Социальная адаптация мигрантов

Что влияет на процесс адаптации

Можно выделить две группы факторов, которые оказывают влияние на продолжительность процесса адаптации ребенка: внутренние (индивидуальные) и внешние (групповые). К первой группе, прежде всего, относится возраст. Младшие школьники быстрее привыкают к новой среде, чем старшеклассники. Важную роль играет пол ребенка: мальчики легче переносят подобные перемены, чем девочки. Внутренним фактором преодоления культурного шока являются особенности личностных качеств детей мигрантов.

Одним из важных внешних факторов являются особенности культуры, к которой ранее относился маленький эмигрант. Например, ребенок – представитель большой страны адаптируется хуже, чем переселенец из других стран, потому что считает, что приспосабливаться должен не он, а другие. Влияет на процесс адаптации также условия, сложившиеся в стране пребывания: дружелюбное ли отношение местных жителей, готовы ли они оказать помощь, общаться.

Причины переезда

Самый комфортный вариант миграции — это переезд в результате свободного выбора человека. Так могут переезжать в другую страну, потому что она близка по духу, чтобы получить новый опыт и образование, расширить кругозор. Сюда же можно отнести приглашение на работу или заботу о будущем своих детей. Такая эмиграция воспринимается как положительный опыт, благодаря чему стресс от переезда переносится намного легче и позитивнее. Но так бывает далеко не всегда. Люди могут эмигрировать в связи с ухудшением условий жизни из-за войны, экологических бедствий, политических преследований, угрозы бизнесу, экономического неблагополучия страны. В таких случаях переезд сопровождается более тяжелыми переживаниями и сильным стрессом.

Помимо внешних обстоятельств, существуют еще и внутренние, которые могут побуждать к переезду, а также помогать в адаптации или, наоборот, тормозить ее. Такими факторами могут стать личный кризис, потеря жизненных ориентиров, сепарация от гиперопекающих родителей. Переезжая, человек может спасаться от тяжелых переживаний или искать новые смыслы, которые вернут желание жить.

Часто план переезда — это микс из внешних и внутренних причин. То, что служит причиной переезда для одного, может оказаться совершенно незначительным для другого. Даже при реальной угрозе жизни не все покидают свои дома. Внутренний кризис может накладываться на ситуацию в стране и мире, процесс расставания пересекаться с экономическим неблагополучием. В итоге всё это способствует смене места жизни.

Факторы, влияющие на адаптацию мигрантов

Среди факторов, влияющих на адаптацию мигрантов выделяют внешние и внутренние факторы.

Внешние факторы относятся к региону вселения и включают: демографическую структуру и плотность населения региона (потребность в рабочей силе), развитость инфраструктуры, наличие свободного жилого фонда; ресурсный потенциал (качество почв, наличие свободных земель, водные ресурсы и т.д.), климат, экологическое состояние территории.

Внутренние факторы характеризуют самих мигрантов. К таким факторам относятся: половозрастной показатель, образование, квалификация, материальная обеспеченность, семейное положение, уровень интегрирования в другую культурную среду, особенности характера и психологического статуса.

Замечание 3

Важное значение для успешной адаптации играют такие факторы, как обстоятельства осуществления миграции и степень ее «вынужденности». В структуре адаптации мигрантов к новым условиям можно выделить несколько направлений:

В структуре адаптации мигрантов к новым условиям можно выделить несколько направлений:

  1. Правовое направление. Предусматривает нормативное регулирование процесса адаптации мигрантов.
  2. Социально-экономическое направление. Рассматривает проблемы трудоустройства, выплаты пособий. Люди, оставшись в результате вынужденного переезда без жилья, нажитого имущества, сохраняют единственный свой капитал в виде умений, знаний, трудовых навыков. Однако, большая часть мигрантов вынуждена работать не по специальности, часто меняется также сфера приложения труда. Возможности самореализации резко снижаются. Перспективы профессионального и служебного роста, как правило, закрыты.
  3. Социокультурное направление. Мигранты – носители определенных ценностей, стереотипов, культуры, которые не во всем и не всегда разделяют местные жители. От того, как быстро происходит адаптация к местной культуре и традициям зависит уровень конфликтогенности и ксенофобии в обществе. Воздействие социокультурного фактора на процесс адаптации зависит от имущественного положения и бытовых условий мигрантов.
  4. Социально-психологическое направление. К миграциям могут привести межнациональные конфликты, гражданские войны, политические и этические притеснения, насильственное выдворение из страны или депортации, угрозы физического уничтожения, стихийные бедствия и т.д. Преобладание стрессовых факторов, вынужденное переселение влияет на психологическое состояние мигрантов. Для успешной социально-психологической адаптации нужно: отсутствие негативных воздействий, подобных тем, из-за которых произошло переселение; удовлетворение необходимых потребностей.

Адаптация детей-мигрантов

aria-label=”Дети проще адаптируются (opens in a new tab)” href=”https://migranturus.com/adaptatsiya-detey-migrantov-v-rossii/” target=”_blank” rel=”noreferrer noopener” class=”rank-math-link”>Дети проще адаптируются к переменам. Родная культура еще не успела оставить свой отпечаток в сознании ребенка. Кто-то скажет, что родители носители культуры. Да, это так. Но постоянно находясь с другими детьми, общаясь с ними на иностранном языке, ребенок перенимает культуру другой страны.

Две культуры смешиваются. Что-то дети оставляют от родной культуры, что-то перенимают. Психика детей более гибкая.  Обучение дается легко, так как дети открыты к получению нового опыта. Но трудностей у детей тоже хватает, ведь переезжают они не по своей воле, а вместе с родителями.

Подписывайтесь на Мигранту Рус: Яндекс Новости.

Библиографический список

Merkel will Zuwanderer fordern. 2010. URL: http://www.n-tv.de/politik/Merkel-will-Zuwanderer-fordern-articlel729086.html.

Арутюнян Ю.В. О потенциале межэтнической интеграции в московском мегаполисе // Социологические исследования. 2005. N 1.

Балцевич В.А., Балцевич С.Я. Социальная интеграция // Социология: энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. М., 2003.

Белозерова М.В. Мультикультурная политика и толерантность: проблемы формирования на федеральном и региональном уровнях // Культурология. Вестник КемГУКИ. 2011. N 7.

Бемер М. Национальный план интеграции – вклад Германии в формирование европейской политики интеграции. URL: https://www.coe.int/t/dg4/youth/Source/Resources/Forum21/Issue_No10/N10_National_integration_plan_ru.pdf.

Бессонова В.В., Кошелев М.С. Правовая адаптация мигрантов как одно из направлений государственной миграционной политики России // Миграционное право. 2013. N 4.

Витковская Г.С. Кавказские мигранты в России: оценка и факторы адаптации, отношение местного населения // Государство и антропоток. URL: http://antropotok.archipelag.ru/text/ad03.htm.

Горячев Ю.А., Захаров В.Ф., Курнешова Л.Е., Омельченко Е.А. Интеграция мигрантов средствами образования: опыт Москвы. М., 2008.

Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной миграционной службы за 2014 год и плановый период 2015 – 2017 годов. М., 2015.

Злочевская А.А. Теоретико-методологические основы исследования социокультурной адаптации в иноэтнической среде // Административное и муниципальное право. 2011. N 8.

Интеграция экономических мигрантов в регионах России. Формальные и неформальные практики / Науч. ред. Н.П. Рыжова. Иркутск, 2009.

Капицын В.М. Мегаполис: интеграция мигрантов как проблема правового регулирования. URL: http://istina.msu.ru/media/publications/article/573/f91/7393037/Kapitsyin_V.M._ Megapolis_integratsiya_migrantov_kak_problema_pravovogo_regulirovaniya.pdf.

Кошелев М.С. Проблемы реализации программы адаптации и интеграции трудящихся-мигрантов в Забайкальском крае // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. N 9.

Межнациональный мир // Земляки. 2011. N 8.

Мукомель В. Методические и практические аспекты изучения интеграции иммигрантов: специфика постсоветского пространства. URL: http://www.isras.ru/files/File/Publication/Metod_i_prakt_Mukomel.pdf.

Мукомель В.И. Ксенофобия и мигрантофобии в контексте культуры доверия // Мир России. 2014. N 1.

Мукомель В.И. Политика интеграции мигрантов в России: вызовы, потенциал, риски: Рабочая тетр. М., 2013.

Ромодановский К.О., Мукомель В.И. Регулирование миграционных процессов: проблемы перехода от реактивной к системной политике // Общественные науки и современность. 2015. N 5.

Сахарова В.В. Мультикультурализм и политика интеграции иммигрантов: сравнительный анализ опыта ведущих стран Запада в условиях глобализации: Автореф. дис. … канд. полит. наук. СПб., 2010.

Сибиряков С. Германское правительство признает провал мультикультурной политики. URL: http://www.russian.kiev.ua/print.php?id=11605114http://www.russian.kiev.ua/print.php?id=11605114.

Судоплатов П.А. Миграционные процессы и миграционная политика в странах Европейского союза: Автореф. дис. … канд. экон. наук. М., 2006.

Трансграничные миграции и принимающее общество: механизмы и практики взаимной адаптации: Монография / Науч. ред. В.И. Дятлов. Екатеринбург, 2009.

Виды адаптации

Что значит адаптация мигрантов? Если простым языком, то это приспособление к новому месту и людям, принятие местных устоев, пробитие языкового барьера.

Психологические исследования говорят, что уровень стресса от иммиграции достигает максимальных 100 баллов (для сравнения — во столько же оценивается смерть близких).

Адаптация мигрантов включает в себя:

  1. языковую адаптацию;
  2. социальную адаптацию;
  3. социокультурную адаптацию.

Расскажем подробнее о каждой из них.

Языковая адаптация мигрантов

Языковая адаптация является важнейшей. Разобравшись в русском языке, иностранец не только преодолевает языковой барьер, но и начинает понимать русскую культуру. Языковая адаптация служит ключом к социальной и социально-культурной среде.

Возможно, тот или иной человек в своей привычной среде был дружелюбным и общительным. В новой стране ему тяжело быть собой, сложно выражать свои эмоции и намерения на незнакомом языке, сложно понять местных жителей. Мигрант должен уметь задавать вопросы о происходящем вокруг и понимать ответы.

Технические навыки очень важны. Это и владение языком, и способность самостоятельно осуществлять бытовые действия, т.е. платежи, переводы, покупки, умение пользоваться общественным транспортом и многое другое.


БОЛЬШЕ ОБЩАЙТЕСЬ С НОСИТЕЛЯМИ ЯЗЫКА. ФОТО: pixabay.com

Без языковой адаптации, то есть коммуникативной, невозможна ни психологическая, ни экономическая адаптация. Выход один — учить русский язык, больше общаться с носителями языка, контактировать и привыкать. Только тогда будет возможна комфортная социальная жизнь.

Социальная адаптация

Социальная адаптация мигрантов куда сложнее языковой. Иностранцу нужно не просто выучить русский язык. Он должен уметь исполнять свои социальные роли. Например, быть работником. Работая и общаясь с коллективом, мигрант стремится нести устои и обычаи своей культуры.

Когда две культуры сталкиваются, происходят конфликты и противоречия. И тут есть два пути. Первый — пытаться изменить окружающую реальность. Подстроить ее под свою культуру и порядки. Навязывать своим коллегам по работе привычки и обычаи, примирить их с ними. Второй путь — принять нормы и правила нового общества, пересмотреть взгляды на жизнь.

Первый путь до конца не осуществим. Мигрант приехал из другой страны в новую. Что он тут изменит? Иностранец скорее наживет проблем — здесь свои устои и порядки.

Второй путь проще и правильнее. Не надо идти против течения. Раз мигрант принял решение о переезде в другую страну, он должен принять ее обычаи, социальные нормы. Пусть не полностью, но главные и общепринятые правила должны соблюдаться.

Социокультурная адаптация

Мигрант — носитель своей культуры. Местные жители не всегда принимают ценности, стереотипы и нормы поведения иностранца. Насколько быстро мигрант привыкнет к культуре, зависит от конфликтности общества. В России общество неоднородно. Как повезет. Одни не переносят мигрантов, другие относятся положительно, готовы с радостью помочь.

То, как быстро иностранец вольется в в социокультурную среду, страны зависит от нескольких факторов:

  • национальность;
  • поведенческие стереотипы;
  • знание русского языка;
  • образованность и уровень общей культуры.

Также важно, с какой целью приезжает мигрант в Россию, как он относится к своей культуре, насколько он готов принять местную. Определяющим фактором является отношение к мигрантам самого российского общества

Чем общество проще и дружелюбней, тем быстрее мигрант адаптируется

Определяющим фактором является отношение к мигрантам самого российского общества. Чем общество проще и дружелюбней, тем быстрее мигрант адаптируется.

Адаптация к новым образовательным условиям

Время адаптационного процесса может занимать от года до четырех лет. Детям, которые пережили «культурный шок», не знают русского языка трудно стать полноценными участниками образовательного процесса. Сегодня в РФ существуют экспериментальные школы, специально работающие с учащимися-мигрантами, однако их мало.

В некоторых случаях в обычных общеобразовательных заведениях открывают классы коррекции, которые состоят полностью из детей мигрантов. Но отношение учителей к такому решению проблемы неоднозначное. Чаще всего учащиеся включаются в учебный процесс не с 1 класса, могут прийти в середине года и покинуть образовательное учреждение в любое время из-за изменения мест проживания.

Важную роль в этом играет именно учитель, который должен овладеть арсеналом навыков, которые могут образовать нужную среду, и осуществлять опосредованное управление развитием и формирование личности маленького мигранта.

На процесс адаптации к новым образовательным условиям влияет микроклимат классного коллектива, позиция ребенка-мигранта в учебно-воспитательном процессе (активный субъект) и др. Поможет преодолеть трудности личные беседы учителя и иностранного ученика, работа в группе, знакомство класса с традициями одноклассника-мигранта.

Формы социальной адаптации мигрантов

Социальная адаптация мигрантов может проходить в двух формах:

  1. Активная форма. Субъект, оказывая влияние на социальную среду, старается ее изменить, подвести по его представления о правилах и нормах социального поведения. Как правило, осуществить это в полном объеме нельзя, так как существующая социальная среда, в свою очередь, также стремится сохранить устоявшиеся нормы и правила поведения.
  2. Пассивная форма. Субъект характеризуется инертным восприятием норм и правил поведения группы, членом которой оказался. В данном случае человеку необходимо полностью пересмотреть свои убеждения и взгляды, начать жить по новым правилам.

В реальной жизни чистые формы социальной адаптации встречаются редко, как правило адаптация имеет смешанный характер.

Процесс приспособления к другой социокультурной среде

Учебные заведения являются главными агентами культурной социализации. Именно в детском саду и школе ребенок попадает в социум, где он учится сосуществовать с другими личностями, возможно, не такими как он. По этой причине на образование возлагается важная задача – воспитание гражданина демократического государства независимо от его национальности и вероисповедания

Поэтому очень важно, чтобы были выработаны четкие принципы обучения и воспитания детей мигрантов, основанные на:

  • признание и уважение общечеловеческих ценностей;
  • развитии национально-культурной идентичности;
  • обеспечении в учебном процессе и в процессе социальной адаптации культурной и языковой подготовки в поликультурной социально-образовательной среде;
  • поддержке индивидуальности детей мигрантов;
  • личностно-ориентированном подходе.

Социокультурная адаптация – это основная проблема, с которой сталкивается мигрант на новом месте. Это достаточно сложный и длительный процесс. Особенно актуальны данные проблемы для детей, потому что они в силу своего возраста остро воспринимают меняющиеся окружение созданных взрослыми условий. В процессе социокультурной адаптации маленьких переселенцев имеет значение:

  • овладение языком;
  • ценностные ориентации;
  • традиции и религиозные представления;
  • позитивное социальное самочувствие;
  • успешное сотрудничество с местным населением;
  • оптимизм и видение дальнейшей перспективы.

Адаптационные проблемы: причины и пути решения

Мигранты часто выполняют низкооплачиваемую работу. Отсутствие достаточного количества денежных средств приводит к тому, что семья не способна оплатить как собственное образование, так и образование детей. Опыт и знания, которые передают родители ребенку, в большинстве своем не соответствуют требованиям окружающей действительности, традициям культуры страны пребывания. Таким образом, нередко поведение детей мигрантов расходится с принятыми нормами, что вызывает негативную реакцию общества.

Они находятся на стадии становления личности. На них влияет семья и общество, которое оказалось новым. Часто бывает, что семейные ценности вступают в противоречие с существующими в стране пребывания. Такое противоречие должно быть разрешено немедленно, иначе ребенок может сформироваться асоциальной личностью.

Рассматривая социально-педагогические проблемы детей мигрантов, важно отметить сложности отношений ребенка и учителя: проявление ксенофобии (отрицательное отношение к людям другой национальности) со стороны педагога. Кроме того, маленькие переселенцы сталкиваются еще с целым комплексом проблем: недостаточная развитость навыков общения, трудности в освоении школьной программы, сниженная самооценка

Таким образом, у ребенка формируется представление об окружающем социуме, как об унижающем, отвергающим, что провоцирует возникновение межгрупповой враждебности.

Знания, которые ребенок черпает из семьи, – это первичная социализация. Однако в разрешение вышеописанных проблем ближайшее окружение помочь не может, потому что родители и сами не до конца знакомы с культурой, нормами и языком новой страны. Поэтому в этом случае ребенку может помочь именно принимающее общество. Педагоги должны научить детей мигрантов взаимодействию и сотрудничеству, прежде всего, в классном коллективе. Именно эти навыки помогут адаптироваться к новому обществу.

Адаптация и интеграция иностранных граждан в Российской Федерации.

Наряду с усилением миграционного законодательства одним из приоритетов национальной политики РФ является содействие социальной и культурной адаптации и интеграции внешних трудовых мигрантов в принимающее сообщество, а успех зависит от согласованных действий государственных органов власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и самого иностранного гражданина.

На наш взгляд,- поясняет Галина Вадимовна — меры должны быть направлены, прежде всего, на освоение навыков и знаний в области русского языка, истории и культуры России, основ законодательства РФ, необходимых для временного пребывания на территории РФ с целью осуществления трудовой деятельности, временного или постоянного проживания на территории РФ, а также направлены на оказание информационно-правовой поддержки, повышение уровня профессиональной подготовки и переподготовки (совокупность адаптационных и интеграционных мероприятий).

Формой и инструментом реализации этих мероприятий может стать заключение адаптационного контракта с иностранным гражданином, намеревающимся осуществлять трудовую деятельность, и интеграционного контракта – для временного или постоянного проживания на территории РФ.

По мнению анкетируемых, минимально адаптированными в России, считаются иностранные граждане, приехавшие из следующих стран: Таджикистана –69 чел. или 52%, Узбекистана –30 чел. или 45% от числа опрошенных, Азербайджана- 37, Казахстана- 16, Украины- 10.

Между тем, по официальным данным МВД России, на территории Российской Федерации находится более 10 млн. иностранных граждан. На граждан государств – участников СНГ приходится 84,9% (в том числе Украины – 24,8%, Узбекистана – 17,1%, Таджикистана – 9,6%); граждан государств ЕС – 4,9% (включая граждан Германии – 1,1%, Финляндии – 0,9%, Эстонии – 0,3%); других стран: Китая – 2,8%, Турции – 0,6%, Вьетнама – 0,5%.

Процессы адаптации и интеграции внешних трудовых мигрантов сопровождаются включением в новую для них языковую, социокультурную и профессиональную среду, которая в значительной мере отличается от родной, в том числе зависит и от степени образования, полученного ими своей стране.

Одна из подпрограмм социально-культурной адаптации и интеграция мигрантов в Российской Федерации- это реализация комплекса мероприятий, направленных на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов- поясняет Галина Вадимовна- обеспечение выплат лицам, ходатайствующим о признании их беженцами, вынужденными переселенцами, а также прибывшим с ними членам семьи, а также участникам и членам их семей государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом.

МО МВД РФ «Камышловский» оказывает содействие развитию и реализации адаптации и интеграции иностранных граждан в российское общество; проведению мероприятий, направленных на выявление вопросов и выработку эффективных решений и направлений деятельности по социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов.

В случае нежелания действовать по закону Российской Федерации, а именно, при нарушении иностранными гражданами административного и уголовного законодательства, полиция подготавливает документы на выдворение и депортацию с территории Российской Федерации. После чего, лицам данной категории в течении 5 лет въезд на ее территорию запрещен.

Таким образом, на территории Камышловского район благодаря проведению мероприятий, направленных на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов, доля граждан, испытывающих негативного отношения к мигрантам, в общей численности граждан Российской Федерации значительно снизилось. В отношении иностранных граждан противоправных деяний в отчетном периоде не зарегистрировано.

Адаптационные мероприятия в образовательных заведениях России

Целью адаптационных мероприятий является создание условий для эффективной интеграции детей мигрантов. Основные задачи:

  • сохранность психического здоровья;
  • обеспечение успешности вхождения в инокультурную среду;
  • формирование толерантности к обществу, в котором происходит социализация.

Для решение вышеуказанных задач проводятся следующие мероприятия:

  1. Индивидуальные консультации с детьми мигрантов (по запросу).
  2. Индивидуально-групповые занятия по изучению русского языка.
  3. Выявление интересов и талантов ребенка, с целью вовлечения во внеурочную деятельность.
  4. Диагностика личностной сферы, на основании которой составляется психолого-педагогическая характеристика детей мигрантов.
  5. Профилактика асоциального поведения и проблем в обучении.
  6. Тренинги, направленные на сплочение коллектива.
  7. Занятия по коррекции межличностных отношений.
  8. Привлечение юных переселенцев к участию в классных и школьных мероприятиях.

Родителям-мигрантам следует всячески содействовать процессу адаптации своих детей на новом месте жительства, понимая, что их чаду намного сложнее, чем им. По возможности необходимо найти квалифицированного консультанта, с которым можно будет советоваться относительно процесса аккультурации ребенка.

После переезда нужно найти возможности включить в круг общения детей как «своих», так и новых знакомых. Именно надежные друзья из принимающей среды – показатель успешной адаптации

Родители должны акцентировать внимание только на мирных способах решения любых конфликтов и подчеркивать, что конфронтация вредна для обеих сторон

По этой причине, нужно будет уделять особое внимание признакам, как успеха, так и стресса подростка

Если вокруг ребенка начали складываться ситуации дискриминации, важно обсуждать их в семейном кругу, возможно, иногда прибегать к помощи специалиста. Также взрослым следует понимать, что некоторые национальные качества в новом обществе могут быть изменены или утрачены

А главное помнить, что детей мы воспитываем не для прошлого, а для будущего

Также взрослым следует понимать, что некоторые национальные качества в новом обществе могут быть изменены или утрачены. А главное помнить, что детей мы воспитываем не для прошлого, а для будущего.

С чем сталкивается человек при переезде?

При каких бы условиях человек ни переезжал, миграция — это всегда стресс. Придется пережить смену обстановки и потерю старого окружения, начать строить жизнь с нуля: найти жилье и магазины для ежедневных покупок, разобраться, как пополнять счета, подключить интернет и т. д. Многие вещи, казавшиеся привычными, станут проблемными. На новом месте когнитивные процессы работают на пределе: нужно найти необходимое, подтянуть язык, быть начеку, чтобы не обманули. Поэтому хорошо, когда переезд проходит в спокойном состоянии, есть поддержка знакомых, финансовые накопления. Если ресурса не хватает и человек сталкивается с нагрузками, которые не способен переработать, переезд может привести к эмоциональному выгоранию.

Существуют 4 стадии эмоционального стресса, которые постепенно развиваются при условии, что организм не справляется.

1. Мобилизация

Перед человеком стоит ряд задач, которые нужно решить в определенные сроки. Есть цель, понятно, что делать, мобилизуются интеллектуальные и физические ресурсы, усиливаются функции органов и систем. Человек активен, чувствует в себе силы, справляется как с задачами, так и с проживанием своих эмоций. Если не справляется, наступает следующая стадия.

2. Тревога и напряжение

Если ресурсов, чтобы справиться с вызовами адаптации, недостаточно, нарастает напряжение, человек впадает в негодование. Органы и системы начинают работать еще активнее, но уже на износ, ценой максимального физического и психического напряжения. Повышается артериальное давление, увеличивается нагрузка на сердце. От переезда уже не так много радости, становится больше грусти, раздражительности, неудовлетворенности и тревоги. Появляется некоторая отстраненность.

3. Усталость

В случае, если стресс намного превышает возможности организма, возникает истощение, человек теряет способность к эмпатии, становится апатичным, иногда срывается в агрессию. Растет равнодушие ко всему. На этой стадии человек еще может сохранять внешнюю респектабельность, но он уже теряет интерес к тому, что его окружает.

4. Истощение

Продолжается подавленное состояние, ничего не радует. Нарушается сон (сбивается график, засыпать становится тяжело, сон поверхностный, с частыми пробуждениями), пропадает аппетит или, наоборот, начинается навязчивое «заедание» эмоций, случаются панические атаки, обостряются хронические заболевания. Всё это — весомый аргумент для незамедлительного обращения к врачу и психологу.

Удачная адаптация на новом месте зависит от многих факторов. Ниже мы рассмотрим некоторые из них.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий