Введение
Каждый человек обладает определенной логической культурой, уровень которой характеризуется той совокупностью логических приемов и способов рассуждения, которые человек понимает, а также совокупностью логических средств, которые он использует в процессе познания и практической деятельности.
Логическая культура приобретается в ходе общения, учебы в школе и ВУЗе, в процессе чтения литературы.
Логика систематизирует правильные способы рассуждения, а также типичные ошибки в рассуждениях. Она предоставляет логические средства для точного выражения мыслей, без которого оказывается малоэффективной любая мыслительная деятельность, начиная с обучения и кончая научно-исследовательской работой.
Знание логики является неотъемлемой частью юридического образования. Оно позволяет правильно строить судебно-следственные версии, составлять четкие планы расследования преступлений, не допускать ошибок при составлении официальных документов, протоколов, обвинительных заключений, решений и постановлений.
Знаменитые юристы всегда использовали знание логики. В суде они обычно не ограничивались простым несогласием , например с доводами обвинения, если видели в них логическую ошибку. Они объясняли, какая ошибка допущена, говорили, что эта ошибка специально рассматривается в логике и имеет особое название. Такой довод оказывал воздействие на всех присутствующих, даже если присутствующие никогда не изучали логики.
Знание правил и законов логики не является конечной целью ее изучения. Конечная цель изучения логики – умение применять ее правила и законы в процессе мышления.
Истина и логика взаимосвязаны, поэтому значение логики невозможно переоценить. Логика помогает доказывать истинные сужения и опровергать ложные, она учит мыслить четко, лаконично, правильно. Логика нужна всем людям, работникам самых различных профессий.
Итак, логика – это философская наука о формах, в которых протекает человеческое мышление, и о законах, которым она подчиняется.
Функции культуры
- Гуманистическая, или гуманистическо-творческая, – просвещение, воспитание, возделывание духа, по Цицерону – “cultura animi”. Она направлена на превращение богатства совокупной человеческой истории во внутреннее достояние индивида и является условием развития его сущностных характеристик.
- Функция исторической преемственности (информационная) – это функция трансляции социального опыта. Благодаря этой функции каждое поколение людей начинает свой путь развития, обогащаясь опытом предыдущих поколений.
- 3.Гносеологическая, когнитивная функция культуры . Культура – это своеобразная “база данных” человечества, собирающая и сохраняющая знания, накопленные человечеством. При этом все культуры могут различаться по характеру использования знаний, по качеству их усвоения и ассимиляции.
- 4.Коммуникативная функция культуры заключается в том, что она служит основным средством общения между людьми, поскольку в ней воплощается объективное содержание эпохи, а также личный опыт, взгляды и индивидуальные позиции субъектов. Более того, культура существует именно как момент общения, диалога, где проявляются не только ее потенциальные смыслы, но и формируются новые, изначально не предполагаемые смыслы.
- Семиотическая, или знаковая, функция (от греческого Smei tik – изучение знаков) является одной из важнейших. Без изучения соответствующих знаковых систем невозможно овладеть достижениями культуры. Таким образом, литературный язык служит средством овладения национальной культурой. Специальные языки необходимы также для изучения различных видов искусства – живописи, музыки, театра. Естественные науки (физика, математика, химия, биология и т.д.) имеют свои собственные знаковые системы.
- Регулятивная (нормативная) функция связана с регулированием различных видов общественной и личной деятельности людей, она поддерживается моралью и правом.
- Адаптивная функция проявляется в эффективном приспособлении индивида к требованиям общества, приобретении им необходимого набора социальных черт, что формирует у него чувство психологической защищенности и комфорта. Эту функцию культуры исследовал Э. С. Маркарян, который считал, что “культура в целом сложилась как особый, надбиологический по своей природе, антиэнтропийный и адаптивный механизм общества”.
Законы функционирования культуры
- Закон единства и своеобразия культуры . Культура – это совокупное коллективное достояние человечества. Все культуры всех народов внутренне едины и в то же время самобытны и неповторимы.
- Закон преемственности в развитии культуры. Культура – это исторически унаследованный опыт поколений. Где нет преемственности, там нет и культуры. До капитализма формирование нового на протяжении многих поколений плавно поглощалось традицией, так что изменение самой традиции успевало интерпретироваться как следование ей.
- Закон прерывности и непрерывности развития культуры. В связи со сменой эпох (формаций, цивилизаций) меняются типы культуры – так возникает прерывистость. Однако эта прерывность имеет относительный характер, в отличие от абсолютного характера преемственности (так, например, многие цивилизации погибли, но их достижения парус, колесо, календарь и т.д. стали достоянием мировой культуры).
- Закон взаимодействия и сотрудничества культур. Каждая из культур имеет свою специфику, своеобразие, мировоззрение. Часто это различие доходит до противоречия (например, культура Запада и Востока, христианство и ислам). Отсюда и разнообразие культурных контактов: от торговли и миграции до войн и территориальных завоеваний. Все эти взаимодействия обуславливают единство всемирно-исторического процесса.
Исходя из этих законов функционирования культуры, можно отметить, что развитие культуры тесно связано с развитием человечества. Чем динамичнее развивается культура, тем быстрее человек находит себя в жизни, потому что культура открывает новые горизонты, новые идеи. Между культурой и человеком существует неразрывная связь, которую невозможно разрушить.
Головной мозг человека
Пол твоего мозга определяет не твои сексуальные предпочтения, а то, как твой мозг работает и как он воспринимает реальность. Это называется — мужской и женский тип мышления. По статистике, примерно у каждой десятой женщины мужской тип мышления, а у каждого пятого мужчины — женский.
DepositPhotos
Исследования, проведенные в последнее время, позволяют утверждать, что мозг мужчины и женщины действительно имеют различия, которые объясняют сильные и слабые стороны обоих полов. Но результаты далеко не бесспорны…
Парадоксально, что интерес к теме половых различий человеческого мозга вырос из попытки ученых доказать, что их вообще не существует. Когда в 1950-х годах американский психолог Давид Векслер составлял свой знаменитый тест IQ, он обнаружил, что большинство существующих заданий работают либо для мужчин, либо для женщин.
Он долго искал универсальные для обоих полов задания, но все попытки оканчивались неудачей. Не найдя нейтрального инструмента, ученые просто уравновесили в своем тесте количество вопросов, удобных для женщин и для мужчин.
DepositPhotos
Однако отличия между мужчинами и женщинами упрямо проявляли себя вновь и вновь, так что Векслер в конце концов написал: «Наши исследования подтверждают то, что часто замечают поэты и писатели, и во что верят обыватели, а именно: что мужчины не только ведут себя, но и думают не так, как это делают женщины».
DepositPhotos
Обладатели мужского и женского мозга вне зависимости от своего собственного физического пола видят и слышат мир и друг друга по-разному. По-разному реагируют на стресс и угрозы. По-разному оценивают людей и события.
Причина различий вовсе не в традиционном воспитании, она лежит гораздо глубже — в самой структуре мозга. Еще в утробе матери под действием гормонов развитие мозга направляется по женскому или по мужскому типу.
«Все больше и больше исследований демонстрируют тот факт, что мозг мужчины и мозг женщины отличаются друг от друга гораздо сильнее, чем мы предполагали», — считает невролог и психиатр доктор Луанн Бризендайн, автор книги «Женский мозг и мозг мужчины».
Татьяна Черниговская, ученый в области нейронауки и психолингвистики, утверждает: «У женщин связей между полушариями больше, следовательно, социальная жизнь мозга более разветвленная».
DepositPhotos
В женском мозге ответственность за разные функции распределена между областями, к выполнению одной задачи часто подключены оба полушария. Женщины обрабатывают информацию более комплексно — к логике всегда примешиваются эмоции.
Там, где мужской мозг воспримет только слова, женский зарегистрирует еще и выражение лица собеседника, язык его тела, уловит интонацию и подтекст и таким образом воспримет не только высказанные, но и невысказанные мысли.
DepositPhotos
Многие качества, которые мы традиционно связываем с физическим полом, на самом деле связаны с тем, какого пола мозг достался человеку. Например, мужской и женский мозг по-разному реагируют на угрозу.
Мужской мозг в зависимости от расклада сил принимает решение либо сражаться, либо спасаться. Женский мозг при возникновении угрозы в первую очередь ищет помощи и поддержки.
Но традиционно такие качества связываются с физическим полом, а не с типом мышления. Поэтому мужчину с женским мозгом могут считать слишком осторожным и опасливым. А женщину, обладательницу мужского — наоборот, очень смелой и решительной.
Хотя в реальности это не имеет отношения ни к трусости ни к смелости, а просто к тому, какие способы самозащиты предусмотрены женским и мужским типами мышления.
И вот что любопытно. Изменить свой физический пол возможно — с помощью пластической хирургии и гормональной терапии. А вот поменять пол мозга не в состоянии никто и ничто: ни воспитание, ни окружение, ни агитация, ни социальные стандарты.
Узнать, в какой степени твой мозг настроен на мужской или женский лад поможет тест из книги Бориса Лемберга «Какого пола ваш мозг». В этом тесте нет правильных или неправильных ответов, он лишь дает представление об особенностях твоего мышления.
Свобода и ответственность в человеческой деятельности
Свобода – способность и возможность человека осознанно выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками.Ответственность – объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью и обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.
Условия существования свободы
Свобода в деятельности человека | |
Относительная свобода во внешних условиях жизни | Абсолютная свобода во внутренней жизни |
Человек ограничен природными условиями и общественными нормами. Отсутствует выбор объективных условий деятельности | В деятельности человека отсутствуют внешние препятствия для выбора цели и средств достижения, т. е. человек должен сам выбирать цель, сам развивать свои способности и направлять это развитие в соответствии со своими желаниями и мыслями |
Примеры из жизни некоторых видов мышления
Пример. Хирург говорит медсестре шить. Одно слово, но она уже знает, какой инструмент подать, как обрабатывать, даже подсказать может, если что-то увидела опасное. В таком тандеме вырабатывается профессиональное мышление – она без высшего образования, но есть опыт, знания, интуиция, логика.
Здесь включаются сразу несколько видов: помимо профессионального, словесно-логическое, практическое, аналитическое, логическое или интуитивное, произвольное.
Пример. Парень хочет познакомиться с девушкой, но прямо перед ее носом официант нечаянно пачкает его кофе. Парень опешил и ничего не смог другого сделать, как только промямлить: “Не надо было…”
Но знакомство не состоялось не по причине пятен кофе на рубашке. А по причине вступившего в бой иррационального мышления: “Она подумает, что я тюфяк”, “Она точно подумала, что со мной что-то не так…”, “Она не захочет общаться с таким, как я”. Человек с головой погрязает в логически необоснованных убеждениях, погружается в волнение и панику. В следующий раз ему сложнее будет подойти и первым заговорить.
Стратегии мышления богатых от А до Я
Американский писатель Томас Корли в своей книге «Привычки богатых людей» делится результатами пятилетнего общения по-настоящему с богатыми людьми. Он пришел к выводу, что высокие доходы практически не имеют ничего общего с удачей, однако напрямую связаны с «правильными» привычками. Многие из них относятся не к ежедневным ритуалам, а к образу мысли, к подходу к реальности. По его словам, богатые люди – оптимисты, они умеют испытывать благодарность и чувствовать себя счастливыми.
Предлагаем вашему вниманию пять наиболее интересных иллюстраций стратегии мышления богатых, которые подтверждают тезис о том, что заработать большие деньги невозможно без правильного отношения к денежному потоку.
1.Правильные привычки создают «альтернативную удачу».
Богатые люди в большинстве своем уверены, что здоровые повседневные привычки – это львиная доля финансового благополучия. Они уверены, что вредные привычки приводят к неудачам и бедности, а полезные являются верными спутниками успешных людей. Более того, они помогают притягивать удачу.
Не зря ведическая богиня Лакшми отвечает и за финансы, и за удачу, не так ли?
2. Равные возможности на старте.
Богачи, с которыми беседовал господин Корли, верят, что каждый человек обладает практически идентичными возможностями и может достичь очень хорошего результата, если будет опираться на свой потенциал.
С точки зрения ведической астрологии, в каждой личности заложены уникальные способности и если разобраться, что именно приносит отличный доход именно вам, вы сможете достичь процветания. Информация об этом заложена в натальной карте и в Навамше, карте реализации.
3. Отношения между людьми – важная составляющая личностного роста
Стратегия мышления богатых не отличается сентиментальностью, однако обеспеченные люди считают, что общение между людьми — это важная составляющая пути к успеху. Почему? Да, потому что «Кадры решают все». Богачи находят время для того, чтобы поддерживать связи со своими деловыми партнерами, коллегами, знакомыми. Это важный аспект, способствующий развитию личных отношений, приобретению важных контактов. Они обязательно поздравляют людей из своего окружения с важными событиями их жизни и с официальными праздниками.
4. Расширение круга знакомых.
Этот пункт логично продолжает предыдущий. Богатым людям нравится заводить новые знакомства
Кроме того, они уверены, что для успешного ведения бизнеса важно нравиться новым знакомым
5. Принцип 80/20 в действии.
Многие богачи смогли достичь отличного материального положения, не потому что вкалывали с утра до вечера или получили огромное наследство. Мышление богатых подразумевает умение формировать накопления и придерживаться принципа здоровой экономии. Как это расшифровывается? Из 100% заработанных средств нужно откладывать 20%, а 80% смело тратить.
А как вам такая схема накоплений? Подробнее о финансовом планировании.
Развитие мышления
Нужно развивать в себе качества креативных личностей:
- Коммуникативность. Креативность выражается в общении, в способности к сотрудничеству, поэтому креативные личности хорошие коммуникаторы.
- Открытость. Открытый разум – это ум, который ценит критику, готов к новым решениям и идеям и не боится оценки своих идей. Человек с открытым умом готов учиться на успехах и ошибках, растет и развивается.
- Рискованность. Для принятия инновационных решений необходимо быть смелым, не боятся рисковать и выходить из зоны комфорта.
- Знания. Чтобы видеть полную картину решаемой проблемы, нужно хорошо разбираться в своей отрасли.
- Гибкое мышление. Они легко адаптируются к изменениям и мыслят вне стереотипов. Творческие люди приветствуют изменения, не боятся менять свой метод работы и умеют сотрудничать с другими.
Структура культуры
Поскольку культура представляет собой сложное образование, затрагивающее различные сферы человеческой деятельности, необходимо обеспечить определенную основу для ее структурирования.
Если исходить из качества и характера сознания, вырабатываемого культурой, и характера вырабатываемой личности, то можно выделить элитарную и массовую культуру.
Структурирование культуры в зависимости от ее носителя позволяет выделить культуру социальных общностей, или субкультуру: классовую, профессиональную, городскую, сельскую, молодежную, семейную, индивидуальную. Сегодня проблема классовой дифференциации культуры вновь становится актуальной
Она была сформулирована Лениным как теория двух культур (господствующей буржуазной и демократической).
Если принять во внимание многообразие человеческой деятельности, то можно выделить материальную и духовную культуру. К первой из них относится культура труда и материального производства, быта, места проживания (топос), физическая культура
К духовной культуре можно отнести познавательную (интеллектуальную), нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную. Однако такое деление условно, поскольку многие виды культуры – экономическая, политическая, экологическая, эстетическая – пронизывают всю ее систему и не относятся в чистом виде ни к материальной, ни к духовной культуре.
По содержанию и влиянию культуру можно разделить на прогрессивную и реакционную, так как, воздействуя на личность и общество, культура может воспитать человека не только нравственным, но и безнравственным.
Культуру можно разделить по признаку актуальности. Такой актуальной культурой сегодня является массовая культура, которая, несмотря на огромную степень распространения, все же не становится репрезентативной (т.е. наиболее адекватно представляющей культурное содержание эпохи).
Признаки мышления
Мышление имеет ряд признаков:
- Опосредованность. Означает, что мышление конкретного индивида опосредованно опытом всего человечества. Только освоив его, можно привнести что-то новое, свое. Недаром социально изолированные дети («дети-маугли») не способны мыслить как нормальный ребенок того же возраста.
- Целенаправленность. Мышление имеет цель. Например, есть цель – приготовить праздничный торт. Для этого человек размышляет над необходимыми ингредиентами, решает, в каком магазине их купить и когда начать готовить. Но эти мысли без первоначальной цели не возникнут.
- Обобщенность. Мышление это поиск связей между признаками одного предмета, обобщение их в единое целое. Когда мы произносим слово «автомобиль», то предполагаем обобщенное понятие, в которое входят различные марки автомобилей. Их объединяет (обобщает) ряд признаков: четыре колеса, двигатель различной мощности, кузов разного покрытия, дополнительные приспособления в зависимости от предназначения и прочее.
- Произвольность. Для мышления необходимо волевое усилие, которое человек прилагает при возникновении конкретной задачи или проблемы.
Важность критического мышления в жизни
В последние годы термин «критическое мышление» мы слышим все чаще и чаще. Он может встречаться в описании вакансии, его можно услышать с экранов телевизора или прочитать в популярных психологических статьях. Но какое именно мышление подразумевается под критическим? Многие путают его с логическим. Это неправильно, хотя критическое подразумевает использование логического мышления.
Критическое мышление – это способность человека эффективно анализировать поступающую информацию, аргументированно отстаивать свое мнение и принимать верное решение, опираясь на исходные данные. Умение мыслить критически – важный навык, который нужно развивать с юных лет.
Вместе с умением мыслить логически навык критического мышления помогает предугадывать возможное развитие событий, видеть взаимосвязь предметов, справляться с разноплановыми задачами. Такие навыки улучшают показатели в работе.
В повседневной жизни эта способность позволяет быстро анализировать мнение и поведение окружающих, лучше понимать чужую точку зрения, избегать воздействия завуалированной рекламы или пропаганды, обоснованно отстаивать свои слова и возражать тому, что не вызывает согласия.
В обыденной жизни мы часто принимаем на веру большой объем информации, ведь в ином случае нам бы пришлось тщательно изучать и перепроверять множество мелочей. Но сомнения и изучение достоверных источников еще не значит, что мы умеем критически мыслить или способны это делать правильно.
Всегда ли вы аргументированно отстаиваете свою позицию в беседе? Беспрекословно ли доверяете всему, что слышите, или подвергаете сомнению? Часто ли перепроверяете полученную информацию? Давайте выясним, зачем нужно критическое мышление.
Обучение, поиск новых знаний
Обладатели критического мышления способны быстрее искать и сортировать информацию. Таким людям проще выбирать источники, видеть причинно-следственные связи. Есть ряд наук, не относящиеся к точным: социология, философия, политология, педагогика, обществознание, история. Изучая такие предметы, например, в вузе, студент часто сталкивается с дискуссионным методом усвоения изучаемого материала. Для большей результативности обучения как раз и понадобится критическое мышление.
Работа, профессиональная сфера жизни
На современном рынке труда много вакансий, требующих наличие критического мышления. В этом можно убедиться, ознакомившись с требованиями компаний к соискателям на должность «белого воротничка». В работе, связанной с умственным трудом, особенно ценятся умения обрабатывать большой массив информации, выставлять правильные приоритеты в задачах, видеть нестандартные пути решения.
Повседневная личная жизнь
Мы все живем в социуме, и нас окружает не только работа, но и семья, друзья, случайные люди. И каждый день мы принимаем решения, совершаем выбор. Купить товар подороже, потому что его рекламируют, или сэкономить, но приобрести проверенный продукт? Пойти с друзьями в кино с нелюбимым актером или провести это время с семьей? Найти оптимальное решение, не допустить глобальных ошибок или быстро их исправить – в этом заключается особенность критического мышления.
Социализация личности
Развитие личности средствами культуры — важный и необходимый этап социализации ребёнка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и отношений. Человек по природе своей является существом социальным.
Все истории и факты, описывающие случаи вынужденного нахождения в изолированной среде человеческих детёнышей, так называемых маугли, свидетельствуют, что такие малыши никогда не смогут стать полноценными членами общества. Им сложно овладеть речью, простыми формами общения, правилами поведения. Без постоянного присмотра они погибают прежде времени. Подобные примеры наглядно демонстрируют, какую роль играют культурные ценности в социуме.
В различных обществах методы воспитания имеют много отличий, однако роль культуры в социализации личности сложно переоценить. Руссо описывал два пути формирования индивида:
- нравственный;
- политический.
Являясь несовместимыми друг с другом, каждый путь по отдельности позволяет вырастить либо человека с духовно чистым началом, либо гражданина, живущего для служения обществу. Спустя два столетия философию Руссо развили экзистенциалисты, рассуждая об идеях одиночества и об обществе, в котором человек становится рабом установленных правил и норм.
Таким образом, рассматривая, какова роль культуры в становлении человека и общества, можно отметить её колоссальное влияние как на общество в целом, так и на отдельно взятого индивида. Культура формирует личности членов общества и предоставляет человеку ресурсы для преодоления проблем, особенно психологических. Являясь зеркалом человеческой души, она кратко отражает его деятельность, элементы хороших и плохих личностных качеств.
Образность мышления и источник их силы
Образы черпают свою силу из разных пластов нашей личности. Самым поверхностным и слабым по своему вкладу в нашу психику являются ощущения нашего тела. Хоть боль физическая и является крайне неприятным явлением, а удовольствие тела весьма приятно, но сами по себе они не оказывает существенного влияния на нашу психику. Их влияние становится существенным только тогда, когда ощущения тела проникает глубоко в наше сознание или подсознание и попадают на другие уровни нашей психики.
Например, когда, вставая из-за стола мы ударились ногой о его ножку, то это больно, неприятно, но это забудется через день и никакого влияния на психику не окажет. На протяжении жизни мы постоянно ударяемся, царапаемся, получаем синяки и шишки просто в ходе обычной жизнедеятельности, и это не оказывает сколько-нибудь существенного влияния на психику.
Вторым по значимости и силе является наш интеллект. Мы постоянно о чём-то думаем, что-то планируем, прогнозируем, оцениваем, пытаемся вычислить. Это оказывает существенно большее влияние на нашу психику, чем ощущения тела.
Третьим и наиболее значимым из перечисленного являются наши эмоции и чувства. Этот пласт часто называют подсознанием или бессознательным. Они формируются на значительно более глубоком уровне, чем наши интеллектуальные способности и обладают значительно большей силой.
Именно поэтому, например, когда мы умом понимаем, что нужно что-то делать: сесть на диету, делать зарядку по утрам, начать что-то изучать или учить, но заставить себя не можем. Это происходит вследствие того, что наш ум, который всё это понимает, намного слабее наших более глубоких чувств и эмоций, которые выступают против (в тех случаях, когда так и не получается начать или продолжить).
Есть ещё боле глубокие и более могущественные пласты нашей личности, но для простоты данного материала мы не будем их рассматривать в этой публикации.
Каждый образ, который живёт в нашем сознании, черпает энергию из разных источников и уровней нашей психики. И как правило, чем с более глубокого уровня образ черпает энергию, тем более сильным он является. Возвращаясь к примеру с зарядкой по утрам можно сказать, что образ черпающий силу из нашего ума, который нарисовал картину, как занимаясь зарядкой мы будет становиться здоровее и красивее, является более слабым, чем образ, берущий своё начало из нашего подсознания, от наших эмоций и чувств, который содержит неуверенность в успехе данного дела, а значит и ненужность действий в этом направлении. Кстати, именно это и является причиной явления, называемого ленью.
Что такое культурная нейронаука?
Как междисциплинарная наука, культурная нейронаука исследует связь культуры и мозга, в частности, как культура «и создает, и сама создается разумом и лежащими в его основе проводящими путями мозга» (Kitayama & Park, 2010). Как именно культура может изменить наш мозг, какое влияние оказывает культура на самосознание личности? В соответствии с результатами исследований культурной нейронауки, механизм должен работать с гибкостью, пластичностью мозга: способностью адаптироваться к длительному воздействию на поведенческие сценарии (то есть культурные задачи). Возможности нашего мозга претерпевать структурные изменения из-за повторяющихся ежедневных задач хорошо засвидетельствованы (например, увеличенный гиппокамп – область мозга, тесно связанная с пространственной памятью, – у лондонских водителей такси; повышенная плотность моторной коры у жонглеров). Аналогично для более быстрой обработки различных культурных функций, культура «встраивается в мозг» с помощью накопленного культурного опыта. Множество исследований фМРТ показали, как культурные предпосылки могут влиять на нейронную активность при выполнении различных когнитивных функций
Например, были выявлены межкультурные различия в активности мозга среди участников с Запада и Восточной Азии при выполнении задач на визуальное восприятие, внимание, арифметические вычисления и самоанализ (Han & Humphreys, 2016), что продемонстрировало влияние культуры на национальное и этническое самосознание человека и народа вообще.
Что такое картина мира и в чем ее ценность?
Картина мира – это умственная модель реальности, совокупность идей и знаний о мире, нас самих и жизни в целом. Двое разных людей могут придерживаться конкурирующих наборов ценностей и взглядов на мир. Например, если дюжина человек станет свидетелем дорожно-транспортного происшествия, а затем их опросят индивидуально, то будет, по крайней мере, дюжина различных версий того, что произошло. Почему? Это объясняется тем, что люди не способны напрямую ощущать реальность и взаимодействовать с ней по ряду причин:
- это физиологически невозможно;
- чувства каждого человека развиты в разной степени и используются по-разному;
- человек «фильтрует» поступающие данные из мира, создавая весьма избирательную внутреннюю версию реальности.
Поэтому разные картины мира могут легко дополнять или противоречить друг другу. При этом многие люди не осознают собственную картину мира, пока не встретят другого человека, который придерживается иного набора предположений о действительности. Только тогда они начинают осознавать сходство и различие между собой.
Система индивидуальных теорий о мире и том, как он работает, формируется под влиянием множества факторов: унаследованных характеристик человека, его фонового опыта и жизненных ситуаций, ценностей и привычек, религии, культурной среды и многого другого. Все это влияет на самые фундаментальные убеждения и представления о реальности. Также картина мира отражается на том, как человек отвечает на «главные вопросы» бытия:
- Космологический вопрос о происхождении, значении и цели Вселенной: «Как и зачем всё появилось?»
- Метафизический вопрос о высшей природе реальности: «Что реально?»
- Антропологический вопрос о происхождении, предназначении и судьбе человека: «Кто я? Почему я здесь? Куда я иду?»
- Теологический вопрос о существовании, природе и делах Бога: «Кто такой Бог, и если он есть, то какой он?»
- Эпистемологический вопрос о возможности, источниках, сущности и цели познания: «Что есть правда?»
- Этический вопрос об объективном моральном порядке, о том, что хорошо и плохо, что правильно и неправильно: «Кем я должен быть? Что я должен делать? Как мне жить?»
- Эстетический вопрос о красоте и ее выражении через человеческое воображение, артистизм и творчество: «Что есть красота и искусство? Какую роль они играют в жизни и культуре?»
- Вопрос о значении и цели человеческой истории: «Является ли история цикличной и бесконечно повторяющейся или она линейна и обладает началом, серединой, концом?»
Сила людей в их способности приобретать и использовать знания о мире. Философ-аналитик Николас Решер писал: «Мы не многочисленны и не плодовиты, как муравьи или термиты, не жестоки и не агрессивны, как акулы. Являясь слабыми и ранимыми существами, мы вынуждены продвигаться по пути эволюции с помощью своих умственных способностей». Это приводит к практической необходимости приобретать больше знаний для понимания особенностей мира, формировать и улучшать собственную картину мира.
Более того, наличие у человека определенных убеждений об устройстве окружающей реальности обеспечивает ему чувство смысла жизни, надежды и принадлежности к единому целому.
Выготский и человек в меняющейся культуре
Но мир, в котором мы живем сейчас, не имеет отношения к тому миру, к которому нас готовила биологическая эволюция. Так что, по всей видимости, наша когнитивная система в значительно большей степени зависит не от сложившихся в биологической эволюции механизмов, а от культуры. Именно такая идея впервые прозвучала в 1930-х годах в работах Льва Выготского, автора культурно-исторической теории. Он предположил, что
Новорожденный ребенок не может управлять своими памятью и вниманием, для этого ему нужны как раз эти психологические орудия — культурные средства, которые можно взять только из внешней среды, из взаимодействия с теми, кто уже этому научился. Развитие высших психических функций идет по пути от внешнего к внутреннему, то есть с возрастом мы все меньше пользуемся внешними средствами запоминания, управления вниманием и т
п. и все больше — внутренними.
Однако культура стала развиваться не так, как предполагал Выготский. Средства управления познанием стали выноситься вовне и делегироваться современным быстродействующим техническим устройствам, которые берут на себя функцию напоминания, направления внимания, решения задач и т. д. Современные философы Энди Кларк и Дэвид Чалмерс даже предложили так называемую концепцию расширенного познания — не проводить границы между тем, что происходит у человека в голове, теми инструментами познания, которыми он пользуется снаружи, и средой, в которой все это разворачивается.
Можно ли сказать, что на этом человеческое познание закончилось — что, например, память нам больше не нужна, потому что теперь мы все можем хранить в компьютере? Судя по тому, что память хоронили при появлении и письменности, и книгопечатания, интернет ей тоже не страшен. Можно ли сказать, что нам больше не нужно мышление, что наши когнитивные функции могут быть делегированы быстродействующим компьютерам? Судя по результатам исследований человеческой памяти, действительно больше нет границы между тем, что находится у нас в голове, и тем, что происходит во внешнем мире.
Причем меняются не только способы обращения с собственной памятью, но и ее оценки. Например, если человек решает задачи на припоминание и имеет возможность выйти в интернет, в постэкспериментальном интервью он оценивает свою память выше, чем тот, кому поискать ответ в интернете не дали.