Каким образом общество влияет на социализацию индивида

Каким образом современное общество влияет на социализацию индивида

Социализация — процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ей успешно функционировать в обществе .

Социализация — это процесс получения человеческим индивидом навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чьё поведение обусловлено биологически [ источник не указан 609 дней ] , человек как существо биосоциальное нуждается в процессе социализации. Первоначально социализация индивида обычно происходит в семье, а уже потом вне её.

Первичная социализация продолжается от рождения ребёнка до формирования зрелой личности . Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации имеет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе . [ нет в источнике ]

В дальнейшем основой социализации становится школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. На этом этапе индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой.

Ресоциализация, или вторичная социализация, — это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и рефлексов и приобретения новых. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого . При этом изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной . Ресоциализация происходит в течение всей жизни человека .

Групповая социализация — это социализация внутри конкретной социальной группы. Так, подросток, проводящий больше времени со своими сверстниками, а не с родителями, эффективнее перенимает нормы поведения, присущие для группы его ровесников.

Теория о гендерной социализации утверждает, что важной составной частью социализации является изучение роли мужчины и женщины. Гендерная социализация — это процесс усвоения знаний и навыков, необходимых для конкретного пола

Проще говоря, мальчики учатся быть мальчиками, и девочки учатся быть девочками .

Организационная социализация — это процесс приобретения человеком навыков и знаний, необходимых для выполнения своей организационной роли. Проходя через этот процесс, «новички» узнают об истории организации, в которой работают, о её ценностях, нормах поведения, жаргоне, знакомятся со своими новыми коллегами и узнают об особенностях их работы .

Главными социальными институтами являются:

«…СМИ могут научить нормам и ценностям путём символического вознаграждения и наказания за различные виды поведения, которые представлены в обзорах средств массовой информации. Альтернативной точкой зрения является то, что речь скорее об учебном процессе, как таковом, посредством которого мы все учимся, как вести себя в определенных ситуациях и чего следует ожидать при столкновении с определённой социальной ролью или статусом в обществе.» — McQuail 2005: 494.

Фактчек

  • Человек рождается индивидом, а личностью становится в процессе социализации. 
  • Процесс социализации продолжается всю жизнь, сменяется стихийными и упорядоченными процессами, а также зависит от типа общества.
  • Первичная социализация предполагает усвоение социальных норм ребенком. Её агенты: родители, друзья, учителя. Институты: семья, школа, творческие кружки. 
  • Вторичная социализация подразумевает усвоение социальных норм взрослым человеком. Её агенты: руководители предприятий, представители органов власти, начальство. Институты: армия, церковь, государство.
  • Человек проходит пять стадий социализации: адаптация, идентификация, интеграция, трудовая стадия и послетрудовая стадия.
  • Конформизм — пассивное согласие с существующим порядком, взглядами и нормами поведения. 

Этапы социализации в обществе

Социализация – это процесс очень многогранный и многоаспектный. Он предполагает, что человек проходит несколько основных этапов, в соответствии с которыми развивается, переходит на совершенно новые уровни своего развития. Все этапы должны быть последовательными, так как, при нарушении привычного порядка человек может столкнуться с проблемами и в детском возрасте во время первичной социализации, и в зрелом возрасте, находясь на стадии вторичной социализации.

Первый этап социализации – стадия адаптации. Она охватывает период с рождения до достижения человеком подросткового возраста. На этой стадии по сути происходит максимально некритическое освоение уже имеющегося в обществе социального опыта. Главный механизм – это подражание, когда человек не воспроизводит свои формы поведения, но перенимает чужие в качестве особого примера. За первым этапом следует второй этап социализации, при котором человек проявляет желание выделяться среди остальных. Эту стадию принято называть стадией идентификации. Если в начале он стремился подражать окружающим, считая их формы поведения единственно правильными, то теперь, на основе имеющегося опыта он может самостоятельно создавать новые ценности и нормы, чтобы в дальнейшем воспроизводить их и передавать другим.

Следующая стадия социализации – это интеграция. Она предполагает внедрение в жизнь общества, которая может происходить с достаточно разрозненным характером. Она может пройти и благополучно, и неблагополучно, все зависит напрямую от характера человека, а также от того, насколько он сам готов быть привлеченным к социальным нормам, и сможет ли он в дальнейшем быть в ответе за свое поведение и изменения, которые были предложены им. стадия интеграции плавно перетекает в трудовую стадию. Здесь перед человеком открываются возможности трудоустройства, а также происходит воспроизведение социального опыта. Он постепенно воздействует на окружающую среду, адаптируется к ее изменениям, но при этом привносит в нее новые элементы. Среда также воздействует на человека, и поэтому следует говорить о взаимном влиянии.

Последняя, очень важная стадия социализации – послетрудовая стадия. Она охватывает пожилой возраст человека. Характеризуется данная стадия передачей социального опыта новым поколениям, трансляция накопленных знаний, возможность оставить после себя память в своих детях и потомках. Для пожилых людей эта стадия очень важна, поскольку некоторые отмечают, что в старшем возрасте человек не может постигать новые социальные ценности, так как он уже очень стар. Но исследования доказывают, что даже в таком возрасте человек может успешно социализироваться и узнавать что-либо новое, что ранее было не известным.

Таким образом, социализация в обществе – это сложный и многоэтапный процесс, который происходит с человеком на протяжении всей его жизни. Социализируясь, личность развивается, постигает новый опыт, а также может транслировать уже имеющийся опыт своим потомкам.

Здесь необходимо также учитывать особенности установок человека, поскольку воздействие и опыт могут быть как положительными, так и отрицательными.

  • Чем наполеон 1 заслужил поддержку всех социальных слоев кратко

      

  • Что такое ритуал кратко

      

  • Как осуществляется контроль за стадиями онтогенеза кратко

      

  • Какую роль в ходе смуты сыграл лжедмитрий 2 кратко

      

  • Проект уникальные школы что это что туда входит зачем существует

Какие существуют стадии социализации?

Стадия адаптации. Некритическое усвоение общественного опыта, которое происходит путём подражания.

Стадия идентификации. Появление желания выделить себя среди других людей, сформировать собственное “Я”.

Стадия интеграции. Включение в общественную жизнь, которое происходит либо успешно, либо неуспешно.

Трудовая стадия. Воспроизведение общественного опыта, воздействие человека на окружающую его среду.

Послетрудовая стадия. Передача общественного опыта следующим поколениям.

Давай проследим все стадии социализации на примере абстрактной девочки  Маши. 

  • Адаптация: Маша, будучи маленьким ребенком, повторяет действия за своей старшей сестренкой, тем самым формируя начальные знания о мире. 
  • Идентификация: Маша начинает понимать, в какие игры ей интереснее играть, какие мультфильмы смотреть и какую музыку слушать. Она начинает проявлять своё собственное “Я”.
  • Интеграция: Маша стремится стать полноценным членом общества, вступает в различные социальные группы: друзья, школьный класс, творческое объединение. 
  • Трудовая стадия: Маша устраивается на работу и на протяжении долгого времени проходит трудовую стадию, продолжая усваивать социальный опыт. Маша взрослеет и становится уже не Машей, а настоящей Марией. 
  • Послетрудовая стадия: Здесь уже бабушка Маша передаёт социальный опыт своим внукам, делится с ними своими знаниями и умениями. 

Подробнее про интеграцию: На стадии интеграции человек может успешно влиться в окружающую среду, а может сопротивляться существующему в обществе укладу. Тогда человек вступает в конфликт с провозглашенными в обществе ценностями.

А может наблюдаться и другая ситуация: человек в процессе интеграции в общество пассивно соглашается с существующим в обществе порядком. Тогда речь идет о конформизме.

Конформизм — приспособление, а также пассивное согласие с порядком вещей, с мнениями и взглядами, которые существуют в определённом обществе, социальной группе; это безоговорочное следование каким-то образцам, имеющим наибольшую силу давления, неимение собственной точки зрения по каким-либо вопросам. 

Поведение личности считается конформным, если оно соответствует социальным нормам и ожиданиям социального окружения (групп, общества в целом).

Примеры конформного поведения:

Ваня одевается в определенном стиле, так как хочет вписаться в новую компанию, которая придерживается данного стиля одежды.

Вика, прочитав “Грозу” Островского и придя на урок литературы, начинает обсуждать с одноклассниками сюжет данного произведения. Большинство ребят осуждают Катерину, поэтому и Вика становится негативно настроенной к этому персонажу, меняет своё мнение о ней, хотя изначально, наоборот, сочувствовала героине.

В 9 А шло активное обсуждение празднования выпускного. Подавляющее большинство ребят хотели отмечать его на природе. Остальные просто согласились на данный вариант, чтобы между одноклассниками не возник конфликт.

Почему люди склоняются к конформизму?На это их толкает ряд причин:— Число людей. Удивительно, но факт: чем больше количество людей, тем меньшее каждый из них имеет влияние. — Сила группы. Данный фактор показывает, насколько человеку важна группа. Если мы её ценим, то она оказывает на нас большее социальное воздействие.— Непосредственность. Насколько близко группа находится к нам в пространстве и во времени. Допустим, семья в детстве находится к человеку ближе всех остальных групп, поэтому человек следует нормам, принятым в семье. Но с возрастом, отдаляясь от семьи, переезжая в другие города, люди начинают поддаваться большему влиянию других социальных групп, например, рабочему коллективу, друзьям и др.— Боязнь быть отвергнутым и др.

Взаимодействие индивидуума и общества

Взаимодействие индивидуума и общества представляет собой важную и неотъемлемую часть формирования личности. Каждый человек вступает во взаимодействие с окружающими его людьми, сообществами, культурой и социальными институтами.

Общество влияет на человека через процесс социализации, который начинается с самого рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Индивидуум, вступая в общество, усваивает его ценности, нормы поведения, знания и умения, которые являются необходимыми для социальной адаптации и успешной интеракции с другими людьми.

В свою очередь, индивидуум оказывает влияние на общество. Личность вносит свой вклад в социальные отношения, культуру и развитие общества в целом. Каждый человек имеет свое мнение, опыт, таланты и способности, которые могут быть полезными для общества и влияют на его развитие.

Взаимодействие индивидуума и общества происходит в различных сферах жизни: в семье, образовании, работе, политике, искусстве и других областях. Человек как часть общества не только приспосабливается к существующим условиям, но и активно участвует в их изменении и улучшении.

Взаимодействие индивидуума и общества:
1. Процесс социализации
2. Влияние общества на личность
3. Влияние личности на общество
4. Взаимодействие в различных сферах жизни

Взаимодействие индивидуума и общества является двусторонним процессом, который играет важную роль в формировании индивидуальности и развитии общества. Понимание этой взаимосвязи позволяет лучше понять роль общества в формировании личности и способствует созданию гармоничного и развитого общества.

Что включает в себя сфера духовной культуры?

Духовность может включать в себя чувство связи с чем-то большим, чем мы сами, и она может включать определенные убеждения и практики. Но культура также играет роль в формировании нашей духовной жизни.
Некоторые аспекты духовной культуры включают:
-Как мы выражаем нашу духовность
– Язык, который мы используем, чтобы говорить о духовности
-Ритуалы и практики, которыми мы занимаемся
-Места и пространства, которые мы считаем священными
-Люди, с которыми мы разделяем нашу духовность
– Как мы заботимся о своем теле и разуме
-Способы, которыми мы связаны с миром природы
-Как мы справляемся со сложными эмоциями
-Как мы справляемся со смертью и умиранием

Агенты социализации

Агенты социализации – это конкретные люди, которые оказывают воздействие на формирование личности, обучают человека конкретным нормам поведения, помогают освоить ту или иную социальную роль.. С одними людьми мы встречаемся почти каждый день, с другими очень редко. Поэтому и выделяют агентов первичной и вторичной социализации.

Агенты первичной социализации – это родители, браться, сёстры, близкие родственники. Некоторые социологи относят  сюда и друзей. Данные люди выполняют достаточно много функций. Например, мать — она и воспитатель, и друг, и учитель.

Агенты вторичной социализации – это друзья, учителя, тренеры, должностные лица, то есть те люди, которые тоже оказывают влияние на человека. определяют линию его поведения и поступков. Агенты вторичной социализации, как правило, выполняют одну-две функции( например, школа- воспитательную и образовательную).

В разные периоды жизни человека различно влияние людей на него. Если в первые годы  именно родители, близкие формируют характер  ребёнка,  то в школьном возрасте, особенно в подростковом, огромное влияние оказывают друзья.  Для некоторых примером могут стать учителя или спортивные трены и другие яркие личности

Очень важно, чтобы было хорошее окружение человека, тогда и черты характера будут формироваться высоконравственные

Проверь себя

Задание 1.Кто из перечисленных субъектов является агентом вторичной социализации?

  1. родители
  2. работодатель
  3. друзья
  4. учитель начальных классов

Задание 2.Кто из перечисленных субъектов является институтом первичной социализации?

  1. начальная школа
  2. государство
  3. церковь
  4. армия

Задание 3.Какая из перечисленных ниже стадий не выделяется в стадиях социализации?

  1. стадия адаптации
  2. стадия интеграции
  3. трудовая стадия
  4. дотрудовая стадия

Задание 4.Что из перечисленного не относится к стадиям социализации по Эриксону?

  1. младенчество
  2. юность
  3. зрелость
  4. послетрудовая стадия

Задание 5.Некритическое усвоение социального опыта относится к стадии…

  1. стадии идентификации
  2. стадии интеграции
  3. трудовой стадии
  4. стадии адаптации

Ответы: 1 — 2; 2 — 1; 3 — 4; 4 — 4; 5 — 4.

Какие изменения происходят в современном обществе?

В современном обществе происходит ряд изменений. Одним из наиболее заметных является повышенный акцент на индивидуализме. Это особенно заметно в западных обществах, где люди все больше ставят свои личные цели и желания над традиционными коллективными ценностями.
Еще одно изменение, которое происходит, — это повышение уровня разнообразия. Это обусловлено глобализацией, поскольку люди со всех уголков мира все чаще взаимодействуют друг с другом. Это ведет к более толерантному обществу, где люди больше принимают тех, кто отличается от них.
Наконец, еще одно изменение, которое происходит, — это более широкое использование технологий. Это меняет то, как мы живем, работаем и общаемся друг с другом. Это также оказывает глубокое влияние на экономику, поскольку предприятия все больше полагаются на технологии для стимулирования роста и инноваций.

Этапы социализации личности

Процесс социализации человеческой личности в своем развитии проходит три главные фазы:

  • освоение социальных норм и ценностей и норм;
  • стремление личности к персонализации и самоактуализации, а также к определенному воздействию на других членов общества;
  • интеграция человека в определенную социальную группу, в которой он может раскрыть свои свойства и возможности.

Только последовательное протекание процесса социализации может привести к благополучному его завершению. Процесс социализации включает определенные этапы социализации личности.

Основными считаются следующие этапы:

  1. Первичная социализация, которая протекает с рождения до полного становления личности;

  2. Вторичная социализация, подразумевающая перестройку зрелой личности в период пребывания в социуме.

  3. Этап интеграции . Он связан с развитием стремления и потребности стать частью общество, благополучно вписаться в него. Этот этап может пройти успешно при принятии социумом свойств личности, ее индивидуальности. Если же, социум не способен принять личность со всеми ее особенностями, то имеются такие вариации развития событий:

    • Сохранение своей индивидуальности, несмотря на общественное мнение и проявление агрессии к обществу, либо уверенность в себе и своих силах и внедрение в общественную среду, несмотря ни на что;
    • Адаптация к требованиям общества, желание стать таким же его членом, как другие, координально изменив себя;
    • Конформизм. В этом случае происходит лишь внешнее согласие индивида с общественными нормами и привыкание к ним. Однако, внутренне индивид не согласен с ними и не желает быть таким, как все.
  4. Трудовой этап. Процесс социализации личности начинается в раннем возрасте, а именно с начала совершения человеком элементарной трудовой деятельности и протекает в течение всей его трудовой деятельности. предполагается, что личность не просто усваивает общественные нормы и требования, но и совершает действия на благо обществу, работая в его среде.

  5. Пенсионный этап. Человек уже не принимает участие в трудовой деятельности, но все равно проходит процесс социализации, поскольку передает свой социальный опыт новому поколению.

Процесс социализации логично рассматривать в зависимости от возраста человека.

Детство. Социализация человека начинается с самой ранней стадии его развития. В детском возрасте почти на 70% формируется личность человека. В случае запаздывания этого процесса наблюдаются необратимые последствия. До семи лет понимание собственного «Я» проходит наиболее естественно, чем в старшем возрасте.

Подростковый возраст. Этот социальный этап в общем жизненном цикле каждого отдельного индивида очень важен. Именно на этом этапе происходят основные физиологические изменения и становление личности. С тринадцатилетнего возраста дети начинают брать на себя значительно больше обязанностей.

Период молодости. Возраст шестнадцати лет наиболее напряженный и опасный. Это связано с тем, что с этого возраста индивид сознательно и самостоятельно решает, какой социум для дальнейшей жизни ему выбрать.

Период от 18 до 30 лет. В этом возрасте базовые инстинкты и становление социализации переориентируются на работу и личные отношения. Неправильное освоение или восприятие этих сфер может привести к необратимым серьезным последствиям, в результате которых человек бессознательно будет жить до кризиса, наступающего в возрасте тридцати лет.

Период зрелости. На данной стадии, которая длиться примерно до 60 лет, особо воспринимается воздействие со стороны других людей, подтверждение своей нужности. В этот период человек вкладывает свои ресурсы в труд, заботу о детях, удовлетворение своих и общественных потребностей.

Период старости. Для него характерно завершение создания формы эгоидентичности, человек переосмысливает свою жизнь, пытается осознать свое «Я» в процессе духовных раздумий о прожитых годах.

Социализация и социальные институты

Социализация — это процесс, в котором индивидуал постепенно усваивает нормы, ценности и правила поведения общества, в котором он живет. Она является основой формирования социальной личности и определяет способность индивида функционировать в социальной среде.

Влияние общества на социализацию человека осуществляется через социальные институты, которые выполняют ряд функций по передаче социокультурного опыта и формированию социальных навыков и умений. Социальные институты образуются и функционируют на основе сложившихся социальных отношений и исторических традиций.

Одним из основных социальных институтов, влияющих на социализацию, является семья. Семья воспитывает в ребенке основные нравственные принципы, учит правилам общения, формирует ценностные ориентации и предоставляет первичный опыт социального взаимодействия.

Другим важным социальным институтом является образование. Школа и другие образовательные учреждения обучают детей знаниям и навыкам, необходимым для успешного функционирования в обществе. Они также оказывают влияние на формирование ценностей и мировоззрения учащихся.

Религиозные институты также играют важную роль в процессе социализации. Они формируют вероучение, воспитывают нормы морали и этики, и способствуют формированию ценностного сознания у своих последователей.

Культура и искусство являются неотъемлемой частью социальной жизни и оказывают значительное влияние на социализацию. Они расширяют кругозор, формируют эстетические предпочтения и способствуют развитию творческого мышления и самовыражения.

Экономические институты также играют свою роль в социализации. Работа и профессиональная деятельность формируют у индивидов навыки и компетенции, необходимые для участия в экономической жизни общества.

В целом, социализация невозможна без воздействия социальных институтов. Они определяют нормы и ценности, на которых строится общество и которые передаются от поколения к поколению.

Основные понятия социализации

Социализация – это процесс освоения индивидом культуры, норм и ценностей общества, адаптации к социальным ролям и установлению социальных связей.

Социальные роли – это ожидания и требования, которые общество предъявляет к членам определенной социальной группы, определяющие их поведение и отношения.

Индивид – единица социализации, осуществляющая активную деятельность по освоению социальных норм и ценностей.

Социальные нормы и ценности – установленные обществом правила и ценности, соблюдение которых определяет социальную принадлежность и признание в группе.

Социальные связи – это установленные отношения и взаимодействия между членами общества, они могут быть формальными (например, работа) и неформальными (например, дружба).

Адаптация – это процесс приспособления индивида к новым условиям с целью успешного функционирования в обществе.

Социализация происходит на всех уровнях общества: семейном, школьном, профессиональном и т.д. Она обеспечивает формирование личности, этики, мировоззрения и социальной идентичности человека. Социализация зависит от влияния факторов, таких как пол, возраст, культура, экономическое положение и образование.

Окружающая среда, традиции и ценности общества играют важную роль в процессе социализации. Они определяют нормы и ожидания, формируют базовые ценности и учат человека адекватным социальным реакциям и поведению. Социализация также включает развитие коммуникационных навыков, умение работать в коллективе и адаптироваться к изменениям.

Основными институтами социализации являются семья, школа, религия, государство и рынок труда. Они осуществляют обучение и передачу социальных норм и ценностей, формируют социальные связи и помогают индивиду вступить в общество с определенными ролями и статусами.

Социализация играет ключевую роль в развитии личности и формировании социальных навыков. Она позволяет индивиду адаптироваться в обществе и находить свое место в социальной структуре.

Понятие общества

Общество — это организация людей, объединенных определенными ценностями, нормами, правилами и установками, живущих в определенном социальном пространстве и взаимодействующих друг с другом.

Общество — это основа человеческой жизни и развития. Оно является окружающей средой, в которой формируются и функционируют личности. Общество оказывает огромное влияние на того, как мы воспринимаем мир, как мы действуем и какими ценностями мы руководствуемся.

Общество включает в себя различные социальные институты, такие как семья, образование, экономика, политика и т.д. Они определяют правила и нормы поведения, ограничивают и регулируют наше взаимодействие с другими людьми.

В обществе существуют различные социальные группы и классы, которые имеют свои специфические ценности, интересы и потребности. Взаимодействие между этими группами является основой социального развития и конфликта.

Общество также формирует наши мировоззренческие установки и представления о том, что является хорошим и плохим, правильным и неправильным. В обществе преобладают различные нормы и ценности, которые соответствуют определенным идеалам и стандартам поведения.

Изучение общества и его роли в формировании личности позволяет нам лучше понять, как общество влияет на нас, какие факторы определяют наше поведение и выборы, а также как мы можем взаимодействовать с обществом для достижения своих целей и развития.

Индивидуальные и коллективные формы социализации

Социализация — это процесс, в результате которого индивид приобретает социальные навыки, знания и ценности, необходимые для функционирования в обществе. Она происходит в результате взаимодействия человека с окружающей его средой и его участия в различных индивидуальных и коллективных формах.

Индивидуальные формы социализации

Индивидуальные формы социализации — это процессы, которые происходят в индивидуальной или односторонней коммуникации между человеком и окружающей средой. Ниже приведены некоторые из них:

  1. Семья — среда, в которой человек получает первоначальное воспитание и усваивает основные социальные нормы и ценности.
  2. Образование — процесс, в ходе которого человек учится в школе, колледже или университете и приобретает знания и навыки, необходимые для функционирования в обществе.
  3. Работа — место, где люди взаимодействуют друг с другом, учатся работать в коллективе, сотрудничать и решать задачи.
  4. Самообразование — процесс обучения и развития, который человек осуществляет самостоятельно, вне формальных учебных заведений.

Коллективные формы социализации

Коллективные формы социализации — это процессы, которые происходят во взаимодействии человека с другими людьми в рамках группы или сообщества. Они помогают формированию вида мышления, ценностей и поведения, которые соответствуют тем, которые приняты в данном сообществе. Ниже приведены некоторые примеры коллективных форм социализации:

  • Социальные институты — такие как религия, политика, экономика, которые определены обществом для регулирования жизни людей в нем.
  • Средства массовой информации — телевидение, радио, Интернет, печатные издания, которые распространяют информацию и влияют на установки и мнения людей.
  • Группы и сообщества — такие как семья, друзья, профессиональные организации, клубы, которые помогают людям взаимодействовать, учиться друг у друга, разделять общие интересы и ценности.

Индивидуальные и коллективные формы социализации взаимосвязаны и влияют друг на друга. Они помогают человеку адаптироваться к обществу, развивать свои способности, устанавливать отношения с другими людьми и достигать успеха в жизни.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий