Тренируем дыхание, используя речевой материал
После того как ребёнок научился делать глубокие плавные выдохи нужно переходить к заданиям, которые стимулируют эффективное развитие собственно речевого дыхания.
Отрабатываем произношение гласных звуков и слогов
Для этого нужно вместе с ребёнком многократно повторять произношение гласных, слогов и звукосочетаний, используя один выдох:
- Дождь закапал за окном – кап, кап, кап;
- Кукла Маша просит кушать – А-ааа, у-ууу;
- Мишка топает за шишкой – Топ, топ, топ;
Учим короткие стихи
Идеально для отработки правильного речевого дыхания подходят стишки-четверостишия А. Барто. Во время их декламации и заучивания необходимо следить за правильной координацией вдохов – выдохов, осуществляемых ребёнком в течение того времени, за которое он произносит каждую строфу.
Упражнения для детей раннего возраста
Заниматься дыхательной гимнастикой можно с малышами начиная с 1-2 лет. Упражнения лучше всего делать вместе с движениями − так вы еще будете развивать и моторную сферу.
- Предложите малышу изобразить насос и накачать сдувшееся колесо. Сожмите руки перед грудью в кулаки, как будто вы держите насос. Наклонитесь вперед и опустите руки, при этом озвучивая действия звуком «С-С-С».
- Произносите звук сначала громко, а потом тихо.
- Изобразите вместе с малышом дровосека. Сложите руки вместе, словно держите топор. Резко опустите руки в наклоне и на выдохе произнесите «Ух».
- Предложите малышу представить, что он − волшебник. Сделайте взмах руками и задержите их вверху. Плавно опустите их, произнося слоги «Мммаааа, ммммоооо, ммммууу».
Также дыхательные упражнения можно соединить с артикуляционной гимнастикой при отработке движений губ: «Колечко», «Трубочка», «Широко открытый рот», «Улыбка». Можно сопровождать эти упражнения следующей инструкцией: сделать вдох носом и на выдохе произносить гласный звук.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Непрерывно непосредственно – образовательной деятельности
(возраст детей 4-5 лет)
г. Советский, апрель 2017 г.
Количество детей: 10 человек
Цель : выявить уровень знаний детей средней группы.
Демонстрационный материал: письмо, мяч, карточки с загадками, кубик, с разноцветными сторонами, бабочка и цветок, картинки с обобщающими понятиями,.
Материалы : экран, проектор, презентация к образовательной деятельности.
Предварительная работа: словесные игры, дидактические игры, настольно – печатные игры, малоподвижные игры, занятия по развитию речи , продуктивная деятельность, индивидуальная работа с детьми, чтение русских народных сказок.
Словарная работа: активизация словаря.
Индивидуальная работа: обратить внимание на произношение звуков Насти К., помощь детям, затрудняющихся в ответе. Организационный этап
Эмоционально-игровой настрой на совместную деятельность. (1 минута)
Организационный этап. Эмоционально-игровой настрой на совместную деятельность. (1 минута)
Педагог приглашает детей в хоровод:
«Ты – мой друг и я – твой друг,
Вместе мы – друзья.
Мы друг другу улыбнёмся,
Мотивация к деятельности. (2 минуты)
Воспитатель: Молодцы! Вы получили первые листочки. Пойдемте дальше.
Воспитатель: Ну вот мы дошли до следующего задания. Я хотела у вас спросить, вы знаете песенку комарика (з-з-з) , песенку жука (ж-ж-ж) , песенку ветра (ш-ш-ш) , песенка насоса (с-с-с) .
– Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите:
- Песенку комарика: (З) -зебра, машина, зонтик, зима, снег, забор;
- Песенку жука (Ж) – живот, жираф, дом, яблоко, жук, ёжик ножик;
- Песенку ветра (Ш) – шапка, шуба, конфета, шишка, машина;
- Песенку насоса (С) – стол, стул, рука, слон, самолет, дерево.
(Одежда -Деревья -Грибы-Мебель-Транспорт-Игрушки-Овощи-Фрукты-Цветы.).Воспитатель: – Молодцы! Справились с заданием, получите листочки. Идем дальше.
– Я буду бросать вам мяч и называть цвет, размер, а вы возвращая его говорите что таким бывает. Будьте внимательны.
Зелёным – огурец, листья, краска…
Широким – река, дорога, лента…
Вкусным – варенье, торт, сок…
Маленьким – котёнок, мышка, мальчик…
Высоким – дом, башня, температура…
Круглым – солнце, апельсин, мяч…
Пластмассовым – кубик, ведро, совок…
Заяц –Спасибо ребята вот вам лучики для солнца
Воспитатель: – Молодцы! Справились с заданием, получите листочки. Идем дальше.
Литература:
- Большакова С. Е. Речевые нарушения и их преодоление: Сборник упражнений. — М.: Творческий Центр Сфера, 2005.
- Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном воз¬расте: Методическое пособие / Сост. И.Ю. Кондратенко. — М.: Ай¬рис-пресс, 2005.
- Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие. — СПб.: КОРОНА-принт, 2004.
- Леонова СВ. Веселая разминка // Логопед. — 2004. — №6.
- Цвынтарный В.В. Радость правильно говорить. — М.: Центр-полиграф, 2002.
- Т. А. Воробьёва, П. А. Воробьёва Дыхание и речь: Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2014.
Ход мастер – класса:
1.Вводная часть:
Воспитатель: – Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мы рады видеть вас и предлагаем Вам сегодня узнать, как можно изготовить простые, но в тоже время интересные дидактические пособия для развития речевого дыхания
Но сначала несколько слов о том, почему так важно заниматься дыхательной гимнастикой с детьми
Развитие дыхания – является одной из важных задач в работе с дошкольниками. Упражнения на дыхание широко используются как в работе по развитию речи детей (при постановке сложных звуков, работе над темпом, громкостью, интонационной выразительностью и плавностью речи, так и в оздоровительной работе.
Они способствуют:
– насыщению каждой клеточки организма кислородом;
– повышению общего жизненного тонуса;
– сопротивляемости организма к различным простудным заболеваниям дыхательной системы (бронхитов, ларингитов и др.)
– стимулируют работу сердца, головного мозга, нервной системы.
Существует очень много интересных упражнений (комплексы дыхательной гимнастики) для развития дыхания детей дошкольного возраста,которые обязательно включаются в различные виды детской деятельности: занятия по развитию речи, познавательному развитию, физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, гимнастику пробуждения и как самостоятельные игры-упражнения с различными атрибутами, игрушками – тренажёрами.
Дидактическое пособие для развития речевого дыхания можно сделать своими руками, они не требуют больших материальных затрат. Вот, например, изготовленные дидактические пособия: «Буря в стакане», «Сдуй муху с кастрюли», «Посади бабочку на цветок».
Цель упражнений – укрепление дыхательных мышц, стимуляция работы верхних дыхательных путей, носоглотки, обеспечение вентиляции легких во всех его отделах.
Основная часть:
-Ну, а сейчас мы покажем вам как быстро и несложно можно изготовить интересное пособие для развития речевого дыхания «Новогодняя метель».
Перед вами лежит цветная бумага, клей, ножницы, ножницы, клей-карандаш, белые салфетки, прозрачные файла А4, трубочки, ватные диски. Сначала приклеиваем на синюю бумагу три ватных диска в виде снеговика. Из зеленой бумаги вырезаем елочку и тоже приклеиваем ее на наш фон.
Затем дыроколом делаем снежинки и приклеиваем их на елку, небо.
Салфетки режим на небольшие квадратики. Из этих квадратиков делаем комочки. Готовый фон помещаем в файл, засыпаем туда комочки из салфеток. Край файла заклеиваем скотчем. Ножницами сверху делаем небольшое отверстие в файле и вставляем трубочку Дидактическое пособие «Новогодняя метель» готово к использованию в работе с детьми.
Сейчас мы его испробуем. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные правила.
1. Спину держим прямо. Перед выдохом ребенок делает вдох, глубокий и сильный, как говорят, «набирает воздуха полную грудь».
2. Совершает выдох плавно, не толчками. Во время выдоха губы не сжимает, а складывает их трубочкой и не надувает щеки.
3. Во время выдоха нельзя допускать, чтобы воздух у ребенка выходил через нос, только через рот! В качестве эксперимента попробуйте зажать ноздри малышу пальцами, чтобы он сам почувствовал, как должен выходить воздух.
4. Выдыхать надо до тех пор, пока не закончится воздух.
Давайте сделаем глубокий вдох через нос, и подуем в трубочку, (необходимо, прежде всего, сформировать у детей плавный ротовой выдох).
Работу над дыханием мы проводим ежедневно. Таким образом, дети научатся правильно дышать, и будут меньше болеть. Рекомендуем всем воспитателям чаще проводить такую дыхательную гимнастику, используя яркий разнообразный материал.
Однако помните, что дыхательные упражнения быстро утомляют детей, могут вызвать головокружение, поэтому они должны быть ограничены во времени.
Заключительная часть:
Воспитатель: – А закончить мастер-класс хотелось бы словами ирландского драматурга Джорджа Бернарда Шоу: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня остаётся по одному яблоку. А если у Вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи».
Спасибо вам большое за то, что приняли участие в мастер-классе. Надеюсь, полученная информация пригодится вам
Мы благодарим вас за внимание и вашу активность!
– Спасибо за участие. До свидания!
Список литературы:
1. Бурлакина, О. В. Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания / О. В. Бурлакина. – М.: Детство-Пресс, 2012.
2. Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. – М., 2005.
3. Методика развития речи детей дошкольного возраста Пособие для воспитателя детского сада /Под ред. Федоренко Л. П., Фомичева Т. А. М., 1984.
Значение дыхательной гимнастики при работе с дошкольниками
Многие дети дошкольного возраста имеют хрупкий иммунитет: они подвержены частым респираторным заболеваниям, страдают от насморка, продолжительного кашля. И родители порой даже не догадываются, что причиной этого может являться неправильное поверхностное дыхание. В этом случае вдыхание и выдыхание воздуха происходит не в полную силу. Как следствие, нет полноценной вентиляции лёгких, растущему организму не хватает кислорода. От этого страдает мозг и другие важные органы, все клетки голодают, ослабляя свои барьеры перед вредоносными микроорганизмами.
Причиной многих проблем с детским здоровьем и самочувствием часто бывает неправильное дыхание
Ключевая цель дыхательной гимнастики — научить дошкольника правильно дышать, а значит, укрепить его здоровье. Лёгкие должны максимально наполняться в процессе вдоха, грудная клетка — расширяться
При выдохе крайне важно, чтобы высвободился весь воздух, в противном случае оставшийся будет ограничивать поступление нового в необходимом объёме
Значение дыхательных упражнений для дошкольников очень велико:
Все клетки организма насыщаются кислородом, улучшаются обменные процессы, все органы начинают полноценно работать. Ребёнок становится менее подверженным респираторным заболеваниям: болезнь быстрее проходит, снижается вероятность развития осложнений.
Упражнения помогают в борьбе с имеющимися хроническими заболеваниями: астмой, гайморитом, проблемах с аденоидами и пр.
Корректируются дефекты речевого дыхания, укрепляется речевой аппарат, что способствует устранению логопедических проблем.
Поскольку мозг получает полноценное кислородное питание, дети становятся более работоспособными и активными, лучше развивается интеллект.
Улучшается и физическое развитие. Занятия физкультурой при правильном дыхании приносят больше пользы, у ребёнка развивается мускулатура, здоровый румянец.
Упражнения учат дошкольников управлять своим дыханием
Как следствие, формируется умение владеть собой, контролировать собственные действия.
Медленный вдох способствует расслаблению, успокоению (это особенно важно для гиперактивных малышей), помогает бороться с волнением, чрезмерной раздражительностью, эмоциональной усталостью.
Управляя своим дыханием, дети учатся управлять собой
Интересно, что дыхательные упражнения имеют крайне мало противопоказаний. К примеру, выполнять гимнастику нежелательно ребятам, перенёсшим травмы головного мозга, позвоночника, имеющим остеохондроз шейно-грудного позвоночного отдела, а также высокое давление (артериальное, внутриглазное, внутричерепное).
Рекомендации по проведению упражнений
Уроки по формированию навыков респирации должна проводиться по следующим правилам:
- Проводите занятия в хорошо проветренном помещении
- Проводите тренировку до еды за 30 минут — 1 час
- Занимайтесь не менее 3 раз в день по 10 минут
- Начинайте тренировки с одного упражнения, увеличивая нагрузку постепенно от одного урока до другого. Добавляйте не только новые тренажеры, но и увеличивайте время выполнения одного задания
- Первый занятия можно проводить лежа.
- Контролируйте вдох и выдох ладонью, положив ее на диафрагму.
- Следите за глубиной дыхания, слишком глубокий вдох делать не рекомендуется. Плечи, шея должны оставаться статичными при вдохе.
- Переходите к новым тренажерам только в том случае, если дошкольник усвоил предыдущие материал.
- Не перенапрягайте ребенка. Старайтесь построить занятия дружелюбно, весело, заинтересуйте дошкольника.
- Игры и упражнения на развитие речевого дыхания должны соответствовать возрасту ребенка.
От чего возникает слабое дыхание у дошколят?
Специалисты отмечают наиболее часто встречающиеся проблемы, когда идет формирование речевого дыхания:
- Малыши не могут до конца договорить предложение, так как не хватает воздуха. Повторный вдох мешает плавному разговору, меняет тон голоса. Ребенок заканчивает фразу шепотом.
- У дошкольников зачастую наблюдается слабое развитие дыхательного аппарата, что приводит к слабому вдоху и выдоху, что отражается в разговоре: ребенок говорит невнятно, не доводит фразу до конца. Страдает выразительность речи, расстановка пауз. Такое явление нервирует дошкольника, он неохотно вступает в общение.
- Хронические заболевания (гаймориты) могут также приводить к слабому дыханию.
Виды дыхательной гимнастики, практикуемые в детском саду
В дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) можно выделить следующие основные виды дыхательной гимнастики.
Игры на дыхание
Педагог не просто предлагает дошкольникам выполнить определённые полезные упражнения, а представляет их в форме увлекательной игры. Вариантов здесь множество. Например, малыши создают свой оркестр — одним «музыкантам» раздаются дудочки, другим — губные гармошки. В результате ребята интересно проводят время, укрепляя при этом своё дыхание.
Дыхательные упражнения легко можно облечь в игровую форму
Активным детям наверняка придётся по душе «Воздушный футбол», в котором, чтобы устроить гол, по мячику нужно не бить, а дуть на него, загоняя в ворота. Маленьким творческим натурам будет интересно сильно подышать на стекло или зеркало, чтобы оно запотело. Затем на поверхности можно нарисовать любую картинку.
Ребёнок может подышать на стекло, а потом нарисовать на нём картинку
Ребята всегда с удовольствием играют в снегопад — кладут на ладошку снежинки из маленьких комочков ваты и сдувают их. Точно так же можно устроить листопад или полёт бумажных бабочек.
Хорошая идея — устроить весёлые соревнования, например, «Чей паровоз громче гудит». Каждый ребёнок получает пустой пузырёк и изо всех сил дует в него, так чтобы был слышен свист. Масса положительных эмоций детям обеспечена.
Воспитатель может заинтриговать ребят — предложить им волшебные коробочки (это могут быть пластмассовые контейнеры от киндер-сюрпризов). Каждая наполнена чем-то особенным: апельсиновыми корочками, сухими мятными листьями, ванилином и пр. Задача дошкольников — определить, что это за аромат: для этого нужно глубоко втягивать воздух носом.
Разнообразные идеи для игр можно реализовать на прогулке. Например, устроить праздник мыльных пузырей. Все дети обожают это занятие, а оно между тем укрепляет органы дыхания.
Выдувание мыльных пузырей подразумевает глубокое дыхание и является замечательным упражнением
Дыхательная гимнастика в стихах
Полезные упражнения хорошо выполнять под чтение забавного стихотворения. В таком случае они напоминают собой весёлую физкультминутку. При этом дыхательные движения чаще всего сочетаются с общеукрепляющими.
Упражнения из комплекса Стрельниковой
Существуют разные комплексы дыхательных упражнений, основанные на совокупности приёмов: глубоком и поверхностном дыхании, его задержке и искусственном затруднении. Но в дошкольных учреждениях наиболее широкое распространение получила гимнастика А. Стрельниковой.
Общая суть гимнастики состоит в том, что при вдохе грудная клетка вовсе не расширяется, а, напротив, сжимается, поскольку одновременно выполняются соответствующие движения — наклоны, повороты и пр. За счёт этого кислород попадает в самые отдалённые области лёгких
Автор методики обращает ключевое внимание исключительно на качество вдохов (они должны быть шумными и резкими), а выдохи считает их естественным последствием
Упражнения Стрельниковой доказали свою эффективность при терапии не только дыхательных заболеваний (у детей, в том числе), но также патологий сердечно-сосудистой и нервной системы, ЖКТ. Положительный результат наблюдается даже при лечении детского заикания, причём в тяжёлых формах). Кроме того, при выполнении комплекса задействуется почти вся мускулатура тела, что способствует формированию у дошкольников правильной осанки, развивает гибкость.
Полный комплекс Стрельниковой включает в себя более десятка упражнений, однако в ДОУ воспитанникам обычно предлагаются 3 базовых:
- «Ладошки». Исходное положение (И. п.) — стоя, руки согнуты в локтях, а сами локти опущены. Производится 4 коротких вдоха, параллельно ребёнок сжимает кисти в кулачок, будто захватывая и удерживая какой-то предмет. Далее перерыв в несколько секунд. Необходимо выполнить 24 подхода.
- «Погончики». И. п. — стоя, руки опущены вдоль тела, а кисти сжаты в кулачки. Выполняется 8 коротких вдохов, в процессе каждого из них кулачки резко разжимаются. Рекомендуется сделать 12 подходов с перерывом в несколько секунд.
- «Насос». И. п. — стоя, в руки можно взять палку. Параллельно с вдохом дошкольники делают пружинистые наклоны, на выдохе же выпрямляются. Серия состоит из 8 вдохов и наклонов, далее перерыв в несколько секунд. Всего 12 подходов.
В детском саду обычно практикуются отдельные базовые упражнения комплекса Стрельниковой
Игры на развитие дыхания
Содержится в разделах:
- Дыхательная гимнастика и упражнения 1300
- Логопедические игры 1421
Включает в себя разделы:
Показаны публикации 1-10 из 437.Все разделы | Дыхательная гимнастика. Самодельные игры и пособия
Новое
Солнечный ветерок. Тренажер для дыхательных упражнений В определенном возрасте родители замечают,что ребенка будто подменили. Он становится импульсивным и неуправляемым. Зажимать и подавлять сильные негативные эмоции нельзя,значит им нужно давать выход.Помочь ребенку выразить свою агрессию так,чтобы никто не пострадал,лучше всего…
Использование тренажера для сенсорного развития, развития правильного дыхания, мелкой моторики рук во второй младшей группе Здравствуйте, уважаемые коллеги. Вашему вниманию представляется тренажер для сенсорного развития, развития правильного дыхания и мелкой моторики рук. Тренажер изготовлен из подручных материалов. Представляет из себя пластиковую основу на ножках. На верхней части подвешаны…
Диагностика
В логопедическом обследовании специалист смотрит на состояние просодической стороны речи. Он отмечает высоту и силу голоса, умение ребенка пользоваться интонацией. Для этого логопед просит произнести фразы громко, обычным голосом, шепотом.
Для оценки силы вдоха и выдоха взрослый просит малыша пропеть гласные звуки как можно дольше, предлагает сыграть на дудочке или сдуть перышко. Во время разговора логопед смотрит на то, как ребенок делает вдох и выдох, на плавность его речи. И на основе полученных результатов и в соответствии с возрастом предлагает упражнения для развития речевого дыхания.
Играем с дыханием
Начинать занятия по постановке речевого дыхания можно уже к концу первого года жизни малыша. Наверняка мамочка захочет научить его задувать свечку на первом юбилейном торте.
Это и будет началом развивающих дыхание занятий. Можно добавить к задуванию свечки еще одно веселое занятие: сдувание мыльной пенки с ручек, когда малыш купается в ванной. После годика кроха уже может попробовать обдувать одуванчики во время прогулки, дудеть в детскую дудочку, показывать, как пыхтит самовар.
По большей части игры на развитие речевого дыхания предназначены для деток, начиная с младшего дошкольного возраста (3 – 4 года). Кстати, многие из них проводятся в детских садах.
Особенности правильного дыхания
Выделяют следующие особенности правильного дыхания:
- дыхание должно быть носовым, то есть вдох производится через нос;
- выдох осуществляется через рот, плавно и равномерно;
- После каждого выдоха делаются паузы в 2-3 секунды;
- частота и глубина дыхания должны соответствовать потребностям организма: при покое – 12-16 раз в минуту, а при физической активности – до 40 раз за минуту;
- при правильном дыхании не должно возникать шумных звуков или свистения.
Количество слов на выдохе зависит от возраста ребенка. В 2-3 года нормой считается 2-3 слова на выдохе, а в возрасте до 7 лет около 6 слов
На диагностике логопед обращает внимание на то, как дышит ребенок во время разговора, в какие моменты он делает паузы, какой вдох и выдох
Иногда дети делают выдох воздуха через нос. Если ребенок не до конца понял, что от него требуется, попробуйте закрыть носовые ходы пальцами. А, также, объясните, что губы при выдохе не должны быть сильно сжаты и напряжены.
Как правильно проводить дыхательные упражнения
Развитие правильного дыхания у детей – важная составляющая коррекционной работы с детьми. Результат будет лучше, если заниматься не только с логопедом, но и закреплять результаты с родителями дома.Не стоит забывать, что любые упражнения – нагрузка для ребенка. Основные рекомендации:
Проводите упражнения либо до приема пищи, либо после еды выждав 1,5-2 часа;
Помещение, где вы планируете заниматься, должна хорошо проветриваться;
Заняти не должны быть длительными. Достаточно 5-10 минут в день
Для достижения результата важно заниматься ежедневно.
Контролируйте правильность дыхания у ребенка. В процессе дыхания не должны подниматься плечи, а мышцы лица и живота не должны быть напряжены;
Дыхательно-голосовые упражнения
При выполнении этих упражнений выдох производится с одновременным произнесением звуком или слов. Это способствует отработке навыка управлять дыханием непосредственно во время говорения.
Я – насос.
Ребенок имитирует движения, как при накачивании шин насосом. При этом каждый выдох длится максимально долго и сопровождается произнесением непрерывного звука С. Нужно следить, чтобы воздух не добирался, а ребенок во время выдохов не слишком напрягался.
Сдуйся, шарик!
Малыш становится прямо, разводит руки в стороны, представляя себя большим воздушным шаром. Необходимо на выдохе постепенно сводить руки перед собой, пока не получится обнять плечи. В это время ребенок непрерывно произносит звук Ф – шарик сдувается
Важно объяснить малышу, что воздух выдыхается равномерно, без рывков
Хлопушка.
Ребенок стоит на коленях, опустив руки вдоль туловища. Делает вдох, разводя руки в стороны. На выдохе хлопает в ладоши, громко говоря: «хлоп!»
Маятник.
Малыш стоит ровно, поставив ноги на ширину плеч, подняв руки, сомкнутые замком, вверх. Вдохнув, ребенок наклоняется в одну сторону, на выдохе говоря «бум». Затем движение повторяют в другую сторону.
Если взрослые хотят добиться результата в развитии речевого дыхания своего чада, играть необходимо ежедневно. Причем зачастую делать это можно «мимоходом», занимаясь повседневными делами. Ведь игры, не требующие особой подготовки, оторвут мамочку всего на несколько минут. А такие занятия, как надувание мыльных пузырей или обдувание одуванчика, и вовсе происходят в процессе купания или прогулки. А результатом будет правильно оформленная речь малыша: плавная, с равной силой звучания, выразительная.