Дидактические игры по методике Монтессори детям

Рамки-вкладыши

Этот материал для подготовки руки к письму настолько важен, что мы рекомендуем приобрести его при первой же возможности, даже если другие материалы вы сделали самостоятельно или заменили на подобные. Если не получится купить рамки-вкладыши, используйте вместо них линейку с геометрическими формами или вырежьте рамки из картона.

Запомните, как чертить фигуру при помощи рамки: её надо обводить, начиная с левого нижнего угла, не отрывая карандаша. Получившуюся фигуру штрихуют. Сначала простыми линиями наискосок, не выходя за контур, потом волнистыми, горизонтальными, вертикальными, пунктирными линиями на выбор ребёнка.

Игровые панели и обучающие материалы

Помимо больших по размеру модулей, система развития Монтессори предлагает маленькие игрушки, которыми можно не только играть с ребёнком, но и учить его.

Шнуровка: как её сделать самостоятельно

Очень часто дети не умеют самостоятельно завязывать шнурки. Учить этому нужно в игровой форме, для чего и существует игровая панель в виде шнуровки.

С помощью шнуровки ребёнок быстро освоит навык завязывания шнурков

Для её изготовления вам понадобится шнурок и материал для основы (картон, пластик, фетр, линолеум и т. д.). В качестве украшения можно использовать цветную бумагу, клей, краски, бусины.

Нарисуйте основу башмачка на материале и вырежьте его. Затем проделайте в нём отверстия для шнуровки. Если это бумага, то дырочки можно сделать с помощью шила, в плотных материалах на помощь придёт шуруповёрт.

Вышивание

Когда ребёнок освоит шнуровку, усложните ему задачу — дайте набор для вышивки. Его можно поискать в детских магазинах или сделать самостоятельно. Такое занятие хорошо развивает мелкую моторику и логику.

  1. Возьмите тонкую палочку, проделайте в ней дырочку по аналогии с ушком настоящей иглы.
  2. Сделайте в заготовках из фетра, картона, линолеума или другого материала дырочки, и покажите ребёнку, как можно делать разные стежки.
  3. Со временем переходите к соединению деталей. Для этого вырежьте пуговицы, шишки, яблоки, морковь и т. д. и покажите ребёнку, как можно пришивать их к ежу, ёлочке, зайчику.

Вышивка по Монтессори развивает моторику и логику

Игровая панель мышь в сыре

Такая игра больше подходит для детей с 5-летнего возраста, когда у них хорошо развито воображение, и они могут переносить задаваемые им образы на разные предметы.

Задача игры состоит в следующем: «мышь» с шариком должна пройти по всему «куску сыра» снизу вверх, не упав во время пути вниз. При этом к ней привязаны верёвочки, которые и приводят её в движение. Ребёнок тянет за них, поднимая подвижный элемент модуля.

Данная игра развивает самоконтроль, умение управлять двумя руками, а также чередовать левую с правой. Такая панель — это отличный стимул для достижения целей.

Развивающая панель Монтессори Мышь в сыре учит ребёнка управлять своими руками

Для самостоятельного изготовления такой игры вам понадобится деревянная панель. Вырежьте в ней круги разных размеров по аналогии с настоящим сыром. Посредине внизу расположите мышь (это должно быть кольцо с шариком). В виде буквы «М» по всей панели проведите верёвку, предварительно закрепив её, как показано на фото.

Золотой банк

Это материал рассчитан на занятия математикой. Он подходит для детей с 5 лет. В игровой форме дети осваивают математические операции: сложение, вычитание, деление и умножение. В процессе пополнения «банка» они на наглядном примере изучают переход через десятки, сотни и даже тысячи.

Магазинный набор Золотой банк Монтессори стоит довольно дорого. Он состоит из таких элементов:

  • 100 бусин-единиц золотистого цвета в коробочке;
  • 45 стержней-десятков в коробочке;
  • 10 пластин-сотен из бусин;
  • 1 куб из бусин;
  • 45 пластин из дерева;
  • 9 кубов из дерева;
  • 3 деревянных подноса;
  • 3 коробочки с маленькими карточками от 1 до 3000;
  • 1 коробочка с маленькими карточками от 1 до 9000;
  • 1 коробка с большими карточками от 1 до 1000;
  • 1 коробка с большими карточками от 1 до 9000.

Тратить значительную сумму, чтобы научить ребёнка считать, вовсе не обязательно. По аналогии вы можете такой набор сделать самостоятельно. Для этого вам понадобятся бусины, проволока, клей, картон и фломастеры. Кубы из дерева замените на самодельные кубы из картона. Бусины в наборе должны соответствовать системе: единицы-десятки-сотни.

Развитие трехлеток по Монтессори

Монтессори игры для 3 лет разнообразны во всех зонах развития малышей. У маленьких исследователей в три года появляется больше возможностей для развития моторики, мышления, повседневных навыков, математических умений и так далее. Они постепенно приобретают навыки самостоятельности, что радует их и взрослых.

Развитие навыков в практической жизни

В три годика деткам очень интересно играться с мелкими предметами. Этим можно воспользоваться для развития мелкой моторики и практических навыков. Здесь могут быть разные вариации игр:

  • Пересыпание зерна – для игры необходимо подготовить первую миску с любым зерном (гречка, рис, горох, пшено), вторую пустую миску, воронку, чайную ложку. Ребенку необходимо этими предметами пересыпать зерно в пустую миску. 
  • Вылавливание шариков в воде – малышу предлагается миска с водой, в которой плавают несколько теннисных шариков. Ему необходимо выловить эти шарики ситечком. 
  • В миску с водой добавляется несколько капель жидкого мыла. Затем сам дошкольник взбивает венчиком содержимое посуды, получая пену. Восторгу ребенка не предела. 

Знакомство с математикой. В этом разделе существует много игр и разных вариаций с цифрами и фигурами. Ребенок в 3 года может понимать и называть формы и цвета – игры по системе Монтессори стимулируют его к этому. Эти знания и умения нужно совершенствовать.

Есть такие игры, которые вместе с математическими навыками развивают письмо: для игры необходимы карточки с цифрами на шершавой поверхности. Мама, занимаясь с малышом, называет цифру и проводит пальцем по ней, отмечая способ написания и направление. Через несколько занятий малыш сам захочет ее написать на бумаге, этому не нужно препятствовать.

Развитие мелкой моторики, мыслительных процессов

Очень хорошо для этого в возрасте 3-х лет использовать игры-шнуровки Монтессори. Они стимулируют работу пальчиков, малыш ищет разные новые пути шнуровки. Для этого понадобится самодельная поверхность с отверстиями для шнурков, или купленные фигурки со шнуровкой.

Эти и другие игры помогают в развитии детей дошкольного возраста. Прикладывая все усилие к воспитанию и развитию способностей малыша, из него получится гармонично развитая личность.

Людмила Редькина, психолог, специально для Mirmam.pro

Полезное видео

https://youtube.com/watch?v=oRti_0nSbIQ

Игры для ребенка – основной способ получать новую информацию. Зная это, можно решить вопрос того чем занять ребенка в дороге – существует множество интересных развивающих игр, в которые можно играть в пути.

Подготовительная группа и сенсорные забавы

Детки этого возраста активно готовятся к школе, соответственно – делаем акцент на грамоте и счету, но не забываем о всестороннем онтогенезе (развитии) посредством игры. К слову, могу посоветовать прекрасное пособие«Игротренинги с использованием сенсорных модулей. Старшая и подготовительная группы»: здесь используется нестандартный подход для реализации обучающих задач по сенсорному развитию.

Чтобы понимать, какие игрушки делать для сенсорики детей этого возраста, нужно понимать эти задачи, а они такие: продолжать обогащать опыт детей, расширяя границы слухового, зрительного, тактильного восприятия. Знакомить с широким спектром цветов, звуков, запахов, фактур. Твердо закрепить знания об сенсорных эталонах.

Что касается сенсорных игрушек своими руками, в 6-7 лет вполне можно продолжать использовать вышеперечисленные забавки, но ставить к ним более сложные задания.

Кстати, крышечки от бутылок можно использовать как массажный бассейн: наполняем коробку крышками, следя, чтобы они лежали вверх плоской частью, и ребенок пусть топает на месте, массажируя стопы.

Сенсорные коробки вообще можно делать экономным способом, как с крышками, и «по-богатому»: емкость наполняем отборной галькой или стеклянными шариками для флористики, получаем целый сухой бассейн. Либо смешиваем разные крупы: рис, пшенка, шарики для посыпки кондитерки и получаем отличный релакс-тренажер.

Еще мне очень понравилась идея стеклянного мольберта: это нечто вроде рамы со стеклом на устойчивых ножках. На стекле можно рисовать с обеих сторон и смывать рисунки.

Есть разные виды игрушек-моталок, они представляют собой игрушку на нитке, а нитка привязана к палочке или карандашу, нужно наматывать нитку на палочку, приближая к себе игрушку, мышку, например. В такую забаву можно соревноваться двоим участникам на скорость. Сделать их очень просто, думаю, вы догадаетесь, как.

Для развития зрительной памяти вообще все просто: вырезали картинки из журналов или нарисовали, показали ребенку, спрятали, а он вспоминает, что было изображено. Или также по развитию восприятия слогов – ничего не стоит написать слоги на карточках и пусть дети составляют слова или подбирают картинки с изображением предметов на заданный слог.

Материал должен развивать что-то одно

В магазинах можно найти игрушки, которые одновременно учат цветам, формам, буквам, играют весёлую музыку. Они не учат ничему, потому что только запутывают ребёнка.

Монтессори-материалы всегда учат чему-то одному. Иногда родители в домашних материалах нарушают и это правило. Особенно часто – в сенсорных материалах. Разные сенсорные свойства предметов смешивают как между собой, так и с упражнениями практической жизни. Например, родителям кажется, что простая сортировка по цветам будет скучной, поэтому сразу же предлагают сортировать с помощью пинцета или сортировать одновременно и по цвету, и по форме. Некоторые дети действительно настолько любят сортировки, что им потребуются такие упражнения. Но только как дополнительные, когда малыши уже прекрасно сортируют отдельно по цвету и по форме и научились работать пинцетом в других упражнениях.

Не предлагайте ребёнку считать шарики во время сортировки или учиться читать на буквах, нарисованных на кубиках розовой башни. Всегда помните, что каждый материл должен служить развитию только одного определённого навыка.

Немного истории

Мария Монтессори (итальянский доктор, антрополог, педагог) является создателем уникальной методики воспитания, которая стала популярной в первой половине XX столетия. Свою медицинскую карьеру Мария начинала ассистентом врача, и, работая в учреждении для детей с ограниченными возможностями (в психиатрической больнице), интересовалась методами лечения таких ребят. Монтессори пришла к выводу, что их проблемы с интеллектом отчасти не только медицинские, но и педагогические.

Монтессори видела, насколько одиноки эти дети, с ними никто не занимался, у них даже не было игрушек. И тогда она стала приносить ребятам простейшие предметы: лоскуты, коробки, бусины. И малыши словно ожили.

Мария Монтессори разработала уникальную методику воспитания, которую вначале использовала в работе с детьми с ограниченными возможностями

Впоследствии Мария заняла должность директора Ортофренического института, специализирующегося на подготовке учителей для работы с больными детьми. При институте была школа, где Монтессори сама занималась с малышами. Результат был очевиден: многие ученики сдали экзамен на уровне общеобразовательной школы.

Доктор постепенно совершенствовала свою систему воспитания и обучения, и затем решила применять её и на здоровых детях — были организованы специальные детские сады для малышей 3–7 лет.

Школы Монтессори получили большую популярность в Европе (особенно в Германии, Австрии, Нидерландах), США, Японии, Северной Корее. В России же данная методика долгое время была недоступной.

Об этой педагогической системе в нашей стране не вспоминали до 90-х гг. Именно в это время начинают появляться первые пособия. Сегодня же по этой уникальной методике в России работают многие детские сады, центры раннего развития ребёнка, а мамы самостоятельно занимаются дома с детьми.

Сегодня системой Монтессори увлекаются многие мамы и применяют её в домашних занятиях с детьми

Историческая справка

Основоположником этой методики является Мария Монтессори (1870-1952г) — детский педагог, одна из первых женщин-врачей и первая женщина с докторской степенью в Италии. После учебы работала в психбольнице и посещала приюты для умалишенных. Там она встретила детей, которым было трудно учиться из-за задержки психического развития.

Хочу заметить, что в то время никто не занимался развитием таких детей. Так как Мария была прирожденным реформатором и даже отстаивала права женщин в стране, то ситуация с детьми ее тоже не устроила и она решила с этим активно бороться.

Она считала, что у этих детей есть потенциал, который можно раскрыть.

Вместе со своим коллегой, а в будущем и мужем, они начинают разработку и внедрение своей образовательно-развивающей системы и добиваются колоссальных успехов.

Позднее Мария выступает на конференции с докладом о своих достижениях. Она настолько всех поразила, что в Риме появляется институт, который она возглавила и продолжила свою работу.

Массовые тесты с участием независимых экспертов доказали невероятное: отсталые дети, обучающиеся по методике, стали лучше читать, писать и считать, чем обычные дети.

Позднее она основала международную ассоциацию Монтессори, которая работает и по сей день.

Детский бизиборд своими руками

Сделать такую деловую доску для ребенка может каждый родитель. Почему лучше сделать самому бизиборд:

  • Существенная экономия денежных средств
  • Использование ненужных деталей, которые имеются дома
  • Учитываются интересы ребенка.

Делая такую доску для своего ребенка, вы можете сделать ее нужного размера с учетом помещения, цвета, интересов ребенка, использовать материал, который есть в доме.

Материалы и инструменты для работы:

  1. Доска (фанера, ДСП, пластик)
  2. Шуруповерт
  3. Саморезы
  4. Клей
  5. Краска
  6. Элементы бизиборда.

Элементы бизиборда

У многих запасливых хозяев хранятся в кладовке дома или в гараже временно ненужные вещи, которые послужат деталями для бизиборда: замки, щеколды, крючки, петли для дверок, лампочки, выключатели, розетки, вилки электрические и многое другое.

Если в своей доске хотите сделать открывающиеся дверки, то придумайте, что интересное ребенок может за ними увидеть, например, сделайте там тайничок или прикрепите шторки.

В хозяйстве всегда найдутся лишние шнурки, ленточки, большие пуговицы, молнии, которые послужат для обучения ребенка снимать и надевать одежду и обувь самостоятельно.

Большие бусины, кусочки поролона, колесики – научат считать и вращать предметы. Все остальные элементы, которых не хватает для оформления доски можно купить в хозяйственных, строительных магазинах и отделах для рукоделия.

Пошаговая инструкция изготовления

  1. Доску предварительно подготовьте для работы: вырежете необходимого размера или детали для сложной конструкции. Обработайте края наждачной бумагой, при желании покрасьте основу акриловой или другой не токсичной краской. Если планируете сделать двойной бизиборд, то сделайте устойчивую конструкцию, при изготовлении бизидома или бизикуба приготовьте все детали. Соединяют их после оформления всех сторон элементами.
  2. Распределить все детали на доске или на листе ватмана. Посмотрите, чтобы ребенок мог свободно работать с тем или иным элементом. Например, при работе с щеколдой, чтобы она не задевала другие предметы, или при открывании дверей, створки дверей не задевали другие детали. Хорошо продумайте функциональность всех деталей. Не перегружайте доску лишними элементами.
  3. Если бизиборд предполагает открывающиеся двери или другие элементы на петлях, заранее прикрутите петли к деталям.
  4. При помощи шуруповерта хорошо закрепите все металлические детали. Элементы из ткани, поролона, резины можно приклеить клеем.
  5. При изготовлении двухстороннего бизиборда или бизикуба с бизидомиком, соедините все детали конструкции.
  6. Оформите стенд яркими рисунками.
  7. Проверьте качество крепления и уберите все шероховатости или выступающие от саморезов части, чтобы ребенок не поранился.

Ваш бизиборд, сделанный своими руками готов.

Особенности бизибордов для девочек и мальчиков

Отличие бизибордов для девочек начинается с цвета: такие доски обычно окрашивают в розовый, желтый, персиковый цвета. Наполнения элементами тоже имеют свои отличия.

Девочек интересуют предметы одежды, кухни, красоты, наполняя бизиборд для девочек постарайтесь разнообразить его такими деталями.

Можно прикрепить куклу, вырезанную из плотного картона или ДВП и предметы одежды для куклы, сделать кармашки для расчески, зеркальца.

Из ниток прикрепить косу, которую можно будет украшать различными бантиками и заколками, резинками для волос.

Можно сделать веревку с прищепками, где будет сушиться одежда.

Для маленьких хозяюшек интересно будет разместить в бизидомике настоящую посуду для кукол с плитой.

Можно сделать бизиборд-магазин со счетами, калькулятором, безменом и различными овощами, и фруктами в корзинке.

Для мальчиков бизиборды красят в голубой, синий, зеленый цвет. Темные тона желательно не использовать при покраске доски.

Украсить доску можно наклейками или картинками куколок, бабочек, цветочков, котиков.

Все мальчики любят строить и ремонтировать, используйте для доски крупные шурупы, болты, щеколды, шпингалеты, розетки, выключатели. Соберите настоящую электрическую цепочку, в которой будет загораться лампочка, и ребенок будет просто в восторге.

Мальчикам, которые любят возиться с машинами интересно будет использовать на доске руль, велосипедный звонок, педали велосипеда, зеркало заднего вида и другие элементы транспорта, которые есть в доме.

Интерес у ребенка вызовет вид телефонного диска, фонарика, циферблата, водопроводного крана и труб, которые можно соединить между собой.

Наличие в доме компаса, маленького штурвала, кусочков каната, колокола и якоря поможет в оформлении доски в морской тематике. Раскрасьте бизиборд как тельняшку или нарисуйте на море и якоря.

Можно украсить доску картинками машин, самолетов, пароходов или другой техники.

Что запрещено применять при создании бизиборда

Безусловно, запрещено использование опасных вещей, которые могут нанести вред ребёнку.

  • Речь идёт о вещах из стекла, рулетках из металла, зеркалах и т.д.
  • Немаловажным считается то, как сама доска крепится. Крепёж должен быть надёжным на 100%. Каждая вещь должна «намертво» быть прикреплённой к поверхности.
  • Когда делают бизиборд, учитывают, что малыш может открутить и проглотить мелкую детальку.
  • Если использовались самонарезающие винты, надо, чтобы с другой стороны их края не прощупывались.
  • Когда делают «умную доску», надо применять только не представляющие угрозу для здоровья ребёнка материалы. Это касается: лаков, клея, красок.

Если умная доска Монтесори хорошо продумана, и сделана, с соблюдением всех правил – она в течение длительного времени будет интересовать вашего ребёнка. Малыш будет учиться выполнять задания в течение определённого промежутка времени.

У него будет развиваться хорошая координация движений. Он будет играть, с удовольствием, проявляя активность.

У каждого материала должно быть своё место

Не следует класть все материалы в одну коробку, но также и не стоит расставлять их все на низких полках, оставляя несколько сантиметров свободного места. Наиболее актуальные материалы должны стоять на полочках на однотонных подносах или в корзинках. Между материалами должно оставаться свободное место, чтобы не было нагромождения. Некоторые материалы можно убирать в шкаф, доставая новые. Различные конструкторы, пластилин, игрушки храните в коробках в шкафу, необязательно выделять им особое место на полках. Если вы показали ребёнку место материала, не меняйте его, предлагайте малышу всегда относить всё на своё место.

Эти простые правила помогут родителям создавать материалы, которые действительно будут развивать малыша, а не мешать ему или отвлекать его и запутывать.

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Правила обучения и материалы для занятий

Интересно, что в роли игрушки по данной методике могут выступать самые обычные предметы: тазик, ситечко, салфетки, ложка, губка и пр. Наряду с ними, существуют и специально разработанные Монтессори-пособия: например, Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши, числовые станки, рамки с застёжками и пр.

Наряду с обычными предметами методика предполагает использование специальных пособий, разработанных Марией Монтессори

Занимаясь с дидактическим материалом, нужно учить ребёнка соблюдать определённые правила:

Все пособия и игрушки расположены в открытом доступе

Но малыш должен усвоить, что их нельзя разбрасывать по комнате, а нужно обязательно класть на свои места.
Малыш всегда сам выбирает материал для занятия.
Взрослый должен рассказать крохе, что не стоит переключать внимание с одного пособия на другое: упражнение следует довести до конца.. Вообще, что касается домашнего воспитания по Монтессори, то любым родителям под силу сделать весь свой дом «развивающей средой»

Для этого, помимо приобретения соответствующих игрушек, нужно разрешать ребёнку участвовать в бытовой жизни семьи: делать посильную уборку, ухаживать за растениями, домашними питомцами, ремонтировать свои игрушки, заниматься рукоделием

Вообще, что касается домашнего воспитания по Монтессори, то любым родителям под силу сделать весь свой дом «развивающей средой». Для этого, помимо приобретения соответствующих игрушек, нужно разрешать ребёнку участвовать в бытовой жизни семьи: делать посильную уборку, ухаживать за растениями, домашними питомцами, ремонтировать свои игрушки, заниматься рукоделием.

Родителям (поклонникам системы Монтессори) под силу организовать у себя дома «развивающую среду» — позволять детям участвовать в уборке и прочей бытовой деятельности

Основные принципы методики

Монтессори — методика раннего развития, но группы всё равно разновозрастные. Старшие дети учат младших, приобретают лидерские черты. Младшие учатся заботиться друг о друге. Формируется взаимопомощь и сотрудничество, хотя иногда и случаются недопонимания.
Занятия проводятся в специально подготовленной среде. Основы педагогики Монтессори подразумевают, что игровая комната разделена на несколько частей — стандартными считают зоны естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую. Но ещё добавляют творческую, игровую и спортивную. Ребёнок может заниматься там, где ему нравится, даже целый день. Задача педагога — подстроиться под интересы малыша

Важно дать свободу мышления, действий и чувств. Так дети будут учиться всему легко и с удовольствием, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками. 
Взрослый в обучении играет второстепенную роль: он не наставник, а помощник

Задача взрослого — только заинтересовать ребёнка. Педагог общается с детьми, но не навязывает собственное мнение, не подводит ребёнка к желаемым ответам на вопросы.
Обязательно есть правила, которые помогают упорядочить процессы в монтессори-группе. Например, после прочтения книгу необходимо поставить на место или убрать игрушки туда, откуда малыш их взял. Так детей учат поддерживать порядок.
Направление на развитие мелкой моторики, чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание
Мария Монтессори считала, что аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание и память. Поэтому в её системе много деятельности, связанной с нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь и по фактуре, с сортировкой.
Недопустима критика и запреты
Ребёнок имеет право на ошибку. Он вполне способен дойти до всего сам.
В ребёнке воспитывается самостоятельность. Все пособия располагаются на полках так, чтобы он мог сам их взять и убрать на место. Все книги в одном экземпляре — таким образом дети учатся договариваться между собой.

<<Форма демодоступа>>

Особенности методики воспитания

«Образование – не столько ответственность учителя, сколько естественный процесс развития ребенка. Он происходит не благодаря восприятию им слов взрослых, а представляет собой накопление опыта практических действий, само­стоятельных открытий, которые он черпает в окружающей его среде».

Великие слова великой женщины Марии Монтессори – ученого, врача, педагога, философа и гуманиста. Более века назад она смогла обучить своих подопечных – умственно отсталых детей – так что они в чтении, письме и счете превзошли своих здоровых сверстников. Ее достижения всколыхнули весь мир и обнажили несовершенство традиционного обучения. В 1907 году Мария открыла школу для здоровых детей в Риме. Методы, которые она использовала в работе, продолжают совершенствоваться по сей день.

Особенности обучения по Монтессори:

  • использование дидактических материалов, которые позволят ребенку заниматься самостоятельно: изучать, отрабатывать действия, обнаруживать и исправлять ошибки;
  • поощрение свободы ребенка, признание за ним права предаваться тому занятию, которое ему нравится, без ограничений по времени или любых других;
  • коллективное обучение в разновозрастной группе, где младшие перенимают опыт и знания старших, а те, в свою очередь, учатся заботе и ответственности;
  • отсутствие соревнования между детьми и какой-либо системы оценок;
  • побуждающая, поощряющая, содействующая роль воспитателя, но не ограничивающая и не предписывающая.

«Помоги мне это сделать самому» – главный принцип методики Монтессори. Узнать о ней больше можно здесь.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий