Как детские травмы превращаются во взрослые страхи

Ощущение униженности

Если ребенка часто обижали и оскорбляли, то, повзрослев, он будет уверен в том, что никому не нравится и его втайне все критикуют. Особенно болезненной бывает травма, если родители высказывают критические замечания в присутствии посторонних. В результате самооценка ребенка сильно падает и формируется личность, полностью зависимая от мнения окружающих.

Для того чтобы справиться с травмой этого вида, рекомендуется развивать у себя независимость и чувство свободы от мнения посторонних. Также необходимо разобраться со своими истинными желаниями и потребностями и строить жизнь на их основе.

Причины повышенной тревожности у детей​

Значительный «вклад» в развитие тревожности вносят родители. Бывают дети, особенно сильно предрасположенные к повышенной тревожности — дети творческого склада ума, высокочувствительные, меланхолического темперамента. Но обычно, если родители нашли подходящий подход к воспитанию ребёнка, тревожность может проявляться лишь эпизодически, не перерастая в тяжёлую форму. Рассмотрим самые распространённые причины детской тревожности.

1. Тревожная атмосфера дома

Дети всегда перенимают модель поведения близких взрослых. Если родители сами постоянно о чем-то беспокоятся, их тревожность передаётся ребёнку. Он усваивает, что мир опасен, что на самые разные события в жизни нужно беспокойно реагировать. В этом случае ребенок становится мнительным, его страхи распространяются на все сферы жизни. Даже если родители не высказывают открыто свои страхи, дети всегда чувствуют напряженную атмосферу. В такой обстановке стресс у детей может стать хроническим.

2. Психологическая травма

Причиной повышения тревожности может стать любая ситуация, которая вызвала сильный стресс у ребёнка. Развод родителей, потеря близкого человека, серьёзные конфликты с учителями или сверстниками, болезнь — любое из этих событий наносит ребёнку тяжёлую травму. Если родители и психологи не помогли справиться с ней, страхи и тревоги будут сопровождать ребёнка и дальше

Такой травмой может стать даже публичное порицание или провал ребенка на важном мероприятии, особенно если он растёт чувствительным и эмоциональным

3. Авторитарный стиль воспитания

Когда детям предъявляют слишком высокие требования, ругают за любые ошибки, не позволяют выражать свои эмоции и часто наказывают, тревога становится их постоянным спутником. В такой ситуации дети постоянно вынуждены бороться за любовь и принятие, страдают от частой критики, стремятся угодить родителям любой ценой и отчаянно боятся потерять их расположение. Особенно тяжело им приходится, если требования и реакции взрослых непредсказуемы и непоследовательны. Ещё тяжелее, если родители применяют жестокие наказания или запугивания. Как следствие — низкая самооценка, неуверенность в себе, недоверие к окружающему миру, постоянные страхи и высокий уровень тревоги.

Возраст детских страхов

Страх — это друг человека, его дар. Чувство страха было дано нам, чтобы мы могли оценивать опасность и избегать ее, но вместе с очевидными плюсами, страхи приносят в нашу жизнь много досадных минусов. Детский страх, как и взрослый, может быть необоснованным, стать навязчивым, а ребенку иногда требуется помощь, чтобы научиться справляться с пугающей информацией.

В каждой возрастной группе встречаются свои страхи, но рассматривают и список самых распространенных:

  • Страх остаться без родителей (одиночества);
  • Страх плохих снов;
  • Страх темноты (неизвестности);
  • Страх злодеев из сказок;
  • Страх войны;
  • Страх природных катаклизмов;
  • Страх наказания;
  • Страх боли (уколов, врачей);
  • Страх смерти.

Возрастные страхи могут задерживаться у человека дольше «положенного», именно поэтому многие взрослые продолжают с детства бояться высоты или громких звуков.

От 0–1 года:

страх разлуки с близкими;

незнакомых людей;

страх воды;

страх громких звуков.

В 1 год:

  • страх одиночества;
  • страх незнакомых взрослых.

В 2–3 года:

  • страх наказания;
  • боязнь животных;
  • страх высоты;
  • боязнь громких звуков.

В 4–5 лет:

  • страх темноты;
  • страх сказочных персонажей;
  • страх ночных кошмаров.

В 6–7 лет:

  • страх смерти (своей или близких);
  • страх животных;
  • страх сказочных персонажей;
  • страх ночных кошмаров;
  • страх бедствия: пожара, наводнения.

В 8–10 лет:

  • страхи, связанные со школой, стыдом (страх не ответить у доски, отпроситься в туалет);
  • страх смерти.

В 11–16 лет:

  • страх смерти;
  • боязнь войны или нападения;
  • ипохондрия;
  • страх проявить себя;
  • страх принятия возрастных изменений.

Стоимость

Первичный прием психолога в клинике

6 500 руб.

Повторная консультация психолога в клинике

5 500 руб.

Первичная семейная консультация психолога в клинике

7 500 руб.

Повторная семейная консультация психолога в клинике

6 500 руб.

Комплекс “2 встречи с психологом”

10 000 руб.

Комплекс “5 встреч c психологом”

25 000 руб.

Комплекс “10 встреч с психологом”

55 000 руб.

Вызов детского психолога или психиатра на дом

от 8 500 руб.
Первичный прием детского психиатра в клинике (1,5 часа)

8 000 руб.

Повторный прием детского психиатра в клинике

7 000 руб.

Полная диагностика психического здоровья ребенка 3 специалистами (невролог, психолог, психиатр)

18 000 руб.

Диагностика психического здоровья ребенка 2 специалистами – по показаниям

12 000 руб.

Вызов психиатра на дом в Москве в пределах МКАД (ЮЗАО, ЗАО, ЦАО, СЗАО)

7 850 руб.

Вызов психиатра на дом в Москве в пределах МКАД (САО, СВАО, ВАО, ЮВАО, ЮАО)

10 350 руб.

Первичная онлайн-консультация психолога

6 500 руб.

Итого к оплате: ₽
Оплатить

История детсадовского ребенка

Вспоминаю такой случай. Мама пришла за дочерью в детский сад. Девочка начала молча одеваться, вынимая одежду из шкафчика. Усталая мать не придала значения молчанию ребенка, и только на улице ей это показалось странным. «Доченька, что же ты не отвечаешь мне?» – спросила мать и, внимательно посмотрев в лицо своего ребенка, попыталась разжать ей челюсти…Челюсти были плотно сжаты: рот полон винегрета.

Источник травмы – поведение воспитателя, продиктованное его стремлением во что бы то ни стало накормить детей (хороший аппетит – главное достоинство детсадосвского ребенка).

Чтобы определить, действительно ли необычное поведение – реакция на травматическую ситуацию, постарайтесь упомянуть о пугающем эпизоде и посмотрите, как ваш ребенок отреагирует на это упоминание. Травмированный ребенок не захочет слышать про это событие или, наоборот, при придет в возбуждение и, исполненный страха, будет не переставая говорить об этом. Возможно, он замолчит, и вы ни слова от него не добьетесь. Вспоминая о травмирующем эпизоде, мы открываем в прошлом источник негативных чувств. Если эти чувства не были вовремя отреагированы, потом у ребенка не будет и потребности в таком отреагировании, в том, чтобы истратить вредный избыток энергии.

Трансляция переживания: «Смотри, как я волнуюсь!» (страх от родителей к детям)

А вот обратная ситуация. Не ребенок заражает родителя, а взрослый — ребенка.

Родители делятся переживаниями с ребенком, чтобы освободиться от напряжения и тревоги, но не всегда это осознают:

  • «Не лезь к тому мальчику — ударит»
  • «Куда ты пошел — упадешь»
  • «Ну вот ты опять упал. Я же говорила тебе быть аккуратнее, а ты меня не слушаешь. Я же переживаю»
  • «Дети бывают жестокие, никто тебе не поможет, будь осторожен. Держись от этой компании подальше»

Без этих фраз не обойтись. Это эффективный способ, чтобы ребенок учился оценивать, что опасно, а что нет. Но здесь нужна мера. Каждый родитель хочет, чтобы ребенок знал, что потеряться может быть опасно и лучше не теряться. Но вряд ли мы желаем, чтобы ребенок впадал в панику каждый раз, когда остается один.

Чтобы так не происходило, следуйте нескольким правилам:

  • говорите о своих переживаниях от первого лица: «Я очень за тебя переживала»
  • говорите не более 15–30 секунд; в крайнем случае — 5–15 минут, если ситуация была в самом деле опасная и требует выхода эмоций, но больше со стороны ребенка
  • предлагайте позитивный выход из ситуации или давайте позитивный настрой: «Зато мы друг друга нашли», «Теперь ты знаешь как справляться с такой ситуацией», «Ты герой»

Выполнить эти рекомендации не всегда просто. Но если вы заметили, что уже ребенок старается вас утешить, значит вы перестарались с переживаниями, пора остановиться и вспомнить о позитивных моментах.

Симптоматика

Стоит еще раз напомнить, что при тревожно-фобическом расстройстве симптомы появляются и при попадании в ситуацию или столкновении с объектом страха, и даже при мыслях о них.

Самым распространенным проявлением является приступ панической атаки. На человека стремительно накатывается тревога, он охвачен страхом смерти, ощущает физическую катастрофу, боится сойти с ума, полностью теряет контроль над собой. Давление повышается, сердце бьется быстро, не хватает воздуха, в груди возникает непереносимое сдавливание, боль. Выступает обильный пот, мышцы становятся слабыми, кружится голова, походка расшатывается, теряется равновесие, расстраивается желудок, хочется в туалет. Все это длится несколько минут.

Другие симптомы похожи на проявления синдрома Да Косты (другое название – кардиофобия), который характеризуются приступами, похожими на тяжелые болезни сердца и сосудов. Индивид испытывает, что называется, животный страх, сопровождаемый интенсивными вегетативными проявлениями. Ритм сердца сбивается, прыгает артериальное давление, нарушается дыхание, сильно болит в груди.

Невротическое нарушение демонстрирует также симптомы генерализованного тревожного расстройства. Больной испытывает непонятную тревогу, которая не связана ни с какими обстоятельствами. Он постоянно напряжен, не в состоянии расслабиться, чего-то опасается. Ему тяжело заснуть, а если это и получается, то сон беспокойный, с кошмарами и частыми пробуждениями, во время которых тревога становится просто невыносимой.

Иррациональный страх и сопровождающие его реакции вегетативной системы приводят к тому, что человек начинает избегать мест, в которых у него может произойти приступ. Даже в сопровождении кого-то он не в состоянии себе позволить туда пойти. Чтобы не допустить попадания в такое место, индивид разрабатывает особую стратегию: составляет обходной маршрут, не пользуется общественным транспортом, лифтом, ведет затворническую жизнь, если боится толпы, или, наоборот, стремится быть в ней, если опасается одиночества.

Больной осознанно сжимает круг общения, не желает находиться в обществе, не в состоянии ставить цели и добиваться их. Он не может сосредоточиться из-за неприятных внутренних тревожных ощущений, не может мыслить логически и четко, его подводит память.

Как итог: проблемы на работе, страдает личная жизнь, ее качество, карьера и т. д. И чем дальше, тем хуже. Именно поэтому тревожно-фобические расстройства необходимо лечить незамедлительно, обратившись к специалистам. В Москве их можно найти в Городском Психоэндокринологическом Центре (МГПЭЦ).  

Не теряйте времени и идите к врачу, если:

  • вышеупомянутые симптомы сильные и неконтролируемые;
  • тревожность не проходит долгое время, даже если стрессовая ситуация осталась далеко позади;
  • страх находит без причины;
  • боязнь, тревога сопровождается негативными соматическими симптомами;
  • тревожность и физические проявления оказывают негативное влияние на личную и общественную жизнь.

Повышенная тревожность у ребёнка: что делать​

Если ваш ребёнок страдает от повышенной тревожности, лечение нужно начинать как можно скорее. Иначе это свойство личности, скорее всего, останется с ним на всю жизнь. Во взрослом возрасте справиться с ним будет сложнее. Мы предлагаем несколько способов, которые помогут ребёнку победить тревожность и повысить его стрессоустойчивость. Эти же советы можно использовать и для профилактики тревожного расстройства, если ваш ребёнок склонен к нему.

Научитесь контролировать свою тревожность

Повторим ещё раз: больше всего на детей влияет поведение их родителей. Поэтому работу с тревожными детьми нужно начать с победы над собственными тревогами. Если дети увидят, что взрослые спокойны, доверяют миру и не боятся идти ему навстречу, они естественным образом сами станут смелее и спокойнее.

Пересмотрите свой стиль воспитания

Прежде чем лечить своего ребёнка от тревожности, подумайте, не требуете ли вы от него слишком многого в жизни? Может быть, стоит снизить ему нагрузку. Например, разрешить не ходить в кружок, который ему не нравится. И, конечно, нельзя ругать детей за ошибки и неудачи, иначе страх будет сковывать их перед любым новым начинанием. Помогите вашему ребёнку справиться с непростой для него ситуацией, покажите, что вам можно доверять. Помните: если ребёнок воспринимает вас как источник опасности и наказаний, он будет постоянно чувствовать страх и одиночество.

Научите ребёнка самостоятельно справляться с трудностями

Не бросайтесь помогать ребёнку, пока он сам об этом не попросит, не стремитесь оградить его от всех трудностей. Дайте ему понять, что вы рядом и всегда поможете, если потребуется, но верите, что он справится самостоятельно. Так ребёнок обязательно поверит в себя и не станет пасовать перед малейшими сложностями. И, конечно, не критикуйте за неудачи: лучше похвалите за смелость и самостоятельность и предложите вместе подумать, как можно исправить ошибку. Это воспитает в ребёнке ответственность и стрессоустойчивость.

Также полезно завести домашнего питомца — например, рыбок, черепашку или аквариумных улиток — и поручить ребёнку некоторые обязанности по уходу за ним. Ребёнок будет чувствовать себя большим и сильным по сравнению со своим питомцем, это укрепит его веру в себя и ощущение собственной значимости.

Любите ребёнка таким, какой он есть

Это значит, что нужно принимать не только достоинства вашего ребёнка, но и то, что вы считаете недостатками — скорее всего, это вовсе не недостатки, а особенности личности, которые делают его непохожим на других. Никогда не сравнивайте ребёнка с другими детьми, чаще хвалите его и говорите, что любите его в любой ситуации. Безопасная и комфортная обстановка дома, хорошие отношения с родителями снижают тревожность и повышают стрессоустойчивость детей.

Виды страха

В современной психологической практике используется классификация страхов по Щербатых Ю.В., которая включает:

  • Естественные или природные страхи, являющиеся реакцией на природные явления: молнию и гром, землетрясения, агрессию животных и т.д.
  • Социальные страхи, представленные боязнью ответственности, выступления перед публикой, перед экзаменом или важным разговором.
  • Внутренние или экзистенциальные страхи, которые создаются самим человеком, например: боязнь собственных мыслей и поступков.

Отдельно выделяются детские страхи, включающие в себя страх остаться одному, боязнь других людей, врачей, сказочных образов и т.д.

Типы детских страхов

Такими страхами часто страдают дети с развитым воображением. Им может казаться, что из темноты вылезают чудовища, что они видят нечто, невидимое другим (в этом случае обязательно стоит показать ребенка и квалифицированному психиатру, родители не всегда могут отличить фантазию от галлюцинации). Впечатлительные дети начинают «достраивать» ситуации: «мама опаздывает с работы, потому что ее захватил в плен людоед».

Навязчивые / реальные

Такие страхи часто появляются после психотравмы. Если ребенок стал свидетелем ДТП, он будет бояться сесть в машину. С этим страхом обязательно должен работать детский психолог.

Бредовые

Это страхи, которые не имеют даже предполагаемого основания. Например, ребенок внезапно начинает боятся собственную кошку, с которой жил несколько лет, папу или любимый мультик.

Виды тревожных расстройств

Тревожные расстройства входят в группу невротических патологий, связанных со стрессом, и соматоформных расстройств по МКБ-10. Они разделяются на несколько видов:

Генерализованное. Устойчивое чувство тревоги, не вызванное какими-либо определенными обстоятельствами.
Паническое. Периодические приступы ярко выраженной паники, появляются спонтанно и не ограничены определенными обстоятельствами.
Тревожно-депрессивное. Фоновая тревожность сочетается с общим депрессивным фоном при общей степени выраженности симптомов.
Социальные фобии

Страх перед вниманием со стороны окружающих, публичных выступлений, посещения массовых мероприятий, различных социальных взаимодействий (например, знакомств).
Агорафобия. Навязчивая боязнь выхода из дома, посещения публичных мест, езды в транспорте, одиночных путешествий

Часто сочетается с приступами паники в пугающих обстоятельствах.
Изолированные фобии. Приступы тревожности и страха, связанные со специфическими ситуациями. Например, близость к пугающим животным (арахнофобия, инсектофобия), страх высоты (акрофобия), боязнь замкнутых пространств (клаустрофобия).

Эксперимент Харлоу доказал, что для здоровья детям необходимо родительское тепло

Без доброй мамы — плохо. Очень быстро выяснилось, что обезьянки предпочитают проводить время, повиснув на мягкой фигуре, хотя у нее нет молока, а к проволочной «маме» подходят только для того, чтобы поесть. Когда оставили только ее, обезьяны начали вести себя подобно детям-аутистам — сжимались на полу, избегали контактов, раскачивались взад-вперед.

Злая мама — все равно мама. На последней стадии эксперимента Харлоу создал модель «злой матери» — поместил в клетку мягкую фигуру, которая была оборудована приспособлением, внезапно отталкивающим обезьянок или выпускающим шипы. Но даже пострадав от такого обращения, животные возвращались к «злой маме» и сохраняли привязанность к ней.

После окончания эксперимента обезьянки так и не восстановились. Во взрослом возрасте они оставались более робкими, нервными, по сравнению с обезьянами, которые выросли в нормальных условиях.

Симптомы повышенной тревожности​

Говорить о повышенной тревожности можно, если у ребёнка регулярно проявляются следующие признаки:

  • неуверенность в себе, заниженная самооценка;
  • страх перед новыми делами или людьми;
  • отказ выполнять работу, которая связана с трудностями;
  • страхи, не соответствующие возрасту: если ребёнок старше семи лет боится идти в школу, выходить на улицу, оставаться дома один, засыпать один;
  • нарушения сна, ночные кошмары;
  • пониженный аппетит;
  • «вредные привычки»: ребёнок грызёт ногти, постоянно накручивает волосы на палец, выдёргивает волосы и т. д.;
  • плаксивость, ранимость;
  • скованность в новой обстановке;
  • приступы злости, раздражительности;
  • множество фобий.

Приступы тревоги сопровождаются также физиологическими проявлениями: учащённым сердцебиением и дыханием, сухостью во рту, дрожью, нарушениями пищеварения и другими признаками — у каждого ребёнка симптомы индивидуальны.

Почему эти «плохие» чувства остаются в памяти надолго? Что такое незавершенное действие?

Лучшая профилактика последствий стресса и для взрослых, и для детей – дать свободно поговорить о том, что произошло, выразить свои чувства и мысли, дать волю спонтанным, пускай даже противоречивым, реакциям и переживаниям.

Психологи знают: необходимо, чтобы ребёнок или взрослый мог свободно «излить душу» (так раньше выражались поэты), раскрыть то, что его волнует, найти форму для того, что, возможно, смутно мелькнуло в уме, сердце или импульсом пробежало в теле во время стрессового эпизода. Необходимо внимательное отношение к небольшим фрагментам памяти, чтобы «незавершенные, временно остановленные» действия получили свою идентификацию и свое место для «развертывания и завершения» (естественно, в форме игры, рассказа или фантазийного представления). Должны быть восстановлены спонтанность распознавания, выражения своих чувств, доверительное отношение к миру и надежда на то, что мир примет эти чувства, отнесется к ним приветливо. Не станет сообщать: «Твои чувства неправильные», а, наоборот, даст поддержку словами и действиями в определенном (феноменологическом) ключе. Ситуацию можно считать завершенной, когда такая комплементарная поддержка откроет путь для выражения (выплеска) чувств. Во многих случаях пострадавший не формулирует свои мысли и не дает места чувствам, так как нет человека, воспринимающего (слушающего) эти чувства.  Или, наоборот, опасается отвержения, осуждения со стороны тех, кто рядом, и потому сохраняет внешнее спокойствие ради лояльности.

Пример такого феноменологического сообщения для взрослого мы приведем ниже.  Может быть, форма покажется читателю слишком наивной, но ситуация стресса, часто – не тот случай, где уместны сложные философские размышления или парадоксальные предложения. Например, друг или близкий может подтвердить: «Да, ситуация была сложная», сказать, что, да, человек был в сильном стрессе или злился в тот момент. То есть, дать уважение и ПРИЗНАНИЕ опыта человека на уровне его феноменологии чувств, побуждений, импульсов, пережитых во время сложной стрессовой ситуации (травмы). Друг воздержится от ложной тактики утешения: «Просто забудь и не думай об этом: все уже позади» или «не надо так бояться и переживать, ведь все кончилось хорошо!». Такие реплики кажутся поддерживающими и успокаивающими, а по своей структуре сообщают человеку: «Твои чувства неправильные, замени их». Удивительно, как часто в стрессовой ситуации близкие люди путают поддержку и «затыкание спонтанного чувства»! Если ситуация была действительно сложной, лучше, чтобы ребенок или взрослый выразил в спокойной и доброжелательной обстановке то, что реально в тот стрессовый момент пережил.

С 7 до 12 лет

Начало школьной жизни — тот экватор, за которым природные и «фантазийные» страхи все больше уступают место социальным. Дети, выросшие в гиперопеке, могут тяжело переживать разлуку с родителями и необходимость самостоятельно справляться с заданиями в школе.

Родители же часто усугубляют ситуацию, придавая чрезмерную важность оценкам, заставляя многократно переписывать домашние задания и т. д

Как преодолеть детские страхи, связанные со школой, и помочь ребенку не бояться этого нового жизненного этапа? В первых классах стоит сосредоточиться не столько на отметках, сколько на том, понимает ли ребенок программу в целом, какие него есть белые пятна.

Если будет понимание, отметки подтянутся сами собой. И не забывайте, что школа — это лишь часть жизни, помимо уроков у детей должны оставаться увлечения и хобби.

Разновидности тревожно-фобического расстройства

В настоящее время исследовано более пятисот фобий. Специалисты поделили их на три обширных группы: специфические (простые), социальные фобии, агорафобия.

Простые фобии

К ним относят страх перед действием, ситуацией, объектом. Это может быть боязнь темноты, определенных животных (собак, пауков, змей, насекомых), отверстий, авиаперелетов, темноты, закрытого пространства, крови, высоты, болезней и т.д.

Как правило, такие нелепые страхи развиваются у маленького ребенка в тот период, когда он начинает познавать мир. У некоторых людей они пропадают в процессе взросления, а у других – остаются на всю оставшуюся жизнь.

Социальные фобии

Страдающие ими люди боятся внимания со стороны и негативной оценки того, что они делают. Поэтому такие индивиды стараются избегать публичных выступлений, нахождения в обществе, вечеринок, людных мест, ответов у доски в школе или вузе, звонков незнакомым абонентам и т. п. Развивается такая фобия обычно в подростковый период.

Социофобы опасаются, что посторонним они будут казаться нелепыми, неадекватными, странными. Беспокоит их и собственная реакция на тревожность: дрожание голоса, покраснение лица, дрожание рук, тошнота.

Агорафобии

Это боязнь оказаться в ситуации, из которой трудно выбраться или где помощь не может быть оказана своевременно. Проявляется она у людей после 20 лет.

Агарофобы боятся ходить в магазин, театр, кино, ездить в общественном транспорте, автомобиле и лифте, оставаться одни в квартире, находится вдали от дома, на открытых пространствах. Прогрессируя, расстройство расширяет свои границы, то есть, тревожных ситуаций становится все больше, и в итоге человек, стараясь избежать их, становится затворником.

Кроме фобий, к тревожно-фобическим расстройствам относят патологии, имеющие яркую поведенческую и когнитивную симптоматику, с сильно выраженной реакцией организма на страх.

  • панические атаки;
  • генерализованное тревожное расстройство;
  • приступы по типу синдрома Да Косты.

Вам может быть интересно

26.09.2019 Мировые тенденции: люди с лишним весом будут получать меньше

04.06.2019 Абсолютная анонимность. Компьютеры завоевывают все больше доверия

11.11.2019 Женский шопоголизм откуда берется страсть к покупкам и как от нее избавиться

26.08.2019 Хронический алкоголизм: есть ли шанс избавиться от патологической привычки?

24.06.2019 7 рекомендаций, как перестать врать

28.10.2019 Электронные сигареты повреждают легкие

09.12.2019 «Как сапожник»: что делать родителям, если ребенок матерится?

12.07.2019 Как отложенные желания приводят к развитию тревожности

09.04.2019 Полезный и вредный страх, или Как избавиться от фобий

26.09.2019 Отказ от курения: какой путь предстоит пройти?

26.08.2019 «Расплата» за веселую вечеринку: как избавиться от похмелья

01.08.2019 Ароматные воспоминания: если событие сопровождалось неприятным запахом, оно обязательно отложится в памяти

Механизмы тревожных расстройств

То, почему возникает тревога без причины, связано с неправильной работой нейромедиаторов мозга.

У людей с тревожным расстройством наблюдается дисфункция миндалевидного тела (амигдалы, миндалины). Эта структура отвечает за распознавание опасности и реакции на страх. Из-за нарушений в работе миндалины организм получает ложную информацию об опасности. Происходит выброс нейромедиатора адреналина − «гормона стресса», который активизирует реакции вегетативной нервной системы.

У нас ускоряется сердцебиение, повышается давление и тонус мышц, учащается дыхание, появляются тошнота и диарея. При угрозе все эти механизмы помогают нам – повышают скорость реакции, позволяют мощно атаковать или быстро убегать. Но реальной опасности нет. И видоизмененное состояние становится для человека мучительным, мешает трезво размышлять, работать или отдыхать.

Слияние: «Твой страх — мой страх»

Ребенок заражает страхом родителя. В результате малыш наделен большей властью и большей ответственностью.

Ребенок может пойти дальше и начать исследование границ взрослого: «А этого он тоже испугается? А вот этого?» Например, начнет бояться кошек или голубей (реальная ситуация). Здесь родитель вряд ли присоединится и не будет прятаться от кошек и голубей, страх ребенка постепенно угаснет

А если новый страх тоже будет правдоподобным — ребята со двора, воспитатель в саду? Поэтому важно не идти на поводу у ребенка и не уходить от пугающей ситуации

Оставить ребенка наедине со страхом, предложить справиться самостоятельно — тоже не вариант, хотя нам часто кажется, что это поможет:

  • бросить в воду исподтишка, застать врасплох
  • заставить пройти мимо собаки, прикоснуться к пауку

Ребенку показывают, что родитель не дает разрешение на страх, а значит, страх — плохое чувство, его нужно прятать. Он остается наедине с переживаниями, но уже многократно усиленными, обильно приправленными обидой и напряжением.

В первом и втором случае взрослым руководит страх. Но это, конечно, не страх собаки (пауков, темноты), а тех эмоций, которые испытывает ребенок, бессилия, ощущения, что родитель не знает, как с ними справиться.

Суть этих эмоций такова, что с ними не нужно справляться. Нет такого способа, чтобы ребенок быстро перестал бояться пугающего объекта — можно только постепенно учить его преодолевать негативные переживания. Для этого достаточно выслушать, подтвердить, что такой страх имеет право на существование, что, может, вы и сами немножко пугаетесь, или, наоборот, не пугаетесь, но вы рядом, готовы защищать его. Победить страх нужно вместе: не обходить собаку закоулками, но пройти мимо крепко взявшись за руки, подбадривая ребенка.

Хороший посыл, который может дать взрослый:

  • «Собака страшная, но я ее не боюсь. Я рядом, я тебя защищаю»
  • «Одному (без мамы) в садике страшно. У тебя это в первый раз. Тут новые игрушки, смотри. Я обязательно вернусь вечером»

Цель вторая. Работа с родителями. Что и как могут сделать родители?

Что психолог может посоветовать близким, если когда-то с ребенком или взрослым произошел неприятный эпизод, и они хотят максимально помочь хорошей психической реабилитации после этого эпизода? Очевидно, нужно как-то поговорить с человеком и дать разговориться, даже если это ребенок (тем более, если это ребенок). Если точно известно, что произошла сложная ситуация, близким людям полезно проявить уважение к эмоциональным реакциям, ответам на стрессовый фактор. Я могу предположить, что часто близкие люди действуют в отношении тех, кто попал в реально затруднительную ситуацию, используя тактики, привычные им с детства в отношении совсем другой категории опыта. Если они привыкли успокаивать слишком нервных родственников, им кажется, что по аналогии так же надо успокоить и тех, что пережил настоящий стресс. Такая тактика отрицает реальность переживаемого опыта, а мы знаем, что первая основа для реабилитации состоит в том, чтобы человек получил поддержку в реальности своего существования. В том числе, в реальности переживаемого опыта.
Как же разговаривать с ребенком после перенесенного стресса? Как разговаривать с ребёнком в ситуации, когда он непосредственно переживает стресс? Ответ прямой: признавать факт стресса и признавать весь спектр чувств, которые проявляет ребенок. Если в основе этих чувств лежит, кроме актуальности эмоционального ответа на текущую ситуацию, дополнительный неприятный эффект тревоги, порожденный ПТСР, то вдвойне необходима со стороны близких позиция уважения и принятия. Такое принимающее и феноменологическое действие создает платформу для раскрытия опыта и его переработки. Кстати, переработка может произойти и без помощи психолога. Например, если родители поддерживают спонтанность выражения чувств,  ребенок может выразить чувства во время спонтанной игры. Или он может во время ночного сна увидеть конкретно или в символической форме старый травматический эпизод. Часто сновидение само делает работу символизации, идентификации и отреагирования, оно может дать место и форму для работы завершения психикой незавершенных действий. Той работы, которую забыли сделать в дневное время. И тогда помощь психолога, к счастью, даже не потребуется.

Опасная встреча в лифте

Одна мать восьмилетнего мальчика вспоминает: «Когда я была маленькой, за мной погнался пьяный дядька, я удирала от него во все лопатки, не оглядываясь, до самого дома, потом еле отдышалась. Этот случай я забыла, и мне его напомнила моя мама.

И вот с моим сыном произошла похожая история. Он оказался в лифте с пьяным мужчиной, которого очень испугался. У моего сына после этого случая началось ночное недержание мочи, он видел страшные сны и кричал по ночам, появились и другие симптомы».

Этот мальчик не имел возможности отреагировать накопившуюся в мгновение опасности энергию, и она превратилась в энергию травмы – не то, что было у его матери в детстве, которая тут же отреагировала на опасность активным физическим действием – бегством.

Короче говоря, из угрожающей ситуации есть нетравматический выход: он зависит от способности индивида тут же израсходовать выработавшуюся в мгновение опасности энергию. Благодаря этому нервная система может вернуться на исходный уровень функционирования. Понятно, почему даже опасные для жизни человека ситуации могут не стать травматичными для него, если он сможет на них отреагировать естественным и эффективным образом.

Решение проблемы — технология изменения поведения 7Spsy

Итак, вы заметили у вашего ребёнка повышенную тревожность и наверняка задумались, как избавиться от неё навсегда. В этом случае необходимо поработать над его стрессоустойчивостью. При этом недостаточно просто убрать симптомы — необходимо глубинное изменение устоявшейся модели поведения. Курс изменения поведения 7Spsy поможет избавить ребёнка от тревоги. Запатентованный метод поведенческой психологии помогает выявить установки, которые привели к повышенной тревожности, и изменить их на позитивные.

Научим умению быть спокойным и внимательным

Записаться на консультацию

Работа по курсу проходит дистанционно и занимает от 2 до 6 недель. На протяжении всей программы вашего ребёнка будет сопровождать профессиональный психолог. Он поддержит при возникновении трудностей на пути к развитию стрессоустойчивости. Благодаря работе по методу 7Spsy ваш ребёнок перестанет переживать по мелочам и научится справляться со стрессом самостоятельно.

  1. Методика Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М., «Уровень тревожности ребёнка» http://www.eti-deti.ru/det-test/75.html
  2. Игорь Савченко, «Тревожный ребенок. В какой помощи он нуждается» (https://eduface.ru/consultation/psiholog/trevozhnyj_rebenok_v_kakoj_pomowi_on_nuzhdaetsya)
  3. Марина Осипенко, «Тревожный ребёнок — что делать?» (https://medaboutme.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/psikhologiya_detey/trevozhnyy_rebenok_chto_delat/)

Заключение

Часто в популярной литературе встречается мнение, что плохие ситуации учат человека справляться с трудностями. Ницше: «То, что нас не убивает, делает нас сильнее!». Однако мы на практике замечаем, что что-то не совсем ладно с идеей обучения через стресс. Симптомы ПТСР скорее мешают адаптации, чем помогают личностному развитию. Поэтому мы придерживаемся на практике простого принципа: сначала реабилитация, а потом уже обучение, воспитание и педагогика

Итак, когда же можно приступить к воспитательной работе? Ведь взрослым важно, чтобы ребенок соблюдал правила безопасности, берег свою жизнь, был осторожен в ситуациях, опасных физически, или сложных в человеческом отношении.
После завершения реабилитации (не раньше!!!), через несколько часов или в другой день можно перейти к завершающей стадии. Обсудить, какие выводы сделал ребенок, как можно в будущем избежать неприятностей, как построить план лечения (если это необходимо), что ему нужно думать о своей травме и так далее

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий