Математические конспекты НОД в подготовительных группах по ФГОC

Занятие по ФЭМП в ДОУ для детей 6-7 лет

Тема: Сложение

Цели: сформировать представление о сложении; познакомить со знаком «плюс»; научить выполнять действие сложения.

Материал: карточка со знаком «+», кубики, квадраты, шарики, палочки.

Ход занятия

1. Знакомство с действием сложения, знаком «плюс»

– В день рождения Мышонок получил от Лягушонка подарок. Сколько у Мышонка подарков? (Один.) Пришел Бельчонок, и тоже с подарком. Что вы можете сказать о количестве подарков? (Их стало больше.) Сколько их стало? (Два.) Потом пришел

Зайчонок. Он тоже принес подарок. Больше или меньше стало подарков? А сколько стало? (Ответы детей.)

Воспитатель объясняет, что действие, при котором количество предметов становится больше, называется сложением, а знак, который обозначает сложение, называется плюсом. (Показывает детям карточку со знаком «+».)

– Плюс – очень добрый, он любит всем все дарить, давать. Хотите проверить? У Мышонка было две конфеты. Положите на стол два квадрата. Зайчонок дал ему еще одну. Положите еще один квадрат. Сколько стало? (Три.) Как записать этот пример? Вот так: 2 + 1.

– У Бельчонка была одна конфета. Положите один квадрат. Мышонок принес ему еще две. Добавьте два квадрата. Сколько стало? (Три.) Как записать этот пример? Верно, вот так: 1+2.

2. Работа в тетради

Задание 1. Вспомните, что означает этот знак (=). А как называется знак, который обозначает действие сложения? (Плюс.) На что он похож?

– Давайте научимся писать плюс. Потренируйтесь писать этот знак – сначала в воздухе, а затем в тетради. Самый лучший подчеркните. (Дети выполняют задание 8.)

Задание 2. Для гостей Мышонок выбирает груши. Сколько у него груш?

Задание 3. В холодильнике у Мышонка есть одно мороженое. Но гостям этого будет мало. Сколько порций мороженого он еще купил? Прибавьте эти порции: нарисуйте их.

3. Физкультминутка

Мы поскачем – раз, два, три.

Плюс попляшем – посмотри.

Плюс помашем – так и так.

Не устанем мы никак.

Мы покружимся легко.

Плюс подпрыгнем высоко.

Плюс поднимем руки вместе

И побегаем на месте.

4. Работа в тетради

Задание 4. Мышонок купил один торт, а потом подумал, что гостям его может не хватить, и купил еще один торт. Как он понял, что этого хватит? (Он произвел сложение.) Посмотрите: один (торт) плюс один (торт) равно два (торта). Вставьте в клеточки нужные цифры. Задание 5. Вставьте нужные знаки. Прочитайте примеры. Задание 6. Сложите слонов и машины. Решите примеры. Прочитайте их.

Задание 7. Нарисуйте любые предметы, чтобы получились примеры.

5. Игра «Магазин»

– Сегодня мы будем играть в магазин. Посмотрите, сколько всего у нас лежит в магазине: кубики, мячики, палочки. А сколько их вам нужно будет купить, я покажу. Итак, первым в магазин идет Вова. Посмотри и определи: сколько тебе нужно купить шариков? (Воспитатель показывает: 2 + 1.) Сколько всего?

Вова отсчитывает себе три шарика. Потом другие дети по очереди покупают мячики (1 + 1), кубики (1 + 2) и т. д.

Что такое ФЭМП?

Определение 1

Формирование элементарных математических представлений – это процесс целенаправленной передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности.

Методика формирования элементарных математических представлений базируется на разработанных в дошкольной педагогике задачах, принципах, условиях, содержании, средствах, методах, формах умственного воспитания, обучения и развития молодого поколения.

Период дошкольного детства – это период оптимальный для умственного воспитания и развития детей. Дети в этом возрасте не только познают внешние и наглядные свойства предметов и явлений, но и могут усваивать представления, касающиеся общих связей, лежащих в основе массы природных явлений, социальной жизни, овладевать способами анализировать и решать разнообразные задачи.

Основной особенностью умственного развития детей-дошкольников выступает преобладание образных форм познания, включая восприятие, образное мышление и воображение.

Познавательные процессы могут проявляться в разных типах деятельности.

Умственное воспитание идет посредством усвоения молодым поколением многовекового человеческого опыта, который запечатлен в материальной и духовной культуре. Основная функция умственного воспитания – формировать познавательную деятельность, такую деятельность, в процессе которой дети познают окружающий мир, посредством игры, занятий, труда, общения со взрослыми и сверстниками.

Восприятие помогает ребенку познать внешние свойства предметов и их совокупность, отражением этих свойств в мозге формирует образ предмета. Мышление позволяет ребенку постигать внутренние, скрытые свойства, связи предметов и явлений. Результаты мышления выражаются словами.

Восприятие и мышление тесно взаимосвязаны. Формирование восприятия идет в первые месяцы жизни ребенка, а мышление начинает формироваться в возрасте двух лет. Основа развития мышления – восприятие, предоставляющее чувственный опыт. Мышление оказывает положительное воздействие на развитие и совершенствование восприятия, что усиливает его целенаправленность и продуктивность.

Познание мира начинается восприятием и ощущением. Первым источником знаний о мире выступают ощущения. Посредством ощущений дети могут познавать отдельные признаки и свойства предметов. Более сложный познавательный процесс – восприятие, которым обеспечивается отражение практически всех признаков предмета.

В первые годы жизни у детей идет формирование предпосылок сенсорных эталонов. В дошкольном детстве дети используют предметные эталоны: образы свойств предметов соотносит с конкретным предметом. Например, зеленый цвет определяет листиком, а круг определяет в качестве солнца.

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель: Звенит звонок,
Начинается занятие математики.
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя,
Очень строгая наука,
Очень точная наука
Это математика.

Воспитатель: Ребята, сегодня я хотела бы вам предложить интересное, необычное занятие по математике

Воспитатель: Дети, сегодня мы отправляемся в путешествие по Стране Математике. Путешествие будет долгим и трудным, много препятствий встретим мы на пути. Но мы научимся преодолевать трудности и препятствия и придем к успеху. И мне хочется вам пожелать быть внимательными, умными. А вам, что хочется сказать друг другу?

Круг пожеланий.

  •  Я желаю тебе быть умным.
  •  Я хочу, чтобы ты на занятии всё запоминал.
  •  Я желаю тебе правильно считать.
  •  Я желаю тебе думать.
  •  Я желаю тебе слушать.
  •  Я желаю тебе быть внимательным.
  •  Я желаю тебе много отвечать.

Воспитатель: Как много пожеланий! Я думаю, что всё мы это выполним.

Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько гостей в классе. Некоторые из них знакомы, а многие не знакомы. Давайте мы их тоже возьмем с собой в страну математики, смотрите, какие они симпатичные, улыбающиеся. Но прежде, чем пригласить гостей с собой, давайте с ними познакомимся.

Дети подходят к гостям, знакомятся с ними.

Воспитатель: В добрый путь!

1) Игра: «Считай — не ошибись»

Ответьте на вопросы:

1. Сколько солнышек на небе?
2. Сколько зайцев?
3. Сколько морковок в корзинке?
4. Сколько морковок у зайца в лапах?
5. Сколько всего морковок?
6. Сколько яблок на дереве?
7. Сколько подсолнухов?
8. Сколько ромашек?

2. Игра: «Угадай, какая это фигура?»

1. Какие геометрические фигуры вы знаете? (ответы детей)

Загадки:

Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? (круг)

Он давно знаком со мной,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его…(квадрат).

Три угла, три стороны
Могут разной быть длины.
Если стукнешь по углам,
То скорей подскочишь сам. (треугольник).

Раз квадрат, два квадрат,
Два квадрата встали в ряд
Если их соединить,
Что мы можем получить. (прямоугольник)

Задание:

Заштрихуй по образцу

2. Чем отличается круг от квадрата? (у квадрата есть углы, а у круга нет углов)

3. Что общего у круга и овала? (фигуры, у которых нет углов)

2. Напиши в квадратах цифры от 0 до 9

Пальчиковая игра

Можешь пальцы сосчитать:
Один, два, три, четыре, пять.
Один, два, три, четыре, пять —
Десять пальцев, пара рук —
Вот твоё богатство, друг.

4. Впиши в пустые окошечки соседей чисел

Физминутка

Раз — подняться, потянуться,
Два — согнуться, разогнуться,
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — за парту сесть опять.

Частушки

1. Мы весёлые девчата вам частушки пропоём, мы в своем любимом классе замечательно живём.

2. Каждый день у нас занятия, лепим, красим, мастерим. Изучаем цифры, буквы и красиво говорим.

3. Любим мы решать задачи, кто быстрей и кто вперёд, а задачи-то какие сам профессор не поймёт.

4. Я дала списать задачки на уроке Алиночке, а теперь у нас в тетрадях у обеих двоечки.

5. Ангелина пример решала, а Полина ей мешала. Вот ребята вам пример, как нельзя решать пример.

6. Мы частушки вам пропели, а теперь хотим сказать: если цифры полюбили всё пойдёт у вас на пять.

5. Решим задачи:

ДВА Зайчонка на опушке,
ОДИН сидит в избушке.
Сколько Зайчиков, скажи?
Сосчитай и покажи.

Муравьи в лесу густом
Дружно строят новый дом.
ТРОЕ тащат веточку,
ТРОЕ тащат щепочку.
Прибавляют дружно шаг
Шесть весёлых работяг.

ЧЕТЫРЕ улитки
Гуляли по саду.
Вдыхали улитки
Ночную прохладу.
Гуляли улитки
Всю ночь до зари.
ОДНА потерялась —
Осталось их три.

6. Игра «Дни недели»

Воспитатель загадывает детям загадку:
Братьев этих ровно семь,
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братья друг за другом.
Попрощается последний —
Появляется передний.
(Дни недели)

— Сколько дней в неделе?

— Назовите дни недели.

— Какой сегодня день недели?

— Какой был вчера?

— В какие дни недели взрослые не идут на работу, а дети — в школу?

— А сейчас возьмите карточки. И покажите, какое настроение осталось после занятия

Итог занятия:

— Куда мы сегодня путешествовали?

— Молодцы! Вы хорошо поработали, красиво писали, отлично считали.

— Ребята, когда прощаются с гостями, что говорят на прощанье?

Дети:

Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали
Хорошо ли мы умеем
И считать, и отвечать?
Не судите очень строго,
Ведь учились мы не много.
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!

Нетрадиционные формы занятий

Нетрадиционными формами занятий являются:

  • занятия-соревнования строятся как соревнования между детьми;
  • театрализованные занятия предполагают постановку микросценок, которые несут познавательную информацию детям;
  • занятия-консультации – дети учатся по горизонтали, то есть консультируются у других детей;
  • занятия-взаимообучения – дети-консультанты обучают других детей;
  • занятия-аукционы – проводят как научную игру;
  • занятия-сомнения – идет поиск истины;
  • бинарные занятия – дети составляют творческие рассказы, основанные на использовании двух предметов, от смены положения которых изменяется сюжет и содержание рассказа;
  • занятия-концерты – отдельные концертные номера несут познавательную информацию;
  • занятия-диалоги – проводят по типу бесед, но тематику выбирают актуальную и интересную;
  • занятия «следствие ведут знатоки» – идет работа со схемами, в занятиях присутствует детективная сюжетная линия.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий