Методы и формы трудового воспитания

Формы трудового воспитания

Новая технология трудового обучения сосредоточена на практическом применении теоретических знаний учащимися. Структура трудового обучения также меняется. Она становится комплексной, включает в себя идеи техники и технологии, способность решать практические задачи и достигать качественных результатов. Особо следует отметить творческий подход к решению нестандартных задач, стремление повысить технические, экономические и социальные показатели производства.

Творческая активность школьников повышает смотры, выставки, конкурсы на лучшую модель, прибор, наглядное пособие.

Обучать школьников трудовым навыкам не значит готовить их к жизни, к работе.

Последнее достигается путем вовлечения учащихся в различные виды коллективного общественно полезного труда, в том числе и производительного, который при правильной педагогической подготовке является основным средством трудового воспитания.

Изменения в учебной деятельности трудового воспитания определяют перестройку внеклассной и внешкольной воспитательной работы. Она становится личностно ориентированной и максимально полезной для человека и общества. Активная деятельность по трудовому воспитанию, обусловленная социально-экономическими процессами, проникает в трудовую практику классных руководителей. Существуют традиционные и новые формы деятельности по трудовому воспитанию: Трудовая вахта, фестиваль труда, выставка ремесел, генеральная уборка, гуманитарная помощь, озеленение и благоустройство школы, турнир ремесел (помощники мам, члены кружка «Умелые руки»), неделя добрых дел, город веселых мастеров, косметический ремонт школы, акция волонтеров, спонсорская помощь, зоны заботы, разведка полезных вещей, трудовой десант, ремонт школьной бригады и другие.

Система трудового воспитания должна использовать все формы и методы, обеспечивающие сознательное, целенаправленное выполнение общественно полезного труда, дисциплину и организованность, ответственность за личный вклад коллектива в развитие общественного богатства, развитие отношений товарищества и взаимопомощи, непрощение безделья.

Формами трудового воспитания являются:

1) Средства морального и материального поощрения;

(2) Предоставление достаточных возможностей для совершенствования своих способностей;

(3) Подготовка молодого поколения к труду через семейное воспитание и образование;

(4) использование средств массовой информации в целях трудового воспитания.

Харламов И.Ф. дает новые обновляющиеся формы трудовой деятельности. В воспитании потребности трудиться и бережного отношения к материальным ценностям большую роль играют формы организации трудовой деятельности. Наиболее важными являются следующие:

(a) Создание ученических соединений для выполнения того или иного произведения. Это могут быть постоянные установки для ухода за фруктовыми деревьями в школьном саду. Временные подразделения организуются для выполнения эпизодических работ, например, для украшения здания школы к предстоящим праздникам, для совместной работы с дневными матерями;

б) Накопление и развитие трудовых традиций в школе, таких как традиционная подготовка и проведение школьного фестиваля «Труд» или фестиваля «В дар школе», где учащиеся изготавливают учебные пособия, строят макеты, создают аллеи памяти. Выставки технического творчества учащихся являются стимулирующей рабочей традицией;

Эффективной формой трудовой деятельности являются индивидуальные рабочие задания, которые дают учащимся их учителя.

Таким образом, в посильной трудовой деятельности младших школьников заложены значительные возможности для нравственного, экологического, эстетического воспитания и физического развития.

Формы трудового воспитания

Новая технология трудового обучения сосредоточена на практическом применении теоретических знаний учащимися. Структура трудового обучения также меняется. Она становится комплексной, включает в себя идеи техники и технологии, способность решать практические задачи и достигать качественных результатов. Особо следует отметить творческий подход к решению нестандартных задач, стремление повысить технические, экономические и социальные показатели производства.

Творческая активность школьников повышает смотры, выставки, конкурсы на лучшую модель, прибор, наглядное пособие.

Обучать школьников трудовым навыкам не значит готовить их к жизни, к работе.

Последнее достигается путем вовлечения учащихся в различные виды коллективного общественно полезного труда, в том числе и производительного, который при правильной педагогической подготовке является основным средством трудового воспитания.

Изменения в учебной деятельности трудового воспитания определяют перестройку внеклассной и внешкольной воспитательной работы. Она становится личностно ориентированной и максимально полезной для человека и общества. Активная деятельность по трудовому воспитанию, обусловленная социально-экономическими процессами, проникает в трудовую практику классных руководителей. Существуют традиционные и новые формы деятельности по трудовому воспитанию: Трудовая вахта, фестиваль труда, выставка ремесел, генеральная уборка, гуманитарная помощь, озеленение и благоустройство школы, турнир ремесел (помощники мам, члены кружка «Умелые руки»), неделя добрых дел, город веселых мастеров, косметический ремонт школы, акция волонтеров, спонсорская помощь, зоны заботы, разведка полезных вещей, трудовой десант, ремонт школьной бригады и другие.

Система трудового воспитания должна использовать все формы и методы, обеспечивающие сознательное, целенаправленное выполнение общественно полезного труда, дисциплину и организованность, ответственность за личный вклад коллектива в развитие общественного богатства, развитие отношений товарищества и взаимопомощи, непрощение безделья.

Формами трудового воспитания являются:

1) Средства морального и материального поощрения;

(2) Предоставление достаточных возможностей для совершенствования своих способностей;

(3) Подготовка молодого поколения к труду через семейное воспитание и образование;

(4) использование средств массовой информации в целях трудового воспитания.

Харламов И.Ф. дает новые обновляющиеся формы трудовой деятельности. В воспитании потребности трудиться и бережного отношения к материальным ценностям большую роль играют формы организации трудовой деятельности. Наиболее важными являются следующие:

(a) Создание ученических соединений для выполнения того или иного произведения. Это могут быть постоянные установки для ухода за фруктовыми деревьями в школьном саду. Временные подразделения организуются для выполнения эпизодических работ, например, для украшения здания школы к предстоящим праздникам, для совместной работы с дневными матерями;

б) Накопление и развитие трудовых традиций в школе, таких как традиционная подготовка и проведение школьного фестиваля «Труд» или фестиваля «В дар школе», где учащиеся изготавливают учебные пособия, строят макеты, создают аллеи памяти. Выставки технического творчества учащихся являются стимулирующей рабочей традицией;

Эффективной формой трудовой деятельности являются индивидуальные рабочие задания, которые дают учащимся их учителя.

Таким образом, в посильной трудовой деятельности младших школьников заложены значительные возможности для нравственного, экологического, эстетического воспитания и физического развития.

АЛГОРИТМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВЫМ ТРУДОМ ПО ГРУППАМ

Литература

  • Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
  • Голицина Н. С. Организация и проведение тематического контроля в ДОУ. — М.: Скрипторий, 2004.
  • Голицина Н. С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ. — М.: Скрипторий, 2008.
  • Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. — М.: Академия, 2002.
  • Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — М.: ИД «Воспитание дошкольника», 2008.
  • Приходько Е. Г., Малышевич Т. В. Новая модель воспитательно-образовательной деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения. — Краснодар: Мир Кубани, 2006.

Материал предоставлен журналом ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, ноябрь 2010

Новые тенденции методики трудового воспитания

Экономические, социальные, экологические условия определяют постоянное совершенствование методики трудового обучения, воспитания: появление новых технологий, внедрение новейших форм, методов, приемов. В их основе – принцип вариативности.

Сохраняя единство государственных требований и свой типовой характер, программы трудового воспитания составляются с учетом состава воспитуемых, их возраста, региональных особенностей, традиций. Это открывает возможности для уменьшения применения репродуктивных методов и увеличения удельного веса исследовательских, творческих форм работы. Включение в трудовую сферу осуществляется с учетом физиологических особенностей, психологической и социальной готовности детей, с учетом интересов, склонностей.

Виды трудового воспитания

Типология трудового воспитания определяется видом труда, выполняемого ребенком. Принято выделять:

  • учебный труд (физический, умственный);
  • общественно-полезный;
  • производственный (работа по созданию значимых материальных ценностей.

Воспитание в учебном труде – усвоение, приобретение необходимых умений навыков, средство подготовки к социальной трудовой активности, творчеству.

Воспитание общественно-полезным трудом (бытовым, общественно-организационным) включает в себя производственную практику, работу в столовых, на пришкольной территории, сбор металлолома, посадку леса, помощь в уборке, уходе за престарелыми людьми. Этот вид призван показать значимость трудовых мероприятий для общества, позволяет ребенку получить моральное удовлетворение от своей деятельности.

Бытовой труд, часть общественно-полезного, направлен на удовлетворение повседневных бытовых потребностей как самого ребенка, так и коллектива.

Производительный труд больше подходит к старшему школьному возрасту. Он обычно оплачиваемый и является переходом к реальному труду взрослого человека.

Воспитание в дошкольном возрасте

Трудовое воспитание дошкольников предусматривает следующие типы деятельности:

  • Самообслуживание – обслуживание самого себя (умывание, уход за собой и другими);
  • Хозяйственно-бытовой – поддержание чистоты, порядка дома, в дошкольном учреждении;
  • Труд в условиях природы: уход за растениями, кормление животных;
  • Ручной, художественно-прикладной труд способствует развитию элементарных умений, навыков, знание (работа над поделками из разных материалов, лепка, рисование и другие виды).

Условия успешной воспитательной деятельности

При воспитании особую важность приобретают порядок действий, распределение обязанностей в коллективе, назначение ответственных, наличия форм подведения итогов. Важен практический показ, обучение главным способам, приемам, соблюдение безопасности

Нужно применять поощрения и в случае необходимости наказания, порицания. Большую роль имеет общественное признание трудовых результатов, одобрение его взрослыми.

Главное условие успеха – включение ребенка в посильную для возраста и физических возможностей деятельность. Если она организована правильно, то будет способствовать формированию необходимых нравственных качеств: трудолюбия, аккуратности, дисциплинированности, усердия, настойчивости.

Воспитывающим труд становится при нескольких условиях:

  • Он должен быть значимым, общественно-полезным. Только так появляется возможность осознать значимость работы. Понимание того, что он приносит людям пользу, придает дополнительную мотивацию для трудовой активности;
  • Результатом должно стать что-то полезное, имеющее ценность для коллектива, для себя и взрослых. Если результатов ребенок не увидит, пользы от работы не много, желание трудиться может исчезнуть;
  • Труд должен быть коллективным. Это выполнение поставленных задач совместно, способное объединить общей целью. Он дает возможность приобрести опыт взаимодействия, взаимопомощи, солидарности;
  • Он должен быть инициативным, желательно творческим, должны применяться разные формы самоуправления и самоорганизации;
  • Труд должен быть посильным, по возможности связан с учебной или другой воспитательной деятельностью, он не может быть принуждением, и наказание ребенка им недопустимо;
  • Требовать нужно не просто выполнения поставленной задачи, а выполнения ее аккуратно, добросовестно.

Только при соблюдении этих условий труд можно считать настоящим средством формирования личности нового поколения.

Рекомендуем “Проблемы трудового воспитания дошкольников”.

Как развивать у малышей трудолюбие

Чтобы ребенок стал трудолюбивым, его надо воспитывать. Но самое главное – он должен испытывать радость от труда.

В игровой форме дети получают умения и навыки трудиться

Детский труд отличается своеобразность:

  • в содержательном плане – труд простой;
  • действия доступны;
  • связь с игровыми процессами.

Если понаблюдать за малышами, то можно увидеть, что   2-3 года в игре отражается труд  взрослого человека. Дети имитируют действия старших. Пусть ребенок наблюдает за взрослыми, которые выполняют какую-либо работу. Малыши могут постирать белье для кукол, помыть мягкие игрушки, наконец, прибрать в своей комнатке или в детском уголочке. Дети после 5- 6 лет, а также, семилетки уже играют в ситуационные игры. Такие средства прекрасны в воспитании трудовых навыков.

Ситуационные игры – увлекательный метод трудового воспитания

Средства трудового воспитания дошкольников

Существуют следующие средства трудового воспитания дошкольников:

  1. Знакомство с трудом взрослых, которое способствует расширению представлений дошкольников о значимости труда и уважительном отношении к нему.
  2. Собственная трудовая деятельность дошкольника. Собственный труд — это необходимый элемент воспитания трудолюбия у дошкольников. В процессе труда у детей развиваются навыки и умения, желание достигать результата, удовлетворяется потребность приобщения к кругу взрослых.
  3. Художественные средства.

Для формирования позитивного отношения к труду целесообразно использование различных художественных средств в трудовом воспитании дошкольников. Герои сказок учат помогать друзьям и родителям. Лентяи высмеиваются и попадают в сложные ситуации, но в результате понимают, что труд — это полезное дело. Например, можно вместе с детьми почитать «Мойдодыр» Чуковского, понаблюдать за хозяйственностью домовёнка Кузи из одноименного мультфильма, посмеяться над Вовкой из мультфильма «Вовка в Тридевятом царстве», задуматься о мудрости народных пословиц и поговорок. Отдельно стоит упомянуть о музыке. Музыка в процессе трудовой деятельности детей способна повысить настроение, придать работе ритм, сделать физический труд приятнее.

Рассмотрим, как происходит развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте, что ее определяет и направляет. Для каждого возраста выделяют свои особенности трудовой деятельности.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий