Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи
«Поймай преступника»
Развитие понимания речи на слух
Расскажите, что вы получили задание помочь полицейским волшебного города букв и слов. В ней живут не только хорошие слова, но и хулиганы и другие нарушители. Сегодня они пробрались в каждый дом и засели там! Вам с детьми предстоит вычислить этих нарушителей, назвать их и передать властям. А узнать преступника очень просто: их имена очень сильно выделяются и отличаются от имен соседей по «домику».
Называйте слова из одной лексической группы плюс одно лишнее.
Пример:
Донна Картошка, фрау Луковица, синьор Чемодан, господин Огурец (синьор Чемодан).
Миша Белкин, Миша Зайцев, Миша Синицын, Миша Медведев (Миша Синицын).
Прыг-скок-квак
Работа с фонематическим слухом
Поделитесь с детьми историей о том, что где-то живут веселые лягушки, которые очень любят говорить похожими друг на друга словами. Чтобы подружиться с ними, нужно научиться говорить так же, как они. Попросите детей повторять за вами следующие фразы:
Так-ток-тик
Дом-дым-дам
Так-бак-как-мак-фрак-лак
Кот-пот-рот-лот-вот
Ком-сом-дом-гном-гром
Батон-бутон-бетон
Придумайте вместе новые сочетания слов, похожих по звучанию, и повторите их несколько раз.
Дидактические игры по развитию речи в подготовительной группе
В подготовительной группе дети начинают не только уметь использовать в своей речи антонимы, синонимы, но узнают названия этих понятий. Так же, многие игры обучают детей азам школьной программы русского языка. Например, узнают о частях словах, о том, что оно состоит из слогов, что буквы делятся на гласные и согласные, учатся различать понятия звука и буквы.
Некоторые дидактические игры, проводимые для деток из старшей и подготовительной групп нацелены на умение все больше примечать различные детали, находить как можно больше свойств того или иного предмета, явления или человека. На этом этапе развития речи так же, идет развитие логики и мышления в целом. Развивается воображение и творческие навыки детей.
Игры для формирования и развития словаря
«Собери багаж»
Обобщение и группировка по признакам
Для начала подготовьте карточки с изображениями различных предметов таким образом, чтобы как минимум каждые 3 (и более) из них относились к одной теме или могли быть обобщены по какому-либо признаку (продукты, игрушки, всё зелёное, всё мягкое, встречается только зимой). Тематических признаков должно быть столько же, сколько участников играет, плюс 1-2 «запасных». Каждому из игроков раздайте корзинку (коробку, чемоданчик). Карточки спрячьте в непрозрачную емкость или переверните изображениями вниз.
Расскажите детям, что скоро вы отправитесь в далекую волшебную страну. Взять с собой в багаж каждый может только те вещи, что имеют какую-то общую черту. Предложите первому ребенку вытащить наугад одну карточку. Обсудите с детьми свойства этого предмета, его назначение, примечательные черты, отличия. Первая карточка попадет в «чемодан» первого игрока.
Второй ребенок вытаскивает свою карточку. Обсуждение повторяется. Вместе с детьми определите, относится ли этот предмет к той же категории, что и первый. Если да – карточку забирает первый игрок. Если нет – второй кладет этот предмет в свой «багаж» и передает ход следующему участнику.
Игра продолжается до тех пор, пока у каждого ребенка в чемодане не накопится по 3 предмета (или более, если вы подобрали свыше 3 тематических карточек каждого вида для каждого игрока).
«Перевертыши»
Подбор антонимов
Игра динамическая, подходит для работы с мячом (перекидывать друг другу, называя слово), эстафет, прыжков и пр.
Ведущий называет слово и передает ребенку мяч (или совершает другое действие). В ответ ребенок как можно быстрее должен назвать слово, противоположное по смыслу. Игрокам можно подсказывать друг другу, вместе развивая активный словарь.
«Журналисты»
Формулирование вопросов, употребление глаголов
Расскажите, что сегодня дети будут работать журналистами и брать друг у друга интервью. Подготовьте два стула, как в настоящем телеэфире, импровизированный микрофон и вызовите первую пару участников.
Для каждого подготовьте некую тему, событие или явление, про которое можно рассказать, что именно оно делает. Шепните тему (одним словом) на ухо «журналисту» и предложите «взять интервью» – составить с загаданным словом вопрос «Что делает?». Второму ребенку придется отвечать на вопрос, вспоминая навыки, способности и возможности загаданного существительного.
Пример: Солнце. «Скажи, что делает солнце? – Солнце светит, греет, восходит, сияет.
Собака. «Расскажите нам, пожалуйста, что делает собака? – Лает, кусается, рычит, охраняет.
После того, как интервью окончено, слово дают «гостям в студии», другим детям, предлагая придумать другие глаголы, относящиеся к данному существительному. Затем участники меняются ролями, повторяют игру с другими словами, а потом уступают место следующей паре . Гостю, назвавшему наибольшее количество глаголов (и как игроку, и «из зала») полагается приз.
«Переводчики для китайского туриста»
Подбор синонимов
Расскажите детям о том, что человеку, который плохо знает язык, порой очень трудно понять значение тех или иных слов. И на помощь могут прийти слова, похожие по смыслу.
Представьте детям куклу (мишку и пр.), которая приехала в гости из другой страны – Китая. Она плохо знает русский язык, потому что только начала его изучать. Ей требуется помощь, чтобы понять некоторые русские слова.
Показывайте детям карточки с обозначениями разных слов (или произносите их вслух) и предлагайте объяснить их смысл иностранке при помощи всего одного слова. Вовлекайте в игру всех детей – пусть придумывают синонимы коллективно.
Игры на развитие речи для младших дошкольников
У детей 3-4 лет быстрее, чем в любом другом возрасте, наполняется активный словарь, улучшается звуковое оформление слов, происходят открытия в значении понятий, более развернутыми становятся фразы, закладывается звуковая культура речи.
Но при этом наиболее характерными являются замена и проглатывание звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры (например, сокращение слов: «асипед» вместо «велосипед»), неправильное ударение и другие. Все эти несовершенства временные, но требуют соответствующей тренировки. С детьми этого возраста заниматься развитием речи можно исключительно через игру.
1.«Птичий двор».
Цель: учить произносить 3-4 слога на одном выдохе, тренировать звукоизвлечение, подражать голосам птиц.
Приготовьте игрушки животных: курицы, гуся, петуха, цыпленка. Расскажите историю о том, с кем вы встретились на птичьем дворе, имитируя при этом голоса домашних птиц. Затем, приглашая малыша на птичий двор, показывайте игрушки по очереди и предлагайте ребенку выразительно озвучить путем звукоподражания увиденных птиц: ко-ко-ко; га-га-га; кря-кря-кря; ку-ка-реку; пи-пи-пи и пр.
2.«Понарошку» – игра полезна детям, которые заменяют звуки в словах. Способствует развитию правильного произношения звуков и слов.
Возьмите игрушку-зайчонка или покажите ее на картинке. Спросите ребенка с улыбкой: «Это майка?». Для начала используйте звук-заменитель отличный от того, который употребляет ребенок. Покачайте головой, чтобы ребенок понял игру. «А может, это чайка?» — постарайтесь развеселить малыша дальнейшими версиями. Только затем воспроизведите ошибку ребенка: «Это сайка?». И потом: «Это зайка?».
Как только ребенок поймет смысл игры, не подсказывайте ему, а прислушайтесь, насколько самостоятельно он определяет верный звук. Слова в этом игровом упражнении могут использоваться разные. Обязательно включайте те, произношение которых вызывает у ребенка сложности.
3.«Что может ездить», «Что умеет летать» и аналогичные – игра на вычленение определенного звука в словах и закрепление произношения.
Например, тренировка произношения звука с(сь). Для игры необходимо подобрать картинки с изображением транспорта и предметов, в названии которых есть данный звук. Возможная подборка: санки, стул, самолет, велосипед, сапог, самокат, снегоход, троллейбус, стол, автобус, снежинка и другие. Картинки переворачиваются, чтобы малыш не смог увидеть их сразу. Ребенок берет картинку, озвучивает увиденный предмет и поясняет, может ли он ездить.
Примечание: взрослый должен следить за тем, чтобы дошкольник правильно и выразительно произносил звук с(сь) и отчетливо выговаривал слово с этим звуком.
Игры для формирования и развития грамматического строя речи
«Словечки кувырком»
Составление фразовых схем и структурирование предложений
Разбейте группу на тройки. Каждый ребенок будет изображать определенное слово. Объясните детям их роли. Затем расскажите о них оставшимся участникам.
Пример:
Сегодня Дима у нас будет словом «котенок». Наташа – словом «хочет», а Катя – словом «спать». Дети, встаньте рядышком, чтобы мы могли вас прочитать.
Дети «читают»: «Котенок хочет спать».
Предлагайте детям из этой тройки меняться местами («перекувырнуться», можно сопроводить перестановку прыжками). Прочитайте новый результат: «Спать хочет котенок, котенок спать хочет, спать котенок хочет и т.д.)
В следующей группе предложите не менять первое слово и продолжить историю про котенка. К примеру, «Котенок берет подушку» и т.д. Каждый раз читайте фразу целиком, обсуждайте, изменился ли ее смысл от перестановки слов, понятна ли она, по-русски ли звучит.
«Угадай, какой?»
Согласование имен существительных и прилагательных
Детям последовательно предлагаются названия различных предметов и задается вопрос об их свойствах: «Какой?», «Какая?», «Какие?». Можно играть с мячом, перекидывая его от взрослого ребенку на каждый вопрос-ответ, передавать друг другу игрушку по эстафете (следующий игрок придумывает новый эпитет к загаданному слову), хлопать или иллюстрировать игру каким-либо иным способом. Набор существительных подбирается случайным образом или под тему занятия.
Шапка. Какая? – Зимняя, теплая, шерстяная, вязаная…
Ботинки. Какие? – Синие, удобные, нарядные, кожаные…
Солнце. Какое? – Горячее, яркое, далекое, большое…
Фантазеры
Развитие речевой активности, воображения
Все участники садятся в круг. Взрослый держит в руках маленькую игрушку (шарик, камушек, палочку). Он загадывает соседу справа первое слово. К примеру, «сокровище». Второму игроку нужно придумать связное предложение с этим словом. «В подвале старого дома дети нашли настоящее сокровище». За хорошо придуманное развернутое предложение игрок получает в руки эстафетную игрушку, камушек и пр. Следом он загадывает соседу справа следующее слово. Тому предстоит выдумать свое предложение с новым словом, связав его по смыслу с предыдущим, чтобы получился рассказ. Завершив круг, игроки вспоминают получившуюся историю.
Игры для художественно-эстетического развития
Такие разновидности игр направлены на формирование у детей умения воспринимать и понимать произведения искусства, развитие эстетического вкуса и собственного творческого потенциала.
Игра «На что похожи облака»
Цель: развитие фантазии, умения воспринимать объекты.
Для игры нужно подготовить карточки с изображением облаков разной формы. Эти карточки раздаются детям. Им нужно рассмотреть изображения и сказать, на что похоже облако.
Эту игру можно проводить во время прогулки, предлагая дошкольникам посмотреть на небо и описать облака. Еще один вариант игры: воспитатель называет любой предмет, а дети должны нарисовать похожее на него облако.
Игра «Подбери по цвету»
Цель: развивать цветовосприятие, учить детей различать цвета и их оттенки.
Суть игры заключается в необходимости распределять предметы на группы в соответствии с их цветом. Вариантов такой игры много.
1 вариант. Подготовить фишки разного цвета и коробочки, которые им соответствуют. Фишки перемешивают, а ребенок раскладывает их по коробочкам. Вместо коробочек можно использовать пакеты от сока с закручивающей крышкой. Дно у пакета надрезают, чтобы его можно было приоткрывать. Крышечки разукрашивают в разные цвета. Для игры используют разноцветные шарики.
2 вариант. На плакате нарисовать несколько девочек, одинаковых, но с разными цветами шапочек. К плакату прилагается несколько шаблонов зонтиков, которые окрашены в разные цвета. Необходимо для каждой девочки подобрать соответствующий зонтик. Можно сделать подобную игру на тему «Цветы – бабочки», «Гномик – домик» и т.д.
Игра «Разрисуй тарелку»
Цель: учить воспринимать объекты декоративно-прикладного искусства; учить создавать геометрические орнаменты, развивать художественный вкус.
Для игры нужно подготовить презентацию по теме «Декоративные тарелки», макет тарелки и набор геометрических фигур. Сначала детям предлагается просмотреть презентацию и рассказать, какое впечатление осталось от увиденного, какие образцы наиболее запомнились.
Далее воспитатель сообщает о том, что дети могут сами попробовать стать художниками и украсить тарелку на свой вкус
Он может обратить внимание на то, что в орнаменте рисунок должен повторяться
В ходе игры дети выбирают любые геометрические фигуры и раскладывают их на макете. Далее проводится выставка полученных работ.
Игры для формирования и развития грамматического строя речи
«Словечки кувырком»
Составление фразовых схем и структурирование предложений
Разбейте группу на тройки. Каждый ребенок будет изображать определенное слово. Объясните детям их роли. Затем расскажите о них оставшимся участникам.
Пример:
Сегодня Дима у нас будет словом «котенок». Наташа – словом «хочет», а Катя – словом «спать». Дети, встаньте рядышком, чтобы мы могли вас прочитать.
Дети «читают»: «Котенок хочет спать».
Предлагайте детям из этой тройки меняться местами («перекувырнуться», можно сопроводить перестановку прыжками). Прочитайте новый результат: «Спать хочет котенок, котенок спать хочет, спать котенок хочет и т.д.)
В следующей группе предложите не менять первое слово и продолжить историю про котенка. К примеру, «Котенок берет подушку» и т.д. Каждый раз читайте фразу целиком, обсуждайте, изменился ли ее смысл от перестановки слов, понятна ли она, по-русски ли звучит.
«Угадай, какой?»
Согласование имен существительных и прилагательных
Детям последовательно предлагаются названия различных предметов и задается вопрос об их свойствах: «Какой?», «Какая?», «Какие?». Можно играть с мячом, перекидывая его от взрослого ребенку на каждый вопрос-ответ, передавать друг другу игрушку по эстафете (следующий игрок придумывает новый эпитет к загаданному слову), хлопать или иллюстрировать игру каким-либо иным способом. Набор существительных подбирается случайным образом или под тему занятия.
Шапка. Какая? – Зимняя, теплая, шерстяная, вязаная…
Ботинки. Какие? – Синие, удобные, нарядные, кожаные…
Солнце. Какое? – Горячее, яркое, далекое, большое…
Фантазеры
Развитие речевой активности, воображения
Все участники садятся в круг. Взрослый держит в руках маленькую игрушку (шарик, камушек, палочку). Он загадывает соседу справа первое слово. К примеру, «сокровище». Второму игроку нужно придумать связное предложение с этим словом. «В подвале старого дома дети нашли настоящее сокровище». За хорошо придуманное развернутое предложение игрок получает в руки эстафетную игрушку, камушек и пр. Следом он загадывает соседу справа следующее слово. Тому предстоит выдумать свое предложение с новым словом, связав его по смыслу с предыдущим, чтобы получился рассказ. Завершив круг, игроки вспоминают получившуюся историю.
Игры для развития связной речи
Писатель-неумеха
Формулирование, построение сложноподчиненных предложений, развитие логического мышления
В гости к детям пришел писатель, который никак не может закончить детскую книжку, потому что в его рассказах есть начало, но нигде недостает концовки. Он просит у детей помощи: подскажите, чем могла бы закончиться каждая из историй.
Зачитывайте начало заранее заготовленных предложений, затем добавляйте вопрос «почему» и просите детей начать ответ с «потому что», а затем повторяйте получившееся предложение целиком.
Примеры:
«Папа принес домой торт и поставил его на балкон.. (почему?), потому что у нас сломался холодильник».
«Маша не будет сегодня ложиться спать в девять часов… (почему?), потому что сегодня 31 декабря, и все встречают Новый год».
«Полосатая кошка залезла на высокое дерево и мяукает… (почему?), потому что не может спуститься обратно».
Голова или хвост?
Составление рассказа по картинке
Для игры подготовьте сюжетные серийные картинки, иллюстрирующие единый рассказ. Перемешайте их и скажите детям, что волшебная змея, которая умеет читать и рассказывать истории, просит помощи: нужно разложить картинки в таком порядке, в каком развивается изображенная на них сказка. Обсуждайте каждую карточку, расспрашивайте детей, побуждайте рассказать о том, что нарисовано, в какую часть цепочки следует ее разместить.
По завершении задания попросите змею «прочитать» получившийся рассказ.
Игры для формирования и развития словаря
«Собери багаж»
Обобщение и группировка по признакам
Для начала подготовьте карточки с изображениями различных предметов таким образом, чтобы как минимум каждые 3 (и более) из них относились к одной теме или могли быть обобщены по какому-либо признаку (продукты, игрушки, всё зелёное, всё мягкое, встречается только зимой). Тематических признаков должно быть столько же, сколько участников играет, плюс 1-2 «запасных». Каждому из игроков раздайте корзинку (коробку, чемоданчик). Карточки спрячьте в непрозрачную емкость или переверните изображениями вниз.
Расскажите детям, что скоро вы отправитесь в далекую волшебную страну. Взять с собой в багаж каждый может только те вещи, что имеют какую-то общую черту. Предложите первому ребенку вытащить наугад одну карточку. Обсудите с детьми свойства этого предмета, его назначение, примечательные черты, отличия. Первая карточка попадет в «чемодан» первого игрока.
Второй ребенок вытаскивает свою карточку. Обсуждение повторяется. Вместе с детьми определите, относится ли этот предмет к той же категории, что и первый. Если да – карточку забирает первый игрок. Если нет – второй кладет этот предмет в свой «багаж» и передает ход следующему участнику.
Игра продолжается до тех пор, пока у каждого ребенка в чемодане не накопится по 3 предмета (или более, если вы подобрали свыше 3 тематических карточек каждого вида для каждого игрока).
«Перевертыши»
Подбор антонимов
Игра динамическая, подходит для работы с мячом (перекидывать друг другу, называя слово), эстафет, прыжков и пр.
Ведущий называет слово и передает ребенку мяч (или совершает другое действие). В ответ ребенок как можно быстрее должен назвать слово, противоположное по смыслу. Игрокам можно подсказывать друг другу, вместе развивая активный словарь.
«Журналисты»
Формулирование вопросов, употребление глаголов
Расскажите, что сегодня дети будут работать журналистами и брать друг у друга интервью. Подготовьте два стула, как в настоящем телеэфире, импровизированный микрофон и вызовите первую пару участников.
Для каждого подготовьте некую тему, событие или явление, про которое можно рассказать, что именно оно делает. Шепните тему (одним словом) на ухо «журналисту» и предложите «взять интервью» – составить с загаданным словом вопрос «Что делает?». Второму ребенку придется отвечать на вопрос, вспоминая навыки, способности и возможности загаданного существительного.
Пример: Солнце. «Скажи, что делает солнце? – Солнце светит, греет, восходит, сияет.
Собака. «Расскажите нам, пожалуйста, что делает собака? – Лает, кусается, рычит, охраняет.
После того, как интервью окончено, слово дают «гостям в студии», другим детям, предлагая придумать другие глаголы, относящиеся к данному существительному. Затем участники меняются ролями, повторяют игру с другими словами, а потом уступают место следующей паре . Гостю, назвавшему наибольшее количество глаголов (и как игроку, и «из зала») полагается приз.
«Переводчики для китайского туриста»
Подбор синонимов
Расскажите детям о том, что человеку, который плохо знает язык, порой очень трудно понять значение тех или иных слов. И на помощь могут прийти слова, похожие по смыслу.
Представьте детям куклу (мишку и пр.), которая приехала в гости из другой страны – Китая. Она плохо знает русский язык, потому что только начала его изучать. Ей требуется помощь, чтобы понять некоторые русские слова.
Показывайте детям карточки с обозначениями разных слов (или произносите их вслух) и предлагайте объяснить их смысл иностранке при помощи всего одного слова. Вовлекайте в игру всех детей – пусть придумывают синонимы коллективно.
Игры для развития связной речи
Писатель-неумеха
Формулирование, построение сложноподчиненных предложений, развитие логического мышления
В гости к детям пришел писатель, который никак не может закончить детскую книжку, потому что в его рассказах есть начало, но нигде недостает концовки. Он просит у детей помощи: подскажите, чем могла бы закончиться каждая из историй.
Зачитывайте начало заранее заготовленных предложений, затем добавляйте вопрос «почему» и просите детей начать ответ с «потому что», а затем повторяйте получившееся предложение целиком.
Примеры:
«Папа принес домой торт и поставил его на балкон.. (почему?), потому что у нас сломался холодильник».
«Маша не будет сегодня ложиться спать в девять часов… (почему?), потому что сегодня 31 декабря, и все встречают Новый год».
«Полосатая кошка залезла на высокое дерево и мяукает… (почему?), потому что не может спуститься обратно».
Голова или хвост?
Составление рассказа по картинке
Для игры подготовьте сюжетные серийные картинки, иллюстрирующие единый рассказ. Перемешайте их и скажите детям, что волшебная змея, которая умеет читать и рассказывать истории, просит помощи: нужно разложить картинки в таком порядке, в каком развивается изображенная на них сказка. Обсуждайте каждую карточку, расспрашивайте детей, побуждайте рассказать о том, что нарисовано, в какую часть цепочки следует ее разместить.
По завершении задания попросите змею «прочитать» получившийся рассказ.
Дидактические игры по развитию речи в средней и подготовительной группах
Старшая и подготовительная группы в детских садах занимаются развитием речи ребенка посредством дидактических игр. Конечно, они применяются и для деток младшего возраста, но там немного другой уровень сложности. Разница в том, что игры направлены на разные стороны развития речи. Если маленькие детки только учатся строить предложения, учат названия понятий и явлений, то дошкольники уже обучаются формированию более сложных предложений и словосочетаний, расширяют свой словарный запас. Они учатся правильно использовать склонения, спряжения, образовывать формы падежей и наклонений. На этой же стадии исправляются грамматические дефекты речи
В возрасте 5-6 лет дети уже могут учиться читать и писать, а потому очень важно уметь сформулировать свои мысли, чтобы записать их было легче
На что направленны дидактические игры
Дидактические игры, проводимые в старшей и подготовительной группах направлены на развитие мышления и реакции. Насколько быстро и точно ребенок может сообразить что нужно сказать, и как именно этот оборот можно применить.
Развитие быстроты мышления способствует подготовке ребенка к школьным занятиям, скорому усвоению полученного материала и возможности его применения. А в дальнейшем, ребенок сможет быстро соображать, отвечая на вопросы учителей.
Дидактические игры в старшем возрасте так же способствуют развитию и концентрации внимания на определенны вещах. То есть, пока ведущий проговаривает задание, ребенок молча и сосредоточенно слушает его. При необходимости он отвечает на его вопросы, которые указывают насколько внимательно слушали преподавателя дети.
В таком возрасте развитие речи подразумевает умение подбирать синонимы и антонимы, различать слова, близкие по значению, правильно применять уменьшительно-ласкательные формы, сравнительные и превосходные степени слов
Так же, стоит отметить, что важно научить ребенка правильно определять род слова, чтобы верно согласовывать его с прилагательными в предложениях. Но до этого не все доходят, чтобы досконально изучить суть
Пока это на уровне: правильно сказать так, а не правильно – вот так.
Часто дидактические игры в старшей группе довольно активные и хорошо влияют на физические навыки ребенка: развивают ловкость и быстроту реакции не только мыслей, но и действий. Например, если дидактическая игра проводиться с мячиком и детям нужно ловить его или отбивать в зависимости от слов, которые произносятся на каждый бросок. Яркий пример такой игры – «Съедобное-несъедобное». Пока ребенок ловит мяч, он должен проанализировать слово и молниеносно отреагировать на него.