Слайд 7Содержание урокаУчебный материалСодержание деятельности педагогаУчебно– познавательная деятельность учеников• постановка задач
урока, объяснение учебных заданий, показ образцов практических действий, оказание помощи
и страховка, замечания и указания корректирующего характера; • действия по подготовке и уборке мест занятий, раздаче и сбору инвентаря; • руководство занимающимися на месте выполнения учебных заданий, организация взаимоконтроля и взаимоанализа действий учеников;• наблюдение, оценка и учет успеваемости;• изложение домашнего задания и подведение итогов урока.
• слушание педагога, наблюдение, восприятие увиденного;• осмысливание дидактических задач; • проектирование собственных действий и попытки их выполнения;• организация учебно-познавательной деятельности на основе корректирующих указаний учителя и самооценки выполнения учебных заданий. • обсуждение возникающих вопросов, саморегуляция эмоционального состояния.
Содержание физического воспитания в общеобразовательной школе
- Гимнастика. Основная гимнастика в наибольшей степени обеспечивает общую физическую подготовку, а также является школой двигательной культуры, так как формирует у детей способность управлять своими движениями координированно, точно, красиво. Большое разнообразие упражнений, отнесенных к основной гимнастике, позволяет успешно решать образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи. Любое упражнение гимнастики можно легко дозировать по основным параметрам нагрузки (объему, интенсивности, интервалам отдыха). Поэтому она обладает большими педагогическими возможностями.
- Легкая атлетика. Арсенал основных средств из раздела легкой атлетики составляют самые распространенные и жизненно важные упражнения в ходьбе, беге, прыжках и метаниях. Средства легкой атлетики являются великолепным, всесторонне развивающим фактором, так как с их помощью можно совершенствовать все физические качества, многие функции организма, прежде всего сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Кроме того, легкоатлетические упражнения легко поддаются точной дозировке нагрузки.
- Ходьба на лыжах. Этот вид двигательной деятельности является очень эффективным прикладным, развивающим и оздоровительным средством физического воспитания. При ходьбе на лыжах работают буквально все мышечные группы и системы организма — функционируют сердце, кровообращение, дыхание. Физическая нагрузка легко дозируется по объему и интенсивности. Поэтому не случайно лыжная подготовка включена в программы физического воспитания образовательных учреждений.
Плавание. Игры.
Игровой метод
В системе физического воспитания игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.
Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.
Основными методическими особенностями игрового метода являются :
1) игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагогической необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры);
2) наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей;
3) широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;
4) соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;
5) присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.
К недостатку игрового метода можно отнести его ограниченные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.
Неурочные физкультурно-оздоровительные мероприятия: суть, направления, задачи
Занятия, которые проводятся с целью активного досуга, развития двигательных функций, как организованно (с помощью специалистов), так и самостоятельно (непосредственно занимающимся), составляют неурочный комплекс форм физического воспитания.
Неурочная форма делится на подкатегории:
- малые;
- крупные;
- соревновательные.
Малые формы направлены на повседневную координацию состояния организма, характеризуются кратковременностью и не способны решать большие тренировочные задачи. Это – утренние гимнастические упражнения (зарядка), физкультпаузы (физкультминутки) в урочное и внеурочное время, общеукрепляющие закаливающие процедуры, прочие мероприятия.
Крупные формы физкультурной деятельности отличаются многогранностью и функциональным наполнением.
К ним относятся:
- индивидуальные двигательные занятия на базе специализированных спортивных комплексов или проводимые в домашних условиях (к примеру, танцевальная аэробика, фитнесс, шейпинг, атлетическая (силовая) гимнастика, оздоровительные пробежки);
- динамичные нагрузки в рамках активного досуга на природе во внеурочное время (пешие, лыжные прогулки, школьные и семейные туристические походы, катание на велосипеде, на коньках, купание, подвижные игры, пребывание в спортивно-оздоровительных лагерях).
Соревновательная форма физкультурно-спортивной деятельности – участие в чемпионатах, спартакиадах, то есть там, где дух соперничества, где за результатами спортивных состязаний определяется победитель.
Характеристика урочной системы физкультурных занятий
Урочные практики применяются в коллективах (классах, группах), рассчитанных на определённое количество участников. Занятия проводятся под руководством профессионального преподавателя или тренера.
Урочные виды организации учебного процесса:
- классические уроки физкультуры – традиционная система средств, которая содержится в программе обязательной физической подготовки школьников, учащейся молодежи профессионального звена и учебных заведений высшего образовательного уровня,
- спортивные тренировки – комплекс нагрузок определённого направления в ДЮСШ, школьных секциях.
Уроки физкультуры – самый масштабный вид систематических занятий физическими упражнениями среди школьников и студенческой молодёжи. Они проводятся на основе государственных методик, программ, разрабатываемых с учётом особенностей учеников: возрастных, половых, индивидуальных.
Урочная система организации физической подготовки школьников – основная форма физического воспитания. С точки зрения педагогической практики считается самой эффективной. Она обеспечивает обязательный уровень двигательной активности, способствует формированию соответствующих теоретических знаний, практических умений и навыков. Образовательный эффект достигается благодаря непрерывности и последовательности учебно-воспитательного процесса, органичному подбору двигательных игр, комплексу гимнастических, легкоатлетических упражнений, правильной дозировке, планомерному чередованию, соблюдению санитарно-гигиенических и других требований.
Урочная форма основана на взаимодействии участников процесса, предполагает контроль наставником четкости выполнения поставленных задач. Значительным мотивационным фактором урочных занятий является воздействие коллектива на конкретного юного индивидуума.
Читайте еще: Роль физического воспитания
Уроки физкультуры способствуют гармоничному развитию личности, улучшению физических качеств, воли, стойкости, целеустремленности, независимо от природных способностей или учебных достижений. Количество уроков определяется программой обучения, а основным содержанием является двигательная активность.
В урочной практике применяются такие методы, как:
- фронтальный (коллективное выполнение упражнений),
- групповой (выполнение заданий преподавателя в группах, выделенных с учётом уровня подготовки, медицинских показателей, половой принадлежности),
- индивидуальный (предусматривается самостоятельное решение физкультурных приемов каждым учащимся),
- круговой (характеризуется последовательностью выполнения серии упражнений).
Цель посещений занятий в спортивных школах и общеобразовательных учреждениях направлена на результативное усвоение материала, согласно программного курса, обеспечение интересов, склонностей детей, выявление их способностей в конкретных видах спорта.
Классификация уроков физической культуры
В настоящее время не создано общепринятой классификации уроков физической культуры, которая бы опиралась на конкретные признаки. Это связано с тем, что каждый урок обладает рядом характерных только для него признаков. Исходя из этого, выделяют следующие виды уроков физической культуры:
В зависимости от направленности урока:
- уроки общей физической подготовки учащихся (организуются среди учащихся всех ступеней обучения);
- спортивно-тренировочные уроки (имеют определенную спортивную направленность);
- уроки по профессионально-прикладной физической подготовке (обучение прикладным двигательным действиям);
- уроки лечебной физкультуры (проводятся среди учащихся, имеющих различные заболевания).
В зависимости от характера учебной работы:
- уроки, направленные на усвоение нового учебного материала: освоение новых двигательных умений, исправление ошибок при выполнении упражнений и т.д. Используются упражнения не значительной интенсивности, так как главным является правильность выполнения движений;
- уроки по совершенствованию и закреплению пройденного материала: использование упражнений значительной интенсивности, ранее усвоенные умения переводят в навыки, доводят выполнение упражнений до совершенства;
- уроки, направленные на контроль полученных знаний, умений и уровня физической подготовки: проводится в виде зачетных уроков, соревнований между классами и т.д. Основная цель выявить степень овладения учащихся двигательными умениями и навыкам;
- уроки смешанного типа: занятия не могут состоять только из одного усвоения новых двигательных умений или совершенствования имеющихся, деятельность учащихся должна быть разнообразна и интересна, чтобы стимулировать на успешность обучения.
В зависимости от преимущества используемых видов физических упражнений: уроки легкой атлетики, гимнастики, спортивных игр и т.д. Педагогу необходимо сочетать в уроках несколько видов физических упражнений, чтобы они не были однотипными и по своему содержанию были направлены на развитие всех групп мышц учащихся.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня
Гимнастика до занятий:
- упражнения даются в такой последовательности, чтобы активизировать большое количество мышечных групп;
- первые упражнения должны тонизирующе влиять на весь организм учащихся, организовывать их;
- комплексы упражнений предназначены для занятий в помещении и на открытом воздухе при учете погодно-климатических условий;
- гимнастические упражнения до занятий не должны вызывать утомления, но нагрузку на организм необходимо осуществлять постоянно;
- комплексы упражнений рекомендуется изменять через две недели;
- к проведению и организации гимнастики до занятий привлекаются учащиеся старших классов, имеющие опыт и организаторские навыки;
- на начальных этапах обучения упражнениям используются словесный и наглядный методы, а в дальнейшем только словесный;
- комплексы упражнений составляются для трех возрастных групп — младшего, подросткового и юношеского возрастов.
Физкультминутка и физкультпауза ФизкультминуткаФизкультпауза
Цель и задачи физического воспитания в школе
Определение 1
Физическое воспитание – это организованный процесс, направленный на сохранение и укрепление здоровья учащихся, а также на формирование у них навыков ЗОЖ.
Основная цель физического воспитания в школе – это создание необходимых условий для всестороннего развития личности учащихся.
Достижение цели физического воспитания осуществляется посредством решения ряда задач, которые принято делить на три основные группы:
- Оздоровительные – направлены на укрепление здоровья учащихся, их всестороннее личностное развитие, обеспечение необходимого уровня развития физической работоспособности и физических качеств, в соответствии с возрастными стандартами, а также закаливание организма.
- Образовательные – направлены на формирование и развитие жизненно необходимых навыков естественных движений, развитие умения управлять собственным телом, усвоение знаний о здоровье и физическом развитии.
- Воспитательные – направленные на нравственное, трудовое, умственное и эстетическое воспитание учащихся.
Эффективность решения задач физического воспитания в школе во многом зависит от качества его организации. Основной формой физического воспитания в школе является урок физической культуры. Помимо этого, физическое воспитание осуществляется в рамках внеклассной работы и специально организованных физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
Организация физического воспитания в школе осуществляется на основании «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы», в основе которой положено комплексное решение задач физического воспитания учащихся.
Программа состоит из пяти частей:
- «Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня» – содержит общие рекомендации по организации физкультурных мероприятий, в зависимости от ступени обучения (начальная, средняя и старшая).
- «Уроки физической культуры» – содержит учебные программы по дисциплине «Физическая культура», теоретический и практический материал, который дифференцирован в соответствии с возрастом учащихся и их индивидуальными особенностями.
- «Профессионально-прикладная физическая подготовка» – дополнительный курс к основным урокам физической культуры, направлен на углубленное изучение предмета, совершенствование физических и психических качеств учащихся. Подбор теоретического и практического материала в рамках данного раздела осуществляется на основании индивидуальных особенностей учащихся.
- «Внеклассные занятия физической культурой и спортом» – содержание кружков и секций по физической культуре, в соответствии со ступенью обучения.
- «Общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия» – данный раздел содержит рекомендации по организации и проведению мероприятий (экскурсий, походов, праздников и т.д.).
Замечание 1
Таким образом, Программа представляет собой комплекс упорядоченных мероприятий, которые направлены на организацию эффективного физического воспитания учащихся в школе.
Соревновательный метод
Соревновательный метод — это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.
В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется:
1) в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т.п.);
2) как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.
Соревновательный метод позволяет :
- стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;
- выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;
- обеспечивать максимальную физическую нагрузку;
- содействовать воспитанию волевых качеств.
Слайд 11Заключительная часть урока предназначена для постепенного снижения нагрузки на организм
и организованного окончания занятияпродолжительность 3 – 5% времени,
отведенного на урок (3 – 5 минут)
Задачи заключительной части урока:1. Привести организм и психику занимающихся в оптимальное функциональное состояние; фиксировать правильную осанку.2. Подвести итоги учебной деятельности.3. Ознакомить занимающихся с общим содержанием очередного занятия для самостоятельного выполнения некоторых упражнений и др.
В заключительной части целесообразно применять различные варианты «успокаивающей» ходьбы, упражнения и игры на внимание, танцевальные упражнения под музыку, передвижения с песней, упражнения на расслабление и т.п
Урок физической культуры
- Вводная часть — это организованный приход учащихся в зал или на спортивную площадку, рапорт, приветствие и постановка учителем конкретных задач, способствующих психологической готовности учащихся к их решению.
- В основной части урока даются теоретические сведения, осуществляется обучение технике движения, воспитание физических способностей — силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.
- В заключительной части урока проводятся специальные упражнения, способствующие снижению функционирования всех систем организма до исходного уровня, снятия повышенной эмоциональности учащихся, а также осуществляется подготовка к организованному уходу их с занятия.
- с образовательно-познавательной направленностью
- с образовательно-обучающей направленностью
- с образовательно-тренировочной направленностью
с образовательно-познавательной направленностью
- Во-первых, продолжительность подготовительной части уроков небольшая (до 5—6 мин), в нее включаются как ранее разученные, так называемые тематические комплексы упражнений (например, для развития гибкости, координации движений, формирования правильной осанки), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления. Учебная деятельность в этой части урока может быть организована фронтально, по учебным группам, а также индивидуально, когда каждый учащийся проводит подготовительную часть самостоятельно (или с небольшой группой школьников по заранее разработанному им или учителем плану).
- Во-вторых, в основной части урока выделяют, соответственно, образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент включает в себя сообщение учителем учебных знаний и знакомство учащихся со способами физкультурной деятельности. В зависимости от объема учебного материала продолжительность отведенного на это времени в начале основной части урока может составлять от 10 до 20 мин. Двигательный компонент включает в себя обучение двигательным действиям и развитие физических качеств учащихся. Продолжительность отведенного на это времени будет зависеть от времени, требующегося на решение задач, запланированных в образовательном компоненте. Между образовательным и двигательным компонентами основной части урока необходимо включать обязательную разминку (до 5—7 мин), которая по своему характеру должна соотноситься с задачами двигательного компонента. Если урок проводится по типу целевого, то все учебное время основной части отводится для решения какой-либо одной задачи.
- В-третьих, продолжительность заключительной части урока будет зависеть от продолжительности основной части, но не должна превышать 5—7 мин.
с образовательно-обучающей направленностью
- планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования двигательного навыка: начальное обучение; углубленное разучивание и закрепление; совершенствование;
- планирование освоения физических упражнений согласовывается с задачами обучения, а динамика нагрузки — с закономерностями постепенного нарастания утомления, возникающего в процессе их выполнения.
- После решения задач обучения планирование развития физических качеств осуществляется в определенной последовательности: гибкость, координация движений, быстрота — сила (скоростно-силовые и собственно силовые способности) — выносливость (общая и специальная).
с образовательно-тренировочной направленностью
- обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в течение всей основной части урока;
- планирование относительно продолжительной заключительной части урока (до 7—9 мин);
- использование в качестве основных режимов нагрузки развивающего (пульс до 160 уд/мин) и тренирующего (пульс свыше 160 уд/мин) режимов;
- обеспечение индивидуального (дифференцированного) подбора учебных заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно на основе контроля частоты сердечных сокращений и индивидуального самочувствия.
урок физической культуры общефизической подготовкиурок физической культуры профессионально-прикладной подготовки для специализированных классовУрок лечебной физической культуры
- в подготовительной части урока учащиеся проводят подсчет пульса, выполняют дыхательные упражнения, а затем общеразвивающие упражнения малой, затем средней интенсивности;
- основная часть урока содержит комплексы специальных упражнений лечебной направленности и учебный материал по различным видам спорта;
- заключительная часть соответствует общепринятым положениям.
Основные традиции и народные формы физического воспитания в историческом аспекте
Каждая эпоха характеризуется своей системой физической подготовки детей, сохраняя национальную самобытность, неповторимость, колорит. Коллективные игры, связанные с трудовой деятельностью, являются первооткрывателями комплекса физических мероприятий воспитательного направления. Используя настоящий охотничий арсенал и живые ориентиры, первобытные люди осваивали мастерство охотника, копируя его действия. Постепенная эволюция первобытного общества способствовала возникновению игр, не связанных с имитацией трудовых действий. Это были различные командные, а также парные игры, в них воспитывалась выносливость, храбрость, ловкость, сила.
Читайте еще: Формирование личности в процессе физического воспитания
Формам физического воспитания первобытных общих присущи публичность, дух взаимопомощи, коллективизма.
Определяющей направленностью физической подготовки восточных славян раннефеодального периода стали образы народных героев – представителей разных социальных сословий, обладающих недюжинной силой, хорошо развитых, смелых, непобедимых
Кто не помнит известных персонажей былинных и сказочных сюжетов – легендарных богатырей: мужественного Илью Муромца, храброго Добрыню Никитича, отважного Алешу Поповича, а еще непобедимого Никиту Кожемяку и бесстрашного смельчака Ивана
Формы физической подготовки были воплощены в детские дворовые игры и занятия, предусматривающие динамику движений, национальные силовые виды спорта. Они передавались поколениями, составляя народную систему физического воспитания. С эпохой казачества связаны такие детские увлечения воспитательного направления, развивающие меткость, прыткость, быстроту, как: стрельба, скачки, различные беговые виды игр, соревнования с мячом, бабки, подвижная чехарда. Массовый характер имели на Руси знаменитые кулачные бои, имеющие огромную популярность и территориальную распространённость. В зависимости от правил и условий проведения они делились на три разновидности: «один на один», где предполагалось соревнование двух участников, «стенкой на стенку» и «сцеплялкой-свалкой» предусматривалось коллективное участие.
Благосклонность девушек, живущих в 18 веке, приобрели игры в кремешки, лапту, жмурки. Эти занятия развивали сноровку, ловкость, проворность.
Специфика муниципальных форм физического воспитания начала 19 века – военная направленность. Она присутствовала независимо от того, где ребенок получал образование: в домашних условиях или в традиционных для того времени учебных заведениях. С младенчества дети осваивали «азы» прицельной стрельбы, практиковались в фехтовании, обучались верховой езде.
Некоторые традиции физического воспитания из народной «сокровищницы» модернизировались и внедрились в современные образовательные методики.