Боритесь со страхами
Для детей до 5 лет сон — это расставание с родителями, поэтому ребенок может беспокоиться и отказываться засыпать.
Что делать в таком случае?
- Рассказывайте, чем вы будете заниматься завтра, стройте планы на день.
- Проводите как можно больше времени перед сном вместе, обнимайтесь, придумайте специальный поцелуй перед сном.
- Подарите ребенку игрушку, с которой он будет засыпать и которая будет «охранять» его во сне.
- Если ребенок не может уснуть и постоянно зовет вас, мягко укладывайте его обратно в постель.
Если проблемы со сном не получается решить самостоятельно, обратитесь к специалисту.
Рекомендуем для изучения:
Что мешает ребенку спать
Причины, по которым ребенок недосыпает, можно разделить на две группы: физиологические и неврологические.
Физиологические — это когда режутся зубки, беспокоит живот, хочется кушать. Эти симптомы проходят за несколько дней, а если ребенок плохо спит месяц или два, стоит обратиться к неврологу. Возможно, малыш перевозбуждается вечером и, засыпая, не может успокоиться. Или его весь день носили на руках, катали в коляске на улице, и ему не удалось поползать, походить, узнать мир.
Дети с полугода активно интересуются вещами и процессами вокруг себя, для них это познание становится основной задачей. Поэтому днем они могут плохо есть, просто потому что эта задача не основная, зато ночью начинают просыпаться каждый час-полтора и просить бутылочку.
Иногда родители поздно приходят домой и рвутся играть с ребенком. У младенца еще не сильно развито торможение активности, поэтому после активных игр на засыпание уйдет больше времени и спать он может тревожно.
Общие рекомендации
- Купите ночник для детской. Приглушенный свет позволит малышу не бояться темноты и, в то же время, успокоит его перед сном.
- Старайтесь перед сном не играть в подвижные игры – это только раззадорит малыша, что скажется на его поведении. Лучше предпочесть спокойные игры: рисование, лепку, чтение сказок, конструктор.
- Не укладывайте ребенка спать насильно, даже если из-за этого будет нарушен режим: если малыш не хочет спать, поиграйте с ним, поговорите о том, что произошло с ним за день.
- Не перекармливайте ребенка после 1,5 лет перед сном, но и не укладывайте его голодным. Оптимальный вариант – легкий ужин за 1 час до отхода ко сну.
- За 2-3 часа до сна включите негромкую медленную музыку, это поможет успокоить малыша.
- Гиперактивных детей можно успокоить перед сном, добавив в ванну для купания несколько капель масла ромашки, лаванды, фенхеля, розы или бергамота. Эти аромамасла обладают легким седативным действием, помогают при нарушениях сна и успокаивают нервную систему.
- Хорошенько проветрите комнату перед сном, даже если на улице зима: свежий воздух показан для здорового сна. Если есть возможность, приобретите увлажнитель воздуха, он также помогает лучше засыпать.
Александра, г. Омск
Секрет № 4 У детского плача (и других звуков) всего несколько причин, которые можно вычислить
В первые два месяца, в период, когда складывается индивидуальная, отдельная от матери, психическая жизнь ребенка, я с легкостью определяла причины плача — сон, еда, болит животик. Здесь важную роль играла последовательность в действиях. При плаче сначала предлагала грудь: если присасывался и сладко засыпал, значит был голоден и хотел спать. Если это не срабатывало, малыш поджимал ножки и плакал всё сильнее, давала ветрогонное.
К концу второго месяца плач стал средством общения, ребенок научился привлекать мое внимание. Обычно, это происходит одновременно с развитием комплекса оживления: замирание с фиксацией внимания на предмете или звуке, которое сменяется улыбкой, вокализацией, радостными вскриками, двигательным оживлением, например, при приближении матери
С четвертого по шестой месяц добавились зубы: малыш неистово пихал свои и мои пальцы в рот, рычал, грыз все, что попадало под руку, и истекал слюнями.
Запомнить:
прислушиваться к ребенку и изучать зоны ближайшего развития, это поможет вам быстрее удовлетворять его актуальные потребности.
Мифы о детском сне
Если ребенка вымотать днем и не укладывать на дневной сон, он будет лучше спать ночью. Не будет, потому что ему будут мешать стресс из-за нарушенного режима и перевозбуждение. Дети до 4 – 5 лет обязательно должны спать днем, потому что в это время у них восстанавливается нервная система. Чем ребенок старше, тем меньше времени он спит днем.
Соска — вред. Соска может помогать и вредить. Если ребенок привык засыпать на груди, можно дать соску, но убрать, как только заснет. Иначе ребенок проснется на короткий сон и начнет искать соску. Если соски не будет на месте, начнет плакать. В этом случае надо оставлять 2 – 3 соски в кроватке, чтобы ребенок в момент пробуждения сам взял соску и стал спать дальше. Когда родители убирают соску сразу, у ребенка не остается ассоциации соски с засыпанием.
Мамы переводят детей на самостоятельное засыпание исключительно потому, что не хотят ими заниматься. Это не так: самостоятельно засыпание — это не вопрос родительского удобства, а естественный процесс
Самое важное время, которое надо проводить с ребенком — это день. Чем больше ребенок находится днем с родителями, общается с ними, гуляет, тем спокойнее он засыпает
Ребенок за день напитывается любовью и вниманием настолько, что для засыпания ночью ему нужны только кровать и любимая игрушка
На самостоятельное засыпание можно переводить с рождения. До полугода ребенка нельзя переводить на самостоятельное засыпание. В первые месяцы жизни лучше быть с ребенком постоянно, чтобы у него не возникало чувство тревожности. С седьмого месяца можно пробовать разные методы засыпания. Ребенок сам подскажет, что ему нравится больше и по какой системе он будет спать.
Счастье есть
Иногда счастье — это уложить ребенка спать без долгих уговоров и слез, а иногда — купить квартиру, в которой у него будет своя комната. Посмотреть квартиры Самолета
Как приучить ребенка спать в своей кроватке?
Существуют различные методики, помогающие ребенку заснуть самому, без помощи родителей. Их нередко применяют в качестве немедикаментозного лечения инсомнии (нарушения сна) у детей раннего возраста — от 1 до 3 лет4. Ниже описаны примеры таких методик. Выбор подходящей для вашего малыша нужно обсудить вместе со специалистом по детскому сну.
Один из способов преодоления расстройств сна — это поведенческая терапия. С ее помощью изменяют неправильные ассоциации и установки сна у ребенка4,7. В поведенческой терапии используют метод оставления. При нем родители сразу оставляют ребенка в кроватке и уходят из детской. При этом они не возвращаются, услышав его крики или зов, давая ему возможность заснуть самостоятельно4. Но психологи не рекомендуют применять такой подход, если малышу еще нет 6 месяцев, и он на грудном вскармливании4, так как это может негативно сказываться на состоянии малыша.
Кроме того, метод оставления подходит далеко не всем родителям. Желающим быть рядом или успокоить плачущего младенца4 специалисты рекомендуют другие методики — «проверка и выдержка» или «постепенное погашение»4,7.
«Проверка и выдержка»
При подготовке ко сну родитель какое-то время проводит с ребенком, затем укладывает его в кроватку и уходит из комнаты либо ложится в свою постель, если она в детской. При этом в течение 15-20 минут к младенцу не подходят и не реагируют на его плач или крик. Этот период называют «выдержкой»7
Когда положенные 20 минут истекут, родитель подходит к ребенку, поправляет его постель и снова возвращается к себе. Это часть называется проверкой7.
Очень важно не вынимать его из кроватки и не кормить его, когда он просыпается. Исключение составляют дети, которым требуются ночные кормления по возрасту или медицинским показаниям
Во всех остальных случаях родитель просто подходит к кроватке на короткое время, выполняя проверку, а затем снова уходит на 15-20 минутную «выдержку»7.
Постепенно — в течение нескольких ночей — интервал «выдержки» увеличивают до 30 минут7.
«Постепенное погашение»
Эта методика призвана «погасить» протесты и манипуляции ребенка7. Есть 2 варианта «постепенного погашения» — в присутствии родителя и без него4.
Классический вариант заключается в том, чтобы оставить младенца в спальне одного на определенное время, постепенно приучая его засыпать самостоятельно. В отличие от метода «проверка и выдержка», ребенка можно успокаивать. Но возвращаться к его кроватке нужно не по первому зову, а через определенное время. После того, как ребенок успокоится, нужно снова уйти, увеличивая интервалы, когда он пытается заснуть без вас7. Этот вариант подходит для младенцев старше 6 месяцев4.
До полугодовалого возраста используют метод «постепенного погашения» в присутствии родителя. Он выполняется поэтапно4:
- Родитель укладывает малыша в кровать, а сам садится возле нее. Если кровать большая, можно прилечь рядом с ребенком.
- В последующие ночи мама или папа все еще остаются рядом с младенцем, но постепенно сокращают количество прикосновений, меньше общаются с ним, показывая ему, что они заняты каким-либо делом, например, читают или убирают в комнате.
- Укладывая ребенка спать, родитель не ложится с ним рядом, а садится на стул неподалеку от кроватки, примерно в 5 метрах от нее, продолжая сидеть, пока младенец не заснет.
- На следующем этапе расстояние между кроваткой и стулом увеличивают, постепенно отодвигая его.
- Чуть позже можно ненадолго выходить из детской комнаты, но обязательно возвращаться до того, как ребенок заплачет.
Если ребенок проснется, повторите те же действия, которые вы выполняете на данном этапе методики. Этапы можно растягивать на несколько дней, чтобы малыш успевал привыкнуть к каждому4.
Методы самостоятельного засыпания
Есть множество рекомендаций и «методик», которые обещают помочь приучить ребёнка к самостоятельному сну, но перед тем, как приступить к «обучению», нужно убедиться, что малыш здоров. Для этого, безусловно, необходимо получить консультацию у специалиста, который наблюдает за здоровьем ребенка.
Следует очень осторожно относиться к ряду рекомендаций по тому, как «научить» ребенка засыпать самостоятельно. Часто, подобные рекомендации исходят от людей, не имеющих достаточных знаний о детской физиологии.. Например, некоторые «cпециалисты» по сну различают два типа методик: мягкие и жёсткие
В первом случае родители не дают проплакаться малышу, а максимально плавно адаптируют его к новым условиям засыпания. Во втором случае обучение предполагает достаточно стрессовые условия, и специалисты рекомендуют использовать такие методы в исключительных случаях.
Например, некоторые «cпециалисты» по сну различают два типа методик: мягкие и жёсткие. В первом случае родители не дают проплакаться малышу, а максимально плавно адаптируют его к новым условиям засыпания. Во втором случае обучение предполагает достаточно стрессовые условия, и специалисты рекомендуют использовать такие методы в исключительных случаях.
Мягкая методика Элизабет Пэнтли предполагает большую аналитическую работу родителей и состоит из 10 шагов. Предполагается, что мама или папа будут вести дневник сна ребёнка с учётом его физиологии. Исходя из индивидуальных особенностей, родители будут ловить так называемые окна в сон — время, когда малыш наиболее уставший. К минусам этой методики относят долгий период обучения и большой труд со стороны родителей.
Мягкая методика Ким Вест, помимо поиска окна в сон, предполагает ещё и введение ритуалов на сон: чтение книжки, зашторивание окон и совместное выключение света. При этом малыша не нужно укачивать, а укладывать в кровать необходимо сонным, но не спящим. После того как родители положили ребёнка в кроватку, следует сесть рядом и успокаивать его, при этом постепенно отодвигаясь или отставляя свой стул. Постепенно, день за днём, стул надо отодвигать всё дальше. Методика также предполагает нескорый результат.
В любом случае, перед тем как применять какие – либо методики, необходимо получить консультацию специалиста.
Аргументы против совместного сна
Многие родители боятся случайно придавить ребенка во сне, но это практически невозможно. Широкий плоский носик новорожденного позволяет ему свободно дышать, даже если он прижат к маминой груди. А гормоны делают сон кормящей женщины необыкновенно чутким — она просыпается на каждое движение малыша. Однако в некоторых ситуациях родителям ни в коем случае нельзя практиковать совместный сон с малышом:
- Они принимают сильнодействующие снотворные или успокоительные;
- Они испытывают крайнюю степень усталости, буквально «спят стоя»;
- Кто-то из родителей — переносчик кожной инфекции;
- Малыш родился недоношенным.
Также не рекомендуется укладывать малыша в одну кровать рядом со старшим ребенком. Если другого выхода нет, то между детьми должен спать родитель. Еще один популярный довод против совместного сна — его несовместимость с личной жизнью. На самом деле большинство семей справляется с этой проблемой, ведь квартира не ограничивается одной кроватью.
Техника безопасности при совместном сне:
- Ни в коем случае не оставляйте малыша одного на кровати: он может с нее упасть, даже если еще не умеет ползать. Когда уходите из комнаты, перекладывайте младенца в колыбельку или на развивающий коврик;
- Проверьте свой матрас: он должен быть достаточно жестким, без вмятин и зазоров. Также не рекомендуется спать с малышом на раскладном диване или в окружении множества подушек;
- Уберите из кровати все лишнее — покрывала, мягкие игрушки и другие предметы. Все это создает угрозу для сна ребенка до полугода.
Совместный сон можно практиковать в двух вариантах: во взрослой постели или вплотную придвинутой детской кроватке без одного борта. Если вы выбрали второе, убедитесь, что кроватка плотно зафиксирована и не может случайно отодвинуться.
Завершается совместный сон обычно в возрасте 3 – 4 лет. У малыша начинается период «я сам», и он с удовольствием перемещается в собственную кроватку.
Вторая причина, по которой ребенку трудно уснуть, — отсутствие расслабляющего ритуала или неправильное время, в которое родители проводят этот ритуал
Чтобы легко заснуть, любому человеку необходимо замедлиться — с его обычного уровня активности перейти в состояние спокойного бодрствования, затем расслабиться и заснуть. Малыши не могут регулировать эти процессы: трудно себе представить, что ребенок смотрит интересный мультик, прыгает на батуте или наворачивает на четвереньках третий круг по квартире, а потом понимает, что накатывает усталость, отказывается от интересного занятия и просит погладить ему спинку или спеть колыбельную песню.
Скорее всего, ребенок будет продолжать делать то, что ему весело и интересно, пропустит состояние усталости, быстро перейдет в фазу перевозбуждения и уснет уже тогда, когда из фазы перевозбуждения попадет в фазу переутомления. Он буквально вырубится сам или на руках у родителей, но при этом велика вероятность, что ночь пройдет с частыми пробуждениями или окончится ранним утренним подъемом.
Рекомендация сомнолога
Помогите ребенку замедлиться и прийти в состояние спокойного бодрствования, не ждите, что он сам прекратит веселое занятие. Приглушите свет, выключите мультики, предложите почитать сказки или сделать массажик.
Фокус в том, чтобы начать замедлять ребенка, пока он еще не перевозбудился. Самая частая ошибка мам и пап в том, что они начинают ритуал тогда, когда ребенок уже трет глаза и показывает, что хочет спать! Это поздно! А иногда родители видят, что ребенок начал капризничать и стал раздражительным, и только тогда укладывают малыша. Это не просто поздно, а очень поздно!
Секрет в том, чтобы начать расслаблять малыша тогда, когда он еще не хочет спать, но вы знаете, что через 10 минут настанет время, и он захочет спать. К этому моменту ребенок должен быть уже в пижаме, сытый и расслабленный. Вам останется лишь выключить свет — и вуаля!
Что может входить в ритуал перед сном? Что угодно, что нравится всем участникам процесса и способствует расслаблению, — кормление грудью, ношение на руках, пение колыбельных, массаж, чтение книг и так далее. Главное, начинать ритуал тогда, когда у ребенка есть на него силы. Рекомендуется проводить его с приглушенным светом, чтобы настроить ребенка на сон. Обычно хватает буквально 5–10 минут ритуала перед дневным сном или минут 20 перед ночным.
До шести месяцев
С первых дней жизни у малыша есть своя кроватка, его собственное, предназначенное только ему место для сна. И если он достаточно спокойно спит в ней, нет никаких оснований оставлять его у себя под боком, когда Вы засыпаете. Конечно, вполне допустимо, что ребенок в первые месяцы будет иногда спать рядом с мамой, ведь не всегда есть силы встать и переложить малыша в кроватку после ночного кормления
И если маленький неважно себя чувствует, не дают спать колики, близость мамы, ее тепло и запах помогут ему уснуть. К тому же современный способ жизни навязывает нам некоторые условия, и для мам, вышедших на работу, важно быть рядом с ребенком ночью, компенсируя недостаток контакта с ним, в том числе и физического
Не имея возможности выражать свою нежность и заботиться о ребенке в течение дня, мама не всегда способна спокойно спать отдельно от ребенка.
Первая, самая частая причина сопротивления сну — неправильно выстроенный режим
Существует заблуждение, что для того, чтобы ребенок быстро заснул, его надо хорошенько утомить днем. Родители до победного гуляют с малышом на улице, водят на тренировки в позднее время или, если речь идет о крохах до года, просто долго бодрствуют дома. И ожидают, что вот сейчас ребенок устанет и каааак уснет! Но тут их ждет сюрприз! В отличие от взрослых, нервная система ребенка устроена таким образом, что при превышении времени бодрствования малыш не становится сонливым, а, наоборот, перевозбуждается, становится более раздражительным, капризным, активным… Все что угодно, но не сонливым. Значит, уложить спать малыша будет гораздо сложнее.
Рекомендация сомнолога
Выстройте режим дня так, чтобы ребенок не перевозбуждался во время бодрствования. Для этого в разном возрасте необходимо ориентироваться на разные признаки. До 4 месяцев следите за сигналами усталости малыша. Как только ребенок начал тереть глазки, зевать, снизилась его двигательная активность, его нужно сразу укладывать. У родителей есть буквально 5–7 минут, пока он не перевозбудился.
С 4 до 9 месяцев нужно также ориентироваться на первые признаки усталости
Однако часто в этом возрасте малыши их не показывают, поэтому важно подобрать время бодрствования индивидуально, ориентируясь на скорость засыпания и поведение ребенка во время укладывания. В качестве ориентира родители могут использовать следующие цифры: в 5 месяцев среднее время бодрствования ребенка составляет от 2 ч до 2 ч 15 мин, в 7 месяцев — от 2 ч 45 м до 3 ч, в 9 месяцев — от 3 ч до 3 ч 30 мин
Если время бодрствования подобрано правильно, ребенок не перевозбуждается и засыпает спокойно, без протеста, за 15 минут. Если ребенок активен, сопротивляется укладыванию, засыпает дольше 15 минут, скорее всего, он уже перевозбудился, и стоит пересмотреть его время бодрствования в сторону уменьшения минут на 15.
Если ребенок сначала спокойно воспринимает укладывание, но потом начинает капризничать, укладывание затягивается, есть вероятность, что время бодрствования слишком короткое, и его надо увеличить. Попробуйте прибавить 15 минут.
Если ребенок буквально вырубается во время укладывания, засыпает без протеста за пару минут, но потом ночью часто просыпается или утром встает раньше обычного, скорее всего, речь идет о переутомлении, и время бодрствования смело можно сокращать минут на 20–30.
После 9 месяцев у ребенка обычно остается 2 дневных сна, режим становится постоянным и предсказуемым: родители могут уже просто ориентироваться по часам, а не высчитывать время бодрствования. При этом режим должен составляться индивидуально, опираясь на скорость засыпания и поведение ребенка, как это описано выше.
Суть и особенности
Основная характеристика психологического кризиса 7 года жизни – это стремительное приобретение новых черт, которые характерны для взрослых. Психика малыша теряет наивность и открытость, а внутренний мир становится более сложным. Он учится анализировать поступки окружающих и их причины, начинает обдумывать свои слова, может скрывать настоящие мотивы собственных поступков.
Переход из дошкольного возраста в школьный требует от ребенка совершенно новых для него действий: поиска своего места среди одноклассников, адаптации в непривычном круге общения. Новоиспеченный школьник сравнивает свои успехи с достижениями других детей, мирится с утратой лидерских позиций, находит свои сильные и слабые стороны, впервые сталкивается с критикой, конкуренцией и даже насмешками. Это удар по детской самооценке, который может стойко выдержать далеко не каждый малыш.
Ребенку приходится быстро взрослеть, так как во многих новых ситуациях он может рассчитывать только на себя. Для этого нужно быстро развивать самостоятельность, учиться принимать решения. Чтобы справляться с новыми задачами, организм стремительно набирает силу, выносливость, координацию.
В связи со спецификой воспитания мальчики и девочки проживают кризисный период по-разному:
- Кризис 7 лет у мальчиков проявляется в неусидчивости, отсутствии концентрации, чрезмерном чувстве соперничества. Им нужно выплескивать энергию, поэтому уроки и домашние занятия для них кажутся непреодолимым препятствием. Необходим четкий распорядок дня, дисциплина, и спорт, который поможет тренировать выдержку и расходовать энергию.
- Кризис 7 лет у девочек выражается в агрессии, которая проявляется в домашней обстановке. Девочки часто бывают отличницами и гордостью класса, а наедине с родителями проявляют накопленную раздражительность, которая выливается в истериках. Причина кроется в грузе обязанностей, с которыми ребенку сложно справляться. Родителям нужно проявлять максимум внимания к жизни девочки, разговаривать по душам, обсуждать ее чувства и эмоции.
Методы самостоятельного засыпания
Есть множество рекомендаций и «методик», которые обещают помочь приучить ребёнка к самостоятельному сну, но перед тем, как приступить к «обучению», нужно убедиться, что малыш здоров. Для этого, безусловно, необходимо получить консультацию у специалиста, который наблюдает за здоровьем ребенка.
Следует очень осторожно относиться к ряду рекомендаций по тому, как «научить» ребенка засыпать самостоятельно. Часто, подобные рекомендации исходят от людей, не имеющих достаточных знаний о детской физиологии.. Например, некоторые «cпециалисты» по сну различают два типа методик: мягкие и жёсткие
В первом случае родители не дают проплакаться малышу, а максимально плавно адаптируют его к новым условиям засыпания. Во втором случае обучение предполагает достаточно стрессовые условия, и специалисты рекомендуют использовать такие методы в исключительных случаях.
Например, некоторые «cпециалисты» по сну различают два типа методик: мягкие и жёсткие. В первом случае родители не дают проплакаться малышу, а максимально плавно адаптируют его к новым условиям засыпания. Во втором случае обучение предполагает достаточно стрессовые условия, и специалисты рекомендуют использовать такие методы в исключительных случаях.
Мягкая методика Элизабет Пэнтли предполагает большую аналитическую работу родителей и состоит из 10 шагов. Предполагается, что мама или папа будут вести дневник сна ребёнка с учётом его физиологии. Исходя из индивидуальных особенностей, родители будут ловить так называемые окна в сон — время, когда малыш наиболее уставший. К минусам этой методики относят долгий период обучения и большой труд со стороны родителей.
Мягкая методика Ким Вест, помимо поиска окна в сон, предполагает ещё и введение ритуалов на сон: чтение книжки, зашторивание окон и совместное выключение света. При этом малыша не нужно укачивать, а укладывать в кровать необходимо сонным, но не спящим. После того как родители положили ребёнка в кроватку, следует сесть рядом и успокаивать его, при этом постепенно отодвигаясь или отставляя свой стул. Постепенно, день за днём, стул надо отодвигать всё дальше. Методика также предполагает нескорый результат.
В любом случае, перед тем как применять какие – либо методики, необходимо получить консультацию специалиста.