НОД по звуковой культуре речи в подготовительной группе

Лекция & практическое занятие

Зачем нужны практические занятия, неужели недостаточно одних лекций? Давайте узнаем, что по этому поводу говорят учёные.

Согласно «Пирамиде обучения», которую начали разрабатывать ещё в 70-х годах XX века, количество усваиваемой информации напрямую зависит от вида образовательного метода.

Так, самые худшие показатели как раз у лекционного формата — всего 10%. Лучший результат у такой формы обучения, где мы помогаем другим людям освоить новые знания — дополнительная ответственность даёт целых 90%. Немного отстают практические занятия — благодаря им можно усвоить даже новый материал на 70%. Поэтому в университетах лекции всегда совмещают с практикой.

Как появилась «Пирамида знаний»? Её разработала Национальная тренинговая лаборатория США. Участники проекта опирались на исследования Эдгара Дейла, американского преподавателя из университета Огайо, который изучал вопросы восприятия лекционного обучения и первым стал применять аудио-визуальные материалы в образовательном процессе.

Увлекательные игры

Игра «Да и нет» помогает воспитателю создавать положительный эмоциональный настрой у детей

Отвечая на вопросы, дети концентрируют внимание, обобщают правила общения

Также в ходе занятия проводится ситуативная игра с элементами театрализации. Помогая героям игры, малыши мирят их, вместе находят для них новые задания. Воспитатель рассаживает детей на ковер, предлагает им инсценировку стихотворения. Во время чтения ребята по очереди демонстрируют фрагменты, показывают окружающим свою фантазию и творчество.

В конце занятия педагог оставляет время на подведение итогов. Ребята вместе с наставником выводят правила дружбы и взаимопонимания. В качестве сладкого приза от принцессы Карамельки дети получают вкусные конфеты.

Тема урока

Тема урока формулируется согласно учебной программе и календарному планированию. Она должна предельно сжато и недвусмысленно отражать основную идею урока и цель его проведения. Здесь не следует подробно расписывать какие-либо правила и иной учебный материал. Например, тему урока математики можно сформулировать следующим образом: «Площадь круга». Из этой простейшей фразы становится очевидным, что занятие посвящено знакомству учащихся с понятием «площадь круга» и с методами ее вычисления. Или по русскому языку: «Диалог. Понятие о диалогической речи». Также очевидно, что на уроке школьники узнают о том, что такое диалог, и какая речь является диалогической.

Ход НОД

Эмоциональный настрой. Подготовить детей к НОД, создать эмоциональную обстановку поприветствовать гостей.

Организационный момент

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? А хотите отправиться в путешествие? А на чем можно путешествовать? (ответы детей) Я предлагаю вам по путешествовать на поезде . Мне очень нравиться путешествовать на поезде, потому что, он останавливается на разных станциях. А на станциях можно много узнать интересного. Отправимся в путешествие по станциям знаний?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Ну что готовы к отправлению? Тогда поехали.

Поезд мчится скрежещаЖе, че, ща, же, че, ща.

Совместная деятельность детей и педагога

Задание выполняют стоя в кругу.

Воспитатель: вот и первая станция.

Станция «Скороговоркино»

Кто знает скороговорки? Рассказывайте.

Съел молодец тридцать три пирога. С пирогом, да все с творогом.

Цапля стоя на крыльце Написала букву Ц.

Шубка овечки теплее печки. Ча-ча-ча горит в комнате свеча. Чу-чу-чу молотком стучу. Цо-цо-цо на руке кольцо.

Воспитатель: молодцы! Продолжим свое путешествие? (ответы детей.)

Цепляем свои вагончики к составу. Поехали.

Поезд мчится скрежеща Же, че, ща, же, че, ща.

Задания выполняются сидя за столом

Воспитатель: Вот и следующая станция.

Станция «Словечкино»

Присаживайтесь за столы.

Не забывайте что нужно поставить ножки вместе, выпрямит спинки.

Давайте с вами вспомним гласные звуки. Назовите все гласные звуки. Молодцы!А теперь все согласные. Молодцы!А скажите ребята чем отличается звук от буквы?Какие две буквы не обозначают звук?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Возьмите ребята кассы. Я сейчас буду называть слоги, а вы их выкладывайте в кассах.

Ко, Ба, Ми, Ры, Шу, Со, Ды. (выкладывает на магнитной доске)

Проверти у себя и у соседа тоже. Правильно сделали? Молодцы!

  1. Из слога БА составьте слово. Какое слово Полина ты составила? А у тебя Сережа какое слово? Замечательно!
  2. Сделайте звуковой анализ своего слова. Если кто – то затрудняется поднимите руку я подойду и помогу.
  3. Вика прочитай свое слово. Первый звук в слове какой? Второй звук в слове какой?…….
  4. Полина скажи пожалуйста, У звонкого звука Б какой есть братец? ( глухой звук П) Молодец!

Воспитатель: Закрывайте кассы. Цепляйте свои вагончики отправляемся путешествовать дальше.

Поезд мчится скрежещаЖе, че, ща, же, че, ща.

Самостоятельная деятельность детей

Дети сидят полукругом на стуле.

Воспитатель: Следующая станция.

Станция «Рассказкино»

Присаживайтесь на стулья. Сядьте ровненько и красиво.

  1. Посмотрите, на доске набор сюжетных картинок. Подумайте и составьте предложения.
  2. Кто уже составил предложения? Андрюша говори свое предложение. Хорошо.
  3. Теперь подойди к доске и запиши схему своего предложения. Вот возьми мел. Сколько слогов в слове……? Прохлопай. Сколько слогов в слове…..?. Покажи ребятам. Ребята правильно Андрей сделал? Молодец! Присаживайся на место. (ответы детей)

Кто еще хочет записать свое предложение?

Воспитатель: — А теперь подумайте и составьте небольшой рассказ. Даю вам 3 минуты на обдумывание.

Время вышло. Подойдите к гостям и расскажите свой рассказ. Молодцы!

Ребята уже темнеет нам пора возвращаться обратно в детский сад. Цепляйте свои вагончики. Поехали.

Поезд мчится скрежещаЖе, че, ща, же, че, ща.

Рефлексия, подведение итогов

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы очень хорошо работали, и узнали много нового.

Что запомнилось вам в путешествии? А что показалось трудным?

Вы были все молодцы! Попрощайтесь с нашими гостями.До свиданья!

Как подготовиться к практическому занятию в вузе

Если на лекции можно просто прийти и послушать новый материал, то практические занятия требуют определённой подготовки. Какие же шаги помогут студенту успешно подготовиться к учебной практике и не ударить лицом в грязь. Инструкция следующая:

  • изучить конспекты лекций и полезную литературу по теме;
  • повторить правила и значимые формулы;
  • решить большое количество типовых задач;
  • просмотреть таблицы, диаграммы и другие визуально-графические материалы;
  • подготовить тезисы для своего выступления;
  • изучить проблемные вопросы и подумать над аргументацией;
  • почитать правила и методические рекомендации;
  • выспаться накануне, ведь здоровый сон очень важен для продуктивной работы мозга.

Картотека приветствий

Приветствие для детей в детском саду перед занятием может подразделяться на утреннее, дневное и вечернее (в зависимости от того, когда в группе появляется новый педагог). Делится приветствие для младшей, старшей группы, средней и подготовительной групп (в зависимости от возраста малышей, так как каждый год происходят изменения), занятий для дошкольников.

Уголок по основам безопасности жизнедеятельности в детском саду

Приветствие детей перед началом занятия в детском саду

Ритуал приветствия для дошкольников перед занятием влияет на ход мероприятия и его результат в целом. Оно способствует созданию настроя на восприятие новой информации, созданию благоприятной эмоциональной атмосферы.

Утреннее приветствие в детском саду в старшей группе

Утреннее приветствие ценно тем, что оно задаёт тон всему дню дошкольника в детском саду.

Детям, которые каждый раз тяжело расстаются со взрослым, провожающим его в детский сад, правильно подобранное приветствие позволяет снизить тревожность и помочь настроиться на полезное и приятное времяпровождение.

Важно приветствие от воспитателя. Он не просто должен поздороваться, а подчеркнуть, что это утро, пожелать, чтобы оно было добрым. Отличным приветствием может стать энергичная и весёлая музыка (мелодия из песни «Танец маленьких утят», песня «Утро начинается», «По дороге с облаками», «Утренний привет» и другие)

Отличным приветствием может стать энергичная и весёлая музыка (мелодия из песни «Танец маленьких утят», песня «Утро начинается», «По дороге с облаками», «Утренний привет» и другие).

Приветствие в средней группе для начала занятия

Для малышей 4-5 лет большую роль будут играть эмоции. Нужно суметь с помощью приветствия создать нужный эмоциональный настрой, сохранив при этом дисциплину, потому что младший возраст детей сложнее удержать на месте.

Отличным вариантом будет игра «Дай пять!». Дети стоят или сидят в кругу. Первый малыш «даёт пять» (хлопает по ладошке) рядом сидящему и произносит вежливое или ласковое слово, которое хотел бы сказать этому ребёнку.

Приветствие в подготовительной группе перед занятием

Приветствие в подготовительной группе перед занятием приобретает более информационную окраску ввиду того, что возраст детей составляет уже 6-7 лет. Отличным продолжением после традиционного приветствия будут вопросы, демонстрирующие эрудицию малышей. Лучше, если эти вопросы будут связаны с темой самого занятия.

Чтение стихов по утрам на открытом воздухе бодрит

Как начать занятие в коррекционной школе (приветствие и знакомство)?

Начать занятие или урок с детьми по ФГОС облучающимися в коррекционной школе рекомендуется с простых слов приветствия

После того как психолог сможет привлечь внимание учеников, можно прочесть веселый стих «Чудесное слово Здравствуй!». про различие слов «привет» и «здравствуй». Спросить, как часто дети используют эти слова в жизни, кому и когда они их говорят

Первым начать может более старший ученик

Спросить, как часто дети используют эти слова в жизни, кому и когда они их говорят. Первым начать может более старший ученик.

Знакомство желательно начать с короткого рассказа учителя о себе, а после предложить каждому сказать несколько слов (как зовут, сколько лет, любимое дело, питомец и прочее), максимально ярко характеризующих школьника. Коррекционный класс нуждается в повышенном внимании со стороны учителя.

Организационный момент в ДОУ на занятиях имеет принципиально важное значение, так как от него напрямую зависит то, как малыши усвоят новую для них информацию

Порядок проведения открытого занятия в подготовительной группе

Успех открытого занятия будет зависеть от того, насколько правильно педагог его спланирует, каково будет взаимодействие с детьми, смогут ли они справиться с предложенными практическими заданиями, будет ли им интересно. Поэтому, составляя конспект занятия, следует учитывать как общие характеристики группы, так и индивидуальные особенности каждого ребёнка.

В любом занятии обязательны разминочные паузы (могут быть 2 короткие или 1 большая за занятие). Образовательное занятие в подготовительной группе, согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям, должно длиться 30 минут.

Во время проведения обучающего занятия физкультминутки обязательны

Таблица: временной план занятия

Этап занятияДеятельность детей и воспитателяВремя
Вводная частьПросмотр мультфильма, диафильма, познавательного фильма, картинок, чтение рассказа или стихов.7–10 минут
ОбсуждениеВоспитатель задаёт вопросы по предложенному материалу, подводя к основной теме занятия, дети отвечают.3–5 минут
Разминочная паузаВоспитатель проговаривает и показывает, дети за ним повторяют.1–2 минуты
Основная частьОбъяснение воспитателя. Выполнение практических заданий.10 минут
Разминочная паузаВоспитатель проговаривает и показывает, дети за ним повторяют.1–2 минуты
Заключительная частьВоспитатель задаёт вопросы по пройденному материалу, дети на них отвечают.5 минут

Список тем, подходящих для открытого занятия в подготовительной группе:

  • «Секреты лимона»,
  • «Южный Урал»,
  • «Такая разная Сибирь»,
  • «Леса России»,
  • «Правила дорожного движения»,
  • «Готовим винегрет»,
  • «В гостях у Глобуса»,
  • «Путешествие по островам»,
  • «Морские ракушки»,
  • «Дымковская игрушка»,
  • «Электричество и электроприборы»,
  • «Путешествуем по стране математики»,
  • «Космическое путешествие»,
  • «Цирк»,
  • «Пищевые цепочки в природе»,
  • «Удивительные камни».

Подбор материала для вводной части открытого занятия

Удачно подобранные материал для вводной части занятия поможет заинтриговать детей и мотивировать их к дальнейшей деятельности. Многие мультфильмы, рассказы, стихи можно использовать для разных тем.

Таблица: примеры материалов для вводной части занятия

Стихотворение Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы»
  • Бережное отношение к дикой природе (спасение зверей во время наводнения, подкормка их зимой и т. д.).
  • Реки (что происходит с реками в разное время года).
  • Что такое наводнение (когда бывает, почему происходит, что делать во время наводнения).
  • Изучение времён года — весна (какие природные явления происходят весной).
«Три поросёнка» (сказка, мультфильм, диафильм)
  • ФЭМП (числа и действия по порядку и в обратно порядке).
  • Изучение свойств природных материалов (солома, дерево, камень).
  • Понимание художественного произведения с последующим воспроизведением сюжета при помощи разных видов кукольного театра или фланелеграфа.
«Заяц Коська и родничок» (мультфильм)
  • Круговорот воды в природе.
  • Разные состояния воды (жидкость, пар, лёд).
  • От родника до моря (как начинается река, становится полноводной, впадает в море).
  • Жизнь в лесу в разное время года.
«Как котёнку построили дом» (мультфильм)
  • Ответственность за приручённых животных.
  • Как строятся дома.
«Непослушный котёнок» (мультфильм)
  • Почему нельзя уходить далеко от дома.
  • Правила безопасности на воде.
  • Жизнь в лесу.
  • Домашние и дикие животные.

Ход урока

Ход урока – эта главная часть его плана-конспекта. Именно она говорит о том, как будет проходить урок, из чего он состоит, и в какой последовательности выполняются действия педагога и учеников. Урок в какой-то мере можно сравнить с театральной постановкой, в которой ход урока будет являться его сценарием. Так, например, в большинстве случаев можно выделить следующие этапы урока.

  • Приветствие,
  • Повторение последнего изученного материала в виде фронтального опроса или ответа у доски,
  • Проверка результатов выполнения домашнего задания,
  • Объяснение нового материала,
  • Выполнение заданий, направленных на закрепление нового материала,
  • Подведение итогов урока,
  • Объявление домашнего задания.

Однако следует отметить, что такая структура урока является лишь примерной и не претендует на универсальность: ход урока всегда зависит от его содержания и цели постановки. Например, о каком объяснении нового материала может идти речь, если на уроке пишется контрольная работа по вариантам, цель которой – выявить уровень овладения письменной речью на английском языке в пределах прошедшей четверти?

Каждый из этапов урока должен быть кратко описан учителем. Например, какое задание предложено выполнить, с каким именно учебным материалом будут ознакомлены ученики, и каким образом это будет сделано (в виде устного обращения учителя, компьютерной презентации, демонстрации учебного фильма или лабораторного эксперимента)?

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе

на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».

Задачи. Формировать умение делить слова на части. Продолжать знакомить с мягкими и твёрдыми звуками. Совершенствовать фонематическое восприятие детей. Воспитывать сочувствие, желание помочь.

И. О. О.: Р. р., П. р., С.-К. р., Х.-Э. р.

Словарная работа: зычный, сазан, фазан, казан.

Материалы: картинка Белоснежка, фишки, карточки для выполнения звукового анализа слов, синие и зелёные карандаши, карточки с изображением предметов со звуками «з-зь».

Всем, всем — добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться.

— Ребята, к нам в гости пришла Белоснежка. Она просит у нас помощи. Гномы решили с ней поиграть и придумали для неё различные задания, каждое задание они положили в отдельный конверт. Посмотрите, сколько их (показываю конверты). Белоснежке одной очень трудно выполнить все эти задания. Давайте мы ей поможем.

1.Игровое упражнение «Выполняй – не зевай».

Найдем ее мы в звездочке,

И в золоте, и в розе,

В земле, в алмазе, в бирюзе,

В заре, в зиме, в морозе.

О чём эта загадка? Что есть во всех этих словах? Звук «З». Послушайте внимательно слова: зима, золото. Одинаково в них произносится звук «З»? Чем отличаются эти звуки?

Услышав в слове мягкий звук зь, хлопните в ладоши и сразу же положите руки на стол: зайка – зяблик – зонт – зебра – зима – земля – зернышко — казан – зубки – зычный. А что обозначает слово зычный (голос)?

Ребята, а что такое «казан»? Это традиционный литой металлический котёл с полукруглым дном для приготовления различных блюд.Округлой форма казана сделана для того, чтобы он опускался в очаг и пламя нагревало не только дно (как это происходит у посуды с плоским дном), а всю его поверхность, имеющую сферическую форму. Содержимое такой посуды нагревается быстрее и дольше остаётся горячим, позволяя существенно сберегать топливо. Крышка казана обычно делается из деревянных досок, что также способствует энергосбережению.

2.Игровое упражнение «Расколдуй слово».

— Ребята, сейчас вам предстоит выполнить очень трудное задание – догадаться, что случилось со словом: соль – моль, кот – рот, сел – мел, рок – скок.Суп – зуб. Сима – зима. Коса – коза. Роса – роза. Сев – Зев.

Жили-были зайчики (три пальца в кулак, указательный и средний-ушки)
На лесной опушке. (хлопают в ладоши)
Жили-были зайчики (показывают ушки)
В маленькой избушке. ( показываем домик)
Мыли свои ушки, (трут ушки)
Мыли свои лапки, (ладони моем)
Наряжались зайчики, (движения сверху-вниз по туловищу)
Надевали тапки. (показывают)

4. Игровое упражнение «Найди домик».

— А теперь послушайте ещё слова: снег – обсыпал – кисти – распустились. Какой звук встречается во всех этих словах? Звук «с» очень любит играть в прятки. Хотите его поискать? Тогда слушайте внимательно слова и кладите фишку на то окошечко в карточке, где спрятался звук «с».

— Эти слова из очень красивого стихотворения С. Есенина «Береза».

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

5.Игра «Найди слово».

Сейчас я назову три слова, вы должны найти из перечисленных слов те, в которых есть одновременно звуки и , но сначала, скажите, чем эти звуки похожи и назовите их отличия.

Варианты слов: глаза,слеза, зонт; скамейка, сазан, зорька; узор, скакалка, засов; маска, зоосад, фазан; сарафан, сервиз, казаки.

6.Игра «Я – вам, вы – мне».

Вы уже умеете делить слова на части и знаете, как играть в игру „Я – вам, вы – мне“, – говорит педагог. – Сейчас я буду произносить слова, а вы откладывайте карточки с нужным количеством геометрических фигур или фишки: луна – река – машина – шары – Валюша.

7.Самостоятельная работа на карточках.

-И ещё одно задание: на карточках нарисованы картинки. Вам нужно возле каждого изображения нарисовать кружок. Если слышится мягкий звук «зь», то нарисовать зелёный кружок, а если слышится твёрдый звук «з», то – синий кружок.

Сколько нарисовали зелёных кружков? Почему?

-Молодцы, со всеми заданиями справились! Белоснежка благодарит вас и прощается до новых встреч.

Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии? Какие задания гномов выполняли? Какое задание было самым трудным? А какое самым интересным?

Ход занятия.

Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня с вами интеллектуальная игра «Вопрос на засыпку» и я, ведущая игры, Сергеева Тамара Викторовна.

Позвольте представить команды наших игроков.

Слева от меня команда девочек: Лиза, Полина, Маша и капитан команды Ира. Команда называется – Маргаритки.

Справа команда мальчиков: Даниил, Руслан, Никита и капитан – Костя.

Команда называется: «Бойцы»

Тема нашей игры – звук. Нашу жизнь окружают разные звуки. Музыка, голоса птиц и животных, шум ветра и моря, шорох листьев. И, конечно, звуки нашей с вами речи. Если вы хорошо различаете звуки и чисто произносите их, то в школе вам будет легче учиться. А мы сейчас проверим, насколько вы готовы к учёбе в школе.

Мы начинаем игру.Вот вопросы первого этапа:

1. На каком инструменте играет музыкант? (скрипка, гитара)

2. Голос какой птицы вы слышите? (кукушка, воробей)

3. Какой согласный звук повторяется во всех словах?

а) рама, корабль, ворона, рыба;

б) рельс, пряник, речка, рифма.

Молодцы, ребята, вы справились с первым заданием и заслужили переменку!

Речевая разминка «Закончи слово»: воспитатель говорит первый слог, дети договаривают слово.

Ру-ру-ру – начинаем мы игру!

Руку к другу тянет друг, встали все в широкий круг!

Слова для игры: рубашка, рубанок, ручей, русалка, рука, рубин, румба, рукав, ручка, руна, русак, руль, рулон, рупор, Русь, Руслан, рулет.

Наша переменка закончилась, а игра продолжается. Мы отправляемся в страну «Рычандию». Команды, определитесь, на чём вы поедете. Но помните, что в названии транспорта должны быть звуки Р или РЬ.

Вертолёт, метро, трамвай, ракета, троллейбус.

Занимаем места, закрыли глаза,заводим мотор: р-р-р-р-р, поехали.

Открываем глаза – приехали. Перед вами дом, но у него не хватает некоторых деталей. Добавьте эти детали.

(на фланелеграфе макет дома,дети по очереди добавляют: раму, крышу, чердак, трубу)

Дом построен, нас встречает хозяйка. Как вы думаете, какое имя у нашей хозяйки? (дети называют имена: Роза, Рая, Римма, выбираем – Роза)

Конкурс «Кто больше назовёт»

Что растёт у Розы в саду? (черешня, смородина, груша, виноград, гранат, крыжовник)

Что растёт в огороде? (помидоры, морковь, редис, репа, редька, огурцы, картофель)

Молодцы, ребята и с этим заданием справились. Поэтому я объявляю переменку.

Вот задание,которое вы должны выполнить на переменке: из множества кубиков найдите кубики с буквами, затем сложите из этих букв слова. Та команда, которая выполнит задание первой, получит поощрительный приз.

Складываем слова: МИР и РАК.

Начинаем третий этап нашего соревнования. У каждой команды конверт с картинками. Составьте из этих картинок цепочку слов, то есть каждое следующее слово начинается на последний звук предыдущего слова.

Дидактическая игра «Цепочка слов».

Подводим итог соревнования. Победила ДРУЖБА.

Ещё раз, молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями нашего конкурса. Я с уверенностью могу сказать, что вы прекрасно слышите и различаете звуки. Вы можете выделить их из слов, знаете написание букв, которые обозначают эти звуки. К обучению в школе вы готовы.

Ритуалы начала и окончания занятия

Присутствие ритуалов начала и окончания занятия очень важно при работе с дошкольниками в группах. Ритуалы позволяют лучше организовать детей, настроить их на работу, сплотить и создать необходимую атмосферу. Оргмомент помогает детям понять, где начало и где окончание занятия

Оргмомент помогает детям понять, где начало и где окончание занятия.

Упражнения для развития памяти у детей на занятиях в детском саду

Примеры ритуалов начала и окончания занятия:

  • «Продолжи предложение». Воспитатель начинает предложение, а дети, сидящие напротив, по очереди дополняют его. Например, воспитатель говорит: «Больше всего я люблю покушать… яблоки» или «Моя любимая игра… прятки».
  • «Передай сигнал!». Дети сидят или стоят в кругу и держатся за руки. Воспитатель выбирает начинающего, и по команде он слегка сжимает руку стоящему слева, а тот следующему. И так несколько раз, пока скорость передачи «сигнала» не станет максимально быстрой.
  • «Ну-ка, повтори!». Воспитатель демонстрирует движение, позу или выражение лица, а малыши должны повторить это все вместе.
  • «Сегодня я узнал…». Этот ритуал подходит для окончания занятия. Каждый ребёнок начинает построение своего предложения с этой фразы и дополняет её тем, что запомнилось ему из этого занятия больше всего.

Утреннее приветствие заряжает на весь день

  • Физкультминутка под одну и ту же песню или мелодию. Хорошим вариантом будет начинать или заканчивать занятие под выбранную музыкальную композицию. Благодаря этому, малышам будет легко фиксировать момент начала и окончания.
  • «Какой я?». Сутью этого ритуала является краткий рассказ каждого крохи о себе. Детям даётся возможность немного обдумать то, что они будут говорить, и, начиная с воспитателя, каждый ребёнок рассказывает о себе несколько слов. Этот ритуал нет смысла проводить каждый день, но, периодически возвращаясь к нему, можно дать понять детям, что какие-то качества и характеристики человека более длительное время остаются неизменными, а какие-то наоборот — меняются каждый день.
  • «Море волнуется раз…». Это всем известная детская забава также годится на роль ритуала. Она незамысловатая, веселая, но при этом требует определённой доли внимания от участников.

Вариантов этих ритуалов существует великое множество, перечень доступен каждому. Педагогу нужно выбрать те, которые больше всего подходят именно для его подопечных и проводимых им занятий.

Обратите внимание! Важно помнить, что для начала и окончания занятия лучше использовать разные ритуалы. Достаточно выбрать несколько для начала и несколько для окончания. Так детям проще будет зафиксировать эти моменты

Так детям проще будет зафиксировать эти моменты

Так детям проще будет зафиксировать эти моменты.

Что такое дидактическая игра?

Дидактические игры в детском саду – это учебные занятия, которые помогают дошкольникам получить новые знания в ходе увлекательных игр. Они отличаются наличием правил, четкой структурой и системой оценки. решают ряд задач, поставленных педагогом. Существует целая методика, которая позволяет в такой форме развить фонетический слух у ребенка. Дидактический метод постепенно воспитывает правильное произношение звуков русского языка и умение слушать. Все игры имеют определенные задачи, которые сводятся к выделению звуков в начале, середине и конце требуемого слова. Например, игра «Звуковые прятки» предназначена для детей в возрасте до шести лет. Это самостоятельная игра для группы, которую контролирует педагог. Цель игры – развитие внимания и фонетического слуха. В качестве вспомогательных предметов используется мяч. Ведущему необходимо загадать слово, в котором есть определенный звук, например «з». Затем он бросает по очереди мяч ребятам, произнося разные слова, в которых присутствует этот звук. Задача детей ловить мяч со словами нужного звука, а остальные «слова» отбивать.

Биологический слух

Еще с рождения человек обладает способностью различать звуковые колебания – это называют биологическим слухом или восприятием. У людей звуки распознаются с помощью наружного уха, барабанной перепонки, слуховых косточек и внутреннего уха. Звуковые колебания формируют возбуждение нервных окончаний и передают информацию в мозг

Слуховое внимание – это особая характеристика возможностей восприятия человека, которая помогает сосредотачиваться на звуках, деятельности или объекте. Например, когда ребенок останавливает свое внимание на раздражителе, он получает четкость звуковых ощущений

Если нарушается слуховое восприятие у детей, это влечет снижение внимания, любознательности. Ребенок часто плачет, вздрагивает от звуков и посторонних раздражителей.

Ход занятия:

1. Организационный момент

2. Основная часть

а) Повторить игровое упражнение «Пила»

Запилила пила, отпилила кусок

Наскочила на сучок, лопнула и стала

Начинай сначала (сочетание движений рук со словами)повторить2-3 раза

-Как называется игра?

-Сколько слогов в слове пила? (2)

– Назовите первый слог? (пи)

-Второй слог? (ла)

-Первый звук в слове? (п)

-Какой это звук? (согласный, мягкий, глухой)

-Второй звук? («и» – гласный звук)

-Почему, как ты думаешь?

-Третий звук? («л» – согласный, твёрдый)

-И четвёртый звук? («а» – гласный)

-Молодцы!

Б) – Сегодня мы будем работать со звуком «Р», но вначале проведём артикуляционную гимнастику.

Наш язычок любит гулять и петь разные песенки

1)Упражнения : «Лопаточка»

2)- «Забор» -губы в улыбке, язык книзу повторим песню «водички», «комарика»

3) «Калитка»– губы вытягиваем трубочкой, язык кверху («змея», «жук»)

4) Упр. «Чашечка» края языка загнуты кверху.

5) «Заводим моторчик»: кончик языка поднят к верхним зубам и дрожит, голосовые связки вибрируют, с сильным выдохом заводим моторчик, язычок бьется о верхние зубы д-д- д-д др- р-р.

В)Дыхательное упражнение «Ветерок»

Мы с вами сделали кораблики. Поставьте их перед собой на стол, дуем на них, чем дальше уплывет кораблик, сильнее выдох, быстрее научимся говорить звук «Р».

Г)- А теперь ещё попробуем завести моторчик «т- т –т –тр – р – р»

Порычите, как большие тигры (сильно, громко)

Как маленький тигренок.

Физминутка «Самолёты»

Д) Сказка «Трудный звук» – чтение

Найдите в рассказе и запомните слова со звуком «Р»

-Порычи как пес Барбос,

-Каркни, словно ты ворона Варя,

-Хрюкни, как свинья Хавронья,

-А теперь помурлычь как котенок,

-Вот и научилась звук «Р» выговаривать.

Физминутка

У Матрены, у старушки, жили в маленькой избушке

7 сыновей, 7 дочерей, все без бровей

Вот с такими вот глазами, вот с такими вот ушами,

Вот с такой головой, вот с такой бородой,

Не пили не ели, на неё глядели, делали вот так (колечки, ушки, коза) –пальчиковая гимнастика.

Е)Чистоговорки:

Ра- ра- ра- за горой стоит гора

Ру – ру – ру – мышка спряталась в нору

Ри – ри – ри – горят фонари.

Рю – рю – рю – репу я варю

Ё)- А сейчас я прочитаю считалку – задачку, вы слушайте внимательно и запоминайте слова со звуком «р»

Повезло опять Егорке! У реки сидит не зря

5 карасиков в ведерке и 4 пескаря,

Но смотрите у ведёрка, появился хитрый кот

Сколько рыб домой Егорка на уху нам принесёт? (Егорка, реки, зря, карасики, ведёрко, 4,пескаря, смотрите, хитрый, рыб, принесёт)

ж) -Теперь сами придумайте слова со звуком «р»

з) -Поиграем в игру «Слова»

-Звук «Л» нужно заменить на звук «р» (лак – рак, игла- игра, булки – бурки, жалко – жарко)

И) -Игра «Прочитай по первым буквам»

-Какое слово получилось?

3) Итог

-Какой звук учились говорить?

-Какой это звук?

-Чем отличается звук и буква?

Погладьте себя по головке, вы все большие умнички.

Ход НОД:

1. Психогимнастика

Собрались все дети в круг,

Ты – мой друг, и я – твой друг.

Дружно за руки возьмёмся,

И гостям мы улыбнёмся!

2. Артикуляционная гимнастика

1) Упражнение «Улыбка».

Тянем губы прямо к ушкам,

Улыбаемся друг дружке.

(Упражнение выполняется 5-6 раз, губы растянуты в улыбке, зубы обнажены)

2) Упражнение «Трубочка»

Подражаю я слону –

Губки хоботом тяну.

(Упражнение выполняется 5-6 раз, с сомкнутыми зубами)

Чередование упражнений «улыбочка» и «трубочка» 5 раз.

3. Загадки.

1)Очень много силы в нём,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос лет тыщу рос. (Слон)

– С какого звука начинается слово «слон»? (с)

– А теперь произнесите звук с протяжно. На что похоже? (на звук сдувающегося шарика)

– Давайте покажем: вдыхаем через нос, а выдыхаем через рот, произнося звук с.

– Придумайте слова, в которых есть звук с. (называют)

(Сон, слива, солнце, сын, санки, сила, стол, стул, стекло, стена, страница, барсук, класс)

– А теперь послушайте другую загадку:

2) На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад —

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

– С какого звука начинается слово «цапля»? (ц)

– Попробуйте громко произнести звук ц. (Произносят)

– На что похож этот звук? (Как стрекочет кузнечик)

– Давайте все пострекочем, как кузнечики.

– Придумайте слова со звуком ц.

(Цапля, цыплёнок, цифра, циферблат, цицарка, царь, цирк, скворец, конец, образец)

4. Чистоговорки.

– А теперь давайте поучимся говорить чистоговорки со звуками с и ц.

Са-са-са – в лесу живёт лиса.

– С каким звуком чистоговорка? (с)

Цо-цо-цо – снесла курица яйцо

– С каким звуком чистоговорка? (ц)

(Дети говорят по одному, хором, быстро и медленно)

5. Игра «Слушай – и не ошибись!»

– Вы хорошо слышите и различаете звуки с и ц. А теперь послушайте и узнайте эти звуки в словах. На звук с – хлопают в ладоши девочки, на звук ц – топают ногами мальчики.

(Собака, слон, цветок, цапля, оса, лиса, кольцо, усы, лицо, борец)

6. Работа с карточками (за столами)

Наборное полотно, рамка с четырьмя окошками, картинка «стол».

Пальчиковая гимнастика «Ножницы».

– Наши пальцы превратились в ножницы. Пальцы левой и правой рук крепко сомкнуты, поочерёдно раздвигаем и сдвигаем каждый палец на руке – «разрезаем» бумагу, говорим «ножницы».

– Ребята, послушайте загадку.

Под крышей четыре ножки,

А на крыше — суп да ложки

– В слове стол где находится звук звук с? (в начале слова)

– Значит картинку ставим в какое окошко? (в первое)

(Один ребёнок выполняет на наборном полотне, остальные за столом.

– Ребята, посмотрите, правильно ли Паша поставил картинку? Почему?

– Ребята,отгадайте загадку:

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку (заяц)

– В слове заяц где находится звук ц? (в конце слова)

– Значит картинку ставим в какое окошко? (в последнее)

(Один ребёнок выполняет на наборном полотне, остальные за столом.

– Ребята, посмотрите, правильно ли Аня поставила картинку? Почему?

7. Физкультминутка.

Мы идём в осенний лес. (Дети выполняют движения по тексту)

Мы идём в осенний лес

Много в это время года

В том лесу чудес!

По тропинке мы шагаем –

Выше ноги поднимаем!

По листочкам – на носочках,

По кочкам – на пятках.

К солнцу руки протянули,

На пушиночку подули,

Листья пёстрые мелькают,

Словно бабочки летают,

И на землю опадают

8. Игра «Чудесный мешочек».

– А теперь поиграем в игру «Чудесный мешочек». У меня в мешочке разные предметы. Надо их узнать на ощупь, правильно назвать и сказать, какой звук – с или ц – слышится в слове.

(Огурец, яйцо, цифра, стул, перец, краски, самолёт, автобус, часы, курица, колесо, мотоцикл)

9. Продолжи предложение.

– Ребята, сейчас слушайте внимательно. Я буду произносить предложение, но последнее слово договаривать не буду. В этом слове обязательно есть звук с или ц. Вы доскажете его сами.

К нам в оконце светит… солнце

Слышу, лиса, про твои…чудеса.

На болоте живёт длинноногая…цапля.

На лужайке прыгают длинноухие…зайцы.

У машины четыре…колеса.

10. Скороговорки.

– Послушайте и повторите скороговорку:

Из соседнего колодца целый день водица льётся.

– По одному (2-3 человека)

– Давайте повторим хором.

– Громко.

– Тихо.

Скворцы и синицы – весёлые птицы.

– По одному (2-3 человека)

– Давайте повторим хором.

– Громко.

– Тихо.

12.Подведение итогов:

– С какими звуками мы сегодня работали?

– Молодцы, ребята. На следующем занятии мы с вами познакомимся со звуком ш.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий