Определение клинической психологии
Клиническая психология включает в себя как клиническую детскую психологию, так и клиническую психологию в зрелом возрасте. В последнее десятилетие клиническая детская психология отделилась от клинической взрослой психологии.
Клиническая детская психология – это в первую очередь исследование и применение факторов риска раннего действия и защитных факторов.
К возможным факторам риска относятся, например:
- Определённые жизненные обстоятельства или изменения, например, расставание или развод родителей, или смерть близкого члена семьи.
- Серьёзное (психическое) заболевание в семье.
- Сексуальное насилие.
- Переезд в другую страну.
К защитным факторам относятся, например:
- Надёжные эмоциональные отношения хотя бы с одним из родителей.
- Эмоционально позитивный, поддерживающий и структурирующий воспитательный климат.
Напротив, клиническая психология взрослого возраста в значительной степени связана с психотерапией, медикаментозным лечением, вопросами укрепления здоровья и реабилитации, а также масштабами психических расстройств.
Понятие психических расстройств не имеет чёткого определения.
Расстройства классифицируются в диагностических руководствах (МКБ-10/11, DSM-IV), которые пересматриваются и обновляются примерно каждые 20 лет из-за постоянного прогресса в исследованиях.
Психические расстройства включают такие заболевания, как депрессия, шизофрения и наркомания, а также психические расстройства, связанные с физическими заболеваниями, поведенческими расстройствами в детстве и расстройствами личности.
Первый этап становления клинической психологии
Определение 1
Клиническая психология ‒ это раздел психологии, изучающий психические явления с точки зрения их взаимосвязи с болезнями.
Начальный этап становления клинической психологии охватывает первые два десятилетия XX в. В данный период совершается зарождение научного подхода к исследованию отклоняющегося психического развития.
Уже в самом начале своего развития клиническая психология была тесным образом объединена с проблемами нарушений психического развития ребенка, т.е. большей частью выступала как клиническая психология развития. Л. Уитмер, который является автором термина «клиническая психология», проводил практическую и научную деятельность на основе построенной им детской клиники при Пенсильванском университете. Один из пионеров американской клинической психологии У. Хили известен, прежде всего, своим исследованием делинквентных подростков
Статья: Развитие клинической психологии
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
На границе XIX и XX вв. на стыке психиатрии, философии и психологии появляется психоанализ ‒ новое учение, которое перевернуло устоявшиеся представления о психической жизни человека, законах отклоняющегося и нормального функционирования психики. Его основатель, выдающийся австрийский психиатр Зигмунд Фрейд, отводил главную роль в появлении психических заболеваний ранним детским переживаниям человека.
В российской психологии теоретические концепции формирования психики стали формироваться несколько позже, все же, уже в первые годы XX в. известный отечественный педагог и анатом П. Ф. Лесгафт издал ряд работ, которые содержали интересные размышления и наблюдения, касающиеся к проблемам психического формирования: «Период возмужалости», «Первые годы жизни ребенка», «Материалы для изучения школьного возраста» (1901‒1904). Лесгафт создал оригинальную типологию школьников исходя из их отношения к ровесникам, взрослым и процессу обучения.
Из отечественных исследователей данного периода необходимо отметить также А. Ф. Лазурского и А. П. Нечаева. А.П. Нечаев начал исследовать индивидуальные особенности обучения и становления детей, применяя методы экспериментальной психологии
Он обращал особенное внимание на индивидуальный подход к учащимся с учетом их возраста, умственной работоспособности, превалирующих типов памяти и видов образных представлений
В данный же период были образованы первые практические инструменты психологической коррекции и психодиагностики. В 1904 г. французский психолог и врач Альфред Бине получает от Министерства образования заказ на учреждение методик для определения неполноценных в умственном лане детей, которые неспособных к обучению в массовой школе. Тесты, которые были разработаны им вместе с Т. Симоном, получают обширную известность и делаются прообразом последующих интеллектуальных тестов.
Приблизительно в тот же период итальянский детский педагог и врач Мария Монтессори, которая долгое время работала с умственно отсталыми детьми, определяет основные принципы собственной педагогической концепции, обращенной на коррекцию умственного формирования. Центральное место в данной концепции занимают игры, которые обеспечивают формирование сенсомоторной области ребенка. Вскоре М. Монтессори начинает использовать свой метод также для умственного воспитания детей дошкольного возраста с нормальным интеллектуальным развитием.
Замечание 1
Таким образом, почти одновременно закладываются основания двух значительных практических течений клинической психологии: психологической коррекции и психодиагностики.
Различия между психологией и клинической психологией
Клиническая психология имеет особую строгость своих действий, поэтому все ее принципы, методы и инструменты должны основываться на науке. Хотя стоит упомянуть, что психология в целом считается наукой, в частности наукой, которая изучает поведение человека посредством познания, эмоций и поведения. Разница в том, что клиническая психология в основном применяется в Психические или поведенческие расстройства.
Психология является гораздо более широкой дисциплиной, чем клиническая психология, и последняя состоит из специализации в первой. Эта специализация считается наиболее актуальной, поскольку количество специалистов в этой отрасли намного больше, чем у любой другой специализации, чем в настоящее время..
психологические специальности которые существуют, среди прочего:
- Клиническая психология
- Психология здоровья
- психотерапия
- Психологическое консультирование
- Педагогическая психология
- Судебная психология
- нейропсихология
- Социальная психология
- Психология труда
- Спортивная психология
- Преподавание и исследование психологии
- Детская и подростковая психология
- Дорожная психология
- Gerontopsicología
- Семейная психология
- Психология чрезвычайных ситуаций и катастроф
То, что эти специальности существуют, не означает, что они аккредитованы и признаны, кроме того, существуют большие различия между.
Разница между клинической психологией и другими специальностями заключается в том, что объектом изучения этого является человек и его психическое состояние. Как правило, он фокусируется на психическом здоровье и психологических проблемах индивидуально, но также на уровне пары или семьи.
Другое отличие состоит в обучении до осуществления профессии. Это регулируется по-разному в зависимости от страны или организации, в которой оно находится, но в целом клиническая психология требует более углубленной и специализированной подготовки по этому предмету. В Испании психолог – выпускник по психологии, человек, который закончил университет по психологии. Тем не менее, по специальности клиническая психология и здоровье, психолог должен также иметь Звание психолога-специалиста по клинической психологии (PEPC), полученный в течение 4-х летнего тренинга, к которому можно получить доступ через конкурсные экзамены, такие как постоянный внутренний психолог (PIR) или звание магистра в области общей психологии здоровья (MUPGS), которая включает теоретическую часть и практическая часть в медицинских центрах.
Существует даже разница между клинической психологией и психологией здоровья, и в то время как клиника специализируется на клинических психических расстройствах, психология здоровья занимается явлениями и психологическими проблемами, связанными со здоровьем в целом..
Чтобы продолжить уточнять различия между профессиями, связанными с психическим здоровьем, интересно узнать различия между психологией и психиатрией.
Основы клинической психологии
Основы клинической психологии формируются под влиянием различных моделей и теорий. Модели, приведённые в данном разделе, не являются взаимоисключающими, а могут опираться друг на друга и использоваться совместно.
С одной стороны, существуют психосоциальные модели, которые придают большее значение психологическим, социальным и общественным влияниям. С другой стороны, существуют модели медицинских заболеваний, которые фокусируются в основном на физических и биологических аспектах.
Медицинские модели включают, например, биологическую и нейробиологическую модели, с которыми вы можете познакомиться в следующей таблице, как и с психосоциальными моделями (например, психодинамической моделью).
Модель | Описание | Пример |
---|---|---|
Биологическая модель (медицинская модель) | Поведенческие различия обусловлены разным генетическим составом.Подходы к лечению: психотропные препараты, нейрохирургические вмешательства, электрошоковая терапия.Критика: не учитывает социальные или психологические аспекты и влияния. | В качестве причины депрессии здесь рассматривается отсутствие или неправильное производство определённых веществ в мозге. Таким образом, лечение препаратами рекомендуется для стимулирования производства недостающих веществ. |
Нейробиологическая модель (медицинская модель) | Причина психических расстройств как прямое или косвенное следствие расстройств/заболеваний головного мозга.Подходы к лечению: психотропные препараты, нейрохирургические вмешательства, электрошоковая терапия.Критика: не учитывает социальные или психологические аспекты и влияния. | Опять же, причина депрессии видится в недостатке или неправильном производстве определённых веществ в мозге. Поэтому рекомендуется также медикаментозное лечение для стимулирования выработки недостающих веществ. |
Биопсихосоциальная модель (пересечение медицинской и психосоциальной моделей) | Причинами психических расстройств считаются аномальные биологические процессы или психические расстройства, являются прямыми или косвенными последствиями нарушений/заболеваний мозга.Психологические и социальные факторы также играют свою роль.Подходы к лечению: психотропные препараты, нейрохирургические вмешательства, электрошоковая терапия, психоанализ, поведенческая терапия. | Причиной депрессии здесь считается недостаточная или неправильная выработка определённых веществ в мозге. Но также рассматриваются и психологические факторы, такие как стресс или потеря близкого человека. Таким образом, рекомендуется медикаментозное лечение для стимулирования выработки недостающих веществ. Однако при таком подходе пациент также получает терапевтическое лечение в рамках психотерапии. |
Психодинамическая модель (психосоциальная модель) | Психические расстройства в результате бессознательных конфликтов и процессов, которые в основном связаны с конфликтами в раннем детстве.Психологические расстройства возникают из-за отчуждения и неспособности воспринимать собственные потребности, несоответствия между реальным и идеальным «Я» и возникающей в результате этого фрустрации.Основывается на взглядах Зигмунда Фрейда.Подходы к лечению: позитивное отношение, ролевые игры и другие творческие техники.Критика: сомнительная обоснованность и предположения (например, что люди по своей природе добры). | У пациента диагностирована депрессия. Здесь делается попытка выяснить историю жизни больного, так как предполагается, что заболевание связано со стрессовыми ситуациями или горем в жизни пациента. |
Когнитивно-поведенческая модель (психосоциальная модель) | Психические расстройства как результат дезадаптивных, усвоенных моделей поведения и установок, поэтому они основаны на негативных когнитивных схемах, иррациональности и ошибках в мышлении.Подходы к лечению: обучение решению проблем, самообучение, антистрессовый тренинг и т.д.Критика: расплывчатые и частично неясные понятия (например, неясно, из чего возникли негативные схемы). | Развитие депрессии здесь объясняется, например, неправильным способом справиться с горем и усвоенными в результате этого поведенческими паттернами для подавления этого горя. Лечение в данном случае будет заключаться в обучении новым моделям поведения и иному способу справляться с горем. |
В чём разница между психологом и клиническим психологом
Есть четыре смежные специальности.
Профессия №1: психолог. Человек с высшим гуманитарным образованием в области психологии. Помогает людям без психических расстройств и особенностей развития. На сеансах у психолога можно, например, научиться проживать и экологично выражать эмоции, освоить навыки эффективного общения с окружающими, разрешить трудности с взаимопониманием в паре или в семье и пройти жизненные кризисы с меньшими потерями.
Психологи могут заниматься частной практикой, быть школьными или корпоративными консультантами, преподавать психологию. Не могут работать в медицинских учреждениях (больницах, хосписах, роддомах), ставить диагнозы и выписывать медикаменты.
Профессия №2: клинический психолог. Это тоже специалист с высшим психологическим образованием, но по специальности «Клиническая психология» (она же «Медицинская психология»). В отличие от «обычного» психолога, клинический может работать с теми, у кого диагностированы психические расстройства и патологии, а также с детьми с особенностями развития.
Знание клинической психологии важно для всех психологов — чтобы вовремя увидеть в состоянии клиентов тревожные «маячки» и направить их за необходимой помощью. Ставить диагнозы и назначать лекарства клинические психологи не могут, но они имеют право работать в медицинских заведениях: стационарах психиатрических больниц, психоневрологических диспансерах и дневных стационарах, в штате многопрофильных больниц, в психосоматических отделениях
Ставить диагнозы и назначать лекарства клинические психологи не могут, но они имеют право работать в медицинских заведениях: стационарах психиатрических больниц, психоневрологических диспансерах и дневных стационарах, в штате многопрофильных больниц, в психосоматических отделениях.
Кроме медицинских учреждений, клиническому психологу доступна работа в домах престарелых, научно-исследовательских институтах, коммерческих клиниках, центрах судебной экспертизы. И конечно, такие специалисты ведут частную практику. А ещё проводят патопсихологическую диагностику (составляют заключения без постановки диагноза), психокоррекцию и психотерапию.
Профессия №3: психиатр. Дипломированный врач. Фокусируется на медикаментозном лечении, ставит диагнозы, работает с глубокими нарушениями психики (например, с шизофренией).
Профессия №4: психотерапевт. Врач-психиатр или клинический психолог, который прошёл дополнительное обучение конкретному методу психотерапии (например, гештальт-, ACT-, схема- или диалектико-поведенческой терапии (ДБТ), психоанализу).
«Обычный» психолог с гуманитарным образованием тоже может пройти длительное обучение психотерапевтическому подходу — тогда специалист будет считаться немедицинским психотерапевтом.
Скриншот: Pokémon / Nintendo
Направления и разделы клинической психологии
Психология – широкая, многоотраслевая наука. Большинство ее отраслей призваны соединять общую психологию с другими науками или сферами деятельности людей.
Клиническая психология – это отрасль психологии на границе с медициной, изучающая проблемы медицины с точки зрения психологии. Клиническая психология изучает психику человека в периоды возникновения, течения и исхода болезни, а также в восстановительный период после нее.
Важно, что клиническая психология рассматривает психические явления в их взаимодействии с болезнями не только в общем и целом, но и в частных случаях. Именно поэтому существуют два направления клинической психологии:
- Общая клиническая психология. Занимается изучением общих закономерностей:
- психологии больного человека,
- психологического климата и общей атмосферы в медицинских учреждениях,
- психологии медицинского работника,
- типа отношений «больной – врач»,
- проведения психотерапии больного.
- Частная клиническая психология. Проститутки и девушки по вызову индивидуалки сочи Интим досуг — сохрани чтобы не потерять. Изучает психологические особенности конкретного больного или конкретного типа больных:
- психику больных, страдающих психическими, сердечно-сосудистыми, онкологическими, инфекционными, кожными, гинекологическими и иными видами боязней,
- психику людей, страдающих от зависимостей (наркотической, алкогольной и так далее),
- психику человека при проведении экспертизы (судебной, военной, трудовой),
- состояние человека до операционного вмешательства и после него,
- особенности психотерапии людей с определенным типом заболевания.
Отдельно выделяются разделы клинической психологии (по поводу того, какую область знаний считать разделом клинической психологии, в научной среде также существуют разногласия, поэтому нижеприведенный список нельзя считать постоянно действующим):
- Патопсихология, существующая на стыке психологии, психопатологии и психиатрии и изучающая нарушения психики, спровоцированные поражением центральной нервной системы.
- Нейропсихология, сочетающая психологию, неврологию и нейрохирургию и исследующая роль нервной системы в работе психики.
- Психология девиантного (отклоняющегося) поведения. Подробнее о психологии девиантного поведения читайте в статье https://ourmind.ru/psixologiya-deviantnogo-povedeniya.
- Психология аномального развития (специальная психология), изучающая отклонения от норм психического развития в онтогенезе, то есть дисонтогенез.
- Психосоматика, изучающая влияние психологических факторов на появление и развитие телесных (соматических) заболеваний.
- Психогигиена, направленная на профилактику, достижение и сохранение психического здоровья граждан.
- Психология врачебной этики, включающая вопросы долга, такта, врачебной тайны, проблему ятрогении (болезнь, спровоцированная неэтичными или неосторожными словами или действиями лечащего врача) и прочие аспекты.
Специфика работы клинического психолога
Клиническая психология это не только теория, но еще и практика, которая носит межотраслевой характер. Клинические психологи:
- диагностируют,
- научно исследуют,
- консультируют,
- проводят профилактику, коррекцию и психотерапию,
- реабилитируют взрослых людей и детей, имеющих проблемы со здоровьем.
Клинический подход позволяет решать проблемы в сферах:
- здравоохранения,
- образования и воспитания,
- социальной помощи (реабилитация пожилых людей, инвалидов, жертв насилия и так далее).
Если объект изучения врача – болезнь, то для психолога «объект» – личность больного человека. Врач взаимодействует с пациентом как субъект с объектом, психолог – как субъект с субъектом.
Врач диагностирует и лечит болезнь, клинический психолог оказывает психологическую поддержку человеку и помогает как ему, так и врачу оптимизировать процесс лечения.
Клинические психологи-теоретики не только изучают психические проявления болезней, влияние психики на болезнь и наоборот, но и разрабатывают новые принципы и методы исследования, а также методики воздействия на психику больного в лечебных целях, которые после будут использоваться на практике.
Также клинические психологи решают такие глобальные задачи как:
- установление закономерностей развития и распада психики,
- обнаружение роли сознания и бессознательного в психике,
- соотношение социального и биологического в человеке,
- определение понятий нормы и патологии (крайне спорный и сложный вопрос, на который не могут ответить ни только психологи, но и медики, социологи, философы).
Суть работы клинических психологов заключается в том, чтобы помочь больному найти в себе внутренние силы, ресурсы, потенциал, творчество и использовать их для адаптации, выживания и преодоления недуга (и в целом сопутствующей ему критической жизненной ситуации), а после и для успешной реабилитации.
Специалист в сфере клинической психологии, как и любой другой психолог, борется за поддержание здоровья клиента и гармоничное психическое развитие его личности.
Ждем Вашей оценки
История клинической психологии
История клинической психологии восходит к 1879 с началом экспериментальная психология в лаборатории Вильгельм Вунд в университете Липцига. В истории клинической психологии и в наши дни экспериментальная психология является одной из важнейших основ и основ клинической психологии..
Еще один важный факт в истории клинической психологии, произошедший в 1885 году, подчеркивает психологию индивидуальных различий. В этих рамках Фрэнсис Гальтон впервые создает центр ментальных измерений..
С другой стороны, в 1896 году, Лайнет Витмер он был первым, кто официально основал первую психологическую клинику, то есть клинический психологический центр, в котором проводилась оценка для определения диагнозов, а работа проводилась в соответствии с руководящими принципами научная психология. Тот же год, Зигмунд Фрейд, который уже работал в своем центре в Вене и создал свою теорию личности, впервые использовал термин «психоанализ».
Из клиники Витмера и благодаря ему в Университете Пенсильвании начинается обучение по клинической психологии. Он также основал «Психологическую клинику», первый журнал в этой области..
Другим важным событием в истории клинической психологии является факт формирования клинического отделения в рамках Американской психологической ассоциации (АПА)..
Контекст Первой мировой войны подталкивает к реализации и реализации психологические тесты личности и интеллекта. Исследование продвинуло клиническую психологию, которая скоро начала устанавливать беспорядки, причины и методы лечения.
В 1930 году функции и области применения клинической психологии были расширены и расширены в таких местах, как больницы, тюрьмы и другие. В 1943 году был опубликован важный психологический тест – многофазный инвентарь личности в Миннесоте (MMPI)..
Вторая мировая война также вызвала большую работу для клинических психологов, особенно с ветеранами войны. В этом контексте, клиническая психология была определена как та профессия, которая занимается диагностикой, лечением и расследованием психических расстройств. Эта профессия была юридически признана, и был создан этический кодекс.
В 1952 году Ханс Айзенк, автор соответствующих статей о личности, собранных в теории Эйзенка, пишет о влиянии психотерапии. В том же году Американская психиатрическая ассоциация публикует первый Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM-I).
В последующие годы некоторые важные авторы в истории клинической психологии вносят свой вклад. Например, Скиннер публикует свои исследования поведения и использует термин «поведенческая терапия», а Бек также формулирует психологическую модель депрессии, которая разработает наиболее известный и используемый инструмент для выявления депрессии: тест депрессии Бека (BDI).
Благодаря постоянным научным достижениям, клиническая психология является областью, которая была преобразована и продолжает трансформироваться и нуждается в постоянном обновлении..
С какими конкретно запросами работает клинический психолог
С психическими и личностными расстройствами — например, с тревожными и невротическими. А также с состояниями, которые снижают уровень жизни или представляют угрозу для самого человека:
- расстройствами и резкими перепадами настроения;
- аддиктивным (зависимым) поведением;
- суицидальным поведением;
- травматическим опытом;
- депрессивными и тревожными состояниями;
- психосоматическими симптомами (строго после проведённого медицинского обследования и исключения физиологических патологий);
- астенией (состоянием физической или ментальной истощённости);
- проблемами со сном и аппетитом.
Клинический психолог, который специализируется на нейропсихологии, также может работать с детьми, подростками или взрослыми, имеющими нарушения/особенности высших психических функций: памяти, мышления, внимания, речи, восприятия. Например, проводить постинсультную реабилитацию.
Разделы клинической психологии
В клинической психологии выделяются следующие разделы:
- Патопсихология;
- Нейропсихология;
- Психосоматика;
- Психология аномального развития;
- Психотерапия
Патопсихология и клиническая психопатология
Основная статья: Патопсихология
Патопсихология занимается вопросами нарушений психики человека, расстройствами адекватного восприятия мира из-за поражений центральной нервной системы. Патопсихология изучает закономерности распада психических процессов при разных расстройствах (болезнях), а также факторы, способствующие созданию эффективных коррекционных методов лечения.
В практические задачи патопсихологии входит анализ структуры психических расстройств, установление степени снижения психических функций, дифференциальная диагностика, изучение особенностей личности и исследование эффективности терапевтических воздействий.
Существует различие между патопсихологией, то есть рассмотрением психической сферы человека с точки зрения методов психологии, и психопатологией, рассматривающей психику человека с точки зрения нозологии и психиатрии. Клиническая психопатология исследует, выявляет, описывает и систематизирует проявления нарушенных психических функций, патопсихология же вскрывает психологическими методами характер протекания и особенности структуры психических процессов, приводящих к наблюдаемым в клинике расстройствам.
Основателями московской патопсихологии советского периода считаются Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн.
Нейропсихология
Основная статья: Нейропсихология
Нейропсихология — обширная научная дисциплина, исследующая роль мозга и центральной нервной системы в психических процессах, затрагивающая вопросы как психиатрии и неврологии, так и философии сознания, когнитивной науки и искусственных нейронных сетей.
Советская школа нейропсихологии занималась в основном исследованием причинно-следственных отношений между поражениями мозга, их локализацией и изменениями со стороны психических процессов. В её задачи входило изучение нарушенных психических функций в результате повреждения головного мозга, исследование локализация очага поражения и вопросов восстановления нарушенных психических функций, а также разработка теоретических и методологических проблем общей и клинической психологии.
Значительный вклад роль в развитие нейропсихологии как самостоятельной дисциплины внес советский учёный А. Р. Лурия, чьи исследования в области афазии и нейролингвистики получили мировое признание.
Психосоматика
Основная статья: Психосоматика
Психосоматика исследует проблемы больных соматическими расстройствами, в происхождении и течении которых большую роль играет психологический фактор. В сферу психосоматики входят вопросы, связанные с онкологическими и другими тяжёлыми заболеваниями (извещение о диагнозе, психологическая помощь, подготовка к операции, реабилитация и др.) и психосоматическими расстройствами (при переживании острой и хронической психической травмы; проблемы включают симптомы ишемической болезни сердца, язвенные болезни, гипертоническое расстройство, нейродермиты, псориазы и бронхиальную астму).
В рамках клинической психологии психосоматика различает психосоматические симптомы и психосоматические феномены.
Психологическая коррекция и психотерапия
Основная статья: Психологическая коррекция
Психологическая коррекция, или психокоррекция, связана с особенностями помощи больному человеку. В рамках данного раздела происходит разработка психологических основ психотерапии, психологическая реабилитация как системная медико-психологическая деятельность, направленная на восстановление личного социального статуса путём различных медицинских, психологических, социальных и педагогических мероприятий, психогигиена как наука о сохранении и поддержании психического здоровья, психопрофилактика, или совокупность мероприятий по предупреждению психических расстройств, а также медико-психологическая экспертиза (экспертиза трудоспособности, судебно-психологическая экспертиза, военно-психологическая экспертиза).