«Китеж» — город нашедшихся детей

История легенды

В районе Нижнего Новгорода, в центральной России есть озеро Светлояр. История его появления на свет связана со многими мистическими событиями и окутана тайной. По легенде, оно всегда гладкое, и только очень лёгкий ветерок оставляет на нём немного ряби. Некоторые слышат около него даже колокольный звон.

Город Малый Китеж был построен Георгием Всеволодовичем на берегу Волги. Однако он показался ему маленьким, и он создал на другом берегу Большой Китеж. Случилось строительство городов ещё до нашествия Батыя. Хан хотел завладеть городом, убил брата князя и окружил город. Тем более, что это легко было сделать – город был совершенно ничем не защищён. Хан очень удивился: когда войска подходили к городу, все его жители горячо молились. И вот войска ворвались в него, и случилось непредвиденное. Вокруг города забились фонтаны, и он скоро ушёл под воду. Никому из врагов не удалось в него проникнуть, и войско отступило. Только крест был виден в середине озера, и то вскоре и он под водой исчез.

К озеру есть даже проход, который в народе зовут проход Батыя. И только чистый душой человек может увидеть под водой красивейший город или услышать церковное пение.

Легенда о невидимом городе легла в основу не только сказок и песен, но и различных произведений искусства.

Нашествие Батыя

То были времена далеко не мирные и не идиллические. Раздоры между княжествами, набеги татар и болгар, лесные хищники — за городские стены редкий человек решался выбраться без оружия. А в 1237 году на Русь вторглись монголо-татары под руководством хана Батыя.

Теперь забудем на время о легенде и вспомним историю.

Диорама «Героическая оборона Старой Рязани»

Первыми нападению подверглись рязанские князья. Они пытались обратиться за помощью к князю Юрию Владимирскому, но получили отказ. Татары разорили Рязань без труда; затем двинулись на Владимирское княжество. Посланный Юрием сын Всеволод был разбит у Коломны и бежал во Владимир. Татары захватили Москву и взяли в плен другого сына Юрия — князя Владимира.

Князь Юрий, когда узнал об этом, оставил столицу на сыновей Мстислава и Всеволода. Отправился собирать войска. Он разбил лагерь неподалеку от Ростова на реке Сить и стал ждать своих братьев Ярослава и Святослава. В отсутствие великого князя 3-7 февраля были взяты и разорены Владимир и Суздаль, в огне пожара погибла семья Юрия Всеволодовича.

Князь успел узнать о гибели семьи. Дальнейшая его судьба была еще более незавидной: Юрий погиб 4 марта 1238 года в битве с войсками Батыя на реке Сить. Ростовский епископ Кирилл отыскал на поле битвы обезглавленное тело князя и увез его в Ростов. Позже отыскали и присоединили к телу голову.

Гибель Юрия Всеволодовича

Здесь заканчиваются факты, которые подтверждены учеными. Вернемся к легенде.

Батый якобы услыхал о богатствах, что хранились в граде Китеже, и послал часть войска на святой город. Отряд был небольшой — Батый не ожидал сопротивления. Войска шли на Китеж через лес, а по пути прорубали просеку. Вел татар предатель Гришка Кутерьма. Его взяли в соседнем городе, Малом Китеже (нынешний Городец). Гришка не выдержал пыток и согласился указать путь к святому Граду. Увы, Сусанина из Кутерьмы не получилось: Гришка привел татар к Китежу.

В тот страшный день неподалеку от города несли дозор три китежских богатыря. Они первыми увидели врагов. Перед битвой один из воинов сказал сыну, чтоб он бежал в Китеж и предупредил горожан. Мальчик кинулся к городским воротам, но злая стрела татарина догнала его. Однако смелый парнишка не упал. Со стрелой в спине добежал он до стен и успел крикнуть: «Враги!», и только потом упал замертво.

Богатыри тем временем пытались сдержать ханское воинство. Не выжил никто. По преданию, на том месте, где погибли три богатыря, появился святой ключ Кибелек — он бьет до сих пор.

Вариант легенды гласит, что сам Георгий Победоносец спустился на землю, чтобы помочь защитникам Китежа. Но конь Георгия споткнулся. Понял тогда святой, что спасение Китежа — не его задача. И отступил. А в том месте, куда провалилось копыто коня, и забил святой источник Кибелек.

Василий Максимов «Монголы у стен Владимира»

Монголо-татары осадили город. Горожане понимали, что шансов нет. Горстка народа против хорошо вооруженной и организованной армии Батыя — это верная гибель. Тем не менее без боя горожане сдаваться не собирались. Они вышли на стены, с оружием, а также иконами и крестами в руках. Люди молились с вечера и всю ночь напролет. Татары же ожидали утра, чтобы начать атаку.

И свершилось чудо: зазвонили вдруг церковные колокола, затряслась земля, и на глазах изумленных татар Китеж стал погружаться в воды озера Светлояр.

Легенда неоднозначна. И люди трактуют ее по-разному. Кто-то утверждает, что Китеж ушел под воду, кто-то — что он погрузился в землю. Есть приверженцы теории, будто город от татар закрыли горы. Другие считают, что он поднялся в небо. Но самая интересная теория гласит, что Китеж попросту стал невидимым. Непонятно, правда, почему тогда на город до сих пор никто не натолкнулся случайно.

К. Горбатов. «Невидимый град Китеж»

Пораженные мощью «русского чуда», татары бросились бежать кто куда. Но божий гнев настиг их: кого звери пожрали, кто в лесу заблудился или просто пропал без вести, уведенный таинственной силой.

Город же исчез. Согласно легенде, он должен «проявиться» в день Страшного Суда. В тот день, когда мертвые восстанут из могил, поднимется из воды и Китеж. Но увидеть его и даже достичь можно уже сейчас. Человек, в котором нет греха, различит отражение церковных маковок и белокаменных стен в водах озера Светлояр.

Град Китеж – история возникновения и сказания

В древних сказаниях говорится о Китоврасе, который родился на берегу Светлояра. Это было существо полуконь-получеловек, могущественное и волшебное. Свои силы он тратил на помощь людям в строительстве города, монастырей и крепостных стен.

В те далекие времена проживали в лесах, недалеко от озера берендеи. В сохранившихся преданиях о жизни племени берендеев говорится то, что поклонялись они Яриле, богу солнца. А Китеж был городом, вход в который был позволен только праведным людям.

После Крещения Руси стали строиться здесь православные храмы, нахождение в которых приносило людям избавление от недугов и бед.

Постепенно сменялись образы языческих божеств на лики святых, но место особого почитания высших сил осталось прежним. Необъяснимая положительная энергетика земель около озера Светлояра окутывалась все более мистическими рассказами и преданиями, дошедших до современного человека.

Озеро Светлояр в легендах и истории

О граде Китеже есть упоминания на страницах священной книги о вере древних русичей «Звездная книга Коляды». Светлоярский град Китеж, зовущийся русской Атлантидой, являются героями многих легенд и таинственных историй.

В преданиях рассказывается о подводном граде Китеже, существующем на дне озера Светлояра среди Ветлужских лесов. Рассказывают, что голубые и чистые воды озера, словно зеркало, отражают проплывавшие облака, поскольку гладь воды никто не тревожит и лишь изредка легкая зыбь пробегает над ее поверхностью.

А иногда из неподвижного озера доносится до странника колокольный звон. Если долго смотреть в воду озера, то можно увидеть стены белоснежных монастырей и блеск куполов пропавшего Китежа.

Легенда, в которой события истории, насчитывающей уже почти десяток веков, перемешиваются с выдумками людей, живет до сих пор. Предполагается, что град Китеж исчез во времена вторжения монголо — татар на русскую землю. Врагам ведь не сложно было завоевывать раздробленные земли русских князей, которые ослабляли свою мощь в междуусобных войнах.

Настоящее время

Согласно легенде, город исчез в период с 1236 по 1242 годы. Мистическое озеро Светлояр располагается в районе Поволжья. Китеж – град-легенда интересные факты содержит и сегодня, которые могут волновать учёных и исследователей различных направлений. Добраться к озеру не сложно, а вот купаться из-за глубины в 40 метров запрещено. Известно также, что озеро, действительно, образовалось 800 лет назад, как раз во время нашествия Батыя, однако никто не может точно доказать его происхождение.

Вокруг него происходят и таинственные явления. В частности, сегодня замечено, что:

  • В ясную погоду многие слышат колокольный звон или видят в воде очертания невидимого города. Также его можно увидеть на заре, когда солнце только поднимается над горизонтом.
  • Вода, взятая из озера, не портится ни при каких обстоятельствах и очень долго может храниться.
  • Люди, проводившие исследования, заметили, что озеро уходит под воду как бы ярусами. Был сделан вывод о том, что оно образовывалось частями. Однако на его дно никто пока не добирался из-за очень большой глубины.
  • Известно, что многие молитвенники видели этого город своими глазами. Если их просили нарисовать картинки, то рисунки получались удивительно схожими, но только истинно верующий, просвещённый человек мог их видеть. Местные жители замечали возле озера странных людей в белом, одетых в старинную одежду того времени, и разговаривали с ними. Однако научного подтверждения этой информации пока не существует.
  • Также есть местная легенда о том, что древние люди предупреждали о несчастьях и давали другим различные советы. Однако точных данных о ней пока нет. Хотя многие видели странников в белой одежде и часто давали им еду, напитки или просто разговаривали с ними. Но научных данных об этом пока не существует.
  • Кстати, если обойти озеро по часовой стрелке три раза и загадать желание, оно обязательно исполнится.

Сегодня принято считать, что Китеж – град-легенда, интересные факты  о нём, перечисленные в этой статье, пока они не подтверждены никакими точными исследованиями. Однако несмотря на это, сегодня к озеру Светлояр приезжают в большом количестве туристы и паломники, чтобы своими глазами увидеть озеро, скрывающее великую тайну.

https://youtube.com/watch?v=skctHzvEpp8

Новости:

09 января 2016

На подворье Новоспасского монастыря в с. Сумарокове состоялся Рождественский праздник

/Новости ставропигиальных монастырей

29 декабря 2015

Подворье Новоспасского монастыря в с. Милюкове посетил президент ОАО «Ростелеком»

/Новости ставропигиальных монастырей

12 сентября 2015

На подворье Новоспасского монастыря в с. Сумарокове состоялся фестиваль «Подворье»

/Новости ставропигиальных монастырей

27 апреля 2015

Митрополит Георгий возглавил престольный праздник в Крестовоздвиженском монастыре Нижнего Новгорода

/Новости ставропигиальных монастырей

07 апреля 2015

На подворье Новоспасского монастыря в д. Щербинки совершен чин освящения куполов и крестов строящегося храма

/Новости ставропигиальных монастырей

04 марта 2015

На подворье Новоспасского монастыря в д. Милюкове создан антикризисный центр для женщин

/Новости ставропигиальных монастырей

09 января 2016

На подворье Новоспасского монастыря в с. Сумарокове состоялся Рождественский праздник

/Новости ставропигиальных монастырей

29 декабря 2015

Подворье Новоспасского монастыря в с. Милюкове посетил президент ОАО «Ростелеком»

/Новости ставропигиальных монастырей

12 сентября 2015

На подворье Новоспасского монастыря в с. Сумарокове состоялся фестиваль «Подворье»

/Новости ставропигиальных монастырей

27 апреля 2015

Митрополит Георгий возглавил престольный праздник в Крестовоздвиженском монастыре Нижнего Новгорода

/Новости ставропигиальных монастырей

07 апреля 2015

На подворье Новоспасского монастыря в д. Щербинки совершен чин освящения куполов и крестов строящегося храма

/Новости ставропигиальных монастырей

04 марта 2015

На подворье Новоспасского монастыря в д. Милюкове создан антикризисный центр для женщин

/Новости ставропигиальных монастырей

Люди

“Орион”, как и любой университетский или курортный городок, “дышит” сезонами. В среднем тут живут, учатся (на семейном обучении) и работают порядка 15 взрослых и 30 детей. На праздники и каникулы появляются приезжие родители и дети (лагеря, игры, семинары) — тогда общая численность вырастает до 80–90 человек. Специально выделенной гостиницы нет — гости размещаются в жилых домах.

Основа поселка — семьи.

Мария и Антон Кузьмины

Есть многодетные приемные родители — Мария и Антон. Мария училась в Китеже, выпустилась и приняла решение строить второй поселок по модели “Китежа” – так и родился “Орион”). Антон (по образованию маркетолог, занимался продажами стройматериалов, до “Ориона” создавал свое экопоселение). У них семеро детей. Мария занимается внешними семейными программами, ведет историю и математику. Антон заведует хозяйством и строительством, преподает географию и обществознание.

Есть, например, и недавно поселившиеся Мария (работала на одной из московских радиостанций) и Евгений (был телевизионным продюсером) — пока только двое своих родных детей. Мария отвечает за внешние связи “Ориона”, Евгений — ведет проекты связанные со столярным производством.

Дмитрий Морозов. Фото из статьи в Русском Репортере.

Основатель “Китежа” — Дмитрий Морозов регулярно бывает в “Орионе”. Мы оказались тут в одно время. Поэтому мне довелось наблюдать его работу в нескольких эпостастях — в общении с детьми и родителями, с командой “Ориона”, на грядке. Об этом и работах Дмитрия будет отдельный пост. Пока можно посмотреть интервью с ним в “Школе злословия”.

Волонтеры:

  • есть те, кто живут и работают постоянно — Людмила из Москвы преподает английский, с ней живет её племянница, которая начала ходить здесь в первый класс.
  • и приезжие (см. отчеты Александра — инженера космической техники из Петербурга).

Два высших образования среди обитателей “Ориона” — норма. Вкусную еду готовит Ольга, в прошлом она экономист и юрист. Они приехали вместе с мужем Владимиром из Александрии — он занимается фермой.

Инфраструктура

Дом одной из семей в “Орионе”

  • 12 жилых домов, здание общего дома (с актовым залом, библиотекой, кухней и аудиториями для семинаров), мастерская, ферма. Формально “Орион” имеет статус деревни, общая площадь земли — 10 га.
  • медицина представлена семейной парой врачей (приехали из Донецка вместе с маленькой дочкой).
  • место: контакты с землёй и природой. От домашних кошек, собак, кур, коров и работы на огороде до клещей, змей и сбора грибов.
  • логистика: на авто — 40 минут езды от МКАД и городские автобусы от м. Теплый Стан и Проспект Дмитрия Донского — порядка двух часов. Ближайшие города — Подольск и Обнинск (первый в СССР наукоград).

Атмосфера

Ближайшие аналогии — университетский кампус или “четвертое место”, которое совмещает плюсы:

  • загородной жизни (у каждой семьи свой дом, поля, леса, речка и собственная ферма),
  • комфорт городской среды (электричество, газ, вода),
  • включенность в локальные и глобальные социальные связи (Wi-Fi, объявления на английском).

Среда здоровая и самодостаточная (нет “налета” благости-благотворительности и т.п). Взрослые знают зачем и почему они здесь, у каждого свои задачи и интересы. Это не бегство из города или от проблем и не дауншифтинг в плане смены профессии, а выбор более разумного образа жизни. Новые люди здесь появляются через знакомых и по волонтерской программе. Дети — обычные, хорошие дети. Впечатление, что их чуть больше чем, скажем, бывает в дачных посёлках, но общий уровень спокойствия выше чем в среднестатистической школе.

Тайна озера Светлояр глазами современных исследователей и паломников

Жизнь озера окутана тайнами и рассказами местных жителей, якобы подтверждающих реальность событий времен почти тысячелетней давности. Даже исследователи, археологи и геологи, не могут ни подтвердить факт существования города под водой, ни отрицать.

Многие стремятся разгадать светлоярскую тайну, которая, как обычно, в подобных случаях, при разгадывании, выдает больше вопросов, чем ответов.

И сегодня сюда приходят люди, чтобы помолиться озеру — святому месту. Многие верят в то, что горстка земли, взятая у берега, излечивает от недугов, а вода из озера, не портится никогда. Паломники обходят вокруг озера трижды, чтобы исполнялись все сокровенные мечты.

Предполагается также теми, кто верит в мистику, что озеро Светлояр имеет связь с Шамбалой, что здесь есть проход, который ведет в неведомые человечеству измерения. Издание «Китежский летописец», изданная в 17 веке, также несет в себе информацию об ушедшем под воду Китеже.

Конечно же, исследованием глубин водоема занимаются ученые, желающие раскрыть тайну. Аномалий как таковых не найдено, но удивила аквалангистов ступенчатое дно озера. Интересен факт, что крутые скалы иногда переходят резко в горизонтальные площадки.

Ученые предположили, что озеро образовывалось в несколько этапов: на глубине около 30 м обнаружено «первое дно», выше – второе, предположительно образовавшееся в 13 веке. А самая неглубокая донная терраса отложилась уже в самые последние века.

На среднем уровне были обнаружены металлические и деревянные изделия 13 века. На основании своих исследований ученые предположили, что селение, которое находилось на самом берегу озера, все-таки могло уйти под воду в результате активности земной поверхности в те времена.

И изучение дна с помощью эхолота дало очертание узора, напоминающего крепостные стены. Люди до сих пор ищут ответ на вопрос: существует ли русская Атлантида?

Следующая запись Лоукостеры и чартерные рейсы. Достоинства и недостатки

Русская утопия

Град Китеж — символ чего-то недоступного, но желанного. Это райское место, куда праведники могут бежать от невзгод жестокого мира

Неважно, существовал ли Китеж — красивая легенда дает надежду отчаявшимся. И в прошлом на поиски благодатной земли бежали крестьяне-лапотники, и сейчас находятся фанатики, которые уходят в нижегородские леса, где прячутся от современной жизни

Китеж — это русская утопия. Это место, где в кисельных берегах текут молочные реки. Для многих — это страна Фантазия, сказочное государство, в котором правят добро и справедливость

Самое важное в Китежской утопии то, что людям в любом случае нужен такой город. И если б не было этой легенды, они бы выдумали другую

Людям необходима вера в то, что можно убежать из этого, полного боли и отчаянья, мира. Люди нуждаются в месте, куда можно бежать. Хотя бы в мыслях. И этим местом стал священный русский град Китеж.

Константин Горбатов «Потонувший город»

Поделиться с друзьями:

Китеж-град – спасённый рукой Господа

О Китеж-граде есть немало и «придаточных легенд. Так, например, в одном из сказаний говорится, что сам Георгий Победоносец хотел помочь горожанам в борьбе против монголо-татарской орды. Спустился он с небес на своём славном коне и помчался к Китежу. 

Вот только конь Георгия споткнулся о небольшой камень и остановился. Тогда понял святой, что не должен он вмешиваться в ход истории, а спасение Китежа предоставлено не ему. На том месте, где конь оступился, появился источник Кибелек. 

В старинных источниках о граде Китеже вполне ясно говорится, что спасителем города выступала рука Бога, который сделал место это невидимым. Кроме того, неслучайно Китеж в предании исчезает в водах с громким колокольным звоном. В тот миг горожане вознесли свои мольбы, прося защиты и помощи, которой, казалось бы, ждать уже было неоткуда.

И.Денисова. Град Китеж

Наверное, и правда в историях об Атлантиде и Китеже есть некоторые общие детали, но давайте подумаем о смысле каждой из легенд. Если загадочная обитель атлантов исчезла из-за человеческих грехов, то русский Китеж-град, напротив, стал символом веры и преданности Богу. Этот таинственный город не перестаёт манить нас историями о себе, но главное – даёт надежду. Китеж – это свет и спасение, которые когда-нибудь, в самый нужный момент, непременно явятся человечеству.

Китеж ещё вернётся?

В изложении Мельникова-Печерского эта легенда получает интересное финальное дополнение. Батый так и не смог покорить город. Большой Китеж, что стоял на берегу Светлояра, чудесным образом исчез. Если верить преданиям, он и сегодня находится на том же месте. 

Говорят, что скрыли Китеж волны озера, а увидеть таинственный город может лишь праведник. Грешный же человек никогда не заметить ни золотых куполов церквей, ни боярских палат, ни ворот Китежа, что гордо высятся на прежнем месте. 

Поговаривают, будто в тихие дни в отражении вод озера можно увидеть призрачный город, а ещё можно услышать негромкий колокольный звон, что доносится из глубин Светлояра. Легенда о Китеже гласит, что когда-нибудь град этот непременно покажет себя всем людям, восстанет после долгого «сна» и вернёт себе былую славу одного из самых красивых русских городов.

История возникновения Китежа

Князь Георгий Всеволодович, сын святого князя Всеволода — Гавриила Псковского, являлся великим храмостроителем Древней Руси. Он ездил по городам и строил церкви. Знаменательно, что храмы, построенные им, были в честь Богоматери. В Новгороде он построил церковь во имя Успения, через Псков проехал в Москву и там также воздвиг Успенскую церковь.

В Ростове встретился он с Андреем Боголюбским, поставил храм в честь Богоматери и, обретя мощи просветителя Ростовской земли, епископа Леонтия, повелел Андрею Боголюбскому ехать в Муром и там заложить церковь во имя Успения. Сам же поехал в Ярославль, что на берегу Волги-реки, сел в струг и поплыл вниз по Волге.

Пристав к берегу, построил там град Малый Китеж. Жители Малого Китежа молили святого князя внести в их град чудотворную Феодоровскую икону Богоматери, но «образ той не пойде с места того, ни мало не поступи», и на том месте, где осталась икона, князь построил монастырь.

От Малого Китежа начинается «сухой путь» князя Георгия.

Он переехал реку Керженец и прибыл к озеру Светлояру. Увидев, что «место то вельми прекрасно», закладывает на берегу озера град именем Большой Китеж.

Копают рвы, возвдигают три церкви (церковь во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, церковь во имя Пресвятой Богородицы Успения и церковь во имя Благовещения), дважды обмеривают будущий город в длину и в ширину, и, наконец, три года спустя город построен.

Произошло это в 6676 (1167) г. Город был в длину двести сажен, а в ширину сто пятьдесят.

Выстроив его, князь Георгий возвращается в Малый Китеж и приказывает измерить расстояние между Большим Китежем и Китежем Малым.

Потом, воздав хвалу Всевышнему и повелев написать книгу «Летописец», едет в родной Псков. Люди провожают его с великой честью. Благоверный же князь Георгий Всеволодович, когда приехал во град свой, много дней пребывал в молитве и посте, раздавая милостыню нищим.

О других подобных поселениях

  • Коттеджный поселок для приемных семей в селе Райсеменовское Серпуховского района Подмосковья (“Российская Газета” 12.12.2004)
  • “Дом Мастеров” в селе Гагаринская Новоселка Ярославской области. Сейчас это интеграционный образовательный центр, предоставляющий людям с ограниченными возможностями и социально неустроенным молодым людям получить интересную профессию и работу (основной фокус — производство шоколада на меду).
  • Деревня “Светлана” в Волховском районе Ленинградской области и центр “Чистые ключи” в деревне Пересветово Смоленской области международного движения Camphill, которое ориентировано на работу с людьми с умственными расстройствами или нуждающимися в специальном подходе. В “Светлане” я побывал, и могу сказать, что это место, куда хочется приехать еще несколько раз.

Приход беды на русские земли

Увы, светлые времен на Руси были не так часто, а прерывали их мрачные нашествия жестоких завоевателей. Так вышло и в этот раз. Созидание и радость жизнью для людей были нарушены приходом на Русь коварного и злого хана Батыя. Он возглавлял орды монголо-татар, что хотело покорить русские земли, а на пути своём убивали, грабили, сжигали целые поселения.

Выступил против врагов князь Георгий со своим войском, да только неравными были силы. Слишком бесчисленной была орда хана, слишком малым оказался отряд князя. Разбитой оказалась дружина Георгия, после чего князю с разбитыми отрядами пришлось скрыться в дремучих лесах – как раз тех, что находились неподалёку от озера Светлояр. 

Скоро уж войско Батыя приблизилось к Малому Китежу. В отчаянии рванулся князь с небольшим отрядом дружинников

Отважно сражались русские воины, да только повержены были врагом. Погиб и сам Георгий у стен города, что некогда возвёл

Есть поверье, что когда-нибудь Китеж вновь появится из вод озера

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий