Обучение этикету
Главную роль в процессе успешного перехода ребенка от одной ступени владения этикетом к другой играет семья:
- до 5 лет малышу надо принять за должное необходимость уважительного отношения к окружающим людям (не шуметь, не толкаться, не грубить);
- в 5-10 лет ребенок учится сдерживать себя и не демонстрировать свои эмоции, делать комплименты;
- к 14 годам подросток способен к проявлению доброты (уступить место в транспорте, предложить помощь тем, кто в ней нуждается).
Обучение этикету не является каким-то подобием регламентированного учебного курса, как в школе обучение математике. Правила этикета для детей воспринимаются каждым ребенком по-разному, многое зависит от индивидуальных особенностей малыша. Поэтому каждый родитель сам решает для себя, с какого возраста будет приобщать его к нормам жизни в обществе. Прислушиваться в этом вопросе следует к компетентному мнению психологов, профессиональных педагогов-воспитателей.
Когда начинать обучение
Известна притча о том, как родители пришли со своим малышом к мудрецу за советом, когда начинать воспитывать младенца. А тот, узнав, что крохе уже исполнилось шесть месяцев, ответил единственным словом: «Поздно».
Из этой притчи можно сделать вывод, что начинать обучение этикету необходимо как можно раньше. Понятно, что в период раннего детства, когда ребенку нет и года, речи о полноценном воспитании не идет, но основы доброжелательного, уважительного отношения закладываются у младенца на подсознательном уровне благодаря эмоциям, которые родители вызывают у него своим ровным тоном, спокойствием, улыбкой и добротой в голосе.
Как лучше обучать
От одного до трех лет достаточно ненавязчиво прививать малышу привычку здороваться, есть аккуратно, сказать «спасибо», если угостили и т.п.
Для этого возраста свойственно естественное стремление подражать близким людям, поэтому карапуз зачастую до самых мелочей копирует поведение взрослых. Значит, родителям необходимо контролировать свои манеры, стараясь вести себя в полном соответствии с нормами этикета, когда малыш рядом.
Особенно важна эта методика воспитания в период детского кризиса трех лет. «Упрямое» дитя будет проверять своих родителей на то, как они поведут себя в той или иной ситуации
Ведь ему важно знать, если что-то запрещено, действительно ли это так, или же, продолжая упрямиться, он сможет добиться желаемого. Поэтому родители должны твердо стоять на своем, оставаясь полными доброты, спокойствия, в этом случае правила вежливости для детей станут само собой разумеющимися
Обучение этикету в игре
После трех лет, помимо потребности в подражании, на ведущее место у малыша выходит еще и потребность в игре. Все, чему ребенок должен научиться, ему надо преподносить не строгим менторским тоном, а именно в игровой форме:
- рассказывая о манерах поведения во время еды, мама вместе с сыном или дочерью может брать игрушки и рассаживать их за столом, объясняя что им можно делать, а что нельзя, показывая на примере куклы, как сидеть или где держать руки;
- можно придумать с малышом целую историю о правилах поведения, при этом он сможет сам анализировать, что персонажи сделали верно, а где ошиблись;
- существует множество забавных, содержательных сказок, стихов, загадок для детей о правилах этикета в разных ситуациях, чтение которых помогает понять малышу скучные постулаты;
- познакомив ребенка с основными теоретическими правилами, следует чаще организовывать совместные походы в магазин, кинотеатр, парк, где можно сразу мягко и деликатно обсуждать ошибки, которые он допускает.
При обучении ребенка родителям следует помнить о том, что и этикет сам по себе – это правила игры, принятой среди взрослых. Самое главное: не дать ребенку повода думать, что если он ведет себя не так, как ожидается, то родители будут любить его меньше.
Важность этикета
Многие современные родители прониклись идеей, что ребенка нельзя в чем-то ограничивать или заставлять его делать то, что не хочется. Некоторые доходят до того, что позволяют своим детям все, в том числе – нарушать нормы поведения, пренебрегать вежливостью по отношению к незнакомым людям, и т.п.
И за одним столом в том числе. Подумайте сами: как бы вы ни любили свое собственное чадо, и каких бы прогрессивных взглядов не придерживались, вас самих очень раздражает некрасивое поведение других детей!
Не нужно ждать, пока ребенок вырастет, чтобы научить его правильно есть в компании других людей.
Чем старше он будет, тем труднее будет привить ему мысль о принятии каких бы то ни было правил, особенно, если до этого ему было позволено все.
Этикет поведения детей в общественных местах. Этикет поведения детей в театре
Сегодня у родителей есть возможность «выводить ребенка в свет» — посещать с ним общественные места:
- детские игровые комнаты
- парки развлечений
- зоопарки
- театры
- музеи
- выставки
Глядя на такую картинку, ребенок должен сказать, как можно и как нельзя вести себя в театре.
Чтобы подобное времяпрепровождение не обернулось кошмаром из-за ужасного поведения ребенка, родители должны объяснить ему, что можно, а что нельзя. Так, в театре:
- Приходить на представление нужно вовремя. Появление в зрительном зале после третьего звонка – это неуважение к актерам и дискомфорт для других зрителей
- Верхнюю одежду необходимо оставлять в гардеробе
- Перед представлением нужно сходить в туалет, чтобы потом не пришлось идти туда во время представления
- Если до своего места приходится добираться через кресла, на которых сидят люди, идти надо к ним лицом
- Если кому-то нужно пройти на свое место мимо ребенка, он должен привстать и пропустить того человека
- Занимать нужно исключительно то место, которое указано в билете
- Во время спектакля кушать и пить нельзя, это можно сделать в буфете в перерыв
- Во время спектакля нельзя разговаривать
- В очереди в туалет, буфет или гардероб нельзя толкаться
Как вести себя за столом в ресторане: правила этикета
В публичных заведениях, таких как ресторан, нужно вести себя соответствующе. Обязательно заблаговременно ознакомьтесь с основными правилами этикета за столом в ресторане, чтобы вас воспринимали, как персону из высшего общества:
- Если мужчина пригласил на ужин женщину, то он должен войти в ресторан первым. Если же в ресторане у входа стоит швейцар, тогда мужчина обязан пропустить даму вперед, помочь ей снять верхнюю одежду, проводить к столу, узнать у нее, где она желает сидеть, отодвинуть стул, чтобы дама присела на него.
- Мужчина должен расположиться либо напротив дамы, либо с левой стороны от нее.
- Ужин должен заказывать тот, кто был инициатором. Как правило, это мужчина. Он может лишь предложить женщине выбрать что-то из того, что выбрал лично он. Согласно правилам этикета за столом, девушка не должна капризничать, рассказывать о своих болезнях, о том, что она села на диету или стала вегетарианкой. Нужно вежливо выбрать что-то из того, что предлагает ей ее спутник.
- Сидящий за столом в ресторане должен следить за своей осанкой. Спина должна быть ровной, но при этом со стороны не должно казаться, что вам неудобно. Ведите себя непринужденно, уверенно, но не расслабляйтесь.
- Сразу же положите на свои колени салфетку, которая будет стоять на вашей сервировочной тарелке.
- Если случилось так, что вам принесли блюдо раньше, чем спутнику, не начинайте его есть. Дождитесь, пока еда будет вынесена всем участникам трапезы.
- Если у женщины накрашены губы, то ей нужно отправиться в дамскую комнату, чтобы избавиться от помады, потому что следы от нее на посуде считаются признаком дурного тона. И вообще, любые гигиенические процедуры за столом ресторана делать нельзя. В этих целях выходите в туалет. Но перед тем, как выйти из-за стола, нужно извиниться.
- Нельзя фотографировать блюда и напитки во время трапезы в ресторане. Такое поведение считается аморальным в заведениях высокого уровня.
- Если в блюде вам попадается что-то несъедобное, аккуратно выньте изо рта это, но не руками, а при помощи ложки.
- Если с вашего стола случайно упали на пол какие-то столовые приборы, не нужно их поднимать. Подзовите официанта и попросите его, чтобы он принес вам другие.
- Если вам принесли очень горячее блюдо, подождите пока оно остынет. Нельзя в ресторане дуть на еду, сербать и вообще издавать какие-то звуки. Это не прилично, согласно правилам поведения по этикету за столом.
- Вилку нужно обязательно держать левой рукой во время трапезы, а нож — правой. Если блюдо можно есть обычной вилкой, резать ничего не надо, то ее можно держать в правой руке.
- Если вы едите мясо, то отрезайте от него по одному небольшому кусочку, который вы сразу съедите. Нарезанных ломтиков на тарелке оставаться не должно.
- Чтобы есть пасту, нужно использовать вилку. На нее накручиваются макароны. Если блюдо утопает в соусе, то предпочтительнее использовать ложку.
- Если на тарелке с вашим блюдом есть хлебное изделие, то вам нужно отламывать от него ломтики и есть их постепенно. Откусывать от цельного куска хлеба или брать его в руки нельзя.
- Пережевывать пищу нужно с абсолютно закрытым ртом.
- Если вы не доели суп, это не страшно. Юшка на дне суповой тарелки считается нормой. Если хотите доесть, то наклоните тарелку по направлению от себя и ложкой вычерпайте суп.
- Над тарелкой нельзя сильно наклоняться. Вы должны аккуратно поднести вилку или ложку с едой ко рту.
- Если у вас во рту что-то застряло, не доставайте ничего руками. Воспользуйтесь вилкой, желательно — в тот момент, когда этого никто не видит.
- Спрячьте куда-то телефон, чтобы он вам не докучал. Если он будет все время звонить, это будет выглядеть невежливо. Поднимите в этом случае трубку и попросите перезвонить вам позже. Извинитесь, если вам нужно очистить нос или откашляться, и выйдите из-за стола.
- Не передавайте блюдо, соль или перечницу прямо в руки того, человека, который вас попросил об этом. Правильно будет, если вы просто поставите нужный ему предмет или еду рядом с его тарелкой.
- Ведите себя за столом спокойно, не жестикулируйте, чтобы случайно что-то не разбить.
- Локти на стол ни в коем случае класть нельзя. Руки вообще не должны касаться стола во время еды. Женщинам разрешается лишь слегка прислоняться к столу кистями.
- Сумку, кошельки, телефоны и другие вещи также нельзя оставлять на столе.
- Во время трапезы можете общаться со спутником, но на те темы, которые не спровоцируют скандала между вами или споры.
- После окончания трапезы не отставляйте посуду. Все должно остаться на столе так, как есть.
- Не забудьте после ужина оставить официанту чаевые (это примерно 10% от общей суммы чека). Если чаевые входят в сумму чека, тогда дополнительные деньги оставлять не обязательно.
Книги по этикету
Значительную помощь во всестороннем обучении ребенка хорошим манерам окажут книги. Их перечень велик, есть немало современных, хорошо иллюстрированных изданий для детей любого возраста. Для самых маленьких, годовасиков и трехлеток подойдет сочинение Сергея Савушкина «Приятного аппетита! Для детей от 1 года», изложенное в мини-историях. А в книжке «Вежливые слова» Ольги Корнеевой малыши найдут четверостишия, которые научат их, как и когда говорить «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте».
Издание «Расту культурным» предназначено для детей от четырех лет. С помощью упражнений и занятий помимо формирования нравственных качеств развивает логику, творческую и речевую активность.
Деткам чуть старше будет интересна книга Андрея Усачева «Этикет для детей различных лет», с яркими картинками, изложенная в стихотворной форме. Немало книг, посвященных детскому этикету, у детской поэтессы Галины Шалаевой.
В список полезных изданий входят:
- Н. Иванова. «Азбука этикета для малышей. 33 правила хорошего тона».
- В. Кудлачев и И. Фоменкова. «Советы феи вежливости».
- Л. Васильева-Гангнус. «Азбука вежливости».
Правила поведения за столом в детском саду
Вопрос организации детского питания в ДОУ является важной задачей, которую коллектив детского сада решает в своем многогранном подходе. Правильное здоровое питание дошкольников сопровождается правильной его организацией. У маленьких детей все по-взрослому: сервированный стол, эстетически привлекательный, и, конечно же, правила поведения детей за столом
Это легко понять, в группе от 20 до 35 человек, обед, организованный без правил поведения и дисциплины, превратился бы в хаос с высокой степенью риска для здоровья (жизни) детей. Но этого не случается. Изучение правил поведения и норм этикета в ДОУ происходит не от случая к случаю, а в процессе всех режимных моментах. Прием пищи – самый важный момент, к нему подход особый. Это понимают и родители, и сами дети
У маленьких детей все по-взрослому: сервированный стол, эстетически привлекательный, и, конечно же, правила поведения детей за столом. Это легко понять, в группе от 20 до 35 человек, обед, организованный без правил поведения и дисциплины, превратился бы в хаос с высокой степенью риска для здоровья (жизни) детей. Но этого не случается. Изучение правил поведения и норм этикета в ДОУ происходит не от случая к случаю, а в процессе всех режимных моментах. Прием пищи – самый важный момент, к нему подход особый. Это понимают и родители, и сами дети.
Задача по воспитанию культуры поведения за столом у дошкольников четко сформулированы в программах ДОУ с учетом возрастных особенностей групп.
Возрастная группа | Задачи по формированию культуры питания и поведения за столом (гигиенических навыков) |
---|---|
1 младшая группа (2-3 года) | 1. Закреплять умение мыть руки, лицо, вытирать полотенцем |
2. Тщательно пережевывать пищу | |
3. Держать ложку в правой руке (исключение для левшей) | |
4. Пользоваться салфеткой | |
5. Благодарить после окончания еды (говорить «спасибо») | |
6. Знать короткие стишки и потешки о еде | |
2 младшая группа (3-4 года) | 1. Гигиенические навыки (самостоятельно мыть лицо с мылом, вытираться полотенцем) |
2. Умение не крошить хлеб | |
3. Пользоваться столовыми приборами | |
4. Пережевывать пищу с закрытым ртом | |
5. Не разговаривать во время пережевывания пищи | |
6. Вести себя спокойно, благодарить после окончания приема пищи | |
Средняя группа (4-5 лет) | 1. Брать пищу понемногу, хорошо пережевывать |
2. Познакомиться со столовыми приборами (нож, вилка) | |
3. Есть бесшумно, пользоваться салфеткой | |
4. Формировать положительное отношение к правилам и культуре еды | |
5. Понимание того, что окружающие одобряют «правильное» поведение за столом, и осуждают проявление неряшливости и плохого поведения | |
Старшая группа (5-6 лет) | 1. Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож, ложка) |
2. Есть бесшумно | |
3. Сохранять правильную осанку во время еды | |
4. После еды задвигать стул, благодарить взрослых | |
5. Помогать в сервировке стола | |
Подготовительная группа 6-7 лет) | 1. Закреплять все ранее полученные навыки, умения |
2. Сидеть в правильной позиции, сохраняя осанку, не класть локти на стол | |
3. Правильно пользоваться вилкой и ножом | |
4. Использование салфетки во время и после еды | |
5. Участвовать в сервировке стола, уборка посуды после еды | |
6. Благодарить взрослых |
Основные правила поведения за столом
Для ребенка должно стать правилом мытье рук с мылом перед едой
Все правила, регламентирующие нормы поведения детей за столом, можно разделить на две категории: как следует и как нельзя вести себя во время приема пищи.
Что должно быть под запретом
Для воспитанного ребенка с хорошими манерами есть действия со словом «нельзя»:
- Недопустимо раскачиваться на стуле во время приёма пищи.
- Нельзя класть на стол локти.
- Нельзя начинать есть до тех пор, пока все гости не будут обслужены.
- Во время трапезы нельзя громко разговаривать, жестикулировать, размахивая руками, перебивать других. Недопустим грубый тон за столом, резкие высказывания.
- Нельзя играть едой, бросаться ею, размазывать ее по тарелке, крошить хлеб.
- Не следует набивать едой полный рот, откусывать очень большие куски.
- Нельзя пользоваться чужим столовым прибором, брать пищу с чужой тарелки.
- Нельзя читать во время еды, принимать пищу, сидя за компьютером, перед телевизором.
- Недопустимо вытирать рот рукавом, рукой, скатертью.
- Неприлично вставать из-за стола, если не закончили трапезу все ее участники. Но можно уйти, предварительно спросив разрешения. При необходимости посещения туалета или ванной комнаты следует извиниться и выйти (в гостях или дома в присутствии посторонних людей) без объяснений своего поведения.
- Нельзя облизывать пальцы, столовые приборы.
Стоит ли торопиться?
Ребёнок в годик или полтора ещё не способен с первого раза услышать родительские просьбы, понять и поменять своё поведение. Кроме того, в этот возрастной период дети не способны кушать аккуратно в силу физических особенностей – крохотные пальцы настолько неловкие, что не могут отправить содержимое ложки в рот без особых потерь.
Именно поэтому следует морально подготовиться к тому, что до аккуратных завтраков ещё далеко, а на столе обязательно будет рассыпанная каша, разлитый суп и выплеснутый кисель. Только регулярная тренировка поможет через некоторое время уверенно орудовать столовыми приборами.
Однако одновременно ребёнку нужно объяснять элементарные правила, вроде тех, что нельзя бросаться кашей, стучать ложечкой по тарелке с супом и лить сок на пол. Поведенческие нормы закладываются уже в раннем детстве, поэтому не нужно считать такие пояснения бесполезной тратой времени.
Чтобы ребёнок не баловался с продуктами и столовыми принадлежностями, необходимо отвести для игровой деятельности отдельное время: купить пластилиновую массу, безопасные краски для пальчиков. Это позволит реализовать естественное стремление малышей к игре.
Одно дело, если проблема неаккуратных обедов кроется в несовершенной мелкой моторике – не следует торопить события, всему своё время
А вот если ребёнок специально хулиганит за столом, чтобы привлечь родительское внимание, то необходимо реагировать
Пусть дети ещё не всё понимают, однако способны разобраться в эмоциональном состоянии родителей. Поэтому маме можно и нужно говорить, что плохое поведение её расстраивает, поскольку она готовила вкусную кашу специально для любимого сыночка (дочки).
Этикет для дошкольников
Итак, возраст от 1,5 до 5 лет – идеальный период для формирования многих привычек, в том числе и такой полезной, как столовый этикет. На помощь придёт игра: в куклы, которые обедают, в плюшевого медвежонка, который идёт в гости. А когда ребёнок чуточку подрастёт, сможет освоить и прочие умения:
мытьё ручек перед приёмом пищи. Перед завтраком, обедом и ужином маме необходимо вместе с ребёнком идти в ванную и проводить обязательные водные процедуры;
приём пищи за столом. Не следует приучать малыша к трапезе перед телевизором или компьютером
Садитесь вместе с чадом за стол на кухне или гостиной, чтобы он смог прочувствовать «важность момента»;
если совсем маленькому ребёнку нужны манишки и слюнявчики, то по мере взросления стоит переходить на тканевые салфетки. Во-первых, это позволит уберечь одежду от грязи
Во-вторых, это станет неплохим заделом к будущему посещению ресторанов;
серьёзное отношение к пище. Нельзя разрешать ребёнку играть с продуктами. Спокойно и последовательно объясняйте, почему так нельзя себя вести, насколько маме обидно, что её труд не ценится;
обращение со столовыми приборами. Пятилетний ребёнок уже должен уметь орудовать вилками, ножами (естественно, детскими). Задача родителей – объяснить правила владения столовыми принадлежностями и уместность их применения.
Если родитель хочет научить ребёнка вести себя за столом, то необходимо отказаться от криков и раздражения. Также следует оставаться последовательным в своих требованиях. Взрослым нужно изо дня в день повторять правила и не менять их по собственному желанию.
Роль в воспитании
Нормы поведения играют большую роль в воспитании детей, благодаря им, ребёнок будет легче ориентироваться в разных жизненных ситуациях, научится сглаживать многие конфликты. Ведь дети часто ссорятся из-за пустяков.
Основную информацию о том, как необходимо вести себя в той или иной ситуации, дети получают, просто наблюдая. Поэтому основным местом изучения этикета является семья. Ваше дитя будет относиться ко всем знакомым так, как это происходит у него дома. Отношения между близкими людьми полностью проецируются на ребенка.
Родители должны подавать пример своим детям, воспитывая внимательность к тому, кто рядом и вежливость ко всем окружающим. Для этого можно просто показывать им, что старшим нужно уступать место, а девочек пропускать вперёд. Желательно прибегать к использованию следующих слов:
- извините, прошу прощения;
- пожалуйста, большое спасибо;
- приятного аппетита, будь здоров;
- доброе утро, спокойной ночи.
После каждой увиденной ситуации ребёнок начнёт привыкать к этой дружелюбной атмосфере и вежливости в целом. Удивительно то, что дети, только-только научившиеся говорить, произносят все те вежливые слова, которые слышали ранее от родителей.
После того как дети попадают в общество, они должны социализироваться, а помощь оказать могут только взрослые, ставя себя в пример, читая сказки или объясняя разные ситуации. Это является основой в развитии культурного человека, который сможет достойно выйти из самых сложных ситуаций в жизни, не попадая в неловкие положения. Обучать этому родители начинают ещё в самом раннем детстве, прося своего малыша помахать ручкой на прощание и сказать «пока-пока». Перед тем как отправить своё дитя в детсад, ему необходимо рассказать, что к старшим обращаются по имени-отчеству и на «вы».
Дети отрицательно относятся к различным наставлениям. Если ребёнок постоянно находится под назидательным контролем, то он вряд ли будет прислушиваться к вам. То есть, чем строже вы будете следить за его поведением, тем упрямее он будет идти наперекор вам. Поэтому во время обучения детей нужно прибегать к элементам игры.
Для детей ваших слов мало. Ребенку обязательно надо показать и рассказать, почему делать нужно именно так, а не по-другому. Предпочтительно приучать к нормам поведения косвенно, а не прямым текстом, чтобы ребёнок сам хотел следовать им. Для малышей, которые еще не научились читать, лучшим вариантом привития норм поведения считаются сказки и игры.
Подобным образом можно научить детей правилам поведения за столом, этикету в общественном транспорте или больнице. Для тех, кто любит сказки, можно прибегать к уже существующим или придумать свою историю. Отличным примером является книга «Волшебное слово» В. Осеевой.
Детские сказки и рассказы всегда являются поучительными, дети обычно представляют себя в роли основного персонажа и могут сами сравнить, где главный герой поступил правильно, а где нет. Следует задавать ребенку вопросы из моментов в рассказе, чтобы он давал ответы на них. Можно создать бесконечное множество историй, взяв за основу любимую игрушку или героя мультфильма. В этом случае всё зависит от фантазии родителей.
Лучшими сказками, помогающими освоить нормы этикета, являются те, в которых персонажи, совершив плохие поступки, задумываются над ними и исправляются. Можно пользоваться правилами, написанными в стихотворной форме. Хорошим пособием можно считать произведение Григория Остера, сочинившего «Вредные советы».
С помощью игры можно обучать правилам этикета и детей-подростков. Например, написать на листочке некоторую часть правил, продолжение которых дети должны дописать сами. По словам психологов, чем раньше дети осознают, как следует себя вести, тем успешнее они будут в компании сверстников.
Основными принципами, трактующими правила поведения в обществе для детей, являются хорошие поступки и демократия в общении. У человека, который хорошо овладел этикетом речи, всегда много товарищей. В этом случае ребёнок будет с удовольствием ходить в детсад.
Знает ли ребёнок основные принципы поведения в обществе – от этого зависит, готов ли он идти в школу или нет. Если дети не умеют правильно общаться, то им будет сложно стать успешными и добиваться требуемых задач, а также определиться с выбором профессии.