Довериться человеку = довериться Богу
Продолжая размышлять о пути к себе подлинному,
невозможно не коснуться темы прощения. Ведь известно: когда мы обижаемся,
злимся на кого-то, объект нашей обиды может об этом и не знать. Но нам самим
будет плохо. И какое облегчение наступает, когда, наконец, приходит внутреннее
прощение. Повторюсь, близкий человек об этих аутопроцессах может и не
догадываться.
Обида и прощение — наше внутреннее дело. Почему нас что-то задевает и ранит, отчего мы не можем простить кого-то — психолог Марина Архипова и философ Марина Михайлова глубоко исследуют этот вопрос в книге «Прощение. Как примириться с собой и другими»
И здесь, кроме уже вынесенного в заглавие важного параметра — «с собой», — открываются новые горизонты нашего прощения: «простить Бога», «простить историю». А ведь действительно, можно жить и обижаться на то, что случилось задолго до твоего рождения, на то, что ты родился не в ту эпоху, а ведь мог бы… А уж сколько мы предъявляем претензий Богу, знает только Он Сам
В книге много говорится о важности прощения для
духовной жизни. Ведь не зря слова о прощении входят в главную нашу молитву —
«Отче наш»
Прощение становится тут условием богообщения.
Начинают авторы с малого: с принятия себя, с принятия
другого. Последовательно, по главам, говорят о таких важных и простых вещах,
как прощение родителей, детей, супруга.
Постепенно
авторы переходят к более сложным процессам: простить врага, простить Бога.
«Можно
жить в постоянной обиде на Бога, отвергая испытания,
которые нам приходится проходить. От этого судьба наша станет еще тяжелее, потому
что к страданиям прибавится еще ожесточенность и зависть к тем, чья жизнь нам кажется более легкой и
благополучной, чем у нас».
Простить — это значит поверить и довериться. Простить — это свобода, не простить — несвобода. Но сколько мы можем прощать? И не приведет ли это к безнаказанности и расцвету зла? Действительно, всегда есть опасность, что прощение будет воспринято нравственно незрелыми людьми как слабость и повлечет за собой новые злоупотребления. Доверие, с которым сопряжено прощение, является Божьим даром, — делают вывод авторы и приводят размышление Дитриха Бонхеффера:
В этом размышлении важна трезвая оговорка о том, что христианину не следует поддаваться манипуляциям подлости,
подчеркивается в книге. Тезис о необходимом недоверии напоминает, что в
любой жизненной ситуации стоит
руководствоваться сердцем и умом, а не буквой закона, даже если это
формально воспринятый закон Евангелия.
Дитрих Бонхеффер (1906–1945) — немецкий лютеранский пастор, участник антинацистского заговора
Размышления о творческой силе прощения и полноте жизни в Боге через это не кажутся мне слишком экзальтированными или слишком романтичными. Думается, когда в нас не останется ни капли непрощения, мы окажемся уже в преддверии Рая. А где же, как не в Раю, нам обрести подлинного, целостного, цельного себя?
Психосоматика: правда или выдумки
— Ой, что-то голова
последнее время сильно болит.
— Слушай, это может
быть психосоматика.
— Изжога замучила, уже состав
продуктов стала смотреть.
— Это может быть
психосоматика.
— Спину скрутило, не
согнуться.
— Психосоматика!
Кто из нас не слышал таких диалогов? Я — довольно
часто. Не скрою, меня они сильно раздражали. Хотелось резко ответить: «Если
изжога, так это проблема с кислой средой в желудке, а психология пусть пока
немного отдохнет».
Но теперь психосоматика из области понятий
нетрадиционной медицины перешла в медицину официальную. У нас в районе даже
есть кабинет психосоматических расстройств при поликлинике.
Но, безусловно, в каждой области человеческих знаний
есть «перегибы на местах». Разобраться в том, что такое психосоматика, самовнушение,
и как отделить биохимические процессы от психологических, мне помогла книга
Светланы Морозовой «Злитесь, чтобы не болеть. Как наши эмоции влияют на наше
здоровье».
Поначалу повествование показалось немного наивным. Главная
героиня — девушка на работе с орущим начальником, глуповатыми внушаемыми
коллегами и типично токсичной мамой. Возможно, автор где-то утрировал реальную
ситуацию, чтобы более выпукло показать «симптомы». Но зато мне очень пришлась
по вкусу «объяснительная» часть книги, где — параллельно с разворачиваемым
сюжетом — давались определения и другие сведения теоретической психологии в
области той самой психосоматики. Пожалуй, да, только теорию я бы читать не
стала, а вкупе с сюжетной линией, которая служила практическим примером теории,
все это усваивалось гораздо легче. В частности оказалось вот что:
А вот интересные разработки уже начала XX века:
основатель психосоматической медицины Франц Габриэль Александер родился в 1891
году в Будапеште, учился в Берлине, а с 1930 г. был профессором Чикагского
института психоанализа.
Франц Габриэль Александер (1891–1964), основатель психосоматической медицины
Безусловно, не стоит, прочитав эти строки, пытаться
излечить себя, усилив проявление своих эмоций, также вряд ли получится вылечить
себя самовнушением. Автор книги с юмором показывает и эту стадию у энтузиастов,
пытающихся разобраться со своим здоровьем и зависимостью его от психики.
В конце книги очень ценное приложение: сборник
различных психотерапевтических тестов, от теста Бека на тревожность до Торонтской
шкалы алекситимии. Пройдя их и увидев серьезное отклонение от нормы, можно
обратиться к специалисту. Или, напротив, убедиться, что находишься в норме, и спокойно
жить дальше.
Инина Наталия – Испытание детством. На пути к себе
4-е изд.
М.: Никея, 2017. 208 с.
серия “Становление личности”
ISBN 978-5-91761-585-1
Инина Наталия – Испытание детством. На пути к себе – Содержание
- Об этой книге
- От автора
- Пролог
- Куда уходит детство…
- Родители, или Потерянный рай
- Драгоценности детства
- Отрочество: все или ничего — на меньшее я не согласен
- Сладость уз или груз свободы
- Прошлое — начало будущего. Роль детства в жизни человека
- Мир для меня или я для мира? Бухгалтерия взрослости
- Второе рождение. Обретение полноты бытия
- Эпилог
- Постскриптум. Испытание детством. Год спустя
Инина Наталия – Испытание детством. На пути к себе – От автора
Дорогой читатель!
Встреча с Вами на страницах этой книги для меня большая радость и честь!
Но прежде чем отправиться в путь и начать наше психологическое расследование, мне хотелось бы, стоя на берегу, сказать несколько слов благодарности тем людям, без которых это путешествие не могло бы состояться. Прежде всего — это мои пациенты. Я намеренно буду и далее использовать именно это латинское слово, означающее «терпящий, страдающий», ведь настоящая жизнь, наполненная мудростью, любовью и добротой,—это всегда преодоленное страдание. Страдание, которое становится импульсом, толчком, энергией, благодаря которой человек выходит к полноте своей жизни, созревает как личность в подлинном христианском понимании. Слова глубочайшей благодарности мне хочется адресовать и моим учителям — тем, кто поделился со мной не только профессиональными знаниями и умениями, но являл собой образец бескорыстного служения делу, достоинства и глубокого уважения к человеку, находящемуся перед тобой.
Мои учителя показали мне не только ценность учительства, но и ценность ученичества — ценность ищущего, любознательного незнания, без которого невозможно развиваться и совершенствоваться. И, конечно же, низкий поклон я адресую моим родным и близким, которые терпеливо и доброжелательно сопровождали меня в работе над этой книгой и стали моими первыми читателями. Конкретные обстоятельства историй моих пациентов, так же как и их имена, были изменены. Главной задачей автора был не анализ «отдельного случая», а попытка понять те универсальные психологические механизмы, которые при определенных условиях либо лишают человека покоя и гармонии, разрушая его целостность, либо помогают обрести душевное здоровье, полноту и радость бытия. А теперь, мой дорогой читатель, оттолкнемся от берега и двинемся в путь!
Инина Наталия, Москва, 2014