Гипотеза саванны. Почему нас восхищает красота природы

Требования к гипотезе

К гипотезе предъявляется следующий список требований:

  • обоснованность наукой, то есть отсутствие утверждений, противоречащих бы уже доказанным фактам, положениям; адекватность исследуемой проблемы;
  • возможность эмпирических проверок, то есть определение при помощи логического анализа отсутствия внутренних противоречий.

Помимо общих требований к формулированию гипотез, в науке сформировалась стадиальная система их выдвижения:

  • 1-ая стадия – сбор данных по тематике, что исследуется;
  • 2-ая стадия – сама формулировка гипотезы;
  • 3-я стадия – группировка (классификация) гипотез.

Известный социолог М. Р. Коэн как-то в шутку отметил: «гипотезы формируются у людей, которые думают». В условиях современности процесс постановки гипотез формализовать не удавалось.

Иногда появляется вопрос: нужно ли проводить исследования, если утверждение гипотезы и без того является известным? Да, необходимо, так как сознание не может давать обоснованного ответа на множество вопросов. Иным источником строения гипотез может являться аналогия. Методика давно известна в науке. Сущность методики аналогии заключена в том, что обретенные знания при исследовании какого-то объекта используются на иной, менее изученной, менее доступной основе. Необходимо помнить, что выводы, которые получены по аналогии, чаще всего правдоподобны.

Этап полимеризации органических мономеров

Значительная часть образующихся мономеров разрушалась под действием высоких температур и многочисленных химических реакций, происходивших в «первичном бульоне». Летучие соединения переходили в атмосферу и практически исчезали из водоемов. Периодическое подсыхание водоемов приводило к многократному увеличению концентрации растворенных органических соединений. На фоне высокой химической активности среды происходили процессы усложнения этих соединений, и они могли вступать в соединения друг с другом (реакции конденсации, полимеризации и т. п.). Жирные кислоты, соединяясь со спиртами, могли образовывать липиды и формировать жировые пленки на поверхности водоемов. Аминокислоты могли соединяться друг с другом, образуя все более сложные пептиды. Могли образовываться и другие типы соединений — нуклеиновые кислоты, полисахариды и др. Первыми нуклеиновыми кислотами, как полагают современные биохимики, были небольшие цепи РНК, так как они, как и олигопептиды, могли синтезироваться в среде с высоким содержанием минеральных компонентов спонтанно, без участия ферментов. Реакции полимеризации могли заметно активироваться при значительном увеличении концентрации раствора (пересыхание водоема) и даже во влажном песке или при полном высыхании водоемов (возможность протекания таких реакций в сухом состоянии была показана американским биохимиком С. Фоксом). Последующие дожди растворяли молекулы, синтезированные на суше, и перемещали их с токами воды в водоемы. Такие процессы могли носить циклический характер, приводя к еще большему усложнению органических полимеров.

Разновидности гипотез в социологическом исследовании

Гипотезы тесным образом связываются с проблематикой исследования. Они отталкиваются от проблем, образуют вероятные объяснения. Разновидности гипотез, которые используются в социологическом исследовании, и их краткое описание представлены на рисунке ниже.

Рисунок 1. Виды гипотез в социологическом исследовании. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

По мере обоснованности и проработки гипотезы разделены на:

  • Первичные;
  • Вторичные.

Первичные гипотезы образуются до того, как собирается эмпирическая информация. Если эта информация опровергает предыдущие гипотезы, то вместо них выдвигаются вторичные гипотезы. Первичные гипотезы именуют рабочими. Глубочайшее исследование, как правило, делает опору на множество альтернативных гипотез, что способствует получению более весомых выводов.

По характеру взаимной обусловленности предсказаний гипотезы делят на:

  • гипотезы-причины;
  • гипотезы-следствия.

Замечание 2

Опровержение или подтверждение гипотезы-следствия – это доказательство обоснованности или необоснованности гипотезы-причины.

Зависимо от важности исполняемой роли различают гипотезы:

  • Основные;
  • Неосновные.

В отличие от гипотез-следствий и гипотез-причин, которые имеют логическую взаимосвязь, эти гипотезы считаются различными задачами исследования, и взаимодействуют друг с другом

Конечно, основное внимание при выдвижении гипотез уделено главным предположениям

Для того чтобы проверять рабочие гипотезы, получать достоверные итоги социологического исследования, следует понимать, какую информацию необходимо собирать, почему конкретно эту, а не иную, и в какой форме. Разрешению таких вопросов способствует проведение специализированных операций исследования, которые дают возможности сравнения исходных теоретических знаний с объективным состоянием реальности, практики социума.

В современной социологической теории формулируются основные нормативы процедур по выдвижению, обоснованию и проверке гипотез и социологических исследований. Во-первых, в соответствии с восходящими, исходными методологическими принципами социологии и философии, образуются соответственные научные выводы, положения, истинность которых подтверждена установленными научно фактами. При выдвижении гипотезы, уточняются, опровергаются сформулированные положения теории, необходимыми являются экспериментальные проверки гипотезы и установление ее логической связи с опровергнутым положением. Во-вторых, обязательна интерпретация теории понятий, которые составляют гипотезу.

Появление биологических мембран

Упорядоченные биологические структуры невозможны без биологических мембран. Поэтому следующим этапом в образовании жизни стало формирование именно этих структур, изолирующих и защищающих коацерваты от окружающей среды, превращающих их в автономные образования. Мембраны могли образоваться из липидных пленок, появлявшихся на поверхности водоемов. К молекулам липидов могли присоединяться пептиды, приносимые дождевыми потоками в водоемы или образовавшиеся в этих водоемах. При волнении водоемов или выпадении на их поверхность осадков могли возникать пузырьки, окруженные мембраноподобными соединениями. Для возникновения и эволюции жизни важны были те пузырьки, которые окружали коацерваты с белково-нуклеидными комплексами. Но и такие образования еще не были живыми организмами.

Возникновение пробионтов — первых самовоспроизводящихся организмов

В живые организмы могли превратиться только те коацерваты, которые были способны к саморегуляции и самовоспроизводству. Каким образом эти способности возникли — также пока неясно. Биологические мембраны обеспечили автономность и защиту коацерватам, что способствовало появлению существенной упорядоченности биохимических реакций, протекающих в этих телах. Следующим шагом стало появление самовоспроизводства, когда нуклеиновые кислоты (ДНК и/или РНК) стали не только обеспечивать синтез пептидов, но и с его помощью регулировать процессы самовоспроизводства и обмена веществ. Так возникла клеточная структура, обладающая обменом веществ и способностью к самовоспроизводству. Именно эти формы и смогли сохраниться в процессе естественного отбора. Так коацерваты превратились в первые живые организмы — пробионты.

Закончился этап химической эволюции, и наступил этап биологической эволюции уже живой материи. Произошло это 3,5-3,8 млрд. лет назад. Появление живой клетки — это первый крупнейший ароморфоз в эволюции органического мира.

Первые живые организмы были близки по строению к прокариотам, не имели еще прочной клеточной стенки и каких-то внутриклеточных структур (были покрыты биологической мембраной, внутренние изгибы которой выполняли функции клеточных структур). Возможно, первые пробионты имели наследственный материал, представленный РНК, а геномы с ДНК появились позже в процессе эволюции. Существует мнение, что дальнейшая эволюция жизни пошла от общего предка, от которого произошли первые прокариоты. Именно это обеспечило большое сходство строения всех прокариот, а впоследствии и эукариот.

Невозможность самозарождения жизни в современных условиях

Часто задают вопрос: почему не происходит самозарождение живых существ в настоящее время? Ведь если живые организмы не появляются сейчас, то на каком основании мы можем создавать гипотезы о происхождении жизни в далеком прошлом? Где критерий вероятности этой гипотезы? Ответы на данные вопросы могут быть следующими: 1) приведенная выше гипотеза биопоэза является во многом лишь логическим построением, она еще не доказана, содержит много противоречий и неясных моментов (хотя имеется очень много данных и палеонтологических, и экспериментальных, позволяющих предположить именно такое развитие биопоэза); 2) данная гипотеза при всей своей незавершенности тем не менее пытается объяснить возникновение жизни, исходя из конкретных земных условий, именно в этом и состоит ее ценность; 3) самообразование новых живых существ на современном этапе развития жизни невозможно по следующим причинам: а) органические соединения долгое время должны существовать в виде скоплений, постепенно усложняясь и преобразуясь; в условиях окислительной атмосферы современной Земли это невозможно, они будут быстро разрушены; б) в современных условиях существует множество организмов, способных очень быстро использовать даже незначительные скопления органических веществ для своего питания.

Формирование коацерватов

Следующим этапом в происхождении жизни стало образовывание коацерватов, то есть больших скоплений сложных органических полимеров. Причины и механизмы этого явления во многом еще не ясны. Коацерваты этого периода представляли еще механическую смесь органических соединений, лишенную каких-либо признаков жизни. В какой-то период времени между молекулами РНК и пептидами возникли связи, напоминающие реакции матричного синтеза белка. Однако до сих пор непонятно, каким образом РНК стала кодировать синтез пептидов. Позже появились молекулы ДНК, которые в силу наличия двух спиралей и возможности к более точному (по сравнению с РНК) самокопированию (репликации) стали главными носителями информации о синтезе пептидов, передавая эту информацию на РНК. Такие системы (коацерваты) уже напоминали живые организмы, однако еще не являлись таковыми, так как не имели упорядоченной внутренней структуры, присущей живым организмам, и не были способны размножаться. Ведь определенные реакции синтеза пептидов могут происходить и в неклеточных гомогенатах.

Понятие гипотезы

Определяя проблему, социолог, прежде всего, делает попытку выяснить ее на основании существующих знаний предыдущего опыта. Точнее, социолог делает попытку выяснить, объяснить существующими опытом и знаниями то, что еще не опознано полностью. Но для полного разрешения проблемы еще недостаточно таких шагов и мер. Тогда на основании существующих знаний могут делаться некоторые допущения, что целиком охватывают, объясняют явления, то есть образуют гипотезу.

Замечание 1

Гипотеза в социологическом исследовании является научным предвидением структуры объектов в социуме, сущности и характера связей меж явлениями в социуме.

Основные функции гипотезы заключаются в получении новых научных высказываний, обогащении и усовершенствовании существующих знаний. Отличительные черты научной гипотезы состоят в том, что новые предположения можно называть научными гипотезами в случае, если они, во-первых, содержат научный вывод из доказанных положений, во-вторых, содержат высказывания, полученные посредством научных выводов для объяснения соответственного явления; в-третьих, абстрагированы от эмпирических сведений и подтверждены руководствами или практикой в соответственной теорией.

Научная гипотеза, и в том ее сила, может формулироваться лишь в результате предварительных анализов объекта.

Роль гипотезы в социологии, как и в любом научном анализе, очень велика. Социологи зачастую озвучивают высказывание Д. Менделеева о том, что лучше придерживаться такой гипотезы, которая со временем может оказаться неверной, ошибочной, чем никакой.

Роль гипотезы заключена в том, что опыт общественной практики, науки, опыт исследователя (включая интуицию) является своеобразным «пусковым механизмом» для перехода к важнейшим эмпирическим процедурам, которые призваны окончательно дать обновленные знания об объекте.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий