Классификация моральных принципов
Моральные принципы осознаются человеком как бесспорная линия поведения, определяющая характер взаимоотношений в обществе.
Моральные принципы можно классифицировать следующим образом:
- Принцип гуманизма – высшая человеческая ценность, выражающаяся в любви к ближнему, защите достоинства, в признании права на счастливое существование и на самореализацию.
- Принцип альтруизма – нравственная норма, призывающая оказывать бескорыстную посильную помощь нуждающимся. Антипод альтруизма – эгоизм.
- Принцип коллективизма – возможность совместного сосуществования для достижения общей цели. Складывается из сотрудничества, взаимопомощи, демократизма. Невозможно реализовать без соблюдения дисциплины.
- Принцип справедливости – равные права и свобода для всех членов общества. Социальные и экономические блага доступны всем без исключения и распределяются в зависимости от количества прилагаемых усилий со стороны каждого индивида.
- Принцип милосердия – готовность сострадать и помогать каждому нуждающемуся вне зависимости от его социального статуса и внешнего вида.
- Принцип миролюбия – основан на признании человеческой жизни высшей ценностью. Предполагает уважение к национальным и региональным особенностям, государственному суверенитету. Провозглашает право на мирную жизнь.
- Принцип патриотизма – любовь к Родине, забота о ней, готовность защищать ее от врагов, гордость за государственные достижения, уважение к истории и бережное отношение к национальному достоянию.
- Принцип толерантности – принятие многообразия культур без желания их подавить или исправить.
Протянуть руку помощи нуждающемуся
Высокие моральные принципы
Главное для человека – не только знать моральные нормы, но и опираться на них на практике. Осознанное применение нравственных норм и правил позволяет назвать человека высокоморальным.
Высоким моральным принципам можно присвоить следующую характеристику:
- «Разрешено» – внутренние убеждения человека, не способные нанести вред кому-либо.
- «Необходимо» или «надо» – выполнение действий, способных помочь другому человеку иногда в ущерб своим интересам.
- «Запрещено» – действия, осуждаемые обществом и влекущие за собой административное или уголовное преследование.
Важно! Моральные принципы формируются на протяжении всей жизни человека и могут изменяться по мере накопления опыта и знаний
Высокие моральные идеалы
Моральные принципы общения
Этика общения предлагает такие нравственные нормы и принципы:
- приоритетность чужих или общественных интересов перед личными;
- осознанное уклонение от применения жизненных благ ради достижения поставленной цели;
- развязывание сложных общественных проблем и работа в экстремальных условиях ради высших целей или идеалов;
- ответственность и безвозмездная забота о нуждающихся;
- выстраивание отношений с членами общества на основе доброты и благожелательности;
- вежливость и уважение к собеседнику, использование общепринятых этических норм;
- общение – процесс двухсторонний, а не монологический, каждый участник вносит в него некий вклад;
- равенство сторон, участвующих в общении, вне зависимости от пола, возраста, социального положения;
- искренность в выражении чувств, правдивость передаваемой информации;
- понятность и доступность для всех участников общения;
- последовательность и правильная очередность элементов общения (вопрос – ответ, побуждение к ответной реплике).
Таким образом, морально нравственные принципы общения основаны на взаимопомощи и взаимодоверии.
Нравственные эталоны общения
Примеры
Нравственно зрелая личность является олицетворением успешно проведенной социализации. Это человек, который усвоил поощряемые социумом нормы поведения и использует их на практике в качестве ориентира для своих поступков. При этом желание соответствовать общепринятым поведенческим стандартам продиктовано не страхом порицания, наказания или возможной выгодой, а личными убеждениями, мотивами и принципами. Социологи приводят многочисленные примеры проявления нравственных чувств:
- Гуманность, человеколюбие.
- Трудолюбие, усердие.
- Верность, преданность.
- Чувство такта, деликатность.
- Духовность, религиозность.
- Искренность, открытость.
Альтруистические модели поведения присущи многим животным. Часто самки воспитывают потомство другого вида, проявляют бескорыстную заботу о своих детенышах. Помощь сородичам сходного генотипа способствует выживаемости конкурентных видов, что значительно расширяет представление о естественном отборе индивидуальной ориентации. Подобное поведение обусловлено естественным отбором групповой ориентации, оно помогает выжить целой популяции.
Проводя аналогии, можно сказать, что нравственное поведение индивида заложено биологическими программами и реализуется на подсознательном уровне. Люди являются биологическими организмами, которым свойственна определенная модель поведения на подсознательном, рефлекторном уровне. В числе рефлексов, заложенных природой и коррелирующих с понятием нравственности, стоит отметить:
- Материнский инстинкт.
- Заботу о партнере, с которым реализуется инстинкт продолжения рода.
- Заботу о родственниках и популяции (обществе) в целом.
- Чувство патриотизма (любовь к Родине, месту рождения).
Яркими примерами стихийной нравственности являются поступки, которые базируются на подсознательном стремлении человека к следованию нормам, способствующим сохранению популяции в целом. Женщина разрывает отношения с любовником, узнав, что он женат, подсознательно оценивая подобную связь, как бесперспективную (в отношении продолжения рода) и аморальную (наносящую моральный вред законной супруге партнера, следовательно, угрожающую сородичу сходного генотипа и популяции). В специальных пособиях приведены другие примеры стихийной нравственности:
- Оказание помощи пожилому человеку, который не может самостоятельно перейти через оживленную автомагистраль.
- Остановка личного автомобиля и содействие человеку, который стоит на обочине дороги и жестами просит о помощи.
- Непроизвольное желание помочь донести тяжелую сумку человеку, который в силу разных причин (пожилой возраст, инвалидность, физическая слабость) не справляется с задачей.
Наличие безнравственных, попирающих нормы морали людей, свидетельствует об относительной свободе человека от влияния биологически заложенных моделей нормального поведения. Человек наделен интеллектом, способностью логически мыслить, прогнозировать, планировать и самостоятельно выбирать нравственные ценности. Примеры деформации общечеловеческих норм прослеживаются на исторических периодах тоталитарных режимов, к примеру, Гитлера в Германии, Пиночета в Чили, Сталина в СССР.
Нравственные качества – показатель уровня интеллекта и духовного развития человека, отражение степени его социализации и наличия самоконтроля. Нравственность – основа гуманизма, человечности и цивилизации. Крушение нравственных идеалов сопровождается всплеском преступности в обществе, свидетельствует о деградации членов социума, предвещает масштабные гуманитарные катастрофы.
Рады вас приветствовать, уважаемые читатели блога Валеря Харламова! Нравственность – это основа, правила, на которые опирается личность в своей деятельности и жизни, чтобы достичь успеха, уважения и признания
И сегодня мы рассмотрим, какие бывают нравственные качества человека, чтобы вы понимали, на что необходимо обратить внимание, если есть желание совершенствоваться и развиваться
Теоретические основы духовно-нравственного воспитания
Воспитать ребенка в духе высокой нравственности — задача сложная. В современной дошкольной и школьной педагогике ее принято решать в трех аспектах:
- философско-методологическом;
- психологическом;
- непосредственно педагогическом.
Философско-методологический аспект обосновывает нормативные основания для духовно-нравственного воспитания детей разного возраста. Поэтому подход к обучению в младших и старших классах должен быть дифференцированным. Из этого положения исходит и разработка методик в преподавании. Они призваны дать ученикам понятие о духовности, нравственности, морали, духовно-нравственном воспитании и развитии, — базовых основах общего образования.
Духовно-нравственное воспитание в данном случае трактуется с точки зрения философии, религии, социологии, культурологии. Всеобъемлющим при этом является междисциплинарный подход к воспитанию, предусматривающий вариативное рассмотрение его с позиций как материализма, так и идеализма.
Задача философских методик духовно-нравственного воспитания — привитие учащимся умозрительного взгляда на мир. Это та позиция, которая позволяет сравнить естественно-научный и религиозный подход к истине, утверждая ее относительность.
Принципами организации учебного процесса становятся при этом воспитание школьников в духе активности, сознательности, научности. Ответы школьников на уроках должны быть последовательными, целостными, преподавание — максимально наглядным: с использованием тематических экскурсий, специально подобранных картин, схем, символов и т. п.
Психологический аспект духовно-нравственного воспитания предусматривает диалог учителя и ученика. Преподаватель должен в обязательном порядке учитывать психологию каждого возраста и, исходя из этого, выстраивать учебный процесс.
В младших классах, в которых обучаются дети, в основе обучения лежит игра. Через игровые ситуации, искусственно создаваемые учителем, ребенок эмоционально осваивает азы духовно-нравственного воспитания. Часть из них позднее входит привычку и становится ведущим мотивом поведения в жизни.
В старших классах вопросы, связанные с духовностью и нравственностью, решаются уже на уровне сознания; они более усложнены и приближены к реальной жизни. Эффективным методом обучения является моделирование проблемной ситуации, выход из которой ученик, как и в реальной жизни, обязан находить сам, исходя из ранее накопленных знаний.
Педагогический аспект в воспитании духовности и нравственности основан преимущественно на аналитике. На первое место здесь выступает сопоставление отдельно взятых ситуаций, почерпнутых из жизни. Ученики при этом оценивают достоинства и недостатки тех или иных вариантов поведения и выбирают самый, на их взгляд, адекватный с точки зрения разбираемого духовно-нравственного понятия.
Нравственное развитие в образовании
Обеспечение нравственного развития и воспитания личности является важной задачей современной политики РФ. Нравственное развитие обучающихся является основной задачей образовательной системы
Развитие личности ребенка является сложным, многоплановым процессом, который неотделим от жизни человека.
Развитие нравственности в рамках образования осуществляется в педагогически организованном процессе восприятия и принятия обучающимися следующих ценностей:
- Семьи;
- Культуры;
- Российской нации;
- Мирового сообщества.
Нравственное развитие начинается непосредственно в семье. Усваиваемые ребенком ценности семейной жизни имеют первостепенное значение для человека любого возраста. Отношения семье составляют основу поведения человека семье, поскольку проецируются на отношения в обществе.
На следующей ступени развития личность должна осознанно принимать традиции, ценности, формы культурной, исторической жизни родного края. Посредством семьи, родственников, друзей нравственность наполняется конкретным содержанием понятий «родина», «отечество», «родной дом» и т.д.
Высокой ступенью нравственного развития гражданина России является принятие культуры и ценностей российской нации.
Человек должен быть патриотом и осознавать значимость, особенности своей страны и солидарность с судьбой Родины.
Особым свойством нравственного развития является открытость миру, диалог с другими национальными культурами.
Методики нравственного развития и воспитания обучающихся разрабатываются и реализуются ОУ совместно с другими социальными институтами и обеспечивают полноценную идентификацию ребенка с семьей, культурным сообществом, народом страны, открытым для диалога с миром.
Содержанием нравственного развития выступают базовые национальные ценности, хранимые в социальных, культурных, семейных традициях народа, передаваемые из поколения в поколение. Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всем ее культурном и историческом многообразии. Источниками нравственности являются: страна, народ, гражданское сообщество, семья, труд, культура, искусство, человечество.
Шаги повышения осознанности
В своем видео я рассказываю, с чего я рекомендую начать и как двигаться дальше. Это основано на собственном опыте и опыте моих клиентов, а именно благодаря повышению своей осознанности при помощи коучинговых практик я за три года:
— с безработной, одинокой, без понимания своей цели в жизни, находящейся в депрессии превратилась в
— успешную, счастливую, находящуюся в гармоничных семейных отношениях, которая нашла свое призвание и переехала жить в страну своей мечты на берег моря.
*О своем пути я расскажу в своих следующих постах.
Три года назад моя Осознанность находилась постоянно на ступени Гордость, периодически, при удачном стечении обстоятельств я поднималась на время на уровень Храбрости, либо, если я чувствовала опасность от жизни, то спускалась на уровень Гнев.
Сейчас моя Осознанность постоянно находиться на уровне Принятия, периодически я спускаюсь на уровни Нейтралитета и Готовности, но мне быстро удается отслеживать эти состояния и возвращать себя на уровень Принятия.
Если вы хотите улучшить качество своей жизни, я рада сопровождать вас на пути от первого шага до конечной цели. Записаться на первую бесплатную коуч-сессию с темой “Повышение осознанности” можно заполнив форму на сайте или написав в WhatsApp.
Духовная составляющая
История доказывает большое значение воспитания в социальном развитии. При этом нравственность и духовность являются частью мировоззрения. Появляется ответственность, формируется благородство личности. Полученные ценности объединяют людей, что становится основой стабильности отдельной жизни и государства
С чего начать духовное преобразование? Необходимо учесть, что состояние внутренней жизни людей не менее важно, чем прогресс и совершенствование всего общества, темпы которого зависят от:
- гражданской позиции каждого члена;
- воли и мотиваций;
- жизненных ценностей;
- убеждений относительно нравственности, норм и морали.
С чего начать духовное развитие: главные направления
При становлении личности требуется осознание системы ценностей как нравственного, так и национального порядка. К ним относятся основные нормы, стандарты, действующие в отношениях между людьми, внутри семьи, общества. А также принципы, критерии понимания добра и зла, умение отличать истину от лжи. С чего начать духовное и нравственное воспитание? Ученым В. И. Павловым были указаны следующие направления.
- Формирование чувства долга, ответственности.
- Нравственный облик: терпение, милосердие.
- Позиция, способность различать добро и зло, готовность преодолевать жизненные проблемы.
- Поведение: умение рассуждать, воля.
Социальная среда, как условие развития гармоничной личности, имеет важное значение. Поэтому ее обеспечение является ключевой целью государственной политики РФ
Соответствующее окружение обеспечивает духовный прогресс. Для человека будет более комфортно, если оно не осуждает его за те или иные взгляды. Поэтому мировоззрение должно быть схожим, что добавит мотивацию в процесс совершенствования личности. В трудные моменты правильно созданная среда помогает справляться с проблемами. Поиск наставника также является важным направлением. Имея высокий духовный уровень, он укажет ошибки и даст советы по развитию.
Главная цель духовного саморазвития
Те, кто хочет заняться самосовершенствованием, зачастую сталкиваются с целым рядом проблем. Кому-то не хватает денежных средств, у других наблюдаются разлады в отношениях. Третьи не имеют достаточного здоровья. Но трудности толкают человека к улучшению организации своей жизни. Духовно-нравственное развитие людей и воспитание личности имеют главной целью осознание природы индивидуума. А также налаживание или восстановление взаимосвязей со средой, в которой он обитает. Обычно это долгий, но важный процесс, дающий смысл всей деятельности.
Духовная практика – основа самосознания
Развитие духовности и нравственности человека становится полным, приобретает актуальность при реализации в жизни. Социальная среда, как окружение, наполнена проблемами, требующими морального выбора при их решении. Ежедневная духовная практика освобождает сознание от материальных зависимостей, ложных ценностей. Результатом является усовершенствование и прогресс.
Классификация моральных принципов
Мораль – это основополагающий фактор личностного облика человека, способствующий развитию чувства долга, ответственности и ряду других высоконравственных качеств. Люди, лишенные подобных принципов, становятся опасны для общества, рано или поздно переступая через дозволенные социальные нормы. Бесконечная ложь или финансовые махинации, производимые с целью личной наживы, заказное убийство или физическая измена супругу – многообразие граней аморального поведения. Философы и практикующие психологи выявляют в XXI веке следующий ряд универсальных моральных принципов, из которых может формироваться личностный облик человека:
Талиона.
Такая грань морали тесно связана с пословицей «Око за око, зуб за зуб». В древних племенах подобное высказывание предполагало кровную месть, считавшуюся обязательным явлением. Возникновение цивилизации упорядочило социальные негодования, взяв на себя функции органа управления и правосудия. Сегодня принцип «Талиона» остается исключительно условным понятием, ведь официально такие проблемы должны решаться исключительно на государственном уровне.
Нравственности.
Подобное утверждение встречается в работах большинства великих философов и мыслителей, оставивших «след» в истории человечества. Будда, Конфуций, Мухаммед и многие другие деятели убеждали людей поступать с незнакомцами так, как они хотели бы, чтобы относились к ним. Аксиоматичное высказывание с течением времени превратилось в универсальную заповедь, которой руководствуются в процессе воспитания в себе нравственности и морали.
«Золотой середины».
Известный моральный принцип, представленный в научных работах Аристотеля, убеждавшего соблюдать меру в поступках и избегать крайностей в своих действиях. Если следовать наставлениям греческого философа, то жизнь становится размеренной, у человека появляется уверенность в завтрашнем дне. Главное, сохранять гармонию между внутренним и внешним мирами, избегая возникновения личностного конфликта.
Максимального счастья.
Эту грань человеческой морали рассмотрели и доказали утилитаристы Джон Стюарт Милль и Иеремия Бентам, занимающиеся этикой в государственном институте США. Основывается такое утверждение на следующей формулировке – поведение личности должно приводить к улучшению жизни окружающих людей. Другими словами, если придерживаться социальных стандартов, то в социуме создается благоприятная среда для сосуществования каждого индивида.
Справедливости.
Подобный принцип предложен американским ученым Джоном Ролзом, который убеждал в необходимости уравнивания социальных законов с внутренними моральными факторами. Человек, занимающий в иерархической структуре нижнюю ступень, должен иметь равные духовные права с личностью, находящейся на верхушке лестницы – вот основополагающий аспект утверждения философа из США.
Важно задуматься о собственных личностных качествах, чтобы заранее заняться самосовершенствованием. Если пренебречь подобным явлением, то легкомысленность с течением времени перерастет в предательство
Многообразие изменений, которых не удастся избежать, сформируют аморальный образ, отвергаемый окружающими. Главное, ответственно подойти к выявлению жизненных принципов и определению вектора мировоззрения, объективно оценив свои поведенческие признаки.
Как происходит развитие личности?
Духовное развитие ребенка берет начало в семье со свойственной ей стилем воспитания, который зависит от требований общества. На каждом этапе духовное развитие должно соответствовать этим требованиям.
Младенчество – формируется базовое доверие к миру в лице матери.
Возраст от 1 до 2 лет. Ребенок становится независимым, так как самостоятельно ходит, контролирует свои потребности и может выразить свои желания.
Возраст от 2 до 5 лет. Важный период в жизни малыша, который влияет на духовно-нравственное развитие и воспитание
В этом возрасте главное положение в жизни занимает игра, через которую ребенок учится общаться с миром, знакомится с азами некоторых форм духовно-нравственного развития – религиозного, умственного, морального
Поэтому важно уделить игре особое внимание.
Школьный возраст. На помощь семейному развитию приходит школьное, где ребенок получает новые знания и навыки
В этот же период он может столкнуться с неудачами в школе, что может привести к неуверенности
Поэтому важно поддержать его в этот период и объяснить, что неудачи – это всего лишь повод стать лучше.
Средняя и старшая школа. Это период самоопределения, когда подросток ищет себя и свое место в мире. В это время начинается его философское, политическое и правовое развитие, формирование чувства прекрасного переходит на чувственно-эмоциональный этап.
Период, когда духовное развитие человека достигло своей полноты, и он сформировал необходимый багаж, с которым дальше будет идти по жизни.
Накопленные знания помогают найти близкого по духовно-нравственному развитию спутника жизни, работу и заботиться о семье и детях.
Период после 50 лет, когда человек завершает духовное/нравственное развитие и переосмысливает свою жизнь через приобретенный духовный опыт. В итоге он понимает, что его жизнь неповторима, осознает и принимает логический исход жизни.
Как обрести осознанность?
Духовные искатели часто проваливаются в фанатизм и коллекционирование. Людям кажется, что количество купленных книг прямо пропорционально будущим знаниям. В итоге полки заставлены, семинары пройдены, а толку — ноль.
Реальному практику пустые теории претят. Они отдают оттенком сухих грез.
Не создавайте из осознанности очередной фетиш ума. Не надо ее желать. Предпочитайте осознанность. Ненавязчиво, нетребовательно. Просто играйте в это. Не ждите результатов. Но если судьба подталкивает, тормошит ото сна негативными эмоциями, используйте их как топливо для внимания.
Когда знаешь вкус осознанности, просто помнишь, чем она отличается от тревожного сна. И с этим знанием уже не можешь без практики. Осознанность становится насущным инструментом. К ней прибегаешь интуитивно. Тогда эмоции становятся сигналом «будильника» и побуждают очнуться.
Я не призываю тужиться сохранять осознанность все время. Она включается спонтанно, когда признаешь, что иного выхода нет.
Составляющие
Перед началом работы над собственной осознанностью необходимо узнать больше о ее составляющих. На них основываются самые эффективные и действенные техники, применяемые современными специалистами.
Дыхание
Обычно мы его не осознаем. С момента рождения и до смерти мы просто дышим, что является естественным процессом
Концентрировать внимание на дыхании человек обычно начинает только тогда, когда с ним происходят какие-то проблемы, например, возникают респираторные заболевания. Психологи советуют не дожидаться этого момента. Сосредоточение на дыхании — первый путь к осознанности
Сосредоточение на дыхании — первый путь к осознанности
Сейчас, когда вы читаете эту статью, вы замечаете своё дыхание? Если нет, то самое время попробовать фиксировать свое внимание одновременно на дыхании и тексте. Переносите эту практику на все действия. Моете посуду и замечаете дыхание, ведете переговоры с клиентом или партнером — и делаете то же, то есть наблюдаете за дыханием
С этого момента можно считать, что вы нашли лестницу, по которой будете подниматься на более высокие этажи. Но при этом вы находитесь только в начале пути
Моете посуду и замечаете дыхание, ведете переговоры с клиентом или партнером — и делаете то же, то есть наблюдаете за дыханием. С этого момента можно считать, что вы нашли лестницу, по которой будете подниматься на более высокие этажи. Но при этом вы находитесь только в начале пути.
Ощущения
Освоив осознанные вдохи и выдохи, усложните себе задачу — научитесь фиксировать в реальном времени свои ощущения, отмечая чувства в тот или иной момент времени. Постарайтесь не давать своим ощущениям оценок — они ни хороши и ни плохи, они просто есть.
Эмоции
Эмоциональная жизнь станет третьим направлением работы. При совершении действий мы не только дышим и чувствуем, но и испытываем определенные эмоции — радость, печаль, тревогу. Задача — научиться выделять позитивные и негативные эмоции. Когда вы начинаете чувствовать нечто неприятное, следует научиться быстро фиксировать этот момент и вовремя остановиться, переключаясь на более позитивные мысли.
Мысли
Поток мыслей у нас постоянный. Мы думаем о массе вещей и явлений, при этом мысли скачут, переходят от одного предмета к другому. Чаще всего мы даже не осознаем их все. На пути к осознанности человек учится контролировать свои мысли, управлять ими, направлять их исключительно в созидательное и позитивное русло.
Медитация
Как правило, медитация заключается в том, чтобы находясь в расслабленном состоянии, сосредоточить внимание на своем дыхании. Концентрация внимания на каждом вдохе и выдохе позволяет вам наблюдать за своими мыслями, то и дело возникающими в вашем сознании, и прекратить борьбу с ними. Вы осознаете, что мысли приходят и уходят сами по себе, что вы не ваши мысли. Вы можете отмечать, как они появляются в вашем сознании, казалось бы ниоткуда, а затем исчезают, словно лопнувший мыльный пузырь. Вы осознаете, что мысли приходят и уходят сами по себе, что вы не ваши мысли. Вы можете отмечать, как они появляются в вашем сознании, казалось бы ниоткуда, а затем исчезают, словно лопнувший мыльный пузырь
Вы осознаете, что мысли приходят и уходят сами по себе, что вы не ваши мысли. Вы можете отмечать, как они появляются в вашем сознании, казалось бы ниоткуда, а затем исчезают, словно лопнувший мыльный пузырь.
Вы приходите к глубокому пониманию того, что мысли и чувства, в том числе отрицательные, являются преходящими явлениями. Таким образом, у вас появляется выбор: стоит ли как-то реагировать на них, либо позволить им раствориться.
Если негативные мысли нависают над вашей головой, вы научитесь не воспринимать их, как что-то личное, а будете относиться к ним, словно это черные облака на осеннем небе, наблюдая за ними с дружелюбным любопытством, когда они дрейфуют мимо.
Развитие осознанности в результате медитации позволит вам улавливать негативные мысли, прежде чем они окажут на вас отрицательное воздействие, возвращая вашу жизнь под ваш контроль.
Со временем осознанность приводит к долгосрочным изменениям настроения, уровня счастья и благополучия.
Развенчание мифов о медитации
Медитация – это не религия, а осознанность – это просто метод тренировки ума.
Многие люди, практикующие медитацию, сами по себе религиозны, но достаточное количество атеистов и агностиков также используют в своей жизни практику медитации.
Когда вы медитируете, вам не обязательно сидеть скрестив ноги на полу, но можете поступать так, если хотите. Вы можете медитировать сидя на стуле, а также практиковать медитацию ходьбы.
И все же первый вариант более предпочтительный.
Практика осознанности не отнимает много времени (30 минут в день вполне достаточно, но можно увеличить продолжительность до 1 часа), хотя требует некоторого запаса терпения и настойчивости.
Многие люди быстро обнаруживают, что медитация освобождает их от давления времени, поэтому у них появляется больше возможностей эффективно заниматься другими делами.
Медитация не является каким-то сложным процессом, хотя поначалу вы будете испытывать некоторый дискомфорт, поскольку раньше такого не делали.
Вы ни к чему не стремитесь, вы не жаждете успеха и не принимаете риск неудачи
Вы просто сидите и концентрируете внимание на своем дыхании, осознавая как ваш живот поднимается, а затем опускается.
Медитация не остановит работу вашего ума и не встанет на пути достижения ваших жизненных целей.
Но она позволит вам увидеть мир с большей ясностью, способствуя принятию вами более разумных и взвешенных решений, корректируя в лучшую сторону те вещи в вашей жизни, которые действительно требуют изменений.
Медитация поможет вам развить глубокую осведомленность об окружающих вас явлениях, которая позволит вам объективно оценивать свои цели и находить оптимальный путь для их реализации.
Направления духовно-нравственного воспитания и развития
В современной школьной педагогике практикуется комплексное воздействие на сознание воспитуемого по нескольким направлениям, каждое из которых отражает ту или иную сторону жизни человека. В их основе лежит отношение к следующим институтам:
- религии;
- семье;
- творчеству;
- обществу;
- государству.
Религиозное воспитание формирует в ребенке систему взглядов, связанных с богом, с божественным происхождением всего сущего, задающего человеку самую высокую планку духовно-нравственного поведения. Осуществляется оно посредством:
- ближайшего окружения, верующего в бога, — членов семьи;
- школьных педагогов;
- священнослужителей;
- религиозных организаций;
- средств массовой информации;
- религиозной литературы.
Воспитание прививается на уроках, лекциях, семинарах, религиозных праздниках (в церкви), экскурсиях паломнического характера. Форм воздействия множество. Все они отражают сакральные догмы религиозной конфессии, к которой близок ребенок, и вырабатывают в нем определенные взгляды и стиль поведения в жизни.
Семейное воспитание становится для ребенка одним из основных. Оно в идеале:
поддерживает физическое, духовное и моральное здоровье ребенка;
обеспечивает ему экономическую и моральную свободу для реализации всех имеющихся возможностей;
дает ребенку постигать мир в его разнообразии;
формирует эстетическую позицию, чувство прекрасного;
создает атмосферу любви, домашнего тепла и уюта, способствующую максимальной самореализации личности;
прививает маленькому человеку свои нравственные ценности, культуру, подает пример нравственного отношения близких людей друг к другу: заботы, сострадания и милосердия:
задает первые нравственные основы полового воспитания, отношения к другим людям;
привлекает к семейным традициям;
возбуждает внимание к родословной, цементируя единство поколений;
воспитывает в ребенке гражданина, патриота своего Отечества;
поддерживает гармоничность в развитии личности подрастающего человека.
Творческое воспитание развивает эстетическую и познавательную сторону детского сознания. На современного школьника, его язык и культуру оказывают влияние культуры других народов. С экранов телевизоров на детей выплескиваются чужие мультфильмы, детективы, ужастики. Их герои становятся героями наших детей, вытесняя наши добрые мультики, наши сказки, наших нравственных героев.
Единственное, что еще прочно сохраняет свое место в сознании детей, —фольклор. Первые примеры устного народного творчества ребенок получает еще в семье. Школа всемерно развивает эту традицию и использует ее в качестве средства:
- психологического воздействия на учащихся;
- изучения их эмоционально мира;
- формирования духовности и высоких нравственных качеств;
- развития эстетических взглядов;
- для выработки метафорического мышления с помощью образов русских сказок;
- увеличения лексикона детей за счет эмоционально-экспрессивных слов.
Социальное и патриотическое воспитание — во многом схожие направления. Истинный патриот и настоящий гражданин — близкие понятия. Оба включают в себя гуманность идеалов, уважение к другим людям независимо от их национальности, а также к закону и власти.
Духовно-нравственное воспитание патриота и гражданина в школе вырабатывает в учениках:
- привязанность к родным местам;
- уважение к своему языку;
- соблюдение интересов общества и государства;
- стремление к защите Отечества и верности ему в самые трудные минуты.