Несоветские дети. Чем отличаются и чем похожи дети, которых разделяет полвека?

Инфантильные родители и их рано взрослеющие дети

В семьях, где взрослые не справляются с проблемами из-за собственной незрелости, дети берут ответственность на себя и становятся «родителями» своим родителям — это явление называется парентификацией.

Для ребенка чаще всего это не осознанное решение, а бессознательный выбор, продиктованный необходимостью. Ему приходится быстро вырасти, ведь рядом нет никого, кто нес бы ответственность и обеспечивал его безопасность.

Повзрослев, такие дети испытывают недоверие к миру и другим людям и трудности в построении отношений. Они стремятся к достигаторству, которое призвано защитить от острого переживания беспомощности и связанного с ним ужаса, и живут по принципу «всё сам».

Куда жить дальше. Маленькими шажками двигайтесь в сторону доверия к людям. В этом процессе, как правило, сначала идут действия: например, делегируйте какое-то дело другому, — со временем и само отношение поменяется на более доверительное. Учитесь расслабляться, делайте паузы, чтобы подышать и пережить очередную волну ужаса от того, что из-за ослабления контроля немедленно наступит конец света.

Накопите альтернативный опыт: замечайте, когда другие все-таки справляются сами и не подводят окружающих и когда ваше невмешательство не приводит ни к каким страшным последствиям.

Старший ребенок

Родительский фаворитизм чаще всего связан именно с первенцем: ему достается все самое лучшее, родители готовы вложить в первого ребёнка максимум сил, времени, заботы. Поскольку родители видят именно в старших детях свое продолжение, эти дети наиболее склонны к тому, чтобы перенимать взгляды родителей на жизнь, разделять их ценности и продолжать семейные традиции. Старший ребёнок рассматривает родителей как пример для подражания, и в этом отношение старших детей схоже с чувством привязанности единственных детей к родителям.

Старшие дети, возможно, наиболее чувствительны к критике со стороны родителей. Степень привязанности старших детей к родителям выше, чем у их младших сиблингов, в силу более тесного контакта с раннего детства, поэтому старшие дети больше нуждаются в моральной поддержке отца и матери, в признании их успешности, в похвале и подбадривании.

Но старшим детям в семье приходится пережить болезненный период, связанный с появлением на свет младшего брата или сестры

С рождением младенца старший вынужден защищать то, что недавно безраздельно принадлежало только ему: внимание и любовь родителей. Капризы, истерики, протесты, агрессия по отношению к младшему сиблингу – это отражение страдания, которое испытывает ребёнок, свергнутый с престола

Старшие дети чувствуют конкуренцию за любовь родителей на протяжении всего детства, а иногда и всей жизни, поэтому часто, несмотря на внешнюю уверенность в себе, амбициозность и старательность, они страдают от пониженной самооценки, не верят в свою ценность и в свои способности.

Как и единственные дети, старшие могут испытать на себе непоследовательное воспитание родителей, для которых это первый опыт. Родители больше тревожатся и нервничают по поводу воспитания и развития первенца, и от неуверенности могут бросаться в крайности: из авторитарности во вседозволенность. Но безусловным преимуществом старшего ребёнка является то, что его достижения всегда будут приводить в пример младшему.

Чувство ответственности вырабатывается у старших детей с раннего детства. Родители рассматривают их как своих соратников, партнеров и помощников в коммуникации с младшими детьми. Старший ребёнок выступает в роли связующего звена между родителями и остальными сиблингами. Обремененные ответственностью старшие дети более серьёзны. Чтобы сохранить свое положение, они должны быть более прилежными и амбициозными, чем их младшие братья и сестры.

Более высокие требования к старшим детям, включая чувство ответственности, зачастую не связаны с их возрастомй.

Сравнение ребенка с другими детьми

Что испытывает взрослый человек при его словесном сравнении с другими? Удовольствие, когда он показывается в выигрышном свете, а если сравнение не в его пользу? Возможно, гнев, досаду или злость – комплекс неоднозначных чувств у каждого свой, но для всех это никак не является стимулом для активного исправления своих недостатков. У подрастающего поколения реакция точно такая же: сравнение с успехами сверстников вызывает у них тревогу, зависть или раздражение.

Родители имеют ограниченное количество методов воспитания, поскольку кричать не рекомендуется, принять насилие запрещено, а вот указать на успех другого малыша, вызвав острую конкуренцию или зависть, является вполне приемлемым способом мотивировать свое чадо на большие успехи. Так ли это?

Нет, никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми! Есть несколько причин, почему нельзя это делать:

  • это провоцирует низкую самооценку при взрослении;
  • вызывает неуверенность в своих силах, возможностях;
  • может стать причиной замыкания в себе;
  • вызывает фобии, что у него ничего не получается, в отличие от других;
  • вызывает сомнение в родительской любви.

Все эти последствия могут перейти в комплексы, которые с взрослением будут только усиливаться. Психологи, объясняя, почему нельзя сравнивать детей, объясняют это также развитием зависимости от мнения окружающих. Несомненно, такие слова взрослых вызваны лучшими побуждениями, но действуют они наоборот, ухудшая самооценку у подрастающего поколения.

Один из частых вопросов родителей на приеме у психолога — можно ли сравнивать детей с другими детьми в семье? Специалисты отвечают, что категорически нельзя – это приводит к ревности и частым ссорам, агрессии в доме, прекращению попыток понять детьми друг друга. Взрослые должны хвалить каждого из них за его собственные достижения, это и станет лучшей мотиваций становиться лучше, развиваться и добиваться успехов без оглядки на действия других.

Средний ребенок

Специфика положения среднего ребёнка в семье заключается в том, что до рождения третьего ребёнка он был самым младшим и опекаемым, а с появлением младенца он должен уступить ему свое место. Это похоже на феномен детронизации первенца, только средний ребёнок оказывается жертвой обстоятельств дважды – он никогда не был единственным ребёнком, а теперь его лишают и привилегий самого маленького и беспомощного.

Отношения среднего ребёнка с родителями всегда опосредованы наличием братьев или сестер. Позиция среднего ребёнка подразумевает, что он должен играть одновременно две роли: и старшего, и младшего. Как отмечают психологи-исследователи, среднему ребёнку иногда бывает трудно определить свое место в семье, даже если разница в возрасте между ним и сиблингами составляет 3-4 года.

Предположительно, средний ребёнок от рождения находится в конкурентных условиях со старшим сиблингом. Родители сознательно или бессознательно сравнивают второго ребёнка со старшим. Третьему ребёнку с этой точки зрения легче: родители уже осознали уникальность каждого ребёнка и понимают нецелесообразность сравнений.

Положение среднего ребёнка можно расценивать как наименее завидное, поскольку он получает меньше родительского внимания, чем крайние с точки зрения порядка рождения дети.

Можно предположить, что средний ребёнок меньше привязан к родителям, чем старшие или младшие дети. Проведенное среди 245-ти студентов исследование показало, что средние дети больше ценят дружбу, нежели семью. Они с меньшей готовностью оказывают поддержку родителям в нужде, чем первенцы или младшие .

Средний ребёнок, с детства привыкший искать компромисс между своими желаниями и потребностями сиблингов, развивает в себе качества дипломата и эффективного переговорщика. В силу своей сиблинговой позиции он более коммуникабелен и социален, чем его младшие или старшие братья и сестры. Средний ребёнок охотнее прислушивается к мнению других, он часто сомневается в своей правоте и не склонен бросаться в крайности.

В отдельную категорию шведский психолог Э. Шёнбек выделяет сиблингов с разницей в возрасте менее двух лет, так называемых «псевдоблизнецов».

Эффект «детронизации» первенца сопровождает рождение второго ребёнка в семье в любом случае, но чем меньше разница в возрасте между сиблингами, тем острее, болезненнее и беспощаднее детронизация старшего ребёнка в его субъективном восприятии. Связано это с тем, что первенец еще не почувствовал сепарацию от родителя. В качестве подтверждения этой мысли Шёнбек приводит слова австрийского психолога Маргарет Малер о том, что на психическом уровне «пуповина» продолжает связывать ребёнка с матерью до трех-четырех лет. Только к этому возрасту он психологически готов к появлению сиблинга .

В отдельных случаях старший брат или сестра могут стать основным объектом привязанности младшего сиблинга. Например, старший сиблинг может играть роль родительской фигуры для младшего во время стрессовой ситуации или в период переживания горя, когда отец или мать по каким-либо причинам не могут оказать поддержку.

Итак, заложенный в ранние годы паттерн оказывает долгосрочное влияние на формы поддержки и близость между поколением родителей и детей.

Помимо очередности рождения, на формирование личности ребёнка влияют пол детей, разница в возрасте между братьями или сестрами, а также количество детей в семье. Пол ребёнка и его сиблингов определяет такие качества личности, как мягкость, нежность, чуткость или жесткость, стремление к конкуренции. Мальчик, который воспитывается с младшей сестрой, обычно нежнее, мягче, галантнее, лучше разбирается в женской психологии. А если мальчик растет с младшим братом, в нем, как правило, сильнее развито соревновательное начало.

Примечание: в заметке представлены обобщенные результаты различных психологических исследований, проводившихся на больших выборках. Они не отменяют того факта, что в каждом уникальном случае психологические особенности ребенка могут существенно отличаться от «средней температуры по больнице».

Использованная литература

  1. Salmon, Birth order and relationships (Family, friends and sexual partners) / Human Nature, 2003 year, Vol. 14, No. 1, pages 73 – 88.
  2. Jill Suitor, Karl Pillemer . Mothers’ Favoritism in Later Life. The Role of Children’s Birth Order. Research on Aging, January 2007; vol. 29, 1: pp. 32-55
  3. Э. Шёнбек. Старший, средний, младший: как очередность рождения ребёнка влияет на формирование его личности. – М. Ломоносов, 2010 г. – с. 240 – (Прикладная психология).

Как гены передаются через поколения

Конечно, люди получают гены от родителей. Однако связь с бабушками и дедушками тоже существует. И в некоторых случаях дети даже больше похожи на них, чем на родителей.

Генетический код

Для того, чтобы понять, почему так происходит, нужно вспомнить о законах генетики и о наследственности. Итак — человек является обладателем уникальной комбинации генов, однако его генетический код имеет прочную и самую непосредственную связь с его предками. 

 Источник colady.ru

Гены содержат в себе самую разную информацию, отвечающую, в частности, за внешность человека. При этом специфические признаки, которые присутствуют во внешности человека — результат наследования. То есть, если у человека глаза карие, то и у кого-то из родственников тоже должны быть карие глаза. 

Дело в комбинации

При рождении человек получает набор генов от обоих родителей в различных сочетаниях. А родители получают свой набор генов от своих родителей. Гены одни и те же, меняется только их комбинация. И вот, в тех случаях, когда комбинация генов ребенка оказывается похожей на комбинацию генов, например, прабабушки, у ребенка обнаруживается удивительное сходство со своей родственницей, которая жила сто лет назад. 

Холодные родители и их нелюбимые дети

Если родители эмоционально недоступны и холодны, дети порой идут на всё, чтобы получить крохи тепла и любви: стараются быть самыми лучшими, удобными, послушными. Из них вырастают самые чуткие на свете, заботливые, ответственные альтруисты — совершенно измотанные и несчастные.

Если ваши родители выросли в такой семье — с эмоционально холодными взрослыми, которые не проявляли любви и заботы или постоянно физически отсутствовали, — то собственный ребенок может стать для них надеждой на любовь.

В недополучивших тепла взрослых продолжает жить ребенок, жадно ждущий, что его «долюбят».

Когда появляется маленький человек, который любит безусловно, родители готовы ему давать и давать. Но взамен ожидают, что ребенок будет любить их вечно и навсегда останется рядом, чтобы заполнять их внутреннюю пустоту и компенсировать недолюбленность.

Часто при попытке отделиться от таких родителей выросшие дети чувствуют вину: они уже поверили, что их присутствие жизненно необходимо и любимый взрослый без них не сможет — сепарация убьет его.

Куда жить дальше. Если родители считают вас единственным источником любви в их жизни, напоминайте себе, что вы тут ни при чем: ваши мама и папа ждут любви не от вас, а от собственных родителей. Это они должны были дать тепло, заботу и поддержку, из-за отсутствия которых в их внутреннем мире образовалась голодная черная дыра.

Законы наследования

Впервые законы наследования сформулировал Грегор Йохан Мендель. Мы писали об этом ученом и о его экспериментах в статье «Менделизм. У истоков генетики». Именно Мендель сформулировал закономерности наследования различных признаков, проводя эксперименты с горохом. В итоге родились три закона наследования:

  • доминирования,
  • сергегации 
  • и закон независимого комбинирования.
Закон доминирования

 Источник YouTube

Нас будет интересовать первый закон, который гласит, что существуют доминантные аллели, или наследственные признаки, и рецессивные аллели. Как понятно из названия, доминантный признак будет превалировать над рецессивным. Однако через поколение могут проявляться как доминантные признаки, так и рецессивные. 

Например, Мендель, проводя опыты с горохом, скрещивал высокие растения и низкорослые. В следующем поколении все растения были высокими. Очевидно, что побеждал доминантный ген. Однако, когда высокие растения скрещивались, они давали и высокое и низкорослое потомство. 

Проявление рецессивных генов

Этот опыт говорит о том, что высокие растения второго поколения тем не менее содержали в себе аллель низкорослых растений. Который и сыграл при последующей рекомбинации генов. 

  Источник bridoz.com

Человеческий геном подчиняется тем же законам, так что в ребенке, который получил гены от родителей в результате рекомбинации могут проявится гены бабушек и дедушек.

Не реализовавшие себя родители и их дети с запланированной жизнью

Если родители не реализовали себя профессионально, в отношениях и т. д., они могут требовать от детей, чтобы те осуществили их непрожитый идеальный сценарий.

В таких семьях нередко существуют жесткие требования к занятиям детей, их учебе, профессии, партнеру. «Неправильные» интересы и желания ребенка подавляются, «неподходящие» знакомства пресекаются.

Словом, уничтожается всё, что ставит родительский сценарий под угрозу.

Во взрослом возрасте о таких отношениях вы можете вспоминать не как о подавлении, а как о полной гармонии с родителями: «Мы всегда были похожи и думали одинаково».

Дети не просто могут быть похожи на бабушек, но и эмоции их перенимают

В своей книге Ходоровски тоже подчёркивает не только внешнюю схожесть внуков с бабушкой по линии матери, но и в плане эмоций и индивидуальности личности. Не на все сто процентов, но в достаточной мере, чтобы это было заметно.

Важность прочных связей

Безусловно, что и от бабушек по линии отца внуки получают часть их ДНК, однако, как утверждают учёные – только девочки. Но это не причина, чтобы кто-то из родственников расстраивался или считал себя каким-то обделённым.

Внуки будут одинаково близки со всеми родственниками – с ними нужно просто общаться, присутствовать в их жизни. Задача родителей – обеспечить ребёнку свободный контакт с обоими дедушками и обеими бабушками – это очень здорово для всестороннего развития ребёнка, для его познания мира и взаимоотношений в нём.

В чём преимущество общения между внуками и бабушками-дедушками

Преимуществ общения между поколениями на самом деле немало. Учёным Оксфорда удалось выяснить, что у тех детей, кому в детстве довелось свободно общаться с обеими парами бабушек и дедушек, во взрослом возрасте практически отсутствуют поведенческие и эмоциональные проблемы. Им намного проще справиться с такой, например, ситуацией, как запугивание, или решить проблему, возникшую в отношениях.

Сцена первая: Макар

— Если бы ты был в Москве, ты бы увидел, что такие очки носят хипстеры.

— Я бы не увидел, у меня минус два.

Макар — вокалист и лидер группы рок-группы «Рисунок». Недавно по результатам голосования пользователей «ВКонтакте» группа была признана самой популярной в Кимрах, а на местном фестивале «Кимрская весна» ребята заняли первое место. Трофей в виде скрипичного ключа берегут как кубок Лиги чемпионов.

— На фестивале мы сыграли неидеально, — рассказывает Макар. — Звук был не особо, а в последнем припеве каким-то загадочным образом выключились барабаны. Я охренел.

Макар берёт в руки гитару и нервно теребит струны. Он левша, но играет как все — правой рукой. Говорит, так даже удобней: основная левая рука лучше зажимает струну и звук получается чище.

— Я хочу, чтобы меня знали в Москве так же хорошо, как и в Кимрах, — говорит Макар.

— Ты веришь в то, что твоя идея с группой выгорит?

— Наверное, нет просто играю.

— Но ты думал о будущем?

— Маленько да. Глупо из-за денег заниматься тем, чем не хочешь. Поэтому постараюсь пойти по музыке, хотя почти все отговаривают. А так бессмысленно что-то загадывать. Живи сегодняшним днем.

В помещении воскресной школы у «Рисунка» своя каморка под лестницей — студия звукозаписи. Старые ковры и картонные упаковки из-под яиц на стенах служат для звукоизоляции. На стойке перед микрофоном натянут бежевый капроновый чулок.

— Для тебя творчество — это одиночество?

— Нет, творчество это никак не одиночество. Можно, конечно, где-нибудь заныкаться и все делать в одиночку, но это будет совершенно не то. Когда много народу, каждый что-то предлагает. Я просто отбираю то, что считаю нужным, и порой я прихожу к мысли, что один я всё это не смог бы создать.

В международных медицинских кругах есть мнение, что каждое поколение вступает в период полового созревания в среднем на два с половиной месяца раньше предыдущего. Ученые из Университета Валенсии утверждают, что нынешние дети начинают вести себя как взрослые примерно с одиннадцати лет. Вину за столь раннее взросление возлагают на привычки, насаждаемые обществом потребления и родителями — например, производство обуви на каблуках для маленьких девочек, покупку мобильного телефона для ребёнка.

— А ты помнишь, как ты повзрослел?

— Не знаю. Вроде нет. Или я не заметил, — отвечает Макар. — Предполагаю, что когда я стал ходить на тренировки по рукопашному бою. Было очень тяжело. Много били, и я много бил. Потом врачи запретили — и всё.

— Самый взрослый поступок в твоей жизни можешь вспомнить?

— Ух!

Макар отводит взгляд.

— Наверное, когда я решил поступать в иконописную школу. Когда отучился полгода, решил бросить. На репетиции с группой мы стали собираться два раза в неделю по два часа, а все остальное время я рисовал. И каникул и выходных у меня не стало. Я даже стал завидовать тому, как хорошо живут мои одноклассники! А самое главное то, что меня начало просто разрывать на куски. Нельзя совместить рок и иконопись. Чтобы написать икону, нужно молиться, поститься, а у меня рок. Это невозможно. Но всё-таки одну сессию я полноценно сдал.

— Ты в детстве и ты сейчас — два разных человека?

— Да. В детстве я стрелял из пистолета, а сейчас нет. Прогресс. Взрослые стараются не конфликтовать, учатся сдерживаться, — добавляет Макар. — У меня не всегда получается.

— У тебя есть конфликт с миром?

— Да, много с кем. Больше всего в школе, с теми, с кем учусь, с учителями. В школе — из-за того, что все ожидают от тебя хорошей учебы и их ожидания не оправдываются. А вообще из-за того, что разные взгляды на всё.

— Ты боишься, что когда-нибудь повзрослеешь?

— Нет, я боюсь, что я не смогу заниматься тем, чем я хочу. Боюсь, что проживу просто так свою жизнь.

— Ты сказал, что взрослый человек избегает конфликтов. При этом почти все конфликтовали с миром, когда росли. Что происходит с людьми?

— Наверное, они понимают, что лучше заткнуться, чтобы не было проблем.

Младший ребенок

Младшие дети собирают сливки с родительской любви, и чем старше родители, тем нежнее и заботливее они по отношению к самому маленькому ребёнку в семье.

Опробовав педагогические приемы на старшем или старших детях, родители гораздо более склонны баловать младшего ребёнка, ему достается максимум внимания. С позицией единственного ребёнка его роднит возможность испытать на себе чрезмерную опеку родителей. В отличие от старшего ребёнка, младший чаще довольствуется безусловной любовью родителей, бабушек и дедушек. Младшим детям, как правило, не нужно ничего доказывать, от них не ждут подвигов и успехов, они могут позволить себе такую роскошь, как быть самими собой.

Чувствуя такую безграничную любовь родителей, младший ребёнок не испытывает тревоги и страха по поводу того, что он может не оправдать надежд семьи. От родителей он ждет защиты и поддержки. В этом, возможно, суть привязанности младшего ребёнка.

Младшие дети не всегда отличаются послушанием, прилежанием и подчинением воле родителей, и они не стремятся контролировать окружающих. Зато, вероятно, младшие дети лучше других могут угадывать мысли и желания родителей и старших детей в силу развитой с детства наблюдательности и чуткости.

Не обладая силой, интеллектом и авторитетом старших детей, младшие вырабатывают противоположную стратегию борьбы с сиблингами: они все делают исподтишка, а также в ход пускают слезы, жалобы родителям на несправедливость старших. Наказывая старшего ребёнка в ответ на жалобу младшего, родители закрепляют эту линию поведения самого младшего.

Младшим детям больше свойственно желание перемен и смелость в изменении своей жизни. Исследователи влияния очередности рождения на характер человека объясняют склонность младших детей к бунту, протесту и неординарным решениям задачей эволюции. Страсть к риску у младших детей эволюционно заложена очень глубоко.

В то же время, младшие дети могут оказаться в позиции единственных детей, когда старшие покидают родительское гнездо, а они остаются с уже немолодыми родителями. Младшим приходится брать на себя функцию заботы о родителях, выучить новый репертуар поведения. В такой ситуации привязанность стареющих родителей к младшему еще сильнее – он для них главный стимул к жизни, отрада и отдушина.

Младший ребёнок может сыграть роль связующего звена между родителями. Если отношения между супругами стали очень непрочными, то они могут надеяться на то, что рождение младшего ребёнка поможет их воссоединению. Если старшие дети родителей рождены от предыдущих браков, то младший, их общий ребёнок, может рассматриваться как общий знаменатель.

Младшим детям свойственно устанавливать более тесный эмоциональный контакт с родителями. Они, скорее всего, наиболее чувствительны к эмоциональному состоянию родителя, легче остальных могут различить перемену настроений отца или матери. Родители опекают, заботятся о младшем ребёнке и принимают его таким, какой он есть.

Советские школьники

Конечно, современный быт не сравнить с советским. И проблема не только в появлении Интернета, гаджетов и новых технологий. Дело в том, что в СССР детей с ранних лет готовили ко взрослой жизни. А потому даже в подростковом возрасте советский ребенок был вполне самостоятельной личностью, знал, чего хочет от жизни, мог обеспечить свои нужды.

Depositphotos

В обществе, где любовь к труду была настоящим культом, школьники советских времен не могли быть лентяями и лежебоками. А потому они постоянно осваивали новые навыки, учились у старших, обзаводились полезными хобби.

Парни интересовались радиотехникой и электроникой, мастерили поделки из дерева или увлеченно возились с транспортными средствами. Эти навыки оставались потом на всю жизнь и нередко помогали себя прокормить.

Depositphotos

На уроках труда девушки учились готовить, вязать и вышивать, а мальчики осваивали искусство владения молотками, стамесками и рубанками. Эта дисциплина сохранилась и в наших школах, однако осталась она, скорее, для галочки. Ведь даже вопрос сбора условной табуретки может стать для современного выпускника непосильной задачей.

Удивительно, но советские дети умели лучше общаться, чем их современные сверстники. Отсутствие Интернета и гаджетов (а порой даже отсутствие электричества и света) выгоняли детей на улицу в любую погоду. Вне дома они знакомились, собирались в компании, играли, общались.

Depositphotos

Кроме того, в СССР детей обучали правильному общению со старшими и младшими, прививали правила поведения. Конечно, в то время дети были менее раскрепощены, чем сейчас, но зато от них исходило больше уважения к окружающим.

Важно отметить и то, что современный ребенок слишком разбалован доступностью всего. Он не видит в вещах ценности, ведь уверен, что любой предмет можно безболезненно заменить

А зачем тогда чинить старое, если можно купить новое? А вот советские дети могли починить что угодно — и обувь, и гирлянду, и утюг, и даже магнитофон.

Depositphotos

Отдельно стоит сказать и про такое важное и развивающее занятие, как чтение книг. И если в советское время читать и посещать библиотеки было модно, а редкая книга считалась лучшим подарком, то сегодня внимания детей и подростков хватает разве что на чтение коротких заметок в новостной ленте.. Можно с грустью заявить, что современные дети не умеют читать книг

Они слишком избалованы теми яркими развлечениями, которые доступны сегодня, и на затяжное чтение вкупе с самостоятельным обдумыванием и анализом прочитанного просто не хватает времени и желания. При том, что сегодня любая книга доступнее, чем когда-либо.

Можно с грустью заявить, что современные дети не умеют читать книг. Они слишком избалованы теми яркими развлечениями, которые доступны сегодня, и на затяжное чтение вкупе с самостоятельным обдумыванием и анализом прочитанного просто не хватает времени и желания. При том, что сегодня любая книга доступнее, чем когда-либо.

Depositphotos

В результате вырастает целое поколение людей, которые что-то слышали обо всём, но ни в чём не разбираются досконально. И если советские дети, имея небольшой набор дисциплин, хорошо знали каждую, то у современного ребенка нагрузок много, но осилить всё не представляется возможным.

Depositphotos

Мы нередко слышим фразу, что «раньше было лучше». Но всегда будут как сторонники, так и противники такого утверждения. Человечество постоянно движется вперед, а потому каждое поколение всегда чем-то отличается от предыдущего.

А поскольку в последнее время перемены и правда были стремительными, неудивительно, что школьники Советского Союза и современные дети отличаются столь разительно. Но только время покажет, кто же был лучше и кто принес больше пользы.

Поток информации.

Сегодня наш мир наполнен большим количеством всевозможной информации. Безусловно, в этом всем участвуют и дети. Однако загвоздка в том, что многие дети не способны правильно  ее использовать и фильтровать, в результате чего отдают предпочтение только тому, что им кажется интересным.

К примеру, игры со сценами жестокости, легкий доступ к материалам для взрослых, к форумам с темами, которые предназначены явно не для детской психики.

Конечно же, запрещать  ребенку смотреть телевизор и заходить в интернет – это ошибка. Единственный вариант – установить специальную программу, которая будет блокировать сайты с взрослой тематикой.

Сцена третья: Слава

Помады не оказывается, я предлагаю блеск для губ.

— Нет, это не пойдет, — говорит Слава. — Мы должны нарисовать ему румяные щёки.

Слава играет роль злого дракона, который пытается помешать прекрасному принцу добиться расположения принцессы. Костюм дракона сшить не успели, поэтому Слава выступает в чёрном плаще до пола. Его образ больше напоминает Дарта Вейдера.

— Взрослый человек, он какой?

— Это человек, который может взять на себя ответственность за какое-либо дело и здраво мыслить.

— Ты считаешь себя взрослым человеком?

— По большей части нет. Потому что от взрослого человека повседневно требуют каких-то серьезных решений, а от меня этого не требуется на данном этапе жизни. Я особо не задумываюсь о будущем.

Слава играет на бас-гитаре в «Рисунке» и учится на повара в колледже. Он главный организатор концертов группы — ребята не один раз ездили выступать в Москву и Тверь.

— Ты помнишь, когда повзрослел?

— Не могу вспомнить даже примерно, — отвечает Слава. — Наверное, я почувствовал ответственность, когда мы были с младшим братом на похоронах. Было много народу, и за ним никто не следил. Он постоянно куда-то убегал. Я испугался, что про него забудут, и мы уедем без него. В этот момент я понял, что я ответственен за него и должен за ним присматривать. Перед тем, как началось увлечение Славы музыкой, он тусовался в плохой компании. Говорит, если бы не друзья и не гитара, неизвестно, где бы он сейчас был.

— Ты помнишь момент, когда ты понял, что детство кончилось, теперь всё серьёзно?

— Нет, не помню. Оно продолжается. Точнее, я хочу так считать. Взрослеет каждый по-своему. Я не хочу взрослеть. Взрослый человек и ребёнок видят мир совершенно по-разному. Для ребёнка все кажется восхитительным, прелестным, ему хочется всё познать, испробовать, а взрослому уже ничего не удивительно.

Слава — единственный, кто говорит мне, что взрослые скучны и их трудно удивить.

— Представь, что взрослый мир заключен в стеклянном шаре, а ты имеешь возможность за ним наблюдать. Что ты видишь?

— Повседневную работу людей, которые живут стабильной жизнью, ничем ее не делая более разнообразной. Полная скука.

— Ты хочешь внутрь этого шара или тебе страшно в нем оказаться?

— Мне не страшно в нем оказаться. Это неизбежно. Я хочу балансировать. Не знаю, правда, как. Наверное, когда я окажусь со взрослыми, тогда и узнаю.

— А если бы у тебя была возможность передать себе взрослому послание в будущее, что бы ты написал?

Слава задумывается.

— Я написал бы себе никогда не заходить в колледж!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий