Главное чувство
То, что неизбежно сопутствует больному в критических ситуациях – это страх. Страх быть осужденным посторонними людьми, выглядеть в глазах окружающих в непривлекательном свете, создать плохое мнение о себе. Человеку с социальной фобией невдомек, что люди могут вообще не обращать на него внимания.
Тот же стадный инстинкт включает в себя потребность одобрения собратьями
Это очень важно, поскольку такой аспект формирует почву для полезного, правильного поведения в обществе. Как только субъект отступает от норм приличия, он получает неодобрение со стороны членов социума, в определенных случаях – наказание
Поэтому опасения за мнение окружающих в некоторой степени должны присутствовать для воспитания норм поведения.
У социофоба потребность в одобрении гипертрофирована. Человек постоянно находится в напряжении, раздумывает о том, какое впечатление произведет на окружение. Он стремится угодить, прокручивает в голове наилучшие способы разрешения ситуации.
Обладая заниженной самооценкой, социально фобическая личность убеждена в невозможности создать хорошее впечатление. Представление о своих способностях у таких индивидов заниженное
Больные фиксируют внимание в большей степени на негативных событиях, они очень самокритичны, проявляют к себе завышенные требования
Любую ситуацию социофобы анализируют множество раз, думают о том, что сделали не так, и как нужно было поступить. Одно событие вспоминают еще долгое время, терзают себя за «неадекватное», с их точки зрения, поведение. Считают, что действовали смешно, нелепо. Подобные размышления не отпускают больного и ночью, из-за чего сон их нарушен.
Личность с социальным тревожным расстройством рождает ложное самомнение. Социально боязливый человек чрезмерно сфокусирован на личных ощущениях. Он слишком внимателен к реакциям. У него повышено чувствительность к любым изменениям, из-за чего преувеличивает значение эмоций. Чувство страха, беспокойства в нем усилены. Гипертрофированные негативные эмоции формируют у личности неправильное самовосприятие.
Люди с социофобией преувеличивают негативное отношение окружающих, лишены правильных навыков поведения. В итоге в них зарождаются неправильные стили поведения, подготавливающие благоприятную почву для развития недуга.
Общие черты заболевания
В программу поведения животных, в том числе человека, заложен стадный инстинкт. Он призывает людей стать полноценным членом общества, активно взаимодействовать друг с другом, испытывая удовольствия и принося пользу себе и другим.
У больных социальной фобией потребность в общении резко снижена. В обществе других людей у человека возникает неконтролируемый страх быть осужденным, осмеянным окружающими и чувство смущения, унижения. Оказаться в центре внимания, осуществить любую деятельность в присутствии других людей для человека с социальной фобией подобно смерти. Страх воспитывает в больном избегающее поведение: человек любыми способами пытается избежать травмирующей ситуации.
Наиболее распространенные события, провоцирующие фобический приступ:
- знакомство с новыми людьми;
- общение с лицами, вышестоящими по должности;
- прием гостей;
- разговоры по телефону;
- публичные выступления;
- любая деятельность в присутствии других людей;
- общение с противоположным полом;
- посещение общественного туалета.
У девушки расстройство проявилось в Макдональдсе при попытке сделать заказ. Внезапно ей послышалось, будто окружающие обсуждают ее. Девушка упала в обморок. Очнулась, когда ее пытались привести в чувство.
Социально тревожное расстройство бывает:
- специфическим. Общественная боязнь возникает в определенной обстановке – при общении с противоположным полом, походе в ресторан;
- генерализованным – человек в принципе опасается контактировать с людьми.
Человеку с социальным тревожным расстройством кажется, что взгляды прохожих устремлены исключительно на него. У социофоба создается впечатление, что посторонние люди критически оценивают, смеются над ним.
Чтобы избавиться от терзающих ощущений, как кажется больному, осуждения, насмешек окружающих, личность с социальной фобией стремится избегать общественных мест, общения с посторонними, массовых скоплений людей. Охранное поведение позволяет субъекту сохранить психическое равновесие, но неудовлетворенный стадный инстинкт воспитывает у больных чувство одиночества, ощущение ненужности.
Формируется порочный круг. Одиночество на фоне избегания социальных контактов вызывает в индивиде тревожные мысли, приводящие к возникновению сопутствующих заболеваний. Наиболее распространенные – депрессия, генерализованное тревожное расстройство.
Большой проблемой для социофобов становится развитие зависимостей: алкогольной, наркотической. С помощью «расслабляющих» средств больные пытаются сгладить недостаток общения, дефицит эмоций, получаемых при взаимодействии с людьми. Установлено, что личности с социальной фобией подвержены развитию зависимостей в два раза чаще, чем обычные люди.
Социофобия чаще проявляется в детском возрасте, до 11 лет. У взрослых болезнь стартует в период до 20 лет.
Чему научить ребенка
Не запугивайте ребенка фразами вроде «чужой дядька тебя заберет и съест» — это только подорвет его базовое доверие к миру, а значит, и уверенность в себе. Объясните ребенку, что есть и такие незнакомцы, с которыми говорить можно. Это, например, сотрудники полиции, пожарные, продавцы, учителя (воспитатели) или охранники в магазинах — те самые чужие люди, к которым дети могут подойти при чрезвычайной ситуации (например, если они потерялись).
Обратите внимание ребенка, как выглядит форма сотрудников правоохранительных органов, по каким признакам он может узнать человека, который работает в магазине. Он должен уяснить, что незнакомый человек, к которому он сам обращается за помощью, все-таки безопаснее того, кто предлагает эту помощь первым. Неплохо было бы заранее обсудить с ребенком безопасные места, где он может найти безопасного взрослого
Выберите места, которые близко к его школе, к вашему дому. Это может быть кабинет участкового, поликлиника, магазины, в которые вы часто ходите и где знаете продавцов, консьержка в вашем подъезде, охранник в супермаркете, продавец в аптеке… Вариантов много
Неплохо было бы заранее обсудить с ребенком безопасные места, где он может найти безопасного взрослого. Выберите места, которые близко к его школе, к вашему дому. Это может быть кабинет участкового, поликлиника, магазины, в которые вы часто ходите и где знаете продавцов, консьержка в вашем подъезде, охранник в супермаркете, продавец в аптеке… Вариантов много.
Также помочь могут взрослые с детьми. Можно подбежать к женщине с ребенком и сказать: «Ко мне пристает вон тот дяденька. Можно я пойду с вами?» Если ситуация происходит на детской площадке, то там найти мамочек еще проще. Осмотрительные преступники, конечно, не пойдут на детскую площадку. А вот, так сказать, «начинающие» очень даже могут
Поэтому важно, чтобы на площадке ребенок знал не только детей, но и их родителей
Я думаю, вы заметили современную тенденцию отказа от личного общения. Немного углублюсь в воспоминания. Когда я был маленьким, то я знал всех детей во дворе, кто в каком подъезде живет, как у кого зовут родителей и как они выглядят. Я знал, возле какого окна нужно покричать, чтобы Петя или Валера выглянули и помахали мне. А когда во двор выходили гулять маленькие дети, мамы стояли кучками и разговаривали. С колясками гуляли в ряд.
Вы замечали, как происходят прогулки во дворе сейчас? Дети играют все вместе — это да. Родители поодиночке сидят отдельно и чаще всего уткнувшись в телефон.
Самые общительные стоят парочками. Но это ладно, нет желания общаться — да и ничего в этом такого страшного нет. Но вот детям было бы полезно познакомиться с мамами других детей. Ведь «если вдруг что», они могут найти на площадке знакомое лицо. А к знакомому обратиться за помощью легче.
Раньше я знал всех, кто живет в моем подъезде, и все знали меня. Но сейчас общаться с соседями не принято. Поездка в лифте, как правило, всегда проходит в молчании. Если столкнулся с соседом на площадке, то поздороваешься, конечно, из вежливости. И на этом все.
Еще одно различие. Раньше всем до всего было дело. Бабушки хоть и сидели на лавочках целыми днями, но зато чужих в подъезд не пропускали. Пока все не выяснят — не отстанут. Получше охранников! Взрослые всегда делали замечания, могли пойти найти наших родителей.
Но в нашей реальности, то есть сейчас, все ходят мимо друг друга. А если даже и замечают что-то «неладное», предпочитают отмолчаться, «мало ли чего». Так что современный мир очень облегчает жизнь преступников.
Подробнее: А. Толмачев. Как рассказать ребенку об опасностях. М.: Эксмо, 2019.
Чего боятся родители
Родителей на чрезмерную опеку толкает повышенная тревожность: ребенку хочется дать самое лучшее, оградить от всех бед, передать жизненный опыт. Чтобы только малыш не страдал, чтобы только не столкнулся с жестоким внешним миром. Чтобы подольше оставался маленьким…
Жизнь грудничка полностью зависит от взрослых. Период до года — это время симбиоза ребенка с мамой, ведь он еще не умеет говорить, не понимает свои желания и потребности. Все, что он чувствует, — что ему очень плохо. Он еще не знает, что значит больно, холодно, страшно… Все это угадывает мама.
Мокрые штанишки — заменить, хочет есть или пить — накормить и напоить, устанет — уложить спать. Мать интуитивно чувствует потребности ребенка, это ее миссия на первом году материнства, и может их все удовлетворить.
Время идет, малыш растет, становится на ножки, а вот уже начинает бегать, говорить. Теперь он сам может сказать, что ему нужно, в пределах возраста позаботиться о себе. Однако это серьезное испытание для мамы. Ребенок уже не нуждается в ней так, как прежде. Возникшее чувство ненужности очень болезненно для любой матери. Малыша нужно немножко отпустить, немножко довериться ему, дать немножко больше свободы. Но как сложно это сделать! И мама бессознательно стремится сохранить ребенка в том самом беспомощном возрасте, когда он всецело зависел от нее. Она не видит его растущие способности. Для нее он все еще грудной ребенок.
Некоторым мамам не повезло в детстве ощутить любовь и заботу, в которой они нуждались, будучи маленькими. Они пытаются дать ребенку то, чего не было у них. Они нуждались, они знают, как это плохо, когда мама не чувствует, не понимает, не защищает. Вот и начинают чувствовать, понимать и защищать уже своего ребенка, заботясь о нем, словно о себе самой в детстве. Только перед нами совсем другой человек, с другими потребностями. Что у мамы было в дефиците, у ребенка получается в избытке.
На чрезмерную опеку толкают стереотипы, которые касаются «хорошей матери». У «хорошей мамы» ребенок никогда не падает, не успевает проголодаться, не мерзнет. Она всегда рядом, она читает его мысли, она дает ему все и даже больше. Желание быть хорошей, идеальной матерью часто также приводит к тому, что мама бежит на три шага впереди ребенка. Это как в известном анекдоте, когда мама зовет ребенка домой с детской площадки:
— Мама, я что, замерз?
— Нет, ты проголодался.
Как научить ребенка защищать свои границы
Ребенок познает границы и учится быть автономным от пяти до семи лет. Границы тела, границы себя, свои возможности и страхи. «Что чужое, а что мое». Только осознавая все это, он начинает понимать, что такое опасность: «Идти с незнакомым человеком нельзя, потому что это опасно для МЕНЯ. Для МОЕГО здоровья. Мама не сможет мне сейчас помочь, ее нет рядом, я должен позаботиться о себе сам».
Есть список элементарных навыков самообслуживания и самоконтроля, которым должен овладеть ребенок до первого класса школы:
- приготовить простое блюдо;
- оказывать себе элементарную медицинскую помощь (помазать порез зеленкой, заклеить пластырем);
- самостоятельно помыться;
- следить за своим расписанием и планировать день;
- самостоятельно встать и собраться в школу.
Разговоры про безопасность должны идти от того, что ребенок должен максимально многому научиться именно в этот период (пять-семь лет). Например, умение правильно переходить дорогу — это тоже про безопасность, которая связана с навыком — развитием глазомера. Развитие глазомера происходит, например, в процессе игры в мяч или бадминтон, где нужно уметь оценивать расстояние от себя до движущегося предмета.
Над чем и как стоит «поработать» с ребенком дошкольного возраста особенно внимательно?
1. Над границами тела. Чтобы ребенок быстрее познавал себя, стоит не просто заставлять его выполнять простые задачи, но и обсуждать действия на каждом этапе. Например, он начинает самостоятельно мыться. Первое время вы все же ему немного помогаете и при этом комментируете: «Вот это спина, вот это руки, вот, смотри, на волосах остался шампунь». Так он учится инспектировать собственное тело.
2. Над самостоятельными перемещениями. Впервые доверить ребенку сходить в ближайший магазин можно начиная лет с шести. Ходить в школу одному и возвращаться домой, если школа находится рядом, ребенок может с первого класса (шесть-семь лет). Если дорога до места требует перехода через участок оживленного движения автомобилей — лет с восьми.
3. Над ответственностью и управлением временем. Знание ребенком распорядка собственной жизни — расписания — способствует принятию ответственности за все, что с ним происходит. Знает ли ваш малыш, во сколько и когда у него тот или иной кружок? Может ли вовремя начать собираться? Отдает ли себе отчет, что это его занятия, а не мамины и бабушкины дела? Повесьте расписание жизни ребенка над его кроватью, научите его следить за временем и планировать день.
4. Над взаимодействием с окружающими. Позвольте ребенку самому решать, какой формат общения с окружающими для него комфортный. Например, если он не любит, когда его часто обнимают и «сюсюкают» с ним, прислушайтесь к этому и не заставляйте его терпеть то, что ему неприятно. Если он медленно адаптируется в новом коллективе, дайте ему столько времени, сколько нужно, а не подгоняйте замечаниями «Ну что ты такой стеснительный, вон все дети уже играют! Иди и играй (дружи) с этим мальчиком (девочкой) прямо сейчас». Вы же сами не бежите навстречу всем незнакомцам с распростертыми объятиями тут же общаться и дружить.
Ребенка травят в интернете
Кибербуллинг — это травля в интернете. Пользователь подвержен ей 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Нет никакой привязки к локации. Часто бывает, что нет привязки к какой-то группе людей. Это может возникнуть совершенно стихийно.
«ВКошмаре» – сетевая травля стала для подростков нормой
Из-за сетевой травли дети испытывают стресс, бессонницу, у них ухудшается общее самочувствие и настроение, снижается социальная активность и академические показатели в школе, согласно данным опроса «Лаборатории Касперского». Многие до сих пор считают, что кибербуллинг живет только в интернете. Но это не так — из-за последствий проблема переходит в реальный мир.
Что делать?
Научить ребенка, чтобы он сообщал вам о негативе в соцсетях. А также обсудить с ним алгоритм действий в случае кибербуллинга:
Во-первых, ни в коем случае ничего не комментировать в ответ.
Во-вторых, не отвечать на вопросы хейтеров.
В-третьих, заблокировать человека, если он начинает грубить или использовать какие-то нецензурные выражения.
Важно! Если хейтеры применяют угрозы жизни и здоровью, нужно обращаться в полицию. Заявление вы можете подкрепить скриншотами, даже сохраненными страницами, где ребенку или вам явно угрожают.
Как вести себя с незнакомыми людьми
Находясь без родителей, ребенок должен будет сам принимать решение, как вести себя с «чужими» людьми
Важно объяснить ребенку, что нормальному взрослому человеку от незнакомого ребенка ничего не нужно. Безопасный «чужой» не будет просить ребенка о помощи, не будет угощать, приглашать в гости, настойчиво предлагать подарки или возможность сняться в кино. Если же «чужой» человек предлагает ребенку проследовать за ним, то очень может быть, что этот незнакомец — похититель детей
При этом незнакомец может доброжелательно вести себя, улыбаться или даже казаться беспомощным. Мы должны научить их говорить «Нет!», четко и внятно давать понять, что «мама не разрешает говорить с незнакомцами!»
Если же «чужой» человек предлагает ребенку проследовать за ним, то очень может быть, что этот незнакомец — похититель детей. При этом незнакомец может доброжелательно вести себя, улыбаться или даже казаться беспомощным. Мы должны научить их говорить «Нет!», четко и внятно давать понять, что «мама не разрешает говорить с незнакомцами!».
Изобретательные преступники, когда им говорят такую фразу, отвечают: «Так давай познакомимся! Меня зовут дядя Петя. А тебя как? Вот мы уже и знакомы с тобой теперь, правда?» Некоторые сами начинают знакомство, не дожидаясь, пока ребенок выдаст свою установку. В том числе преступники подкупают расположение ребенка не только комплиментами и подарками, но и своей уникальностью. Я встречал такие случаи, когда дети шли за незнакомцем, потому что он был «особенный». Например, он прилетел к нему из волшебной страны, где живут его любимые герои. Или он и вовсе знаком с семьей Барбоскиных. Или он помогает ночами чинить синий трактор, чтобы днем этот трактор пришел в мультиках к малышу. Или он, может, и вовсе писатель, который придумал все эти сказки, которые ему читает мама на ночь.
Такие преступники очень хорошо готовятся, прежде чем совершить злодейства. Да, они тратят время на изучение таких вещей и говорят с детьми на одном языке.
К сожалению, многие даже не догадываются, что некоторые маньяки и педофилы — примерные семьянины. Они могут отлично разбираться в детской тематике, потому что у них есть свои дети. Как бы парадоксально это ни звучало.
Другой вопрос — у кого просить помощи? У дяди, который пьет пиво вон на той лавочке? Или у старика, который читает газету? Как ребенок должен выбрать, у кого просить о помощи? Лучше заранее обсудить это с ребенком. Если рядом есть мамы с детьми — нужно обратиться за помощью к этим мамам. Если увидит полицейского в форме или охранника — то можно обратиться к нему.
Иногда детям неудобно и страшно, что взрослые могут обидеться на их поступки, посмеяться над их поведением, догадаться, что у ребенка появились сомнения на его счет. К примеру, ситуация, где ребенок не заходит в лифт вместе с незнакомым человеком. А тот говорит: «Ты думаешь, что я маньяк?» В этот момент ребенок чувствует себя неудобно и может все же зайти в лифт с незнакомцем.
Это касается и «взрослых знакомых», которые могут смотреть на детей «по-другому», трогать их. В такие моменты ребенок часто убеждает себя в том, что это ему показалось и что он чего-то недопонимает, но чувствует, что что-то идет не так. Объясните ему, что незнакомый человек не должен его касаться.
Расскажите ребенку об опасностях. Кто такие «свои», а кто «чужие»?
«Чужой» — это любой человек, которого не знает ни ребенок, ни вы сами
Независимо от того, как этот человек выглядит, ведет себя, кем представляется, неважно, молодой он или старый, мужчина это или женщина, или даже ребенок. «Свои» — это мама, папа, бабушки и дедушки, другие родственники
Кроме того, «свои» — это те, с кем родители разрешили разговаривать, с кем сами познакомили ребенка.
«Свои» — это мама, папа, бабушки и дедушки, другие родственники. Кроме того, «свои» — это те, с кем родители разрешили разговаривать, с кем сами познакомили ребенка.
Прежде чем общаться с чужим человеком, ребенок должен спросить разрешения у мамы (папы, бабушки или дедушки — сами обозначьте этот круг лиц). Даже если вы сами знаете человека, а ребенок видит его в первый раз, научите его, что он должен спрашивать у вас разрешения, прежде чем разговаривать с этим человеком, брать у него подарок, идти с ним куда-то.
Если ваш ребенок еще мал и только-только научился отличать «своих» и «чужих», поддерживайте в нем настороженное отношение к чужим, незнакомым людям. Если он прячется за вас при встрече нового человека, не высмеивайте «скромнягу» и не выталкивайте его вперед. Уважайте своего ребенка. Тогда и он научится уважать себя и свои желания.
Контроль родителей за поведением ребёнка в социальных сетях
Воспитательный процесс подразумевает поиск золотой середины между контролем для обеспечения безопасности ребёнка и поддержанием условий для развития самостоятельности.
О чем важно помнить, когда ребёнок онлайн
Поведение ребёнка в соцсетях не становится исключением. Родители выбирают разные тактики в отношении активности своих детей в интернете, это зависит от ряда факторов: возраста ребёнка, характера отношений между ребёнком и родителями, опыта использования информационных технологий.
С появлением социальных сетей в жизни ребёнка появляются риски, которые стоит обсудить заранее на примере гипотетических ситуаций: что ты сделаешь, если под твоим постом напишут оскорбительный комментарий или тебя попросят прислать фотографию в обнажённом виде. Шантаж, кибербуллинг и другие неприятности в интернете — во всех этих случаях ребёнку нужна поддержка, он не должен оставаться один на один с такими проблемами. Поэтому полное игнорирование со стороны родителей детского опыта использования соцсетей недопустимо.
Другая крайность — избыточный контроль и гиперопека. Проверка истории запросов в браузере и специальные программы родительского контроля ситуативно помогают снизить тревогу, но негативно сказываются на доверии в отношениях с детьми. Особенно высок риск разрушить отношения с ребёнком, если подобные программы устанавливаются тайно от него. Из каких бы побуждений они ни совершались, подобные действия родителей говорят ребёнку об отсутствии уважения в семье, доверия, нарушают границы субъектности ребёнка, означают отсутствие личного пространства.
Конечно, даже в таких условиях дети чему-то учатся. В условиях жёсткого контроля ребёнок чаще всего учится быть покорным внешнему контролю — это вредный психологический опыт, ведь у человека теряется ощущение уверенности в себе и своих компетенциях, падает самооценка, в будущем он чувствует, что ничего не может сделать самостоятельно. Некоторые же дети в такой ситуации учатся обходить родительские запреты и слежку — они начинают обманывать, скрываться, заводить секретные аккаунты.
Что взрослые делают не так
Безопасность не берется ниоткуда, и учить ей необходимо. Но взрослые умеют делать это так, что возникает обратный эффект — отрицание, любопытство и, как итог, травмы. Ошибки довольно типичны.
Гиперопека.
В своем стремлении создать для ребенка безопасную среду взрослые часто действуют слишком радикально.
Лишение возможности рисковать создает «парниковые условия», где реального понимания опасности и отношения к ней не формируется. Риск травматичности при этом только растет, потому что ребенок в попытке вырваться на свободу ищет способ обойти эту «стерильность» — начинаются «тарзанки», «заброшки», опасные эксперименты.
Крик и наказания.
Преувеличенная и зачастую одинаковая реакция на происшествия и проступки — крики и наказания — рождает только непонимание.
Родительская забота о безопасности, как правило, строится на системе запретов:
- НЕ суй пальцы в розетку!
- НЕ играй со спичками!
- НЕ разговаривай с незнакомыми!
В этот момент у ребенка возникает диссонанс. Ведь он не раз видел, как родители пользуются спичками, заводят беседу с кем-нибудь в очереди в магазине, и пока ничего плохого не произошло.
Запреты не приводят к осознанию опасности. Ребенок думает, что он в глазах мамы с папой просто еще недостаточно взрослый и самостоятельный
А быть самостоятельным и взрослым ему критически важно. Поэтому запреты почти наверняка будут нарушены
Как научить ребенка защищать свои границы
Ребенок познает границы и учится быть автономным от пяти до семи лет. Границы тела, границы себя, свои возможности и страхи. «Что чужое, а что мое». Только осознавая все это, он начинает понимать, что такое опасность: «Идти с незнакомым человеком нельзя, потому что это опасно для МЕНЯ. Для МОЕГО здоровья. Мама не сможет мне сейчас помочь, ее нет рядом, я должен позаботиться о себе сам».
Есть список элементарных навыков самообслуживания и самоконтроля, которым должен овладеть ребенок до первого класса школы:
- приготовить простое блюдо;
- оказывать себе элементарную медицинскую помощь (помазать порез зеленкой, заклеить пластырем);
- самостоятельно помыться;
- следить за своим расписанием и планировать день;
- самостоятельно встать и собраться в школу.
Разговоры про безопасность должны идти от того, что ребенок должен максимально многому научиться именно в этот период (пять — семь лет). Например, умение правильно переходить дорогу, это тоже про безопасность, которая связана с навыком — развитием глазомера. Развитие глазомера происходит, например, в процессе игры в мяч или бадминтон, где нужно уметь оценивать расстояние от себя до движущегося предмета.
Над чем и как стоит «поработать» с ребенком дошкольного возраста особенно внимательно:
1 Над границами тела. Чтобы ребенок быстрее познавал себя, стоит не просто заставлять его выполнять простые задачи, но и обсуждать действия на каждом этапе. Например, он начинает самостоятельно мыться. Первое время вы все же ему немного помогаете и при этом комментируете: «Вот это спина, вот это руки, вот, смотри, на волосах остался шампунь». Так он учится инспектировать собственное тело.
Опытные психологи о воспитании детей
Получайте новые статьи раз в неделю:
- на эл. почту
2 Над самостоятельными перемещениями. Впервые доверить ребенку сходить в ближайший магазин можно начиная лет с шести. Ходить в школу одному и возвращаться домой, если школа находится рядом, ребенок может с первого класса (шесть-семь лет). Если дорога до места требует перехода через участок оживленного движения автомобилей — лет с восьми.
3 Над ответственностью и управлением временем. Знание ребенком распорядка собственной жизни — расписания — способствует принятию ответственности за все, что с ним происходит. Знает ли ваш малыш во сколько и когда у него тот или иной кружок? Может ли вовремя начать собираться? Отдает ли себе отчет, что это его занятия, а не мамины и бабушкины дела? Повесьте расписание жизни ребенка над его кроватью, научите его следить за временем и планировать день.
4 Над взаимодействием с окружающими. Позвольте ребенку самому решать, какой формат общения с окружающими для него комфортный. Например, если он не любит, когда его часто обнимают и «сюсюкают» с ним, прислушайтесь к этому и не заставляйте его терпеть то, что ему неприятно. Если он медленно адаптируется в новом коллективе, дайте ему столько времени, сколько нужно, а не подгоняйте замечаниями «Ну что ты такой стеснительный, вон все дети уже играют! Иди и играй (дружи) с этим мальчиком (девочкой) прямо сейчас». Вы же сами не бежите навстречу всем незнакомцам с распростертыми объятиями тут же общаться и дружить.
Что делать, если дети обходят «Родительский контроль»?
Иногда дети обходят родительский контроль, подбирают проводки, снимают все пароли с блокировки wi-fi. Что делать родителям?
Во-первых, перед тем, как давать устройство ребенку, нужно ему объяснить правила безопасности и самостоятельно настроить гаджет. Поставить программу родительского контроля, сделать так, чтобы установка всех программ была невозможна без вашего согласия. Дать ребенку доступ, но не сообщать пароли. Если он знает административный пароль от телефона для установки приложений, то сможет и удалить то приложение, которое ему не нравится.
Во-вторых, не нужно устанавливать приложения для родительского контроля втайне от ребенка.
Нужно объяснить, что вы устанавливаете программу, которая не контролирует, а позволяет изучать интернет безопасно для него самого.
Чтобы он случайно не перешел к какому-нибудь видео для взрослых или не попал на фишинговый сайт. По нашим исследованиям, очень много детей переходят на такие ресурсы совершенно случайно. Кликнули на баннер, хотели футбол посмотреть, а там не футбол.
В-третьих, нужно договариваться. Например, есть функция «геопозиция» — она позволяет видеть, где находится ваш ребенок в данный момент. Устанавливается безопасный периметр — если ребенок выходит за него, родитель сразу получает уведомление. С подростками могут быть на этой почве конфликты. Попробуйте предложить, что взамен вы можете дать ребенку свою геопозицию, доступ к ней через другие сервисы. Он тоже будет знать, где находитесь вы в данный момент. Это поддерживает доверие. Вы делитесь геопозициями ради безопасности всех членов семьи.
Как рассказать об экстренных службах детям?
Рассказывать деткам об опасностях окружающего мира нужно как можно раньше, чтобы ребенок до автоматизма усвоил все навыки безопасного поведения. Рассказывать об этом желательно в нейтральной форме, без лишних эмоций и прикрас. Лучший способ донести все о вызовах экстренных служб — сюжетно-ролевая игра. В сюжетной игре можно изобразить какое-либо происшествие, например, пожар и вместе с ребенком прийти к единственно верному решению проблем — звонку в пожарную охрану.
Пример такой игры:
Взрослый:
— Зайка сломал ножку. Ему нужна помощь. Кого позовем?
Ребенок (все реплики — примерные, дети могут отвечать по-разному, поэтому разговор подстраивается под отвечающего маленького):
— Доктора!
Взрослый:
— Все врачи сейчас в больнице, они заняты пациентами. А зайка сам не сможет добраться до врача, ему очень больно. Что же делать?
Ребенок:
— Самим вылечить!
Взрослый:
— Лечить может только настоящий врач, он лучше знает, как это делать правильно. Нашему зайке поможет скорая помощь. Это специальная служба, в которой доктор приезжает сам к больному и оказывает ему помощь. Для этого нужно звонить по номеру 103. Повтори.
Ребенок:
— 1, 0, 3. А что говорить?
Взрослый:
— Говорить нужно самое главное: имя, фамилию и полный домашний адрес. Так доктор сможет отыскать дом, в котором живет пострадавший и помочь ему.
В таком порядке можно рассказать и об остальных службах
Важно давать дошколенку возможность пофантазировать и поразмышлять, самому придумывать похожие примеры. Можно обыграть случаи, связанные с самим малышом
Например, представить, что малолетка остался один дома, и кто-то незнакомый звонит в дверь. Предложить герою сюжета самостоятельно найти выход из ситуации, в данном случае — звонок в полицию или маме с папой.