Миф о Богатыре и Берегине. Опасности гендерной социализации

Содержание

  • Предисловие (читать)
  • Почему уровень коррупции нельзя измерить? (читать)
  • Почему рост экономики не зависит от уровня коррупции? (читать)
  • Почему не существует «коррупции вообще»? (читать)
  • Почему зачастую «коррупция» не является коррупцией? (читать)
  • Почему коррупция это мелкое зло, а не абсолютное? (читать)
  • Почему коррупция бывает полезной? (читать)
  • Почему коррупция это чисто западный порок? (читать)
  • Почему на Западе коррупция гораздо выше, чем в России? (читать)
  • Почему Запад борется с нашей коррупцией, а не со своей? (читать)
  • Почему революция хуже, чем коррупция? (читать)
  • Почему все революции всегда против коррупции? (читать)
  • Почему в Китае коррупции больше, чем у нас, и почему он борется с ней неправильно? (читать)
  • Почему «борьба с коррупцией» в СМИ увеличивает коррупцию и тормозит рост экономики? (читать)
  • Почему власть больше всех заинтересована в победе над коррупцией? (читать)
  • Почему бюрократическая «борьба с коррупцией» вредит экономическому росту? (читать)
  • Почему, чем больше «борцов с коррупций», тем больше коррупции? (читать)
  • Почему нынешняя «борьба с коррупцией» неэффективна и опасна? (читать)
  • Почему Сталин победил коррупцию, не борясь с ней? (читать)
  • Почему коррупцию можно победить и как это сделать? (читать)
  • Послесловие (читать)

Скачать (слушать) аудио версию книги «Мифы о коррупции»:

Буддизм

В этой религии нет как такового мифа о происхождении людей и мира. Здесь главенствует идея постоянного перерождения вселенной, которая появляется с самого начала. Этот процесс называется колесом Сансары. В зависимости от кармы, которую имеет живое существо, в следующей жизни оно может переродиться в более высокоразвитое. К примеру, человек, который вел праведную жизнь, в следующей жизни будет либо снова человеком, либо полубогом или даже богом.

Тот же, кто имеет плохую карму, может вовсе не стать человеком, а родиться животным или растением, и даже неодушевленным существом. Это своеобразное наказание за то, что он прожил “плохую” жизнь.

О самом появлении человека и всего мира в буддизме нет никакого пояснения.

Гендерные стереотипы

Гендерные стереотипы — это установки о том, какими должны быть мужчины и женщины, ограничивающие оба пола.

Гендерные стереотипы окружают нас повсюду. Например, бытует мнение, что «технари» — мальчики, а «гуманитарии» — девочки, и если юноша пишет стихи, он вполне может услышать претензию «чё за сопли, как девчонка!».  

Часто стереотипы основаны на устаревших общественно-политических нормах. Например, раньше женщины в некоторых странах не имели права голосовать, носить брюки или занимать руководящие должности. 

Ещё до XX века розовый цвет считался «мужским», а голубой — «женским». Но со временем мода и поп-культура перевернули всё с ног на голову, и розовый незаметно начали считать «девчачьим». До сих пор мальчика в школе могут пристыдить за розовую футболку.

<<Перелинковка>>

Стереотипы не помогают интегрироваться в общество, а только ограничивают мальчиков и девочек.

<<Форма демодоступа>>

Как минимизировать влияние ГС

Освободиться от мешающих гендерных установок полностью вряд ли возможно, поскольку они воспитывались в нас всю жизнь и окружают нас практически во всем. Однако полное переосмысление своего поведения уменьшит их негативное влияние. Что может помочь:

  • Рефлексия. Обратите внимания на себя, свои ценности, интересы, желания, мотивы, мышление. Подумайте, какие установки были вам навязаны, а какие действительно ваши. Спросите себя, чего вы на самом деле хотите, что вам нравится, что вас интересует, мотивирует, вдохновляет. Старайтесь отслеживать свои мысли, слова и реакции: что из этого сформировано гендерными установками? Когда вы научитесь замечать их у себя (и у других), вам будет проще минимизировать их влияние.
  • Работа с психологом. Взрослому и сформировавшемуся человеку порой сложно самостоятельно проанализировать себя и начать работать над собой. Если у вас возникли трудности, можно воспользоваться помощью специалиста – психолога или психотерапевта.

  • Отказ от стереотипов. Отказаться от привычных паттернов очень сложно, ведь на протяжении всей жизни нам внушают определенные ценности. На этом этапе нужно четко понять, что у вас есть право на собственные желания и решения. Выстраивайте личные границы, отстаивайте свое мнение. Почитайте наши советы в статьях «Как отстаивать личные границы» и «Как не зависеть от чужого мнения».
  • Смена круга общения. Иногда обстановка вокруг не дает задуматься о себе или вести себя так, как хочется. Если вы общаетесь с людьми, которые пытаются навязывать вам свои ценности, минимизируйте контакты или просто прекратите их. Игнорировать непрошенное мнение – нормально.

Академическая критика

Критику гендерной социализации на русском можно прочесть, например, в книге Рэйвин Коннелл «Гендер и власть: общество, личность и гендерная политика».

Кроме тривиального аргумента «люди разные, и опыт у них неодинаков» авторка приводит более сложные доводы против теории гендерных категорий и идеи гендерной социализации. Например, такой: если социализация обеспечивается некоторыми социальными институтами — семьёй, школой и так далее, — как быть с тем, что эти институты нередко друг другу противоречат, а в ряде случаев и вовсе ведут борьбу между собой?

Другое возражение Коннелл: ряд психоаналитических работ показывает семью как место, включающее противоречивые требования к ребёнку. А где противоречия, там непросто говорить о последовательном и однозначном процессе.

Ещё аргумент, более общего характера: если социализация едина и универсальна, то где в ней место личному выбору и личным решениям? А ведь люди их принимают: иногда дети из консервативных семей уходят в феминистские или ЛГБТК-сообщества.

Источники изображений: Squoodles, BeyondEye

Типы социализации

Поскольку социализация – сложный и многогранный процесс, существует множество ее типов. Давайте рассмотрим некоторые общепризнанные.

Первичная или базовая социализация

Происходит в самом начале жизни ребенка, в первую очередь, под влиянием семьи. Необходима для гармоничного физического и умственного развития и включает в себя изучение языка, правил поведения, основных социальных норм и обычаев той культуры, где родился ребенок.

Вторичная социализация

Происходит вне семьи и продолжается всю жизнь, когда человек сталкивается с группами и ситуациями, которые не были частью первичного опыта социализации, например, в школе, где требуется совершенно иное поведение по сравнению с тем, что было привычным для дома.

Растущий ребенок получает очень важные уроки социального поведения от своих сверстников. Вторичная социализация также происходит в университете, на рабочем месте или во время путешествий, т.е. в тех случаях, когда человек познает и адаптируется к «законам жизни», принятым в других группах.

Позитивная социализация

Это процесс усвоения моделей и норм поведения, которые являются социально допустимыми и желательными для общества. Например, нас с детства учат уступать место в транспорте пожилым людям, не брать чужие вещи, извиняться, когда причинили кому-то неприятности.

Негативная социализация

Представляет собой процесс, противоположный позитивной социализации, и предполагает усвоение человеком моделей поведения, которые не укладываются в рамки общепринятой морали или считаются асоциальными. Сюда относится злоупотребление алкоголем, наркомания, использование ненормативной лексики, беспорядочные половые связи.

Предвосхищающая или опережающая социализация

Это процесс подготовки человека к смене статуса или роли, когда он осваивает ценности и стандарты группы, к которой планирует присоединиться. Данный тип социализации необходим для облегчения перехода в новую группу и успешной адаптации в ней.

Концепция предвосхищающей социализации была предложена американским социологом Сэмюэлем Стоуффером. В одном из исследований он обнаружил, что рядовые солдаты, которые заранее моделировали свое поведение по образцу офицеров, имели больше шансов получить повышение, чем те, кто этого не делал .

Примером опережающей социализации может служить совместное проживание мужчины и женщины до свадьбы. Так они привыкают к будущим новым ролям мужа и жены, прежде чем начинают выполнять их на законных основаниях.

Формальная социализация

Происходит в организованной среде, т.е. официально признанных учреждениях и организациях (например, в школе или трудовом коллективе) через обучение четко установленным правилам, нормам, навыкам, обязанностям.

Неформальная социализация

Это процесс обучения, происходящий вне формальной структуры, когда сверстники и другие опытные участники некой социальной группы обучают новичка исполнению своих ролей.

Гендерная социализация

Представляет собой процесс обучения людей тому, как вести себя в обществе в соответствии с гендером, который «назначается» при рождении на основе полового фенотипа. Сегодня широко распространено мнение, что большинство различий в гендерном самовыражении связано не с генетическими факторами, а с жестко закрепленными ожиданиями общества, которые, по мнению доктора медицины Роберта Блюма, приводят к возникновению у подростков проблем психического и физического плана .

Культурная социализация

Осуществляется в основном родителями, которые знакомят детей с особенностями их расы, этнического наследия, культурных обычаев и традиций. Примерами культурной социализации могут служить: чтение книг об исторических личностях, участие в культурных праздниках, поощрение детей к использованию родного языка. Она также включает такое понятие, как «подготовка к предвзятости», когда родители рассказывают ребенку о проблемах, присущих той или иной культуре, расе (дискриминации) и способах справляться с ними [].

Репрессивная социализация

Тип социализации, при котором обучение определенным нормам осуществляется через ограничения и наказания за «неправильное» поведение. Репрессивная социализация направлена на развитие послушания и подчинения.

Партисипативная социализация

Представляет собой процесс обучения через вознаграждение за «хорошее» поведение.

Теперь, когда вы знаете больше о типах социализации и о том, почему она так важна, предлагаем познакомиться со взглядами ученых умов на этот процесс.

Похищение Европы

В одно мгновение бык вскочил на ноги и помчался к морю. Европа в отчаянии звала на помощь, но испуганные подруги не могли ничего поделать. Напрасно девушка протягивала руки к небу в надежде обрести спасение. 

Зевс-бык мчался быстрее ветра, с лёгкостью преодолевал волны, напоминая дельфина. Европа не могла и представить, что произойдёт с ней в дальнейшем. Стараясь не упасть в воду, она схватилась за рога животного, плача и моля о пощаде своего загадочного похитителя.

И вот уже показался впереди берег. Золотой бык вынес свою пленницу на побережье и принял свой истинный облик. Европа стала женой Зевса, подарив ему славных сыновей, что в дальнейшем стали уважаемыми и могущественными правителями Древней Греции. Тот далёкий берег, где оказалась Европа, был островом Критом, что стал домом похищенной девушки.

Конечно, Зевс не мог всегда оставаться рядом с возлюбленной (а ведь у него имелась и законная супруга). Он решил устроить судьбу Европы, выдав её замуж за критского царя Астерия. 

Прощальным подарком красавице стал пёс Лайлап, что мог настигнуть любую добычу. Супругу Европы Зевс оставил бронзового великана, который стал стражем Крита. Он несколько раз за день обходил остров, следя за порядком и спокойствием его жителей. 

Общие сведения

Согласно теории гендерной типизации У. Мишеля, большое значение имеет положительное и отрицательное подкрепление в процессе обучения: взрослые поощряют ребёнка за поведение, соответствующее его гендеру и наоборот, наказывают, когда его поведения не соответствует ожиданиям. Со временем ребёнок принимает эти гендерные установки, и они становятся частью его «Я».

Существуют и другие концепции гендерной социализации, которые фактически сводятся к тому, чтобы описать влияние полоролевой адаптации личности в обществе на саму суть данной личности, ее особенности развития, восприятия, общения, межгруппового и межличностного.

Процесс гендерной социализации фактически не отделим от человеческой жизни, так как он начинается фактически с рождения человека. Если ребенок социализируется с позиции гендера, то он скорее всего во взрослой жизни будет воспроизводить гендерные стереотипы во взрослой жизни.

Определение 2

Гендер – это социальный пол.

Паттерны гендерного поведения прививаются не только внутри семьи, но и при участии друзей, учителей, воспитателей, коллег. Даже если родители максимально отказываются от подобных установок, то на их детей скорее всего повлияют одноклассники или ближайшее окружение.

Колоссальная роль в ходе гендерной социализации отводится искусству, а именно книгам, фильмам, музыке, журналам и пр. Часто категории «мужское» и «женское» напрямую противопоставляются друг другу.

В большинстве случаев стремление к соответствию гендерным стереотипам рисуется как единственно верный ход вещей. Если он нарушается, то этот факт высмеивается, порицается членами общества.

Определение 3

Гендерные установки – это готовность к определенному виду социальной активности в системе межполового взаимодействия.

Сегодня максимально часто реклама может транслировать гендерные установки. Проблема подобного подхода заключается в том, что он не оставляет свободы выбора. Многие люди даже не думают о том, что возможны иные варианты адаптации в обществе. Население впитывает эти установки и транслирует их из поколения в поколение.

Гендерная социализация фактически не оставляет шансов тем людям, которые не вписываются в «традиционные» рамки поведения. Сегодня можно встретить «феминных мужчин» и «маскулинных женщин», которые подвержены высокой степени психологического давления, а зачастую и физического насилия.

Определение 4

Гендерные стереотипы – это упрощенные, схематизированные, эмоционально четко окрашенные устойчивые образы мужчин и женщин, распространяемые обычно на всех представителей той или иной гендерной общности, независимо от личных особенностей тех или иных представителей.

миф о петухе и барыне[]

Петуху в мифологии коми были присущи черты шаманских перевоплощений. Он мог проникать во все сферы мироздания и управляться с космическими стихиями. Народ коми слагал былички, согласно которым петух мог проваливаться в колодец или контактировать с огнём без ущерба для себя. У коми зарождается трактовка этой птицы как начало новой жизни для девушки, вышедшей замуж. Для свадебной и лирической поэзии на языках коми традиционно используется выражение «утренний петух отмечает время» в значении скорого обряда бракосочетания.

Согласно мифе о петухе и барыне, петух был владельцем волшебной мельницы. Барыня (возможно, Ёма) похитила мельницу. Петух вышел разыскивать мельницу, и по дороге встретил лису, медведя и волка, которых он поглотил.

Петух пришёл к барыне, сидящей между двумя осинами. Рассердившись его приходу, барыня сажает его в хлев вместе с коровами. Но в хлеву петух выпустил из себя медведя, и тот съел их. Петуха пересадили в конюшню, где он выпустил из себя волка, который расправился с лошадьми.

В овечьем хлеву петух выпустил из себя лису.

Тогда барыня бросила петуха в колодец, но петух выпил всю воду.

Петуха засыпали стогом сена и подожгли, но петух исторгнул из себя воду.

барыне пришлось отдать петуху его мельницу.

Черная гора

Черная гора спряталась в Квинсленд. Аборигены называют гору Калкаяка, традиционное название, означающее место копья. Черная гора была священным местом многих кровавых сражений между духами Времени Сновидений и враждующими кланами предков. Для общины аборигенов Восточного Куку Яланджи гора является важным местом встреч. Он также является источником различных Легенды времен снов.

Калкаджака или Черная гора. Кредит @ Ancient Origins

Но Черная гора более печально известна по другой причине. Масса огромных гранитных валунов, нависающих над пейзажем, достаточно пугающая. По сравнению с зеленой саванной внизу, гора представляет собой довольно грозное зрелище. Черная гора — жуткое место со своей загадкой. В то время как для коренных племен это священное место, посторонние называют его ‘Бермудский треугольник’ Квинсленда. Есть много историй о первых исследователях, о рогатом скоте и лошадях, которые бесследно исчезли в валунах горы, чтобы никогда больше не всплыть на поверхность. Согласно местному мифу, гора является местом с привидениями и домом для многих злых духов и демонов.

Интерпретация мифа о пещере

Для Платона пещера символизировала мир, в котором живут все люди, в то время как цепи символизируют невежество, связывающее народы, которое может быть представлено верованиями, культурами и другой информацией здравого смысла, которая поглощена на протяжении всей жизни.

Люди застряли с этими заранее установленными идеями и не ищут рационального смысла для определенных вещей, избегая «трудностей» мышления и размышлений, предпочитая довольствоваться информацией, предлагаемой им другими людьми.

Человек, который может «освободиться от цепей» и испытать внешний мир, выходит за рамки обычного мышления, критики и сомнений в его реальности.

Как и его хозяин Сократ, который был убит афинянами из-за его философских мыслей, которые спровоцировали дестабилизацию «общей мысли», главный герой этой метафоры был убит, чтобы избежать распространения «революционных» идей.

Миф о пещере остается очень современным в различных обществах по всему миру, которые предпочитают оставаться безразличными к критическому мышлению (будь то из-за лени или отсутствия интереса) и принимают идеи и концепции, навязываемые, например, доминирующей группой.

Узнайте больше о значении Mito.

Что такое миф о пещере:

Миф о пещере – это метафора, созданная греческим философом Платоном, которая состоит в попытке объяснить состояние невежества, в котором живут люди, и то, что нужно для достижения истинного «реального мира», основанного на разуме над чувствами.

Также известная как Аллегория пещеры или Парабола пещеры, эта история присутствует в работе «Республика», созданной Платоном, и по существу обсуждает теорию знаний, языка и образования для построения идеального государства.

Миф о пещере – один из философских текстов, наиболее обсуждаемых и известных человечеству, служащих основой для объяснения концепции здравого смысла, а не определения критического смысла.

Согласно платонической мысли, на которую сильно повлияли учения Сократа, разумный мир был воспринят чувствами, где пребывало ложное восприятие реальности; уже так называемый разумный мир был достигнут только посредством идей, то есть разума.

Истинный мир может быть достигнут только тогда, когда человек воспринимает окружающие его вещи из критического и рационального мышления, отказываясь только от использования основных чувств.

Узнайте больше о значении Platonic.

ПОЧЕМУ ВЛАСТЬ БОЛЬШЕ ВСЕХ ЗАИНТЕРЕСОВАНА В ПОБЕДЕ НАД КОРРУПЦИЕЙ?

МИФ. Существует миф, что власть сама по себе не может и не хочет бороться с коррупцией, поскольку коррупция — это одна из обязательных составляющих власти. Борьба власти с коррупцией — это все равно что «пчелы против меда». Нам постоянно твердят, что «власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно», что «там нет ни одного порядочного человека», что «политика это грязное дело». Поэтому без общественного контроля, без соблюдения жесткого законодательства, которое устанавливает ограничения для чиновников, без постоянной смены власти и без постоянных посадок и расстрелов власть обязательно погрязнет в коррупции, поскольку это заложено в самой природе человека. Во власть идут только чтобы воровать, и если даже туда случайно и попадет какой-нибудь порядочный человек — система его перемелет и он станет таким же вором, как и все. Люди во власти покрывают друг друга, потому что у всех рыльце в пушку, они все крышуют друг друга и не заинтересованы в том, чтобы кого-то из собратьев посадили, поэтому с коррупцией борются формально, из-под палки, для видимости, а не по-настоящему.

На самом деле это, по меньшей мере, весьма спорные тезисы, они попросту нелогичны и недоказуемы. Они распространились как суеверия. Человеку может десятки раз перебежать дорогу черная кошка и он через десять минут забывает об этом навсегда. Но стоит однажды действительно случиться так, что в день, когда несчастная кошка перебежала дорогу, у этого человека произойдет какая-нибудь неприятность, он навсегда запомнит этот эпизод и впредь будет уверен, что эта примета действительно «работает». Так и с большинством антикоррупционных мифов вроде этого. Человек может всю жизнь соприкасаться с обычными добросовестными госслужащими и просто не обращать на них внимания, но стоит столкнуться или просто услышать про нечестного чиновника, как это идеально укладывается в его картину мира и хорошо подтверждает тезис, что «все представители власти — воры и негодяи», а власть с коррупцией не борется, потому что «там все коррупционеры».

Научные теории происхождения человека

Сегодня принято считать, что люди появились в ходе длительного биологического процесса эволюции. Теория Дарвина утверждает, что человек появился из высших приматов, поэтому у человека и человекообразных обезьян в древности был единый предок.

Конечно, в науке тоже существуют разные гипотезы касательно появления мира и людей. К примеру, некоторые ученые выдвигают версию, по которой человек является результатом слияния приматов и иноземных пришельцев, которые в глубокой древности посетили Землю.

Сегодня стали появляться еще более смелые гипотезы. Например, есть теория, по которой наш мир является виртуальной программой, а все, что нас окружает, включая самих людей, является частью компьютерной игры или программы, которой пользуются более развитые существа.

Однако столь смелые идеи без должного фактического и экспериментального подтверждения не многим отличаются от мифов о происхождении людей.

Что же это за воспитание?

Так вот, гендерное воспитание детей — это не только развитие качеств, характерных мальчикам или девочкам. Скорее здесь происходит социально — психологическое и культурное разделение в воспитании.

Развитие мальчика и девочки должно быть разным. При одинаковом воспитании разнополых детей вероятность проявления нежности, трусости, эмоциональность у мальчиков возрастает, а у девочек агрессивности, дерзости

Родителям стоит обратить внимание на характер воспитания дочек и сыночков

Правильное гендерное воспитание детей позволит понять мальчикам и девочкам, что их различия заключаются не только во внешних факторах, но и в структуре поведения. Задача родителей и воспитателей научить ребенка ассоциировать себя с конкретным полом. С гендерным воспитанием к детям приходит:

  • понимание о принадлежности к тому или иному полу;
  • чувство терпения к противоположному полу;
  • знание о поведении, принадлежащего пола, и желание следовать им.

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста во многом упростит взрослую жизнь, оградит от поступков, из-за которых ребенок может стать насмешкой для остальных.

В возрасте двух лет дети начинают понимать к какому они принадлежат полу, стараются вести себя соответственно, даже могут различать девочку от мальчика (в основном по одежде, прическе). Чуть постарше малыш понимает, что мальчики вырастают мужчинами, девочки — женщинами.

На развитие дошкольников большое влияние оказывает поведение родителей. Малыш копирует родителя своего пола и старается быть максимально похожим. Выбор будущей жены или мужа также зависит от родителей

Сын подбирает себе жену, похожую на свою маму, а женщины обращают внимание на мужчин, похожих на папу

Гендерный подход в семейном воспитании должен быть слаженным и гармоничным. Взаимоотношения между родителями очень влияют на гендерное воспитание. Главное для родителей быть достойным примером, показывать свою любовь, заботу, уважение, доверительные отношения. Под таким влиянием большая вероятность того, что Ваш ребенок создаст счастливые отношения в будущем.

В современном мире границы поведения мужчины и женщины становятся размытыми. Женщины стали более грубыми, агрессивными. Мужчины стеснительными и трусливыми. Такое поведение берет начало с особенностей гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

В дошкольных учреждениях в основном работают женщины и дать “мужское” воспитание они в принципе не могут. В своеобразии такого поведения у мальчиков утрачиваются умение быть главой семьи, превращаются из “добытчика” в иждивенца. Во время сюжетно — ролевых игр девочки не умеют быть терпеливыми, заботливыми, мальчики не спешат помочь физически, боятся постоять за себя.

Принадлежность к тому или иному полу не приходит само по себе. Понятие о гендерной принадлежности достигается путем развитии родителей дома и воспитателей в детском саду. Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада проходит через игры. Организовываются сюжетно — ролевые игры для мальчиков и девочек. Очень часто игры объединяют, что дает возможность наблюдать за действиями противоположного пола. Главной целью воспитателей привить к девочкам такие качества как нежность, кротость, женственность, мальчикам — упорство, мужество, наблюдательность. Во время игр связанных с профессиями дети видят разделение на мужскую и женскую деятельность, их особенности.

Можно выделить основные методы гендерного воспитания дошкольников:

  • сюжетно — ролевые игры (“Семья”, “профессии”);
  • беседы с применением литературы, наглядного материала;
  • приготовление открыток, подарков для мамы, папы, близких, друзей;
  • чтение сказок, заучивание стихов, поговорок.

В подростковом возрасте происходит “взрыв” гормонов и огромную роль играет гендерное воспитание, полученное ранее. В этом возрасте происходит формирование гендерных ценностей и умений. Если мальчик вырос под опекой мамы, то ни о какой личной жизни не может быть и речи (если конечно мама не одобрит). И наоборот, девочка не получившая достаточно материнской любви в детстве, старается найти тепло “на стороне”. Гендерное воспитание подростков основывается на развитии в раннем возрасте.

Мужская и женская гендерная социализация

Женская гендерная социализация (ЖГС) – это усвоение девочкой правил поведения и норм, которые соответствуют ее полу: быть слабой, зависимой, красивой, доброй, хозяйственной, нежной. В то же время нужно не быть грубой, агрессивной, амбициозной, независимой.

Таким образом общество изначально предписывает ей определенные стандарты.

Что такое МГС? Феминизм определяет мужскую гендерную социализацию, как усвоение мальчиком ролей лидера, защитника, успешного человека, который изначально считает себя выше представительниц слабого пола и относится к ним потребительски. В феминизме такому человеку присвоен термин «мгсник».

Но, если подойти к этому с точки зрения психологии, МГС тоже негативно сказывается на мужчинах.

Особенности и отличия МГС и ЖГС:

Навязывание определенных черт характера

Общество требует от женщины быть аккуратной, хозяйственной, привлекательной, воспитанной, уступчивой, скромной, терпимой.

Мужчинам предписывается стратегия победителя, запрещается терпеть поражение, приходить не первыми, потому что на них сразу навешивается ярлык неудачника. Они должны быть всегда смелыми, уверенными, ответственными. Мягкость, уступчивость, пассивное поведение сразу вызывает осуждение.

Требовательность к внешности

Мужчинам позволительно быть внешне непривлекательными, социум изначально оценивает их по характеру и достижениям. Женщина же просто «обязана» быть стройной, красивой, следить за собой. К некрасивой женщине относятся пренебрежительно, осуждают, высмеивают, даже если она является гениальным ученым, родила троих детей или управляет крупной компанией.

Предписание семейных ролей

С точки зрения ГС, даже несмотря на способность зарабатывать наравне с мужчиной, женщина все равно полностью отвечает за быт, воспитание детей, заботится о муже, домашнем климате.

Существует ли «мужское» и «женское» мышление

Во многом общество предписывает представителям разных полов определенные роли и цели, объясняя это тем, что мужской мозг отличается от женского.

Но научно подтвержденных отличий в их мышлении не так много. Так, например, доказано, что женщины в большей степени способны к многозадачности, а мужчинам легче концентрироваться на одной цели.

Бытует мнение, что мужчины лучше водят машину, обладают «техническим» складом ума. Но эти различия не обусловлены физиологическими особенностями. Просто в детстве мальчикам предписывают играть в машинки, заниматься конструированием, спортом и пр.

Установлено, что девочки, которым не навязывают игры в куклы, занятия вышивкой, у которых поощряются изначально «мальчиковые» интересы, не хуже справляются с автомобилем, становятся инженерами-конструкторами, совершают открытия в научной области.

Это относится и к мужчинам. Вопреки гендерным стереотипам, они способны стать гениальными модельерами, поварами, танцорами и пр.

Концепция успешного старения

В понимании процесса социализации в пожилом возрасте как периоде жизни с разными видами активности находит отражение принятие большинством современных исследователей концепции успешного старения , основные положения которой выстраиваются в противоположном направлении по сравнению с концепцией проблемного старения, которая была популярной в геронтопсихологии в предыдущие десятилетия.

Если пожилой человек продолжает посильную профессиональную деятельность или занимается общественной работой, осуществляет активное взаимодействие с членами семьи и другими людьми, то социализационные процессы будут продолжаться, и вклад такого человека в воспроизводство социального опыта будет значимым . В соответствии с концепцией успешного старения в пожилом возрасте сохраняется достаточный уровень физических и умственных возможностей, позволяющий заниматься социально значимой деятельностью и добровольным посильным трудом, что способствует субъективному благополучию и удовлетворенности жизнью .

Пожилой возраст понимается как высшая точка духовного развития, как период в жизни человека, который характеризуется формированием уникального качества или душевного состояния, называемого мудростью. Мудрость в этой ситуации характеризуется реалистичной оценкой уже достигнутого и того, что еще можно достичь в межличностных отношениях, гармонии с другими людьми и с самим собой, в реализации своих интересов и увлечений, в творческой, созидательной деятельности. Это время, когда жизненная активность сохраняется, а готовность отдавать другим свой жизненный опыт не исчезает

Субъектный подход, активно разрабатываемый отечественными психологами, акцентирует внимание на значимой роли психологической составляющей в поддержании активности человека в поздний период его жизни. Именно формирование субъектности, внутренней позиции и активности человека является той основой, благодаря которой будет происходить в процессе социализации развитие личности в период поздней взрослости и старения

В работах исследователей, разделяющих такие взгляды, при изучении разных аспектов жизни пожилых людей используются такие понятия, как: «благополучное старение», «позитивное старение», «продуктивное, конструктивное старение», «позитивный образ старости», «молодые старики», «третий возраст», «активное долголетие» .

В публикациях, посвященных изучению условий и факторов социализации в пожилом возрасте, исследователями был проанализирован широкий перечень социально-психологических факторов, влияющих на благополучие пожилых людей: участие в обучающих программах (неформальное образование) ; социально значимая и творческая деятельность ; личностные характеристики (субъективная оценка собственного возраста, гибкая самоидентификация, интегрированность, смысложизненные ориентации, жизнестойкость, чувство контроля над своей жизнью) .

ПОЧЕМУ БЮРОКРАТИЧЕСКАЯ БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ ВРЕДИТ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РОСТУ?

МИФ. Считается, что максимальная регламентация процесса освоения бюджетных средств может снизить коррупцию, а в идеале — даже сделать таковую невозможной. Поэтому законодатель вводит различные меры, которые призваны как можно больше ограничить возможности влияния чиновников на выбор исполнителей государственных заказов, и сводят их функции к чисто техническому обеспечению сопутствующих процедур. Тендеры, конкурсы, аукционы должны исключить коррупционные возможности чиновников и создать равные конкурентные условия для всех участников рынка. Это приведет к увеличению эффективности экономики, поскольку в полную силу будет действовать принцип свободной конкуренции и «невидимая рука рынка» сама по себе будет обеспечивать наиболее выгодные для государства условия выполнения необходимых задач.

Если ранее чиновник мог сам выбирать подрядчиков для выполнения той или иной работы и имел возможность диктовать им любые условия, устанавливать любые размеры откатов, то теперь, благодаря строгой регламентации данной процедуры, чиновник остается чисто технической фигурой, а претенденты соревнуются между собой, предлагая более низкие цены, более качественное выполнение, меньшие сроки и прочее.

Последствия ЖГС

И женская, и мужская гендерная социализация могут иметь негативные последствия для личности. Неправильно сказать, что от нее страдают только девушки. Но также нельзя отрицать реальность, в которой для них эти последствия могут стать катастрофическими.

Опасности ЖГС:

Подавленные эмоции

Женщинам приходится скрывать, что они чувствуют на самом деле, загонять внутрь обиду, злость, чувство протеста, свои истинные желания, что приводит к различным психическим расстройствам, депрессии, тревожности, проблемам со здоровьем.

Излишняя жертвенность

Девушка всегда «должна» быть доброй, отзывчивой, эмпатичной, помогать окружающим, брать ответственность за всю семью, подавлять свои потребности, уступать мужчине. Она «должна» отказываться от карьеры, жизненных планов, путешествий.

Эти предписания делают из нее жертву, которая забывает о своем собственном счастье.

Невозможность быть собой

Общество изначально не позволяет женщинам выбирать свой путь, если он не соответствует ее гендерной роли. В девочках подавляется амбициозность, соревновательный дух, навязываются ценности, которая она может не разделять.

Навязанное чувство вины

Если женщина живет ради себя, если делает то, что хочет, общество начинает это порицать, стыдить ее, вызывать чувство вины, навешивая на нее ярлык «себялюбивой эгоистки». Тогда как мужчина имеет право жить для себя, это часто даже поощряется.

Потеря смысла жизни

Под длительным влиянием ЖГС женщина может прийти к чувству глубокого разочарования, ощущению бессмысленности своей жизни, даже если в ней есть дети, семья, отношения, дом. Это все хорошо, это ценно, но только для тех людей, которые действительно этого хотят.

Но если женщина мечтала изменить мир, стать известной, построить карьеру, быть свободной, жить полной жизнью в ее собственном понимании, она может столкнуться с глубоким личностным кризисом, сожалением об упущенных возможностях.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий