Глубокий взгляд на восточную медитацию

«Уединение, молитва и прямой разговор с Б-гом». Примеры практик в еврейской медитации

Во-первых, есть итбодедут, которым занимались хасиды. Буквально этот термин переводится как «уединение». Действительно, практикуя его, многие люди где-то уединяются физически: есть известные байки про великих раввинов, которые уединялись на женской галерее синагоги, чтобы к ним никто не подходил. Кто-то уходил в лес, кто-то запирался у себя в комнате.

Такого состояния можно достичь не только с помощью физического уединения, но и с помощью наблюдения за собой или за какими-то внешними вещами: мы можем следить за пламенем, за дыханием

Задача в том, чтобы целенаправленно управлять вниманием и делать так, чтобы оно сохранялось вне зависимости от того, что мы видим. Именно поэтому так хорошо наблюдать за подвижными стихиями — на них сложно удерживать фокус, они всё время движутся, а ты всё время их упускаешь

Это динамическая тренировка внимания. 


Фото: David Cohen / Shutterstock

Во-вторых, все религиозные евреи занимаются концентрацией на звуке речи — что на востоке известно как чтение мантр, — просто называют это иначе.  Мы стремимся достичь такого состояния, чтобы молитва была не просто машинальным бубнёжом, а чтобы эти слова полностью заполняли голову.  Тогда ты ощущаешь их прямое действие, они настраивают тебя на правильный возвышенный лад, воодушевляют. 

Идея мантр заключается в том, чтобы сосредоточиться на звуке собственной речи. Ты читаешь определённый текст, который лучше выучить наизусть (текст этот может быть бессмысленным, а может быть написанным пророками), и когда ты делаешь это профессионально, то ты буквально погружаешься в этот текст настолько, что остаётся только он, и он начинает формировать твоё сознание. Эту вещь сложно описать, её нужно пережить. То же самое мы делаем и во время молитвы.

В-третьих, есть и более свободная техника — прямой разговор с Б-гом. Человек выделяет час и начинает разговаривать со Вс-вышним. Можно сказать: «А я не знаю, что тебе сказать», можно спросить, как дела. Каждый говорит о своём. 

Медитация сильно помогает мне в жизни. За счёт медитативных навыков я достигаю контроля над собственными мыслями и над тем, чтобы не переутомляться; понимаю, что я делаю в данный момент, не думаю о непрошеных вещах, которые могли бы мне помешать

Когда умеешь перенаправлять своё внимание и концентрироваться на вызовах, которые жизнь подкидывает прямо сейчас, а не варишься в мыслях, то чувствуешь себя счастливым

Медитация помогает мне и как музыканту — потому что я джазовый артист и мне всё время надо пребывать в моменте. Кстати, приходите на концерт! Он состоится 23 августа в питерском клубе JFC.

Подготовила Арина Крючкова 

  • Раввин vs психотерапевт: когда к кому? Мнение раввина
  • Психоделический иудаизм: что это такое и кто его практикует
  • Где учить идиш в «ТикТоке», на «Ютубе» и других сервисах

Цигун

Медитация цигун – это китайская, древняя целительная практика. Сочетает в себе мягкие движения, контролируемое дыхание и медитацию для улучшения духовного, психического и физического здоровья. Полагают, хотя исследования и ограничены, что цигун позволяет лечить многие заболевания:

  • хроническую усталость,
  • боль в спине и ногах,
  • диабет,
  • болезни сердца,
  • бессонницу,
  • высокое кровяное давление и др.

«Цигун» переводится примерно как «хозяин своей энергии». «Ци» – это жизненная энергия. «Гун» – это мастерство. В традиционной медицине Китая считается, что плохое здоровье – это результат заблокированной энергии, которая течёт по двенадцати меридианам тела.

А цигун позволяет энергии «ци» течь свободно, тем самым, способствуя укреплению и оздоровлению. Популярен цигун в Китае как для физических упражнений, так и для отдыха, релаксации. Применяют техники цигун и в профилактической медицине для психического и физического выздоровления. Техника является также базой в тренировках боевых искусств.

Випассана

Санскритская “випассана” и тибетский “лхатонг” – одно и то же, означает “прозрение”, “ясный взгляд”. Випассана очищает ум и дает осознать непостоянство вещей в мире.

Медитация Випассана

Эта практика одна из самых древних в истории буддизма, появилась в VI столетии до нашей эпохи. Она распространена в первую очрердь в направлении тхеравады.

Випассана прекрасно подходит новичкам, потому что имеет “облегченный вариант”, который учит концентрировать внимание.Для выполнения практики следует сесть, выпрямив спину, на полу в позе лотоса или полулотоса, но можно использовать стул. Затем нужно прикрыть глаза и сосредоточиться на дыхании – это будет первичный объект

Итак, главная цель наблюдения – дыхание: то, как оно покидает область носа и рта и попадает туда, как двигается живот и грудная клетка. Все, что происходит вокруг: звуки, запахи, предметы, ощущения – это вторичные объекты, и нужно постараться абстрагироваться от них.

Конечно, совсем их не замечать в первое время очень трудно. Поэтому предлагается зафиксировать их в памяти. К примеру, если мы слышим шум машин или писк комара, говорим: “Звук”. Если чувствуем, как затекли ноги или болит спина, отмечаем: “Боль”. Все постороннее – отвлекающий шум, и если не удается его не замечать, следует отметить его и снова сконцентрироваться на дыхании.

Практика випассаны помогает осознать природу мира:

  • анника – непостоянство;
  • анната – пустотность;
  • дукха – привязанность.

Такое осознание поможет обрести свободу и спокойствие.

Переживание шинэ

Есть несколько характерных переживаний, например, состояние физического или умственного блаженства. У вас может быть приятное чувство умиротворения и полное спокойствия ума, без привычных забот и тревог. Также возможно переживание, выходящее за пределы понятий, хотя, конечно, это еще не является опытом пустоты как таковой.

Здесь нет ничего сверхъестественного; в ходе практики шинэ эти переживания приходят сами собой. Когда это происходит, не уделяйте этому много внимания, не впадайте в крайнее возбуждение – пребывайте в том, что есть, и продолжайте медитацию. Чем меньше ожиданий и вопросов о том, вернутся ли эти переживания во время следующей сессии, тем лучше.

Переживание блаженства, ясности и непонятийного состояния ума являются естественным результатом практики шинэ

Пока этого не произошло, мы можем испытать множество менее приятных чувств, потому что начинаем обращать внимание на происходящее в уме. Порой кажется, что все становится только хуже – появляется еще больше мыслей, больше запутанности

На самом деле все это было и происходило в уме всегда, просто раньше мы не имели обыкновения туда заглядывать. Не расстраивайтесь и не думайте, что делаете что-то не так. Так уж устроен ум, и это серьезный повод для продолжения практики.

Как начать медитировать дома

Начните с малого: практикуйте 1-3 минуты в день. Постепенно увеличивайте время на пару минут. В итоге вы сможете уделять нужное количество времени в соответствии с выбранным вами видом медитации.
Создавайте для себя привычку медитировать. Каждое утро первым делом после пробуждения уделите эту пару минут медитации. Можно практиковать и по вечерам. Поставьте напоминание в телефоне и не отлынивайте – даже если вы устали, хотите спать, вам лень и находятся другие отговорки – просто начните. Не оценивайте себя: насколько успешно вы это делаете, правильно ли вы делаете/сидите/думаете/не думаете. Сам факт регулярной практики укрепляет силу воли, постепенно развивает ваше внутреннее мастерство, и, конечно, положительно влияет на ваше психофизическое самочувствие. В разделе «медитации» на нашем ресурсе вы сможете узнать о широких возможностях и эффектах, которые были открыты людьми в результате практики медитаций, в том числе научно подтверждённые, а также получите ответ на вопрос, как правильно медитировать. Замечаете, что ум блуждает? Не раздражайтесь, а улыбнитесь и просто мягко вернитесь к дыханию. Для тех, кто пытается научиться медитировать самостоятельно, часто тяжело по началу, поскольку в голове стоит установка на борьбу с любыми возникающими мыслями. Но для практики не должно быть никакой борьбы, никакого подавления! Борьба с мыслями, в конечном счете, просто укрепит их

Единственное, что нужно делать в медитации – это сознательно отвлекать внимание от внутреннего диалога, сосредоточиваясь на чем-то другом (в зависимости от поставленных целей и выбранной методики). При этом ум медленно, но обязательно успокоится

Например, когда вы сосредоточенно работаете, и вдруг рядом начинает играть громкая музыка, то чем больше вы пытаетесь «не слышать» музыку, тем больше будете обращать на нее внимание и раздражаться. Но если вы приложите усилия, и сосредоточитесь на работе, через несколько мгновений вы перестанете слышать музыку. Поэтому не пытайтесь специально опустошить и успокоить ум. Просто следуйте инструкциям в рамках выбранной техники медитации. Настраивайтесь на практику и не ждите невероятных результатов сию минуту. Медитация – это процесс. И этот процесс не только приносит свои плоды и положительные результаты, но и ценен сам по себе. Наслаждайтесь процессом! Откажитесь от сравнения и ожиданий, не критикуйте себя, если пока ничего не почувствовали в результате практики. Тогда медитация не будет трудной и станет для вас просто приятным и здоровым ритуалом. Исследования показывают, что медитация приносит огромные физические и психические преимущества после всего лишь 8 недель повседневной практики. И это не такой уж большой срок. Конечно, монахи-отшельники, медитирующие круглосуточно, достигают больших результатов и более глубоких реализаций за меньшее количество времени, чем человек, который начал практиковать по 10 минут в день месяц назад. Но этот ваш маленький шажок будет одним из самых главных вкладов в вашу жизнь и в будущее – как минимум, это лучшее здоровье, больше мира в душе и гармонии в жизни. Большинство людей могут начать получать это уже через несколько недель после начала практики.

Помните, что самый сложный шаг в любом начинании – перейти от теории к практике.

Просто начните практиковать с любого вида медитации. Сначала вам нужно будет потратить время, чтобы узнать, как научиться медитировать в той или иной технике, вы начнете приобретать опыт, который будет накапливаться и транслироваться и на все другие неиспробованные методики медитации.

Со временем вы будете развивать свой вкус, начнете разбираться во множестве техник и будете глубже узнавать этот удивительный мир возможностей человеческого ума и сознания, который абсолютно доступен для каждого из нас.

Базовая техника на исполнение желания

Тета медитация на исполнение желания, как утверждает Лиза Волкова, эксперт по работе с подсознанием и автор самого популярного блога о силе мысли, относится к числу наиболее действенных техник, позволяющих достигать своих целей в жизни.

Перед началом практики нужно представить свое желание максимально подробно. После этого выполнить такое упражнение:

  • сесть удобно (руки и ноги не скрещивать), успокоиться, прикрыть веки, 3 раза глубоко вдохнуть и выдохнуть, втягивая в себя расслабление и выпуская вместе с выдохом негатив;
  • расслабить все части тела, почувствовать мягкое биение сердца и исходящий из него энергетический поток, который проходит сквозь тело к центру Земли, а затем возвращается и выходит через макушку, образуя светящийся шар;
  • сконцентрироваться на этом шаре, понаблюдать, затем поместить туда свое сознание и подняться на нем за границы Вселенной;
  • при подъеме свет будет меняться, появляющиеся между цветными блеклые полосы – это разделители уровней;
  • после достижения наиболее яркого уровня появится окно с перламутровым светом, за ним – Творец;
  • войти и дать своему шару раствориться в этом свечении, почувствовав, как оно наполняет и снимает напряжение со всех частей тела, начиная от стоп и заканчивая волосами, а затем создает свечение над головой;
  • поблагодарить Творца и Вселенную за помощь, ощутить ответную любовь;
  • велеть наполниться энергией и воплотиться своему желанию;
  • понаблюдать, как в тело вливается энергия, увидеть, как реализуется задуманное;
  • погрузить свой шар в поток исходящей любви, отправить его вниз к Земле через тело, а потом вернуть обратно и отсоединиться.

Приведенный вариант Тета хилинг – это базовая медитация в данной практике. Проводить ее нужно каждый день, тогда результаты появятся довольно быстро.

Особенности медитаций в буддизме

Медитация – неотъемлемая часть духовной жизни буддистов. Она предполагает полный спектр физических и духовных практик. Медитативные практики и соблюдение предписаний Восьмеричного пути в конечном итоге приводят буддистов к тому, к чему они стремятся всю жизнь в этом мире: обрести состояние истинной любви, милосердия, вырваться из круговорота перерождений, пробудиться и достичь нирваны.

Каждое направление буддизма по-разному смотрит на цели медитации. Так, например, согласно ваджраяне, они могут привести человека к пробуждению уже в этом рождениии, согласно махаяне и хинаяне – в следующем. Тхеравада утверждает, что медитации приведут буддиста к титулу архата при условии постоянных практик, а в школе дзен они лежат в основе всего направления.

Медитация в буддизме связана сразу с несколькими понятиями:

  • смрити – наблюдение за собой;
  • шамадха – умиротворение ума;
  • випассана – постоянная осознанность ума;
  • дхьяна – концентрация внимания;
  • саматхи – сосредоточение;
  • прадженя – прозрение на уровне интуиции, подсознания;
  • бхавана – непосредственно сама медитация.

Основные техники практики были описаны еще в древнебуддийских текстах. С эволюцией буддийской философии они, естественно, не раз менялись, но и сегодня медитативные практики монахов и мирян в некотором роде похожи на то, как медитировал Будда Шакьямуни.

Медитация не универсальна для всех, она может меняться как в зависимости от определенной школы, так и в зависимости от конкретного человека. Их цель сходится в том, что они призваны трансформировать ум медитирующего таким образом, чтобы он углубился в самопознание и тем самым нашел дорогу к освобождению.

Все практики часто делятся на две составляющие:

  • действие – физические и психические упражнения, например, развитие интуиции, отстройка йогических асан;
  • созерцание – путешествие вглубь себя, познание природы окружающих вещей и явлений путем средоточенного наблюдения за ними.

К некоторым видам медитации невозможно приступить сразу, не имея какой-то подготовки. Их обычно предваряют обучение, чтение священных писаний, наставления опытного учителя или гуру.

В связи с этим выделяют три стадии бхаваны:

  • шрути – обучение: следование инструкциям учителей, изучение священных текстов;
  • вичара – размышление над новой информацией, над увиденным и услышанным, применение методов к себе;
  • бхавана – непосредственная медитация.

Для начинающих есть особые практики, которые в первую очередь учат ум сосредоточиваться на конкретном объекте или точке. Новички обычно начинают с нескольких минут в день и постепенно увеличивают время. Главное – упорство и постоянство, медитировать рекомендуют каждый день.

  1. Медитация и происходящие во время нее трансформации ума также содержат несколько этапов:
  2. Ум сосредотачивается, чтобы понять смысл истины.
  3. Отсекаются беспокойства и мыслительные процессы.
  4. Ум избавляется от эмоций: переживаний, радостей, сомнений.
  5. Наступает невозмутимость, отрешенное от мира состояние.

Практику составляют два вида медитации:

  • аналитическая – дает взглянуть на реальность без призмы субъективности, показывает вещи такими, какие они есть;
  • стабилизирующая – сосредоточение и удержание внимания на этих вещах.

Лучшему сосредоточению способствует спокойная обстановка, где ничто не мешает, не отвлекает. Удобная поза, которую используют чаще всего – падмасана, то есть поза лотоса, или полулотоса. Нередко созерцание сопровождается ненавязчивой музыкой, которая помогает расслабиться.

Шаг 3: Спрашивайте о том, что неясно

Как и в любом другом деле, успех в медитации заключается не только в том, чтобы просто следовать инструкциям, но и в понимании, к чему направляет инструкция.

Бейсболист высшей лиги может дать вам самые подробные указания – как держать биту, как переносить вес с ноги на ногу, как «прочитать» питчера и т.д. Но реально обучиться вы сможете лишь тогда, когда прочувствуете все это на себе и откроете на собственном опыте, о чем, черт возьми, он говорит.

Тем не менее, любая его подсказка может оказаться чрезвычайно полезной и сократить ваш путь к успеху, избавляя от лишних ошибок. Задав всего один вопрос, вы могли бы избавиться от ненужной путаницы и стать в этом занятии лучше – на всю оставшуюся жизнь.

И что касается медитации, я вижу, что большинство начинающих ничего не спрашивает, и просто не понимаю – почему? Мы же делаем это во всех других областях, когда пытаемся что-то изучить. Так что вот вам мой лучший совет в обучении медитации: ищите ответы на свои вопросы.

У всех есть вопросы, проблема в том, что не все задают.

– Как мне перестать думать?– Когда сосредотачиваюсь на своем теле, мне не нравится то, что чувствую. Что делать?– А можно ли почесаться, когда медитирую?

Не задавая вопросов, вы вынуждены делать много лишней работы. Человек может медитировать неделями, не зная, нормально ли глотать слюну во время медитации. (Да, нормально, и как только вы это узнаете, медитация становится гораздо комфортнее).

Где искать эти ответы – зависит от источника инструкций. Если работаете с учителем, просто спросите. Если изучаете по книге или онлайн-курсу, откройте раздел с часто задаваемыми вопросами или спросите самого автора по электронной почте. Google также удивительно эффективен – большинство вопросов уже задавалось ранее, и на них неоднократно отвечали в интернете.

Конечно, очень полезна оффлайновая компания любителей медитации, но и в сети полно сообществ, увлеченными популярными книгами, курсами и техниками медитации. Их легко нагуглить. Если повезет, найдете сообщество, связанное с методикой, которую практикуете лично вы.

Можете и мне написать, если что – вот мои контакты. Отвечу сам или направлю на нужный сайт.

Упражнение на богатство

Тета хилинг медитация на привлечение денег способствует открытию потока изобилия. Перед выполнением упражнения нужно найти атрибут, символизирующий богатство. Это может быть драгоценность, крупная купюра, картинка или фигурка, например, денежной жабы. Его располагают перед глазами и начинают медитацию, выполняя следующие действия:

  • прикрыть веки, представить, как собственное биополе соединяется с биополем амулета, становясь единым целым и обретая яркое свечение;
  • при этом амулет постепенно окружается золотистой дымкой, и, когда полностью покроется, начать медленно втягивать эту дымку находящимся в точке межбровья третьим глазом;
  • представить, как золотистый туман проходит через тело и биополе, а затем вихрем опускается до сердечной чакры;
  • задержать его в этом месте, замедлив дыхание.

Когда появится ощущение тепла и слабое покалывание, это означает, что в сердечную чакру пошел энергетический поток, привлекающий и повышающий денежную энергию. Это и есть цель данной медитации.

Шинэ

Все медитации, которые давал Будда, можно разделить на две группы: медитации спокойного пребывания, называемые «шинэ» на тибетском языке или «шаматха» на санскрите, и медитации проникающего видения, называемые «лхагтонг» на тибетском или «випашьяна» на санскрите.

Благодаря методам спокойного пребывания ум учится концентрироваться и покоиться в этом состоянии, не отвлекаясь. Шинэ – основная медитация, она встречается не только в буддизме, но и в других духовных и религиозных школах. К примеру, индуисты используют множество действенных методов шинэ. На пути к Просветлению, чтобы продвинуться в практике медитации, мы всегда начинаем с шинэ. Будда учил этому на всех уровнях, медитация шинэ присутствует в Тхераваде, в Махаяне и в Тантре. Любая буддийская школа содержит эти практики.

Всем известна простейшая медитация шинэ, когда мы концентрируемся на дыхании. Та самая медитация, которую используют многие и которая полезна для всех. Здесь у нас только один объект для сосредоточения

Мы наблюдаем за дыханием и учимся не отвлекаться на все остальное, снова и снова возвращая внимание к кончику носа

В нашей практике мы используем методы Алмазного пути, и большинство начинает с основополагающих упражнений нёндро. Здесь мы встречаем шинэ в фазе построения (тиб. кьерим), когда представляем различные просветленные аспекты, Будда-формы, концентрируемся на всевозможных украшениях и мантрах. По сути, все это – шинэ.

Лучше всего осваивать шинэ постепенно. Стараться удерживать концентрацию ненадолго, поскольку поначалу ум не может быть полностью поглощен чем-то одним в течение длительного времени, это непривычно. Этому нужно учиться. Мы тренируем ум, как тренировали бы тело: если на первом занятии в спортзале переусердствовать, то на следующем из-за сильной боли в мышцах можно вообще ничего не сделать. Так же и с умом – если мы еще не особо искусны, но чересчур упорствуем, то можно отбить все желание медитировать, нам просто перестанет это нравиться

Очень важно прочувствовать эту грань

Слишком долго концентрировать все внимание на чем-то одном не получится, оно обязательно ускользнет, а ум начнет метаться в разных направлениях

Трудно возвращать его к объекту медитации, для этого нужно усилие, и с ним тоже важно не перестараться. Лучший способ тренировать шинэ – чередовать короткие периоды интенсивной концентрации с расслаблением

Так будет легко, и вы не устанете. В один прекрасный момент это станет чем-то совершенно естественным и приятным

Лучший способ тренировать шинэ – чередовать короткие периоды интенсивной концентрации с расслаблением. Так будет легко, и вы не устанете. В один прекрасный момент это станет чем-то совершенно естественным и приятным.

Медитация – это большая радость. Мы настоящие счастливчики, ведь у нас есть возможность практиковать. И дело не в том, что нас кто-то уговаривает или заставляет, а мы чувствуем вину, когда не медитируем. Нет, такой настрой не принесет никакой пользы. Удовольствие от практики приходит постепенно само собой.

Как только вы привыкнете, время концентрации можно увеличить. Это может сопровождаться различными переживаниями. Будьте особенно внимательны к приятным, не привязывайтесь к ним.

Лхагтонг

Медитация проникающего видения, випашьяна на санскрите или лхагтонг на тибетском – особая практика, которая отличает буддизм от других традиций. Она встречается не везде, но благодаря этой медитации наша практика становится освобождающей. То, что мы обретаем на этом уровне, не сравнимо ни с какими приятными переживаниями. Мы оказываемся в состоянии вне всяких концепций, за пределами сансары и обычного обусловленного существования. Это именно то, что однажды приведет нас к Освобождению, а затем и к Просветлению.

Совсем не просто рассказывать и описывать результаты практики лхагтонг, поскольку они находятся за гранью интеллектуального понимания. Постижение возможно только посредством собственного опыта. Невероятная удача, что медитации такого уровня являются частью нашей практики.

Не всем известно, что на самом деле существует два типа медитации проникающего видения. Это «аналитические» методы и «неаналитические». Многие не понимают, как медитация проникающего видения может основываться на логических заключениях, полагая, что это вовсе не медитация, а нечто интеллектуальное, но это не совсем так.

Аналитическое проникающее видение заключается, например, в том, что вы исследуете свой ум и пытаетесь отыскать то, что можно назвать «я» (для этого есть множество методов в поучениях Махаяны). Это вовсе не значит, что вы думаете именно так, но вы действительно ищете то самое место, называемое «я», с которым отождествляетесь. Это не просто умозрительные рассуждения – вы действительно ищете.

Практикуя таким образом, со временем вы получите некий опыт, появится некая идея. Да, это все еще концепция, но концепция, содержащая в себе опыт и постижение, что нет никакого независимо существующего «я». Вы приходите к этому постижению путем логических умозаключений и медитируете какое-то время, пребывая в этом осознавании. Вот в чем состоит суть этой медитации. И это один из методов, ведущих к постижению истинной природы всего, которым учил сам Будда.

В наших практиках, будь то нёндро, позднее Махамудра или медитация на Йидама, проникающее видение, главным образом, сосредоточено в фазе завершения (тиб. дзогрим). В медитациях на любой Будда-аспект есть эта фаза, когда мы растворяем все, что представляли до этого, затем какое-то время ум покоится в себе самом. Без каких-либо вспомогательных объектов мы пребываем в своей истинной сути, ни за что не цепляясь. Пребывание ума в самом себе, после того как мы успокоили его посредством концентрации на определенной Будда-форме, приводит нас к переживанию истинной природы ума и того, каким все является.

Для того чтобы овладеть проникающим видением и прийти к осознаванию истинной природы, для начала необходимо успокоить ум. Иначе он не сможет распознать сам себя. Если успокоение ума не требовалось бы, вы могли бы сесть в любом месте и пребывать в состоянии Махамудры. Это было бы прекрасно, но ум устроен по-другому. Здесь необходимо тренироваться последовательно, шаг за шагом, и со временем все получится.

Гьяна мудра

Гьяна мудра — наиболее часто используемая мудра для
медитации рук. Когда руки оказываются в Гьяна мудре, медитация становится
легче. Как следует из названия, Гьяна призвана к высшему знанию, которое можно
получить с помощью медитации. Расширяет горизонт впитывания знаний в состоянии
глубокой медитации.

Причина того, что Гьяна мудра чаще всего используется для медитации, очень проста: она уравновешивает элемент воздуха в нашем теле. Элемент воздуха играет важную роль в стабилизации ума (воздух сравнивается с мыслью ума). Когда воздушная стихия находится в уравновешенном состоянии, ум становится легче контролировать.

Как делать медитацию Гьяна мудра

  1. Сядьте в позу со скрещенными ногами и выровняйте затылок с позвоночником. Если неудобно сидеть со скрещенными ногами, сядьте на стул с прямой спиной.
  2. Отведите плечи назад и положите руки на колени; ладони обращены вверх.
  3. Соедините указательные пальцы рук с кончиками больших пальцев, образуя равномерный круг.
  4. Остальные три пальца держите выпрямленными или расслабленными.

В целях медитации сложите руки в Гьяна мудре, перенесите свое осознание к основанию позвоночника в корневую чакру. Дыхание должно быть мягким. С этой мудрой вы будете наблюдать легкость в теле, когда будете находиться в глубоком медитативном состоянии,.

Преимущества Гьяна мудры

Медитация Гьяна мудра улучшает память и повышает качество
творческого мышления.

Это полезно при бессоннице, диабете, болезни Альцгеймера и
таких состояниях, как гипопитуитаризм.

Медитация Гьяна мудра регулирует секрецию эндокринных желез,
а также контролирует высокое кровяное давление.

Появление образов

Иногда я вижу фиолетовый цвет во время медитации, возникает ощущение, как будто я нахожусь в каком-то городе, перед глазами возникают предметы с красивой расцветкой, вокруг все яркое, ходят монахи, горы. Иногда перед глазами возникают красивые цветы. Часто такие видения встречаются у начинающих. Некоторые испытывают приятные ощущения, а другие — наоборот. Образы во время медитации могут показаться пугающими, иногда возникают неприятные воспоминания.

Нужно ли цепляться за эти явления? Как поступать с такими видениями? Когда человек достигает концентрации, сначала успокаивается сознательный разум, отключаются органы чувств от внешнего мира, наступает имитация состояния сенсорной депривации. Органы чувств отворачиваются от внешнего мира. Сознательный слой разума приостанавливает свою деятельность. Человек проникает в свое подсознание.

Мантра в этой ситуации напоминает удар хлопушкой по бессознательному разуму, который постепенно очищается. Начинают проступать наружу загрязнения, впечатления, которые были накоплены в этой и прошлой жизни. Таким образом, человек очищается. Бессознательные реакции на предыдущее действие или событие. Некоторые утверждают, что таким образом происходит уничтожение кармы. Деформация разума проявляется, заполняются знанием. Возникают введения.

Это хорошо потому, что происходит процесс очищения, поскольку то, что было заложено в человека в течение жизни на подсознательном уровне и бессознательно управляло им, удаляется. У людей присутствует много моделей поведения, которые они не создают, не управляют ими, не имеют никакого контроля над ними. На самом деле, такое поведение обусловлено многочисленными событиями, повлиявшими на наше подсознание. Пусть на нашем поведении сказывается жизненный опыт.

Поза медитации

Чтобы медитировать, важно научиться правильно сидеть. Это помогает, потому что мы связаны со своим телом

Пока мы живем, мы функционируем посредством тела. И все, что мы делаем со своим телом, в значительной мере влияет на ум. Поэтому, если человек в состоянии сесть в позу медитации, — это можно назвать преимуществом. Важнее всего держать спину прямой, и в целом нужно сидеть вертикально и прямо. Поскольку ум так тесно связан с телом, любой наклон, будь то вправо, влево, назад или вперед, может повлиять на медитацию и вызвать потоки мыслей. Поэтому прямая спина очень помогает сконцентрироваться.

Однако более всего концентрацию усиливают ноги. Если вы способны сидеть в полном лотосе, это отлично. Ноги при этом скрещены так, что правая находится сверху на левой. Эта поза называется позой алмаза. Она замыкает, или связывает, наши энергии, и они больше не мешают. Если лотос не получается, сядьте в полулотос или позу активности, в ней правая нога лежит на полу перед левой. Так сидеть легче, особенно начинающим — тем, кто не привык к позе медитации, ведь большинство людей обычно сидят на стульях. В нашей культуре никто не проводит все детство сидя на полу, так что нашему телу потребуется время на то, чтобы к этому привыкнуть.

Теперь руки. Можно держать их сложенными ниже пупка, при этом правая ладонь лежит в левой, большие пальцы соприкасаются, плечи прямые и чуть отведены назад, предплечья расслаблены. Можно также положить ладони на колени, это хорошо для осознавания дыхания.

Голову мы тоже держим прямо, чуть наклонив подбородок. Рот закрыт, и мы дышим носом. Что касается глаз, то вначале проще всего держать их закрытыми, иначе слишком легко отвлечься. Но, когда получается, стоит пробовать открывать глаза и смотреть немного вперед и вниз. Взгляд при этом скользит вдоль линии от носа к полу. Но такой взгляд нужно тренировать без напряжения. Вы научитесь это чувствовать. И очевидно, если речь идет о медитации проникновения в суть, то в ней хорошо держать глаза приоткрытыми.

Какую буддийскую медитацию выбрать?

В многообразии буддийских медитаций немудрено заплутать даже опытному практику, что уж говорить о новичках. Если вы только начинаете свое знакомство с медитативными практиками буддизма, то эти советы будут вам полезны:

Помните, буддистские практики не делятся на лучшие и худшие. Выбор метода буддийской медитации – очень индивидуальный процесс, поэтому руководствуйтесь только своими собственными ощущениями и опытом. Не существует идеальной техники, подходящей абсолютно всем. Так же, как не существует «самой эффективной буддийской медитации, дающей стопроцентный результат с первого дня занятия». Все буддийские техники хороши в той степени, в которой они подходят лично вам.
Оценивайте свой уровень объективно. Очень часто новички в духовных практиках, преисполненные энтузиазма и энергии, берутся за техники, которые оказываются им не по зубам. В итоге после нескольких бесплодных попыток помедитировать наступает разочарование, а сам практик либо ставит на себе клеймо бездарности, либо решает, что сама техника изначально лишена всякого смысла. Перед тем как приступать к буддийской медитации, трезво оцените свой уровень духовной подготовки. Если это ваш первый опыт работы с сознанием, начните с наиболее простых методик. Не форсируйте события. При условии регулярных занятий вам станут доступны и более продвинутые техники, но всему свое время.
Поставьте цель. Во-первых, это поможет вам не терять мотивацию. Во-вторых, исходя из цели, вы сможете подобрать для себя оптимальный метод буддийской медитации. Например, если вы хотите проработать сердечный центр, стать более эмпатичным и наладить отношения с окружающими, вам подойдет метта-бхавана. А буддийская медитация осознанности будет полезна тем, кто живет в постоянной тревоге и не умеет получать радость от жизни. Чем конкретнее цель, тем качественнее практика и ощутимее результат.
Изучите метод. После того как вы выбрали оптимальный для себя метод буддийской медитации, изучите всю возможную информацию по технике выполнения медитации и истории ее возникновения. Это сделает вашу практику более осознанной и поможет избежать ошибок.
Проверьте действие буддийской медитации на себе. Попрактикуйте буддийскую медитативную технику, чтобы понять, насколько вам откликается этот метод и насколько он результативен в вашем случае. В зависимости от цели, которую вы перед собой ставите, вам может потребоваться не один месяц усердной практики, чтобы оценить эффективность буддийской медитации

Также обязательно обращайте внимание на внутренние ощущения. Если практика вызывает душевный дискомфорт, не стоит идти против интуиции

В таком случае лучше попробуйте другую технику буддийской медитации.
Обратитесь к наставнику. Если вы серьезно настроены на занятия и хотите понять духовную основу буддийской медитации, будет лучше заручиться поддержкой опытного практика. Он сориентирует вас в подходящих вам методах, даст рекомендации по технике выполнения и поможет советом, если возникнут трудности.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий