Когда муми-тролли взрослеют. Психологический типаж Муми-тролль

Хемуль

Хемуль – это большое громкоголосое создание, одержимое какой-то идеей, мешающее жить окружающим. Герои Туве Янссон – истинные скандинавы, им необходимо личное пространство, возможность спокойно поразмышлять, в молчании насладиться окружающим миром. Хемули – совсем другие.

В повести «Комета прилетает» хемуль собирает марки. Он боится их потерять, а потом томится, что его коллекция «полна и совершенна». В «Шляпе волшебника» он собирает уже гербарий. Не замечая красоты цветов, которые срывает, хемуль увлечен лишь их латинскими названиями и собственной ботанизиркой.

В повести «Мемуары папы Муми-тролля» встречается хемулиха, которая основала приют для маленьких подкидышей-троллят. Но даже в таком благородном деле она умудряется всё испортить: «Хемулиха чаще мыла подкидышей, чем прижимала их к сердцу».

А дальше перед читателем проходит целая вереница хемулей – разных и похожих одновременно. Их объединяет какое-то искаженное восприятие жизни, которое они навязывают окружающим. В «Опасном лете» сторож в парке запрещает смеяться, бегать и лежать на травке. В повести «Волшебная зима» появляется громкоголосый хемуль-лыжник, который принуждает гостей долины дышать свежим воздухом, плавать в ледяном море и делать зарядку. «Дитя-невидимка» открывает перед нами образ совершенно непохожего на своих собратьев хемуля, который мечтает об одиночестве, но счастья достигает лишь в служении другим. Зато у него есть куча громкоголосых, вечно хохочущих родственников, которые досаждают ему. Наконец, повесть «В конце ноября» снова знакомит нас с хемулем – тот опять бесцеремонно вмешивается в ход событий и всем мешает.

Правда, в повестях Туве Янссон царит такая доброта и понимание, что герои добродушно и дружелюбно терпят даже хемулей. И те порой меняются – что-то начинают понимать, становятся молчаливее, внимательнее смотрят вокруг, слушают, больше замечают.

Личность[]

Муми-тролль очень добрый и благонамеренный, однако он довольно эмоционален и склонен к грусти или беспокойству. Он имеет острый дух приключений и часто следует туда, куда друзья берут его.

В комиксах он обычно более несчастен или раздражен, чем в книгах. В первых книгах он зависел от других, например, от Муми-мамы и Снусмумрика. Это было особенно верно в первой книге, где Муми-мама должна была принимать все решения и заботиться о нем и Сниффе. Однако позже он становится более независимым и взрослым, особенно в «Зиме Муми-тролля», где ему приходится выживать в новых условиях суровой зимы без своей семьи.

Популярное за 7 дней

Спецпроект портала «Православная жизнь»: О гонимых братьях наших помолимся
23.12.22 22:43

Митрополит Запорожский Лука приглашает на онлайн-встречу
23.12.22 09:38

Зима в работах Шишкина
20.12.22 11:07

19 декабря – день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца
19.12.22 11:07

Открытое обращение Священного Синода УПЦ к Президенту Зеленскому
20.12.22 15:35

Как нам стать достойными учениками святителя Николая и спастись?
19.12.22 10:59

18 декабря – день памяти пре­по­доб­ного Сав­вы Освя­щен­ного
18.12.22 07:45

Мы находимся в преддверии нового гонения на христиан в Украине − Иерарх РПЦЗ
23.12.22 10:55

Можно ли водить детей на ёлку до Рождества?
21.12.22 10:37

Гнев святого Николая
18.12.22 08:00

Муми-тролли покоряют мир

Только третья повесть – «Шляпа волшебника» (1948) – имела успех у читателей. Эта книга стала литературным прорывом 34-летней писательницы, получив положительную критику – как в Финляндии, так и в Швеции, и в итоге принесла ей мировую известность. Муми-тролли полюбились читателям разных стран, их стали издавать огромными тиражами. Необходимо было придумывать новые истории. В 1950-е-60-е годы в Финляндии вышли книги «Опасное лето», «Мемуары Муми-папы», «Волшебная зима», «Папа и море». А также сборник рассказов «Дитя-невидимка», 4 книжки в картинках («Опасное путешествие», «Что дальше?», «Кто утешит малютку», «Мошенник в доме Муми-троллей»). Книжки-картинки Туве Янссон «Что дальше? Книга о Мюмле, Муми-тролле и Малышке Мю» (1952 год), и «Кто утешит Кнютта?» (1960) до сих пор остаются необычайно популярными, постоянно переиздаются.

Фото: tovejansson.com

В 1952 году английское агентство Associated Press предложило Туве Янссон рисовать комиксы про муми-троллей на постоянной основе. Книги «Комета прилетает» и «Шляпа волшебника» были уже переведены на английский язык и пользовались успехом в Великобритании. Директор агентства Чарльз Саттон написал Туве письмо, в котором рассказал о своей идее:

«Мне пришло в голову, что «Муми-семья может стать интереснейшим комиксом, который необязательно будет адресован детям. Конечно, семья Муми-троллей всегда привлекает детей, но мы думаем, что эти замечательные существа могут быть использованы и в комиксах, и с их помощью автор сможет высмеять наш так называемый цивилизованный образ жизни».

Туве Янссон предложили выпускать по одному комикс-стрипу в день, при условии, что это будут забавные истории с продолжением, лишенные политики, смертей и упоминаний королевской семьи. Она согласилась, и был заключен семилетний контракт. Первый комикс «Муми-тролль и разбойники» появился на страницах лондонской газеты The Evening News с тиражом 12 миллионов экземпляров 20 сентября 1954 года. В течение семи лет публиковалось по шесть коротких комиксов в неделю! С муми-троллями познакомились миллионы людей по всему миру (позже права на комиксы купили другие европейские газеты).

Несмотря на то, что работа приносила стабильный высокий доход, вскоре она принесла неизбывный стресс: постоянное развитие сюжета, графики сдачи материала изматывали Туве Янссон. Сначала она лично рисовала каждую полоску комикса, вкладывая в это душу, но потом она начала уставать, и у нее уже не хватало времени ни на что другое. Тогда ей стал помогать брат Ларс, который и до этого был ее «правой рукой»: переводил комиксы на английский, помогал сочинять сценарии. Ларс Янссон более пятнадцати лет рисовал муми-комиксы и сделал из этого прибыльный бизнес. Также они вместе с Туве делали спектакли, писали театральные сценарии и тексты песен.

Туве Янссон с куклами в 1956 году. Фото: wikipedia.org

В конце 1950-х-1960-х началось триумфальное шествие муми-троллей по миру. По мотивам произведений Туве Янссон снимались телевизионные и мультипликационные фильмы, ставились спектакли, радиопостановки. Не только в Финляндии, но в Швеции, Германии, Японии, где Туве Янссон и ее герои были необычайно популярны. В начале 1990-х годов в Японии вышел сериал про муми-троллей, состоящий более чем из 100 серий. Туве несколько раз была в Японии, там проходили ее выставки, а принимали ее как голливудскую звезду.

Шнырёк и Снифф

Снифф – это друг Муми-тролля. Это тот случай, когда рядом оказывается кто-то, кто, честно говоря, мешает. Он постоянно требует к себе внимания, обвиняет и обижается, шутит невпопад, что-то портит. При том что это существо – одинокое, беззащитное, жалкое и зависящее от тебя всецело.

Таков Снифф, прибившийся к Муми-троллю и его маме, когда те разыскивали отца семейства после наводнения. Его дружба с главным героем во многом построена на чувстве соперничества, да и на зависти – что уж тут хитрить. При этом семейство искренне любит Сниффа и не замечает его выходок. И секрет их прост и сложен одновременно: муми-тролли принимают зверька таким, каков тот есть.

Снифф видит плохое там, где его друг видит чудесное.

(Комета прилетает)

 Снифф постоянно не удовлетворен жизнью, потому что он зациклен на себе. Он хочет внимания, хочет обладать вещами и поражать окружающих – и эти желания отнимают у него способность полноценно наслаждаться жизнью.

Хомса и Миса

Несчастные двойники Тофслы и Вифслы, которые любят друг друга, но не умеют утешить. Миса постоянно плачет и чувствует себя обиженной либо виноватой, она очень мнительна, и ей трудно жить — настолько же, насколько легко малышке Мю. Именно у Мю и у дочери Мюмлы Миса и научается просить о том, чего хочется. Для самой Янссон Миса — очень важная героиня: «Если мои истории и адресованы какому-то конкретному типу читателей, то это, наверное, Мисе. Я имею в виду тех, кому тяжело быть как все, тем, кто всегда остается поодаль, с краю, не в своей тарелке…». Хомсы — еще один род существ, к которым относится, например, Тофт из «В конце ноября».

Муми-тролль в мультфильмах

Первой экранизацией приключений жителей долины стали японские мультфильмы. В 1969 году на телеканале Fuji TV запустили трансляцию аниме-сериала про житейские проблемы забавных персонажей.

Сюжет картины хоть и был основан на книжном оригинале, но значительно изменил и состав действующих лиц, и их характеры. Также критики отметили, что повествование было намного глубже и драматичнее.

В 1991–1992 годах студии Visual 80 и Telescreen Japan Inc в Японии выпустили уже 3-й аниме-сериал, основанный на произведениях финской писательницы. Интересно, что продюсером этого проекта выступил брат Туве — Ларс. Картина транслировалась на территории США, Норвегии, Великобритании и еще в более чем 2 десятках стран, включая Россию. Благодаря столь широкому охвату о волшебной истории узнал весь мир.

Кадр из мультфильма Муми-тролль и комета

Действие сериала вращается вокруг любопытного Мумина, равно как и в книгах. Сохранена даже хронология событий, чего не было в первой экранизации. Жители волшебной долины не люди. Возможно, поэтому они более человечны в поступках. Сюжет японского мультфильма позитивен, несет в себе воспитательную функцию. А единственным отрицательным героем выступает Морра.

В 1978 году вышел кукольный советский мультфильм, состоящий из 3 серий, основанных на сказке «Муми-тролль и комета». Озвучил большую часть действующих лиц, включая главного героя, Зиновий Гердт. Художники придерживались соответствия иллюстрациям из оригинала, поэтому мультперсонажи получились именно такими, какими их представляли себе читатели.

Второй цикл, вышедший в 1980 году, продолжил сюжетную линию. Однако внешность героев сильно отличалась. Решение изменить облик было вызвано тем, что режиссер планировал придать проекту энергичный и жизнерадостный тон, а в такую концепцию плохо вписывались непропорциональные существа с нелепыми маленькими конечностями.

Комментарии

От слабости “деревянного” до слома западной гегемонии

Александр собянинбуржец
сегодня в 01:21

Так кто же истинно велик? (Война и Воля)

Александр собянинбуржец
сегодня в 01:01

Под британским флагом

Александр собянинбуржец
позавчера в 23:54

Совесть людей, общества

Mstislav
19 декабря в 13:40

Справочник по межкультурному взаимодействию, том 1

Mstislav
18 декабря в 15:10

Госплан – история и современность

Mstislav
16 декабря в 15:29

Великоросс и жажда Славы

Mstislav
16 декабря в 15:22

Война и Мир. Бухгалтерия

Mstislav
16 декабря в 15:19

Особенности устройства власти в России и причины предательства элиты

Елена
15 декабря в 21:36

Солнце всходит в Краснодаре

Vistal
12 декабря в 13:26

Войны нет, но лучшие в аду!?

Vistal
9 декабря в 15:11

Бабушка и Знамя Победы

Виктор Хохлачёв
2 декабря в 23:46

Числовая символика в управлении

Mstislav
29 ноября в 14:33

Как спёрли 300 ярдов. Техника вопроса.

Mstislav
29 ноября в 14:13

БеZумие или иZмена?

Кирилл_Москва
28 ноября в 10:38

Центральный банк России работает на её уничтожение

Кирилл_Москва
28 ноября в 10:23

“Марш людоедов по Европе”-5 или проблемы усвоения “законов” боевой антропологии политической элитой Российской Федерации

Алексей Михайлович
22 ноября в 22:50

Уголовное дело Солженицына. Самопосадка. #2

Алексей Макеев
22 ноября в 17:48

Уголовное дело Солженицына. Родословная лжи. #1

Алексей Макеев
22 ноября в 17:27

Всю власть народу

Александр Вершинин
20 ноября в 05:51

Мировые войны и славянский вопрос

Юлия Харламова
20 ноября в 00:55

Патриотизм

Александр собянинбуржец
19 ноября в 23:47

“Кащеева игла” англосаксов

Александр собянинбуржец
19 ноября в 23:11

Мечта под “Солнцепеком”

Алексей Макеев
17 ноября
в 14:54

Слово к месту и ко времени

Vistal
15 ноября в 08:34

Ни разу не война в денежном выражении

Misha Bcn
14 ноября в 13:53

Исторический флаг России

Антон
9 ноября в 12:40

Второстепенные образы в рассказах о Маугли Р. Киплинга. Часть 2.

Алексей Михайлович
7 ноября в 22:51

Образование (часть 2) – Требования к системе образования

Большевик
7 ноября в 14:53

Образование (часть 1) – Мировоззрение и миропонимание

Александр собянинбуржец
6 ноября в 00:35

Идеология – мощный инструмент управления или никому не нужная вещь?!

Александр собянинбуржец
6 ноября в 00:18

Что за зверь спецоперация.

Александр Вершинин
31 октября в 17:36

Уголовное дело Солженицына. За что посадили? #3

Валерий
30 октября в 15:41

Маугли и тайные коды Киплинга

Mstislav
29 октября в 15:38

История создания персонажа

В произведениях Янссон прослеживаются черты героев фольклорного мира. Интересно, что истинная интерпретация слова «тролль» утеряна в веках. Исследователи считают, что оно отождествлялось с чем-то сверхъестественным и даже опасным. Есть тому и косвенные доказательства: в Швеции понятием trolldom обозначали зловредную магию. А в германских языках термин trolla вобрал в себя представления о ведьмовском колдовстве.

В скандинавской мифологии тролли представляли собой страшных существ с невероятной силой. Местом их обитания были пещеры, где те хранили сокровища.

На страницах книг знаменитой писательницы грозные потомки великанов превратились в послушных сказочных созданий. Туве Янссон поделилась в интервью, что первое знакомство с будущими героями ее произведения состоялось в Стокгольме. Тогда ее дядя Эйнар пугал племянницу тем, что если она будет проказничать, то придет тролль и заморозит ей шею.

Под впечатлением Туве принялась рисовать неведомых существ. Позже эти наброски вкупе с окончательными характеристиками соединились в первом рассказе. Это было в 1945 году. Декорациями повествования выступили любимые места писательницы в двух странах — Швеции и Финляндии. А в центр сюжета автор поместила забавного и даже комического персонажа.

Он живет в синем доме посреди долины вместе с многочисленной семьей. Все эти существа постоянно сталкиваются с какими-то угрозами. В первой сказке это наводнение, затем спокойный ритм жизни нарушает морское чудовище, ураган и даже колдовство. Приходится выбираться из уютного гнездышка и пускаться в опасные приключения. В финале повествования все возвращается в безопасное русло, что непременно закрепляется большим праздником.

Автор признавалась, что прообразом этой семьи выступила ее собственная, а также близкое окружение. К примеру, Муми-папа напоминает ей отца, подверженного депрессивным состояниям. Проворная Туутики списана с давней подруги. А вот самого Муми-тролля стоит рассматривать как автопортрет Янссон.

Популярность цикла о забавных существах легко объясняется, ведь история понравилась читателям разных возрастов. Туве сохранила в произведениях баланс между двумя мирами — детским и взрослым, четко следуя традициям мировой литературы.

Логическая структура повествования, включающая в себя проблему, путешествие и положительный финал, вызывает ассоциации с такими шедеврами классики, как «Алиса в Стране чудес» и «Робинзон Крузо». Есть место и мистицизму — в «Шляпе волшебника» призрачные хатифнатты поклоняются своему «божеству» — барометру.

Центральный герой взрослеет с каждой книгой. Если вначале персонаж ищет пропавшую сумку, дом или упавшую комету, то в финальных произведениях цикла рассматриваются и психологические проблемы. Так, подросток начинает интересоваться неожиданными темами — одиночеством и жизненными испытаниями. А сам текст изобилует философскими цитатами и афоризмами.

Янссон, Туве

Создательница вселенной муми-троллей Туве Янссон (9 августа 1914 — 27 июня 2001) была художницей, писательницей и карикатуристом. Ее «взрослые книги» значительно менее известны, чем сказки, хотя тоже переведены на многие языки, а «Летняя книга» является классикой финской литературы. При этом главным своим призванием Янссон считала живопись, которой занималась многие годы, вплоть до конца 1970-х годов. Но и в живописи сюжет был для нее крайне важен. Свою первую книгу с иллюстрациями «Сара и Пелле, и осьминоги Водяного» она написала в 14 лет. О своей личной жизни в интервью Янссон не распространялась и журналистов избегала, при этом не скрывала свою бисексуальность даже в 1950-е годы, когда гомосексуальность в Финляндии была уголовно наказуема, не делала тайны из своих любовных связей и охотно беседовала с исследователями, занимавшимися правами ЛГБТ-сообщества и изучавшими творчество Янссон с гендерной точки зрения. Осталось множество кинопленок, запечатлевших жизнь Туве Янссон и Туулике Пиетиля на острове недалеко от Хельсинки, куда они приезжали на лето. В 1966 году за свой «многолетний вклад в детскую литературу» Янссон получила самую престижную детскую литературную награду имени Ганса Христиана Андерсена.

Образ и биография Муми-тролля

Главной чертой забавного жителя долины на протяжении всей его биографии остается любовь к друзьям. Он верит в них и чувствует себя ужасно, если кто-либо из его окружения несчастен.

Туве Янссон охарактеризовала его как подростка. Поэтому Муми-тролль живо интересуется тем миром, который открывается за пределами дома. Очень любит море, а также собирать раковины и камешки. Ему нравится, когда приходят гости, хотя в жилище и так хватает родственников.

Вокруг столько захватывающих вещей, но друг Снусмумрика считает самым безопасным местом долину. Он достаточно любопытен и смел, не боится странных существ и легко идет на контакт с новыми знакомыми. Его единственная фобия — одиночество.

Если лучший друг Муми-тролля в повествовании предстает путешественником-отшельником, то характер главного героя мечтательный и философский. Ему приходится ожидать товарища всю зиму, поскольку тот уходит на юг пережидать холодное время года. Зато когда возвращается, все лето приятели посвящают друг другу, пускаясь в невероятные приключения.

Внешность центрального персонажа мало напоминает тех самых зловещих великанов из скандинавской мифологии. На картинках, иллюстрирующих книги Туве Янссон, это милое и забавное существо, чем-то напоминающее гиппопотама.

Истории о народе с большой душой

Конец 30-х-начало 40-х годов прошлого века было непростым и тревожным временем для всего мира. Финское руководство никак не могло решить, что лучше и выгодней: отстаивать национальную идентичность и интересы, или же «дружить» с европейскими фашистскими режимами. Потом, одна за другой, были войны с СССР, Вторая Мировая. Волна финского патриотизма родила понятие сису, ставшее основой финского национального характера.

Шведский язык в Финляндии — второй государственный и говорят на нем не все, при этом он всегда считался языком финской элиты. Сама Янссон не считала себя финкой, и сегодня в биографиях писательницы можно найти довольно много информации про ее шведских родственников, в то время как про финна-отца нам известно буквально несколько фактов. 

Туве Янссон в такое непростое время дала не только Финляндии, но и миру то, в чем так остро нуждались — веселые поучительные истории о маленьком народце с большой душой. 

Муми-тролли (в прошлом снорки) частично взяты из шведского фольклора, это один из видов домовых, однако их характер стал полностью финским. Они добры, рассудительны, но иногда взбалмошны (как юный Муми-тролль) и легки на подъем. Однако в любом своем приключении и Муми-тролль, и его друзья не забывают о своем уютном доме в Муми-долине, и туда ведут все их дороги. 

Янссон наделила своих персонажей чертами характера своих близких. Муми-мама, которая успевает делать все сразу, веселая, общительная и гостеприимная — это ее мать, Сигне. У Муми-мамы, как и у матери писательницы, всегда наготове кофейник и свежие булочки для нежданных гостей, главное для неё — чтобы все возвращались домой и чувствовали себя комфортно и уютно.

Вечно задумчивый и страдающий творческими кризисами и ощущением «лишнего человека», Муми-папа — её отец Виктор. Талантливый скульптор, автор множества городских композиций, он всегда был в тени своих более удачливых коллег. Однако Муми-папа склонен и к авантюризму — бросив всё, он отправляется в путешествие к морю, где и обретает себя.

«Тяга к морю, по всей видимости, составляет важнейшую черту характера муми-троллей», — задумчиво решает он. Зануду Снусмумрика, предпочитающего всему одиночество и зеленую шляпу, автор списала со своего близкого друга Атоса Виртанена, а вечно сомневающийся Сниф — это её брат Ларс. Сама писательница — это, конечно, Муми-тролль с его оптимизмом, любовью к приключениям и, конечно, к морю.

Малышка Мю и малютка Нэнни

Еще один любопытный персонаж повестей о муми-троллях – Малышка Мю. Это олицетворение ребенка – такого, каков он есть: шаловливого и вредного, эгоцентричного, порой недоброго. Писательница как бы напоминает родителям: детей нужно любить всякими. Неидеальными, неласковыми, вредными. Как семейство муми-троллей, которое удочерило Малышку Мю.

А подтверждает эту мысль дитя-невидимка – малютка Нэнни. Это зверек, который стал совершенно прозрачным от критики тетки, а она никогда не хвалила девочку, а только воспитывала и недовольно ворчала.

Малютка Нэнни очень боязлива. Она ни с кем не разговаривает, только ходит хвостом за Муми-мамой. Постепенно, благодаря ненавязчивой заботе семейства, Нэнни становится видимой. И вдруг выясняется, что она совсем не милая: мордочка у нее недобрая, зубки острые, и вообще она стоит малышки Мю, злобно и заливисто хохоча над упавшим с мостков папой.

Воспитание в повестях Туве Янссон – это не нотации и наказания. Это ненавязчивый пример и главным образом любовь и забота. Бескорыстная, не требующая ничего в замен. Та самая, от которой становятся видимыми самые забитые, ненужные и обиженные жизнью малютки.

Муми-тролли

Это семейство, как торжественно называет их Туве Янссон, – центр, средоточие ее сказочных повестей. Мама, папа и сын – дружные и безусловно друг друга любящие, слегка безалаберные, гостеприимные и тонко чувствующие красоту существа. Их круглый голубой дом на берегу реки всегда полон гостей, которые приходят без приглашения и живут, сколько им вздумается.

К муми-троллям тянутся все – от громкоголосых хемулей до маленьких, пугливых зверьков. Именно к ним Тофсла и Вифсла тащат свой таинственный чемодан, к ним возвращается каждую весну свободолюбивый Снусмумрик и Туу-Тикки приводит малютку-невидимку, пострадавшую от теткиной критики, а хемуль и филифьонка решают прийти в гости, хотя и не знакомы лично с хозяевами, маленький хомса мечтает о муми-маме и Муми-Далене. И даже одинокая и вечно холодная Морра приползает посмотреть на огонек их лампы.

В чем секрет муми-троллей, почему они так популярны среди мелких зверьков? А всё просто: их секрет в любви.

Муми-папа любит муми-маму. Он редко выражает свою любовь, да и делает это своеобразно. Но если приглядеться – сколько в этом уважения и нежности! Когда мама хочет купаться, папа сажает в лодку всю семью и отправляется в плаванье. А перед путешествием на маяк он запрещает ей грузить вещи: она должна ступить на борт налегке

И на маяк она входит первой: папа как бы отмечает в самые важные моменты, что мама – это точка отсчета, это самое главное и важное, что есть у него

А муми-мама выполняет очень важную задачу: она согревает и освещает тех, кто рядом с ней. Это сложно: порой маме хочется отдохнуть и посвятить немножко времени самой себе: «Больше всего на свете она любила спать, когда дождь барабанит по крыше» («Шляпа волшебника»); «Следующей весной я должна проснуться раньше всех, – повторила мама. – Чтобы немного пожить спокойно и делать всё, что захочется» («Волшебная зима»).

Лично меня пример муми-мамы вдохновляет. Она всегда спокойна. Она поддерживает своих близких, причем делает это так деликатно, щадя их чувства, что они ощущают себя значительными, а свои свершения – исполненными смысла. Мама молча приносит карамельки папе, занятому литературным трудом. Она умеет подбодрить Муми-тролля, когда ему тяжело, говоря простые, но очень мудрые слова:

(«Папа и море»).

Муми-мама никогда всерьез не сердится. Зато она обладает удивительным даром – умеет видеть прекрасное в обыденном и наслаждаться мелочами. И поэтому ее жизнь, которая, в сущности, вся отдана служению семье, не кажется ей тоскливой и однообразной.

(«Папа и море»).

Муми-мама умеет видеть во всем хорошее и верить в добро даже в самой отчаянной ситуации. Когда в Муми-Дален приходит наводнение, она спокойно сидит со своей сумкой на крыше.

– Какая же должна быть скучная жизнь у этих бедняг! – удивилась мама».

(Опасное лето)

Муми-тролли наивны в своей доброте. Они живут, не видя зла, полностью доверяют друг другу, поддерживают тогда, когда другие ругаются, спорят и обижаются. Вот мама, заметив, что папа разбил миску, радуется: «Это была ужасно некрасивая миска». Вот Муми-тролль думает, как хорошо лежать в кровати, когда ты болеешь и все за тобой ухаживают, но потом решает встать, ведь «будет еще интереснее позаботиться о маме, развлечь ее»

А папа, вечно вынашивающий в голове глобальные проекты и философские идеи, понимает, что быть с родными – самое важное, важнее даже путешествий и открытия неизведанных земель

 Семья в сказочных повестях Туве Янссон – это место безусловной любви. Там примут тебя любым, там не упрекнут, а приласкают. Поэтому и тянутся в Муми-Дален все одинокие и обиженные существа – отогреться там, где не задают лишних вопросов, а любят и заботятся.

Истоки

Туве Янссон в 1923 году. Фото: wikipedia.org

Туве всегда подчеркивала огромную роль родителей, семьи в своем становлении как художника и писателя. Семья Янссон принадлежала к кругу шведоязычной интеллигенции Финляндии. Шведский язык, который по сей день сохранил статус второго государственного языка Финляндии (хотя своим родным языком его считают 5,5% жителей страны), в XIX – первой трети XX вв. был языком образованной части общества, художественной литературы и культуры.

Туве Янссон выросла в богемной семье: отец – Виктор Янссон (1886-1958) – был известным скульптором, мать – Сигне Хаммарштен (1882-1970), урожденная шведка, – видной художницей и иллюстратором. Туве с раннего детства начала рисовать, возможно, она научилась этому раньше, чем говорить. Младшие братья Туве также впоследствии выбрали творческие профессии: Пер-Улоф (1920—2019) стал фотографом, а Ларс (1926—2000) – художником и писателем. Мир искусства, творчества, в котором росли дети, прекрасно показан в автобиографических новеллах из сборника «Дочь скульптора».

Девочка выросла среди скульптур отца. Виктор Янссон любил приглашать в дом своих друзей-художников, при свете свечей и керосиновой лампы они играли на гавайской гитаре и балалайке, пировали. Его авторитет был в доме непререкаем, и матери приходилось подчас нелегко, ведь на ее плечи ложилось не только ведение хозяйства и воспитание детей, но и зарабатывание денег (любивший пошиковать Виктор Янссон быстро спускал свои гонорары).

Янссон и её мать на Кловхару, острове в архипелаге Порвоо, где у Янссонов был летний домик,1958 г. Фото: wikipedia.org

Сигне Хаммарштен родилась и выросла в Швеции, начала там работать учителем рисования. В возрасте двадцати восьми лет поехала учиться в Париж, где и познакомилась с молодым финским скульптором. После свадьбы молодые люди один год прожили в Париже, а затем переехали в Хельсинки. Стабильный доход семье приносила работа Сигне: она сотрудничала с журналами и книжными издательствами как иллюстратор, а в 1920-е гг. была принята на неполный рабочий день на должность художника в типографию Финляндского Банка, печатавшую банкноты. Сигне Хаммарштен также разрабатывала дизайн почтовых марок и более чем за тридцать лет работы создала около 200 почтовых марок Финляндии.

Дом-мастерская в Хельсинки, где выросла Туве, оказал огромное влияние на всю ее дальнейшую жизнь и творчество. Она была очень привязана к родительскому дому, который оставила лишь в двадцать семь лет. Отношения с матерью были очень близкими. На ее коленях Туве и научилась рисовать. Будучи еще совсем ребенком, в возрасте около десяти лет, она осознанно начала помогать маме, и ее работы принимались издательством.

Важнейшей частью детских воспоминаний, вошедших в художественный мир Туве Янссон, стали летние каникулы. Она часто проводила лето у бабушки – на острове недалеко от Стокгольма. Эти впечатления легли в основу автобиографической повести «Летняя книга», в которой девочка София уезжает на лето на далекий остров вместе с бабушкой, сохранившей, несмотря на свой возраст, страсть к приключениям, чувство юмора и неиссякаемую фантазию.

Снусмумрик

 Однако вселенная Туве Янссон не ограничивается уютной гостиной и светлой верандой дома Муми-троллей. Писательница не дает нам утонуть и сыто задремать в этом уюте. И, словно порыв свежего и холодного ветра, словно пригоршня студеной воды врывается в этот мирок нечто молчаливое и свободолюбивое, вечно находящееся в движении и жаждущее нового. И имя ему – Снусмумрик.

Это таинственное существо с неизменной трубкой в зубах и губной гармошкой в руках, с палаткой за спиной и старой помятой шляпой на голове – антипод муми-троллей. И, при всей своей нежной любви к их семейству, Снусмумрик опасается уюта и размеренности их жизни: он даже ночует не в доме, а в палатке на берегу реки.

Больше всего Снусмумрик боится вещей, их власти над человеком. Он смеется над бытовыми хлопотами, над переживаниями Муми-тролля, потерявшего кофейник в горном ущелье, и искренне пугается, когда ему предлагают купить новые штаны – ведь они слишком новые. «Снусмумрик не понимал, какую радость доставляет обладание вещами» («Шляпа волшебника»).

Интересно, что Муми-тролль, искренне восхищаясь Снусмумриком, его путешествиями и свободой, не может бросить дом и оседлую жизнь. А независимый Снусмумрик, который носит в голове мелодии дождя и леса и не связан никакими вещами и обязательствами, вновь и вновь возвращается к семейному очагу муми-троллей. Так на стыке двух миров рождается гармония.

Впрочем, Снусмумрик тоже проявляет себя по-разному. Например, он прогоняет от себя маленького зверька Ти-ти-уу – и начинает мучиться угрызениями совести, чего с ним никогда не случалось. Он, больше всего ценящий независимость, вдруг оказывается ответственным за целую кучу приютских малюток – и варит им еду и стирает штанишки. А однажды ради своего друга Муми-тролля Снусмумрик добровольно отказывается от самого настоящего дракона – так дружба, честь и обязательства берут верх над независимостью путешествующего музыканта.

Рождение муми-троллей

В конце 1930-х годов Туве Янссон начинает писать книгу о семействе муми-троллей:

Туве Янссон. Фото: tovejansson.com

«Была военная зима 1939 года. Всякая работа застопорилась, казалось совершенно невозможным даже пытаться рисовать картинки. Возможно, покажется естественным и понятным, что мне внезапно захотелось написать что-нибудь, начинавшееся словами: „Жили-были…“ Уже наполовину готовое повествование было забыто до 1945 года, когда неожиданно пришел один из моих друзей и сказал, что написанное мной, – кажется, детская книжка; допиши, мол, ее до конца и проиллюстрируй, возможно, повесть напечатают». (Туве Янссон. Из предисловия к изданию 1991 г.)

Этим другом был журналист Атос Виртанен, с которым Туве даже была помолвлена, но свадьба так и не состоялась. Благодаря его поддержке она действительно дописала и проиллюстрировала книгу.

В образах муми-героев воплотились черты близких Туве Янссон. Муми-мама и муми-папа – это, конечно, родители. Мама – источник тепла, любви и заботы, всегда готовая к приходу гостей (в кладовке у нее обязательно припасено что-то вкусное). Папа – время от времени впадающий в депрессию от спокойной и уравновешенной жизни в долине, который усаживает свою семью в лодку и переезжает на скалистый островок с маяком далеко в море. Друг и возлюбленный Туве – Атос Виртанен – стал прототипом одного из самых известных и симпатичных персонажей Муми-дола – Снусмумрика. Зеленая шляпа Снусмумрика была срисована с той, что носил Виртанен. Образ созерцательной и философствующей Туу-Тикки из повести «Волшебная зима» несет в себе черты Тууликки Пиетиля – художницы и скульптура, с которой Туве прожила последние сорок пять лет своей 87-летней жизни. Главный герой Муми-тролль, по признанию самой писательницы, – это её alter ego.

Рай. Картина маслом Туве Янссон. 1930-е годы. Фото: tovejansson.com

Именно в военные годы Туве покидает родительский дом, жить в котором ей становилось все труднее. Несколько лет она не могла найти подходящей студии, где можно было бы жить и работать. В конце лета 1944 года Туве повезло, она смогла снять помещение – дом с башней в Хельсинки. После бомбардировки города он был в ужасном состоянии:

«Здесь нет окон, повсюду трещины, от стен откололись большие куски, от камина и батарей ничего не осталось. Но все же это — моя большая мечта. Просторная столовая, рядом — небольшая комната, в которой можно жить». (Из дневника Туве Янссон).

Туве постепенно обустраивала помещение, которое она очень полюбила, а в начале 1950-х смогла его выкупить. Она устраивала здесь театральные представления, танцы, приглашала друзей, из-за чего соседи часто жаловались. Именно в башне на улице Улланлиннанкату Туве Янссон создала свои самые главные рисунки и истории о муми-троллях. Она прожила в этом ателье больше шестидесяти лет.

Первая книга «Маленькие тролли и большое наводнение» увидела свет в 1945 году в издательстве Söderström и вовсе не была успешной. Изначально Туве Янссон написала ее на финском языке, но затем сама перевела на шведский. Позднее она считала эту книгу наименее удачной из всех произведений цикла. К тому же ей пришлось пойти на уступки шведским редакторам, которые отвергли первоначальное название «Муми-тролли и большое наводнение», мотивируя тем, что слово «mumintroll» будет для читателей непонятным и потому непривлекательным.

Вторая книга «Комета прилетает» вышла через год – в 1946 году в том же издательстве. Образы героев, от страха перед приближением кометы бросающих свои дома, были навеяны воспоминаниями о бомбежках военного времени. Эта книга также не вызвала особенного интереса у читателей, и издательство прекратило сотрудничество с Туве Янссон — все последующие произведения она публиковала в издательстве Schildts. В 1949 году театральный режиссер Вивика Бандлер поставила в Шведском театре спектакль по книге «Муми-тролль и комета». Автором пьесы и декораций стала сама Туве. Спектакль стал очень успешным. Кстати, это была первая книга Туве Янссон, переведенная на русский язык. Перевод был выполнен переводчиком-полиглотом Владимиром Смирновым и издан в 1967 году.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий