«Не виноватая я!» 5 способов научиться признавать свои ошибки

Как правильно извиняться?

Чтобы научится извинению, для начала необходимо прочесть, например, несколько психологических или религиозных статей о прощении. Более глубокий уровень – это книги. Например, «Радикальное прощение» Типпинг Колин или «Отражение» Ирины Ольховской. Иногда помогают и художественные произведения – В. Распутин «Живи и помни», Т. Манн «Иосиф и его братья», «Бесчестье» Джон Кутзее. Немало о прощении и раскаянии написал и Лев Толстой.

Если самостоятельно не получается научиться искреннему извинению, стоит обратиться к психологу, священнику. Иногда достаточно двух-трех встреч, чтобы пробудить в себе раскаяние и открыть душу для прощения. Хорошо помогают также всевозможные тренинги и курсы саморазвития.

Помимо внутреннего раскаяния, нужно правильно вербально выразить это чувство: признать вину без попыток оправдания (ни дождь, ни политики, ни времена не оправдывают совершенной ошибки): «Я виноват перед тобой за такой-то поступок. Извини». Не стоит обещать, что вы больше не будете. Такие зарекания могут усугубить ситуацию, если ошибка повторится. Существует также правило «при всех». Если обида была нанесена в присутствии других людей, то и просить прощения у человека желательно в том же обществе.

Иногда необходимо молча быть рядом, пока человек обижается, а потом, когда почувствуете, что он готов к диалогу, спросить, как бы он хотел, чтобы вы себя вели. В незначительных обидах спасает ситуацию чувство юмора и подкуп – услуга или подарок, который поможет человеку размягчиться.

Не зависимо от того, простили вас или нет, нужно обязательно поблагодарить человека за то, что он нашел силы и время выслушать своего обидчика. Но даже если вам не дали возможности рта раскрыть, примите это.

Хозяйке на заметку

  • – полштофа сметаны (625 мл);
  • – 8 яиц;
  • – две столовые ложки муки;
  • – два лимона.
  • Приготовление: «Стереть яичные желтки с мукой, в оное влить сметану, натереть на терке корку с двух лимонов, сбить белки и положить немного сахару».

Любимая яичница Льва Толстого. Мяса он не ел в последние годы жизни, но рыбку и яйца – с удовольствием. Впрочем, Валентин Булгаков, секретарь Толстого в последние годы его жизни, вспоминал, что вегетарианство было для всех членов семьи обязательным: «В 6 часов в зале-столовой подавался обед – для всех – вегетарианский. Он состоял из четырех блюд и кофе».

Ну – жизнь в усадьбе не стояла на месте.

Кстати, что же за блюда? Протертые яблоки с черносливом, суп с клецками и кореньями, суфле из рыбы с морковью, зеленая фасоль с рисом, суп-пюре из цветной капусты, салат картофельный со свеклой.

В конце концов, не нравится – не ешь.

Неумение признать свою неправоту

Мы принимаем ответственность полностью или частично, но мы не отказываемся от фактов. Мы не утверждаем, что было достаточно молока, когда на самом деле его не было, или что мы не опоздали в аэропорт. Но как насчет людей, которые упорно игнорируют факты и продолжают отстаивать свою невиновность в происходящем? Как с точки зрения психологии объяснить позицию человека, который не может признать даже очевидную неправоту, и почему это происходит многократно? Попытаемся найти ответ на этот вопрос.

Дизайнеры ни при чем: почему в Нидерландах не вешают на окна шторы

Готовим гречку по-деревенски: крупу ложками не насыпаем — отрезаем кусок

Для дам с формами: стильные луки на весну-2021, которые легко скопировать

Смелые выигрывают

Статья по теме Спортивный настрой: 7 правил, которые помогут побороть инерцию и лень Почти каждый из нас твердо верит, что он ангел с крохотной щепоткой очаровательных недостатков. И искренне признать, что мы ленивые, злые, жадные, эгоистичные (список можно продолжать до бесконечности), – это ужасно сложно. Но те, кто все-таки находит в себе силы, смелость и мужество это осознать, неожиданно оказываются в выигрыше. Почему?

Во‑первых, только признав свои темные стороны, вы можете их исправить.

Во‑вторых, люди, открыто признающие свои недостатки, вызывают уважение окружающих.

В‑третьих, маскировка недостатков требует от нас огромного количества усилий – они уходят на то, чтобы контролировать свои слова, жесты, поступки. И вообще долго скрывать свои изъяны все равно не получается. О них вскоре узнают окружающие и, возможно, разочаруются в вас.

Реакция на ошибки

Все совершают ошибки. К сожалению, этого нельзя избежать. Некоторые ошибки невелики, например: «Нет, не нужно заходить в магазин, на завтрак осталось много молока». И более серьезные ошибки, например: «Не торопи меня, у нас достаточно времени, чтобы добраться до аэропорта и успеть на рейс». Никто не любит ошибаться. Это неприятный эмоциональный опыт. Вопрос в том, как мы реагируем, когда выясняется, что мы ошибались?

Некоторые из нас искренне признаются, что были неправы, и говорят: «Вы были правы. Мы должны были выехать из дома раньше». Некоторые подсознательно понимают свою неправоту, но придумывают себе оправдания: «Мы бы успели добраться до аэропорта вовремя, если бы не пробки». Но некоторым сложно признать, что они могут ошибаться, даже несмотря на неопровержимые доказательства их неправоты.

Как смирение помогает быть довольным жизнью

Примерно на рубеже V века святой Августин наставлял Nicene and Post‑Nicene Fathers: First Series Volume I своего ученика: «Прежде всего — смирение. Во вторую очередь — смирение. И в‑третьих, смирение. Я буду повторять это каждый раз, когда вам понадобится мой совет». Примерно за тысячу лет до Августина Будда учил The Buddha on Attachment to Views and Disputations в Дуттхаттхака Сутте: привязанность к своим устоявшимся взглядам и мнению — отдельный источник человеческих страданий.

Современная наука подтверждает слова философов. Так, психологи обнаружили Humility, stressful life events, and psychological well‑being: Findings from the landmark spirituality and health survey , что люди, умеющие прислушиваться к советам других, признавать свою неправоту и пересматривать взгляды, меньше тревожатся и реже страдают от депрессии. При этом они чаще сообщают, что удовлетворены жизнью и вообще счастливы.

Как научиться признавать собственные ошибки

Разрешите себе ошибаться

Измените установку о том, что ошибки — это плохо. Наоборот, постепенно учитесь относиться к ним, как к сигналу о необходимости изменений. Например, проект оказался неудачным, значит стоит переосмыслить его стратегию. Или же неаккуратно сказанное близкому человеку слово привело к ссоре. Стоит подумать о том, что не так в коммуникации? Этот анализ приведет к улучшениям в определенных сферах жизни.

Перечислите свои сильные качества

Ошибки хоть и указывают на какие-то несовершенства, например, пробелы в знаниях или навыках, однако не стоит забывать о своих сильных качествах. Благодаря им вы можете исправить ситуацию и сделать ее в разы лучше. Перечислите, какие знания, способности, черты характера помогут вам в работе над ошибками.

Рефлексируйте

Вспомните совершенные вами ошибки и проанализируйте ваше поведение в этих ситуациях. Когда вы смогли исправить ситуацию и благодаря чему? Возможно, вам кто-то помог или вы самостоятельно нашли в себе силы? Подробный анализ прошлого поможет вам в сложившейся ситуации.

Обсудите проблему

Если ситуация связана с работой, возможно, ваш коллега допускал похожие ошибки и знает, как их разрешить. Поделиться можно и с близким человеком. Даже если он не даст совет, то в ходе обсуждения вы найдете выход из ситуации и, тем самым, поймете, что все исправимо.

Избегайте «но»

В продолжение предыдущего пункта стоит добавить, что если ваше желание продиктовано не только потребностью попросить прощения, но и получить его, то также следует избегать союза «но».

«Но» как будто призвано снять с вас половину вины или переложить ее на плечи другого человека или обстоятельств. Такие извинения, как: «Извини, я не поддержал тебя, потому что ситуация была действительно спорная» лишает ваши слова искренности и смещает акцент с извинений на следующее предложение.

Вероятно, есть много веских причин, почему вы поступили именно так, но подождите немного, ведь сейчас главное не это.

Одержимость властью

Почему некоторые руководители боятся признавать свои ошибки? Потому что их желание быть всегда и во всем правыми превратилось в нужду правоты. Нужда быть всегда правым заводит в ситуацию, когда человек не может признать собственные заблуждения без того, чтобы не испытать глубочайший стресс, сопоставимый с крушением ценностной системы, разрушением личности. Этим удачно пользуются манипуляторы — намеренно и последовательно загоняя «всегда правого» в русло решений, которые ему невыгодны, но от которых он не может отказаться, так как иначе придется признать свою неправоту. Особенно часто попадают в подобную «ловушку правоты» люди с крепкими убеждениями и нерушимыми принципами. Мы все были свидетелями крушений компаний и даже социально-исторической эпохи, где руководители не могли проявить гибкость, адаптивность к новой ситуации и, по сути, предпочли погибнуть под обломками неизбежных преобразований.

Жизнь прекрасна и опасна своей непредсказуемостью — и чем больше человек уверен в точности своих долговременных прогнозов, основанных на предыдущем опыте, чем привычнее ему действовать внутри избранной схемы (а «правота» — это чаще всего некая схема действий), тем чаще он может убедиться в неэффективности выбранного «жесткого курса». И если стремление быть правым было желанием, а не нуждой, то у него есть шанс просто обогатиться новым опытом. Если же правота была нуждой, то человек будет склонен отрицать очевидное, обвиняя свое окружение во всех грехах, отстаивая привычную схему вплоть до полного коллапса ситуации.

Из жизни замечательных людей

На вокзале стоял под парами поезд, готовый к отправлению. Одетый в крестьянскую рубаху Толстой вдруг увидел, как из окошка вагона высунулась симпатичная дама и обращается к нему: «Мужичок, сходи-ка в дамскую комнату, я там сумочку забыла».

Лев Николаевич принес. Дама вручила ему пятачок на чай.

Сосед по вагону с иронией заметил: «Да это, мадам, сам граф Толстой вам услужил». Дама бросилась извиняться: «Лев Николаевич, Лев Николаевич, верните мне мой пятачок! Я вас не узнала».

Толстой ответил: «А я его заработал». И не отдал.

  • В дому своем в Ясной Поляне
  • Любил принимать он гостей.
  • К нему приезжали славяне
  • И негры различных мастей.
  • Теорию непротивленья
  • Он миру хотел передать.
  • Об этом сейчас без волненья
  • Никак невозможно читать.

О том, как Толстой преподавал крестьянским детям в школе, написаны книги и диссертации. Не будем ни с кем вступать в споры. Известно, что в школе его не было ни формы одежды, ни звонка, ни даже расписания. Дети приходили, когда хотели, пропускали, что хотели. Ни один педагог в современной школе не может себе позволить такой роскоши.

«Воспитание, как умышленное формирование людей по известным образцам, — неплодотворно, незаконно и невозможно. Права воспитания не существует».

А уж такой – тем более…

Что скажут современные методисты на такой тезис:

«Педагогика есть наука о том, каким образом, живя дурно, можно иметь хорошее влияние на детей, вроде того есть наша медицина — как, живя противно законам природы, все-таки быть здоровым. Науки хитрые и пустые, никогда не достигающие своей цели».

А могут ли родители следовать толстовской формуле?

«Не знаю ни одного действия воспитания детей, которое не включалось бы в воспитание себя. Как одевать, как кормить, как класть спать, как учить детей? Точно так же, как себя. Если отец, мать одеваются, едят, спят умеренно и работают, и учатся, то дети будут то же делать».

Как вам такое положение:

«Критерий педагогики только один — свобода».

Да его в анархисты можно записать, если не в экстремисты!

Между тем, дети в его школе легко справлялись с весьма непростыми задачами.

В мире интересного

Лев Толстой стал вегетарианцем в 57 лет.

  • Жена его Софья Андреевна,
  • Обратно, любила поесть.
  • Она не ходила босая,
  • Спасая фамильную честь.
  • Из этого в ихнем семействе
  • Был вечный и тяжкий разлад:
  • Его упрекали в злодействе –
  • Он не был ни в чём виноват.

Многие «специалисты» утверждают, что Лев Николаевич был бессребреником и врагом собственности. Кто-то дописался до «коммунистических взглядов» Толстого (зачем таких людей научили читать, это вопрос гипотетический, но вот писать их учить точно не следовало).

Однажды – что подтверждается многими источниками, Толстой предложил всем членам своей семьи отказаться от собственности и богатства, раздать излишнее бедным и жить лишь на то, что самим и удастся заработать. Впервые семья не поддержала его, начался настоящий бунт. Софья Андреевна категорически отказалась от этого проекта, решив (не без здравого смысла), что это обречет детей на нищету. Именно имущественные разногласия в конце концов толкнули Толстого на уход из дома и привели в Астапово.

В молодости Толстой с успехом проматывал наследство и все же сумел за счет литературного труда увеличить свои оставшиеся 750 десятин земли в шесть раз (от того, что оставили родители – втрое). Свои литературные заработки он отстаивал очень жестко, не подписывал издательский договор без аванса, сам назначал размер гонорара, разрывал соглашения при недостаточной оплате. «Война и мир» была продана журналу «Русский вестник» по расценке пятьсот рублей за лист с авансом в десять тысяч. При подготовке издания романа учитывал все свои затраты, включив туда «свое спокойствие» (этот пункт стоил изданию пять процентов к общей сумме).

Так что, сколько стоит его Ясная Поляна и все в ней находящееся, писатель знал не понаслышке.

В Москве, в ночлежке Толстой повстречал юного попрошайку – мальчика Сережу двенадцати лет. Умный мальчуган понравился ему, и Лев Николаевич поселил его у себя дома на кухне, накормил и избавил от вшей, и предложил устроить его учеником к сапожнику или работником в крестьянскую семью. Мальчик сбежал.

«Я собрался Сережу облагодетельствовать, приобщить к труду, взял в свой дом, и что он там увидел? Моих детей, его ровесников, которые никогда не только не работали, но всеми средствами доставляли работу другим: пачкали, портили все вокруг себя, били посуду, ели все самое вкусное и дорогое. Вокруг них ходили слуги, няньки, гувернеры. Мальчику, конечно, не хотелось работать сапожником, ему хотелось есть, пить и веселиться, как делают мои дети».

Не так все просто.

Чистосердечное признание смягчает вину

После того как вы расскажете о допущенной вами ошибке, следует проанализировать причины, которые, по вашему мнению, привели к такому развитию событий. Желательно сразу указать долю своей вины, чтобы рекрутер не задавал вам дополнительных вопросов, и рассказать, каким образом вы пытались найти пути решения возникшей проблемы. Виктория Савилова о. Как бы то ни было, но лучше заранее обдумать ответ на этот вопрос, проанализировав прошлые неудачи, и представить их работодателю в наиболее выгодном для вас ракурсе. К примеру, у Ларисы К. был такой опыт: «В отделе освободилась должность начальника отдела, и кандидатов искали внутри компании. Шла жесткая борьба между сотрудниками за повышение. Я отошла в сторону, решив не участвовать в этой «мышиной возне». Подумала, что мне сами все предложат, так как показатели у меня были самые лучшие по отделу. Но выбрали более активного человека, и я поняла, что моя пассивность и надежда на «правильное» решение руководства сыграли со мной злую шутку. Тогда я подготовила план действий, пошла с ним к руководству и в результате получила повышение».

Осознание причин своих неудач очень важно для того, чтобы не совершать подобных ошибок снова. Умение делать выводы из прошлого, даже негативного, опыта, менять стиль поведения и управления, контролировать свои эмоции – все это играет значимую роль для сотрудника любой компетенции и статуса

Ведь однажды испытав сильный стресс от допущенной серьезной ошибки, человек постарается сделать все от него зависящее, чтобы не допустить в будущем повторения такой же ситуации, а компания сумеет заполучить в свои ряды кандидата с более разветвленной вариативностью поведения.

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как теперь будут контролировать наличку. 115-ФЗ в 2021 году ».

Только до завтра можно забрать запись со скидкой 20%. Программу вебинара смотрите здесь

Как упрямое эго может влиять на ваш мир

Другими словами, сказать: «Да, я поступил неправильно, извини» – может быть страшно. Однако упрямое отрицание ошибок фрустрирует наших друзей, коллег, членов семьи и партнеров. Такое поведение заставляет людей держаться от нас подальше и становится причиной нашей изоляции. Оно также затрудняет личностный рост.

«В основе отказа признавать собственные ошибки лежит хрупкое эго. Поэтому, когда любимые люди начинают отворачиваться от нас, это выглядит как самоисполняющееся пророчество: мы получаем подтверждение того, что нас невозможно любить, – говорит доктор Каплан. – Это усиливает паттерн отрицания и привычные нам психологические защиты. Не признавая ошибку, мы зачастую не позволяем себе быть уязвимыми, ведь это значило бы отказаться от наших психологических защит, ограждающих наше эго от любых угроз».

Когда человек постоянно избегает уязвимости, поясняет доктор Каплан, он внутренне привязывается к чувствам стыда, вины и страха, и со временем это сказывается на его психическом здоровье, ведя к депрессии или тревожности.

И наоборот, «признание своих ошибок демонстрирует окружающим, что мы обладаем состраданием, эмпатией, симпатией и умеем слышать других. Также становится очевидным, что мы способны быть объективны в отношении себя самих и не считаем себя “совершенными” и во всем правыми».

Признание своих недостатков позволяет другим видеть нашу уязвимость и даже внушает им любовь к нам. Оно открывает для нас возможность осмысленного диалога, а значит, личностного роста и большей открытости в отношениях.

Признание ошибки

Понял. Был неправ. Вспылил. Но теперь считаю свое предложение безобразной ошибкой, раскаиваюсь, прошу дать возможность загладить, искупить. скачать видео

Во взрослой жизни такое поведение сложно назвать эффективным. Когда вы замалчиваете, не признаете, отрицаете свою ошибку, то возникает ряд сложностей:

Ответственность за ошибку перекладывается на обстоятельства или других людей. А раз ответственность не на вас, то и решать сложившуюся ситуацию должны другие. Такое поведение приводит к формированию позиции Жертвы.

Сегодня на обеде мои коллеги неудачно пошутили надо мной. Я на них обиделся, расстроился и в результате отправил счет с большой суммой не туда! А что вы хотите, если я был в таком разобранном состоянии?! Здесь любой бы допустил ошибку! Понятно, что вся ответственность лежит на тех самых коллегах, которые не умеют себя прилично вести!

Портятся отношения с окружающими.

Когда вы сами не признаете своей ошибки, то окружающие люди начинают вам честно на нее указывать. Будете упорствовать — возникнет непонимание и конфликт. Если при этом вы еще перебрасываете ответственность за ошибку на других, отношение у порядочных людей к вам совсем испортится.

Ошибки не исправляется, выводы на будущее не делаются.

Принимай критику

Критика во многих случаях — это очень полезный мотиватор, который будет помогать тебе меняться в лучшую сторону. Разумеется, ты должен понимать, что во благо тебе идет только конструктивная критика. Будь открыт для отзывов, не спеши обороняться, если кто-то делает тебе замечание или обвиняет тебя в чем-либо. Попробуй взять эмоции под контроль и оценить ситуацию объективно. Для этого можешь попросить человека дать развернутое пояснение его словам — быть может, у вас просто разные взгляды на одни и те же вещи, и с точки зрения твоего собеседника ты действительно поступил неправильно.

Факт без комментария

Лев Толстой курил до 60 лет.

«Толстой не пил!» «Он был врагом пьянства!» «Он боролся с алкоголем!»

Сколько подобных выкриков, снабженных цитатами, обрушили на нас во время антиалкогольной кампании 1985 года!

А как вам такая цитата:

  • « – Вот всюду возникают теперь эти общества трезвости…
  • Он сдвинул брови:
  • – Какие общества?
  • – Общества трезвости…
  • – То есть это когда собираются, чтобы водки не пить? Вздор. Чтобы не пить, незачем собираться. А уж если собираться, то надо пить. Всё вздор, ложь, подмена действия видимостью его».

Это излагает свой разговор с Толстым Иван Алексеевич Бунин. По разным источникам, Толстой до самой смерти любил кумыс (и отнюдь не безалкогольный), и даже приобрел небольшое имение рядом с кумысолечебницей, отдавал должное браге и пиву. Дом в Москве приобрел недалеко от хамовнической пивоварни – соседство это было не последним козырем в пользу покупки. В последние годы и правда не пил и пива. Кумыс – пил.

«Лев Толстой был абсолютным вегетарианцем!» – вопят зожники и веганы. «В его доме было запрещено мясоедство! Он не ел тех, у кого была мать!»

Полюбопытствуйте, вот приблизительное меню, составленное Софьей Андреевной:

  • «- Мясной: «суп-жульен, пирожки, сафой (*савойская капуста) под бешамелью, карпия (*карп) жареный с кашей, каймак».
  • «- Постный: «суп с рисом, пюре картофельный, печеные яблоки».

Сперва – кто чего хотел, тот тем и угощался. И никого не заставляли насильно.

Вот вам, кстати, рецепт:

«Я ТОЛСТОЙ, НО НЕ ТОЛСТОВЕЦ!»

Не помогало.

  • Однажды покойница-мама
  • На графский зашла сеновал.
  • Случилась ужасная драма:
  • Ее он тарарам-пам-пам.
  • Вот так разлагалось дворянство.
  • Вот так разрушалась семья.
  • И как результат разложенья
  • На свет появился и я.

Интересно, да? И такое было. Но уж это – сами. Ищите, как рекомендуется – и обрящете.

  • Граф юность провел очень бурно,
  • На фронте в Крыму воевал.
  • А в старости очень культурно
  • В именье своем проживал.
  • Вступал он с правительством в трения,
  • Но был он народа кумир,
  • За книжку про Анну Каренину,
  • И ту – про Войну и про мир.

Вот уже несколько лет весьма нередко можно услышать и прочитать следующий тезис. «Льва Толстого отлучили от церкви за то, что он был безбожником и еретиком».

Вот выдержка из Определения Святейшего Синода от 20—22 февраля 1901 года:

«Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно пред всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его Матери, Церкви православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры православной, которая утвердила вселенную, которою жили и спасались наши предки и которою доселе держалась и крепка была Русь святая».

А вот несколько строк из ответа Льва Толстого на это определение:

«…когда люди как бы много их ни было, как бы старо ни было их суеверие и как бы могущественными они ни были, во имя того бога, которым я живу, и того учения Христа, которое дало жизнь мне и может дать ее всем людям, проповедуют грубое колдовство, не могу этого видеть спокойно. И если я называю по имени то, что они делают, то я делаю только, то что должен, чего не могу не делать, если я верую в бога и христианское учение. Если же они вместо того, чтобы ужаснуться на свое кощунство, называют кощунством обличение их обмана, то это только доказывает силу их обмана и должно только увеличивать усилия людей, верующих в бога и в учение Христа, для того, чтобы уничтожить этот обман, скрывающий от людей истинного бога.

Про Христа, выгнавшего из храма быков, овец и продавцов, должны были говорить, что он кощунствует. Если бы он пришел теперь и увидал то, что делается его именем в церкви, то еще с большим и более законным гневом наверно повыкидал бы все эти ужасные антиминсы, и копья, и кресты, и чаши, и свечи, и иконы, и все то, посредством чего они, колдуя, скрывают от людей бога и его учение.

Так вот что справедливо и что несправедливо в постановлении обо мне Синода. Я действительно не верю в то, во что они говорят, что верят. Но я верю во многое, во что они хотят уверить людей, что я не верю».

Обещанное в подзаголовке преступление можете совершить вы, причем именно сейчас. Если вдруг примете одну или другую сторону на основании выдержек из этих двух текстов. Если переложите ответственность за свое суждение на толкователей и интерпретаторов. На переводчиков с церковнославянского и толстовского языка на язык собственных целей. Чтобы разобраться в этом вопросе, мало прочитать что бы то ни было. Для ответа на этот вопрос может не хватить и жизни. А многие уже решили. Вот уж воистину, велика разница между поступком человека по убеждению и действием собаки по команде.

Через шесть лет мы будем отмечать двухсотлетний юбилей Толстого. Изменимся мы. Изменится страна. Изменится мир. Как использовать эти шесть лет. Прочитать побольше, не ограничиваясь школьной программой. Понять Толстого – шести лет не хватит. Но, по крайней мере, отбросить шаблонные глупости… нет, ну что я опять сморозил?! Толстовец, да и только.

Почему так сложно признать ошибку

Одна из причин того, почему некоторые из нас не умеют признавать свои ошибки, состоит в элементарной неспособности осознавать свои действия. Эта проблема может преследовать нас во всех областях жизни и на протяжении всей жизни, а может создавать «слепое пятно» лишь в определенных ситуациях. В конце концов, если человек просто не понимает, что он неправ, ему невозможно признать свою ошибку.

Однако в других случаях человек может осознавать, что неправ – отчасти или совсем, – но тем не менее отказывается признать свою вину, поскольку очень сильно дорожит своим эго.

«Для некоторых людей признание себя неправым создает слишком большую угрозу их самооценке, поскольку вызывает смущение, стыд, чувство вины, а возможно, бросает вызов их представлениям о себе, – говорит доктор Кейт Каплан, лицензированный клинический психолог. – В результате люди прибегают к гиперкомпенсации, отрицая, что совершили ошибку, или утверждая, что это не их промах, тем самым защищая свой образ себя».

Этот процесс носит название когнитивного диссонанса. Он представляет собой бессознательную защитную систему, которую многие из нас используют для того, чтобы оградить свое эго. «Людей, испытывающих проблемы с признанием ошибок, – говорит доктор Каплан, – даже если на определенном уровне они и осознают их, зачастую беспокоит то, что, если в их действиях проявится какое-либо несовершенство, это будет свидетельством некоего серьезного недостатка. Признание такого несовершенства заставит их чувствовать себя слабыми, неспособными нравиться окружающим, а возможно, просто плохими людьми. Глубоко внутри они зачастую испытывают страх утратить уважение окружающих или разрушить отношения».

Подумайте над своими словами

Прежде чем спешить с извинениями, подумайте, как получатель будет интерпретировать ваши слова и ситуацию в целом.

То, что руководитель говорит, признавая ошибку, может повлиять на доверие, которое он завоевывает в отношениях с сотрудниками. Если вы не будете внимательно относиться к своим словам, то можете лишь добавить к обиде оскорбление и еще больше поставить под угрозу вашу взаимосвязь.

Россияне назвали самый лучший день и сезон для работы: результаты опроса

Как создавать изысканные рабочие образы: примеры модели Рози Хантингтон

Фастфуд в России и мире: как выглядел первый KFC, и почему пиццу назвали «Хат»

Простое «извините» проходит долгий путь. Произнесенное искренне, содержательно, оно резонирует с вашей командой, позволяет сотрудникам почувствовать подлинность вашего сожаления. В любом другом случае это демонстрация вашего равнодушия и эгоизма.

Подумайте над своими словами

Прежде чем спешить с извинениями, подумайте, как получатель будет интерпретировать ваши слова и ситуацию в целом.

То, что руководитель говорит, признавая ошибку, может повлиять на доверие, которое он завоевывает в отношениях с сотрудниками. Если вы не будете внимательно относиться к своим словам, то можете лишь добавить к обиде оскорбление и еще больше поставить под угрозу вашу взаимосвязь.

Что есть, чтобы лучшие работать: 5 продуктов, улучшающих производительность

Выстроить отношения с конкретными людьми: как подняться по карьерной лестнице

Оптимизм — это способ уменьшить стресс: как преодолеть страх в начале карьеры

Простое «извините» проходит долгий путь. Произнесенное искренне, содержательно, оно резонирует с вашей командой, позволяет сотрудникам почувствовать подлинность вашего сожаления. В любом другом случае это демонстрация вашего равнодушия и эгоизма.

Удар по самооценке

Ответ связан с эго человека, его самоощущением. У некоторых людей хрупкая самооценка, поэтому они не в состоянии признать свою неправоту. Принятие того факта, что они были неправы, было бы разрушительным для них, поэтому у них включаются защитные механизмы, искажающие восприятие реальности.

Защитные механизмы оберегают хрупкое эго человека, изменяя факты в его сознании. В результате он приходит к следующему мнению: «Я проверил утром, и молока было достаточно, видимо, кто-то выпил его». Когда человеку указывают на то, что после его ухода никого не было дома и, соответственно, никто не мог допить молоко, он твердит: «Кто-то должен был быть дома, потому что я проверил, и в холодильнике было молоко».

Упрямцы будут продолжать отстаивать свою точку зрения и будут готовы возразить любому, кто пытается оспорить их аргументы. Люди, которые неоднократно демонстрируют подобное поведение, по определению психологически хрупки.

Нужда VS желание

Дело в том, что понятия «прав» и «компетентен» (умен, прозорлив) — не синонимы. Тот, кто в команде самый умный, необязательно всегда и во всем прав (популярность обсуждения тем обычного и социального интеллекта тому свидетельство). И тот, кто в данный момент ситуационно прав, необязательно является самым умным во всех вопросах бытия. Стоит разделить также два других понятия — желание и нужду. Нужду отличает от желания то, что удовлетворение нужды человек воспринимает как существенную часть своего жизнеобеспечения. Ему нужно, чтобы осуществилось задуманное, иначе ему кажется, что он подвергнется какому-то жизненному риску и в предельном случае погибнет. Так, если вы захотите пить в жаркий день в городе — это будет желание, потому что у вас есть возможность его удовлетворить, хотя, возможно, требуется немного потерпеть (найти магазин, где продается вода, или добраться до дома). А если жажда застала вас в пустыне? К желанию пить добавится отчаяние от невозможности это желание удовлетворить. Непредсказуемость развития ситуации вызовет страх погибнуть — и жажда превратится в нужду, без удовлетворения которой человек действительно погибнет.

Почему верить, что ты всегда прав, плохо

Психолог Адам Грант считает, что зацикленность на собственной правоте и неспособность услышать аргументы против приводят к неудачам. Порой катастрофическим. Как, например, поражение Хиллари Клинтон в президентской гонке 2021 года. Хиллари считала себя однозначным фаворитом, а её политтехнологи даже не рассматривали Трампа в качестве серьёзного соперника. Тем больнее для них оказалось столкновение с реальностью.

Если ваша цель — узнать правду, то умение признавать свою неправоту необходимо. Готовность услышать и принять другое мнение философы называют эпистемическим смирением Inevitability, contingency, and epistemic humility .

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий