Химия мозга – ключ к человечности

Проявления резидуальной энцефалопатии

К таким признакам нередко относят судорожные подергивания, постоянное беспокойство или отсутствие реакции на раздражители, немотивированный плач, повышенный или сниженный мышечный тонус, задержку моторного и психического развития, которые, скорее всего, не удастся ликвидировать. Вместе с тем, эти признаки очень субъективны и далеко не всегда отражают степень мозговой дисфункции, поэтому родителям не стоит впадать в панику, а специалистам — заниматься гипердиагностикой.

Симптоматика резидуальной энцефалопатии может укладываться в отдельные неврологические синдромы:

  1. Цефалгический, проявляющийся интенсивными головными болями;
  2. Вестибулярно-координаторный, когда нарушается моторика, координация, появляются головокружения;
  3. Астено-невротический — с усталостью, выраженной слабостью, ипохондрией, склонностью к депрессии, эмоциональной лабильностью;
  4. Интеллектуально-мнестических расстройств — снижение памяти, внимания, интеллекта.

У детей проявления могут несколько отличаться от перечисленных, особенно, в раннем возрасте, но почти всегда на первый план в качестве остаточных явлений выходят признаки задержки психо-моторного развития и нарушения эмоциональной сферы. Маленькие пациенты быстро устают, бывают раздражительны и плаксивы, беспокойно и мало спят.

Последствиями перинатальной энцефалопатии легкой и умеренной степени, которую удалось компенсировать на первом году жизни, могут стать:

  • Приступы агрессии или потери контроля над поведением и эмоциями;
  • Сниженная обучаемость, низкая успеваемость в школе, расстройства памяти;
  • Головные боли, приступы тошноты и рвоты, обмороки;
  • Вегетативные нарушения — потливость, колебания ритма сердца, бессонница и др.

Эти симптомы не укладываются в конкретное заболевание, как, например, эпилепсия, поэтому многие неврологи склонны объединять их под понятием резидуальной энцефалопатии.

У взрослых симптомами резидуальной энцефалопатии могут быть:

  1. Упорные мигрени, плохо отвечающие на консервативное лечение;
  2. Признаки внутричерепной гипертензии — тошнота, рвота на высоте головной боли;
  3. Нарушения сна — бессонница ночью, сонливость в дневное время;
  4. Изменение памяти и снижение интеллектуальных способностей, в тяжелых случаях — деменция;
  5. Эмоциональный дисбаланс — частые смены настроения, раздражительность вплоть до агрессии, тревожность, плач без причин, ипохондрия или апатия;
  6. Вегетативная симптоматика — скачки давления, тахи- или брадикардия, потливость, колебания температуры тела;
  7. В тяжелых случаях — судорожный синдром разной степени выраженности.

В большой части случаев резидуальной энцефалопатии, особенно, если изменения в мозге вызваны предшествующим гнойным воспалением оболочек мозга, травмой, врожденными пороками, в клинике фигурируют симптомы повышенного внутричерепного давления. Это, в первую очередь, головная боль, усиливающаяся к утру, с тошнотой и рвотой, а также «мушки» или пелена перед глазами, общее беспокойство или сильная слабость, быстрая утомляемость и снижение интеллектуального потенциала мозга.

Примерно половина больных жалуются на головокружения и невозможность удерживать равновесие при ходьбе, что указывает на поражение вестибулярных нервных центров. Возможны трудности с письмом и выполнением мелких точных движений.

Вообще, говоря о симптомах резидуальной энцефалопатии, невозможно выделить признаки, характерные именно для этой патологии. Проявления ее разнообразны, равно как и локализация очагов повреждения в головном мозге. В зависимости от индивидуальных возможностей организма компенсировать имеющийся дефект симптоматика может быть от едва заметной до явно выраженной, но она редко ограничивает человека в обычной повседневной жизнедеятельности.

Кубанский государственный технологический университет

Направления обучения: экономика; строительство; химическая технология и еще 34 направления

Биохимик

Биохимия (биологическая химия) – область науки, изучающая молекулярные основы жизни: химический состав, структуру, свойства веществ, входящих в состав организмов, пути и закономерности их образования, последовательность и механизмы превращений. В последние годы было много открытий в биохимии, выдвинувших ее в разряд фундаментальных научных дисциплин и сделавших биохимию мощным инструментом решения многих важных проблем биологии, медицины, фармакологии и биотехнологии.

Биохимики изучают химические процессы, происходящие в живых организмах. Специалисты-биохимики очень важны для исследований в области стволовых клеток и генетики, реакции организмов на различные лекарства и аллергены, агрохимии и повышении урожайности сельскохозяйственных культур.

Где учиться в Краснодаре:

«Химия. Энциклопедия занимательных наук для детей». Любовь Вайткене

М.: АСТ, 2020

Это как раз тот случай, когда химия по-настоящему увлекает. Отталкиваясь от самых обычных вещей, которые знакомы даже трехлетке, автор постепенно увлекает юного читателя в мир атомов, причудливых соединений молекул и химических реакций, рассказывает, что такое щелочи, кислоты и соли, в чем особенность мыла, а потом раскрывает перед ребенком всю таблицу химических элементов Менделеева. Которая оказывается не непонятным набором странных символов и обозначений, а картой сокровищ, которую еще надо суметь разгадать. Яркие картинки, иногда неожиданные, но довольно точно иллюстрирующие непростые химические явления, помогают быстрее понять суть. Интересные и любопытные факты, уж поверьте мне, удивят даже взрослых. А несложные и наглядные опыты лишь подогреют детский интерес к этой непростой науке. Правда, родителям стоит заранее запастись нехитрыми химическими элементами вроде соды, уксуса и пищевых красителей и морально подготовиться к тому, что кухня на время превратится в химическую лабораторию.

Общий курс органической химии

От автора

Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию предлагается иллюстративный материал к курсу лекций “Органическая химия”, читаемому мною на протяжении последних лет в 312
группе химического факультета МГУ. Я надеюсь, что эти материалы позволят студентам более полно понять и освоить предмет, будут способствовать
усвоению лекционного материала. Хотел бы еще раз подчеркнуть, что это не лекции, а лишь иллюстрациями, которые используются мною при чтении курса.
Если вы найдете недочеты и опечатки, прошу Вас, информировать меня по электронной почте nen@acylium.chem.msu.ru о Ваших пожеланиях и замечаниях.

Использование данного электронного продукта предполагает Ваше согласие со следующими принципами:

  • данный иллюстративный материал не должен использоваться в противозаконных целях
  • данный материал не должен использоваться в коммерческих целях
  • данный материал рассчитан на самостоятельную работу студентов
  • коллегам-преподавателям, желающим использовать данный материал в учебных целях, следует получить на это согласие
    проф. В.Г. Ненайденко по адресу nen@acylium.chem.msu.ru

С наилучшими пожеланиями
проф. д.х.н.
В.Г. Ненайденко

Иллюстративные материалы лекций представлены в формате PDF и для их просмотра Вам потребуется Acrobat Reader.
Загрузить программу Acrobat Reader можно из Интернет по следующему адресу.

Программа курса лекций по органической химии для студентов 312 группы

I семестр

  • Лекция 01. Предмет органической химии
  • Лекция 02. Номенклатура. Основы стереохимии.
  • Лекция 03. Основы стереохимии.
  • Лекция 04. Циклоалканы.
  • Лекция 05. Циклоалканы. Синтез алканов.
  • Лекция 06. Химия алканов.
  • Лекция 07. Алкены. Строение, получение, реакционная способность.
  • Лекция 08. Алкены. Реакционная способность.
  • Лекция 09.Алкены. Реакционная способность.
  • Лекция 11. Ацетилены. Реакционная способность. Алены.
  • Лекция 12. Химия диенов.
  • Лекция 13. Ароматические соединения. Ароматичность.
  • Лекция 14. Химия аренов. Получение и свойства.
  • Лекция 15. Реакция электрофильного замещения.
  • Лекция 16. Реакция электрофильного замещения. С- электрофилы.
  • Лекция 17. Нуклеофильное ароматическое замещение.
  • Лекция 18. Алифатическое нуклеофильное замещение.
  • Лекция 19. Алифатическое нуклеофильное замещение.
  • Лекция 20. Элиминирование.
  • Лекция 21. Спирты. Получение и свойства.
  • Лекция 22. Спирты. Диолы.
  • Лекция 23. Диолы. Простые эфиры. Эпоксиды.
  • Лекция 24. Карбонильные соединения. Строение и получение.
  • Лекция 25. Карбонильные соединения. Реакция нуклеофильного присоединения.
  • Лекция 26. Карбонильные соединения. Реакции с металорганическими соединениями.
  • Лекция 27. Карбонильные соединения. Реакции со спиртами и аминами.
  • Лекция 28. Карбонильные соединения. Свойства енолов и енолятов.
  • Лекция 29. Карбонильные соединения. Альдольно-кротоновая конденсация.
  • Лекция 30. Карбонильные соединения. Реакции конденсации.
  • Лекция 31. Карбонильные соединения. Конденсации. 1,2- и 1,4- присоединение к непредельным системам.
  • Лекция 32. Карбонильные соединения. Реакция Михаэля. Аннелирование по Робинсону.
Архив всех лекций первого семестра в одном файле (lec_nenaidenko01.zip, 99895 Kb)Загрузить
  • Лекция 1. Спектральные методы определения структуры органических соединений.
  • Лекция 2. Основы ЯМР спектроскопии
  • Лекция 3. Карбоновые кислоты и их производные -1.
  • Лекция 4. Карбоновые кислоты и их производные -2.
  • Лекция 5. Карбоновые кислоты и их производные -3.
  • Лекция 6. Карбоновые кислоты и их производные -4.
  • Лекция 7. Карбоновые кислоты и их производные -5.Изонитрилы (изоцианиды)
  • Лекция 8. Амины. Синтез и свойства
  • Лекция 9. Диазосоединения (диазоалканы и соли диазония.
  • Лекция 10. Ароматические диазосоединения (соли диазония).Синтез и свойства
  • Лекция 11. Нитросоединения.Синтез и свойства
  • Лекция 12. Фенолы. Сиртез и свойства.
  • Лекция 13. Фенолы. Свойства.Хиноны. Синтез и свойства
  • Лекция 14. Гетероциклические соединения.Классификация. Основные закономерности реакционной способности
  • Лекция 15. Химия тиофена, индола, бензотиофена и бензофурана.
  • Лекция 16. Химия пиридина.
  • Лекция 17.Химия и методы синтеза хинолинов и изохинолинов.
  • Лекция 18.Методы синтеза пиридинов.Химия и методы синтеза хинолинов и изохинолинов.Лекция 18
  • Лекция 19. Методы синтеза хинолинов и изохинолинов. Пиримидины и пурины. Нуклеиновые кислоты.
  • Лекция 20. Углеводы (сахара) часть1
  • Лекция 21.Углеводы (сахара) часть2
  • Лекция 22. Аминокислоты. Белки.
  • Лекция 23. Защитные группы (Protective groups Pg).
  • Лекция 24. Органический синтез.
  • Лекция 25. Металkокомплексный катализ
  • Лекция 26. Металокомплексный катализ 2
Архив всех лекций второго семестра в одном файле (org_nen2.zip, 47444 Kb)Загрузить

Естественная дистрофия при старении

Очаговые изменения вещества мозга дистрофического характера на фоне возрастной инволюции представлены МР-признаками:

  1. Перивентрикулярные (вокруг сосудов) «шапочки» и «полосы» – обнаруживаются снаружи от боковых желудочков, возникают из-за распада миелина и расширения околососудистых пространств, разрастания клеток глии под эпендимой желудочков;
  2. Атрофические изменения полушарий с расширением борозд и желудочковой системы;
  3. Единичные очаговые изменения в глубоких отделах белого вещества.

Множественные очаговые изменения дисциркуляторного характера имеют характерное глубокое расположение в белом веществе мозга. Описанные изменения будут более выражены, а симптоматика энцефалопатии прогрессирующей при сопутствующей возрасту гипертонии.

изменения в мозге с возрастом (моложе → старше): лейкоареоз вокруг желудочков мозга, атрофия, очаговые изменения

В зависимости от распространенности возрастных изменений выделяют:

  • Легкую степень — единичные очаговые изменения белого вещества точечных размеров в глубоких отделах мозга;
  • Среднюю — сливные очаги;
  • Тяжелую — крупные сливные рассеянные очаги поражения нервной ткани, преимущественно в глубоких отделах на фоне сосудистых расстройств.

Кто критикует Пенроуза

Большинство ученых считают, что мозг слишком теплый и влажный, а квантовая когерентность возможна лишь в изолированной холодной среде.

Самый известный критик теории Пенроуза — Макс Тегмарк, профессор физики Массачусетского технологического института, который подсчитал, что квантовые эффекты внутри микротрубочек могли бы продлиться не более 100 квадриллионных долей секунды.

Даже бывший коллега Пенроуза Стивен Хокинг скептически относился к его теории: «Мне не по себе, когда физики-теоретики начинают рассуждать о сознании. Кажется, что вся теория Пенроуза основана на том, что раз нам почти ничего не известно ни о сознании, ни о квантовой гравитации, то эти два явления должны быть взаимосвязаны».

Профилактика

Энцефалопатия – сложное заболевание. Не существует четкой методики, позволяющей предупредить ее появление и устранить все факторы риска. Врачи рекомендуют придерживаться следующих правил:

  • обеспечить себе полноценный режим дня с чередованием труда и отдыха, полноценным ночным сном;
  • минимизировать стрессы;
  • правильно и сбалансировано питаться, не допускать переедания и избыточной массы тела;
  • обеспечить достаточное поступление витаминов и микроэлементов;
  • отказаться от курения, наркотиков, алкоголя;
  • в умеренном количестве (не профессионально) заниматься спортом;
  • своевременно выявлять и лечить хронические заболевания: гипертонию, сахарный диабет, атеросклероз;
  • обращаться к врачу при первых признаках неблагополучия.

Почему мозг стареет

Первая причина — оксидативный стресс. Во всех клетках происходят биохимические процессы, в результате которых накапливаются продукты жизнедеятельности. В норме они утилизируются и выводятся из клетки. Но с возрастом некоторые процессы утилизации нарушаются, а количество отходов в клетке увеличивается, в том числе накапливаются свободные радикалы.

Это — нестабильные атомы, повреждающие оболочку клетки, клеточные органы и ДНК. Их накопление приводит к оксидативному стрессу — процессу, когда из-за избыточного окисления повреждаются клетки и ее внутренние структуры.

Оно нарушает структуру ДНК внутри ядра клетки и митохондрии — энергетическом центре клетки, где накапливается множество структурных ошибок. Это приводит к повреждению, гибели и неправильной работе нейронов головного мозга.

Вторая причина снижения умственных показателей в старости — изменения синапсов. Это — нервные связи, которые соединяют нейроны между собой. С возрастом у людей снижается плотность синаптических щелей, а чем меньше связей между нейронами, тем медленнее протекает умственная деятельность, например, запоминание или обучение новому навыку. При этом пожилой человек может выполнить задачу так же хорошо, как и молодой, но ему понадобится больше времени на обдумывание и принятие решений.

Третья причина — демиелинизация. Отростки нейронов покрыты веществом миелином, благодаря ему электрический импульс проходит с большой скоростью от клетки к клетке. С возрастом миелина становится все меньше, из-за чего скорость передачи нервного импульса замедляется.

Вместе эти причины дают следующий результат — с возрастом мозг уменьшается в размере, снижается объем серого и белого вещества, нарушается передача нервного импульса. Все это ухудшает умственные способности.

Две стороны медали

Роль химии в современном мире огромна, жить без нее мы уже не сможем, она дает нам массу полезных веществ и явлений, но в то же время и наносит определенный вред.

Вредное воздействие химии

Как негативный фактор, химия в жизни человека появляется постоянно. Чаще всего мы отмечаем последствия в экологической сфере и здоровье населения.

Изобилие материалов, чужеродных нашей планете приводит к тому, что они засоряют почву и воду, не подвергаясь естественным процессам гниения.

При этом в ходе разложения или горения они выделяют большое количество токсичных веществ, дополнительно отравляющих окружающую среду.

И тем не менее, вопрос этот вполне разрешим с помощью той же самой химии.

Значительную часть веществ можно повторно переработать, снова превратив в нужные товары. Проблема, скорее, связана не с недостатками химии как науки, а с ленью человека, и его нежеланием потратить дополнительные усилия на переработку продуктов жизнедеятельности.

Такая же проблема связана и с отходами промышленного производства, которые сегодня редко перерабатываются качественно, отравляя окружающую среду и здоровье человека.

Второй момент, говорящий, что химия и организм человека несовместимы, это искусственная пища, которой нас пытаются пичкать многие производители. Но здесь вопрос не столько достижений химии, сколько жадности людей.

Химические успехи позволяют сделать жизнь человека проще и возможно, роль химии в решении продовольственной проблемы окажется бесценной, особенно в сочетании с достижениями генетики. Неумение пользоваться этими достижениями и желание заработать – вот главные враги здоровья человека, а вовсе не химическая промышленность.

Применение большого количества консервантов в пище стало проблемой в некоторых странах, где жители настолько пропитались этими веществами, что после смерти процессы разложения в них сильно заторможены, в результате умершие просто не сгнивают, а долгие годы лежат в земле.

Бытовая химия часто становится источником аллергических реакций и отравлений организма. Минеральные удобрения и средства для обработки растений от вредителей тоже опасны для человека, да и на природу они оказывают негативное воздействие, постепенно разрушая ее.

Польза химии

В психологии существует такое понятие – сублимация, заключающееся в снятии внутреннего напряжения через перераспределение энергии, для достижения результата в какой-то доступной области.

В химии этот термин используют как обозначение процесса получения из твердого вещества газообразного без жидкой стадии. Однако и в данной отрасли можно применить подход психологии.

Перенаправление энергии на достижения в разных отраслях, связанных с химией приносит много пользы обществу.

Говоря о том, зачем нужна химия в быту человека или промышленном производстве мы вспоминаем многие ее достижения, сделавшие нашу жизнь комфортной и более долгой:

  • лекарства,
  • современные материалы с уникальными свойствами,
  • удобрения,
  • источники энергии,
  • источники пищи и многое другое.

Химия в жизни человека

Если бы химии не существовала. Зачем изучать химию

https://youtube.com/watch?v=STOaXtiVEhM

Что это и когда появляются

Возрастные изменения головного мозга — это постепенное снижение умственных показателей из-за нарушений структуры нервных клеток, межклеточных связей и снижения объема серого вещества. Изменения возникают на всех уровнях: от тканей до молекул и начинают формироваться в возрасте до 20–25 лет. В молодости это незаметно: они компенсируются пластичностью мозга и его высокой способностью к самовосстановлению.

Со временем возрастные изменения более заметны: люди хуже запоминают, им труднее сконцентрироваться, они медленнее учатся и чаще совершают ошибки в повседневных делах. Но это не значит, что на когнитивных функциях можно ставить крест. Например, результаты исследований говорят о том, что в зрелом возрасте люди выполняют тест на вербальные способности и пространственное мышление лучше, чем молодые.

Возрастные изменения происходят у всех, независимо от пола и социального статуса. Однако образование и род деятельности все же влияют.

Возрастные изменения, а проще говоря, старение мозга — это такой же нормальный процесс как поседение волос, уменьшение объема мышц, снижение остроты зрения, слуха и эластичности кожи. Их не следует путать с нарушениями работы мозга — заболеваниями нервной системы, которые приводят к снижению интеллекта преимущественно у пожилых людей — болезнью Альцгеймера, болезнью Пика или деменцию с тельцами Леви.

Виды поражений головного мозга

Поражение головного мозга может быть как очаговым, так и диссеминированным. Давайте разберёмся, что такое очаговое поражение головного мозга. Это состояние, при котором имеется чётко отграниченный единичный очаг с некротизированными тканями, т.е. это локальное поражение мозга. Такой вид повреждения часто формируется при остром нарушении мозгового кровообращения.

 Диссеминированное или мультифокальное поражение головного мозга – вид повреждения, при котором обнаруживаются множественные разрозненные очаги повреждения тканей головного мозга. Мультифокальная форма встречается при инфекционных заболеваниях головного мозга, например при занесении инфекционного агента гематогенным путём в мозговое вещество или при онкологическом поражении. 

Химические цепочки

Все чувства и эмоции, которые испытывают люди, возникают путем химических изменений в головном мозге. Прилив радости, который человек ощущает после получения положительной оценки, выигрыша в лотерею или при встрече с любимым, происходит вследствие сложных химических процессов в головном мозге. Мы можем испытывать огромное количество эмоций, например таких, как печаль, горе, тревога, страх, изумление, отвращение, экстаз, умиление. Если мозг дает телу команду на осуществление какого-либо действия, например, сесть, повернуться или бежать, это также обусловлено химическими процессами. “Химический язык” нашей нервной системы состоит из отдельных “слов”, роль которых исполняют нейромедиаторы (их еще называют нейротрансмиттерами).

Миллиарды нейронов мозга общаются, передавая друг другу сигналы через крошечные зазоры между ними. Эти зазоры называются нервными синапсами. Когда один нейрон получает информацию, он посылает в синапс химический сигнал в виде молекул нейромедиатора. Нейромедиатор преодолевает пространство синапса, направляясь к следующему нейрону, где он присоединяется – как лодка к причалу – к специально предназначенному для его “швартовки” на поверхности нейрона месту, которое называется химическим рецептором. Химическая молекула нейромедиатора будет принята только тем рецептором, который предназначен специально для нее. Это своего рода система “ключ и замок”, где каждый ключ подходит только к своему замку. После того, как молекула нейромедиатора соединилась с рецептором на поверхности нового нейрона, этот нейрон получает сигнал либо к действию – и тогда начинает передавать сигналы другим нервным клеткам, – либо к остановке передачи тех или иных сигналов.

Таким образом, нейротрансмиттер – это химическое вещество, молекулы которого позволяют клеткам мозга общаться друг с другом, и засчет этого функционировать должным образом. Другими словами, медиаторы передают (переносят) химические сообщения от одних нейронов к другим.

Любой нейрон может получать большое количество химических сообщений, как положительных, так и отрицательных (“работай” или “стоп”), от других нейронов, которые его окружают. Эти сообщения могут конкурировать или “сотрудничать”, между собой, заставляя нейрон отвечать специфическим образом. Поскольку все эти события происходят в течение очень короткого времени (считаные доли секунды), очевидно, что медиатор должен быть удален из синаптического пространства очень быстро, чтобы те же самые рецепторы могли работать снова и снова. И это удаление может происходить тремя способами. Молекулы нейромедиатора могут быть захвачены назад в то нервное окончание, из которого они были выделены, и этот процесс получил название “обратный захват” (“reuptake”); нейромедиатор может быть разрушен специфическими ферментами, находящимися в готовности недалеко от рецепторов на поверхности нейрона; или активное вещество может просто рассеяться в окружающую область мозга, и быть разрушено там.

Гормоны

Химическое взаимодействие

Норадреналин – медиатор, который обеспечивает работу различных мозговых систем, связанных с активацией и бодрствованием, обеспечивающих бдительность и внимание, а также является переносчиком сигналов в симпатической нервной системе. В симпатической нервной системе норадреналин вызывает сужение кровеносных сосудов, подъем артериального давления, увеличивает частоту дыхания и сердцебиения

Норадреналин также работает как гормон, который выделяют надпочечники, расположенные с обеих сторон чуть выше почек. Результаты его выделения надпочечниками те же самые: спазм сосудов, подъем давления, ускорение работы сердца и учащение дыхания. Адреналин, норадреналин, а также другие гормоны, вырабатываемые надпочечниками, играют важную роль в ответе организма на стресс.

Гормоны – это химические вещества, которые выделяются в кровь железами внутренней секреции, которых очень много в нашем организме. Гормоны передают сообщения, которые вызывают различные изменения в организме, и это очень похоже на то, как действуют медиаторы в нервной системе. В нашем организме есть много веществ, таких как норадреналин, которые работают и как медиаторы, и как гормоны. Налицо очень тесная связь между нервной и эндокринной системами, являющимися мощными регуляторами происходящих в организме процессов

Мозг через гопоталамо-гипофизарную систему оказывает важное влияние на процесс регуляции выделения гормонов, и если происходит сбой в работе медиаторов, может возникнуть гормональный дисбаланс, который, в свою очередь, начинает оказывать влияние на мозговые функции и, как следствие на то, как человек себя чувствует

Применение химии в медицине

Ни для кого не секрет, что химия в медицине имеет первостепенную задачу. Эта наука усовершенствует уже существующие препараты, предназначены для лечения. Организм человека – удивительный механизм и для его нормального функционирования нужно подбирать только качественные препараты.

К самым популярным средствам относятся:

  • болеутоляющие;
  • снотворные;
  • антибактериальные;
  • химиотерапевтические;
  • витамины.

Все люди принимают лекарства для устранения того или иного симптома, а также для полного излечения от недуга.

Каждый периодически сталкивается с приемом болеутоляющих средств. По химической структуре их условно можно разделить на две категории: производные салициловой кислоты и пиразолона.

Все эти вещества имеют три принципа действия:

  • анальгезирующие;
  • противовоспалительные;
  • жаропонижающие.

Салицины блокируют болевой импульс, тем самым снимая неприятные ощущения. Жаропонижение происходит за счет ингибирования соединений влияющих на терморегуляцию. Эти процессы обеспечивают качественную работу всего организма.

Краткий экскурс в анатомию центральной нервной системы

Головной мозг человека сложно устроенный орган, отвечающий за работу всего организма. В строении мозга прослеживается чёткая иерархичность, что позволяет эффективно работать всему организму. В составе центральной нервной системы можно выделить несколько основных частей:

  1. Кора больших полушарий – отвечает за высшую нервную деятельность, т.е. мыслительные процессы, речь, память, письмо, слух и многие другие функции.
  2. Подкорковые структуры, формирующие средний мозг. Средний мозг отвечает за первичные рефлекторные звенья и формирование безусловных рефлексов.
  3. Мост – связующее звену между всеми отделами центральной нервной системы и корой больших полушарий.
  4. Мозжечок. Находится в нижней затылочной части головы и отвечает за координации человека в пространстве.
  5. Продолговатый мозг – связывает головной мозг со спинным и является его продолжением. В продолговатом мозге находятся жизненно важные центры: сосудодвигательный и дыхательный. 

Виды

Врачи выделяют врожденную и приобретенную энцефалопатию. Первая возникает на фоне неправильного течения беременности или родов и, зачастую, развивается еще во время пребывания плода в утробе матери. Ее признаки обнаруживаются сразу после родов или появляются в первые недели жизни. Диагностикой и лечением этого состояния занимаются неонатологи и педиатры.

Приобретенная энцефалопатия встречается уже во взрослом возрасте. Она подразделяется на несколько видов в зависимости от причины гибели нейронов:

  • посттравматическая: возникает на фоне перенесенной черепно-мозговой травмы; зачастую, развивается уже через несколько лет после нее и нередко приводит к тяжелым расстройствам психики;
  • токсическая: связана с острым или хроническим отравлением организма алкоголем, ядами, наркотическими препаратами, лекарственными средствами, солями тяжелых металлов и т.п.; нередко в рамках этого вида отдельно выделяют алкогольную энцефалопатию;
  • метаболическая: связана с нарушением обмена веществ в организме; выделяют следующие подвиды патологии:
    • печеночная: возникает при поражении печени или желчевыносящих путей;
    • уремическая: связана с нарушением работы почек;
    • диабетическая: является одним из частых осложнений сахарного диабета, возникает на фоне стойкого нарушения микроциркуляции и повышения вязкости крови;
    • аноксическая: развивается после перенесенной клинической смерти и связана с кислородным голоданием головного мозга с последующим развитием «метаболической бури»;
    • синдром Гайе-Вернике: энцефалопатия, вызванная дефицитом витамина В1;
    • панкреатическая: является осложнением воспаления поджелудочной железы;
    • гипогликемическая: возникает на фоне резкого снижения глюкозы крови;
  • дисциркуляторная: связана с нарушением циркуляции крови в сосудах головного мозга; различают несколько форм патологии:
    • атеросклеротическая: развивается из-за атеросклероза и утолщения стенок сосудов;
    • гипертоническая: связана со стойким повышением артериального давления;
    • венозная: возникает из-за нарушения венозного оттока крови.

В зависимости от скорости развития процесса выделяют энцефалопатию острую и хроническую. Первая может развиться в течение нескольких дней или часов, чаще возникает на фоне сильной интоксикации, травмы, инфекционного процесса. Хронический процесс может протекать годами и десятилетиями.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий