История речевого этикета
Речевой этикет – это набор правил и норм, определяющих то, как следует общаться, выражать свои мысли и вести себя в обществе. Обычно речевой этикет связывают с поведением во время разговоров, но он также распространяется на другие формы коммуникации, включая письма, электронные сообщения, и даже общение через социальные сети.
История речевого этикета насчитывает несколько веков
С самых древних времен люди понимали важность правильного общения, о чем свидетельствуют сохранившиеся памятники письменной культуры. В Древнем Египте существовали определенные правила этикета при обращении к высшим чиновникам или фараону
Такие правила были четко определены и документированы, и нарушение этих правил могло иметь серьезные последствия.
В Древней Греции и Риме подобные нормы речевого этикета также разрабатывались и соблюдались. Величайшие философы того времени учили своих учеников не только мыслить, но и говорить подобающим образом. Использование приветствий, формул благодарности и вежливости было обязательно во всех социальных ситуациях.
В средневековой Европе речевой этикет претерпел некоторые изменения. Верховенство церкви и религии вели к тому, что в общении все становилось более формальным и официальным. В этом периоде появились определенные правила речевого поведения, основанные на христианских ценностях и установлениях. Люди должны были выражать благодарность Богу за все, что им было дано, и быть терпимыми и милосердными по отношению к другим.
С развитием современной цивилизации и появлением демократических ценностей в речевом этикете стали более важными признаки взаимного уважения и равноправия. Взаимное уважение и отсутствие дискриминации стали основополагающими принципами речевого этикета.
Сегодня речевой этикет также отражает современные тенденции и изменения в обществе
В эпоху информационных технологий и социальных сетей важно учитывать особенности коммуникации в интернете и соблюдать цифровой этикет. Все эти новые аспекты речевого этикета разрабатываются и обсуждаются в современном обществе
Правила устного общения
Любой разговор начинается с приветствия. Выбираем слова в зависимости от того, с кем беседуем. Имеет значение очерёдность: младший первым приветствует старшего, мужчина — женщину.
Основная часть разговора зависит от цели общения. Обсуждаются вопросы, передаётся информация, просьбы.
В завершение разговора используются слова прощания и пожелания удачи. Высказывается удовлетворение от беседы, а может, недовольство.
С этикетом связано много интересных фактов. У каждого народа свои правила этикета. В России, уходя из гостей, обязательно прощаются, а в Англии принято уходить не попрощавшись. Даже существует поговорка: «Уйти по-английски», значит, не предупредив хозяев.
Привычное для нас приветствие здравствуйте — это пожелание здоровья. Наши предки считали, что здоровье — самое главное, чтобы показать хорошее отношение к собеседнику, желали не болеть.