Гибкость мозга определяет объем знаний

Используйте визуальные материалы

Визуальные образы запоминаются лучше, чем текст или речь. Как показывают исследования, спустя 72 часа человек вспоминает около 10% услышанного. Если ту же информацию подавать в виде изображений, то показатель повышается до 65%. Согласно книге Джона Медины, текст мы запоминаем лучше, чем речь, потому что мозг воспринимает его как множество крошечных картинок.

Визуальные образы сохраняются в памяти надёжнее всего. Ещё лучше, если изображение двигается. Ведь опасные для наших предков объекты постоянно перемещались, и мозг развил сложную систему нейронных связей для их распознавания. Именно поэтому Медина советует учителям чаще использовать анимацию.

Плюсы и минусы когнитивной гибкости

Развитая когнитивная гибкость – это преимущество человека. Ведь именно благодаря такой способности человек легко адаптируется к переменам, быстро находит правильные  решения, стратегически мыслит и может видеть ситуацию с разных сторон. Все это неизменно ведет к достижению успеха в профессиональной деятельности и в повседневной жизни. Однако и у такой замечательной способности есть недостатки. Прежде всего, люди, обладающие гибкостью ума и мышления, достаточно тяжело справляются с рутинной работой. Также они, как правило, чрезмерно импульсивны, и им не хватает упорства. Но все же у ригидности мышления минусов больше, хоть и она не является абсолютным злом. 

Понятие умственной гибкости

Всем приходилось хоть раз действовать по ситуации

Когнитивную гибкость также называют умственной. Помимо способности к адаптации, умственная гибкость значительно влияет на процесс обучения.

Выбирая стратегию решения проблем и преодоления трудных ситуаций, человек контактирует с окружающей средой.

Он получает из нее информацию и учится правильно на нее реагировать.

Благодаря гибкости мышления мы меняем свою манеру поведения в зависимости от обстоятельств и изменений в сложившейся ситуации.

У людей с хорошо развитой умственной гибкостью не возникает особых трудностей с принятием быстрых решений. Они обладают такими качествами как:

  • незатруднительный для психики переход с одного вида деятельности на другой;
  • умение правильно себя вести в различных ситуациях;
  • быстрая адаптация к переменам в окружающем мире;
  • способность видеть альтернативу в решении трудных задач и проблем;
  • легкая подстройка под любые внезапные изменения в планах;
  • способность поставить себя на место другого человека;
  • быстрое нахождение нескольких решений одной проблемы путем оценивания ситуации с разных сторон.

Когнитивную гибкость можно назвать важной составляющей исполнительных функций головного мозга. Они срабатывают в тех случаях, когда человеку для реагирования на что-либо рефлексов и автоматизированных действий не хватает

Эти функции влияют на регуляцию осознанных поступков и планирование. Таким образом, это является очень важным фактором для успешного человеческого развития и обучения.

Осуществление планов, постановка цели, контролирование своих действий и ориентированность на результат – всем этим заведуют исполнительные функции мозга.

Уровень когнитивной гибкости тесно связан с уровнем интеллекта. От этого зависит развитие умения быть гибким в решении проблем, а также способность принимать точку зрения других людей, учитывая их моральные ценности, убеждения и способы мышления.

Можно сказать, что уровень социального взаимодействия и эмпатия тоже неразрывно связаны с когнитивной гибкостью мышления.

Снэч-тест

Этот тест самый сложный, так как зависит не только от гибкости суставов, но и от многих других факторов.

На взгляд многих тренеров-методистов его идеальное выполнение свидетельствует о великолепной гибкости тех регионов тела, хорошее состояние которых в первую очередь отвечает за отсутствие спортивных травм у людей, занимающихся силовым тренингом.

Встаньте прямо, ноги поставьте чуть шире бедер и немного разверните ступни в стороны. В руки возьмите палку максимально широким хватом.

Поднимите ее над головой, отведя чуть далее за осевую линию корпуса, сведите лопатки и в этом положении глубоко присядьте вниз.

  • Хорошо: неполный присед, при этом спина прямая, палка не сместилась вперед, ощущается легкий дискомфорт в районе тазобедренных суставов и низа спины.
  • Отлично: полный присед, прогнутая в пояснице спина, палка не сместилась вперед, отсутствуют дискомфортные ощущения в пояснице, легкое напряжение в середине спины.
  • Круто: идеальный присед, отменно прогнутая спина, сильно растянутые грудные, дискомфортные ощущения отсутствуют.

Надеюсь эти тестовые упражнения помогли вам оценить свою гибкость. Если же результаты вас совсем не радую, то, пожалуйста, попробуйте пройти вот этот тест:

Источник фотографий и тестов – труд фитнес-редактора российского издания журнала «Mens Health» Дмитрия Смирнова «Фитнес для умных».

Статья была полезной?

Дайте нам знать, понравился ли вам этот пост. Это единственный способ, которым поможет нам совершенствоваться.
Да Нет

Почему с годами приобретать знания становится тяжелее?

Это зависит не только от развития нейропластичности мозга, но и от полученного опыта. В школьные годы мы приобретаем множество знаний. Кто-то их усваивает легко, для кого-то нужно больше времени.

Сознание большинства прилежных учеников убеждено, что эти навыки станут полезными, поэтому память “упрашивает” мозг запомнить некоторый объем информации, что он с удовольствием и делает.

Если в будущем данная информация не находит практического применения, то мозг говорит: “Ну и зачем мне эти знания, которые я так долго держал в своих архивах?”.

Получается, эти данные занимали серьезную нишу в нашей голове, хорошо, если хоть однажды ими удалось блеснуть перед друзьями или начальством.

В следующий раз мозг уже не сможет принять в свою “библиотеку” информацию, которую не удастся практически применить.

Теперь он отбирает только жизненно необходимые знания.

Если умения или факты лежат в нашей голове без дела, они в какой-то момент начнут “разлагаться” и приносить вред нашему психическому здоровью.

Все знания должны быть задействованы.

Как это сделать?Читайте следующий пункт.

Свойства асимметрии мозга

Нейрофизиологи считают, что асимметрия формируется до совершеннолетия. В этот период у человека высокая обучаемость, а в процессе обучения складывается доминирующий тип мышления.

Левое (логический анализ) и правое полушарие (оперирование образами) могут «работать» над одной проблемой, каждое своими «инструментами». Такое взаимодействие сторон дает высокое качество обработки и синтеза данных, что и свойственно человеку с интеллектом, личности с высоким развитием мозга.

Известно, что несмотря на дифференциацию обязанностей между полушариями, при повреждении части мозга функцию поврежденного участка берет на себя оставшиеся здоровые клетки, участки. То есть узкая «специализация» может смениться при необходимости.

Особенно высокая степень реорганизации происходит в молодом возрасте (период 10 – 15 лет).

Таким образом межполушарная асимметрия обладает свойствами:

  1. Доминантности.
  2. Переключаемости.
  3. Пластичности.

Данные свойства используются в нейропедагогике. Развитие образного или логического мышления возможно не только при помощи интеллектуальных задач и упражнений на воображение. Физические занятия с участием мелкой моторики для левой или правой руки заставляют работать (и развиваться) соответствующее полушарие.

В свете новых знаний о латерации современная педагогика не рекомендует переучивать леворуких детей на письмо правой рукой. Правополушарные дети более ранимы, чувствительны, а насильное принуждение писать субдоминантной рукой ухудшает результат обучения — к дискомфорту писать пассивной рукой прибавляется психологический стресс из-за недовольства родителя или учителя.

Лирическое отступление: Иллюстрацией к пластичности и переключаемости асимметрии мозга служат факты биографии некоторых известных ученых (А. Эйнштейн, Н. Бор). Кажется, что у представителей точных наук левополушарное (логическое) мышление должно преобладать. Однако в детстве эти люди были правополушарного типа, о чем говорят их слабые успехи в школе. Однако доминирование правого (способность мыслить и оперировать образами) не помешало им стать великими учеными, развить аналитические способности (левое полушарие).

Нейрофизиологи объясняют это тем, что для интеллектуальной деятельности правополушарные люди используют образы. Правое, в отличие от левого, воспринимает информацию в комплексе, а не поочередно. Такая способность работать параллельно увеличивает скорость психических процессов, в том числе анализ и синтез информации.

После того, как работа выполнена, она передается левому полушарию для кодирования в знаки: слова, цифры, формулы.

Известно, что левшей всего около 5%. Однако в среде великих или знаменитых людей их процент возрастает едва не до половины. Это говорит о том, что асимметрия не дефект, а приобретение человечества в результате эволюции.

Функции левого полушария

Левое полушарие работает с символами и обрабатывает информацию последовательно, анализируя каждый элемент. С его помощью запоминают даты, слова, цифры, имена. Левое полушарие отвечает за:

  • язык;
  • речь;
  • письмо;
  • математический анализ;
  • логические построения;
  • правую половину тела.

Для левой части свойственна индуктивная бработка информации. Несмотря на ответственность за речь, левой стороной мозга человек понимает слова и фразы в буквальном смысле, юмористические ассоциации или образные выражения левому полушарию не понятны.

Функции правого полушария

Правая часть мозга воспринимает невербальную информацию. Образы, метафоры, звуки и жесты воспринимаются целостной картиной. Перечислим зоны ответственности:

  • пространственная ориентацию;
  • восприятие живописи, музыки, любых видов творчества;
  • религиозные или мистические верования;
  • левую половину тела.

Правое полушарие не только воспринимает, но и синтезирует и передает информацию в образах. Такие сигналы в виде неопределенной тревоги или неизвестно откуда пришедшего решения принято называть интуицией. На самом деле это все та же информация, только полученная (обработанная, переданная) с помощью образов.

9 основных правил мозга

  1. Физическая нагрузка стимулирует работу мозга.
  2. Мозг эволюционировал и работает соответственно выработанным исторически потребностям.
  3. Из-за того, что у каждого человека разная электропроводимость мозга, мы все по-разному воспринимаем информацию из внешнего мира — унифицированное образование и единые стандарты образования в этой связи не самая хорошая идея.
  4. Мозг не обращает внимания на скучное.
  5. Механизм памяти очень интересен — в книге есть ответ на вопрос, каков он.
  6. Чтобы лучше понять и запомнить информацию, необходимо задействовать несколько чувств восприятия.
  7. Хороший сон способствует мышлению, а хронический стресс подавляет способность мозга учиться.
  8. Мозг мужчины и женщины разный, но это никак не препятствует познанию.
  9. Человеческий мозг способен учиться всю жизнь.

Лейтмотивом книги стала мысль автора о том, что учителя и учёные должны иметь больше возможностей обмениваться опытом; в противном случае открытия учёных и практика учителей будут существовать как будто в параллельных мирах. Сейчас связь ученых с учителями недостаточная и зыбкая.

Общие сведения о межполушарной асимметрии головного мозга

Термин «межполушарная асимметрия» применяется как разделение функций мозговых процессов (восприятие, анализ, продуцирование информации) между левой и правой половинами мозга. Исследования говорят и об анатомической разнице в размерах и морфологии половин этого органа.

В 1836 году М. Дакс обнародовал наблюдения над пациентами с частичным поражением в левой области. В частности, у таких больных было нарушение речи (афазия) — симптом, которого не было у людей с повреждением головного мозга в аналогичной (зеркальной) зоне правого части.

Наблюдения позволили сделать вывод о латерации — распределении психических процессов между левым и правым полушариями.

Для исследования мозговой латерации применялось:

  1. Наблюдение на больными с поражением участков мозга вследствие травмы, опухоли, паразитарной кисты.
  2. Рассечение мозолистого тела, служащего проводником между частями мозга.
  3. Специфические исследования с измерением электрических импульсов того или иного участка мозга при решении определенной задачи.

Было установлено, что полушарие контролирует сенсорику противоположной части тела: правое — левую сторону, левое — правую. Так, действием правой руки управляет левое, и наоборот.

Данный факт позволяет проводить психологические тесты, позволяющие определять долю участия каждого полушария (доминантность) у конкретного индивидуума. Так, у 90% людей доминантным является левое, так как большинство людей правши. Для более объективной картины применяются тесты:

  1. Сенсорные — предлагается совершить действие, например, развязать узел или сложить руки на груди. Во время исполнения испытуемый увереннее манипулирует правой рукой.
  2. Зрительные — тест определяет ведущий глаз.
  3. Слуховые — испытание для определения восприятия звуков.

Совокупность результатов такого исследования позволяет отнести индивидуума к одной из пяти групп:

  • правши;
  • праворукие;
  • левши;
  • леворукие;
  • амбидекстры.

У последних доминантность — свойство межполушарной симметрии — отсутствует. Такие люди одинаково владеют обеими руками, однако этот феномен встречается редко.

Корреляции

Многие думают, что современный человеческий мозг немного больше мозгов человекообразной обезьяны, но это не так. Интеллект человека действительно превосходит умственные способности любого животного, вторым «по уму» идёт дельфин, а не шимпанзе. Человеческий мозг может весить до 2% от массы тела, то есть он в 50 или чуть более раз легче, чем весь организм, у дельфинов показатель составляет около 80 раз, а у шимпанзе – порядка 120. Но и такой подсчёт не даёт высокой точности, ведь установлено, что у разных млекопитающих интеллект в немалой мере зависит от площади коры (неокортекса), увеличиваемой за счёт извилин.

Гормоны

Химическое взаимодействие

Норадреналин – медиатор, который обеспечивает работу различных мозговых систем, связанных с активацией и бодрствованием, обеспечивающих бдительность и внимание, а также является переносчиком сигналов в симпатической нервной системе. В симпатической нервной системе норадреналин вызывает сужение кровеносных сосудов, подъем артериального давления, увеличивает частоту дыхания и сердцебиения

Норадреналин также работает как гормон, который выделяют надпочечники, расположенные с обеих сторон чуть выше почек. Результаты его выделения надпочечниками те же самые: спазм сосудов, подъем давления, ускорение работы сердца и учащение дыхания. Адреналин, норадреналин, а также другие гормоны, вырабатываемые надпочечниками, играют важную роль в ответе организма на стресс.

Гормоны – это химические вещества, которые выделяются в кровь железами внутренней секреции, которых очень много в нашем организме. Гормоны передают сообщения, которые вызывают различные изменения в организме, и это очень похоже на то, как действуют медиаторы в нервной системе. В нашем организме есть много веществ, таких как норадреналин, которые работают и как медиаторы, и как гормоны. Налицо очень тесная связь между нервной и эндокринной системами, являющимися мощными регуляторами происходящих в организме процессов

Мозг через гопоталамо-гипофизарную систему оказывает важное влияние на процесс регуляции выделения гормонов, и если происходит сбой в работе медиаторов, может возникнуть гормональный дисбаланс, который, в свою очередь, начинает оказывать влияние на мозговые функции и, как следствие на то, как человек себя чувствует

Энергопотребление

Объем мозга любого современного человека превышает аналогичный показатель при сравнении с любым животным. Энергопотребление этого органа вызовет удивление у большинства людей, которые узнают, что около половины вырабатываемой в печени глюкозы потребляется головным мозгом. Цифра может составлять порядка 20 процентов энергии тела, а более наглядно 10-15 Вт при небольшой нагрузке.

Активная умственная деятельность требует до 25 Вт мощности, а у научных светил этот показатель порой 30 Вт достигает. При этом происходит генерирование намного большего количества электрических импульсов, чем производит вся вычислительная техника планеты. Масса головного мозга при этом намного порядков меньше.

Показатели массы

Не секрет, что женский и мужской центр нервной системы отличается по весу. Это было установлено в 1882 Френсисом Гаттоном и многократно подтверждено учёными из различных исследовательских институтов и центров всего земного шара.

Вес

Наконец-то мы пришли к самому интересному: сколько весит мозг человека, и каков его средний размер. Нормальным считается орган со следующими габаритами:

  • длина (от лобных долей к затылку) – 160-175 мм;
  • ширина – 135-145 мм;
  • высота (вертикальный разрез) 105-125 мм.

Это у взрослого человека. У стариков, детей и подростков эти цифры будут ниже, а также у тех, чей мозг поддаётся влиянию вредных для него факторов окружающей среды (алкоголь, наркотики).

Какова средняя масса

Усреднённым значением считается показатель в 1,38 кг для сильного пола и 1,24 кг у представительниц слабого пола. Индивидуальные корреляции могут составлять 900 – 2000 грамм. Высокоинтеллектуальные люди, профессионалы в какой-либо сфере деятельности и творческие личности не отличаются увеличенной массой мозгового вещества. Его плотность составляет 1,038-1,04.

У детей

Новорождённые и младенцы отличаются массой мозга, которая достигает 10% (нормой считается 350-450 грамм) от веса тела и заметно снижается в первые годы его жизни и развития. В два года, например, вес колеблется в районе 900 грамм, а в шесть – 1,2 кг. За последующие 10-16 лет мозг прибавляет в весе всего около 0,2 кг.

Большой и малый вес

Наиболее легким мозгом, который был зафиксирован, обладал 46-летний мужчина. Вес составлял всего 680 грамм, причем такой крохотный орган не оказывал никакого влияния на поведение и социальные навыки человека. Хотя ещё в 1873 году К. Фохт установил, что порог массы мозга находится в пределах 750-800 грамм. Кто имел орган легче, отличались наличием микроцефалии, упрощенным поведение, могли иметь упрощенную речь, их развитие не часто отличалось от умственных способностей детей 3-6 лет. Такие люди вели практически асоциальный образ жизни, пасли овец, собирали дрова, ягоды.

Масса самого большого мозга – 2850 граммов, при этом его владелец, как говорилось выше, был идиотом и шизофреником. В том же XIX веке был зафиксирован и самый большой мозг нормального человека. Он составлял 2222 грамма.

Зачем развивать гибкость тела в силовых видах спорта

Со временем занятий силовыми видами спорта, как тяжелая атлетика, пауэрлифтинг, бодибилдинг, кроссфит, мышечные волокна заметно укорачиваются. Это связано с тем, что в основном все упражнения направлены на максимальное пиковое сокращение, при котором достигается либо рост силы, либо увеличение мышечной массы. Постоянное сокращение укорачивает мышцы, вводя их в спазм, который сохраняется и только усиливается.

Так как акцент в силовых тренировках делается на позитивную, сократительную фазу, то негативная или фаза расслабления выполняется с минимальной амплитудой, не способной вернуть мышцы в нормальное физиологическое состояние. А это впоследствии способствует ухудшению кровоснабжения в мышцах, замедлению восстановления, повышению травматизации мышц, суставов и связок. Все это приводит к замедлению роста массы и силы, к перетренированности, за счет чего прогресс останавливается и появляется ряд негативных факторов со стороны функций опорно-двигательного аппарата.

Поэтому важно возвращать мышцы в нормальное состояние, а это достигается путем растягивания мышц и связок после нагрузок. В дальнейшем можно достичь более быстрых результатов в силовых видах, нежели при отсутствии развития гибкости

Шаблоны, которые мешают нам мыслить

Накапливая опыт, мозг формирует шаблоны. Если путь решения задачи оказался успешным, мозг закрепляет этот поведенческий паттерн: 

— Круто получилось, хозяин! Так и будет действовать дальше!

В дальнейшем мозг будет стремиться принимать решения именно по этому алгоритму (от добра добра не ищут). Вроде бы это хорошо: задачи решаются быстрее, многие — на автомате. Если бы мы каждый раз заново искали способ справиться с тем или иным делом, жизнь превратилась бы в сплошные «тормоза». Представьте себе, что каждое утро вы ищете рецепт приготовления яичницы, да ещё и забываете, что за горячую сковороду нельзя хвататься руками… 

Но у построения шаблонов есть и негативная сторона. Во-первых, они снижают скорость мышления в нестандартных ситуациях. О том, как усвоенные шаблоны тормозят работу мозга, наглядно показывает тест Струпа. Испытуемым предлагается называть цвета, которыми напечатаны слова на карточках. Засада в том, что каждое слово обозначает один цвет («синий», «жёлтый», «фиолетовый» и т. д.), но напечатано другим. Например, написано «красный», а цвет надписи — чёрный. Скорость называния цветов в этих условиях резко снижается: человеку мешают надписи, вызывающие соответствующие ассоциации. Что интересно: если используется незнакомый язык, человек называет цвета быстро, не тормозит. Так вот, способность быстро проходить тест Струпа, то есть работать одновременно с двумя источниками информации, считается одним из показателей гибкости когнитивного мышления. 

Во-вторых, чем больше становится шаблонов, тем меньше работы у мозга. А мозг — это «мышца», которая от безделья теряет тонус. Он всё с большей неохотой изучает что-то новое, предпочитая искать в памяти подходящие поведенческие и мыслительные шаблоны. Поэтому в молодости человек больше склонен к восприятию нового, а с возрастом многие утрачивают эту способность. 

К разрушению же паттернов мозг относится  негативно: протестует, как может! 

— Зачем ломаешь, хозяин?! Ведь всё и так работает!

Физическая активность улучшает работу мозга

С точки зрения эволюции человеческий мозг развивался в процессе тяжёлого труда, постоянно меняющейся обстановки, новых вызовов и преодоления расстояний свыше 19 км в день. Физическая активность по-прежнему для когнитивной системы — как конфета: физические упражнения способствуют улучшению долговременной памяти, логического мышления, внимания и способности решать поставленные задачи. Изменчивость окружающей среды приводит к особой гибкости мозга. В результате эволюции человек физически не стал сильнее, но стал умнее. «Клыки мы отрастили не во рту, а в голове», что довольно-таки разумно, считает ученый Джон Медина.

Автор убеждён, что сложившийся подход к школьному обучению неправильный.

Если бы вы поставили перед собой цель создать учебную среду, абсолютно препятствующую хорошей работе мозга, то она была бы похожа на класс.

В рамках одного исследования дети занимались бегом по полчаса 2–3 раза в неделю. После 12 недель их когнитивные способности значительно улучшились по сравнению с периодом до занятий бегом. По завершении программы показатели вернулись к прежнему уровню. Опытным путем было определено, что золотая середина для физической активности — 30-ти минутные занятия аэробикой три раза в неделю. Если добавить к ним упражнения для укрепления мышц, когнитивная система получит ещё больше пользы.

Физическая активность совершенствует детей. Дети в хорошей физической форме быстрее распознают визуальные стимулы, чем их малоподвижные сверстники, и лучше концентрируются. Дети уделяют больше внимания вещам, которые требуют движения. Им по душе активность, а не сдержанное поведение в классе. Дети чувствуют себя комфортнее, их самооценка выше, они менее подвержены депрессии и тревоге. Конечно, интуитивно нам это всем понятно.

Почему же школьная система не поддерживает и не воплощает в жизнь то, что давно известно учёным?

Ответа на этот вопрос у нас нет, зато, если вам интересно, как с точки зрения физиологии интенсивная физическая активность улучшает работу мозга, то это автор книги рассказывает достаточно подробно. 

Нейробиолог Джон Медина предлагает школам включить физическое воспитание в ежедневное расписание уроков, например, дважды в день. Ученики могут слушать урок по математике или учить английский язык и при этом 1–2 минуты в час заниматься ходьбой на беговых дорожках, расположенных рядом с рабочим столом. А повлияет ли применение такой методики на успеваемость, узнать возможно после экспериментов учёных, исследующих мозг, и специалистов системы образования.

Сам автор книги поставил беговую дорожку у себя в офисе и теперь регулярные перерывы заполняет не чашкой кофе, а упражнениями. Он придумал конструкцию, которая позволяет установить компьютер так, чтобы можно было писать электронные письма, пока занимаешься спортом. Ему потребовалось 15 минут, чтобы приловчиться печатать на лэптопе при ходьбе со скоростью 3 км/час.

Формирование мозга в детском возрасте

Новые соединения между нейронами образуются в течение всей жизни

Новые синапсы образуются постоянно. «Происходит это с момента формирования головного мозга, с пятой недели внутриутробной жизни, и продолжается до самой смерти», – рассказывает Джон Медина, доктор молекулярной биологии, руководитель биоинженерного отделения Вашингтонского Университета.

Активно развиваться мозг начинает сразу после рождения. К шести годам он достигает 95% размера мозга взрослого человека, а к завершению подросткового периода он полностью идентичен «взрослому» органу.

«За это время межнейронные связи здесь проходят несколько «волн» развития, – говорит Сапольски. – Пик их увеличения приходится на период максимальной тренировки умения – например, ползания, ходьбы, речи. Когда же новый навык полностью освоен, его «предварительную версию», записанную в синапсы, организм удаляет. Так у ребенка, твердо научившегося ходить, исчезает умение быстро ползать, а у того, кто теперь бегло читает – навык чтения по слогам».

Одновременно с формированием новых межнейронных связей происходит миелинизация: нужные нервные волокна окутываются специальным «покрытием», миелином. Это, по словам доктора Медина, увеличивает скорость передачи информации в 240 раз – с 0,5 до 120 м/с. Теперь тренировать определенный навык становится гораздо легче.

Растут и размеры синапсов: чем чаще синапс используется, тем больше в размерах он становится, тем быстрее пропускает нужную информацию.

Мы никогда не утрачиваем жажду знаний

Автор убежден, что мы можем всю жизнь оставаться учениками. Согласно результатам исследований, некоторые области мозга взрослого человека остаются столь же пластичными, как в мозге ребенка, поэтому он способен формировать новые связи, закреплять существующие и создавать новые нейроны; этот дар позволяет нам учиться в течение всей жизни.

Большинство специалистов по возрастной психологии полагают, что потребность ребенка в знании естественна.

И если бы детям позволяли оставаться любопытными, они продолжали бы развивать свои естественные наклонности к исследованию и открытиям, пока им не исполнился бы 101 год.

Детям исследование приносит радость. Подобно наркотику, жажда познания только растёт и, следовательно, приносит и большое удовольствие, и немедленное вознаграждение. А если она поощряется родителями, то сохраняется и в школьные годы. Когда дети взрослеют, они понимают, что учение приносит не только радость, но и компетентность

Важно, чтобы ребенок чувствовал радость от получения знаний, а не только выгоду, чтобы чувство восторга не сменялось стремлением только получить хорошую оценку

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий