественной дифференциации, мужская роль в обществе продолжала расти

Важность патриархата для становления и развития человеческой истории продолжает быть предметом постоянных споров и дискуссий. Однако наибольшую популярность во все времена получала теория о том, что общество было патриархальным с момента происхождения человечества, поскольку это объясняется биологическими особенностями строения женского и мужского тела

В разные времена сторонниками этой теории были Платон и Аристотель, Г. Мэн, Однако ближе к 19 веку она получала все более сильное опровержение, многие ученые стали высказываться о необходимости гендерного равенства. Среди них были Л.Г. Морган, Фридрих Энгельс. Эти же концепции были приняты значительным количеством советских ученых.

Древняя эпоха: патриархат и его основные черты

Какой характерен патриархат эпохи? Это форма организации общества, при которой власть и авторитет концентрируется в руках мужчин, в особенности в главе семьи или племени. Древний патриархат отличается какими-то основными чертами, которые определяют его сущность и специфику.

Первая черта древнего патриархата — это сильно выраженное семейное устройство, где главой семьи выступает отец или старший мужчина, причем его власть охватывает всех членов семьи, включая жену и детей. Взаимоотношения внутри семьи основываются на принципе иерархии и послушания.

Вторая особенность патриархата эпохи – это мужская доминирования в социально-политической сфере. Власть и права принадлежат исключительно мужчинам, в то время как женщины как правило ограничены в своих возможностях и ролевых функциях.

Третья черта патриархата – это централизованная организация общества, в которой все важные решения принимаются мужчинами-главами племени или семьи. Это создает четкую иерархическую структуру, где каждый занимает свое место в социальной иерархии.

Итак, патриархат эпохи имел свои особенности, которые делали его уникальным и отличали его от других форм общественной организации. Такие черты патриархата как семейное устройство, мужское доминирование и централизация власти помогали сохранять и передавать традиции и ценности от одного поколения к другому.

Установление гендерных ролей и представление патриархата

Гендерные роли и представление патриархата были важными аспектами в различных эпохах и культурах. В патриархальных обществах, каковыми было большинство обществ в прошлом, установление гендерных ролей было характерно для создания жесткой иерархии на основе пола.

Один из главных аспектов установления гендерных ролей заключался в разделении обязанностей и правил поведения для мужчин и женщин. Мужчины, в качестве защитников и представителей семьи, были обязаны обеспечивать и защищать своих близких. Женщины, с другой стороны, были призваны заботиться о домашних делах и воспитывать детей. Этот дихотомичный подход придавал особую роль мужчинам и женщинам в их жизни и функционировании в обществе.

Патриархат эпохи был характерен преимущественно для обществ, где власть, контроль и ресурсы были сосредоточены в руках мужчин. Этот подход подразумевал, что мужчины имеют лидерские и привилегированные роли в обществе, в то время как женщины подчинены и зависимы от мужчин.

В эпоху патриархата существовали явные и неявные нормы и стереотипы, устанавливающие ожидания относительно ролей и поведения мужчин и женщин. Очень часто мужчинам предписывалось быть сильными, агрессивными и независимыми, в то время как женщинам налагалось быть мягкими, заботливыми и зависимыми. Эти ограничения ограничивали свободу и самовыражение обоих полов.

Установление гендерных ролей в патриархате имело значительное влияние на жизнь мужчин и женщин. Это способствовало неравенству полов и структурным проблемам в обществе. Однако в наши дни общество все больше осознает вред, причиняемый патриархальными структурами, и стремится к более справедливому и равноправному обществу без ограничений на основе пола.

Власть отцов и роль женщин в древних обществах

В древних обществах патриархат неизменно присутствовал и определял социальный порядок. Власть отцов была основана на представлении о мужчине как главе семьи и его способности обеспечивать ее материальные потребности.

В то время как мужчины в древних обществах участвовали в политической и общественной жизни, женщинам было отведено в основном заниматься домашними обязанностями и воспитанием детей. Они не имели права на образование, возможность занимать высокие положения или участвовать в принятии важных решений.

Однако роль женщин в древних обществах была не менее значимой. Они играли важную роль в семейной жизни, обеспечивая воспитание и внесение духовной составляющей в жизнь семьи. Женщины также поддерживали устойчивость и стабильность общества, передавая традиции и культурные ценности.

Древние обществаРоль женщин
Древний ЕгипетЖенщины имели возможность владеть собственностью, участвовать в торговле и заниматься ремеслом.
Древняя ГрецияЖенщины ограничены сферой домашних обязанностей и не имели возможности занимать политические должности.
Римская империяЖенщины имели ограниченные права и не могли занимать высокие положения в обществе.

Таким образом, власть отцов и роль женщин в древних обществах были тесно связаны с патриархатом эпохи. Хотя женщины не обладали полной политической и социальной свободой, их вклад в семейную и культурную жизнь общества был неоценимым.

Составляющие современной патриархальной культуры

Мужской контроль. Мужчины принимают все ключевые решения как в обществе в целом, так и в семьях. Они также занимают большинство властных должностей.
Мужская идентификация

Из-за распределения власти в обществе, мужчинам важно определять себя через стереотипно мужские качества и вещи: физическую силу, рациональность, любовь к технике.
Фокусировка на мужчинах. Они становятся главными героями фильмов и книг, мужчинам отводится ведущая роль в культуре

Из-за этого создается ошибочное впечатление, будто мы живем в мире, в котором все значимое сделано мужчинами.
Гендерный дуализм. Природа патриархата исключительно социальная и неразрывно связана с бинарной гендерной системой. Патриархальная культура подразумевает, что существует только два гендера, за которыми закреплены определенные роли и характеристики. В такой системе за мужчиной с рождения закреплена роль лидера, женщинам же отводятся обслуживающие функции. Получается замкнутый круг: дети проходят гендерную социализацию, затем ведут себя стереотипно во взрослой жизни и еще сильнее укрепляют патриархальную культуру.

В России патриархальные правила были закреплены только в Домострое — своде правил семейной жизни и делового этикета, возникшем в Новгороде в конце XV века. В документе описывалась подчиненная роль жены, которая должна была беспрекословно подчиняться мужу, вести домашнее хозяйство и воспитывать детей. Угодить Богу и мужу» — так описывается смысл существования женщины.

С развитием капитализма классическая модель патриархальной семьи, где мужчина является «кормильцем», а женщина сидит дома и воспитывает детей, стала практически невозможной. Это связано не только с подъемом феминистского движения и доступом женщин к образованию. Чтобы сохранить традиционное распределение ролей, доход «отца семейства» должен быть достаточным для обеспечения адекватного уровня жизни всех членов семьи. Это невозможно в постиндустриальной экономике, поскольку количество высокооплачиваемых рабочих мест на заводах сократилось из-за автоматизации, но возросла потребность в низкооплачиваемых работниках в сфере услуг.

Патриархат: плюсы и минусы

Как и любая форма управления, обществом патриархат обладает свойственными ему недостатками и достоинствами.

Достоинства:

  1. Крепкая семья. Патриархат влияет на создание сильной семьи. Из-за строгого распределения обязанностей среди членов, она эффективнее развивается.
  2. Полноценная семья. Во главе стоит сильный мужчина способный защитить свою семью. Он обеспечивает жене всё необходимое для ведения хозяйства и семьи.

У патриархального общества также есть ряд недостатков:

  1. Крайность. Патриархат, так же как и матриархат пытается грубо подавить противоположный пол. Это способ обрести власть за счёт подавления женщин/мужчин. Данный недостаток — это основной негативный элемент патриархата, где вся власть сконцентрирована в одних руках.
  2. Лишение женщин самостоятельной жизни. Патриархат не позволяет женщине/молодой девушке получить образование. Она не может поступить в университет, и лишена шансов устроиться на работу.
  3. Зависимость. Мужчина предоставляет жене всё необходимое для жизни. Сведя круг интересов до семьи, женщина зацикливается на воспитании детей и ведении хозяйства.

Когда и как установился патриархат

Хотя сейчас практически все общества в мире патриархальные, так было не всегда. Некоторые историки утверждают, что доказательством существования матриархата на ранних этапах развития человеческого общества являют древние мифы. Еще до формирования Римской державы роль женщин в обществе была довольно высокой, а в религии доминировал образ Богини-Матери.

Вероятно, культура мужского доминирования закрепилась около 12 тыс. лет назад, после того, как люди перешли от собирательства к земледелию. До сих пор нет единого мнения, почему это произошло, однако, кроме физического превосходства мужчин и увеличения значимости их «производительных сил», были и менее очевидные причины. Например, переосмысление процесса рождения.

Считается, что примитивные племена охотников и собирателей не связывали деторождение с половым актом. Женщина рассматривалась как «проводник» между реальностью и миром духов, откуда приходит новая жизнь. Об этом писали идеолог второй волны феминизма Симона де Бовуар, культуролог Юлиус Эвола и британский антрополог Борислав Малиновский.

Гендерные стереотипы родились в матриархате

Картина мира древних людей складывалась из того, что они видели. Такими видимыми процессами были беременность и роды, в которых самцы не принимали участия. Женщина рожает ребенка, подобно тому как земля «рожает» фрукты и ягоды. Что именно было причиной зачатия, оставалось загадкой.

Женщины воспринимались как самовоспроизводящийся организм, который может и вовсе обойтись без мужчин. Поэтому в матриархальном обществе единственными причинами существования мужчин считались функции «охранников», «добытчиков» и «источника удовольствий» для женщин. Вероятно, именно так сложились гендерные стереотипы, однако позже в патриархате отношение к традиционным ролям сменилось.

Переход к земледелию вызвал гендерную революцию

После того как древние люди перешли от собирательства к земледелию, они постепенно поняли, что для хорошего урожая недостаточно поливать и удобрять почву. Общество установило причинно-следственную связь между бросанием семени («отцовским началом») и развитием растения. По аналогии стала очевидной роль мужчины и полового акта в процессе оплодотворения.

Постепенно отцовское начало восприниматься как главенствующее: ведь именно от того, какое именно семя бросить в землю, и зависит, что в итоге вырастет из земли. При этом, чтобы знать наверняка, что вырастет в итоге — пшеница или рожь, нужно точно знать, какое именно зерно было посажено. Аналогично и с отцовством — в отличие от материнства, без контроля и постоянного наблюдения первобытный мужчина не мог быть убежден, что партнерша родила именно от него. Отсюда возникла необходимость в регулировании сексуального поведения женщин.

Принципы традиционной православной семьи

В отличие от древнего патриархата, где царствовал тотальный контроль и власть, в современном православии проповедуется уважение к мужчине, почитание его, как отца и кормильца.

Тотальный контроль, живший в прежние времена, является разрушительным для брака в современном мире. В православном браке, где отец — глава, а мать — хранительница очага, воспитываются гармоничные личности, выросшие в спокойной обстановке.

Мужчина, взявший на себя роль главы семейства, мудро:

  • руководит семейным бюджетом;
  • оберегает честь жены;
  • участвует в воспитании детей.

В таких семьях дети воспитываются в строгости и любви, родители для них являются образцами поведения во всех ситуациях.

Авторитет родителей строится на собственной жизненной позиции, они постоянно должны следить за эмоциями и словами, чтобы не согрешать. Забота о детях не может подавлять их собственные инициативы, а мудро направлять потомство в нужное русло так, чтобы ребенок решил, что принял решение самостоятельно.

Можно сколько угодно критиковать патриархат, но нельзя не отметить, что такие семьи практически не разводятся, оставаясь основой здорового общества.

Патриархальная семья

Когда появился патриархат?

История патриархата начинается несколько тысячелетий назад. Это обусловлено физиологическими особенностями мужского пола. Они сильнее. Женщина в одиночку не могла бы справиться с бытовыми трудностями.

Патриархат характерен для эпохи древности и средневековья. В те времена мужчины являлись авторитетами. Более того, патриархат рассматривается как одна из стадий развития современного общества, позволившая ему сформироваться.

Большинство учёных уверено: патриархальный строй стал формироваться в период первобытных общин. Именно тогда мужчине была отведена главенствующая роль. Он был добытчиком и защитником. Историки считают, что такая социальная форма была единственно возможной. Более того, причиной её установления называют природные инстинкты. Мы знаем, что животные, живущие стаями, стадами, имеют вожака, роль которого берёт на себя самец.

Патриархат и матриархат – антонимы. Это противоположные по значению слова. История располагает фактами, когда у власти стояли женщины. То есть в разные времена люди наделялись правами исключительно по гендерному признаку. Остальные характеристики были незначимы.

Матриархат существовал с эпохи палеолита до бронзового века. Считается, что патриархат сменил его. Мужчины не всегда правили миром. Причиной историки называют осознание человечеством такого термина как «отцовство». Когда люди стали придавать этому значение, они моментально подняли статус мужчины.

Современное общество провозглашает равноправие между мужчиной и женщиной. Мы пытаемся не выделять людей, ориентируясь на половой признак.

Первую попытку уравнять права современных людей в нашей стране сделали коммунисты. Для этой эпохи характерны черты феминизма, то есть отчаянной борьбы женщин за свои права. Порой доходило до смешного, представительницы противоположного пола одевались как мужчины, подстригались как мужчины, перенимали манеру их поведения.

Таким образом, они пытались доказать миру, что обладают такими же правами и возможностями, как и мужчины. Ярким образцом послужит героиня повести «Собачье Сердце». Профессор Преображенский иронично отметил, что перед ним стоит женщина, которая зачем-то переоделась мужчиной.

Тем не менее признаки патриархата или матриархата присутствуют в каждом обществе. Просто в некоторых странах они проявляются не так явно, например, на европейской территории провозглашено равноправие. Но во многих семьях главой семейства всё так же считается мужчина. А руководящие должности и важные посты по-прежнему в большинстве занимают мужчины.

Патриархальное общество

Сильвия Уолби шесть структуры

Социолог Сильвия Уолби, 27/08/2018, Анасс Седрати, CC-BY-SA-4.0, Wikimedia Commons

Патриархальные государства: Уолби считает, что все государства являются патриархальными структурами, в которых женщины ограничены в возможности занимать значительные властные позиции и принимать решения, включая ресурсы государства. Поэтому женщины сталкиваются с крайним неравенством в представительстве и участии в управленческих и судебных структурах. Таким образом, вышеупомянутые структуры также являются патриархальными и продолжают исключать женщин в рамках государства.Государство – наиболее значимая структура, порождающая и поддерживающая патриархат во всех остальных институтах.

Домашнее производство: Эта структура относится к женскому труду в домашнем хозяйстве и может включать приготовление пищи, глажку, уборку и воспитание детей

Основное внимание уделяется не характеру работы, а скорее основаниям, на которых она выполняется. Женский труд приносит пользу всем членам семьи, однако женщины не получают за него материальной компенсации, а от мужчин не ожидают помощи

Это просто ожидание, которое,Уолби утверждает,

является частью брачных отношений между мужем и женой. Продуктом труда жены является рабочая сила: ее самой, ее мужа и ее детей. Муж может присвоить труд жены, поскольку он владеет рабочей силой, которую она произвела.1

Оплачиваемая работа: Эта структура изгоняет женщин из определенных сфер деятельности или ограничивает их продвижение в них, что означает, что женщины иногда могут быть столь же квалифицированными, как и мужчины, но иметь меньше шансов на продвижение по службе или получать меньшую зарплату, чем мужчины за ту же работу. Последнее называется разрывом в оплате труда. Эта структура также проявляется в низких возможностях трудоустройства для женщин по сравнению с мужчинами. Основная особенность этой структуры заключается в следующемструктура известна как стеклянный потолок.

Стеклянный потолок : невидимая граница, установленная для продвижения женщин на рабочем месте, которая не позволяет им достичь руководящих должностей или получать равную заработную плату.

Насилие: Мужчины часто используют физическое насилие как форму контроля, чтобы повлиять на действия женщины или принудить ее к послушанию. Эта форма контроля, возможно, является наиболее “естественной”, поскольку физически мужчины, как правило, сильнее женщин, поэтому кажется, что это самый естественный и инстинктивный способ одержать над ними верх. Термин “насилие” включает в себя множество форм жестокого обращения: сексуальное домогательство, изнасилование, запугивание в частной и личной жизни.Хотя не все мужчины проявляют насилие по отношению к женщинам, эта структура хорошо заметна в опыте женщин. Как объясняет Уолби,

Он имеет регулярную социальную форму … и имеет последствия для действий женщин.2

Сексуальность:

Культура: Уолби фокусируется на западных культурах и считает, что они по своей сути патриархальны. Поэтому в западных культурах существуют неравные ожидания от мужчин и женщин. Уолби считает, что они таковы

Набор дискурсов, которые институционально укоренены, а не как идеология, которая либо свободно плавает, либо экономически обусловлена.3

Существует множество дискурсов о мужественности и женственности и о том, как должны вести себя мужчины и женщины, начиная от религиозной, моральной и образовательной риторики. Эти патриархальные дискурсы создают идентичности, которым мужчины и женщины пытаются соответствовать, укрепляя и еще больше укореняя патриархат в обществе.

Последствия патриархата видны во всех современных обществах. Шесть структур, выделенных Уолби, были разработаны при наблюдении за западными обществами, но могут быть применены и к незападным обществам.

Исторические предпосылки возникновения патриархата

Патриархат – это социальная система, в которой власть и авторитет сосредоточены в руках мужчин. Его появление не является случайным, а обусловлено рядом исторических предпосылок, которые сформировались в древности.

Одной из главных предпосылок возникновения патриархата является появление земледелия и оседлости. В древние времена, когда люди жили в nomadской общине и занимались охотой и собирательством, главная роль в обществе принадлежала женщинам. Они были главными поставщиками пищи, так как занимались сбором плодов и ношением на себе детей, что позволяло им передвигаться более легко. Женщины также играли важную роль в резедлии общиной и принимали активное участие в принятии решений.

Однако с развитием земледелия появилась необходимость оседлости и постоянного проживания на одном месте. С этим связаны ряд факторов, которые прямо или косвенно привели к утверждению мужчин в роли глав и лидеров общества.

Физическая сила. В условиях земледелия и строительства наступала необходимость большей физической силы

Мужчины были физически более мощными и способными выполнить тяжелую физическую работу, что было важно для успешного осуществления земледельческой деятельности.
Военные конфликты. Переход к оседлости привел к появлению частых конфликтов между различными обществами и соседями

В таких ситуациях роль мужчин как сильных и более воинственных становилась все более актуальной, что в конечном итоге формировало представление о мужчинах как главах и лидерах общины.
Частная собственность. В оседлом обществе стало более распространенным понятие частной собственности. Люди начали накопление богатств, включая землю, дома и скот. Мужчины, обладающие физической силой, становились главными хранителями этих материальных ценностей, что придавало им дополнительный статус и власть в обществе.

В итоге, все эти факторы вместе способствовали установлению патриархальной системы, где мужчины стали главами и владельцами власти в обществе

Однако важно отметить, что патриархат не является естественным или неизбежным явлением. Он является социокультурным конструктом, который формировался и развивался на протяжении многих веков

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий