Техника нетрадиционного рисования для средней группы детского сада

Виды нетрадиционного рисования

Многие виды классического рисования для детей были представлены в статье «Рисование со школьниками».

Но традиционное рисование не каждый ребенок способен полюбить. Детям больше нравится свободное творчество, которое отображается в неклассической живописи.

Дети втягиваются в этот творческий процесс и не только повторяют за взрослыми, но и часто предлагают свои идеи.

Но в целом, работая в нетрадиционной технике рисования, ребенок может поучаствовать в следующих видах творчества:

  1. Аниме – необычное изображение человека и детских героев;
  2. Батик – использование холста ткани вместо бумаги и нанесение на нее интересных узоров;
  3. Граттаж и фроттаж – процарапывание изображение или штрихование рельефного предмета с целью проявления изображения;
  4. Живопись из мыльных пузырей – картина создается за счет выдувания пузырчатых сюжетов из краски;
  5. Клеевые картины – создание картин поверх нанесенного клея на основе и покрытие ее красками;
  6. Кляксография и набрызг – фантазийная дорисовка изображений после разбрызгивания клякс или мелких крапин;
  7. Метод тычка – нанесение ватной палочкой или сухой кистью изображений;
  8. Монотипия – рисование при помощи симметричных отпечатков предмета;
  9. Пластилинография – создание объемных картин при помощи пластилина;
  10. Правополушарное рисование – быстрая живопись, которая позволяет рисовать нестандартно;
  11. Работа с оттисками предметов и штампами – использование фактурных сторон предметов для создания изображений;
  12. Рисование пальчиками или ладошкой – инструментом для создания картин служит часть человеческой руки, что позволяет делать сюжет живым;
  13. Соляные картины и живопись сыпучими веществами – объемная картина, созданная на основе клея ПВА, посыпанного сверху;
  14. Эбру – рисунок на воде, который можно перенести на бумагу.

Кроме представленных видов существуют и другие нетрадиционные художественные приемы.

Однако описать широко все нетрадиционные техники рисования достаточно сложно, поэтому стоит остановиться на одних из самых полезных для детей, таких как правополушарное рисование, граттаж, эбру, картины из песка и аниме.

В чём суть нетрадиционного рисования для детей 4–5 лет

Нетрадиционное рисование — способ изобразительной деятельности, не опирающийся на традиции этого вида творчества в том, что касается выбора материалов для нанесения краски, а использующий ватные палочки, пальцы, поролон, скомканную бумагу и пр.

В детском саду нетрадиционное рисование примечательно тем, что у всех (!) малышей картинки получаются разными. У ребят средней группы эти техники изобразительного творчества, прежде всего, стимулируют развитие исследовательских способностей, так как открывают широкий простор для экспериментов: наносят красители на материалы природного происхождения, рисуют через марлю и пр. Кроме того, нетрадиционное рисование:

тренирует сенсомоторную координацию, мелкую моторику, что является ключевым фактором развития речи;
развивает память, внимание;
способствует развитию образного мышления;
формирует предпосылки для гармоничного социально-коммуникативного развития — дети в процессе работы обращаются и друг к другу, и ко взрослому, задают вопросы;
воспитывает эстетический вкус и представления о гармонии.

Нетрадиционное рисование на отдельных занятиях, а также как вид работы на уроках разных учебно-воспитательных направлений в ДОУ помогает решить следующие задачи:

  • расширить представления детей о способах изображения объектов;
  • формировать заинтересованность в коллективной работе;
  • практиковать работу с разными материалами — для воплощения творческой задумки дети рисуют с помощью ваты, ладошек, штампов и пр.;
  • активизировать творческие способности малышей, фантазию;
  • создавать эмоционально положительный климат в коллективе (работа ребят выглядит игрой — чтобы лужайка была красивее, тычком ватной палочки они рисуют одуванчики, а изображая пальчиками капли дождя, приговаривают: «Дождик, дождик, кап-кап-кап»);
  • воспитывать уверенность в своих силах.

Занятия нетрадиционным рисованием создают атмосферу доброжелательности в коллективе

Эстетика, красота и творческие перемены

Знакомим с прекрасным с раннего возраста. Уголок ИЗО должен быть не только практичным, но и красивым. Его нужно оформить так, чтобы дошкольники смогли любоваться его видом. То есть они учатся ценить прекрасное и приобретают умение наслаждаться этим. Также большую роль имеет включение детей в оформление игрушек и детских работ. Так мы начинаем развивать «детский» дизайн у малышей.

Конечно, если долгое время предметы в уголке меняться не будут — у детей начнет пропадать интерес. Время от времени, по мере изучения новой темы, нужно менять, добавлять материалы. Также в уголке обязательно должны быть созданы условия для творчества детей. Ребята должны иметь возможность сесть рядом с уголком, раскрасить картинку или рассмотреть альбом с творческими работами.

Занятия для детей 6-7 лет

В этот период дети любят создавать сложные картины с множеством деталей. Отпечатки ладошек могут стать основой для композиции из нескольких героев и объектов природы.

Так же можно использовать отпечатки в аппликации, дополнять их разными интересными способами рисования, например, рисовать ватными палочками, смятыми салфетками, упаковочной пленкой с пузырьками.

Летящие лебеди

Отпечатки ладоней со сложенными четырьмя пальцами и отставленным большим, выполненные белой краской на синем фоне, станут летящими лебедями, если пририсовать им красные клювы и черные глаза. По желанию, птицы могут быть любые, даже самые фантастические.

Лес

Еще одна интересная и красивая коллективная работа может получиться, если дети сделают отпечатки разных природных цветов и пририсуют им стволы и ветки. Лес может быть зеленым или осенним во всем многообразии цветов и оттенков.

Листву деревьев можно рисовать несколькими отпечатками разных цветов или нанести на ладонь разные краски и посмотреть, как они смешаются при создании отпечатка.

Подводное царство

Ладошками можно создать не только рыбок, но и осьминогов, морских звезд, крабов.

  1. Ноги осьминога – отпечатки пяти пальчиков, а голова – ладонь.
  2. После высыхания краски можно дорисовать еще щупальца, глаза и рот.
  3. Это задание может быть как индивидуальным, так и коллективным.
  4. Дополнить работу можно камешками, нарисованными пальчиками, и другими элементами подводного мира.
  5. Фломастеры, восковые мелки, аппликация – все это поможет создать яркую композицию, которую можно долго рассматривать.
  6. Фон для работы может быть подготовлен заранее или создан в процессе.

В процессе творчества ребенок развивает фантазию, мелкую моторику, знакомится со свойствами и возможностями различных материалов.

Значение нетрадиционных техник рисования для детского развития в саду

Дети увлекаются в процессе, так как ничто не ограничивает их фантазию. Возможность самостоятельно выбрать, как применить тот или иной метод, развивает инициативность, самостоятельность и креативность.

Нетрадиционное рисование в средней группе имеет важный психологический подтекст. Установлена тяга ребенка к рисованию, цель которого – выразить собственные эмоции касательно окружающего мира. В малом возрасте поступает слишком много знаний и новых впечатлений, которые надо выплескивать.

Нельзя сказать «красиво» или «некрасиво», глядя на результат нетрадиционных техник рисования. Это продукт нестандартного применения новых материалов, который не поддается оценке.

Если использовать нетрадиционные техники рисования в детском саду в средней группе, то можно:

  • избавиться от детских страхов;
  • дать чувство уверенности в своих силах;
  • ознакомить с новыми материалами;
  • не дать готового ответа, а заставить думать, искать решение;
  • тренировать воображение, чувство гармонии в рисунке (композицию, движение, равновесие, форму, цветовую палитру).

Обратите внимание! Кроме того такие методики не создают нагрузку. Психически и физически дети чувствуют себя бодрыми, а значит, после занятия могут продолжить активную деятельность

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, мы с вами давно ждали гостей вот они к нам и пришли. Давайте поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Давайте, ребята, представимся гостям.

Дети: Мы ребята – почемучки, мы на месте не сидим.

Всё нам в мире интересно, обо всём мы знать хотим.

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром, заходя на группу, я очень напугалась, потому что как раз в это время вдруг открылось окно и на столе у меня появилось вот это волшебное письмо.

(Слайд 1 – Волшебное письмо)

Давайте вместе посмотрим и внимательно послушаем кто его нам прислал.

(Слайд 2 – Принцесса Кисточка)

«Здравствуйте мои маленькие друзья. Я – Принцесса Кисточка. Я очень хочу, чтобы вы сегодня побывали вместе со мной в одной удивительной, волшебной стране «Рисовандии». Вы согласны?»

Дети: Да!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему эта страна так называется? (Ответы детей)

Воспитатель: Чтобы попасть в эту страну волшебную, надо произнести заклинание.

Воспитатель вместе с детьми произносит и выполняют движения по тексту.

«Топ-топ, хлоп-хлоп, вокруг себя повернись и в волшебной стране очутись!»

(Слайд 3 – страна Рисовандия с замком на двери)

Воспитатель: Как же нам попасть в страну Рисовандию? (Ответы детей)

Воспитатель предлагает поиграть в пальчиковую игру «На двери висит замок …»

(На слова «… И открыли мы замок» появляется следующий слайд)

(Слайд 4 – заколдованная поляна.)

Воспитатель: Вот дверца и открылась, мы очутились с вами на полянке. Посмотрите какая она грустная, белая, некрасивая. Наверно её заколдовал злой колдун. Ребята, давайте попробуем расколдовать полянку. Раскрасим её? Садитесь за столы. Перед вами листочки белой бумаги, печатки в виде цветов. С помощью этих печаток и разноцветной гуаши украсим полянку.

(Слайд 5 – Полянка цветная)

Воспитатель: Ребята, а теперь какая у нас полянка? Какие цветы – какого цвета растут на полянке?

Воспитатель: Нам пора, давайте пойдём дальше по дорожке.

(Воспитатель вместе с детьми выполняют физкультминутку)

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке. (Выполняют подскоки на правой ноге)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. (Выполняют подскоки на левой ноге)

По тропинке побежим

До лужайки добежим. (Бег на месте)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки. (Прыжки на месте)

Стоп. Сейчас мы отдохнём

И опять пешком пойдём. (Ходьба друг за другом)

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что это на дорожке? (Сундучок)

Воспитатель: Интересно, что же в нём находится? Давайте скорее откроем его.

(Воспитатель открывает сундучок и показывает детям.)

Воспитатель: Ребята, здесь волшебные шарики. С их помощью тоже можно рисовать.

(В сундучке лежат стеклянные шарики Марблс)

Воспитатель: У нас в садике остались гости, давайте им сделаем подарочки – открыточки.

Воспитатель: Давайте присядем за столы и сотворим чудо. Перед вами коробочки, на дне которых находятся простые белые листочки бумаги, краски. Теперь возьмем стеклянные шарики и сначала их макаем в краску, а потом помещаем в коробочку и начинаем коробочку наклонять то вправо, то влево, вперед, назад. Таким образом мы с вами украсим весь листок.

Воспитатель: А теперь оформим открытку, берём ватную палочку и дорисуем по краям волнистые линии, или точки, кому что нравится.

Воспитатель: Вот какие красивые подарки у нас получились. А теперь пора возвращаться в детский сад. Давайте произнесем волшебное заклинание.

Воспитатель вместе с детьми произносят заклинание и выполняют движения по тексту.

«Топ-топ, хлоп-хлоп, вокруг себя повернись и в детском саду окажись!»

В чём суть нетрадиционного рисования для детей 4–5 лет

Нетрадиционное рисование — способ изобразительной деятельности, не опирающийся на традиции этого вида творчества в том, что касается выбора материалов для нанесения краски, а использующий ватные палочки, пальцы, поролон, скомканную бумагу и пр.

В детском саду нетрадиционное рисование примечательно тем, что у всех (!) малышей картинки получаются разными. У ребят средней группы эти техники изобразительного творчества, прежде всего, стимулируют развитие исследовательских способностей, так как открывают широкий простор для экспериментов: наносят красители на материалы природного происхождения, рисуют через марлю и пр. Кроме того, нетрадиционное рисование:

тренирует сенсомоторную координацию, мелкую моторику, что является ключевым фактором развития речи;
развивает память, внимание;
способствует развитию образного мышления;
формирует предпосылки для гармоничного социально-коммуникативного развития — дети в процессе работы обращаются и друг к другу, и ко взрослому, задают вопросы;
воспитывает эстетический вкус и представления о гармонии.

Нетрадиционное рисование на отдельных занятиях, а также как вид работы на уроках разных учебно-воспитательных направлений в ДОУ помогает решить следующие задачи:

  • расширить представления детей о способах изображения объектов;
  • формировать заинтересованность в коллективной работе;
  • практиковать работу с разными материалами — для воплощения творческой задумки дети рисуют с помощью ваты, ладошек, штампов и пр.;
  • активизировать творческие способности малышей, фантазию;
  • создавать эмоционально положительный климат в коллективе (работа ребят выглядит игрой — чтобы лужайка была красивее, тычком ватной палочки они рисуют одуванчики, а изображая пальчиками капли дождя, приговаривают: «Дождик, дождик, кап-кап-кап»);
  • воспитывать уверенность в своих силах.

Занятия нетрадиционным рисованием создают атмосферу доброжелательности в коллективе

Видео по теме нетрадиционного творчества в детском саду

Вебинар «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»

Занятия по нетрадиционному рисованию предоставляют широкий простор для детской фантазии. Каждый раз – это радость, игра и возможность поверить в собственные силы. Страх рисовать кистью и карандашом постепенно уходит, потому что, рисуя воском, печатая поролоновой губкой и листьями, делая тычки ватными палочками и брызгая зубной щёткой, ребёнок открывает в себе творческие способности. Яркий и необычный результат приятен маленьким художникам, им хочется продолжать рисовать и совершенствовать умения работать с различными материалами и инструментами.

Рисуем ладошками с детьми 4–5 лет

В младшей и средней группе рисование ладошками может быть дополнено рисованием пальчиками. Если тема зимняя, то точечными отпечатки рисуют снег, морская – подводные камушки. Пальчиками можно нарисовать ствол дерева, глаза, рот. Отпечатки также хорошо использовать для аппликаций. Пример с осенним деревом:

Как нарисовать гусеницу в младшей группе:

  1. Попросите детей нанести на ладошку зеленую краску.
  2. Расположив альбомный лист горизонтально, следует сделать первый отпечаток.
  3. Затем листок переворачивается вверх ногами и рядом ставится еще 3 отпечатка.
  4. Следующий этап – украшение гусеницы. Нужно перевернуть рисунок обратно. На первом отпечатке дети пальчиком рисуют глазки и рот, на последующих – яркие сапожки на ножках гусеницы.

Перспективное планирование по нетрадиционному рисованию для подготовительной группы

Программа по альтернативным техникам рисования содержит:

  • Пояснительная записка:
    • место курса в образовательной программе ДОУ,
    • цели и задачи.
  • Методику преподавания.
  • Планирование занятий на учебный год.
  • Планирование взаимодействия с родителями по теме курса:
    • консультации,
    • совместные занятия и творческие досуги.
  • План анализа художественной деятельности:
    • выставка работ,
    • участие в городских и областных конкурсах,
    • проведение занятий для младших групп.

Таблица: перспективный план по нетрадиционному рисованию (фрагмент)

МесяцТемаЦелиТехника выполнения
Октябрь«Мой родной город»
  • Расширить знания детей о родном городе.
  • Предоставить возможность самостоятельно выбирать материал и способ передачи своих впечатлений.
  • Развивать способность вписывать композиции в лист.
  • Развивать художественный вкус, фантазию и воображение.
На выбор воспитанников
«Красный, жёлтый, золотой — облетел весь лист цветной»
  • Учить детей работать с хрупким материалом (листьями).
  • Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение.
  • Воспитывать аккуратность.
Отпечатки листьев
Ноябрь«Берёза»
  • Показать детям особенности рисования угольными карандашами.
  • Учить изображать угольным мелком силуэт берёзы, передавая его характерные особенности: высокий белый ствол с чёрными полосками, гибкие ветви, круглые листья.
Рисование угольным карандашом
«Расписной лес»
  • Продолжать знакомить детей с жанром пейзажа и репродукциями картин.
  • Учить рисовать осенний пейзаж, передавая строение и форму разных деревьев, используя разные приёмы рисования (мазком, пятном, концом кисти, всем ворсом, тычком жёсткой полусухой кисти).
  • Воспитывать у детей эмоциональное отношение к природе.
Рисование тычком
АвторНаумова Е. Н., воспитатель МДОУ «Детский сад №164»
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/perspektivnyi-plan-po-netradicionomu-risovaniyu-podgotovitelnaja-grupa.html

Творчество призвано доставлять детям радость. Пусть рисование в каждой нетрадиционной технике станет маленькой, но запоминающейся игрой. Эксперименты с материалами и инструментами, неожиданные результаты и безудержный полёт фантазии! Необычные техники рисования расширяют возможномти и укрепляют в детях смелость к проявлению художественных талантов.

Методика подготовки занятия по рисованию в нетрадиционной технике

Как отдельному художественно-эстетическому направлению рисованию в средней группе согласно Федеральному государственному стандарту (ФГОС) посвящён один урок в неделю. Его продолжительность — 20 минут. Технику рисования — традиционную или нетрадиционную — педагог выбирает сам исходя из тематики урока и уровня подготовки детей. Структура составления занятия будет такой же, как и по другим направлениям образования.

Проведение занятий по нетрадиционному рисованию требует составления тщательного планирования

Таблица: хронометраж и суть этапов занятия по нетрадиционному рисованию

ЭтапВремя
Вводныйдо 3 минутПедагог вводит малышей в тему урока, актуализирует их знания при помощи загадок, стихотворений, сказок (мультфильма).
Основнойобъяснение — до 4 минутВоспитатель показывает образец рисунка, демонстрирует порядок выполнения творческой задачи. Перед началом рисования проводится пальчиковая гимнастика пальчиковая гимнастика и/или физкультминутка.
практическая деятельность — до 10 минутДети рисуют, педагог оказывает индивидуальную помощь при необходимости.
Заключительныйдо 3 минутВоспитатель организует выставку детских рисунков, хвалит ребят за работу. Дети пробуют оценить свои картинки по критериям «получилось/не получилось», «нравится рисунок/не нравится и почему». Педагог указывает на недочёты в целом, недостатки каждого обсуждаются индивидуально.

Ход занятия:

Дети в свободной деятельности. Включается звукозапись кошка мяукает. Дети находят кошку на окне.

В. Ребята, у вас есть дома кошка? Как ее зовут? Какого она цвета?

О. Д.

(Слайд 1 кошка живет дома)

В. А вы знаете, что давным-давно кошка была диким животным, она жила в лесу, и когда человек нашел это маленькое, пушистое животное он забрал ее к себе в дом. С тех пор кошка стала жить с человеком и ловить мышей.

Слайд 2 кошка перевернула грузовик (из стих. А. Барто «Про кота»)

В. Вместе с детьми проговаривает «Нет напрасно мы решили прокатить кота в машине.»

В. А сейчас мы поиграем. Вы согласны? Наша игра называется «Отгадайка-ка». Я загадываю вам загадки, вы постарайтесь отгадать.

1. В темноте я зорко вижу,

Понапрасну не обижу,

Но дразнить меня опасно-

Я царапаюсь ужасно! (кошка)

2. Маленький. Кругленький

А за хвост не поднять. (клубок)

В. Какие вы молодцы. Правильно отгадали. Хотите узнать из чего смотали клубок?Послушайте загадку:

Я длинная и тонкая, я смотана в клубок

Сбежала от котенка я в укромный уголок. (нитка)

Рассматриваем клубочки-нитки

В. Ребята а какой формы клубок

О. Д.

Покажите круглую форму- нарисуйте круг пальчиком

Дети рисуют круг в воздухе.

В. Какого цвета клубки ниток?

О. Д.

В. Молодцы. Давайте отдохнем.

Физминутка «Котик».

Вот какой коташка,

Круглая мордашка

И на каждой лапке

Когти – царапки.

Всё ему игрушки-

Кубик и катушки

Котик, точно мячик,

По квартире скачет.

В. Ребята а что можно делать с помощью ниток?

О. Д. (шить, вязать,вышивать)

Слайд 5 стих Б. Заходер «Портниха» картинка портниха рядом с кошкой

Целый день сегодня шью

Я одела всю семью

Погоди немного, кошка,

Будет и тебе одежка.

В. Ребята, а вы любите рисовать? А чем вы любите рисовать?

О. Д.

Сегодня рисование у нас будет необычное. Я предлагаю вам порисовать ниткой. Рисование ниткой называется ниткография. Давайте подготовим наши пальчики.

Пальчиковая игра «Котята» (авт. Е. Железнова)

У кошечки нашей есть десять котят (медленно сгибаем и разгибаем пальцы)

Сейчас все котята по парам стоят (прижимаем кончики пальцев и ладони друг к другу)

Два толстых, два ловких, два длинных, два хитрых (постукивают соответствующими

Два маленьких самых красивых котят пальцами друг о друга)

В. А теперь давайте порисуем. Предлагает сначала попробовать выложить из нитки изображение. Затем опускаем нитку в краску, отжимая ее (помогая кисточкой). На листе бумаги выкладываем из нитки изображение, оставляя один конец свободным. После этого сверху прижимаем второй половиной листа, придерживая рукой, вытягиваем нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

Каждый ребенок рассказывает что у него получилось.

Что нужно знать родителям о нетрадиционном рисовании?

Нетрадиционное рисование — сравнительно новое направление в творчестве, обозначающее искусство изображения без опоры на традиционные средства. Такая увлекательная деятельность нравится всем ребятишкам. Психологи утверждают, что детки, научившись рисовать нетрадиционно, будут без принуждения и с удовольствием заниматься изобразительной деятельностью. В дальнейшем, при школьном обучении, у них не будет затруднений при выполнении творческих заданий

Кроме специальных изобразительных навыков, нетрадиционные техники рисования для детей помогают развивать мышление, внимание, воображение, умение без затруднений воплощать задуманное. Такое необычное творчество знакомит малышей с разнообразными изобразительными материалами, учит понимать композицию, цветовое восприятие, помогает творческим поискам. Чтобы научить дошколят оригинальному изображению окружающего мира при помощи необычных приемов, родителям полезно узнать, какие нетрадиционные техники рисования будут доступны в домашних условиях

Специалисты предупреждают, что если взрослые хотят сформировать у дошкольников умение оригинально изображать, им надо самим познакомиться с некоторыми техниками и во время домашних занятий передать детям нужные навыки. Главное требование к выбранным техникам, они должны быть просты, доступны в подготовке и исполнении

Чтобы научить дошколят оригинальному изображению окружающего мира при помощи необычных приемов, родителям полезно узнать, какие нетрадиционные техники рисования будут доступны в домашних условиях. Специалисты предупреждают, что если взрослые хотят сформировать у дошкольников умение оригинально изображать, им надо самим познакомиться с некоторыми техниками и во время домашних занятий передать детям нужные навыки. Главное требование к выбранным техникам, они должны быть просты, доступны в подготовке и исполнении.

Оригинальные техники, доступные для домашнего обучения

В методике представлены разнообразные оригинальные техники рисования для детей дошкольного возраста. Они привлекают не только необычными средствами изображения, но и простотой исполнения. Такие техники дают возможность детям рисовать любым доступным способом, что созвучно с возрастными особенностями детишек и их интересом ко всему необычному. Нужно поощрять дошколят за самостоятельно придуманную технику. Главное, чтобы они получали положительные эмоции, которые влияют на развитие воображения, творческих способностей.

Важно: при подборе оригинальной техники рисования для домашнего обучения родителям следует учитывать возрастные особенности своего ребенка и сформированные у него навыки. Подборка нетрадиционных приемов изображения может выглядеть следующим образом с учетом возрастных особенностей детей:. Подборка нетрадиционных приемов изображения может выглядеть следующим образом с учетом возрастных особенностей детей:

Подборка нетрадиционных приемов изображения может выглядеть следующим образом с учетом возрастных особенностей детей:

  • Для младших дошколят интересно использовать кляксографию, рисование пальчиками, ладошками, рисование при помощи печаток из овощей и фруктов. 
  • Средним дошкольникам, кроме указанных техник, предлагается рисование мелками, отпечатками листьев, ватными палочками, поролоном, веревочками.
  • Ребята старшего дошкольного возраста могут осваивать более сложные нетрадиционные техники: рисование при помощи песка, свечек, монотипию, трафареты.

Как провести занятие интересно?

Процесс рисования очень полезен для детей

Он развивает внимание, память, мелкую моторику и воображение. Пальчиками и ладошками можно рисовать дома, в детском саду, использовать технику рисования для развлечения детей во время детского праздника

Чтобы творческое занятие прошло интересно и принесло максимум удовольствия и пользы, рекомендуется включить в него элементы игры:

  • Загадать загадку и попросить нарисовать ответ ладошкой. Пример: Встает на заре, поет во дворе, на голове гребешок. Кто же это? (Петушок).
  • Прочитать детям сказку, а затем предложить изобразить полюбившегося героя. Пример: «Лиса и козел», «Как лиса с овцой волка наказали», «Теремок».
  • Организовать коллективное рисование. Дети могут вместе нарисовать солнышко или подводное царство. Для этого каждый делает ручкой отпечаток-лучик или отпечаток-рыбку.
  • Провести познавательное занятие на тему «зима», «осень» или другую с играми, загадками, хороводом и песнями. В конце урока закрепить полученные знания рисованием тематической картинки ладонью. Например, зимнего леса, снежинки или осеннего дерева.

Эбру – вдохновляющая техника для детей старшего дошкольного возраста

Изображение от

Эбру – необычная техника рисования на поверхности воды с последующим перенесением картины на бумагу. Этот вид рисования предполагает огромное «медитативное» удовольствие от процесса, ведь рисунок на воде завораживает и успокаивает и ребенка, и взрослого. Методику вполне можно применять для занятий в ДОУ в старших группах, но стоит оговориться, что самостоятельно приготовить краску для такого вида творчества достаточно сложно, а наборы для эбру хоть и доступны, например, в магазинах для хобби, но стоят недешево – далеко не каждые родители готовы будут купить такой набор ради нескольких занятий. 

Тем не менее, и процесс рисования эбру, и результат способны вдохновить юных художников. Краски, которые творцы наносят на водяную гладь, не опускаются на дно, а расползаются по поверхности воды, сохраняя при этом целостность изображения. То есть нарисовать в такой технике можно не только абстракцию, но и конкретные предметы – цветы, растения, животных… Для придания формы рисунку используют специальные палочки или спицы, а также гребешки или мочалки. Для переноса рисунка на твердую поверхность – картон или, например, деревянную дощечку – необходимо аккуратно положить материал на водный рисунок, подождать примерно 15 секунд и поднять картинку за края, дав воде стечь. Готовому произведению искусства нужно дать высохнуть. В домашних условиях возможно ускорить процесс с помощью фена. 

Рисование ледяными мелками и другие техники для детей среднего дошкольного возраста

на Freepik

Рисование «ледяными мелками» больше подходит для домашнего использования, нежели для ДОУ. Сделать «ледяной мелок» совсем не сложно! Родителям и малышу понадобятся пластиковые стаканчики или силиконовые формочки, а также палочки от мороженого. Далее необходимо взять пену для бритья и любой жидкий краситель, смешать составляющие, вставить палочку и убрать будущий материал в морозилку на пару часов. «Ледяной мелок» готов! Достаем материал и рисуем на бумаге или картоне, словно обычными мелками на асфальте! Особенно удобно использовать такую технику, когда выйти на улицу и порисовать на асфальте невозможно – например, из-за дождя, сильной жары или зимой. А сам материал для рисования получается блестящим и ярким – ребенку должно понравиться. 

Интересная форма творчества для детей среднего дошкольного возраста – монотипия. Она подходит, если ребенку необходимо выполнить симметричный рисунок – изобразить бабочку, дерево, цветок или пейзаж. Возьмите лист бумаги, согните его пополам, чтобы получилась «открытка». Предложите ребенку изобразить половину будущей картины на одной из частей листа – например, нарисуйте акварелью или гуашью одно крыло и половину тельца бабочки. Согните лист так, чтобы изображение отпечаталось на второй половине – и симметричный рисунок готов. Педагогу и ребенку такая техника позволяет осуществить «полет фантазии». Так, например, хорошей идеей в технике монотипии станет рисование «зеркального» пейзажа, в котором одна часть – это, скажем, лес у реки, а другая – отражение леса на водной глади. Отпечаток, как правило, получается немного бледнее, чем основной рисунок – и это различие можно использовать для творчества. 

Еще одна увлекательная техника – рисование объемными красками. С ее помощью можно изобразить «пухлую» радугу или, например, объемный кленовый лист. Для подготовки «пухлой» краски смешайте блинную муку с мелкой солью, добавьте в смесь воды и разбавьте содержимое до состояния, близкого по консистенции с гуашью. Придайте составу цвет с помощью нескольких капель жидкого красителя – и можно рисовать. Изображение лучше всего наносить на толстый картон, а готовый рисунок необходимо отправить в микроволновку и разогреть в течение примерно 15 секунд на средней мощности. Краска «поднимется», рисунок станет таким, словно его выложили цветным мороженым или сахарной ватой. Ребенок будет в восторге! 

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий