Заставлять и мотивировать
Иногда родители спрашивают, во сколько же лет лучше отправлять ребенка в школу? В 5, как поступают многие занятые и современные мамы; в 6, по стандарту; или в 7, как раньше? Причиной такого вопроса часто становится то, что родители боятся ответственности, причем не своей. Психологи отвечают, что нужно сделать это только когда он будет готов. Одна моя одноклассница пошла в школу в 8 лет. Когда она шла в школу, то она не была готова. И даже сейчас, спустя 9 лет, не думаю, что она готова. Что я подразумеваю под словом “готов”? Заинтересован и смотивирован
Перед поступлением в школу, очень важно объяснить сыну (дочери), зачем это нужно, что он(а) от этого получит, почему это интересно и т.д. Когда этого нет, то и желания учиться тоже нет
И тогда приходится заставлять. Я всегда училась с радостью, была отличницей, на все олимпиады отправляли именно меня. Так что, когда через 3 года после начала моего обучения, в школу пошел мой брат, все были просто в шоке от того, что он крайне незаинтересован. Конечно, вопросы о том, как заинтересовать ребенка 2 класс и как заинтересовать ребенка 3 класс – совершенно разные. И ответы на эти вопросы сильно отличаются.
Но теперь, анализируя, хочется вынести несколько общих правил по поводу того, как стоит относиться к нежеланию ребенка учиться.
Методики, стимулирующие обучение
Похвала и поощрение – самые популярные методы для стимулирования и мотивации в учебно-познавательной деятельности. Даже самые незначительные, по мнению взрослых, успехи должны сопровождаться похвалой, пусть даже только устной. Бесконечные упреки в семье способствуют лишь развитию негативного отношения к учебе.
Современные детские магазины полны различных игровых наборов с обучающим уклоном. Игровая форма в домашней обстановке способна привить интерес к самой сложной науке. Не каждая школа может похвастаться полноценной лабораторией для практических уроков химии. Домашняя игра поможет наглядно встретиться с непростыми формулами на практике и внесет разнообразие в однообразные школьные уроки.
Если наблюдается низкая успеваемость по какому-то конкретному предмету, поможет метод самостоятельного преподавания. Для этого кто-то из старших в семье должен попросить ребенка попробовать объяснить ему какую-нибудь главу из неподдающегося пониманию предмета. Прежде, чем школьник расскажет о предмете члену семьи, он будет заинтересован понять смысл материала. Это будет его собственное желание, не вызывающее негатива, как родительские попытки заставить ребенка учиться.
Ребенок играет в учителя
Мотивация ребенка на учебу в школе
«Мне этот предмет точно никогда в жизни не понадобится!», «Зачем учиться?», «Не хочу учиться!». Знакомо? Чтобы повысить успеваемость своего любимого чада, многим родителям даже приходится использовать силовые методы, когда уговоры и убеждения не помогают. Но скажу сразу- это не решит проблему и не вернет желание учиться, а наоборот приведет к потере контакта с ребенком.
Как же быть, если ваш ребенок не желает ходить в школу и учиться? Как заставить ребёнка учиться? Очень часто проблема кроется в отсутствии должной мотивации.
В процессе обучения ключевое значение имеют два вида мотивации– внутренняя и внешняя.
Внешняя мотивация – это когда результат достигается через внешние факторы (обещание купить дорогой телефон ребёнку, если он закончит семестр с отличием). Но как правило данный вид мотивации краткосрочный и не надежный.
Внутренняя мотивация связана со стремлением получать новые знания, добиться успеха в жизни, поступить в престижный университет и получить высокооплачиваемую работу, желанием опередить всех своих конкурентов, избежать негативных последствий, которые влекут за собой промахи.
С чего же начать? Как сформировать правильную мотивацию к обучению?
Нужно узнать, с чем связано нежелание ребенка идти в школу. Это может быть конфликт с одноклассниками или учителем.
Когда делаете уроки вместе с ребенком, наводите на правильный ответ, а не решайте вместо него. Рассуждайте над заданием, понимание наступает в диалоге, причем полезнее, если ребенок увидит, что вы просите его помочь разобраться в задании.
Поощряйте увлечения. Если ваш ребёнок увлёкся музыкой, отправьте своё чадо учиться в специализированную школу и т.д.
Не давите на ребёнка, позвольте ему самому найти своё хобби, которое, возможно, в будущем станет его профессией.
Позаботьтесь о хорошем окружении. Если ребёнок учится в «слабом» классе, где учителя уделяют недостаточно внимания качеству процесса, задумайтесь о том, чтобы перевести его в другую школу.
Не допускайте высокой нагрузки, поскольку именно она нередко становится причиной спада интереса к процессу получения знаний. (Все хорошо в меру).
Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми и особенно с его братьями или сестрами.
Воспитывайте ребёнка на личном примере или примере успешных людей. Можно купить книгу с биографиями успешных и знаменитых людей или найти статью в интернете.
Создайте комфортную среду обучения. Ваше чадо хочет дорогие тетради с 3D картинкой, купите. Согласитесь куда приятнее пользоваться теми вещами, которые нравятся.
Создайте мотивационную среду. Запишите ребёнка в кружок, посещайте с ним различные мероприятия (выставки, семинары)
Особенно важно это для подростков, которым предстоит определиться со своей будущей профессией.
Проявляйте максимум внимания к учебе ребёнка. Спрашивайте, как прошёл день вашего сына или дочери в школе, что стало причиной плохой оценки или замечания в дневнике
Но, какой бы ни была ситуация, вы должны понимать ребёнка и морально его поддерживать. Иначе в случае очередной неудачи он опустит руки и перестанет бороться за успех.
Особенности мотивации в учёбе могут меняться в течение всей жизни под воздействием различных факторов. Если сформировать интерес к учёбе в младшем школьном возрасте достаточно просто, то с подростками дело обстоит намного сложнее. Поэтому главное, что необходимо сделать родителям – заинтересовать школьника самим процессом получения знаний.
И хотя основные знания детям даёт школа, именно на плечи мам и пап ложится ответственность за то, чтобы их дети осознали всю ценность образования и понимали, что новая информация может быть не только интересной, но еще и полезной.
Используйте эдьютеймент: учеба + развлечение
В переводе с английского языка «education» – образование, а «edutainment» – развлечение. При совмещении этих двух слов получился эдьютеймент – тип обучения, в основе которого получение удовольствия от образовательного процесса. Учеба в развлекательном формате позволяет сформировать стойкий интерес к предмету. Развлечение – это и игра, и эмоциональное переживание ситуаций, и творчество, и использование мультимедиа. Вовлечь учеников в учебный процесс с помощью эдьютеймента можно, если руководствоваться следующими принципами:
Обучение через вовлечение. Учитель не принуждает школьника, не давит на него, а заинтересовывает играми, интересными заданиями, иллюстрациями и медиа.
- Обучение через действие. Педагог создает условия для того, чтобы ученик что-то делал что-то самостоятельно, пробовал, проводил эксперименты.
- Акцент на современность. Учитель активно пользуется современными технологиями: гаджетами, приложениями, интернетом.
Все перечисленные принципы должны включать и учитывать пять обязательных компонентов: истории, реквизиты и предметы, пространство, медиа и игру. Например, со школьниками можно выполнить упражнение «Составь историю об этой четверти». Попросите ребят составить карту-путешествие и на ней отметить все важные события, которые произошли с ними в течение четверти. Такое упражнение позволит сформировать дальнейшие пути личностного развития и составить индивидуальные образовательные траектории.
Советы психолога как заинтересовать ребенка учебой
Как мотивировать ребенка к учебе (советы психолога родителям различаются в зависимости от особенностей темперамента малыша и второстепенных обстоятельств) родителям следует решать, изучив рекомендации специалистов по данному вопросу.
Квалифицированные психологи, работающие с детьми, настоятельно советуют мамам и папам:
- предоставлять малышу максимум возможностей для самостоятельного знакомства с миром, поддерживать его в начинаниях, а также не препятствовать изучению ненужного, по мнению родителей, предмета;
- провоцировать возникновение интереса к различным родам деятельности, посещая мероприятия не только в рамках учебного заведения, но и вне его стен;
- учить подрастающее поколение грамотно организовывать собственное время, уделяя должное время отдыху, во избежание физического и морального перегруза ученика;
- ставить перед школьником мини-цели, достижение которых не потребует от маленького человека много усилий, а их достижение воодушевит его на покорение новых высот;
- поощрять и хвалить ребенка, видя его старания, пусть даже недостаточные для достижения поставленной цели;
- помочь своему малышу свыкнуться с мыслью о личной ответственности за получение результата;
- своим примером демонстрировать тягу к новым знаниям, а также положительное отношение к посещаемому учеником учебному заведению;
- выполнять домашние задания в форме игры, искусственно зарождая таким образом интерес ребенка к учебе;
- объяснить, насколько крепка взаимосвязь между интересами школьника и необходимостью изучать конкретный пример.
Как же это сделать? Переходим от слов к практике
Очень хорошо помогают разобраться в вопросе “как мотивировать подростка на учебу” советы психолога. Для начала, всем родителям необходимо уяснить, что принуждения и шантаж оказывают противоположный эффект. Хотя, эти инструменты воспитания используются в семье чаще всего: “закончишь четверть с тройками, не куплю телефон”. Только вот учеба «из-под палки» всегда не интересна и вызывает бурный внутренний протест. Прежде, чем приступить к мотивации, вспомните, как часто вы давили на подростка и не воспринимает ли он вас как угрозу. Если это уже произошло, в первую очередь, надо снова вернуть доверие, иначе все старания будут напрасны.
Итак, действуем по шагам:
Завоевываем доверие собственного ребенка. Добиться этого непросто, особенно, если ребенок привык к постоянным угрозам и нотациям. Попробуйте ненавязчиво побеседовать и расспросить о предметах, которые его интересуют и почему. Ни в коем случае не навязывайте свое мнение. Просто слушайте. Ребенок должен увидеть, что вы на его стороне и не станете переубеждать.
Узнаем хобби и интересы, даже если совершенно нет на это времени
Не зря обращаем ваше внимание на нехватку времени. Мы привыкли, что дети растут и учатся сами по себе
Время, когда вы с удовольствием болтали обо всем на свете со своим розовощеким малышом, прошло. Но вам придется его снова найти для своего ребенка. Увлечения подростка легко привязать к школьным предметам – информатике, английскому, литературе и т.д. Необходимо небрежно подкидывать информацию о вещах, которые его интересуют. Ребенок проводит много времени за компьютером? Так и расскажите ему, кто и как создает эти игры, сколько на этом зарабатывает и что для этого необходимо знать, если ваше чадо вдруг захочет стать великим программистом. Подобную логическую цепочку можно выстроить на основе любого хобби подростка.
Показать на собственном примере. Дети – это отражение родителей. Если мать с отцом постоянно обучаются и совершенствуются, сын или дочь подсознательно будут тянуться за ними. Ребенок полюбит сам процесс обучения, а не бессмысленную зубрежку и «потому что надо учиться». Расскажите ему, что вы видели и где были, покажите ваш восторг от познания и упомяните, благодаря чему вы этого достигли. Все это в скором времени даст свои плоды.
Знания получают не только в стенах школы. Наша образовательная система не совершенна. Учеба представляет собой постоянный контроль и нагрузку различными знаниями с бесчисленными требованиями. Невозможно знать в идеале все предметы. Ищите вместе с ребенком способы факультативного образования: без выставления оценок и домашних заданий. Запишите подростка в кружки по его интересам. К примеру, в школу робототехники и моделизма, заодно появится любовь к физике и математике.
Прививайте самостоятельность. Это способность нести ответственность за свои поступки. Донесите до ребенка, что ответственность будет нести только он, а не вы. В ситуации, когда есть прямая угроза его здоровью и жизни, то родителям необходимо вмешаться. Однако такой угрозой не являются плохие оценки в аттестате. Подросток должен осознать, что нежелание учиться может привести к тому, что он не поступит в институт, а то и вовсе останется на второй год. И в этом случае лишь он будет виноват.
Примените трудотерапию. К этому можно прибегнуть только в сложных ситуациях. Если подросток абсолютно ничем не интересуется и ленится, лишите его карманных денег и на время каникул устройте на работу с небольшой зарплатой. Например, продавцом в ларьке мороженого, курьером, расклейщиком объявлений. Пусть ощутит всю «прелесть» восьмичасового рабочего дня и маленькой зарплаты. Объясните, что из-за того, что он не хочет учиться, рискует всю жизнь заниматься низкоквалифицированным трудом и считать копейки.
Подобные советы психолога помогут вам правильно мотивировать подростка на учебу. Главное, запаситесь терпением, так как результат сразу себя не покажет. Не давите и не ругайте ребенка. А как разговаривать, если нервов не хватает?!
Двигатель прогресса?
Мотивация — это желание делать что-то. Это важный элемент в определении и достижении целей. По наблюдению психологов и социологов, результаты деятельности человека на 20-30% зависят от интеллекта и на 70-80% — от мотивов. Поэтому педагогов и родителей волнует вопрос, как же сформировать у учащихся положительные мотивы к обучению и познанию.
В настоящее время вопрос формирования устойчивых положительных мотивов у школьников актуален в педагогике и психологии. Проблемы, связанные с отсутствием мотиваций к учебе у ребенка, влекут за собой различные последствия. Снижение познавательной активности в подростковом возрасте зависит от отклоняющегося поведения
В силу своего возраста подростки недооценивают значение и важность учебы
Зачастую родители обращаются за советом к специалистам. В вопросе о том, как мотивировать ребенка к учебе, психологи сходятся в едином мнении, что мотивационная сфера школьников корригируется через эмоционально-волевую сферу, получение положительных эмоций при выполнении учебных заданий, преодоление школьных страхов.
Формирование учебной мотивации может оказать положительное влияние на уровень обучения и оценки учащихся. Мотивированный студент или школьник будет легче проходить этапы обучения и выполнять все необходимые задачи для обеспечения успеха. Это позволит им учиться более сосредоточенно и с большей концентрацией. Мотивация особенно полезна, когда есть некоторые трудности во время учебы, она дисциплинирует человека, помогает сосредоточиться, чтобы еще больше повысить академические успехи. Поэтому современные учебные заведения ставят перед собой множество задач по мотивации учебной деятельности.
Кроме того, учебная мотивация имеет долгосрочную перспективу. Современная жизнь требует постоянно получать новые навыки и совершенствовать имеющиеся. Уже недостаточно быть специалистом в одной области
Поэтому важно, чтобы в школьное время дети научились мотивироваться, были готовы получать знания и удовольствие от процесса обучения. С такой установкой любой будет успешно справляться как с обучением в высшем учебном заведении, так и с дальнейшей карьерой
Мотивировать себя на новые достижения помогут идеальные условия для учебы:
— никаких узких юбок, спадающих брюк и лезущей в глаза челки во время учебы– обеспечьте себе максимальный комфорт, даже если для вас он заключается в любимой пижаме с совятами;
— позаботьтесь, о том, чтобы ничто вас не отвлекало от учебы: ни крики «итальянской» семьи, живущей по соседству, ни звонки на мобильный телефон, ни призывно мигающее окошко «аськи».
Если нужно – одевайте беруши, затыкайте уши ватой или учитесь, повернувшись к стене. Вас нет – вы «умерли» и «воскреснете» для мира только тогда, когда вызубрите эту чертову теорему!
— поставьте возле себя бутылку с питьевой водой и какой-нибудь перекус перед учебой, иначе есть риск, что по дороге к холодильнику вы дадите слабину и завернете в гостиную посмотреть новости, а там глядишь – и вы уже где-то на даче у друга детства Сереги «дудлите» пиво.
Тогда мотивировать себя будет уже бесполезно;
Повышаем мотивацию младшего школьника
- исправить двойку по русскому языку;
- полностью делать домашние задания;
- не выкрикивать, а поднимать руку на уроке и т.д.
- получить хорошую отметку,
- получить похвалу учителя или мамы,
- быть лучшим учеником,
- хорошо знать предмет,
- чтобы его не ругали дома, не наказали,
- не исключили из спортивной секции,
- купили велосипед и т. д.
Приемы, помогающие идти к успеху
«Шанс» — подготовленные педагогические ситуации, при которых
ребёнок получает возможность получить хороший результат.
«Эврика» — создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя раскрывает свои новые возможности
Даже если ребенок сам не заметит, как у него получится выполнить что-то сложное, учитель должен обратить на это внимание и похвалить младшеклассника. «Лестница» — взрослый постепенно ведёт ученика вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний и обретения уверенности.
Ошибка — это возможность! Все развивающие методики построены на ситуациях, в которых ребенок будет часто совершать ошибки, чтобы научиться исправлять собственные решения.
Умение видеть маленькие результаты
Хвалите ребенка не только за пятерки — старания тоже заслуживают внимания.
Мотивация достижения или избегания неудач (опросник А. А. Реана)
- Включаясь в работу, как правило, я оптимистично надеюсь на успех.
- В деятельности активен.
- Склонен к проявлению инициативности.
- При выполнении ответственных заданий стараюсь, по возможности, найти причины отказа от них.
- Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо нереалистично высокие по
- трудности.
- При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.
- При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.
- Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от
- внешнего контроля.
- При выполнении достаточно трудных заданий, в условиях ограничения времени, результативность
- моей деятельности ухудшается.
- Склонен проявлять настойчивость в достижении цели.
- Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.
- Если я рискую, то скорее с умом, а не бесшабашно.
- Я обычно не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.
- Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели,
- чем нереально высокие.
- В случае неудачи при выполнении какого-либо задания, его притягательность, как правило, снижается.
- При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих неудач.
- Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.
- При работе в условиях ограничения времени результативность моей деятельности обычно улучшается,
- даже если задание достаточно трудное.
- В случае неудачи при выполнении чего-либо, от поставленной цели, я, как правило, не отказываюсь.
- Если задание выбрал себе сам, то в случае неудачи его притягательность еще более возрастает.
Ключ к опроснику
Что для меня важнее всего ?
Что всего важнее для другого?
Что для меня самое главное, что менее важное (учеба, спорт, музыка и т.д.)?
Почему я делаю это так, а не иначе?
Надо просто начать
Многих школьников и студентов интересует вопрос о том, как мотивировать себя на учебу. Ответ состоит в следующем: надо начать учиться прямо сейчас, несмотря ни на что.
Этот метод работает, когда дело касается самомотивации
Важно выйти из зоны комфорта, независимо от того, есть ли усталость или интересен ли учебный материал. Это первый шаг на пути к успеху
Почему это важно?
Принуждение позволит освободить разум от любых негативных мыслей, побуждающих к лени. Как только вы начнете, мозг привыкнет к своим задачам. Теперь это станет естественной средой и зоной комфорта. Мотивация учения — это трудоемкий и длительный процесс, к которому нужно быть готовым.
Это переломные моменты. Они решают, что будет дальше: взлет или падение. Либо трудность будет пройдена, а цель станет реальнее и ближе, либо ничего не изменится к лучшему и состояние неудовлетворенности вернется снова. Кроме того, выполнив необходимое задание, всегда можно вернуться к отдыху и любимым делам.
Поощрение и наказание: работает ли этот метод?
Кроме осознания цели, есть ещё один довольно действенный способ поддержать себя во время долгой учёбы, который описывает теория воспитания, — метод поощрения и наказания.
Поощрение может быть материальным — допустим, за то, что успешно прошли модуль и сдали домашку, порадуйте себя обновкой или ужином в ресторане. Если не хотите тратить деньги, внесите в обучение элемент геймификации — например, начисляйте себе баллы (или как в детстве — клейте звёздочки в блокнот) за пройденные уроки. Это сделает обучение увлекательнее.
С наказанием нужно быть аккуратнее, оно запросто может демотивировать.
Нужно ли заставлять ребенка учиться
Мотивировать ребенка к учебе не значит насильно заставлять выполнять требования взрослых. Психологи в своих советах о том, как стимулировать желание малыша получать новые знания, рекомендуют родителям не давить на него, а постараться понять и дать уверенность в том, что его чувства уважают.
Отсутствие необходимости насилия над собственным ребенком, проявляющееся в том, что его заставляют быть прилежным учеником, должно быть обусловлено пониманием родителей обстоятельств современного мира. Некоторые школьные знания не просто не приносят пользы, но и зачастую забываются ученикам с течением времени.
Но знания, обуславливающие понятие грамотности, должны быть заучены каждым учеником, вне зависимости от его желания. Чтобы базовая информация усваивалась легче, преподавателям следует разнообразить образовательную программу, а родителям проявить большое терпение и сопереживание своему ребенку.
Заставить или мотивировать?
Когда родители не могут мотивировать подростка учёбой, они начинают заставлять его учиться. Ребёнок это чувствует.
– процессы, методы и средства побуждения учащихся к продуктивной учебной деятельности.
Часто родители заставляют учиться младших школьников, заставить подростков — гораздо сложнее. В средней школе они проявляют свой характер, идут наперекор указам родителей. Поэтому есть ещё вариант – мотивировать к обучению.
И в школе, и дома говорят: «Не сдашь ЕГЭ – не поступишь в университет», «Не получишь аттестат — пойдёшь дворы мести». Это — не мотивация.
В школе на уроке алгебры учитель поясняет: «Сегодня вы узнаете, что такое синус. Он обязательно будет у вас в ОГЭ и ЕГЭ». Многим подросткам знакома такая ситуация.
Если бы в школах объясняли по-другому, то заинтересовать удалось бы большее количество учеников: «Знаете игру «Арканоид? В ней шарик летает по полю и разбивает всё на пути. Кажется, что такое легко сделать на компьютере, но есть проблема: компьютер не умеет перемещать предметы по диагонали. Такой команды нет. Чтобы шарик знал, как лететь по диагонали, компьютер должен знать угол падения и посчитать из этого угла синус и косинус. Сегодня мы как раз и узнаем, что это такое…».
Ученики 9-ых классов моей школы говорят, что учились бы с большим удовольствием, если
- уроки в школе были интересней;
- постоянно чувствовалась психологическая поддержка со стороны учителей, одноклассников и родителей;
- в школе было больше конкурсов с ценными призами: технические устройства, денежное вознаграждение;
- была возможность чувствовать себя защищённо в школе;
- предоставлялась возможность в любое время поговорить со школьным психологом;
- в школе было бы лучше развито самоуправление;
- были доверительные отношения с родителями;
- правильно были организованы деятельность и время;
- дома была отдельная от других членов семьи зона отдыха.
Зачастую родители мотивируют подростков деньгами или подарками: «Закончишь год на 4 и 5 – купим тебе новый телефон». Ученик списывает решение с ГДЗ и получает «отлично». Решает ли это проблемы в учёбе? Так он получает оценки не за знания, а за работу, т.е. зарабатывает их. Здесь встаёт вопрос перед родителями: «Я хочу, чтобы мой ребёнок получал хорошие оценки или качественные знания?»
Выбирать вам: «заставлять» учиться или «мотивировать».
Если выбрали второй вариант и не знаете, с чего начать, то следующий раздел — для вас.