Обучение детей мигрантов российских школах

Сколько в России мигрантов и их детей

Несмотря на определенные проблемы с экономикой, Россия по-прежнему остается привлекательным направлением для мигрантов из более бедных стран бывшего СССР. По данным МВД, обычно в России находилось от 9 до 11 миллионов иностранцев, но по данным на конец прошлого года их осталось около 6 миллионов. Значительное количество иностранцев потеряли работу в период пандемии были вынуждены уехать.

Для большинства из тех, кто уехал в свои страны, вернуться в Россию сложно – границы по-прежнему закрыты, а власти разрешили лишь ограниченное число авиарейсов из Узбекистана с 1 апреля 2021 года.

Многие отрасли (как минимум – строительство и сельское хозяйство), оставшись без низкооплачиваемой рабочей силы, испытывали большие проблемы со второй половины прошлого года. Как оказалось, мигранты стали достаточно квалифицированными для некоторых работ, тогда как россияне не готовы работать за предложенные зарплаты.

Вернуться в Россию сейчас мигранты могут буквально в «ручном режиме» – строительные компании должны подавать специальные заявки, потом организованно завозить иностранцев, и отправлять их на обязательный карантин. Поэтому притока новой рабочей силы почти нет – и сейчас в России около 1,3 миллионов иностранцев с патентами на работу, 85 тысяч человек с разрешениями на работу, и 1 миллион иностранцев с разрешениями на временное проживание и с видами на жительство.

Что же касается количества детей мигрантов, Министерство просвещения оценивает его в 140 тысяч человек (это дети соответствующего возраста, которые посещают школы). При том, что всего в стране 16,2 миллиона школьников, на детей мигрантов приходится менее 1% от общего количества.

Как только иностранец получает российское гражданство (прожив несколько лет по виду на жительство, или попав в одну из специальных программ), он уже не считается мигрантом.

Как устроить ребенка-мигранта в детский сад

Право иностранцев отдавать детей в сады и школы прописано в статье 78 ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации».

Часть 2 статьи 78 закона “Об образовании в РФ”

Как встать в очередь в садик

  1. По приезде в Россию ребенку нужно сделать миграционный учет или регистрацию.
  2. В России нужно будет пройти медкомиссию (результаты прохождения, полученные в иностранных государствах, не принимают). Стоит учитывать, что если у ребенка отсутствует РВП или ВНЖ, то за все медицинские услуги придется платить.
  3. Для ребенка, не имеющего РВП или ВНЖ в России, нужно сделать полис ДМС.
  4. Для записи ребенка в детский сад обратитесь в МФЦ или Управление образования (в зависимости от региона). Также заявление можно подать в электронном виде через госуслуги. Ребенка поставят в электронную очередь.
  5. После того, как очередь на садик подойдет, заявителю придет соответствующее уведомление. С этим уведомлением нужно отправиться в садик. Заведующая учреждения расскажет, какие документы потребуются для устройства ребенка.

Согласно Приказу Министерства просвещения, единственная причина, по которой могут отказать в приеме ребенка в садик — отсутствие в нем свободных мест.

Пункт 5 Приказа Министерства просвещения РФ N 236

Отдельно стоит сказать про регистрацию. В детские сады детей иностранных граждан принимают при наличии миграционного учета в России или регистрации по месту жительства.

Документы для устройства детей иностранных граждан в детские сады России

Перечислим основные бумаги, которые обычно требуют:

  • свидетельство о рождении ребенка;
  • прививочная карта;
  • медицинская карта из поликлиники;
  • миграционный учет или регистрация по месту жительства;
  • паспорт родителя.

Полный список документов для оформления ребенка в садик можно найти в пункте 9 Приказа МинПросвещения РФ от 15 мая 2020 года N 236.

Все документы, выполненные на иностранном языке, должны быть переведены на русский и заверены у нотариуса.

В Москве быстро записать ребенка можно через портал мэра столицы mos.ru. На сайте сказано, что записать ребенка в столичный детский сад можно только при наличии регистрации в Москве. Для электронной записи понадобятся данные свидетельства о рождении ребенка и адрес регистрации.

Но, как рассказывают иностранные граждане, ребенку-мигранту попасть в московский садик крайне сложно. В первую очередь в сады берут граждан РФ с постоянной регистрацией в Москве, далее идут россияне с временной регистрацией и только потом, при наличии мест, могут рассмотреть кандидатуру иностранца, опять же, при наличии у ребенка регистрации в Москве. В очередь детей иностранных граждан ставят, но ждать момента, когда ребенка примут в садик, можно годами.

Личный опыт

Тем не менее, некоторые иностранные граждане рассказывают о том, что их ребенка в садик взяли даже с временной регистрацией.

Типичные проблемы

Рассмотрим, с какими сложностями сталкиваются приезжие семьи в сфере образования. 

Отказы при приёме в школу

Увы, работа школ с мигрантами нередко начинается с того, что у родителей, которые пытаются устроить детей в учебное заведение, требуют российскую регистрацию по месту жительства. Это незаконное требование. Оно противоречит 43-й статье Конституции.

Часто у новоприбывших нет регистрации, и русские школы автоматически записывают детей в разряд «нелегалов», хотя у них может быть на руках пакет необходимых документов, которые подтверждают легальность пребывания на территории России. Но людям, которые слабо владеют русским языком, неловко спорить и пытаться отстоять свои права. 

Травля

Мигранты в русских школах порой вынуждены сталкиваться с буллингом. В России в принципе распространён так называемый бытовой национализм — чего только стоят незаконные формулировки в объявлениях о сдаче квартир: «сдам исключительно лицам славянской национальности». 

Общество склонно воспринимать людей с миграционным опытом как «террористов». В обиходе множество обидных и грубых обзывательств, которыми разбрасываются в адрес приезжих. 

<<Форма демодоступа>>

Русскоязычные дети нередко впитывают это с культурой, повторяя за взрослыми и подхватывая услышанное на улице. Неудивительно, что при конфликте с ребёнком-мигрантом в ход пойдут оскорбления национальности.

Нехватка знания языка

Хорошо, если семья переезжает ещё до того, как ребёнок идёт в первый класс. Так появляется возможность набраться словарного запаса на детских площадках. Но с языком может быть туго во многих случаях — ведь дома в семье говорят на родном даже после переезда в Россию. А в школе и с новыми друзьями нужно использовать русский. Из-за стресса ребёнок может молчать в школе месяцами, не понимая ничего.

Адаптация

Приезжие дети испытывают стресс — им пришлось оставить в родной стране всю предыдущую жизнь, друзей, традиции. Здесь, в России, дети вынуждены вливаться в новое непривычное общество.

Эмигрируя, люди одновременно стремятся и сохранить собственные традиции, и адаптироваться к местному образу жизни и норме поведения. Детям в этом нередко требуется квалифицированная помощь взрослых — психологов и педагогов.

В Европе — например, Франции или Германии — существуют так называемые «приветственные классы». Школа для мигрантов должна создавать условия, чтобы помочь прибывшим детям интегрироваться в новую социальную среду и найти себя в незнакомом обществе. В России подобных программ пока немного, и это больше частные коммерческие инициативы, которые может позволить себе далеко не каждый приезжий. 

Адаптационные мероприятия в образовательных заведениях России

Целью адаптационных мероприятий является создание условий для эффективной интеграции детей мигрантов. Основные задачи:

  • сохранность психического здоровья;
  • обеспечение успешности вхождения в инокультурную среду;
  • формирование толерантности к обществу, в котором происходит социализация.

Для решение вышеуказанных задач проводятся следующие мероприятия:

  1. Индивидуальные консультации с детьми мигрантов (по запросу).
  2. Индивидуально-групповые занятия по изучению русского языка.
  3. Выявление интересов и талантов ребенка, с целью вовлечения во внеурочную деятельность.
  4. Диагностика личностной сферы, на основании которой составляется психолого-педагогическая характеристика детей мигрантов.
  5. Профилактика асоциального поведения и проблем в обучении.
  6. Тренинги, направленные на сплочение коллектива.
  7. Занятия по коррекции межличностных отношений.
  8. Привлечение юных переселенцев к участию в классных и школьных мероприятиях.

Родителям-мигрантам следует всячески содействовать процессу адаптации своих детей на новом месте жительства, понимая, что их чаду намного сложнее, чем им. По возможности необходимо найти квалифицированного консультанта, с которым можно будет советоваться относительно процесса аккультурации ребенка.

После переезда нужно найти возможности включить в круг общения детей как «своих», так и новых знакомых. Именно надежные друзья из принимающей среды – показатель успешной адаптации

Родители должны акцентировать внимание только на мирных способах решения любых конфликтов и подчеркивать, что конфронтация вредна для обеих сторон

По этой причине, нужно будет уделять особое внимание признакам, как успеха, так и стресса подростка

Если вокруг ребенка начали складываться ситуации дискриминации, важно обсуждать их в семейном кругу, возможно, иногда прибегать к помощи специалиста. Также взрослым следует понимать, что некоторые национальные качества в новом обществе могут быть изменены или утрачены

А главное помнить, что детей мы воспитываем не для прошлого, а для будущего

Также взрослым следует понимать, что некоторые национальные качества в новом обществе могут быть изменены или утрачены. А главное помнить, что детей мы воспитываем не для прошлого, а для будущего.

Какие могут возникнуть проблемы?

Если следовать предложению президента Владимира Путина, в каждом классе должно быть не больше определенного количества детей иностранцев, приехавших в Россию на работу. Но это может стать проблемой еще на этапе расчета:

  • как правило, мигранты вынуждены проживать компактно в отдельных районах – где, как правило, более низкие цены на аренду (если в Россию переезжает семья с детьми, денег у такой семьи будет оставаться еще меньше);
  • даже если все семьи встанут на миграционный учет, большинство этих детей попадут на территорию, закрепленную за конкретной школой. Соответственно, классы будут состоять преимущественно из иностранных учеников – просто потому, что такова структура жильцов данного района;
  • если распределить детей по школам соседних районов, у их родителей может банально не хватать времени отводить их туда. А если в соседних школах процент мигрантов будет превышен, остальным детям придется ездить в другие районы – что еще сложнее, опаснее и дороже;
  • в конце концов, если в городе много работы для низкоквалифицированных работников, для всех детей мигрантов может попросту не хватить школ и классов.

Возникнет риск определенной дискриминации – дети из одних семей попадут в ближайшую школу, а для остальных «квоты» может не хватить. Придется продумывать механизм распределения детей по школам, который тоже вряд ли будет справедливым.

Следующая проблема – многие иностранцы живут без регистрации, соответственно, официальные органы опеки просто ничего не знают об их детях, поэтому количество таких детей может быть гораздо больше 140 тысяч человек на всю страну.

Но даже такие меры могут не помочь – дело в том, что многие мигранты находятся в процессе оформления российского гражданства. И как только родители получат документы, их дети тоже получат гражданство – и на них уже не будут распространяться все эти ограничения. При этом получение гражданства не означает, что такие дети будут лучше понимать русский язык или окажутся лучше адаптированными к российской системе образования.

Поэтому идея распределить детей из семей мигрантов по разным школам, хоть и преследует вполне понятные цели, может столкнуться с серьезными проблемами при реализации.

Долю детей мигрантов – ограничить

На днях, выступая на заседании Совета по межнациональным отношениям, президент России Владимир Путин поднял достаточно сложную тему – обучение в российских школах детей иностранных мигрантов.

Началось все с выступления министра просвещения Сергея Кравцова – он рассказал о том, как важно проводить языковую адаптацию мигрантов, в том числе из страх бывшего СССР. Люди переезжают в Россию целыми семьями, поэтому государство должно как-то продумывать вопросы обучения их детей (тогда как сами мигранты обычно владеют русским языком)

Кравцов рассказал о трех основных направлениях по просветительской работе для иностранцев:

  • Россия направляет за границу российских учителей. Они преподают там русский язык, а также знакомят местных школьников и других учителей русской культуре. Проект охватывает уже 6 стран – это Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, Сербия, Монголия и Вьетнам. А в Узбекистане работа идет вообще с детского сада;
  • в Таджикистане и Киргизии Россия строит школы – там будет вестись обучение на русском языке и по российским стандартам;
  • каждый год Россия принимает тысячи школьников из других стран в крупные детские лагеря.

Но главное – Россия начинает внедрять меры по улучшению адаптации детей мигрантов в российских школах. Их туда принимают на общих основаниях, в регионах открываются специальные центры по обучению русскому языку, а со многими детьми работают в индивидуальном порядке.

Однако Владимиру Путину, видимо, прилагаемых Минпросвещения усилий показалось недостаточно

После речи министра он обратил внимание на то, что в Европе и в США происходят какие-то страшные вещи с мигрантами – там их дети составляют слишком большой процент от числа учеников в классе. И из-за этого родителям «местных» приходится забирать детей из классов

Этого нельзя допустить в России, считает Путин – как оказалось, в стране есть целые школы, которые на все 100% укомплектованы детьми мигрантов. И это проблема.

Президент обратил внимание – число детей иностранцев в российских школах должно быть таким, чтобы их можно было не формально, а реально адаптировать к русскоязычной среде (и вообще к российской культуре в целом). Начать контролировать этот вопрос Путин поручил с городов-миллионников и национальных республик

Начать контролировать этот вопрос Путин поручил с городов-миллионников и национальных республик.

Потом эту тему поддержала член Совета федерации из профильного комитета Лилия Гумерова – она предложила создать в стране единую систему учета детей мигрантов и ввести для их родителей ответственность за несвоевременное информирование о том, что их дети находятся на территории страны. В будущем это позволит властям видеть, какой объем мер поддержки нужен этим детям.

Адаптация к новым образовательным условиям

Время адаптационного процесса может занимать от года до четырех лет. Детям, которые пережили «культурный шок», не знают русского языка трудно стать полноценными участниками образовательного процесса. Сегодня в РФ существуют экспериментальные школы, специально работающие с учащимися-мигрантами, однако их мало.

В некоторых случаях в обычных общеобразовательных заведениях открывают классы коррекции, которые состоят полностью из детей мигрантов. Но отношение учителей к такому решению проблемы неоднозначное. Чаще всего учащиеся включаются в учебный процесс не с 1 класса, могут прийти в середине года и покинуть образовательное учреждение в любое время из-за изменения мест проживания.

Важную роль в этом играет именно учитель, который должен овладеть арсеналом навыков, которые могут образовать нужную среду, и осуществлять опосредованное управление развитием и формирование личности маленького мигранта.

На процесс адаптации к новым образовательным условиям влияет микроклимат классного коллектива, позиция ребенка-мигранта в учебно-воспитательном процессе (активный субъект) и др. Поможет преодолеть трудности личные беседы учителя и иностранного ученика, работа в группе, знакомство класса с традициями одноклассника-мигранта.

Какие проблемы вызывает обучение детей мигрантов в школе

В России трудятся миллионы мигрантов из стран бывшего СССР. Они приезжают целыми семьями, с большим количеством детей. В крупных российских городах сложилась такая ситуация, что школы заполнены детьми мигрантов, не приспособленных к обучению.

Возникает целый ряд проблем, которые следует решить в ближайшее время:

дети мигрантов не знают русского языка, что создает барьер между ними и учителями, и влияет на процесс обучения;
в школах нет возможности отдельно обучать детей мигрантов, уделяя основное внимание русскому языку;
дети не знают русской культуры, правил поведения, традиций, что создает почву для конфликтов с другими учащимися;
отсутствует контакт с национальными диаспорами для создания программы сближения приезжих детей и россиян.

Как показывает опыт многих зарубежных стран, переполненность школьных классов детьми мигрантов приводит к тому, что коренные жители страны забирают своих детей из таких школ. Образуются школы по национальному признаку, что совершенно неприемлемо для многонациональных стран.

Действительно ли это нужно?

Как раз недавно, с 1 апреля в России стартовал процесс записи детей в первые классы школ. Процедура прописана так, что право записаться в первый класс имеют родители детей, зарегистрированных на закрепленной за школой территории. При этом дети иностранцев, поставленные на миграционный учет по адресу на той же территории, имеют равные права на прием в первые классы. Более того, закон обязывает родителей-иностранцев записывать своих детей в школы.

Другими словами, сейчас не существует законных оснований отказать в приеме ребенка в первый класс из-за его гражданства или национальности.

Понятно, что принять такие меры – не очень сложно, да и родители российских школьников такую идею поддержат (хотя бы для того, чтобы уменьшить очереди в более престижные школы). Но насколько это будет оправданно и целесообразно? Мнения разделились:

как считает глава Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов, устанавливать жесткие квоты в данном случае нельзя – властям придется придумывать какие-то механизмы, которые позволили бы распределять детей иностранцев по школам более равномерно;

депутат города Котельники (откуда недавно пошла фотография одного класса с 26 иностранными фамилиями) Анна Пахомова рада, что на проблему обратили внимание на федеральном уровне. По ее словам, это серьезный вопрос – когда в класс приходят по 20 детей, для которых русский язык не родной, учителю будет очень сложно – как и другим, русскоязычным, ученикам;

Всеволод Луховицкий из профсоюза «Учитель» считает, что все дело в финансировании

Если ввести специальные доплаты для учителей, они смогли бы заниматься с таким детьми в дополнительное время и повышать их уровень владения русским языком;

журналист и литературный критик Дмитрий Самойлов говорит, что проблему решать нужно – сейчас образовался определенный провал, из-за которого миллионы человек, приехавшие в Россию из стран Средней Азии, практически не владеют русским языком. Они уже не попали в советскую систему образования, на их родине русский язык, скорее всего, не изучали вообще, и в России заниматься их образованием никто не будет. А что касается распределения детей – в классе детей-иностранцев должно быть не больше 1-2, иначе есть риск «геттоизации» целого района.

Конечно, проблема образования детей мигрантов возникла не сейчас, и актуальна она не только в России. Есть достаточно серьезные исследования, посвященные политике мультикультурного образования – например, такую политику проводят в США, где мультикультурные школы показали себя более эффективными, чем традиционные монокультурные заведения.

Однако мультикультурализм предполагает, кроме прочего, еще и равные возможности – но как это будет согласоваться с ограничением числа детей мигрантов в школах, пока не совсем понятно.

Приспособление к другому языку

Обучение русскому языку считается главным способом интеграции иностранцев в российскую среду. По этой причине некоторые учебные заведения в Москве имеют так называемый «этнокультурный уклон» и рассчитаны на учеников из других стран. В таких школах организованы ШРЯ (школы русского языка) – годичные курсы, после которых иностранный ребенок, до этого не знавший русский, сможет учиться по обычной общеобразовательной программе.

Детей делят на четыре группы по возрастам – 6-7, 8-9, 10-12 и 13-14 лет. Основные предметы – грамматика, фонетика и языковая практика. Также в первой половине дня еще добавляются уроки труда и физкультуры. Домашние задания юные студенты также делают в школе во второй половине дня. Поскольку дома ребенку вряд ли смогут помочь родители, эту миссия возлагается на плечи педагогов.

Интересно, что совместно с учащимися школы дети-мигранты занимаются в различных кружках – спортивных, музыкальных, художественных. Во втором полугодии еще добавляется программа «Обычаи и традиции русского народа», русская история, география.

По завершению ШРЯ для каждого ученика разрабатываются рекомендации для обучения в общеобразовательной школе

Однако очень важно, что и в дальнейшем продолжалось психолого-педагогическое сопровождение детей мигрантов. 70% маленьких иностранцев продолжают обучаться в том же учебном заведении, при котором функционирует ШРЯ

Отметим, что на такие курсы берут детей до 14 лет. Для тех, кто старше, есть вечерние школы русского языка.

Напуганы, растеряны и подавлены

Фото: istockphoto

— Россия впускает большое количество мигрантов, и очевидно, что здесь их столько, потому что это кому-то выгодно и нужно, — рассуждает Ольга Павлова. — С другой стороны, мы ограничиваем их  права и не предоставляем возможности адаптироваться. Это сопряжено  со значительным сложностями и порождает целую цепочку проблем. Детям мигрантов сложнее попасть в детский сад. Как правило, дети дошкольного возраста остаются дома, общаются  в основном с семьей и не осваивают русский язык. Со школой возникают большие сложности, и в итоге  мы получаем большое количество детей без нормального школьного образования, а возможно, и  образования вообще. Как они будут зарабатывать на жизнь?

Центр поддержки и адаптации детей беженцев и мигрантов «Такие же дети» занимается самыми сложными случаями. Семьи их подопечных находятся за чертой бедности, дети травмированы переездом в другую страну, в другую культурную, языковую и климатическую среду, они растеряны, подавлены.

— Откуда бы дети ни приехали в Россию — из Афганистана, Сирии, Конго, Анголы, с Кубы — они будут испытывать постоянный серьезный стресс.

Это травма, которая здесь часто усугубляется очень тяжелыми условиями проживания и постоянным страхом, — рассказывает Ольга Павлова.

Хорошо, если ребенок попадает в школу, но тут возникает другая серьезная проблема. Дети либо адаптируются плохо, либо вообще не адаптируются. Таких много. И эта проблема не решается.

— Детей мигрантов принимают в школе менее охотно, чем детей местных жителей, и вообще российских граждан. Главная проблема — языковая. Школы не могут предложить хороших программ по  адаптации детей, там нет специалистов по преподаванию русского языка как иностранного. И если  где-то предлагают такие занятия, то это исключительно инициатива отдельных директоров школ и отдельных учителей, готовых взяться за решение вопроса, — отмечает собеседница «Правмира». 

Сегодня нет хорошо разработанной методики преподавания русского языка как иностранного детям мигрантов, живущим в России. Мало учебных  пособий, которыми могут воспользоваться школьные учителя. Те учебники, что есть, недостаточно эффективны. Для детей младшего школьного возраста адекватных материалов практически нет. «Мы в своей работе сталкиваемся с этим постоянно, наши волонтеры работают по индивидуальным программам», — говорят в Центре поддержки и адаптации детей беженцев и мигрантов «Такие же дети».

Что делать, если в школе нет мест?

При посещении школы вы сразу узнаете, есть ли свободные места, и сможете начать оформление. При подаче документов через МФЦ официальный ответ будет направлен по почте не позднее, чем через 30 дней. Если он положительный, можно идти в школу с пакетом документов.

Формировать классы на новый учебный год школы начинают задолго до 1 сентября.

  • Зачисление во 2–11 классы обычно производится в апреле-мае;
  • Зачисление в первые классы – в феврале-апреле.

Во многих населенных пунктах, особенно в крупных городах РФ, школы бывают переполненными. Поэтому не всегда получается оформить ребенка в то учебное заведение, которое хочется. Если вы получили отказ, обратитесь в Департамент образования. Специалисты прояснят ситуацию с наполненностью школ и дадут направление в подходящее учебное заведение, расположенное недалеко от места проживания.

«Трансляция культуры» как формирование образовательной среды

Одна из серьезных исследовательских проблем, связанных с психологией миграции, состоит в том, что практически не изучено, по каким каналам происходит реальная трансляция культуры принимающего общества и на каких «носителях» передаются мигрантам поведенческие образцы и смысловые решетки восприятия жизненных ситуаций, характерные для данной культуры или субкультуры.

Происходит ли это через какие-то вербальные формулы, нерефлексируемые поведенческие привычки и даже целые поведенческие сценарии, в которые «впечатан» культурный текст, — это мы себе пока плохо представляем. Мы даже не всегда знаем, как происходит разворачивающаяся у нас на глазах трансляция неформальных образцов и смыслов школьной жизни и «правильного» поведения в школе от одного поколения учеников последующему.

Вторая проблема, пожалуй, чисто московская или шире — проблема мегаполисов. Состоит эта проблема в том, что при всем понимании значимости интеграции мигрантов в среду мегаполиса, предполагающую определенную степень идентификации с этой средой, весьма затруднительно сформулировать основные характеристики мегаполисной идентичности или, несколько шире, страновой идентичности, особенно это касается не политических, а именно культурных аспектов такой идентичности. В России ответ на этот вопрос сложен ввиду контекстного характера ее культурных сред, особенно в крупных городах. А это, по сути, проблема интеграции в российскую культуру самих российских школьников. Традиционно считалось, что интеграция молодежи и подростков в общество происходит сама собой, по мере перехода их от одной социализационной среды к другой. Но в наше время обнаружилось, что интеграция в преемственную (в межпоколенном плане) среду, в которой дети родились и живут, — это отнюдь не данность, поскольку единое культурное пространство оказалось раздробленным на ряд «субкультур», практически ничем между собой не связанных, кроме единых юридических норм. Таким образом, задача формирования образовательной среды как среды трансляции культуры принимающего общества — это одновременно и задача функционирования ее как среды трансляции единой (как в пространственном, так и во временном плане) культуры страны проживания и для представителей новых поколений принимающего населения.

Процесс приспособления к другой социокультурной среде

Учебные заведения являются главными агентами культурной социализации. Именно в детском саду и школе ребенок попадает в социум, где он учится сосуществовать с другими личностями, возможно, не такими как он. По этой причине на образование возлагается важная задача – воспитание гражданина демократического государства независимо от его национальности и вероисповедания

Поэтому очень важно, чтобы были выработаны четкие принципы обучения и воспитания детей мигрантов, основанные на:

  • признание и уважение общечеловеческих ценностей;
  • развитии национально-культурной идентичности;
  • обеспечении в учебном процессе и в процессе социальной адаптации культурной и языковой подготовки в поликультурной социально-образовательной среде;
  • поддержке индивидуальности детей мигрантов;
  • личностно-ориентированном подходе.

Социокультурная адаптация – это основная проблема, с которой сталкивается мигрант на новом месте. Это достаточно сложный и длительный процесс. Особенно актуальны данные проблемы для детей, потому что они в силу своего возраста остро воспринимают меняющиеся окружение созданных взрослыми условий. В процессе социокультурной адаптации маленьких переселенцев имеет значение:

  • овладение языком;
  • ценностные ориентации;
  • традиции и религиозные представления;
  • позитивное социальное самочувствие;
  • успешное сотрудничество с местным населением;
  • оптимизм и видение дальнейшей перспективы.

Адаптационные проблемы: причины и пути решения

Мигранты часто выполняют низкооплачиваемую работу. Отсутствие достаточного количества денежных средств приводит к тому, что семья не способна оплатить как собственное образование, так и образование детей. Опыт и знания, которые передают родители ребенку, в большинстве своем не соответствуют требованиям окружающей действительности, традициям культуры страны пребывания. Таким образом, нередко поведение детей мигрантов расходится с принятыми нормами, что вызывает негативную реакцию общества.

Они находятся на стадии становления личности. На них влияет семья и общество, которое оказалось новым. Часто бывает, что семейные ценности вступают в противоречие с существующими в стране пребывания. Такое противоречие должно быть разрешено немедленно, иначе ребенок может сформироваться асоциальной личностью.

Рассматривая социально-педагогические проблемы детей мигрантов, важно отметить сложности отношений ребенка и учителя: проявление ксенофобии (отрицательное отношение к людям другой национальности) со стороны педагога. Кроме того, маленькие переселенцы сталкиваются еще с целым комплексом проблем: недостаточная развитость навыков общения, трудности в освоении школьной программы, сниженная самооценка

Таким образом, у ребенка формируется представление об окружающем социуме, как об унижающем, отвергающим, что провоцирует возникновение межгрупповой враждебности.

Знания, которые ребенок черпает из семьи, – это первичная социализация. Однако в разрешение вышеописанных проблем ближайшее окружение помочь не может, потому что родители и сами не до конца знакомы с культурой, нормами и языком новой страны. Поэтому в этом случае ребенку может помочь именно принимающее общество. Педагоги должны научить детей мигрантов взаимодействию и сотрудничеству, прежде всего, в классном коллективе. Именно эти навыки помогут адаптироваться к новому обществу.

Кого называют мигрантом

Мигрантом – лицо, которое меняет место жительство в одном государстве или переезжает в другое, а сам процесс называют миграцией. На сегодняшний день иностранные граждане мигрируют в Россию с целью получить статус беженца, временное убежище или проживать на территории РФ, согласно установленного порядка.

Причиной переселения чаще всего становятся сложные жизненные ситуации, ухудшение условий быта, угроза жизни и здоровью в родном регионе или стране. Однако очень часто в поисках счастья в другом государстве, мигранты получают еще большие проблемы: трудности с работой, жильем, отсутствие полноценных прав. Переселенец разочаровывается и замыкается в себе, что только ухудшает его положение.

Основная причина, мешающая интеграции в новое общество – проблема социокультурной адаптации. Ведь вместе с местом жительства мигранту предстоит изменить свои привычки, язык, мировоззрение, образ жизни. Особенно остро это переживают дети, которые чувствуют себя незащищенными, попадая в новую группу сверстников, взрослых людей.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий