Копинг-навыки для подростков, или Подними себе настроение!

Открытие стресса

Впервые термин «стресс» был введен американским физиологом Уолтером Кэнноном в 1926 году. Однако развил теорию и объяснил ее механизмы канадский биолог Ганс Селье.

В концепции Селье под стрессом понимается любая реакция в организме под воздействием текущей ситуации. Стресс выступает в качестве сигнала о необходимости срочных изменений. Это полезное состояние, помогающее нам адаптироваться к окружающей среде. В противовес «стрессу» Селье выделил понятие «дистресс». Он возникает, когда ресурсов организма недостаточно для изменений. Дистресс — это последняя стадия стресса, за которой следует гибель организма.

Интервью

Психологические упражнения для подростков направлены на их личностное развитие. Занятие «Интервью» позволяет раскрыть весь спектр интеллектуальных способностей каждого ребенка, создать благоприятную почву для приобретения новых навыков и усвоения полезной информации.

Цели и задачи

Задачей проведения тренинга «Интервью» является выполнение психологического анализа особенностей личности каждого участника группы путем интервьюирования, которое выполняют сами подростки.

Пошаговое описание

Психологическое упражнение «Интервью» предусматривает выполнение следующего алгоритма действий:

  1. Участники группы разбиваются на пары.
  2. Педагог выделяет подросткам 10 мин. времени, в течение которого каждый ребенок должен составить перечень вопросов к своему напарнику.
  3. По истечению указанного периода времени каждый участник группы должен взять интервью у своего сверстника, задавая ему заранее подготовленные вопросы.
  4. Ответы, которые поступают во время беседы, конспектируются на лист бумаги.

Теория копинга

Теория копинга, как вопрос о взаимодействии человека с проблемами в жизни, появилась в психологической науке во второй половине XX столетия. А само понятие «копинг» (от английского «to cope» — совладать, справляться) было введено известным американским психологом Абрахамом Маслоу.

Под копингом принято понимать постоянно меняющиеся поведенческие и когнитивные попытки человека справиться с особыми внутренними или внешними требованиями, оценивающимися как напряжение или превышающими возможности индивида преодолеть их. Говоря более простым языком, копинг – это такая форма поведения, которая отражает готовность человека к решению жизненных проблем; такое поведение, которое направлено на то чтобы приспособиться к обстоятельствам, и которое подразумевает уже сформированную способность применять конкретные средства для преодоления стресса. Выбор активных действий повышает вероятность устранения человеком воздействия источников стресса на свою личность.

Детали данного навыка переплетаются с «Я-концепцией», эмпатией, условиями среды и локусом контроля. Согласно представлениям Абрахама Маслоу, копинг-поведение – это противоположность экспрессивному поведению.

Классификация копинг стратегий

Копинг стратегии бывают:

  • проблемно-ориентированные;
  • базисные;
  • совладеющие поведенческой реакцией.

Проблемно-ориентированный копинг помогает индивиду изменить сложившуюся ситуацию. Стратегия подразумевает следующее:

  • анализ ситуации, которая возникла, а также составление плана действий;
  • умение взять на себя ответственность за то, что произошло;
  • контроль своих действий и эмоций;
  • поиск руки помощи, посещение специализированных тренингов;
  • умение отдалиться от сложившийся ситуации;
  • побег от проблемы.

Базисная стратегия подразумевает:

  • попытки разрешить ситуацию;
  • игнорирование моментов, приносящих дискомфорт;
  • поиск ресурсов на стороне.

Совладение поведенческой реакцией подразумевает умение индивида не впадать в депрессию, искать помощи и смотреть на происходящее с оптимизмом.

Что дают гибкие навыки

Гибкие навыки необходимы не только для построения карьеры. Они помогают успешно учиться и взаимодействовать с близкими людьми — родителями, родственниками, друзьями

Умение общаться и ясно излагать свои мысли помогает, например, быстро захватить внимание аудитории во время доклада или защиты курсовой, произвести хорошее впечатление на устном экзамене. Способность управлять своими эмоциями спасает от приступов плохого настроения, мешающих продуктивно заниматься

Умение управлять временем и выстраивать приоритеты позволяет сэкономить силы при подготовке к экзаменам, а навык планирования помогает быстрее достигать поставленных целей.

Необходимость гибких навыков подтверждают и в академической среде. Например, в 2018 году в Беларуси провели исследование востребованности гибких навыков для специалистов в IT. Изучали стереотип, что «технарям» необязательно уметь общаться, быстро принимать решения или управлять другими людьми.

Учёные опросили 262 сотрудника и руководителя IT-компаний. 97,4% из них назвали гибкие навыки необходимыми для их работы. Для сотрудников сервисных IT-компаний самыми актуальными оказались:‍

  • умение чётко излагать свои мысли (89%);
  • просто говорить о сложном (84%);
  • быстро определять проблему (83%).

Совладание

Совладание происходит, как правило, без участия эмоциональной составляющей, но только в том случае, когда угроза для человека не оценивается им как реальная, например, когда он не соприкасается с предметами, не взаимодействует с людьми и т.д.

Каким был ни был защитный процесс, он всегда будет направлен на избавление человека от рассогласованности его побуждений и разобщённости чувств, предохранение его от получения и осознания болезненных и отрицательных эмоций и устранение напряжённости и тревоги.

Максимальная защита, дающая наибольший результат, в то же время является лишь мизерной долей того, на что вообще способно копинг-поведение. Эффективное применение копинг-стратегий способно повысить способность человека к адаптации, но лишь тогда, когда копинг-стратегии применяются осознанно, активно и в зависимости от конкретной ситуации.

Формирование правильного восприятия критики

Всегда проявляйте интерес к делам несовершеннолетнего, узнавайте о его трудностях

Важно правильно научить его воспринимать критику со стороны друзей или учителей. Объясняйте детям, что иногда нужно признавать свои ошибки или же культурно отстаивать свою точку зрения

Не жалейте расстроенного подростка, а просто посоветуйте ему, как вести себя в подобных ситуациях. Объясните ребенку, что критика не является личной обидой, ведь у других может быть иное мнение, нежели у него. Дайте ему понять, что критика может стать стимулом для дальнейшего развития, объективной оценкой своих дальнейших действий.

Откуда появился термин

Доктор Ричард Лазарус Копинговые стратегии — это все то, что помогает человеку преодолеть стрессовое напряжение. Стрессовая ситуация характеризуется тревогой, сложностью, неопределенностью. Стратегии копинга дают возможность справиться с тяжелой проблемой. Стратегия может быть эмоциональная или поведенческая. В русской психологической школе используют понятие «переживание» или совладающее поведение. Суть совладания в том, чтобы человек смог преодолевать жизненные трудности или уменьшал их влияние на организм.

Термин появился в психологии в начале шестидесятых годов прошлого века. Его применил Л. Мерфи, он обозначил им преодоление детских кризисов развития. Спустя несколько лет когнитивный психолог Ричард Лазарус в своей книге описал стратегии совладания со стрессовыми факторами.

Копинг – поведение в стрессовой ситуации

Поскольку люди по-разному ведут себя в стрессовой ситуации, достаточно трудно классифицировать копинг-стратегии. Однако это попытались сделать Лазарус и Фолкман, разработав следующую классификацию:

  • Стремление решить проблему, составление плана, готовность прилагать усилия, что должно помочь справиться со стрессом.
  • Совершение действий с использованием агрессии, конфронтации, враждебности.
  • Принятие на себя ответственности за возникновение ситуации и ее решение.
  • Проявление самоконтроля по управлению собственными эмоциями и действиями.
  • Нахождение положительного в сложившейся ситуации.
  • Поиск поддержки у других людей.
  • Попытка дистанцироваться, уменьшить значимость ситуации, сделать ее несуществующей, избежать.
  • Целенаправленное избегание проблемы и всех ее последствий.

Формируем адекватную самооценку малышу (до 6 лет)

На дошкольном этапе ребенок уже имеет довольно развитую волю и жизненный опыт, освоил основные правила безопасности, но все еще совершает досадные ошибки.

Для самооценки важно, чтобы ребенок не слышал установочных фраз: «Ты упадешь!», «У тебя не получится!» Следует правильно выстраивать процесс набивания шишек:

  1. Предупредить ребенка о возможных последствиях по формуле: «Не прыгай оттуда. Там высоко – можно больно упасть».
  2. Дать возможность совершить ошибку (обеспечив безопасность).
  3. В случае положительного результата повторить предупреждение: «Ты молодец, справился, давай в следующий раз попробуем вместе». В случае ошибки: «Я очень тебе сочувствую. Я знаю, что тебе больно. Но ведь мы с тобой говорили, что можно упасть?»

Такой подход демонстрирует малышу, что родители верят в него и опасаются за него, но готовы поддерживать любой выбор. В конце концов, этот выбор оказывается мнимым: ребенок станет доверять мнению мамы и папы больше, чем прямым запретам. В дошкольном периоде это хороший способ управления поведением и формирования адекватной оценки своих возможностей.

Важные способы освоения опыта взрослых в 2–5 лет:

  • наблюдение за правильным поведением, подражание;
  • посещение детского садика;
  • игра по возрасту и целям;
  • прием «Один мальчик…» (поучительная история, выдуманная специально для проработки ситуации)
  • сказки, народные и терапевтические.

Именно сказки позволяют не только формировать поведение, я–оценку и представления об основных жизненных процессах, но и избавляться от страхов! А игры способны творить чудеса, если использовать их обдуманно и системно, организовывать игровое пространство и получать искреннее удовольствие от процесса.

Почему сон — это тоже копинг?

Более биологический подход к рассмотрению стресса и совладанию с ним изложен в книге В.В. Аршавского и В.С. Ротенберга «Поисковая активность и адаптация». Отечественные физиологи меняют старые взгляды на проблему стресса. Например, они сомневаются в верности тезиса о вреде негативных эмоций. Авторы приводят в пример ситуации, когда человек был на грани смерти, но не подвергся пагубному влиянию стресса и не заболевал. Похожим вопросом задавался и Виктор Франкл — психолог, переживший концлагерь. Он объяснял выживание людей в экстремальных условиях наличием у них смысла для того, чтобы жить. Аршавский и Ротенберг тоже дают ответ на этот вопрос, но в терминах физиологии: для них основная причина преодоления стрессовых условий — это поисковая активность человека. Она направлена на взаимодействие с окружающей средой для изменения ситуации или же отношения к ней.

В рамках теории поисковой активности неважно, какие эмоции мы испытываем — положительные или отрицательные. Решающим является то, как мы на них реагируем

Подобная точка зрения встречалась и раньше, но Аршавский и Ротенберг показали это на уровне физиологии. Исследователи подчеркивают, что повышенная двигательная энергичность не считается за поисковую активность. Такое поведение может быть ненаправленным и не помогать человеку справляться со стрессом. За поисковую активность не считаются и автоматические неволевые действия.

Если поведение человека не может быть однозначным критерием поисковой активности, можем ли мы ее зафиксировать объективно? Таким наглядным показателем служит гиппокампальный тета-ритм (4–8 Гц), который проявляется при процессах внимания, запоминания и обработки информации. Его наличие свидетельствует о поисковой активности.

Отказ от поиска проявляется в двух видах: фрустрация и пассивно-оборонительное поведение. В первом случае человек теряет интерес к жизни и новым достижениям. Его действия направлены на поддержание своего старого распорядка, в котором нет места поиску и развитию. Во втором случае поведение характеризуется уходом от проблем, избеганием. В обоих случаях человек перестает выражать и реализовывать себя во внешней жизни, что ведет к ослаблению организма в периоды стресса. Отказ от поиска ухудшает наше моральное и физическое состояние, поэтому природой предусмотрена защита от него в виде парадоксального сна.

Наш сон делится на 2 фазы: медленный и быстрый (он же парадоксальный). Быстрый сон отличается от медленного тем, что во время него мозг ведет себя так же, как и в состоянии бодрствования. Повышенная мозговая активность выражается в быстром движении глаз и сновидениях. За всю ночь в среднем проходит 4–5 фаз быстрого сна, обеспечивающих 4–5 сновидений за одну ночь.

Особенности в юношеском возрасте

Сложный и противоречивый период формирования самоанализа у подростка определяет то, насколько он будет успешным во взрослой жизни. Хорошая самооценка поможет нормально взаимодействовать с противоположным полом, идти к поставленным целям, добиваться успехов. Одной из особенностей этого периода является то, что у несовершеннолетних начинает падать авторитет родителей. Если сверстники видят подростка красивым, умным, веселым, то он ценит себя. Если однолетки реагируют на него негативно, то самооценка опускается вниз

Только не нужно отступать в сторону, важно помогать ребенку. В этот период детям хочется все испытать через собственный опыт

Поэтому советы должны быть очень корректными.

Другие важные навыки

Ко всем соискателям нынче предъявляют одни требования: “Нам нужны от вас hard skills / soft skills!” – и выдвигают огромный список качеств личности и шаблоны поведения в компании. Но классный специалист должен обладать не только “твердыми” и “гибкими” навыками, но и практическими, и профессиональными, и еще не забывать оставаться Человеком.

Пример hard skills и soft skills

Выше я описала самые важные умения для человека, но есть еще навыки, которые тоже очень нужны людям. Они не вошли в топ, но также необходимы человеку для продуктивной социальной жизни:

Стрессоустойчивость – здесь важно, чтобы человек контролировал свои эмоции в форс-мажорных обстоятельствах и находил быстрые их решения. Этот навык помогает доделывать начатое дело до конца, как бы это ни было трудно

На любой работе и в семье ценятся стрессоустойчивые люди.

Развитие харизмы – яркость личности, которая может вызывать эмоции у других. Этот навык позволяет заразить всех позитивом, любовью к жизни, установить контакты с любыми людьми. Мне поведение этих людей напоминает пульсацию – жизнь в них пульсирует, они как фейерверк.

Уверенная работа на ПК – сейчас без этого навыка не обойтись на любом предприятии. Все процессы настолько компьютеризированы, что без уверенной работы на ПК вы будете либо кучу денег специалистам платить, либо неделями делать тот объем, что можно сделать за день. Навык позволяет сэкономить время и деньги.

Здоровый образ жизни – это личное дело человека, вести ЗОЖ или нет, но без этого навыка вы быстро загнетесь. Здоровый образ жизни подразумевает не только правильно питание, но также заботу о своей физической форме (зарядки, тренировки) и о психологическом комфорте. На самом деле это большая тема, которую можно долго раскрывать, главное – следить за собой.

Умение отстаивать свою точку зрения – хороший навык, помогает не потеряться среди мнений окружающих и быть уважаемым в обществе. Отстаивать свое мнение – значит уметь его формулировать и приводить железобетонные аргументы. Навык важен абсолютно для всех, так как в любом споре выигрывает тот, у кого аргументов больше.

Умение абстрагироваться и вовремя отдыхать – навык вовремя “на все забить”, чтобы сохранить свое здоровье и нервную систему. Говорят, чтобы хорошо работать, нужно хорошо отдыхать – вот в точку! Когда мозг чистый и светлый, силы накоплены, тогда все ситуации воспринимаются по-другому и жить хочется!

Умение мотивировать себя и окружающих – навык немного похож на развитие харизмы, но тут важна цель. Это умение очень важно при работе в команде. Когда человек находит нужные слова, делает конкретные действия, стимулирует окружающих к общей работе, достижению результата.

Умение работать в команде – а это умение часто входит в разные структуры навыков человека, так как всем нам важно этому научиться. Оно развивает в человеке коммуникабельность, возможность наладить со всеми хорошие взаимоотношения, бесконфликтность и другие важные и ценные качества.

Фиксация внимания – для современного человека большой проблемой и счастьем одновременно является огромный поток информации
Чтобы достигать результата в любой сфере, важно уметь фиксировать внимание на важном и нужном. Сосредоточенность – важнейший навык для каждого из нас.

Ведение конструктивных переговоров – культурный человек виден по характеру общения и умению без конфликтов договариваться
Если вы освоите правила ведения конструктивных переговоров и выработаете в себе этот навык, вам цены не будет на рабочем месте!

Умение анализировать – важно не только принимать поступившую к вам информацию, но и анализировать ее. Анализ поможет сделать правильные выводы, принять верные решения.

Навык постоянно развиваться и совершенствоваться – навык богатых людей, которые не теряют время просто так, а постоянно развиваются, пробуют новое, совершенствуют те умения, что уже есть. Это постоянная динамика человека, постоянные требования к себе, своеобразная планка, которая постепенно повышается, делая человека все успешнее.

Навык чтения людей (эмпатия) – умение, которое помогает узнать о человеке основную информацию в течение нескольких минут общения с ним. Это сопереживание, то есть понимание того, что сейчас чувствует человек, каково его эмоциональное состояние. Очень даже полезный навык, особенно если хочется проверить, стоит ли доверять собеседнику или нет.

А если вы хотите научиться осознанно формировать свои привычки, советую пройти онлайн-обучение у профессионалов.

10 советов, которые помогут подростку поверить в себя:

Список достижений – ежедневно записывать в блокнот 5 хороших дел, которые сделал подросток за сегодня. Это не обязательно должны быть грандиозные дела. В список достижений можно внести, например, помощь бабушке на пешеходном переходе, уборку в своей комнате без напоминаний или сдачу теста на высший бал. Хвалите себя – так подсознание подмечает позитив и настраивает работу на добрую волну.

Разделяйте «шум» и полезные советы – каждый день подростка окружает много людей: сверстники, учителя, семья, друзья, знакомые и недоброжелатели. Кроме того, есть внутренний голос, который постоянно с вами. В череде такого шума и избытка информации можно запутаться. Люди любят давать советы, наставления, но они не всегда идут на пользу. Необходимо понимать, что есть «шум», а что тебе пойдет на пользу. Нужно решить для себя, какие слова полезны и справедливы, а какие тебе мешают и противоречат жизненным убеждениям. Во втором случае проще отойти в сторону и действовать так, как считаешь нужным. Научиться этому конечно сразу непросто, тут может помочь работа с психологом.

Уважай и люби себя – подросток склонен к самокритике. Но даже в такие моменты, не стоит забывать про уважение к себе. Когда негативные мысли зарождаются в голове, возьми блокнот, запиши все, что накипело (обидные слова, грубые замечания в свой адрес). В следующий раз при появлении подобных скажи «Стоп, я себя уважаю и не буду говорить с собой в таком тоне!». Глубоко вдохни и выдохни… Вспомни, сколько позитивного вокруг: «меня любят родители», «я побил свой рекорд на соревнованиях по бегу» или «своим решением я привел команду к победе». Используй эту технику каждый раз – выталкивая негатив из головы, в тебе остаются позитивные и добрые мысли.

Внутренний наставник – внутренний критик живет в каждом.  А вот с Наставником сложнее. Научись поддерживать себя. Создай образ внутреннего Наставника, который будет тебя подбадривать. В роли помощника можно выбрать популярного актера, блогера, литературного героя или музыканта. Или, например, это может быть человек, которым ты восхищается. Когда критик начинает в тебе бушевать, спроси своего наставника: «Что ты думаешь по этому поводу?». Простой совет поднимет настроение и прогонит негатив.

Находи время на семью – не забывай проводить время с теми, кто любит тебя и принимает таким, какой ты есть – это твои родные. С друзьями конечно весело, но близкие дарят тебе бесценные эмоции безусловной любви.

Больше добрых дел – делая добро, чувствуешь себя полезным и нужным. Не знаешь с чего начать? Сперва можно просто выйти на улицу с большим пакетом и убрать мусор во дворе. Хорошее дело? Конечно. Или помогать приюту для животных – там всегда нужны лишние руки. Но не забывай о помощи родителям: помыть посуду, прибраться в комнате и пропылесосить –такие поступки обрадуют папу и маму в конце тяжелого рабочего дня.

Спроси совета у взрослого – если столкнулся с трудностями или просто нужно поговорить, найди взрослого, которому сможешь довериться. Выбери человека, с которым ты близок духовно – он тебя выслушает, попытается понять твои мысли и, возможно, даст полезный совет.  Это может быть родственник, учитель или психолог.

Ценности в жизни – определи, что наиболее важно для тебя: семья, друзья, спорт, образование? Глядя на список, распредели свое время в порядке значимости. Ценности со временем могут меняться – это нормально

Не стесняйся задавать себе вопросы «Что для меня важно?», «Что я должен сделать, чтобы достичь успеха?».

Сочиняй мечты – воображение строит наше будущее. Придумай и запиши, а лучше нарисуй на бумаге, то, о чем мечтаешь. Такие мелочи вдохновляют на великие дела. Периодически просматривай список.

Влияние родителей на формирование самооценки подростка

В переходном возрасте дети начинают больше переживать за то, что о них думают ровесники и друзья, мнение родителей становится для них не столь важным. Тем не менее, именно на основании родительского отношения к себе дети-подростки получают основы представлений о собственных достоинствах и недостатках.

Поэтому маме и папе, а также другим взрослым родственникам, которые общаются с ребёнком практически каждый день и принимают активное участие в его воспитании, необходимо придерживаться ряда правил.

Никогда не сравнивать ребёнка с другими. Даже если эти сравнения будут из серии «…ты рисуешь гораздо лучше Пети и бегаешь быстрее Вани», никакой пользы ребёнку они не принесут и никак не помогут подростку повысить свою самооценку. С самого раннего детства нужно объяснять ребёнку, что каждый человек уникален. Сравнивать его можно только с ним самим в прошлом, помогая ему заметить даже очень маленькие достижения.
В критике следует избегать общей оценки личности ребёнка, говоря, что он «лапоть», «раззява», «грубиян», «неуч» и т. д. А уж такие слова, как «дурак», «идиот» родителям нужно вообще вычеркнуть из своих реплик в диалогах с ребёнком-подростком. Критиковать нужно лишь поступок или допущенную ошибку, но никак не самого подростка. Например, если мальчик получил в школе плохую отметку из-за того, что плохо подготовился к уроку, нужно объяснить ему, что во всём виновата лень, с которой ему нужно обязательно бороться. А пока он не переборет лень, доступ к компьютеру или планшету для него будет закрыт.
В вопросе, как повысить самооценку подростку, немалую роль играет отношение родителей к его личности. Гиперопека – одна из главных виновниц развития у детей старшего школьного возраста различных комплексов. Ребёнок должен учиться сам принимать решения и нести за них ответственность

В семье ребёнка-подростка следует воспринимать как взрослого, разрешая ему высказывать собственное мнение.
Важно научить ребёнка понимать, что совершенных людей нет. Поэтому не стоит бояться рассказывать детям о своих неудачах

Пусть они знают, что успехов в жизни добивались не те, у кого всё получалось с первого раза, а те, кто проявлял упорство и после первой неудачи не боялся пробовать ещё раз.
Похвала – лучшее из средств, чтобы поднять самооценку подростку, страдающему от комплексов. Мама всегда сумеет найти в сыне или дочери положительные качества, за которые он себя полюбит.
Ребёнку этого возраста, особенно мальчику, нельзя резко отказывать в просьбе купить хороший современный телефон. К сожалению, разбитая мечта о собственном гаджете не раз была причиной подростковых суицидов. Если на момент просьбы ребёнка семья испытывает материальные трудности, нужно попросить его о терпении, пообещав приобрести заветный телефон через определённый срок.
Сайт sympaty.net выяснил у психологов, что также нельзя экономить на одежде подростка. Это младшего школьника можно одевать в вещи, которые ему достались от старших детей в семье, а мальчика или девочку в возрасте от 12 до 17 лет нужно стараться наряжать по моде: подростки, особенно девочки, придают ей очень большое значение. Для девочки переходного возраста вообще важно всё, что имеет отношение к её внешности.

Выбор адаптационных стратегий

Отдельные исследования показали, что разные личностные черты ассоциированы с определенными копинг-стратегиями. Так, неуверенные в себе и тревожные люди предпочитают избегающие и дистанцирующие техники психологической защиты. Холерики выбирают агрессивные и рискованные методы преодоления трудностей. Соответственно, специалисту нужно ориентироваться на возможности пациента. Также иногда требуется замена неустойчивой техники защиты другим методом. Например, в случае, если человек агрессивно реагирует на любые раздражители.

Наиболее универсальными и простыми методами адаптации являются позитивная переоценка, планирование и самоконтроль. Этим техникам можно обучить большинство пациентов. Часто рекомендуется сочетать такие способы адаптации с непродуктивными техниками, вроде отвлечения и дистанцирования. В этом случае человек сможет одновременно отвлечься от неприятных переживаний и найти способ решения проблемы в комфортных условиях

Важно не навязывать пациентам с неустойчивой психикой сложные типы копинга

Заключение

Благодаря тому, что психология уже много лет изучает стратегии копинга и механизмы их осуществления, людям становится проще справляться со стрессом. Если субъект не может самостоятельно разрешить эту проблему, на помощь к нему готовы прийти специалисты. Работа с психологом, ориентированная на коррекцию стратегий совладания, помогает субъекту проще жить и безболезненно менять жизненный строй.

В природе каждого человека заложены базисные стратегии, которые тесно переплетены с инстинктом самосохранения и безусловными рефлексами. Такие поведенческие стратегии довольно трудно исправить, ведь они оттачивались десятилетиями и плотно засели в подсознании человека. Именно по этой причине рекомендуется с самого детства учить детей правильно выходить из стрессовой ситуации.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий