Конспект с занимательными опытами для старшей группы «Путешествие в Наукоград»
Цель:
- наблюдение за физическими явлениями;
- постановка опытов;
- ознакомление детей со способами выявлений основных закономерностей физических явлений и их проверки, измерением и сравнением величин.
Задачи:
Образовательные:
формировать ориентацию на стремление к познанию;
формировать наблюдательность, умение фокусировать внимание на объекте изучения;
формировать мыслительные операций (анализ, обобщение);
формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, осуществлять проверку результата своих действий и т.д.
Развивающие:
- развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей;
- развитие речи, умения описывать результаты наблюдений, строить простейшие умозаключения;
Воспитательные:
- воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации;
- воспитывать любознательных личностей.
Материал для занятия:
- Игрушка Знайка;
- телевизор;
- пластиковая бутылка с уксусом, щепотка соды, воздушный шарик;
- термометр;
- палочка на подставке, бумажная спираль, свечка;
- прозрачный стакан с водой, лист плотной бумаги, глубокий поддон;
- цветные карандаши, листы бумаги.
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня ребята мы превратимся с вами в ученых. И отправимся в путешествие в страну, которая называется Наукоград. Хотите стать учеными?Дети: Да.
Воспитатель: К нам сегодня пришел маленький ученый Знайка, давайте поприветствуем его. Знайка сказал, что отправимся мы с вами в путешествие на воздушном шаре. А чтобы шар полетел, что нужно сделать дети?Дети: нужно его надуть.
Воспитатель: Правильно. И помогут нам вот эти предметы. Смотрите внимательно.
Опыт «Надувание шарика»
В шар сыпем немного соды, в бутылке налит уксус и надевает шарик на горлышко бутылки. Во время реакции идет активное выделение углекислого газа — шар надувается.
Воспитатель: чтобы полететь в эту страну мы должны знать температуру воздуха за окном. Какой предмет поможет нам?
Дети: термометр.
Опыт «Термометр»
Воспитатель: правильно. У нас с вами есть вот такой термометр. Он показывает, что здесь у нас тепло. (рассматривание с детьми) Мы проведем с вами опыт, положим его за окно и посмотрим какая температура воздуха на улице.
А пока посмотрим, что такое температура и термометр.
(просмотр познавательного видео)
Воспитатель: пока мы с вами смотрели мультфильм наш термометр показал температуру за бортом нашего воздушного шара. Давайте посмотрим сколько градусов. (демонстрация детям). Что случилось с ртутью в трубочке?
(Ответы детей)
Воспитатель: а сейчас мы немного отдохнем от путешествия.
Физкультминутка.
Воспитатель: ребята, воздух по которому летит наш воздушный шар может быть, как холодным, так и горячим. Сейчас мы посмотрим с вами как влияет горячий воздух на другие предметы.
Опыт «Вращение спирали»
Мы повесим спираль, вырезанную из бумаги, на палочку и положим свечу под нее, которая будет греть воздух под ней. Посмотрите. Как горячий воздух заставляет спираль двигаться вокруг палочки. Не забываем о правилах безопасности. Скажите, чем опасен открытый огонь?
Дети: все может загореться и т. п.
Воспитатель: правильно, поэтому не забывайте, что такие опыты может проводить только взрослый.
Воспитатель: как вы думаете, почему мы с вами не можем взлететь сами. Взяли бы да полетели куда нам нужно. Но что-то нас удерживает на земле. Как вы думаете, что?
Дети: земля.
Воспитатель: правильно, а помогает ей удерживать нас с вами и все остальные предметы — земное притяжение. О нем сейчас нам расскажут ваши знакомые фиксики (просмотр мультфильма).
Воспитатель: мы с вами не чувствуем притяжения земли, и чтобы увидеть, как земля притягивает мы проведем с вами опыт.
Опыт «Притяжение воды»
В прозрачный стакан наливаем воды до половины. Накрываем сверху листом бумаги, немного подержали и отпустили. Вода не выливается. Воздух в стакане поднялся вверх, а вода опустилась в низ. Что доказывает наличие земного притяжения.
Воспитатель: Предлагаю нарисовать наш воздушный шар, на котором мы путешествовали. И украсить нашу группу.
(Дети рисуют)
Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе (ФГОС)
Познавательно-исследовательская деятельность – это одно из основных направлений в дошкольном образовании. В подготовительной группе, которая предназначена для детей 5-6 лет, проводится познавательно-исследовательская деятельность для развития их интеллектуальных способностей.
Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе направлена на развитие у детей умения искать новую информацию, анализировать ее, выделять главное, делать выводы и решать проблемы. В процессе такой деятельности дети учатся самостоятельно исследовать мир, познавать окружающую природу, понимать ее законы и принципы.
Конспекты занятий и методические рекомендации для педагогов помогают организовать познавательно-исследовательскую деятельность в подготовительной группе. Одной из тем, которая может быть рассмотрена, является “Природа”. Дети маленькой и подготовительной группы могут изучать природу своей родины или природу Урала, если такая тема ближе к месту проживания.
На занятиях проводятся различные практические работы и эксперименты, рассматриваются иллюстрации и фотографии, читаются рассказы и научные статьи для детей старшего дошкольного возраста. В результате таких занятий дети открывают для себя новые факты о природе, учатся объяснять явления, видеть взаимосвязи.
НОД (наглядно-образная деятельность) также широко используется в познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе. В процессе учебных занятий и экскурсий дети получают возможность наблюдать и исследовать окружающий мир, проводить маленькие эксперименты и делать выводы
Важно, чтобы уроки были устроены таким образом, чтобы ребенок мог самостоятельно ощутить радость открытия и понять, что исследование и ознакомление с новыми знаниями – это интересно и весело
Примерный план занятий по изучению темы “Природа”
Номер занятия
Тема
Описание
1
Введение в тему “Природа”
Рассказ о разных аспектах природы. Беседа о том, что такое природа и как она связана с нами.
2
Растительный мир
Рассмотрение различных видов растений и их функций в природе. Практические работы с растениями (садежка, уход за растениями).
3
Животные мира
Изучение разных видов животных. Наблюдение за животными на прогулке. Организация игрового занятия, в котором дети играют роли различных животных.
4
Окружающая среда
Определение понятия “окружающая среда” и исследование ее составляющих. Практическая работа с использованием отходов и вторичного сырья.
5
Закрепление знаний
Повторение пройденных тем с помощью игр и викторин. Беседа о важности сохранения природы и нашего окружающего мира.
Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе (ФГОС) позволяет развивать интерес к познанию, формировать умение самостоятельно исследовать мир и мотивацию к обучению. Она помогает детям лучше понять и осмыслить окружающую природу, а также побуждает их к заботе о ней.
Организация наблюдения
Для организации наблюдения нужно правильно подготовить процесс:
- Выбрать растение или животное, которые выглядят здоровыми.
- Место должно быть чистым и соответствовать естественным природным условиям.
- Выбранное место должно хорошо освещаться, лучше, если свет будет падать немного сбоку.
- Детей нужно так расположить, чтобы никто из них не мешал друг другу и не закрывал обзор.
- Если есть возможность, то каждый ребенок должен потрогать растение или погладить животное.
Удобное расположение детей вокруг изучаемого объекта
Примерный план прогулки-наблюдения
Процесс рассматривания и обсуждения объекта должен соответствовать следующим рекомендациям:
- Для составления первого впечатления детям необходимо около 2 минут. За это время ребята успеют рассмотреть объект и удовлетворить свое любопытство.
- Педагог должен задать вопрос об объекте за 1 минуту.
- Далее, мысли детей нужно направить в правильное русло. При необходимости прочитать стишок или задать загадку. Так у ребят формируется эмоциональное отношение к объекту. Время не должно превышать 7 минут.
- После, объект рассматривается детально. Педагог задает наводящие вопросы и помогает с ответами. Рассказывает недостающую информацию. На это отводится не более 10 минут.
- В конце подводится итог и все полученные знания связываются между собой. Этот процесс занимает около 5 минут.
Дополнительная информация! Педагог может вместе с детьми завести красочный дневник наблюдений.
Исследовательская деятельность детей во время весенней прогулки
Исследовательская деятельность заключается в самостоятельном поиске ребенком информации.
Организация
Организовать процесс можно следующими способами:
- Дети, во время ответов на вопросы о рассматриваемом объекте, стараются правильно изложить собственные мысли.
- При длительном наблюдении за объектом, ребята подмечают все изменения и, при необходимости, их фиксируют.
- Когда идет наблюдение за живой или неживой природой, используют дополнительные предметы: темные очки, садовый инвентарь.
- Во время экскурсии, когда выезжают в город, в библиотеку, пищевое предприятие или при наблюдении строительных работ происходит изучение технологии производства или процесс организации услуг.
- После посещения музея, более детальное изучение происходит с помощью рассматривания энциклопедии или других материалов.
Также можно организовать проведение опытов под пристальным наблюдением педагога.
Экологическое образование дошкольников в ДОУ
Наблюдение — ведущий метод экологического образования дошкольников, цель которого сформировать экологическое воспитание.
Оно основывается на:
- любви к родному краю;
- бережному отношению к животным и растениям;
- получении элементарных знаний о природе;
- понимание взаимосвязи всего живого.
Знания дети получают следующими способами:
- создания уголка природы на территории детского сада;
- проведение экскурсии;
- беседы о природе;
- рассказы о животных;
- тематические игры;
- рисование;
- подготовка экологических праздников.
Дополнительная информация! Дети под присмотром педагога могут ухаживать за комнатными растениями, кормить животных в зооуголке и собирать гербарий.
Наблюдение за природой на улице в марте помогает ребенку больше узнать об окружающем мире. Правильно организованный процесс пробуждает интерес и тягу к новым знаниям. Включение в процесс обучения игр и совместной деятельности формирует умение заниматься сообща.
https://youtube.com/watch?v=KVdXIIrW8r8
№ 1142 Конспект наблюдения на прогулке в подготовительной группе «Осенняя берёза»
Опубликовано 28.09.2016
Малышева Екатерина АлександровнаМБДОУ № 259 “Теремок”, г. Красноярсквоспитатель
Конспект наблюдения на прогулке в подготовительной группе «Осенняя берёза»
Вот и пришла осень в наш двор,и наш сад. Очень красивые и нарядные стоят деревья, словно золотом одеты. Словно невидимый художник, прошелся кистью и раскрасил деревья в узоры. Сегодня мы с ребятами,отправились на прогулку к осенней березке.
Цель: Закрепить и уточнить знания детей об изменениях, которые происходят в природе осенью.
Задачи:
Формирование у детей представление о березе. Учить выделять характерные особенности дерева, называть его части. Упражнять в различии листьев по цвету, величине, форме. Ввести в активное пользование слова: осеннее дерево, ветки, листья, листопад, красивое, зеленые, желтые, толстый, тонкий. Развивать желание эмоционально откликаться на красоту окружающей природы.
Организация наблюдения.
Выбрать на участке отдельно стоящее красивое дерево, к которому можно подойти с детьми.
Ход наблюдения:
Воспитатель: Ребята сегодня мы отправимся в путешествие к удивительному дереву, а какому мы узнаем из загадки.
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (Береза).
Воспитатель: Да, все верно это береза. Подвести детей к березе, предложить рассмотреть. Ребята, внимательно рассмотрите осеннюю березу, и скажите, по каким признакам мы можем отличить ее от других деревьев?
-Белый, толстый ствол.
– Белая кора с черными точками.
– Листья желтые, имеют форму треугольника.
– Красивые ветки, словно косички у девушки.
Возьмите в руки по одному листику. Рассмотрите его и скажите :
1 Почему листья пожелтели и опали? (На улице стало холодно, так дерево готовится к зиме).
2 Что мы можем увидеть на листочках? (Сеточка из мелких узоров, по которым идет питание – сок к листьям).
3 С какой геометрической фигурой можно сравнить лист березы? (Треугольником).
4 Какую пользу приносят листья природе? (Это корм для насекомых, удобрение для земли, украшение дерева, животные используют как укрывной материал зимой, когда холодно).
5 Как называется явление когда листочки, словно монетки золотые разносит ветер? (Листопад).
Ребята, посмотрите на дерево и скажите на какие части можно разделить дерево, и какую функцию они выполняют?
– корни, удерживают дерево от падения
– ствол, по нему двигаются питательные вещества
– ветки, на них растут листья
– листья, украшение дерева
После беседы с детьми можно провести вот такую игру.
Дид. игра «Чьи листья»
Цель: Продолжать учить детей образовывать притяжательные прилагательные
Ход: Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и определить лист какого дерева у него в руках. (лист тополя – тополиный, березы, ивы, рябины, дуба,клен и тд.)
Физкультминутка.
“Листочки”.
Осенние листочки закружились.
Веселый ветер зашумел над ними,
Весело они летели
И на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,
Вдруг листочки красивые поднял.
Весело они летели
И на землю сели.
Подвижная игра «Листопад». Цель игры: развитие ловкости, быстроты; умения работать в парах. Ведущий держит листик на вытянутой руке, а игроки должны попытаться допрыгнуть и сорвать его. Если это не получилось ни у одного ребенка, взрослый отпускает все листья, изображая «листопад». В эту игру можно играть парами, по очереди выполняя, роль ведущего.
Желаю успехов!
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Мир науки»
Занимательные опыты для дошкольников
Цели:
- способствовать у детей развитию познавательной активности и любознательности;
- вызвать желание самим провести несложный опыт.
Задачи:
- знакомство с неизвестными качествами и свойствами уже знакомых веществ;
- развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов;
- развивать у детей умственные и мыслительные способности: анализ, сравнение, выводы.
Материалы и оборудование:
- 2 сырых яйца;
- 3 столовых ложки пищевой соли;
- 1 коктейльная трубочка;
- 6 столовых ложки крахмала;
- пищевой краситель жидкий/гуашь;
- вода;
- 2 прозрачных баночки;
- 2 прозрачные миски;
- мерные ложки.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня, мы с вами проведем несколько простых, но очень интересных опытов! Сперва, давайте с вами обсудим, что же такое «наука»? Ответы детей.
Воспитатель: А как мы с вами сталкиваемся с наукой и научными открытиями?Ответы детей.
Воспитатель: Все, что нас окружает в нашей повседневной жизни, это научные открытия! Свет из лампочек, телефоны, компьютеры, машины, это все было создано после того, как были сделаны некоторые научные открытия! Но чтобы создать что-то большое, нужно начинать с малого. Что бы совершить открытие, нужно быть знакомым с некоторыми свойствами уже знакомых нам с вами веществ. Например, таких как вода, соль и крахмал.
1 опыт: «Тонет – не тонет!»
Воспитатель: Нальем в две одинаковых баночки равное количество воды. Опускаем в каждую баночку по сырому яйцу. Что мы видим?Ответы детей.
Воспитатель: Да, оба яйца опустились на дно. Вывод, в пресной воде яйцо тонет. Теперь, вытащим ложкой яйцо из одной баночки. Засыпаем в нее три столовые ложки соли, перемешаем, и снова опустим яйцо. Что происходит?Ответы детей.Воспитатель: Да, в соленой воде яйцо всплыло. Как вы думаете, почему?Ответы детей.Воспитатель: Вывод, соль увеличивает плотность воды, что не дает яйцу утонуть.
2 опыт: «Трубочка — копье!»
Воспитатель: Возьмем с вами сырой картофель, как думаете, сможет ли эта трубочка для сока, проткнуть картофель?Ответы детей.Воспитатель: А давайте это проверим!
Детям дается сырой картофель и трубочки, для самостоятельных попыток. Дети передают картофель друг другу.
Воспитатель: Получилось? Нет! А хотите, я сделаю так, что трубочка проткнет картофель? Смотрите, я крепко – крепко зажимаю трубочку на пару сантиметров выше ее отверстия, и резко втыкаю ее в картофель. Получилось!
Детям еще раз дается картофель и трубочки, для самостоятельных попыток. Дети передают картофель друг другу.
Воспитатель: Вот и у вас получилось. Знаете, почему так происходит? Так происходит потому, что давление воздуха в зажатой трубочке делает ее более упругой и «твердой», и не происходит такого излома.
3 опыт: «Твердая вода»
Воспитатель: Мы все с вами знаем свойства воды? Какая она может быть?Ответы детей.
Воспитатель: А хотите мы с вами сделаем твердую воду? Для этого нам нужно насыпать в миску 6 столовых ложки крахмала, добавить пару капель пищевого красителя, и 2 столовые ложки воды. Все хорошенечко перемешать. Смотрите, все окрасилось. А теперь давайте попробуем перелить нашу смесь из одной миски в другую. Смотрите, льется! А как вы думаете, если я опущу палец, он замарается? А давайте проверим!
Дети опускают по очереди пальцы, они окрашиваются.
Воспитатель: Пальцы окрасились, как думаете, если резко и твердо «бить» нашу смесь, будет то же самое? Давайте проверим!
Дети «бьют» смесь по очереди, пальцы не проходит внутрь, вода натягивается, пальцы остаются сухими.Воспитатель: Убедились, у нас получилась твердая вода! Она как будто натягивается!