Методика логопедического обследования детей по Акименко В.М.

Задачи логопедического обследования

Диагностика проводится логопедом и носит комплексный характер

При этом принимаются во внимание возрастные, психологические и интеллектуальные особенности ребенка-логопата. Основными задачами данной процедуры являются:

  • диагностика степени сформированности различных сторон речи;
  • пристальное изучение недостатков конкретных компонентов речевой системы, анализ особенностей недоразвития;
  • развитие потенциальных компенсаторных возможностей и прогнозирование динамики логопедической работы;
  • констатация общего уровня речевого развития, логопедического заключения для определения адаптивной программы и форм обучающего процесса.

В процессе обследования выявляются и невербальные характеристики, показатели сенсорного развития. Определяется умение ребенка различать цвета, форму предметов, способность к анализу, синтезу и классификации, состояние ориентировки в пространстве.

Анализ результатов дифференциальной диагностики

Дифференциальная диагностика форм дислалии не случайно практически полностью совпадает с обследованием при стертой дизартрии. Проявления двух этих болезней схожи, поэтому завершающим этапом изучения становится анализ и интерпретация полученных результатов. Оценка проводится по нескольким параметрам:

  1. Соматическое и неврологическое состояние развития. Функциональная дислалия часто сопровождается общей ослабленностью состояния здоровья, но при этом полностью отсутствуют неврологические симптомы болезни.
  2. Двигательная сфера и состояние моторных функций. При дислалии движения выполняются без патологий, общая и мелкая моторика находятся на стандартном для возраста уровне развития.
  3. Общее психическое развитии. Для дислалии типично нормальная работа мыслительных процессов, памяти, внимания. В некоторых случаях допускается небольшая задержка в развитии, но в небольшой степени.
  4. Поведение обследуемого. При дислалии он обычно общителен, легко идет на контакт, с удовольствием выполняет задания и легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Экспресс-диагностика в работе логопеда

Экспресс-диагностика осуществляется при первичном осмотре ребенка логопедом детской поликлиники или специализированного детского цента. Данная методика не предполагает длительного наблюдения за ребенком и углубленного анализа анамнестических сведений. В результате такой диагностики выявляются речевые недостатки и определяется предварительное заключение, которое впоследствии подтверждается и уточняется при оформлении ребенка с нарушением речи на логопункт или в компенсирующее детской учреждение.

Применение иллюстративных дидактических материалов предоставляет широкие возможности применения различных анализаторных систем в ходе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи.

Предлагаемое пособие для экпресс-диагностики поможет провести диагностику с дошкольниками и за короткий временной промежуток определить имеет ли ребенок дефект речи.

Для выяснения способности ребенка к самостоятельным развернутым высказываниям предлагается составить рассказ по серии сюжетных картинок.

По завершении обследования родитель также получает рекомендации специалиста. При необходимости выписывает справку логопеда — такой документ часто нужен для поступления в школу или для комиссии по комплектованию в логопедические детские сады.

Для более полного логопедического обследования предлагается иллюстрированный альбом Волковской Т.Н. В данном альбоме даны  подробные методические рекомендации по обследованию импрессивной (понимание речи) и экспрессивной (самостоятельной) речи детей с речевыми аномалиями. Пособие способствует эффективному логопедическому  обследованию фонематической, лексической и грамматической стороны речи, связной речи. Предложены варианты речевых карт и формулировки логопедических заключений. Название: Иллюстративная методика логопедического обследования.

Скрининговая диагностика логопеда также широко применяется для изучения речевой функции детей дошкольного возраста.

Технология логопедического обследования

В технологическую последовательность входит  6 этапов (Грибова О. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.):

  • ориентировочный,
  • деференцировочный,
  • диагностический,
  • аналитический,
  • прогностический,
  • информирование родителей.

Принципы логопедического обследования

В основе любой деятельности исследовательского характера лежат общие принципы и методы. Принципы  — это исходные теоретические положения, которыми исследователь руководствуется в ходе деятельности. Принципы логопедического обследования учитывают тот факт, что первичная несформированность одного из речевых компонентов влечет за собой вторичные негативные изменения речевой системы в целом. Поэтому обследование должно быть комплексным, целостным и динамическим, но одновременно должно иметь собственное специфическое содержание, направленное на аналитику речевого дефекта.

Логопедическое обследование начинается с анализа медицинской и психолого-педагогической документации, имеющейся на диагностируемого ребенка, со сбора анамнестических сведений от педагогов и родителей, а затем проводится исследование состояния общей и ручной моторики, речевого аппарата , фонетической стороны речи (звукопроизношения и просодики), фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи, связной речи, чтения и письма. Результаты диагностики заносятся в речевую карту — карта обследования речи.

Логопедическое обследование детей 4-5 лет (пояснительная записка).

1. Обследование звукопроизношения (С 2-14).

Ребенок называет предметы, изображенные на картинках.

2. Обследование звуко-слоговой структуры слова (С 15).

Ребенок называет предметы, изображенные на картинках.

3. Обследование состояния фонематического восприятия (С 16-19).

Предложите ребенку поиграть в «попугая». Вы говорите, а попугай повторяет.

Повторение слогов с оппозиционными звуками:

па – ба, на – га, ба – на, га – да, та – да, ка – га, та – на, ва – та, мя – ма, ба – ма.

Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (по картинкам). Покажи, где миска? Где мишка?

Картинки: мишка – мышка, уточка – удочка, корка – горка, бочка – почка, трава – дрова.

Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (по картинкам). Покажи, где рак? Где лак?

Картинки: рак – лак, суп – зуб, чашки – шашки, вечер – ветер, глаза – гроза, коза – коса, чеснок – щенок, миска – мишка, малина – Марина, цветик – Светик.

4. Обследование состояния фонематического анализа синтеза (С 20).

Выделение заданного звука из слов. Выделение («мычание телёнка») или («моторчик») из слов: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.

5. Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи (С 21 – 22).

Проверяем объем и точность понимания значения слов.

Понимание различных грамматических форм (по картинкам):

  • дифференциация единственного и множественного числа существительных Картинки: чашка – чашки, гриб – грибы, мяч – мячи.
  • дифференциация предложно – падежных конструкций с предлогами (на, в, под, за, над, перед, около, по) Где гусеница?

Понимание словосочетаний и простых предложений.

Покажи – палочкой карандаш, карандашом палочку.

Понимание простых распространённых предложений, вопросительных предложений.

6. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи (С 23-37).

Активный словарь.

Существительные. Назвать предметные картинки по лексическим темам и обобщающие понятия. С 4 лет – игрушки, посуда, животные; с 5 лет – те же и обувь, овощи, фрукты, семья. Назвать геометрические фигуры.

Глаголы. Что делает? (по картинкам)

(Птица – летает, рыба – плавает, змея – ползает, лягушка – прыгает, самолет – летает, лодка – плывет, машина – едет, собака – лает, кусает, ест, играет…)

Прилагательные. «Назови цвета». Подбор определений к слову: еж – какой?, солнце – какое?, конфета – какая? носки – какие? и т.д.

Состояние словоизменения.

Употребление имён существительных в именительном падеже единственного и множественного числа. Игра «Один – много» (по картинкам).

Картинки: стол – столы, шар – шары, мяч – мячи, рука – руки, кукла – куклы, дерево – деревья, лев – львы, стул – стулья.

Употребление имён существительных в косвенных падежах без предлога. У меня есть карандаш. У меня нет карандаша. Я рисую карандашом.

Состояние словообразования

Образование названий детёнышей животных: у утки, у гуся, у лисы, у кошки.

7. Обследование связной речи (С 38-40).

Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку (серию сюжетных картинок) и рассказать, что на ней (них) нарисовано.

Скачать “Обследование ребенка 4-5 лет”

Также по теме:

Методика обследования детей с дислалией

Для всестороннего анализа и получения достоверных результатов во время логопедической диагностики используется несколько приемов и методик. Схематически их можно разделить на 4 группы, представленные ниже:

  1. Исследование сенсорных функций. Включает в себя изучение слухового внимания, музыкального слуха, восприятия музыки и других особенностей. Ребенку предлагается послушать и рассказать, как звучат разные инструменты, определить какой именно из них звучал в данный момент, спеть песенку, сравнить инструменты из разных групп (ударные и духовые, струнные и клавишные и так далее.
  2. Исследование психомоторных функций. Малышу предлагается повторять разные движения в определенном порядке и с заданной скоростью. Кроме общих движений оценивается моторика пальцев на обеих руках.
  3. Исследование орального праксиса. Требует от ребенка выполнения движений губами, языком, постановку их в определенную позу. Дополнительно оцениваются мышцы щек.
  4. Исследование произвольной мимической моторики. Даются упражнения, позволяющие определить подвижность бровей, лба, век, глаз.

Методика обследования речи при дислалии, основанная на схеме Волковой, позволяет получить полную картину болезни и продумать коррекционную работу для каждого больного индивидуально. Использовать ее можно не только в дошкольном, но и школьном возрасте, хотя приемы в этом случае заменяются на более сложные.

Обследование речи и вопросы дифференциальной диагностики дислалии до сих пор остаются неоднозначными в логопедической среде

Некоторые специалисты считают, что ребенка с таким диагнозом следует поместить в особую образовательную среду (речевой детский сад), где ему смогут ежедневно уделять внимание, проводить коррекционную работу. Другим кажется, что в среде с хорошо говорящими детьми у больного малыша больше шансов самостоятельно справиться с проблемой

Но и те, и другие признают необходимость ранней диагностики дислалии.

Схема обследования нарушений речи по Г.А. Волковой

Обследование дислалии по схеме Волковой на сегодняшний день является самым популярным у логопедов при диагностике детей дошкольного возраста. В нее входят как основные этапы (сбор анкетных данных, сведений о семье, изучение медицинского анамнеза и так далее), представленные выше, так и более частные, но информативные моменты, позволяющие в полной мере составить картину психоречевого развития. Собственно логопедическое обследование при дислалии требует изучения особенностей, представленных ниже по тексту.

Обследование звукопроизношения при дислалии

В первую очередь логопед проявляет произношение согласных и гласных фонемов: насколько четко произносятся звуки, присутствуют ли замены, дефекты в артикуляционных позах. Исследование проводится с использованием разного дидактического материала, позволяющего менять условия для всесторонней диагнотстики

Внимание уделяется почти всем фонемным группам: свистящим звукам, шипящим, сонорным, йотированным, звонким/глухим, твердым/мягким. Гласные звуки редко оказываются проблемными при дислалии, поэтому во время диагностики ими занимаются реже

Одновременно с произношением изучается динамика речи:

  1. Насколько быстро малыш говорит.
  2. Может ли он менять темп речи по просьбе специалиста и как при этом изменяется владение артикуляционными позами.
  3. Какие типы интонаций доступны обследуемому.

Также оценивается анатомическое строение речевого аппарата, выявляются особенности, которые способны привести к возникновению механической дислалии. Для этого проводится визуальный осмотр как наружных, так и внутренних периферических органов.

Состояние общей моторики

Предлагаемые упражнения позволяют оценить пальчиковую, мимическую и общую моторику. Оценивается скорость переключаемости с одного движения на другое, выполняются ли при этом какие-то сопутствующие жесты, насколько хорошо скоординированы действия. Обычно при дислалии не выявляется серьезных проблем этой сферы, но иногда в движениях может присутствовать небольшая заторможенность, двигательное беспокойство.

Состояние орального праксиса

Приемы обследования артикуляционного аппарата при дислалии направлены на изучение способностей чувствовать и выполнять артикуляционные движения. Оценивается как кинестетическая, так и кинетическая стороны праксиса. Это значит, что малыша просят выполнить упражнения губами, языком, челюстью как единожды, так и серией движений.

Оценивается несколько факторов:

  1. Полнота выполнения заданий.
  2. Точность артикуляционных поз.
  3. Мышечный тонус.
  4. Темп движений.

При дислалии на этом этапе всегда выявляются проблемы, из-за которых и нарушается произношение фонемов.

Особенности слуха, дыхания и голоса

На этом этапе изучается медицинские документы. Если ребенок ранее не посещал отоларинголога, логопед направляет его на дополнительное обследование, чтобы исключить серьезные проблемы. Основы логопедической диагностики этой сферы представлены в таблице:

ФункцияОсобенности исследования
СлуховаяНасколько малыш восприимчив к человеческой речи определяется в ходе простой беседы и выполнения простых поручений.
Дыхательная
  • Отмечается тип дыхания (грудное, брюшное или другое используется в обычной ситуации)
  • Определяется объем и продолжительность вдоха и выдоха во время произношения простых слов
Голосовая
  • Отмечается сила голоса
  • Высота и тембр
  • Есть ли в произношении носовой оттенок

Фонематический анализ

Диагностика детей с дислалией на оценку фонематического анализа заключается в способности выделения малышом фонемов в разных условиях. Ему предлагается выделить в произносимых словах определенный звук. Если возраст обследуемого позволяет, логопед может предложить ему самостоятельно составить слова, содержащие какой-либо фонем. Эту часть исследования можно назвать самой сложной. Для выявления всех особенностей требуется достаточно большое количество времени.

Дополнительно к уже перечисленным сторонам диагностики отмечается общее состояние словарного запаса и грамматического строя речи. По результатам всех тестирований и проверок составляется индивидуальная карта обследования ребенка с дислалией. В нее включается заключение и диагноз, даются первичные рекомендации по устранению дефектов.

Логопедическая диагностика дошкольников

Логопедическая диагностика состоит из следующего:

  • Заполнения карты анамнеза педагогом и родителями;
  • Обследования мелкой, общей и артикуляционной моторики ребенка;
  • Изучения объема словаря (пассивного — понимаемого, и активного — произносимого) малыша;
  • Проверки состояния грамматического строя, фонематических процессов (восприятие, анализ и синтез звуков) и связной речи.

Логопедическая диагностика младшего дошкольника

Методика обследования речи Акименко

В современных детских садах для логопедического обследования детей с речевыми нарушениями используется методика Акименко В. М. Это автоматическая компьютерная программа, проводящая тестирование и обработку полученных данных. Диагностика проводится по 15 основным разделам, включает в себя задания для детей, подробные инструкции и методические материалы для логопеда.

Дополнительная информация! После проведения тестирования программа позволяет вынести логопедическое заключение, поставить точный диагноз речевого нарушения и обозначить процесс коррекционной работы.

Исследование состояния фонематического восприятия

Состояние фонематического восприятия проверяется игрой в «Попугая». Малышу дается задание — повторить два звука: ка — га; па — ба ; ба — на. Затем происходит усложнение — повторить нужно не звуки, а слова: миска — мишка, лак — рак.

Проверка соблюдения рисунка и звуко-слоговой структуры слова

Соблюдение рисунка — это порядок воспроизведения слогов в слове. Дошкольник может «обрезать» сложнопроизносимые звуки в своей речи (ка — мышка), или переставлять их местами (барелина — балерина). При обследовании дошкольников пяти лет можно использовать слова, состоящие из 3-4 слогов, а также материалы со стечением согласных.

Занятия ребенка с логопедом

Исследование произношения и воспроизведения речи

В исследование произношения и воспроизведения речи включают:

  • изучение артикуляционного аппарата и артикуляционной моторики;
  • состояние звукопроизношения;
  • воспроизведения отдельных звуков и слов, а также связной речи.

В методике обследования артикуляционного аппарата особое внимание уделяется органам артикуляции: язык (длинный, короткий); зубы; мягкое небо (готическое, высокое, нормальное); губы (нормальные, заячья губа, тонкие, толстые). Немаловажную роль в произношении играет артикуляционная моторика

Основные упражнения: язык лопаткой и иголочкой, надуть щеки, улыбнуться и сделать трубочку губами.

Логопедическая диагностика, проводимая детям 3-4 лет, включает в себя большое количество упражнений, выполняемых по подражанию — логопед показывает, затем выполняет вместе с ребенком. В старшем дошкольном возрасте дошкольники выполняют задания по памяти и лишь новые упражнения отрабатывают с педагогом по подражанию (однако они не должны включаться в логопедическое обследование).

Дополнительная информация! Состояние произношения и воспроизведения речи проверяется по картинкам, методом заданий: «Покажи, где …». Картинного материала должно быть много, на каждый звук и слог.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий