Ненавижу школу: как привить любовь к учебе

Ситуация: дошкольник боится предстоящих трудностей

История достаточно редкая, ведь все дети стремятся поскорее вырасти, а переход из детсада в школу позволяет с гордостью сказать: «Я уже не малыш! Я школьник!» Чаще всего причина протеста связана со знакомыми детьми школьного возраста. Например, годом раньше из группы детсада ушёл в школу мальчик-забияка, и теперь ребёнок боится оказаться с ним в одном классе.

Или знакомый школьник решил подшутить над малышом и рассказал небылицы о наказаниях ремнем, обязательном тренировочном пожаре или дрессированном медведе, который покусал детей на уроке. Общее одно – у ребёнка не хватает информации, чтобы понять нереальность этих проблем. Поэтому задача родителей не уговаривать и переубеждать, а просто рассказывать про школу. Как формируются классы, что делает учительница, сколько уроков и какие бывают перемены, как дети ходят в столовую, в каком классе начинают ставить оценки и т.д. и т.п. Фильмы, мультики и книги о школе помогут взрослым не упустить какой-то важный момент в объяснении.

Как нельзя реагировать

Нельзя искать причину травли в ребенке, думать, что он повел себя как-то не так, раз над ним издеваются. 

Как не надо говорить Почему это не работает 
Просто не обращай внимания. Им надоест, и они перестанут над тобой шутить. Избегать ситуации и надеяться, что она пройдет сама — это плохая стратегия. Когда родители так говорят, дети чувствуют себя брошенными, как будто они остаются с обидчиком один на один. Кроме того, если ребенку будут постоянно говорить, что он тупой, и родители не будут в это вмешиваться, рано или поздно ребенок поверит, что так оно есть. 
Тебе нужно научиться справляться самому, папа же не вечный. Дай отпор, издеваются только над слабаками. Такие советы обычно дают мальчикам. Из-за этого они стремятся подавить свои чувства, что со временем приводит к тревожности и депрессии. А еще такой ответ перекладывает всю ответственность на ребенка. 
Все дети через это проходят. У вас просто переходный возраст, это пройдет. Травля — это не обычное явление, которое ребенок должен принимать как данность. Над ребенком, которого учат терпеть несправедливое отношение, будут издеваться и во взрослом возрасте. 

Родителям хочется воспитать ребенка самостоятельным, независимым и смелым. Но раз над ребенком издеваются, значит, он не может дать отпор сам и ему нужна помощь. Ни один ребенок не хочет быть жертвой, и если бы он мог решить проблему в одиночку — он бы сделал это.

Первый класс: как избежать проблем?

Взаимоотношения с одноклассниками

Очень часто дети жалуются родителям на насмешки со стороны одноклассников. Причины насмешек могут быть самыми разными: особенности речи или фигуры, ношение очков или скоб и т.д. Конечно же, изменить одноклассников Вашего ребенка Вы не сможете. Но Вы можете оказать влияние на его восприятие возможных насмешек.

Если ребенок вернулся из школы в слезах потому, что его обозвали “очкариком”, то не нужно драматизировать ситуацию, и с возмущением обвинять других детей в жестокости и непонимании. Не давайте злости на одноклассников пустить корни в сердце Вашего ребенка. Лучше всего спокойно объяснить ребенку, что, например, очки являются очень модным аксессуаром, а многие знаменитости даже носят очки без диоптрий не имея проблем со зрением. То есть, постарайтесь найти положительные моменты в тех особенностях Вашего ребенка, которые вызвали насмешки.

Отсутствие контакта с преподавателем

От взаимоотношения с первым учителем во многом зависит дальнейшее обучение ребенка не только в начальной школе

Очень важно понимать, что практически каждый ребенок испытывает безотчетный страх перед учителем. Даже если у Вашего ребенка опытный и понимающий педагог, без Вашей помощи добиться контакта с Вашим ребенком ему будет очень сложно

Необходимо объяснить первокласснику, что строгость и требовательность педагога обусловлена не его отношением к ребенку, а стремлением к дисциплине и получению ребенком соответствующих знаний. Ребенок должен понять, что учитель может сердиться и нервничать, если была нарушена дисциплина на уроке или не было выполнено домашнее задание. То есть, учитель сердится не потому, что ребенок плохой, а потому что было проигнорировано его замечание или указание.

Недостаточная успеваемость

Низкая оценка для первоклассника (даже если это не полноценные отметки, а “тучки и “солнышки”) это настоящая трагедия, способная существенно сказаться на его самооценке. При этом родители достаточно часто усугубляют ситуацию насмешками, руганью и замечаниями типа “Опять все испортил!”. Такая реакция со стороны родителей может привести к печальным последствиям: ребенок эмоционально закрывается и у него пропадает интерес к учебе.

Чтобы избежать этого лучше всего посочувствовать ребенку, внимательно выслушать его, постараться понять почему у ребенка не получается то или иное задание, и вместе с ним преодолеть трудности. Однако ни в коем случае не делайте домашнее задание вместо ребенка. Конечно же, отметку за него он получит хорошую, а вот стремиться к самостоятельному получению новых знаний он точно перестанет.

Переутомление

Отправляя ребенка в школу, многие родители даже не задумываются о том, что у первоклассника не только меняется распорядок дня, но и увеличивается нагрузка. Если до школы основной его деятельностью были игры, то в школе он принимает участие в учебном процессе, который предполагает усидчивость и концентрацию внимания и памяти. И, конечно же, в школе нет тихого часа, чтобы отдохнуть.

Поэтому хорошо подумайте, прежде чем записывать ребенка в группу продленного дня. Если Ваш ребенок привык днем спать, то лучше всего в первые месяцы обучения сразу же после занятий забирать его домой, где он в привычной для него обстановке сможет отдохнуть, и набраться сил для выполнения домашнего задания. Это позволит первокласснику избежать переутомления и позволит ему постепенно привыкнуть к школьным будням.

Учебные нагрузки

Не ожидайте, что с первого же дня занятий в школе Ваш ребенок начнет быстро читать и аккуратно писать. Не заставляйте его исписывать несколько страниц в наказание за некрасиво написанную букву или часами читать за медленное прочтение домашнего задания. Будьте терпеливы и поощряйте его за каждую красиво написанную букву или быстро прочитанное слово.

Особое внимание уделите занятиям, направленным на стимулирование интереса к познанию нового. Это может быть совместный просмотр познавательных мультфильмов или документальных фильмов, прочтение интересных книг или развивающие игры.. Хвалите своего ребенка и помогайте ему справляться с трудностями

Именно помогайте, а не решайте за него! И тогда, Ваш первоклассник с удовольствием будет ходить в школу, овладевать новыми знаниями и чувствовать себя абсолютно счастливым.

Хвалите своего ребенка и помогайте ему справляться с трудностями. Именно помогайте, а не решайте за него! И тогда, Ваш первоклассник с удовольствием будет ходить в школу, овладевать новыми знаниями и чувствовать себя абсолютно счастливым.

Что влияет на мотивацию учиться, когда ребенок оказывается в средней школе?

Смена условий обучения для бывших учеников начальных классов — стресс. В средней школе появляются другие факторы, оказывающие влияние на мотивацию.

1. Социализация

При переходе в среднюю школу меняются условия учёбы, требования становятся сложнее, а учителя сменяются. В это время любой ученик стремится обрести какой-то статус среди сверстников, что помогает ему принимать самого себя.

2. Отношения с родителями и учителями

Родители и учителя для детей остаются важными людьми. Например, если у ребёнка проблемы с учителем биологии, едва ли по этому предмету будут пятёрки. И если в родителях ребёнок не видит поддержки, то оценки также не станут лучше.

3. Интересы и способности

У детей в 5-7 классе часто возникает скука: им просто становится неинтересно учиться, потому что другие дела кажутся важнее. Например, провести время с друзьями или порисовать

Поэтому важно учитывать увлечения ребенка и поддерживать их — это повысить его мотивацию учиться

4. Саморегуляция и рабочая память ребёнка 

Исследование школы МГУ им. М.В. Ломоносова «Мозг, когнитивные системы и интеллект» показало: чем настойчивей ребенок, тем больше он интересуется учебой и меньше увиливает от домашней работы и школьных заданий. Помимо этого, дети, которые лучше запомнили новый материал, чаще получали удовольствие от занятий.

Ребенку должно быть интересно

Конечно, развитие интереса к учебе, в большей степени зависит от учителей в школе. Но и родители в силах заинтересовать ребенка. Зачастую взрослые интересуются только вопросами, связанными с тем, как дети едят в школе и не подрались ли они.

На самом деле основной акцент необходимо делать на полученные знания. Интересуйтесь, что нового узнал школьник за день, а также удивляйтесь его открытиям. Когда мы выражаем интерес, то и ребенок начинает его проявлять в полной мере.

Наверное, вы замечали, что иногда «отмахиваетесь» от рассказов школьника о проведенном дне в стенах учебного заведения. Зачастую это случается по причине усталости. Так вот, вы должны понимать, что таким поведением вы вряд ли сможете привить интерес ребенка к учебе.

Как мотивировать ребенка к учебе: советы психолога

Большинство родителей ошибочно полагают, что они не в силах замотивировать школьника на учебу и это могут сделать только педагоги. Однако, без активной помощи семьи не всегда развивается мотивация учебной деятельности даже в школе. Гораздо быстрее и результативнее мотивация младших школьников сформируется общими усилиями педагогов и родителей. Какие способы и методы необходимо использовать для развития учебной мотивации в домашних условиях? Вот, что советуют психологи для мотивации учения школьников:

  • Будьте примером для ребенка. Часто можно заметить, что у младшего школьника нежелание учиться проявляется в неприязненном отношении к какому-то учебному предмету. Например, одни школьники не любят читать, поэтому с трудом воспринимают уроки чтения, другие испытывают трудности в решении задач и т. д. Для преодоления подобных ситуаций полезен будет пример родителей. Хотите привить любовь к урокам литературы? Читайте чаще вслух, устраивайте семейные чтения, литературные викторины, вечера загадок, стихотворные конкурсы с поощрительными призами. Любые интересные методы сыграют на развитие мотивации.
  • Создавайте общие интересы. Когда родители хорошо осведомлены об интересах своего чада, гораздо легче вместе познавать новое. Например, увлеченность младшего школьника животными поможет сформировать любовь к урокам природоведения, опираясь на артистичность первоклашки, можно приохотить его к чтению по ролям, любовь к рисованию сможет проявиться в интересе к зарисовкам природы, составлению геометрических узоров, хорошая логика поможет полюбить математику. Очень многое зависит от внимательных родителей, которые хорошо зная свое чадо, могут без труда повлиять на такой важный момент, как мотивация к учебе.
  • Организуйте полезное общение со сверстниками. В семье всегда должны знать, кто является другом вашего дитя. Чтобы извлечь пользу от общения ребенка со сверстниками, можно подобрать ему хорошее окружение, например, в кружках, секциях, клубах по интересам. В такой среде, отвечающей потребностям школьника, он всегда будет стремиться не отставать от других ребят ни в учебе, ни в спорте и т. д.
  • Правильно распределите жизнь школьника. В своем стремлении оптимально загрузить ребенка полезными занятиями, чтобы он не сидел без дела, родители иногда выходят за пределы возможного. Надо понимать, что младшему школьнику важен правильный распорядок дня, когда физические и интеллектуальные нагрузки чередуются с отдыхом, хобби, игрой, прогулками. В младшем школьном возрасте, когда только идет становление произвольности действий, ребенок не в состоянии сам контролировать время и действия. В этот период важен контроль взрослых, которые подскажут школьнику, как распределить свое время, какие уроки делать в первую очередь, как совместить отдых и занятия.
  • Никаких сравнений! Ничто так не мешает школьнику в развитии учебной мотивации, как сравнение его с другими детьми. Любящие родители принимают ребенка со всеми его достоинствами и недостатками, понимая, что все недостатки ребенка – это пробелы их воспитания. Полезно научиться оценивать домашние задания школьника, работу в классе. Для этого желательно почаще контактировать с учителем, обсуждая успехи или неудачи ребенка в школе.
  • Эврика (греч. heureka – я нашел)! Сделайте своего ребенка первооткрывателем, создайте эмоциональный настрой при получении новых знаний. Хорошо, когда родитель вместе с ребенком узнает что-то новое, выражает радость, удовлетворение от оригинального решения какой-либо задачи, возникновении идеи, при этом необходимо подчеркнуть наличие знаний для нахождения решений. Для школьника – первооткрывателя учение всегда является удовольствием.
  • Создайте систему поощрений за хорошую учебу. Правильное поощрение используется как мотивация учения школьников. Полезно договориться с маленьким учеником, как его успехи в учении будут поощряться. Есть семьи, где нормой является материальное поощрение. Как показывает практика, это работает до поры до времени, становясь старше ребенок начинает добывать хорошие оценки любыми способами. Гораздо важнее, когда поощрение станет продолжением эмоционального подъема ребенка. Для младшеклассников ценным всегда является общение с родителями, поэтому поощрением могут быть семейные походы, путешествия, экскурсии, прогулки с интересными событиями (в цирк, театр, боулинг, спортивные соревнования). Выбор поощрений зависит от интересов ребенка. Совместите приятное с полезным, вся семья получит удовольствие!

Мотивация учиться и ее особенности у ребят в 5-7 классе

С этого возраста он должен найти внутреннюю мотивацию, в чем родители и должны помочь. Они могут высветить личный интерес ребенка. Например, если ребенок увлечён рисованием, не обращая внимания на внешние факторы — награду или похвалу, — то он занимается этим из внутренней потребности. Именно к такой мотивации учиться стоит идти.

Но не стоит забывать и о школьных предметах: по ним все же придется сдавать ОГЭ и ЕГЭ

Фундамент знаний, которые нужны для выпускных экзаменов, закладывается как раз в средней школе — поэтому так важно не упустить момент, когда дети перестают понимать предмет. Записывайтесь на онлайн-занятия для школьников по основным школьным дисциплинам, чтобы вовремя закрыть пробелы в знаниях вашего ребенка и вернуть ему мотивацию учиться

Интересы

Постарайтесь выяснить у ребенка информацию о том, какие предметы ему больше всего нравятся в школе. Поинтересуйтесь, чем вызван его интерес. Порой происходит так, что, допустим, физика ребенку интересна не как наука, а исключительно потому, что преподаватель интересно ведет свой предмет.

Чтобы выяснить реальный интерес ребенка к наукам, следует предложить ему научный фильм или книгу на тему, связанную с определенной дисциплиной. Только делайте это ненавязчиво! Вы можете оставить книгу на журнальном столике. Впоследствии не спрашивайте у ребенка, ознакомился он с информацией печатного издания или нет. Если он действительно заинтересован в этой тематике, то сам проявит интерес, а вы это точно заметите.

«Уж август в разгаре, а ты ничего не повторил»

Универсального ответа на вопрос, чем именно должны быть наполнены летние занятия, конечно, не существует. Знаю, что традиционно родители стараются «извлекать» из чад остаточные знания по русскому и иностранному языкам, по математике. Но мой опыт подсказывает, что летом можно повторять все что угодно, и «обижать» географию, историю, даже ОБЖ, здесь не следует.

О, нет! Я не призываю в июле-августе обложить ребенка учебниками, я лишь подчеркиваю, что занятие летом – это совсем не то же, что выполнение уроков в учебном году. Пусть ребенок просто находится рядом на кухне и что-то путано рассказывает о школе, о том же ОБЖ, пусть вспоминает смешные случаи на уроках! Могу дать двести процентов – он обязательно что-то проговорит из пройденного материала, и пусть это тысячу раз будет не математика! С помощью тонко заданных вопросов «издалека» можно будет перенаправить беседу в русло смежных дисциплин.

Семья Устименко. Фото Бориса Овсянникова

История, география, ОБЖ, даже физика – ведь никто не станет спорить, что эти школьные предметы на самом деле очень связаны. Не хотел сын вспоминать законы физики – будьте спокойны, он невольно придет к ним через географию или пресловутое ОБЖ.

Раньше, когда в школу ходил только старший сын, я страдала излишней «каноничностью»: пыталась усадить его за стол, разложить тетрадки. Потом пришло понимание, что это не только неэффективно, но и неестественно, неискренне. Вместо доверительного общения с ребенком, не разграниченного звонками и кружками, выходила жалкая пародия на общение. Вместо бесед о жизни, о красоте и гармонии этого мира – и здесь прямая связь с окружающим миром и математикой – получалась отпускная потасовка на тему «уже август в разгаре, а ты, бессовестный, ничего не повторил».

Даже для тренировки почерка можно применить что-то интересное. Например, объявить день молчания и всем в семье общаться в этот день исключительно в эпистолярном жанре. Ну а для закрепления решения задач, для применения таблицы умножения – играем в магазин. «За прилавком» попеременно стоит то взрослый, то кто-то из детей. А потом обязательно приглашаем детей к обсуждению всех трудностей, возникших у них при подсчете, то есть, опять-таки, делаем ставку на общение.

А еще эффективен принцип разделения обязанностей, когда старшие проводят занятия с младшими. Хорошо тут всем: младшим – тренировка, родителям – отдых, ну а старшие примеряют на себя нелегкую роль контролирующего органа. Я только и успевала умилительно улыбаться, когда сын, с которым я сама так бездарно занималась в иные годы, взыскательно проверял уроки у дочери.

5 советов родителям по повышению мотивации детей к учебе

1. Перестаньте мотивировать

Парадокс, но работает. Быть мотивированным — значит наслаждаться деятельностью самостоятельно. Подумайте сами: если вам навязывают любовь к физике, будете ли вы её фанатом?

2. Вдохновляйте, а не контролируйте

Контроль мало кого мотивирует, что уж говорить о детях 9-13 лет. Давление и контроль не могут сделать деятельность приятной. Позвольте ребенку свободно проявлять инициативу. Наличие автономии — необходимое условие внутренней мотивации.

3

Помогите понять важность учебы. Некоторые школьные предметы не доставляют удовольствия

Помните, его главный вопрос «Зачем?». Дети должны понять смысл и ценность того, что делают

Некоторые школьные предметы не доставляют удовольствия. Помните, его главный вопрос «Зачем?». Дети должны понять смысл и ценность того, что делают.

Например, иногда русский язык кажется скучным. Объясните ребенку, что если он хочет быть грамотным и вызывать уважение окружающих, он должен учить правила, даже если это не всегда приятно.

4. Предоставьте ребенку автономию

Дети должны принимать решения сами, чтобы почувствовать свободу — жизненно важный внутренний мотиватор. Многие родители боятся, что если они позволят детям принимать решения самим, то те поступят неправильно. Но в 9-13 лет ребёнку необходим самостоятельный выбор, ведь он узнает себя и свои потребности, а также учится ответственности.

Например, если ребенок выбрал не делать домашнее задание, даже после того, как вы объяснили его важность, пусть он столкнется с последствиями в школе

5. Принимайте участие в жизни ребенка

От уровня вашей заинтересованности будет зависеть успеваемость детей в школе. Например, примите участие непосредственно в учебе: почитайте вместе, решите задачки по математике. К примеру, можно устроить семейные чтения, когда вы вместе будете читать то, что задают в школе.

Записывайтесь на онлайн-занятия для школьников по главным школьным предметам, чтобы улучшить оценки ребенка и поднять его мотивацию учиться. Первый урок — бесплатно!

Ребёнок говорит так, потому что это его реальные негативные эмоции

В старшем дошкольном возрасте или уже будучи учеником, ребёнок словом «ненавижу» вполне может выражать и свои реальные отрицательные эмоции. Часто это связано с самим посещением образовательного учреждения («ненавижу садик» или «ненавижу школу»).

Например, расстроенный школьник приходит после уроков и со злостью заявляет «Ненавижу школу! Глупые учителя!». Мама же вместо того, чтобы расспросить сына или дочь, начинает читать нотацию: «Что за выражения! Как ты можешь говорить такое!» Она призывает уважать школы и педагогов. Женщине кажется, что главное сейчас — остановить раздражение ребёнка, не дать волю его злости. На самом же деле ребёнок (особенно если он уже подросток) ждёт совсем другого ответа — эмоционального отклика. Мать должна была расспросить о причинах такой ненависти, дать совет, объяснить, что всё не так плохо, как кажется. И школьник бы успокоился (ведь его негатив получил бы выход).

Если ребёнок заявляет, что ненавидит школу и учителей, это не просто громкие слова — нужно разобраться в ситуации

Аналогичная ситуация может произойти и со старшим дошкольником. Ведь иногда ребёнок осознанно произносит «я ненавижу детский сад». Возможно, там он, действительно, испытывает дискомфорт (недоброжелательный воспитатель, грубоватая няня, проблемы с приёмом пищи, посещением туалета, конфликты с другими детьми и пр.). Родители же просто отмахиваются от малыша, переводя всё в шутку или заявляя «так нельзя говорить про детский сад».

Если малыш утверждает, что ненавидит садик, возможно, ему там, действительно, дискомфортно

Почему стоит прислушаться к своему ребёнку

Если ребёнок заявляет, что ненавидит детский сад или школу (тем более, когда это повторяется), это нельзя оставлять без внимания: обязательно нужно расспросить сына или дочь о причинах такого негативного отношения. Родители часто совершают такую ошибку, а потом жалуются, что не могут найти контакта с ребёнком. Взрослые в глазах детей превращаются в занудных моралистов, которые могут только поучать, читать нотации. О каком доверии тут может идти речь: проще самостоятельно переживать свои проблемы, чем открыться родителям.

Дети непредсказуемы, в том числе в своей речи. И если ребёнок вдруг стал часто употреблять слово «ненавижу», нужно спокойно разобраться в причине такого выражения эмоций и в случае необходимости принять меры.

Стресс называется «Ненавижу школу!»

Эта мысль – учиться надо весело, чтоб хорошо учиться! — занимает меня давно, хотя лозунг не я придумала, прочитала где-то. Проработав много лет учителем, будучи мамой и бабушкой, знаю, что и педагоги, и родители всегда придумывали разные ухищрения, чтобы только ребенок запомнил то или иное правило, научился применять его. Учить детей учиться надо в родительском доме, в семье.

Согласитесь, что с желанием в школе учится лишь малюсенький процентик детей. Я лично знаю только троих:

  1. Во-первых, это – я сама. Так мне хотелось в школу, что еле до шести лет дотерпела! К этому времени я уже читала с большой скоростью и аккуратно писала.
  2. Во-вторых, была у меня в классе девочка, которая до 11 класса грустила перед каникулами. Мальчишки, мягко говоря, возмущались ее поведением!
  3. В-третьих, золовка недавно рассказала, что ее внук в школу с удовольствием ходил бы и в выходные, он просто вычеркивает из календаря все субботы-воскресенья. Его старшая сестра вздыхает: что возьмешь с третьеклассника — может, поумнеет еще…

Даже отличники признавались мне, что ими движет не столько интерес к учебе, сколько ответственность перед родителями, более сознательных – перед будущим. Временами приходит удовлетворение – не более. Понятно: столько интересного в жизни помимо учебы!

Много воды

В школьной программе более полутора десятков предметов, и предполагается, что каждый мы должны освоить в полном объёме, ничего не забыв и не пропустив. Какие бывают разновидности инфраструктуры, почему летают ракеты и самолёты, когда монах Мендель написал книжку про горох, а монах Шварц – изобрёл порох и многое, многое другое.

Большинство родителей сходятся в том, что это всё необходимые знания. Но к чему ребёнку, который с 10 лет знает, что хочет стать Нобелевским лауреатом по математике, изучать на углублённом уровне литературу? Да, классическое образование и всё такое. Но нет, это не нужно, перегружает мозг и не даёт времени жить. А школе на хотелки будущих юристов, архитекторов и врачей по барабану: изволь сдать физику, отбегать на физре и заниматься, как все, на литературе – стишки учить и сочинения писать.

Кроме того, знания в различных научных дисциплинах между собой никак не связаны: физика отдельно, химия отдельно, техника – отдельный разряд, умноженный на 0,5 технологией. Плюс проходится это всё в континууме, растянутым на пару-тройку лет.

Аналогичная беда – с гуманитариями. Взять историю: можно в совершенстве знать историю и предпосылки возникновения Тридцатилетней войны, но не понимать, как, где и почему всё это происходило. История – не география. И наоборот.

Чего нельзя делать родителям, если ребенок не хочет учиться – советы психолога

Некоторые родители, не желая разбираться в причинах плохой успеваемости, выбирают авторитарный стиль поведения со своим чадом. Они ругают школьника за плохие оценки, заставляют выполнять домашнее задание, наказывают за малейшую провинность в школе. В страхе перед наказанием малыш скрывает свои трудности, замалчивает о конфликтах в школе, проблемах в усвоении материала.

В этом случае, даже если школьник будет изо всех сил стараться оправдать ожидания родителей, учиться он будет без энтузиазма, испытывая неприязнь к учебе. О таких учениках учителя говорят: «Получает оценки только для галочки, а на следующий урок забывает весь изученный материал». Такая модель родительского поведения конечно позволит держать своего ребенка « в ежовых рукавицах», но рано или поздно, ситуация выйдет из-под контроля. Скорее всего, в 9-11 классе подросток постарается выйти из-под родительской опеки, будет бунтовать, протестовать, агрессивно реагировать на родительские замечания, которые раньше молчаливо выслушивал.

Отчаявшись, родители решают манипулировать ребенком, обещая ему удовольствия и различного рода материальные поощрения, взамен за хорошие оценки или даже просто за посещение уроков. Разберемся, почему это не работает, точнее работает, но не так как хотелось бы родителям.

Если школьник посещает школу и отвечает на уроках исключительно ради материальной награды, его интерес к процессу обучения сводится к нулю. Без внутренней мотивации и интереса не будет глубокого понимания материала, а без понимания учеба сведется к простой зубрежке, которая не приносит пользы.

Кроме того, размер и стоимость ожидаемой награды, с каждым разом будет увеличиваться. Получив один раз в награду за годовую пятерку по математике дорогой гаджет, школьник будет ждать не меньшего, а то и большего материального поощрения в будущем. А если вдруг родители по каким-то причинам не оправдают его ожидания – он вообще перестанет учиться.

Тем не менее, поощрять ребенка можно и даже нужно! Но не столько материально, сколько морально. Когда взрослые высоко оценивают успехи своего ребенка, он вдохновляется на дальнейшие подвиги на учебно-образовательном фронте.

Обида: психология и причины

Обида — это крайне негативная эмоция, целая группа чувств: злость, разочарование, страх, неуверенность в себе. Причин появления ненависти у ребёнка к родителям может быть много.

  1. Отсутствие любви. Повальное количество людей приходят с обидой, что их недолюбили в детстве родители, что им не хватило материнской или отцовской любви, принадлежащей им по праву, ласковых слов, поцелуев и объятий, вместо этого они чувствовали эмоциональную холодность, отстранённость.

  2. Насилие любого характера: физические наказания, избиения или моральное издевательство: унижения, оскорбления.

  3. Безразличие, безучастность в воспитании, отсутствие интереса к ребёнку, его проблемам, жизни и чувствам.

  4. Неравномерная любовь между братьями и сёстрами, чувство что любили больше другого члена семьи.

  5. «Чужим всё, родным ничего». Особая категория родителей, с уже своими психологическими проблемами, имея которые люди стараются только для чужих людей, друзей, знакомых, детей знакомых и т.д.

  6. Родители в «розовых очках». Родители отрицающие проблемы ребёнка, переживания, отрицающие существование его самого. «Привет, сынок, у тебя всё хорошо? Как замечательно! А я сегодня ходила в магазин и увидела замечательную кофемашину…»

    Разговоры с такими родственниками больше напоминают диалог с тумбочкой, или просто с глухим, абсолютное нежелание вникать ни в жизнь, ни в чувства и в эмоции. Всем своим видом и поведением они транслируют ребёнку: «Не трогай меня, отстань»

  7. Гиперопека, манипуляции. Другая крайность, но не менее опасная и токсичная. Мать или отец, а может, и оба, не дают и шагу сделать самостоятельно. Тотальный контроль, полное подчинение.

  8. Сравнение с другими детьми, обесценивание, неуважение.

  9. Жизнь в нищете.

  10. Завышенные ожидания, бесконечная критика.

  11. Неправильный и нездоровый образ жизни родителей.

  12. Невыполненные обещания.

Вариаций на тему обид может быть очень много, но основная их часть связана неудовлетворённой потребностью в любви, ребёнок не чувствовал себя любимым, важным и значимым в семье, или не чувствовал стабильности и безопасности.

Когда нам хорошо, мы не испытываем ненависти

Бывает даже, что родителей нет уже в живых, но человек всё равно обижен на них, он считает, что его бросили, оставили одного в этом сложном мире. Обида — это целый комплекс эмоций, где главным компонентом выступает подавленная агрессия, подавленные чувства. То есть ребёнок, в силу своего возраста, отсутствия опыта, просто не может ответить взрослому, высказаться, выразить свой гнев.

Можно прожить всю жизнь с этими чувствами, но пока проблема не будет решена, человек психологически так и останется тем маленьким обиженным ребёнком. Проблемы с самореализацией, в отношениях с противоположным полом, в карьере — пробелы могут быть в каждой сфере жизни.

От отношений с родителями зависит характер взаимодействия со всем миром, с самим собой и даже со своими детьми.

Ненависть может отравить жизнь. Необходимо разобраться, что это злость, которая никак не может вырваться наружу, это агрессия, желание причинить вред, боль, но невозможность это реализовать, чаще всего из-за страха.

Ненависть — это значит желать зла, но не иметь возможность его совершить, то есть агрессия остаётся внутри и человек сражается с ненавистным больше в своём воображении, а не в реальной жизни.

С этим чувством необходимо работать, прорабатывать его, пока оно не лишило последних сил.

Важно

Негатив отнимает и поглощает всё свободное время, которое можно было бы потратить с пользой и радостью для своей жизни. Когда нам хорошо, мы не испытываем ненависти, мы не стремимся причинить кому-то боль или вред. Нам хорошо и всем окружающим мы желаем такого же состояния.

Как простить обиды на родителей

Можно перечислять множество человеческих судеб, историй, где всему вина обида на своих главных близких людей, обида, которая переросла в ненависть и отравила душу, сердце и жизнь.

Выбор за вами — прощать или нет, мстить и игнорировать, исчезнуть или попытаться забыть. Последнее вряд ли удастся, так как забыть своё прошлое невозможно, но возможно освободиться от детских обид, изменить своё отношение к ним.

Возможно, потребуется не один день или месяц, для того чтобы изменить своё мышление, посмотреть на своё детство и родителей с другой стороны, отпустить обиду на тех, кто привёл вас на этот свет.

Разделим действия на несколько пунктов:

Признайте свои чувства. Злость, ненависть, обида, что бы это ни было, признайтесь себе, что именно это вы чувствуете по отношению к маме или папе. Разрешите себе это чувствовать. Примите свои эмоции, состояние, чувства.

Попытайтесь понять родителей, объяснить их поступки, почему они так сделали или сказали, возможно, у них не было другого выбора. Не осуждайте их, они не имели иного опыта, и сами не знали как поступить, в подавляющем большинстве случаев, они исходили из лучших побуждений, и хотели вам только добра, даже если использовали для этого те методы, которые сейчас мы считаем токсичными, деструктивными.

Не пытайтесь их изменить и не ждите, что они станут другими людьми. Это невозможно. Родители такие, какие они есть, это надо принять как факт и смириться с этим. Они, скорее всего, не признают свою вину, а, наоборот, обвинят вас — своих детей. Это защитная реакция психики, мама может знать, что виновата в чём-либо, но принять это не может — это разрушает её картину мира, в которой она — хороший человек и хорошая мать, поэтому она обернёт свою вину против вас.

Говорите прямо. Поговорите с мамой, с папой. Прямо и чётко объясните, что вам не нравится или что вас обижает, обидело. Заранее будьте готовы, что вас будет преследовать чувство вины (я обидел мать), отпустите эту вину, отделите себя от мамы или папы, вы вправе чувствовать обиду и говорить о ней. Сделайте это для себя, чтобы избавиться от того самого «комка в горле», невыраженных чувств, хронического стресса

Осознайте, что можно испытывать разные чувства к родителям, и любовь и ненависть — это ваш выбор

Осознание и проговаривание этих моментов очень важно.

Важно понять, что обижен ваш внутренний ребёнок и вам необходимо вернуться в позицию взрослого и взять ответственность за свою жизнь, эмоции.

Выведите отношения на формально-дружескую ноту, установите личные границы, которые необходимо соблюдать. Наладить отношения вполне реально, переведя их в дружеские беседы или сведя общение к минимуму.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий