Гедонизм: Что Это? (Определение, Кто Такой Гедонист)

Идеология потребления

Культ удовольствия стал основой целой идеологической системы. Идеология потребления ориентирована на использование благ и материальных ценностей, а не на их производство.

Формированию идеологии потребления способствуют:

  • интенсивное экономическое развитие страны;
  • увеличение уровня доходов населения;
  • сокращение продолжительности рабочего дня и рабочей недели;
  • увеличение свободного времени у человека;
  • стремление человека к индивидуализации;

Человеку с идеология потребления свойственно:

  • заниматься шопингом (трата денег на предметы, без которых можно обойтись);
  • общаться в интернете (трата денег на оплату услуг связи);
  • при выборе вещей ориентироваться на модные тенденции;
  • оформлять кредиты (хочется купить недвижимость или авто, чтобы подчеркнуть свой статус состоятельного гражданина, но не хочется копить деньги);
  • платить не только за качество товара, но и за бренд;
  • выбирать престижные специальности в профессиональных учебных заведениях, на которых предусмотрено только платное обучение (человеку хочется причислять себя к элите).

Гедонизм в философии

Основоположником данного мировосприятия является Аристипп. Философ всю совокупность эмоциональных реакций человека разделял на 2 полюса: боль и удовольствие. По мнению Аристиппа, главная задача человека – сделать так, чтобы не чувствовать боли и испытывать максимум удовольствия. Желая достичь состояния кайфа, человек использует любые методы и средства.

Первоначально сторонники учения Аристиппа полагали, что достичь состояния кайфа можно только через телесное удовольствие. Однако, с появлением христианства стремление людей к плотским утехам стало осуждаться. Люди стали искать другие источники удовольствия.

Противоположностью гедонистического культа является аскетизм, в основу которого был положен сознательный отказ человека от излишеств.

Взгляды Аристиппа разделял Эпикур, который говорил о том, что каждый человек стремится достичь состояния нирваны. Он рассматривал гедонизм в качестве одного из критериев психологической зрелости личности.

Параметр сравнения
Гедонизм
Эпикурейство Главная цель
Получить удовольствие
Избежать страдания Разновидности удовольствия
Не выделялись
Физический комфорт и духовное удовольствие Ценности
Все, что важно для человека
Духовные Как достичь блаженства
Конкретных рекомендаций нет
Чтобы достичь блаженства, нужно минимизировать стрессовые факторы

Эпикурейство и гедонизм можно считать синонимами, но ставить между этими концепциями знак равенства нельзя.

Перения Бентам в своих трудах описал новое видение гедонистической концепции, предложенной Аристиппом. Бентам говорил о том, что счастливым должен быть абсолютно каждый член общества. Философ полагал, что этого можно достигнуть с помощью утилитаризма. Согласно утилитаризму, человек, прежде чем совершить важный поступок, должен подумать о том, как повлияют его действия на общество.

Позднее идеи П. Бентама были развиты его последователями. Так, к примеру, Дж. Милль трансформировал идеи Бентама об утилитаризме в концепцию эвдемонизма. Милль писал о том, что счастье всех членов общества возможно в том случае, если каждый индивид будет соблюдать его морально-нравственные устои. Идеи Джона Милля согласуются с эпикурейством.

Зигмунд Фрейд писал о том, что гедонистическое начало в ребенке заложено с рождения. Он кричит, когда голоден, требует поменять сырые пеленки, рассержено плачет, если его оставляют одного в комнате.

Первоначальная концепция гедонизма сегодня превратилась в здоровый эгоизм, в соответствии с которым смысл жизни человека сводится к обретению счастья, но без ущерба для окружающих.

Примеры чрезмерного гедонизма

Существует много примеров в истории, когда гедонизм вышел за допустимые рамки и оставил негативный отпечаток для общества:

  1. Во времена золотой лихорадки в Калифорнии люди кинулись искать драгоценный металл, чтобы быстро разбогатеть. Они покинули свои дома и жили в специальных лагерях. Туда привозился опиум, и люди, желая получить хотя бы иллюзорное удовольствие, становились наркоманами и не могли ничего уже добыть.
  2. После революции во Франции, гашиш был распространенным способом достижения удовольствия. Почти все высокоинтеллектуальные люди того времени променяли свои высокие идеалы на удовольствия такого сомнительного рода.
  3. Во время сухого закона запретили еще один способ наслаждения – алкоголь. Однако в подпольных клубах его разливали всем желающим и способным заплатить. Даже те, кто не имел пристрастия к спиртному раньше, теперь хотели получить то, что запретили во всей Америке (запретное удовольствие).
  4. Эпоха хиппи. Они принимали психоделические вещества, а также выступали за , выключая и половые связи. Находили счастье в свободе и фенечках на руках. В итоге их субкультура затерялась среди сотен других.

Если прислушиваться к своим желаниям и при этом стремиться к саморазвитию

, а не получать удовольствия за счёт других, то гедонизм как течение и философия жизни нормально сосуществует с другими жизненными позициями. Во всяком случае, так было до сегодняшнего дня.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

«);»> Вам может быть интересно

Сибарит — это человек стремящийся к удовольствиям или прожигатель жизни Что такое месть — ее психология, негативный фактор для мстителя и как избавиться от желания мстить Что такое жизнь — определение и 4 главных этапа жизни человека Что такое социум и чем это понятие отличается от общества Социопатия — что это такое и кто такие социопаты Что такое жестокость — причины возникновения, можно ли ее оправдать и как защитить себя от жестокости

Сейчас почти каждый представитель рода человеческого хочет трех вещей:

  • удовольствия;
  • вечной молодости (здоровья);
  • счастья.

Причем удовольствие и счастье в большинстве случаев сливаются в один феномен. Люди полагают, что, достигнув наслаждения, они доберутся и до высшей точки человеческого существования — счастья.

Кто такие гедонисты?

Чтобы понять, кто такой гедонист, проще всего посмотреть мультфильм «Футурама». Герой мультсериала, Бендер Родригес, — робот, который все делает ради собственного блага и удовольствия. Для достижения своих целей он не боится нарушить закон или причинить вред другому человеку. Он всегда идет к своей цели, каким бы аморальным ни был путь.

Гедонисты — это люди, которые придерживаются своих моральных ценностей (которые часто не совпадают с общественными) и уверенно добиваются своего удовлетворения. Для таких людей не существует ни моральных границ, ни законов, ни чувства вины, все это не имеет значения, если конечный результат сулит блаженство.

Человек, живущий ради удовольствия, будет добиваться его любыми средствами. Часто окружающие страдают от этого, но он об этом не знает. Источник удовольствия зависит от стадии развития человека и его личности. Основными источниками счастья являются: Семья, дружба, еда, секс, наркотики, алкоголь, компьютерные игры, власть, признание и достижение своих целей. Чем ниже уровень развития, тем разрушительнее источник удовольствия (наркотики, беспорядочные половые связи, алкоголь).

У каждого человека есть гедонистические потребности, и каждый является гедонистом в той или иной степени. Они просто разные. Один человек может быть счастлив, просто увидев красивый закат, а другому нужно одобрение миллионов людей. Конечно, время и способы достижения цели совершенно разные, но кто из них будет счастливее? Конечно, тот, кто часто радуется, даже если это мелочи, но замечает и ценит их.

Гедонизм в философии

Гедонизм был представлен его родоначальником – Аристиппом, который утверждал, что душа человека имеет двойственный характер: с одной стороны – это удовольствие, как проявление мягкости, нежное, а с другой – боль, как проявление грубости, резкости души. Таким образом, Аристипп полагал, что путь к счастью лежит в получении максимального наслаждения от своей жизни и избегании неприятных ситуаций, то есть боли. По мнению Аристиппа, истинное удовольствие возможно получить именно на физическом уровне.

Говоря об отдельных проявлениях философии гедонизма, следует отметить такого известного мыслителя, как Эпикур, который, хотя и не был ярым пропагандистом этого этико-философского направления, однако, его научные воззрения имеют множество сходств с ним. Философия Эпикура получила название эвдемонизм, в котором удовольствие определялось как принцип удачливой жизни и целью эвдемонизма (и отчасти гедонизма), по его полаганию, является избавление от страдания и несчастья, а не само получение удовольствия.

Высочайшее наслаждение, как утверждал Эпикур, заключается в полном избавлении от боли и страдания. Следовательно, состояния счастья можно достичь, просто освободившись от боли и беспокойства и через умеренное пользование земными благами – атараксии.

В эпоху абсолютизма гедонизм был одним из ярчайших жизненных принципов, которого придерживалась аристократия XVIII века в Европе. Наиболее полно гедонистические идеи завладели представителями этой эпохи именно во Франции, при правлении Людовика XV. Однако понятие гедонизма в этот период истории сводилось, в основном, к стремлению получать простейшие удовольствия (то есть удовольствия уровня физического, что зачастую считалось проявлением аморального поведения).

Возрождение же всестороннего философского подхода к гедонизму произошло в XIX веке и связано оно с именем британского юриста и философа Джереми Бентама. Бентам был известен тем, что стал родоначальником идеи утилитаризма – этической теории, строящейся на таких основных постулатах, как:

  1. получение удовольствия и избавление от страданий являются смыслом деятельности человека;
  2. полезность человека и его дел для общества – это самый значимый критерий оценки всех явлений;
  3. главным критерием нравственности является ориентир на обретение счастья для наибольшего количества членов общества;
  4. постоянное стремление к расширению всеобщей пользы через достижение гармонии индивидуальных и общественных интересов как основная цепь развития человечества.

Иными словами, Бентам считал, что человек должен иметь «гедонистическую расчётливость» в повседневной жизни.

Известные гедонисты

В современном обществе практически на любого из селебрити можно поставить пробу «гедонист». Даже если некоторые из них и занимаются благотворительностью, то произошло это только после удовлетворения собственной жажды приятных впечатлений. Это относится не только к нашему веку, ценители комфортной жизни были всегда. После Эпикура, выведшего собственную формулу гедонизма, учение получило новую жизнь в эпоху Возрождения. Тогда его приверженцами стали Петрарка, Боккаччо и Раймонди.

Затем Адриан Гельвеций и Спиноза примкнули к учению, соотнеся удовольствия человека с общественными интересами. Томас Гоббс также выступал за ограничения, предложив принцип «не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы поступили с тобой». Этом принципу следовали не все, самым ярким примером отказа от религиозных, нравственных и правовых рамок стали труды маркиза де Сада.

Как проявляется гедонизм?

2. Индивидуальный выбор и самореализация

Гедонизм подразумевает поиск удовольствий и наслаждений, основанных на собственных предпочтениях и ценностях. Гедонисты стремятся осуществить свои желания и достичь личных целей, часто исходя из принципа «жить здесь и сейчас», максимально полно проживая каждый момент.

3. Развлечения и физическое благополучие

Гедонизм связан с удовольствием от различных видов развлечений и потребления, которые приносят наслаждение. Это может включать в себя поездки, спорт, музыку, еду и другие физические и эмоциональные стимулы, которые приносят радость и положительные ощущения.

4. Поиск комфорта и наслаждения

Гедонисты стремятся обеспечить себе максимальный комфорт и наслаждение. Они делают выбор в пользу того, что приносит удовольствие и улучшает качество жизни, отдаляясь от того, что вызывает дискомфорт и негативные эмоции. Гедонизм также подразумевает заботу о собственном физическом и эмоциональном благополучии, в том числе установление гармоничных и приятных взаимоотношений с людьми вокруг.

5. Открытость к новым впечатлениям

Гедонисты открыты для новых впечатлений и возможностей получить новые радости и удовольствия. Они стремятся попробовать что-то новое, расширить свой кругозор и испытать новые формы удовольствия.

6. Баланс между удовольствиями и ответственностью

Гедонизм не означает бездумное преследование наслаждений. Вместе с удовольствиями гедонисты осознают необходимость взвешенности и ответственности

Они стремятся найти баланс между удовольствиями и обязанностями, не забывая о важности сохранения здоровья и благополучия

Правило 1 Вам нужен здоровый пессимизм

Правило заниженных ожиданий — величайший гедонистический императив. Но он же — самый недооцененный. Величайшие удовольствия мы получаем тогда, когда ничего не ждали, или даже, наоборот, ждали чего-то негативного. Самый элементарный пример — фильм или сериал, которые вам описали как бутерброд из уныния и бездарности, но вот вы, из любопытства включившие первую серию, хохочете как умалишенный. Вы готовились скипнуть шоу через 10 минут, «если так и не станет интересно», а потом не можете дождаться второго сезона.

Или представьте неделю, в которой вам нужно проплыть между Сциллой дедлайнов и Харибдой семейных обязательств. Выходных не будет. Никакого вечернего пива или даже прогулок на велике. Никаких выходных. А потом вдруг все как-то разрешается и удается выкроить время для отдыха. В этот день вас сделает счастливым даже чашка чая и лишний час сна.

Как вы понимаете, это работает и наоборот. Даже мощнее. Красотка, по которой вы сохли, но, стоило вам начать встречаться, оказалась вредоносной дурой — типичный пример. Или приготовленное в муках блюдо, которое оказывается ерундой на постном масле. Или «лето, которое станет лучшим летом моей жизни» — сколько раз у вас такое было?

Считается, что количество самоубийств во время отпуска — неоправданно велико. Но мы-то с вами знаем ответ: завышенные ожидания.

Чем плох гедонизм?

1. Кратковременное удовольствие

Одной из основных проблем гедонизма является то, что он ориентируется на кратковременное удовольствие, игнорируя долгосрочные последствия и блага. Человек, стремящийся получить максимальное удовольствие в настоящем моменте, может не учитывать возможные негативные последствия в будущем.

2. Зависимость от внешних стимулов

Гедонизм подразумевает, что человек должен непрерывно стремиться к удовольствию. Это может привести к зависимости от внешних стимулов, таких как алкоголь, наркотики или рискованные виды развлечений. Такая зависимость может негативно сказаться на самочувствии и качестве жизни.

3. Отсутствие смысла и цели

Постоянное стремление к удовольствию может отвлечь человека от поиска смысла и цели в жизни

Гедонист, сосредоточенный только на своих собственных удовольствиях, может потерять осознание важности некоторых более глубоких и долговременных аспектов жизни, таких как важность семьи, дружбы или служения обществу

4. Нарушение моральных принципов

Гедонизм, который основывается исключительно на стремлении к удовольствию, может привести к нарушению моральных принципов. Когда человек ищет любые способы достичь удовольствия, он может не учитывать этические соображения и часто делать неправильные выборы, что может причинить вред себе и другим.

5. Отсутствие понимания и принятия страдания

Гедонизм не предоставляет понимания и принятия страдания, которое в некоторых случаях может быть необходимо для роста и развития личности. Отрицание и избегание страдания может привести к поверхностному и пустому существованию, лишенному глубины и означающему.

В итоге, хотя гедонизм может обещать мгновенное удовлетворение, он не учитывает долгосрочные последствия и более глубокий смысл жизни. Он может привести к зависимости, нарушению моральных принципов и отсутствию принятия страдания

Поэтому, следует осторожно подходить к идее гедонизма и учесть его недостатки перед тем, как принимать решения, основанные только на стремлении к удовольствию

Плюсы и минусы

У любого понятия есть свои достоинства, преимущества и недостатки. Гедонизм в этом плане не исключение. Предлагаю обсудить негативные и позитивные проявления гедонизма.

Одним из аргументов против гедонизма можно назвать то, что наслаждение может быть опасным и разрушительным.

Согласитесь, удовольствие удовольствию рознь. Можно доставить себе радость, покатавшись на аттракционах в парке или посетив сеанс расслабляющего массажа, а можно пытаться достигнуть блаженства с помощью алкоголя, азартных игр, наркотиков и прочих инструментов, способных привести к зависимостям и необратимым для здоровья последствиям.

Такой гедонизм может привести к боли и страданиям. Как раз к тому, чего так старательно стремились избегать древнегреческие гедонисты. Получается, что такой антисоциальный образ жизни – и не гедонизм вовсе.

Другой аргумент связан с эгоистичностью. Думая лишь о собственном благополучии и удовольствии, человек может причинить вред и страдания другим. Однако и здесь можно привести контраргумент. Начиная с Эпикура и его последователей гедонизм не призывает вести себя эгоистично, а его идеи нацелены на справедливость и жизнь по совести.

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Начать развиваться

А центром концепции утилитаризма вообще выступает принцип причинения удовольствия и счастья как можно большему количеству людей.

И тут получается, что гедонизм гедонизму рознь. Есть чрезмерный, радикальный гедонизм, когда человек кладет всю свою жизнь на алтарь перманентных удовольствий, следует идее “потребление ради потребления” и видит мерилом своего счастья сиюминутную радость.

Такую форму можно назвать примитивным гедонизмом, который объясняется человеческой природой. И кстати, именно эту часть природы так любят использовать маркетологи.

Здесь хотелось бы упомянуть о биохимии удовольствия. В эмоциях счастья, наслаждения, радости ведущую роль играет нейромедиатор дофамин, который отвечает за предвкушение удовольствия и поэтому выступает стимулом для его получения. Именно этот гормон заставляет нас искать различные удовольствия. И для кого-то это новые знания, спорт, путешествия, для кого-то – секс, алкоголь, сладости и т. д.

Но чем чаще мы занимаемся тем, что приносит нам удовольствие, тем больше истощаются ресурсы этого нейромедиатора в организме. Новое становится старым и уже не вызывает такого восторга и наслаждения. Пирожные уже не такие вкусные, каждодневный интимный шабаш начинает утомлять, а привычные дозы алкоголя перестают давать прежний эффект.

Когда в организме много дофамина, мыслительная деятельность ускоряется, но при этом падает концентрация и внимание, становится сложно сосредоточиться. А при падении уровня дофамина приходит апатия, наступает физическая усталость

Если вам знакомо состояние похмелья, вы понимаете, о чем речь.

Когда-то я услышала такую фразу: “Алкоголь – это настроение, взятое взаймы”. Иными словами, сегодня вечером очень весело и хорошо, а завтра всегда грустно и плохо.

Так вот, непрерывная выработка дофамина просто невозможна. Нельзя быть счастливым в режиме 24/7. Но можно регулярно поддерживать свое эмоциональное состояние на более-менее гармоничном уровне. Например, с помощью:

  • продуктов питания с витаминами C и D, белком, омега-3 жирными кислотами;
  • просмотра любимого сериала или забавных роликов с животными;
  • новых проектов;
  • спорта;
  • хобби и т. д.

Также помогает вырабатывать дофамин шопинг. Причем для получения удовольствия необязательно что-то покупать – достаточно просто получать эмоции на стадии выбора и предвкушения.

Дополнительное чтение

Самым известным возражением против гедонизма, вероятно, является знаменитое высказывание Роберта Нозика: “Машина опыта … Нозик просит нас гипотетически представить себе машину, которая позволит нам испытать все, что мы захотим – если мы захотим испытать опыт дружбы, она позволит нам это сделать. Нозик утверждает, что, согласно гедонистической логике, мы должны оставаться в этой машине до конца жизни. Однако он приводит три причины, по которым такой сценарий не является предпочтительным: во-первых, потому что мы хотим делать вещи, а не просто переживать их; во-вторых, мы хотим быть людьми определенного типа, а не “неопределенным пятном”; и в-третьих, потому что это ограничит наш опыт тем, что мы можем себе представить. Питер Сингер, утилитарный гедонист. Катрин де Лазари-Радек парирует это обвинение, утверждая, что она реагирует только на некоторые формы гедонизма и игнорирует другие.
Одна школа, сосредоточенная вокруг Бентама, защищает количественный подход. Бентам считал, что ценность удовольствия может быть понята количественно. Он считал, что ценность удовольствия – это его интенсивность, умноженная на продолжительность, поэтому следует учитывать не только количество удовольствия, но и его интенсивность и продолжительность.

Основные принципы и положения этики гедонизма

В современном западном обществе основы теории удовольствия получили широкое распространение. Считается естественным то, что человек видит смысл жизни только в наслаждениях и удовлетворении своих потребностей.

Основными чертами общества на основе гедонизма выступают:

  • стремление к получению жизненных благ (материальных и душевных);
  • расширение рамок личной свободы;
  • избегание опасностей;
  • игнорирование гражданского и личного долга, если он ограничивает потребности человека;
  • нежелание прилагать к делу лишние усилия (к учебе, развитию, разрешению конфликтных ситуаций и т.п.).

Современный гедонизм — это учение о том, что для получения радости людям необходимо направить всю свою деятельность в русло погони за удовольствиями и положительными эмоциями.

Однако, приверженность к этой теории может и повредить:

  • стать препятствием для личностного и профессионального роста;
  • вступить в противодействие с общепринятыми нормами морали;
  • выступать как проблема общества потребления — игнорирование долга и даже законодательных норм, в угоду погони за новыми впечатлениями и порцией адреналина;
  • провоцировать проблемы со здоровьем (из-за гурманства, гастромании, неразборчивости в половых связях и др.) и вредные зависимости (табакокурение, наркоманию, алкоголизм).

В психологии теория гедонизма утрирует значимость эмоций человека и игнорирует силу его интеллекта, т.е. трактует инстинкты как главенствующие факторы в мотивации людей.

Поэтому многие современные психотерапевты рассматривают гедонизм, как компенсаторное поведение, с помощью которого люди заглушают смысловую сторону своего бытия и сознательное управление своим поведением, а также подавляют потребности в самореализации, творчестве, обучении и осознании своей роли в семье и обществе.

Виды гедонизма

В гедонизме разделяют несколько основных видов.

Психологический или мотивационный гедонизм

Мотивационных гедонистов отличают по тому, что они получают удовлетворение не только от самого действия, но и от ожидания. Человек испытывает кайф еще и от того, что приносит удовольствие другим людям. Возможно, результат не принесет столько эмоций сколько само ожидание и гордость за себя в этом процессе.

Недостатком является переоценка роли эмоций. Некоторые психологи выделяют отдельный вид психологического гедонизма – инфантильный. При воспитании ребенка родители давали только самое лучшее и не научили ребенка радоваться мелочам. Ребенок привыкает получать только удовольствие, при этом сам не способен отдавать.

Этический или нормативный гедонизм

Нормативный гедонизм предполагает, что безмятежное существование и отрицание мучений и проблем – это главный смысл жизни и счастья. Найти причину для радости можно в чем угодно и немедленно: любование прибоем с бокалом вина, душевный фильм или книга, случайно улыбнувшаяся незнакомка. Поводов может быть великое множество. Гедонисты любым способом уменьшают свои страдания или переживания.

Женский гедонизм

Женщина — гедонистка наслаждается жизнью в данный момент, избавляя от негатива и себя, и окружающих. Чаще она не думает о последствиях и способна совершать необдуманные поступки. Например, занять крупную сумму денег на ненужную вещь или вечеринку.

Эта женщина проявляет оптимизм в любой ситуации и любит красивые вещи и красивых мужчин.

Ее спутнику бывает очень легко с ней, но и очень непросто.

Настроение этой женщины и ее окружения зависит только от нее.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий