Клиническая Психология

Определение клинической психологии

Клиническая психология включает в себя как клиническую детскую психологию, так и клиническую психологию в зрелом возрасте. В последнее десятилетие клиническая детская психология отделилась от клинической взрослой психологии.

Клиническая детская психология – это в первую очередь исследование и применение факторов риска раннего действия и защитных факторов.

К возможным факторам риска относятся, например:

  • Определённые жизненные обстоятельства или изменения, например, расставание или развод родителей, или смерть близкого члена семьи.
  • Серьёзное (психическое) заболевание в семье.
  • Сексуальное насилие.
  • Переезд в другую страну.

К защитным факторам относятся, например:

  • Надёжные эмоциональные отношения хотя бы с одним из родителей.
  • Эмоционально позитивный, поддерживающий и структурирующий воспитательный климат.

Напротив, клиническая психология взрослого возраста в значительной степени связана с психотерапией, медикаментозным лечением, вопросами укрепления здоровья и реабилитации, а также масштабами психических расстройств.

Понятие психических расстройств не имеет чёткого определения.

Расстройства классифицируются в диагностических руководствах (МКБ-10/11, DSM-IV), которые пересматриваются и обновляются примерно каждые 20 лет из-за постоянного прогресса в исследованиях.

Психические расстройства включают такие заболевания, как депрессия, шизофрения и наркомания, а также психические расстройства, связанные с физическими заболеваниями, поведенческими расстройствами в детстве и расстройствами личности.

Первый этап становления клинической психологии

Определение 1

Клиническая психология ‒ это раздел психологии, изучающий психические явления с точки зрения их взаимосвязи с болезнями.

Начальный этап становления клинической психологии охватывает первые два десятилетия XX в. В данный период совершается зарождение научного подхода к исследованию отклоняющегося психического развития.

Уже в самом начале своего развития клиническая психология была тесным образом объединена с проблемами нарушений психического развития ребенка, т.е. большей частью выступала как клиническая психология развития. Л. Уитмер, который является автором термина «клиническая психология», проводил практическую и научную деятельность на основе построенной им детской клиники при Пенсильванском университете. Один из пионеров американской клинической психологии У. Хили известен, прежде всего, своим исследованием делинквентных подростков

Статья: Развитие клинической психологии

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

На границе XIX и XX вв. на стыке психиатрии, философии и психологии появляется психоанализ ‒ новое учение, которое перевернуло устоявшиеся представления о психической жизни человека, законах отклоняющегося и нормального функционирования психики. Его основатель, выдающийся австрийский психиатр Зигмунд Фрейд, отводил главную роль в появлении психических заболеваний ранним детским переживаниям человека.

В российской психологии теоретические концепции формирования психики стали формироваться несколько позже, все же, уже в первые годы XX в. известный отечественный педагог и анатом П. Ф. Лесгафт издал ряд работ, которые содержали интересные размышления и наблюдения, касающиеся к проблемам психического формирования: «Период возмужалости», «Первые годы жизни ребенка», «Материалы для изучения школьного возраста» (1901‒1904). Лесгафт создал оригинальную типологию школьников исходя из их отношения к ровесникам, взрослым и процессу обучения.

Из отечественных исследователей данного периода необходимо отметить также А. Ф. Лазурского и А. П. Нечаева. А.П. Нечаев начал исследовать индивидуальные особенности обучения и становления детей, применяя методы экспериментальной психологии

Он обращал особенное внимание на индивидуальный подход к учащимся с учетом их возраста, умственной работоспособности, превалирующих типов памяти и видов образных представлений

В данный же период были образованы первые практические инструменты психологической коррекции и психодиагностики. В 1904 г. французский психолог и врач Альфред Бине получает от Министерства образования заказ на учреждение методик для определения неполноценных в умственном лане детей, которые неспособных к обучению в массовой школе. Тесты, которые были разработаны им вместе с Т. Симоном, получают обширную известность и делаются прообразом последующих интеллектуальных тестов.

Приблизительно в тот же период итальянский детский педагог и врач Мария Монтессори, которая долгое время работала с умственно отсталыми детьми, определяет основные принципы собственной педагогической концепции, обращенной на коррекцию умственного формирования. Центральное место в данной концепции занимают игры, которые обеспечивают формирование сенсомоторной области ребенка. Вскоре М. Монтессори начинает использовать свой метод также для умственного воспитания детей дошкольного возраста с нормальным интеллектуальным развитием.

Замечание 1

Таким образом, почти одновременно закладываются основания двух значительных практических течений клинической психологии: психологической коррекции и психодиагностики.

Различия между психологией и клинической психологией

Клиническая психология имеет особую строгость своих действий, поэтому все ее принципы, методы и инструменты должны основываться на науке. Хотя стоит упомянуть, что психология в целом считается наукой, в частности наукой, которая изучает поведение человека посредством познания, эмоций и поведения. Разница в том, что клиническая психология в основном применяется в Психические или поведенческие расстройства.

Психология является гораздо более широкой дисциплиной, чем клиническая психология, и последняя состоит из специализации в первой. Эта специализация считается наиболее актуальной, поскольку количество специалистов в этой отрасли намного больше, чем у любой другой специализации, чем в настоящее время..

психологические специальности которые существуют, среди прочего:

  • Клиническая психология
  • Психология здоровья
  • психотерапия
  • Психологическое консультирование
  • Педагогическая психология
  • Судебная психология
  • нейропсихология
  • Социальная психология
  • Психология труда
  • Спортивная психология
  • Преподавание и исследование психологии
  • Детская и подростковая психология
  • Дорожная психология
  • Gerontopsicología
  • Семейная психология
  • Психология чрезвычайных ситуаций и катастроф

То, что эти специальности существуют, не означает, что они аккредитованы и признаны, кроме того, существуют большие различия между.

Разница между клинической психологией и другими специальностями заключается в том, что объектом изучения этого является человек и его психическое состояние. Как правило, он фокусируется на психическом здоровье и психологических проблемах индивидуально, но также на уровне пары или семьи.

Другое отличие состоит в обучении до осуществления профессии. Это регулируется по-разному в зависимости от страны или организации, в которой оно находится, но в целом клиническая психология требует более углубленной и специализированной подготовки по этому предмету. В Испании психолог – выпускник по психологии, человек, который закончил университет по психологии. Тем не менее, по специальности клиническая психология и здоровье, психолог должен также иметь Звание психолога-специалиста по клинической психологии (PEPC), полученный в течение 4-х летнего тренинга, к которому можно получить доступ через конкурсные экзамены, такие как постоянный внутренний психолог (PIR) или звание магистра в области общей психологии здоровья (MUPGS), которая включает теоретическую часть и практическая часть в медицинских центрах.

Существует даже разница между клинической психологией и психологией здоровья, и в то время как клиника специализируется на клинических психических расстройствах, психология здоровья занимается явлениями и психологическими проблемами, связанными со здоровьем в целом..

Чтобы продолжить уточнять различия между профессиями, связанными с психическим здоровьем, интересно узнать различия между психологией и психиатрией.

Основы клинической психологии

Основы клинической психологии формируются под влиянием различных моделей и теорий. Модели, приведённые в данном разделе, не являются взаимоисключающими, а могут опираться друг на друга и использоваться совместно.

С одной стороны, существуют психосоциальные модели, которые придают большее значение психологическим, социальным и общественным влияниям. С другой стороны, существуют модели медицинских заболеваний, которые фокусируются в основном на физических и биологических аспектах.

Медицинские модели включают, например, биологическую и нейробиологическую модели, с которыми вы можете познакомиться в следующей таблице, как и с психосоциальными моделями (например, психодинамической моделью).

МодельОписаниеПример
Биологическая модель (медицинская модель)Поведенческие различия обусловлены разным генетическим составом.Подходы к лечению: психотропные препараты, нейрохирургические вмешательства, электрошоковая терапия.Критика: не учитывает социальные или психологические аспекты и влияния.В качестве причины депрессии здесь рассматривается отсутствие или неправильное производство определённых веществ в мозге. Таким образом, лечение препаратами рекомендуется для стимулирования производства недостающих веществ.
Нейробиологическая модель (медицинская модель)Причина психических расстройств как прямое или косвенное следствие расстройств/заболеваний головного мозга.Подходы к лечению: психотропные препараты, нейрохирургические вмешательства, электрошоковая терапия.Критика: не учитывает социальные или психологические аспекты и влияния.Опять же, причина депрессии видится в недостатке или неправильном производстве определённых веществ в мозге. Поэтому рекомендуется также медикаментозное лечение для стимулирования выработки недостающих веществ.
Биопсихосоциальная модель (пересечение медицинской и психосоциальной моделей)Причинами психических расстройств считаются аномальные биологические процессы или психические расстройства, являются прямыми или косвенными последствиями нарушений/заболеваний мозга.Психологические и социальные факторы также играют свою роль.Подходы к лечению: психотропные препараты, нейрохирургические вмешательства, электрошоковая терапия, психоанализ, поведенческая терапия.Причиной депрессии здесь считается недостаточная или неправильная выработка определённых веществ в мозге. Но также рассматриваются и психологические факторы, такие как стресс или потеря близкого человека. Таким образом, рекомендуется медикаментозное лечение для стимулирования выработки недостающих веществ. Однако при таком подходе пациент также получает терапевтическое лечение в рамках психотерапии.
Психодинамическая модель (психосоциальная модель)Психические расстройства в результате бессознательных конфликтов и процессов, которые в основном связаны с конфликтами в раннем детстве.Психологические расстройства возникают из-за отчуждения и неспособности воспринимать собственные потребности, несоответствия между реальным и идеальным «Я» и возникающей в результате этого фрустрации.Основывается на взглядах Зигмунда Фрейда.Подходы к лечению: позитивное отношение, ролевые игры и другие творческие техники.Критика: сомнительная обоснованность и предположения (например, что люди по своей природе добры).У пациента диагностирована депрессия. Здесь делается попытка выяснить историю жизни больного, так как предполагается, что заболевание связано со стрессовыми ситуациями или горем в жизни пациента.
Когнитивно-поведенческая модель (психосоциальная модель)Психические расстройства как результат дезадаптивных, усвоенных моделей поведения и установок, поэтому они основаны на негативных когнитивных схемах, иррациональности и ошибках в мышлении.Подходы к лечению: обучение решению проблем, самообучение, антистрессовый тренинг и т.д.Критика: расплывчатые и частично неясные понятия (например, неясно, из чего возникли негативные схемы).Развитие депрессии здесь объясняется, например, неправильным способом справиться с горем и усвоенными в результате этого поведенческими паттернами для подавления этого горя. Лечение в данном случае будет заключаться в обучении новым моделям поведения и иному способу справляться с горем.

В чём разница между психологом и клиническим психологом

Есть четыре смежные специальности.

Профессия №1: психолог. Человек с высшим гуманитарным образованием в области психологии. Помогает людям без психических расстройств и особенностей развития. На сеансах у психолога можно, например, научиться проживать и экологично выражать эмоции, освоить навыки эффективного общения с окружающими, разрешить трудности с взаимопониманием в паре или в семье и пройти жизненные кризисы с меньшими потерями.

Психологи могут заниматься частной практикой, быть школьными или корпоративными консультантами, преподавать психологию. Не могут работать в медицинских учреждениях (больницах, хосписах, роддомах), ставить диагнозы и выписывать медикаменты.

Профессия №2: клинический психолог. Это тоже специалист с высшим психологическим образованием, но по специальности «Клиническая психология» (она же «Медицинская психология»). В отличие от «обычного» психолога, клинический может работать с теми, у кого диагностированы психические расстройства и патологии, а также с детьми с особенностями развития.

Знание клинической психологии важно для всех психологов — чтобы вовремя увидеть в состоянии клиентов тревожные «маячки» и направить их за необходимой помощью. Ставить диагнозы и назначать лекарства клинические психологи не могут, но они имеют право работать в медицинских заведениях: стационарах психиатрических больниц, психоневрологических диспансерах и дневных стационарах, в штате многопрофильных больниц, в психосоматических отделениях

Ставить диагнозы и назначать лекарства клинические психологи не могут, но они имеют право работать в медицинских заведениях: стационарах психиатрических больниц, психоневрологических диспансерах и дневных стационарах, в штате многопрофильных больниц, в психосоматических отделениях.

Кроме медицинских учреждений, клиническому психологу доступна работа в домах престарелых, научно-исследовательских институтах, коммерческих клиниках, центрах судебной экспертизы. И конечно, такие специалисты ведут частную практику. А ещё проводят патопсихологическую диагностику (составляют заключения без постановки диагноза), психокоррекцию и психотерапию.

Профессия №3: психиатр. Дипломированный врач. Фокусируется на медикаментозном лечении, ставит диагнозы, работает с глубокими нарушениями психики (например, с шизофренией).

Профессия №4: психотерапевт. Врач-психиатр или клинический психолог, который прошёл дополнительное обучение конкретному методу психотерапии (например, гештальт-, ACT-, схема- или диалектико-поведенческой терапии (ДБТ), психоанализу).

«Обычный» психолог с гуманитарным образованием тоже может пройти длительное обучение психотерапевтическому подходу — тогда специалист будет считаться немедицинским психотерапевтом.


Скриншот: Pokémon / Nintendo

Направления и разделы клинической психологии

Психология – широкая, многоотраслевая наука. Большинство ее отраслей призваны соединять общую психологию с другими науками или сферами деятельности людей.

Клиническая психология – это отрасль психологии на границе с медициной, изучающая проблемы медицины с точки зрения психологии. Клиническая психология изучает психику человека в периоды возникновения, течения и исхода болезни, а также в восстановительный период после нее.

Важно, что клиническая психология рассматривает психические явления в их взаимодействии с болезнями не только в общем и целом, но и в частных случаях. Именно поэтому существуют два направления клинической психологии:

  1. Общая клиническая психология. Занимается изучением общих закономерностей:
  • психологии больного человека,
  • психологического климата и общей атмосферы в медицинских учреждениях,
  • психологии медицинского работника,
  • типа отношений «больной – врач»,
  • проведения психотерапии больного.
  1. Частная клиническая психология. Проститутки и девушки по вызову индивидуалки сочи Интим досуг — сохрани чтобы не потерять. Изучает психологические особенности конкретного больного или конкретного типа больных:
  • психику больных, страдающих психическими, сердечно-сосудистыми, онкологическими, инфекционными, кожными, гинекологическими и иными видами боязней,
  • психику людей, страдающих от зависимостей (наркотической, алкогольной и так далее),
  • психику человека при проведении экспертизы (судебной, военной, трудовой),
  • состояние человека до операционного вмешательства и после него,
  • особенности психотерапии людей с определенным типом заболевания.

Отдельно выделяются разделы клинической психологии (по поводу того, какую область знаний считать разделом клинической психологии, в научной среде также существуют разногласия, поэтому нижеприведенный список нельзя считать постоянно действующим):

  1. Патопсихология, существующая на стыке психологии, психопатологии и психиатрии и изучающая нарушения психики, спровоцированные поражением центральной нервной системы.
  2. Нейропсихология, сочетающая психологию, неврологию и нейрохирургию и исследующая роль нервной системы в работе психики.
  3. Психология девиантного (отклоняющегося) поведения. Подробнее о психологии девиантного поведения читайте в статье https://ourmind.ru/psixologiya-deviantnogo-povedeniya.
  4. Психология аномального развития (специальная психология), изучающая отклонения от норм психического развития в онтогенезе, то есть дисонтогенез.
  5. Психосоматика, изучающая влияние психологических факторов на появление и развитие телесных (соматических) заболеваний.
  6. Психогигиена, направленная на профилактику, достижение и сохранение психического здоровья граждан.
  7. Психология врачебной этики, включающая вопросы долга, такта, врачебной тайны, проблему ятрогении (болезнь, спровоцированная неэтичными или неосторожными словами или действиями лечащего врача) и прочие аспекты.

Специфика работы клинического психолога

Клиническая психология это не только теория, но еще и практика, которая носит межотраслевой характер. Клинические психологи:

  • диагностируют,
  • научно исследуют,
  • консультируют,
  • проводят профилактику, коррекцию и психотерапию,
  • реабилитируют взрослых людей и детей, имеющих проблемы со здоровьем.

Клинический подход позволяет решать проблемы в сферах:

  • здравоохранения,
  • образования и воспитания,
  • социальной помощи (реабилитация пожилых людей, инвалидов, жертв насилия и так далее).

Если объект изучения врача – болезнь, то для психолога «объект» – личность больного человека. Врач взаимодействует с пациентом как субъект с объектом, психолог – как субъект с субъектом.

Врач диагностирует и лечит болезнь, клинический психолог оказывает психологическую поддержку человеку и помогает как ему, так и врачу оптимизировать процесс лечения.

Клинические психологи-теоретики не только изучают психические проявления болезней, влияние психики на болезнь и наоборот, но и разрабатывают новые принципы и методы исследования, а также методики воздействия на психику больного в лечебных целях, которые после будут использоваться на практике.

Также клинические психологи решают такие глобальные задачи как:

  • установление закономерностей развития и распада психики,
  • обнаружение роли сознания и бессознательного в психике,
  • соотношение социального и биологического в человеке,
  • определение понятий нормы и патологии (крайне спорный и сложный вопрос, на который не могут ответить ни только психологи, но и медики, социологи, философы).

Суть работы клинических психологов заключается в том, чтобы помочь больному найти в себе внутренние силы, ресурсы, потенциал, творчество и использовать их для адаптации, выживания и преодоления недуга (и в целом сопутствующей ему критической жизненной ситуации), а после и для успешной реабилитации.

Специалист в сфере клинической психологии, как и любой другой психолог, борется за поддержание здоровья клиента и гармоничное психическое развитие его личности.

Ждем Вашей оценки

История клинической психологии

История клинической психологии восходит к 1879 с началом экспериментальная психология в лаборатории Вильгельм Вунд в университете Липцига. В истории клинической психологии и в наши дни экспериментальная психология является одной из важнейших основ и основ клинической психологии..

Еще один важный факт в истории клинической психологии, произошедший в 1885 году, подчеркивает психологию индивидуальных различий. В этих рамках Фрэнсис Гальтон впервые создает центр ментальных измерений..

С другой стороны, в 1896 году, Лайнет Витмер он был первым, кто официально основал первую психологическую клинику, то есть клинический психологический центр, в котором проводилась оценка для определения диагнозов, а работа проводилась в соответствии с руководящими принципами научная психология. Тот же год, Зигмунд Фрейд, который уже работал в своем центре в Вене и создал свою теорию личности, впервые использовал термин «психоанализ».

Из клиники Витмера и благодаря ему в Университете Пенсильвании начинается обучение по клинической психологии. Он также основал «Психологическую клинику», первый журнал в этой области..

Другим важным событием в истории клинической психологии является факт формирования клинического отделения в рамках Американской психологической ассоциации (АПА)..

Контекст Первой мировой войны подталкивает к реализации и реализации психологические тесты личности и интеллекта. Исследование продвинуло клиническую психологию, которая скоро начала устанавливать беспорядки, причины и методы лечения.

В 1930 году функции и области применения клинической психологии были расширены и расширены в таких местах, как больницы, тюрьмы и другие. В 1943 году был опубликован важный психологический тест – многофазный инвентарь личности в Миннесоте (MMPI)..

Вторая мировая война также вызвала большую работу для клинических психологов, особенно с ветеранами войны. В этом контексте, клиническая психология была определена как та профессия, которая занимается диагностикой, лечением и расследованием психических расстройств. Эта профессия была юридически признана, и был создан этический кодекс.

В 1952 году Ханс Айзенк, автор соответствующих статей о личности, собранных в теории Эйзенка, пишет о влиянии психотерапии. В том же году Американская психиатрическая ассоциация публикует первый Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM-I).

В последующие годы некоторые важные авторы в истории клинической психологии вносят свой вклад. Например, Скиннер публикует свои исследования поведения и использует термин «поведенческая терапия», а Бек также формулирует психологическую модель депрессии, которая разработает наиболее известный и используемый инструмент для выявления депрессии: тест депрессии Бека (BDI).

Благодаря постоянным научным достижениям, клиническая психология является областью, которая была преобразована и продолжает трансформироваться и нуждается в постоянном обновлении..

С какими конкретно запросами работает клинический психолог

С психическими и личностными расстройствами — например, с тревожными и невротическими. А также с состояниями, которые снижают уровень жизни или представляют угрозу для самого человека:

  • расстройствами и резкими перепадами настроения;
  • аддиктивным (зависимым) поведением;
  • суицидальным поведением;
  • травматическим опытом;
  • депрессивными и тревожными состояниями;
  • психосоматическими симптомами (строго после проведённого медицинского обследования и исключения физиологических патологий);
  • астенией (состоянием физической или ментальной истощённости);
  • проблемами со сном и аппетитом.

Клинический психолог, который специализируется на нейропсихологии, также может работать с детьми, подростками или взрослыми, имеющими нарушения/особенности высших психических функций: памяти, мышления, внимания, речи, восприятия. Например, проводить постинсультную реабилитацию.

Разделы клинической психологии

В клинической психологии выделяются следующие разделы:

  1. Патопсихология;
  2. Нейропсихология;
  3. Психосоматика;
  4. Психология аномального развития;
  5. Психотерапия

Патопсихология и клиническая психопатология

Основная статья: Патопсихология

Патопсихология занимается вопросами нарушений психики человека, расстройствами адекватного восприятия мира из-за поражений центральной нервной системы. Патопсихология изучает закономерности распада психических процессов при разных расстройствах (болезнях), а также факторы, способствующие созданию эффективных коррекционных методов лечения.

В практические задачи патопсихологии входит анализ структуры психических расстройств, установление степени снижения психических функций, дифференциальная диагностика, изучение особенностей личности и исследование эффективности терапевтических воздействий.

Существует различие между патопсихологией, то есть рассмотрением психической сферы человека с точки зрения методов психологии, и психопатологией, рассматривающей психику человека с точки зрения нозологии и психиатрии. Клиническая психопатология исследует, выявляет, описывает и систематизирует проявления нарушенных психических функций, патопсихология же вскрывает психологическими методами характер протекания и особенности структуры психических процессов, приводящих к наблюдаемым в клинике расстройствам.

Основателями московской патопсихологии советского периода считаются Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн.

Нейропсихология

Основная статья: Нейропсихология

Нейропсихология — обширная научная дисциплина, исследующая роль мозга и центральной нервной системы в психических процессах, затрагивающая вопросы как психиатрии и неврологии, так и философии сознания, когнитивной науки и искусственных нейронных сетей.

Советская школа нейропсихологии занималась в основном исследованием причинно-следственных отношений между поражениями мозга, их локализацией и изменениями со стороны психических процессов. В её задачи входило изучение нарушенных психических функций в результате повреждения головного мозга, исследование локализация очага поражения и вопросов восстановления нарушенных психических функций, а также разработка теоретических и методологических проблем общей и клинической психологии.

Значительный вклад роль в развитие нейропсихологии как самостоятельной дисциплины внес советский учёный А. Р. Лурия, чьи исследования в области афазии и нейролингвистики получили мировое признание.

Психосоматика

Основная статья: Психосоматика

Психосоматика исследует проблемы больных соматическими расстройствами, в происхождении и течении которых большую роль играет психологический фактор. В сферу психосоматики входят вопросы, связанные с онкологическими и другими тяжёлыми заболеваниями (извещение о диагнозе, психологическая помощь, подготовка к операции, реабилитация и др.) и психосоматическими расстройствами (при переживании острой и хронической психической травмы; проблемы включают симптомы ишемической болезни сердца, язвенные болезни, гипертоническое расстройство, нейродермиты, псориазы и бронхиальную астму).
В рамках клинической психологии психосоматика различает психосоматические симптомы и психосоматические феномены.

Психологическая коррекция и психотерапия

Основная статья: Психологическая коррекция

Психологическая коррекция, или психокоррекция, связана с особенностями помощи больному человеку. В рамках данного раздела происходит разработка психологических основ психотерапии, психологическая реабилитация как системная медико-психологическая деятельность, направленная на восстановление личного социального статуса путём различных медицинских, психологических, социальных и педагогических мероприятий, психогигиена как наука о сохранении и поддержании психического здоровья, психопрофилактика, или совокупность мероприятий по предупреждению психических расстройств, а также медико-психологическая экспертиза (экспертиза трудоспособности, судебно-психологическая экспертиза, военно-психологическая экспертиза).

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий