Личное отношение художника к герою
Сам живописец считал, что Демон – это дух, совмещающий в себе как женское, так и мужское начало. «Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный… властный, величавый».
Понимание Демона художником отличалось от общепринятого. Врубель был уверен, что он единственный понял и почувствовал это существо правильно – все истолковывают его как дьявола и заклятого врага людского рода, тогда как живописец видел в Демоне мятежный дух и страдания человека, который не находит себе места и покоя среди людей. Недаром слово «демон» в переводе с греческого означает «душа».
Ассоциируя себя с Демоном, а свой талант и творческий потенциал с его физической мощью, Врубель горел предчувствием невиданного прорыва в искусстве, совершённого этой работой. По его признанию сестре, это была «мания, что непременно скажу что-то новое». Картина стала первым масштабным и выразительным произведением русского символизма.
Живописец был убеждён, что «Демон составит ему имя». И не ошибся.
Лекция
16 января в 15.00 в Центральной районной библиотеке им. В.Г.
Белинского в рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал» состоялась лекция, посвященная 115-летию картины «Демон поверженный» Михаила Врубеля .
Ведущая мероприятия Алсу Юнусова рассказала участникам встречи о творческом своеобразии этого художника, а также об истории создания его необычной и во многом мистической работы.
Сказочно-мистический мир Врубеля, его чувственная эстетика завораживали, притягивали и… отталкивали современников.
Картина Михаила Врубеля «Демон поверженный» писалась в течение 1901-02 годов. Тема Демона была не чужда Врубелю, к этому времени художником были созданы уже три картины с его участием. Герой картины никак не отпускал своего создателя.
Врубель постоянно менял выражение лица Демона, даже когда картина уже была представлена публике, и никак не мог придти к окончательному варианту. Ему не хотелось, чтоб его героя жалели.
Именно поэтому на картине глаза Демона гневно сверкают.
Да, он повержен, тело его изломано, а крылья рассыпаны, на его венце отражается розовый свет потерянного рая, но все равно он не признает себя неправым.
Картина написана в оригинальном «врубелевском» стиле, похожем на мозаику. Этот эффект достигался благодаря широким мазкам, наложенным мастихином.
К сожалению, художник не задумывался о сохранности картины и поэтому добавлял в краски порошок бронзы, который придавал им особый блеск, но именно этот прием привел к тому, что картина со временем потемнела, и сейчас она выглядит намного хуже остальных работ художника.
Именно эта картина окончательно подорвала нервное состояние художника. Начался период острого нервного расстройства, которое в итоге и сгубило Мастера. Наказание ли это за любовь к столь темному персонажу со стороны светлых сил или плата тем же темным силам, за право изображать их – нам это, наверное, никогда не станет известным.
Стоит отметить, что Врубель был первым, кто нарушил запрет на изображение нечистой силы на холсте. Все потому, что все художники, которые рисовали демонов, вскоре умирали. Именно поэтому существовало убеждение, что «играть с огнем», в данном случае с дьяволом, нельзя.
И каждый человек может составить собственное видение творчества гениального живописца и его героев, выработать собственное отношение к ним. Ясно одно: тематика, выбранная Врубелем, всегда остается актуальной.
В мире всегда было и будет существовать противостояние зла и добра, света и тьмы, прекрасного и чудовищного.
Цветовая гамма
“Демон” Врубеля написан на контрастах. Синий цвет, который присутствует как в одежде юноши, так и в земле, на которой сидит фигура, олицетворяет надежду. Холодные оттенки на картине поддерживаются лиловыми цветами заката. Остальная часть картины выполнена в теплых оранжево-коричневых тонах. Фигура освещена солнцем, что делает ее менее мистической и более земной.
Можно рассматривать холодные оттенки в картине как рождение какого-то нового мира, о котором мечтает демон. Вся напряженность позы главного героя повествует о том, что реальность персонажа мало устраивает. Закат дня, написанный в холодных оттенках, должен донести до зрителя мысль, что в жизни все плохое когда-нибудь заканчивается. Новый день все равно настанет вне зависимости от того, хочет этого человек или же нет. Но прежде чем забрезжит утро, в силу вступят серо-черные краски. Тени наступающей ночи уже можно видеть на картине. Но белые каменные цветы справа от фигуры вселяют надежду. Они уравновешивают композицию, выступая противовесом открытому пространству слева. Без этих белых пятен фигура визуально бы упала в сторону.
Михаил Врубель – художник девятнадцатого-двадцатого веков
5 (17) марта 1856 года в семье строевого офицера появился на свет маленький Михаил Врубель. Через несколько десятков лет он прославился на всю Российскую империю, причем в разных жанрах искусства. Талантливый мужчина показал прекрасные результаты в графике, живописи, декоративной скульптуре и театре. Это был многогранный человек, никогда не останавливавшийся на достигнутом. Он подарил миру непревзойденные фрески, декоративные панно, чудесные полотна и книжные иллюстрации. Врубеля считали очень сложным человеком и художником. В то время не каждый смог бы разгадать суть его картин или понять, что значат изгибы его скульптур.
С самого детства Михаил любил рисовать и наслаждаться очаровательными пейзажами вокруг. Когда ему исполнилось восемнадцать лет, его отец решил, что молодой человек должен поступить на юридический факультет в университет Санкт-Петербурга. В то время Михаил был совершенно равнодушен к данной науке и пошел учиться только из-за воли Врубеля-старшего. Он увлекался философией Канта, посещал спектакли, влюбляясь в театральных актрис, спорил об искусстве и постоянно рисовал. Все, что приходило ему в голову, вскоре появлялось на холсте.
«Демон поверженный»
Картину эту Михаил Врубель пишет на последнем этапе своей творческой жизни. Возможно, он даже не подозревал, насколько пророческое произведение создает. Вряд ли он мог догадываться, что страшный недуг скоро ввергнет его в сплошную череду душевных и физических страданий.
Никто не знает, как работа на этой картиной повлияла на состояние Врубеля. Может быть, она лишь усугубила то, что и так разрушала болезнь. А может быть, картина спасала его от нависающей беды. Нет сомнения лишь в том, что он оставил нам в наследство все, что мог. Ему удалось перевоплотить в живопись и страдания теряющего зрение художника, и великую муку души, постепенно погружающуюся в страшную мглу и хаос безумия.
С «Демоном поверженным» художник никак не может расстаться. Он все время что-то переделывает, дописывает, меняет. Картину показывают публике в Петербурге, на 4 выставке «Мир искусства». Даже самыми преданными поклонниками Врубеля эта картина принимается несколько настороженно. Особенно много нареканий друзей-художников и критиков вызывают неточности в анатомических пропорциях тела Демона. Может, поэтому Третьяковская галерея отказалась купить картину, взяв лишь несколько эскизов.
Каждое утро художник, под любопытными взглядами посетителей выставки, дописывал картину. Лицо Демона то становилось еще страшней, а тело обретало какой-то пыточно-вывернутый вид. А потом вдруг опять появлялась новая красота и вселенская грусть. Скорей всего, облик этого творения Врубеля, в котором оно дошло до нас, достаточно случаен. Вероятно, автор и не довел свою работу над ней до конца. Тем не менее, она заняла свое законное место среди шедевров мировой живописи.
Интересные факты
- Фамилия Врубель происходит от польского слова wrobel – воробей, так что по-русски их фамилия звучала бы как Воробьевы.
- Отец по национальности – поляк; у матери по линии отца в предках числились монголо-татары, по линии матери – датчане.
- Будучи студентом университета, Михаил подрабатывал репетиторством. В частности, помогал в учебе своему сокурснику. С его семьей в юности не раз бывал за границей.
- То, что одним из главных персонажей картин Врубеля стал Демон, породило слух о продаже им своей души дьяволу. И, якобы, когда тот открыл мастеру свое лицо, художник ослеп и потерял рассудок.
РАСПЛАТА ЗА ГРЕХИ
В 1896 году его женой становится прима Мамонтовской оперы – певица Надежда Забела. На пятом году семейной жизни у них родился сын. У малютки были голубые глаза матери и уродливая «заячья губа». Врубель воспринимает это как расплату за свои грехи, и, несмотря на депрессию, пишет прекрасный портрет уродливого малютки-сына. Заметим, что жена Врубеля страдала приступами эпилепсии, что тоже могло послужить причиной врожденного дефекта у ребенка.
Летом и зимой 1900 года на Врубеля нахлынуло несметное богатство художественных идей, замыслы один пленительнее другого с такой необыкновенной яркостью возникали в его воображении, что он едва успевал переносить их на холст: «Сирень», «К ночи», «Царевна Лебедь», масса акварелей, эскизов декораций, архитектурные проекты, эскизы на мифологические сюжеты и многое другое. Врубель в состоянии повышенного настроения – гипомании – становился особенно продуктивным, что характерно многим творческим личностям. Только не будем забывать, что повышенная продуктивность вызывалась у него начальным этапом тяжелейшей болезни, первичным поражением мозга сифилитическим токсином. Задумываясь о своей судьбе, Врубель провидчески говорил друзьям, что его ждет «ужасная будущность».
А психические расстройства продолжали нарастать. Художник почти не ел, бросил умываться и бриться, перестал спать. Стоило ему задремать, как во сне являлся Демон и требовал немедленно становиться за мольберт. Некоторые сюжеты картин приходили в видениях, которые были «присланы ему покойной матерью». «Демон по- верженный» был закончен в декабре 1901 года. Женственно-хрупкое, бесполое существо синеватого цвета – словно мертвая ощипанная птица с изломанными крыльями – распростерто в ущелье. Но глаза Демона горят гневом. В исступленном, больном взгляде явно угадывается злобное нежелание смириться с поражением. Где Врубель нашел такие глаза и такой взгляд? В зеркале?Диагноз психиатра Прогрессивный паралич, шизофрения, шизоаффективное расстройство, маниакально-депрессивный психоз, онейроидные состояния сознания.
Судьба автора
Сложная натура художника, постоянные душевные метания и творческие терзания, несмотря на выход чувств в искусстве, разрушали его изнутри – натянутая струна когда-нибудь лопается. Судьба за гениальность взяла с живописца слишком большую плату.
Он всегда был неуравновешенным, а к началу 1900-х его психическое состояние ухудшилось настолько, что вскоре психиатрами был поставлен неутешительный диагноз. При этом художник пьянствовал, буянил, превратил в ад жизнь супруги и сына. Врубеля поместили в клинику, просветления сознания случались редко, болезнь прогрессировала. Затем выписка в угнетённом состоянии, смерть 2-летнего сына, депрессия, снова больница для душевнобольных (ставшая периодической). Иногда удавалось продуктивно работать (в живописи и графике). Творческая сила сохранялась, физическое тело разрушалось.
В 1905 году «за известность» Врубеля избрали академиком живописи, но едва ли он это осознал – по большей части жил в галлюцинациях и собственном мире. Вскоре он потерял зрение. Зимой 1910-го, стремясь покончить со своими муками, специально открывал форточку и стоял под ней, чем спровоцировал воспаление лёгких. Умер 1(14) апреля того же года, «оставив своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи» (Блок).
Сочинение по картине Врубеля Демон поверженный
Картина Демон поверженный была написана в 1901 году. На ней изображён демон, который был побежден и теперь беспомощно лежит в ущелье. Тело отказываются служить ему, а крылья разметались в разные стороны. Демон окружён крыльями, которые сверкают, подобно костру. Тело демона покрыто синяками и царапинами. Своей формой оно напоминает скалы, в окружении которых лежит побежденный демон.
Лицо демона выражает боль и отчаяние. Его рот искажен в мучительной гримасе, хотя венец еще поблескивает розовыми оттенками.
Демона окружают струи ярко-голубого оттенка. Создаётся ощущение, что демон тонет под ними и вот-вот полностью уйдет под воду. В память о нём останется только голубое озеро.
Демон окружён яркими и темными оттенками, которые образуют удивительный контраст. Темные скалы, в которых беспомощно лежит демон, местами поблескивают различными оттенками золотого. Струи воды, наоборот, изображены яркими и контрастируют со скалами.
Такой прием обращает внимание зрителя на поток воды и заставляет воображение представить, как оно полностью заполнит скалу и поглотит несчастного демона. Также в окружении Демона присутствует лиловый цвет
Он делает картину ещё более мрачной и пугающей.
В качестве фона художник использовал горы на закате. Горы, изображённые на заднем плане, выполнены в более светлых оттенках. Есть мнение, что с помощью этого приёма художник хотел изобразить контраст между жизнью человека и его падением. Под последним художник подразумевал изменения в характере человека.
Если картине предшествовало полотно, на котором изображён сильный и уверенный в себе сидящий демон. Художник хотел изобразить гордого персонажа, которого невозможно победить. Однако в итоге эту идею не удалось воплотить на полотне. Поверженный демон выглядит ничтожно и вызывает жалость.
Автор не преследовал эту цель. Он стремился сделать его сильным и несломленным. Показать, что демон всегда остаётся гордым и непобедимым, даже будучи низвергнутым.
Таким образом, художник стремился показать, что в человеке имеется множество сильных качеств, которые он стремится подавить под влиянием религии.
То, что идею не удалость воплотить демонстрирует трагедию самого художника. Это говорит о крахе идей автора, которыми он руководствовался при написании картины.
Популярные сегодня темы
- Сочинение по картине Герасимова После дождя мокрая терраса 6 класс
При первом взгляде на картину можно увидеть террасу, насквозь промоченную только что прошедшим ливнем. Скамья, пол и все предметы, находящиеся на террасе отражаются в водной глади, как в зеркале. - Сочинение по картине Мика Морозов Серова 4 класс
Серов Валентин Александрович, был превосходным мастером живописи. Его работы вызывали бурю эмоций у зрителя. Совсем недавно, я нашла работу Серова под названием «Мика Морозов». - Брюллов
Ещё с тех пор, когда Брюллов обучался в академии, преподаватели подмечали, что он зрел и гениален не по годам. Также принято считать, что – «Нарцисс, любующийся своим отражением» лучшее, что он написал в тот нелегкий для него период жизни и обучения - Сочинение по картине Петрова-Водкина Селедка
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич – это автор многих картин, он сильный, своеобразный, необыкновенный художник с собственным уникальным видением на цвета, формы, композиции. - Сочинение по картине Айвазовского Море. Лунная ночь 9 класс
Ночь укрыла всё вокруг своим тёмным крылом. Спит всё вокруг под убаюкивающий шёпот волн. Небо с плывущими по нему белыми облаками, луна, море и одинокий парусник. Сквозь облака выглянула луна и осветила море холодным желтым цветом.
Болезнь великого художника
К сожалению, «Демон» Врубеля не принес художнику ничего хорошего. Он так глубоко проникся его образом, сочувствием ко всем людям на земле, размышлениями о жизни и прочих философских вещах, что постепенно начал теряться в реальности. Последняя картина Врубеля — «Демон поверженный» (последняя из серии, написанной для поэмы Лермонтова) — находилась в Московской галерее и была готова к выставке. Каждое утро художник приходил туда и исправлял детали своей работы. Некоторые считают, что это была особенность, благодаря которой и стал известен Михаил Врубель: картины его были продуманы до мелочей, поэтому были совершенными. На протяжении написания автором работ окружающие все больше убеждались, что у него психическое расстройство. Чуть позже диагноз подтвердился. Врубеля отвезли в психиатрическую клинику и уверили его родственников, что он находится в состоянии маниакального возбуждения. Данные об ухудшении его здоровья подтвердились. Михаил Александрович однажды заявил, что он Христос, потом утверждал, что является Пушкиным; порой слышал голоса. В результате обследования было обнаружено, что нервная система художника нарушена.
Заболел Врубель в 1902 году. Как следствие, у него обнаружили третичный сифилис. Автор вел себя очень странно в эти годы. Сначала, обнаружив недуг, его отправили в клинику Свавей-Могилевича, затем перевезли в больницу Сербского, чуть позже направили к Усольцеву. Почему так происходило? Это объясняется тем, что лечение не помогало Врубелю, наоборот, состояние ухудшалось, и он становился таким буйным, что его едва удерживало четверо санитаров. Через три года изменений в положительную сторону не произошло, болезнь обострилась. В тот период у художника резко ухудшилось зрение, и он практически не мог писать, что приравнивалось к ампутации руки или ноги. Тем не менее Михаил Александрович сумел закончить портрет Брюсова, после чего полностью ослеп. В клинике доктора Бари художник провел последние годы своей жизни. Скончался талантливый живописец, невероятно умный, честный и справедливый мужчина в 1910 году.
Сочинение по картине Демон поверженный Врубеля
М.А. Врубель написал свою знаменитую картину «Демон поверженный» в начале 20 века. На картине изображен побежденный демон, который лежит в пещере. Демон изможден, истощен, а его тело сплошь покрыто ссадинами и синяками.
Его крылья раскиданы в разные стороны. Демон изображен в неестественной позе, в позе существа, рухнувшего с огромной высоты.
С первого взгляда тело демона даже сложно увидеть, так как оно почти сливается со скальным пейзажем, который мастерски написал Врубель.
Около фигуры демона мы видим голубые струи воды. Художник создал впечатление, что демон вот-вот утонет, уйдет под воду навсегда.
Картина написана удивительными красками, полными контрастов. Здесь демона окружают яркие и темные краски, а в скалах можно увидеть золотые оттенки. Потоки воды сильно контрастируют со скалами. С помощью этого приема художник делает акцент на воде, заставляя нас представить, как демон уходит под воду. На картине мы видим и лиловый цвет, он делает картину более «тяжелой», пугающей, зловещей.
На заднем плане картины изображены горы, они написаны в светлых тонах. Такой контраст Врубель сделал не просто так. Таким образом, художник пытался сопоставить жизнь человека с его падением.
Демон выглядит сломленным, его жалко, он побежден. Однако, сам автор картины вовсе не преследовал цели изобразить жалкого побежденного демона. Врубель стремиться нарисовать гордого, сильного, несломленного демона. Считается, что художник показал, что человек имеет много сильных качеств, которые приходится подавлять в себе под гнетом религии.
К сожалению, Врубелю не удалось воплотить свою идею в жизнь, перенести ее на холст. Образ демона вышел слабым и безумным. Это рухнувший демон, поверженный, переломанный.
«Демон Поверженный» — это апофеоз русского экспрессионизма. Врубелю удалось полно, эффектно и мощно воспроизвести внутреннюю драму человека.
Картина «Демон Поверженный» входит в цикл картин Врубеля, героями которых были демоны. В данный момент произведение можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее.
Отзыв
Странная картина, в ней какая-то несоразмерность. Будто главный герой, тот самый демон, зажат между рамами. Туловище его направлено вниз, а голова повернута под пугающим углом. Присмотреться, так руки у него слишком уж вытянуты, заломлены, то же самое можно сказать про туловище… Хорошо, что это не человек нарисован, а демон.
Кожа у него серая… Или просто такое ощущение в сумерках? Но так как некоторые религиозные герои обладали светящейся или даже синей кожей, то ничего удивительного. Синие обрывки одежды сползли вниз по телу – вверх по картине. Вообще, они похожи на реки.
Выражение лица у демона задумчиво-суровое, скорей. По крайней мере, тут совсем нет никакой паники, страха, желания спастись. Кажется, что он что-то обдумывает. Глаза устремлены в пустоту – мимо зрителя, даже наверх. Возможно, что на вершину, откуда его сбросили.
Такое ощущение, что демон руками схватил голову, чтобы она не укатилась.
И сначала я подумал, что герой лежит на ковре с узором. Но откуда в горах такой ковёр? Вокруг горные вершины, мы видим закат. Но, наверное, это крылья демона, а узор похож на павлиньи перья. Может быть, это намёк на гордыню, за которую демон наказан. Он ведь был, как я слышал, богоборцем. И на картине как раз момент падения демона.
Вся картина выполнена в темных, холодных цветах. Многие цвета повторяются. Синие обрывки – в горах, золото на крыльях – в отблеске заката. Даже золотые полоски на крыльях от мрачности не спасают. Темное произведение.
Эту и ещё несколько картин Васнецов написал по мотивам поэмы Лермонтова. На этой, как я посмотрел, герой самый непропорциональный, странный. Но это и правильно. Демон ведь может менять обличье. Сейчас он ещё, буквально, не собрался.
Наверняка, ему не до того в этот момент, чтобы подобрать и сформировать себе приятную нашему глазу внешность.
Меня картина удивляет, хорошо, что не пугает. Не всегда хочется её рассматривать, выискивать детали, слишком уж она мрачная.
`
Испытания
В 1901 году у Врубелей родился сын Савва. Родился с дефектом – «заячьей губой», это вызвало серьезный душевный кризис у художника, усмотревшего в случившемся недобрый знак. Он сосредоточился на работе, и это были вариации Демона. Содержание семьи (Надежда Ивановна, полностью посвятив себя сыну, на время оставила сцену) требовали усилий, он работал едва ли не сутками. Напряжение спровоцировало сильнейшее психическое расстройство. Художник оказался в клинике.
Помешательство живописца привлекло к нему всеобщее внимание. В его творчестве стали находить истинную поэтичность
В 1902 году друзья организовали выставку его творений. Искусствоведы и публика стали иначе относиться к работам самобытного автора. Состояние Врубеля то ухудшалось, и тогда он бывал буйным, то стабилизировалось. Узнавал знакомых, мог разговаривать, но бесед об искусстве избегал. Прогнозы врачей были неутешительными: выздоровление невозможно, дальше будет только хуже.
История создания картины «Демон сидящий»
Самый первый Демон Врубеля (несохранившийся) был написан в 1885 году в Киеве. Художника тогда пригласили расписывать Владимирский собор. Но в это время им владели внутренние терзания, связанные с собственной интерпретацией и стилистикой евангельских сюжетов. Как следствие, его стенопись подвергалась критике. Врубель чувствовал собственное отчуждение, вызванное нестандартным пониманием Христа и всей обрядности, что стало для него серьёзным испытанием. Вновь и вновь в мыслях он возвращался к Демону и в конце концов осуществил сжигавший его замысел.
Картину увидел приехавший отец Врубеля. Он пришёл в ужас как от бытовой неустроенности сына, так и от героя его работы, «злого, чувственного и отталкивающего». Причём отцу он показался похожим на грубую и отвратительную женщину. Михаил Врубель, видя такую реакцию дорогого ему человека и предвидя подобные отзывы окружающих, уничтожил свою работу.
Картину «Демон сидящий» Врубель писал уже в Москве, когда жил в семье Саввы Мамонтова, купца, любителя живописи и покровителя талантов. Хозяин поначалу не разделял художественных и эстетических вкусов гостя, но всегда понимал, что его дарование неординарно.
Уже в процессе работы над картиной Врубелю пришлось увеличивать холст, пришивать кусок, подклеивать – фигура Демона требовала больше и больше пространства, она заполняла собой всё полотно, и художнику никак не удавалось получить удовлетворение от найденного решения. Зажав своего героя по горизонтали, между верхом и низом, художник, наконец, понял, что эта композиция – то что надо. Именно такое положение героя подобно жизни самого автора, оно демонстрирует, как тесны были рамки действительности для его таланта.