Музыкальное воспитание дошкольников

Условия эффективной организации музыкального воспитания в ДОУ

Чтобы музыкальное воспитание имело продуктивный характер, требуется соблюдать ряд условий его организации:

  1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей личности дошкольников при планировании музыкального занятия;
  2. Ориентация на музыкальное развитие дошкольников не только в ходе музыкальных занятий, но в повседневной жизнедеятельности;
  3. Содержание музыкальных занятий должно отражать целевое назначение музыкального воспитания;
  4. Итоги музыкального развития дошкольника должны быть заметны в ходе повседневной деятельности ребенка – он переносит свои знания и навыки в свою жизнедеятельность;
  5. Педагог не оказывает активного воспитательного воздействия на музыкальное развитие дошкольника. Педагог обозначает себя в качестве равноправного партнера в совместной музыкальной деятельности, давая ребенку максимальную самостоятельность в музыкальном познании и развитии.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Чем хороша музыка как инструмент воспитания?

Песни и мелодии – это практически единственный вид искусства, который дети могут оценить надлежащим образом в столь юном возрасте. Даже в первые месяцы жизни младенцы реагируют на мелодии, могут своими эмоциями выражать отношение к услышанному. Через колыбельную формируется отношение к близким людям и искусству.

Важно
Важно сделать музыкальные произведения доступными для столь юного возраста. Для дошкольников очень сложно прослушать, понять и оценить музыкальное произведение с продолжительностью более 5-7 минут

Дети просто не смогут просидеть больше времени во внимании, это нужно обязательно учитывать при планировании уроков.

Для решения проблемы нужно выбрать для прослушивания короткие фрагменты с максимальной легкостью для восприятия. Лучше взять те части и отрывки, которые используются на телевидении для заставок к передачам, в фильмах, в театральных постановках. Их воздействие на подсознание уже проверено годами и с высокой вероятностью вызовет яркий эмоциональный отклик, а также максимальный результат в музыкальном воспитании дошкольников.
Еще схемы по теме «Музыка в детском саду».

Методы и приёмы музыкального воспитания дошкольников

Для формирования музыкальной культуры применяются следующие методы:

  1. Контрастное сопоставление – разработана система заданий, которые строятся на прослушивании разных вариантов интерпретации одного и того же произведения. На контрасте воспитанники учатся понимать смысл произведения, разбивать его на составляющие части.
  2. Уподобление характеру звучания – заключается в эмоциональной подстройке к звучанию и в выражении своего отношения к прослушиваемым произведениям. Уподобление может проявляться в самых разных формах: подпевании, танце, в подборе одежды и т. д.
  3. Тактильное уподобление – педагог прикасается к руке ребенка, чтобы настроить его на прослушивание музыкального воспроизведения для максимального проникновения в его суть.
  4. Мимическое уподобление – при прослушивании произведений дети смотрят на воспитателя, ждут от него оценки происходящего. Для формирования музыкального вкуса потребуется проявлять эмоции, соответствующие характеру произведения. Например, уместно улыбнуться, сделать серьезное лицо, показать увлеченность. Дети в дошкольном возрасте подсознательно тянутся к взрослым, копируют их поведение и эмоции.
  5. Интонационное уподобление – при прослушивании композиций нужно выражать свое отношение словами и репликами. В дошкольном возрасте детям сложно уловить смысл слов, фраз или предложений, если они трудным для восприятия языком поясняют суть композиции. Поэтому лучше выразить свое отношение к музыке простыми словами, понятными для детей, но насыщенными яркой эмоциональной окраской. Они воздействуют прямо на подсознание, минуя этап умственного осмысливания услышанного.
  6. Цветовой уподобление – при прослушивании композиции нужно показывать воспитанникам карточки с цветами и связывать определенный цвет с общим настроением произведения. Например, при прослушивании спокойной композиции показывают голубой цвет, для активной и насыщенной звуками песни нужно демонстрировать красный цвет. При прослушивании последующих мелодий следует спрашивать у детей, с каким именно цветом ассоциируется та или иная песня.

Занятия рисованием при помощи смятой бумаги в детском саду

Слушание музыки:

При восприятии музыки детьми с ОВЗ необходимо учитывать индивидуальные особенности детей.

Медленным детям необходима стимулирующая музыка, подвижного и быстрого характера: «Смелый наездник» Шумана, «Марш деревянных солдатиков», «Камаринская», «Новая кукла», «Вальс цветов» П. Чайковского и др.

Расторможенным детям (гиперактивным) детям – музыка умеренного темпа: «Жаворонок» И. Глинки, «Лебедь» Сен-Санса, «Серенада» Шуберта и др.

Дистоническим детям – стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания («Утро» Грига, «Времена года» «Подснежник» П.И. Чайковского, «Весенние голоса» Штрауса и др.).

Сюжетно-игровая образовательная ситуация

В данной образовательной ситуации развиваются творческие способности формируются основы музыкальной культуры, ценностно-этические представления. В основе – сюжетно-ролевое моделирование проблемных ситуаций, совместные сюжетно-ролевые музыкальные игры, коллективная и индивидуальная музыкальная деятельность, драматизации, проведение музыкальной или театральной гостиной, творческой мастерской.

Образовательные ситуации могут быть применены в досугах и развлечениях различной направленности.

Целью будет закрепление у детей имеющихся знаний и умений и применение их в новых условиях.

Образовательные ситуации можно включать в самостоятельную деятельность детей – через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения.

Вариативные формы музыкально-образовательной деятельности в ДОУ

  • Проблемные и ситуационные задачи.
  • Музыкально-дидактическая игра.
  • Компьютерные музыкальные игры.
  • Исследовательская (опытная) деятельность.
  • Проектная деятельность.
  • Хороводная игра.
  • Музыкальные игры-импровизации.
  • Музыкальные конкурсы, фестивали, концерты.
  • Музыкальные экскурсии и прогулки, музыкальный музей.
  • Интегративная деятельность.
  • Клуб музыкальных интересов.
  • Коллекционирование (в т. ч. и музыкальных впечатлений).
  • Самостоятельная музыкальная деятельность детей.

Цели и задачи музыкального воспитания детей

Замечание 1

Цель музыкального воспитания детей в соответствии с ФГОС – воспитание в детях способности понимать и воспринимать музыкальные произведения искусства.

Основная цель музыкального воспитания в ДОУ – осуществление подготовки эстетически развитого и воспитанного ребенка, который умеет эмоционально воспринимать музыкальное произведение.

Задачи музыкального воспитания детей:

  • Воспитывать интерес и любовь к музыкальным произведениям и музыке в общем.
  • Формирование и развитие эмоциональной восприимчивости и отзывчивости на музыку.
  • Обогащение впечатлений детей, путем ознакомления их с организованной системой музыкальных произведений и используемых методов и средств музыкальной выразительности.
  • Приобщение детей к различным видам музыки, музыкальной деятельности и произведениям, посредством формирования элементарных музыкальных навыков в области пения, ритмики, игры на музыкальных инструментах и т.д.
  • Развитие общей музыкальности детей, формирование выразительности движений и певческого голоса, посредством осуществления практической деятельности (музыкальные занятия по пению, танцам, ритмике и т.д.).
  • Приобщение ребенка к активной практической деятельности посредством музыки, в результате чего осуществляется становление и развитие творческих способностей, заложенных в нем от рождения.
  • Оказание содействия развитию музыкального вкуса ребенка, на основании полученных представлений и впечатлений от музыкальных произведений, развитие оценочного отношения к ним.
  • Формирование и развитие творческого отношения к музыке, посредством организации доступной для детей деятельности (хороводы, музыкальные игры и т.д.).

Для успешного решения задач музыкального воспитания необходимо правильное наполнение содержания воспитательного процесса. Педагог должен подобрать эффективные методы, средства и приемы организации музыкальной деятельности. Кроме того необходимо направить воспитательно-образовательный процесс на развитие у ребенка тех качеств и способностей, которые заложены в нем природой, учитывать его возможности, потребности и склонности.

Музыкальные способности детей и их развитие

Музыкальные способности детского возраста чаще всего рассматриваются как самостоятельный компонент одаренности, позволяющий ребенку эффективно развивать в себе музыкальные навыки и осуществлять соответствующую деятельность. Кроме того, музыкальность позволяет адекватно воспринимать и переживать произведение, распознавать ее и т.д.

Чувство ритма развивается на музыкальных занятиях

Также, музыкальные способности включают в себя три базовых компонента:

  1. Ладовое чувство – умение распознавать ладовые функции отдельных звуков.
  2. Слуховое представление мелодии.
  3. Чувство ритма. Способность в движении переживать воспроизводимую музыку.

Немаловажную роль теория и методика музыкального развития и воспитания детей отводит

  • Способность к эмоциональному отклику на музыку.
  • Музыкальная память.
  • Музыкальное мышление.
  • Способность различать мелодический, гармонический, тембровый компонент музыки.

Таким образом, музыкальные способности позволяют ребенку не только создавать развивать навыки игры на том или ином музыкальном инструменте, но также переживать музыкальные произведения и создавать собственные.

Музыкальные способности – определение

От чего зависят музыкальные способности детского возраста и что необходимо делать для того, чтобы развивать?

Для начала рассмотрим, как именно музыкальность может дать знать о себе в самом раннем возрасте. Ребенок, отличающийся этим качеством:

  • Демонстрирует музыкальную впечатлительность, эмоционально реагируя на звучащие произведения
  • Пытается сосредоточиться под музыку или совершать под нее определенные движения
  • Испытывает потребность в музыке
  • Имеет определенные музыкальные предпочтения (это может касаться тех или иных жанров, стилей, действий и т.д. и детского вкуса в целом)

Музыкальная одаренность – определение С чего следует начать? Попробуем проследить основные линии музыкального развития ребенка от рождения примерно до семи лет.

Примерно до года ребенок только учится воспринимать музыкальные произведения на слух. Уже в полгода он активно реагирует на звук, старается определить его источник, распознает такие его характеристики, как громкость, интонация и т.д. У него начинает наблюдаться комплекс оживление или, напротив, он успокаивается под музыку, а иногда засыпает.

На втором году ребенок уже очень живо реагирует на музыку, улавливая ее настроение и эмоциональный окрас. У него начинают прослеживаться двигательные реакции на музыку: движения в такт и т.д.

Прослушивание музыки можно начинать с года

В три года лучше всего начать развитие у ребенка как общих, так и специальных способностей. Для этого его нужно вовлекать не только в прослушивание, но и исполнение музыки для того, чтобы он мог запоминать простейшие ритмы, мелодии.

В четыре года нужно позаботиться о том, чтобы в памяти ребенка уже был определенный багаж музыкальных образов. Желательно, чтобы он уже умел различать на слух различные музыкальные инструменты, сопоставлять мелодии по таким параметрам, как громкость, скорость и т.д.

К пятому году ребенок уже хорошо понимает характер музыки и ее эмоциональный окрас. Его мелкая моторика развития уже достаточно хорошо для того, чтобы ребенок уже мог позволить себе игру на простейших музыкальных инструментах. А голос приобретает необходимую подвижность для звукоподражания и пения.

Развитие способностей на музыкальных занятиях

К семи годам ребенок уже может самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, указывая его ключевые отличительные признаки. Он воспринимает произведение целостно, используя достаточно развитый художественный вкус.

Структура музыкального занятия в ДОУ

Музыкальные занятия в ДОУ состоят из следующих компонентов:

  1. Вводная часть. Она ориентирована на подготовку дошкольников к знакомству с музыкой. Во вводной части занятия можно включить компоненты физкультуры: выполнение движений под музыку, исполнение танцевальных па. Это стимулирует музыкальную активность дошкольника и делает музыкальное занятие более продуктивным.
  2. Прослушивание музыкальных произведений. Это часть ориентирована на развитие у дошкольников навыков эстетического восприятия музыкального творчества и формирование музыкального восприятия.
  3. Пение и песенное творчество. Дети поют песни разных жанров, а также учатся сочинять песни самостоятельно. Самостоятельное сочинение песни мотивирует заинтересованность дошкольника музыкальным искусством и способствует раскрытию его творческого потенциала.
  4. Обучение игре на музыкальных инструментах. Как правило, выбираются инструменты, доступные для конкретной возрастной группы. Педагог демонстрирует их звучание и показывает основы проигрывания мелодий. Затем дети сами пробуют освоить игру на том или ином инструменте.
  5. Танцевальная деятельность. Танцы способствуют развитию музыкального ритма и формируют положительное отношение к музыке, поскольку, танцевать – весело.
  6. Игровая деятельность. Она не является компонентом каждого музыкального занятия, но периодически может быть включена в него. Игра помогает более продуктивному усвоению музыкальной информации.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий