Улучшение дикции у детей
Главная сложность у детей при произношении сложных слов − быстрая смена артикуляционной позиции, когда трудно перестроить речевой аппарат в зависимости от последующего меняющегося звука. Перед тем как начинать работать с малышом непосредственно над дикцией, нужно провести речевую гимнастику, направленную на улучшение артикуляции.
Проводят упражнения для развития мышц речевого аппарата:
- Произнести звук А, широко раскрыв рот. Ребенок должен представить, что говорит в рупор.
- Произнести звук О, максимально растянув губы.
- Упражнение «Улыбка», когда ребенок широко растягивает рот, произнося звук И.
- Произнести звук У, вытянув губы в трубочку на максимальное расстояние вперед.
Помогают настроить речевой аппарат перед чтением текстов для дикции дыхательные упражнения. Нужно учить ребенка правильно распределять дыхание:
- на глубоком вдохе проговорить слоги: «дом», «бом», «вон», сохраняя воздух до конца произношения, распределяя его на каждое слово;
- задуть воображаемую свечу, но медленно, постепенно выдувая воздух;
- произнести предложения, вначале первого слова брать незаметно глубокое дыхание, распределять его до конца: «У Тамары нашли пару сапог и 12 галош», «Мама любит Машу, а Маша любит маму».
Переходить к чтению текстов необходимо после артикуляционной разминки. Уделять подготовительному этапу не менее 15 минут. Логопеды в работе с дошкольниками и школьниками советуют использовать стихи, шутливые тексты, чтобы процесс обучения не был в тягость
Во время чтения важно следить за правильной артикуляцией, четкостью произношения каждого звука, постановкой голоса. Отработку дикции у детей проводят по следующим текстам, следуя главному правилу: от легкого к сложному
Читать текст, четко проговаривая звуки: ш, ж, ч, щ, ц:
“Черный чибис, не скучая, щебетал над чашкой чая. У ежа ежата, у ужа ужата. Хочешь есть калачи − не сиди на печи. Молодец против овец, а против молодца сам овца. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Два щенка щека к щеке щиплют травку в уголке. Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.”
Прочитать текст сначала медленно, следя за произношением отдельных звуков, после убыстряя темп.
Стишок веселит ребят и делает процесс работы над дикцией интересным. С данным текстом можно работать дополнительно: дать задание малышу прочитать его грустно, весело, зло, смеясь, сдержанно, спокойно, громко, тихо. Хорошо тренировать отдельные звуки: ч, р, к, с, прося ребенка интонационно и артикуляционно выделять их при прочтении.
Логопеды применяют на практике у дошкольников и школьников тексты с картинками. Они не только помогают улучшить дикцию, но и стимулируют развитие памяти, внимания, воображения, мышления, логики.
При работе с дошкольниками текст читает педагог (родитель), ребенок смотрит на картинку, продолжает предложение, проговаривает интонационно и четко все необходимые подражательные слова, упражнения в процессе чтения сказки, повторяет за взрослым. Школьник может самостоятельно читать сказку и выполнять задания. Взрослый только следит за четкостью, правильностью речи.
Что такое дикция и зачем она нужна
Дикция входит в основу техники речи, включает несколько показателей, без которых невозможно красивое произношение: четкую артикуляцию, манеру, правильность. В первом случае важна точность произношения звуков речи. Если артикуляция нечеткая, собеседника тяжело понять, речь становится невнятной. Про таких людей говорят «каша во рту». Связана нечеткость в основном со слабой работой артикуляционного аппарата.
Правильность артикуляции заключается в верном движении органов речи, участвующих в образовании звуков. Если язык, зубы, губы при произношении находятся в неправильной позиции, возникает дефект речи, которым занимается логопед. Проверка и выявление нарушений со стороны артикуляционного аппарата должна проводиться в дошкольном возрасте, когда легче получить быстрый и эффективный результат.
Манера произношения включает редукцию слогов (упрощение), темп, эмоциональный окрас речи, наличие недостатков. К последним относят:
- эканье − когда человек использует часто в речи вместо молчаливой паузы паразитические звуки: м, э и т. д., что заметно и раздражает собеседника;
- шумовые вздохи − в этике речи не принято делать глубокие придыхания перед началом предложения или его завершением;
- использование слов-паразитов − когда из-за скудности словарного запаса или банальной привычки человек часто использует между слов паразитарные высказывания: это, как бы, дескать, короче и т. д.;
- продление гласных звуков, когда человек пытается вспомнить что-то или мысленно строит следующее предложение;
- назализация − является вульгарной чертой речи, когда в разговоре последние гласные в слове произносятся в нос;
- чмоканье.
Перечисленные недостатки не украшают любого человека
Важно с раннего возраста приучать ребенка говорить правильно, ведь основные паразитарные слова, речевые привычки появляются в детстве и переходят во взрослую жизнь
Экран звукопроизношения в группе
Логопеду нужно хорошо представлять с какими нарушениями у него дети. Экран звукопроизношения в логопедической группе позволяет вписывать данные дошкольников и отмечать какие звуки проблемные у конкретного ребенка.
Важно! Обязательно нужно сделать отметку о том, дошкольник заменяет или искажает звук. Обозначение для нормы достаточно простое – N или плюсик
Все это позволит быстро вывести статистику состояния детей в группе. Начинающим специалистам можно воспользоваться образцом заполнения, который есть у старших коллег
Обозначение для нормы достаточно простое – N или плюсик. Все это позволит быстро вывести статистику состояния детей в группе. Начинающим специалистам можно воспользоваться образцом заполнения, который есть у старших коллег.
Для облегчения восприятия желательно выделять группу с речевыми нарушениями разными цветами – это позволит составить списки для занятий.
Упражнения при дизартрии для детей
Компенсация в логопедии – это восстановление или замещение утраченных функции. При дизартрии наблюдаются проблемы с иннервацией мышц, поэтому такого ребенка сложно учить правильно говорить.
Поэтому необходимы специальные упражнения для коррекции
В артикуляционной гимнастике особое внимание уделяют переключаемости с одной позы на другой. Желательно проводить логопедический массаж
Примерные упражнения – покашливание, свист, надувание поочередно щек, мычание и т.п. Полезно надувать шарики, сдувать бумажные мячики.
Основной учебник
Логопедия. Учебник для ВУЗов под ред. проф. Л. С. Волковой — основной учебник по логопедии для студентов.
Структура книги представлена четырьмя разделами и соответствующими главами. В 1-ом разделе описаны базовые основания теории и методологии логопедической науки. В следующих изложены учение о конкретных речевых дефектах и способах их коррекции, организационный аспект логопедической работы, исторические сведения в соответствии с рассматриваемой тематикой. В конце издания приложен словарь терминов.
Главы учебного пособия состоят из следующих элементов: характеристика дефекта в историческом подтексте, причины, патогенез, симптоматика, классификационные признаки, методика логопедической диагностики и коррекции и мероприятия, предупреждающие развитие речевого нарушения. Окончание глав оформляется выводами, проверочными вопросами и упражнениями, а также списком дополнительной литературы.
Как улучшить дикцию в любом возрасте
Повышать ораторское искусство можно и ребенку, и взрослому. Тренировка дикции зависит от выбора упражнений и текстов, исходного материала (отклонений в речи). Тексты для тренировки дикции и речи используются по принципу от простого к сложному. Начинать работу можно с сочетания сложных согласных
При проработке упражнения важно правильно произносить каждый отдельный звук, чтобы он был отчетливо слышен собеседнику. Сначала произносятся все буквосочетания, после выделяются основные, где говорение дается сложнее, чтобы оттачивать их
Логопеды советуют при произнесении звуков следить за речевым аппаратом в зеркале. Рот, зубы, язык, губы, щеки должны активно двигаться, не находиться в одном положении. Если У, то это губы трубочкой, О − овалом, вытянутым вперед, А − широко раскрыт рот, Ш − зубы сомкнуты, рот в улыбке и т. д. Сначала слоги говорят медленно, четко выделяя отдельный звук, после нужно убыстрять темп, но не терять четкость произношения: ждр, крлп, мкрпв, мпнкр, смпрв, шнптм, кждо, аджвк, шлкат, кшто, шлотк, ктщ, щтко, кпт, тпк, вазтд, мкрт, джр, грлт.
От слогов можно переходить к словам. Задача остается постоянная: четко проговаривать каждый звук в слове, сначала медленно, после убыстряя темп. По завершении упражнения человек должен читать слова скоро, внятно, органы речевого аппарата работают активно − «живой рот».
Можно использовать следующие слова: бронетранспортер, ведомство, бодрствовать, здравствуйте, взбадривать, витийствовать, философствовать, мудрствовать, взбудоражить, сверхсущество, сверхвстревоженный, трансплантация, транскрипция, протестантство, попасть в ствол, контрпрорыв, всклочный, контролерша, билетёрша, пространство, паразитология, постскриптум, пункт взрыва, оканчиваются, приключенческий, синхрофазотрон, фенолфталеин, тетрагидроканнабинол.
В завершение разминки произнести несколько сложных предложений, после переходить к чтению тексов
Во время гимнастики важно следить за голосом. Он не должен скакать, меняться при произнесении сложных сочетаний или отдельных звуков
Нужно сохранять ровный окрас речи:
- Маша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
- Маше дали кашу, а Саше простоквашу.
- Трудновыговариваемые слова назвали трудновыговариваемыми потому, что их трудно выговаривать.
- У человека с плохо скоординированной координацией плохо скоординированная походка.
- Трубач по улице идет, труба поет, труба ревет, труба трубит.
- Маланья-болтунья болтала, болтала, что 33 корабля лавировали, лавировали, лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Читать предложения нужно вслух, сначала медленно, после убыстряя темп. Можно брать отдельное и читать его с увеличением темпа, пока не будет достигнуто идеальное проговаривание в скоростном темпе.
Советы для удачного становления дикции
Когда человек занимается с профессионалом, улучшать дикцию легче, чем при самостоятельной работе. Логопеды дают советы, как сделать домашнее обучение интересным, полезным, эффективным.
- Проводить занятия каждый день. Ежедневная работа над мощными упражнениям позволяет улучшить дикцию за несколько недель.
- Отводить на речевую гимнастику 15-30 минут в день в зависимости от возраста.
- При обучении дикции принято записывать речь на диктофон, прослушивать после, чтобы отмечать достижения.
- Выполнять упражнения нужно по принципу от простого к сложному.
- Необходимо помимо занятий читать художественную литературу, чтобы обогащать словарный запас.
Таким образом можно добиться существенного улучшения дикции. Красивый и правильно поставленный голос дает возможность влиять на мнение людей в общении, повышать статус, делает разговор легким и непринужденным, неотягощенным.
Экран звукопроизношения в группе
Логопеду нужно хорошо представлять с какими нарушениями у него дети. Экран звукопроизношения в логопедической группе позволяет вписывать данные дошкольников и отмечать какие звуки проблемные у конкретного ребенка.
Важно! Обязательно нужно сделать отметку о том, дошкольник заменяет или искажает звук. Обозначение для нормы достаточно простое – N или плюсик. Все это позволит быстро вывести статистику состояния детей в группе
Начинающим специалистам можно воспользоваться образцом заполнения, который есть у старших коллег
Все это позволит быстро вывести статистику состояния детей в группе. Начинающим специалистам можно воспользоваться образцом заполнения, который есть у старших коллег
Обозначение для нормы достаточно простое – N или плюсик. Все это позволит быстро вывести статистику состояния детей в группе. Начинающим специалистам можно воспользоваться образцом заполнения, который есть у старших коллег.
Для облегчения восприятия желательно выделять группу с речевыми нарушениями разными цветами – это позволит составить списки для занятий.
Упражнения при дизартрии для детей
Компенсация в логопедии – это восстановление или замещение утраченных функции. При дизартрии наблюдаются проблемы с иннервацией мышц, поэтому такого ребенка сложно учить правильно говорить.
Поэтому необходимы специальные упражнения для коррекции
В артикуляционной гимнастике особое внимание уделяют переключаемости с одной позы на другой. Желательно проводить логопедический массаж. Примерные упражнения – покашливание, свист, надувание поочередно щек, мычание и т.п
Полезно надувать шарики, сдувать бумажные мячики
Примерные упражнения – покашливание, свист, надувание поочередно щек, мычание и т.п. Полезно надувать шарики, сдувать бумажные мячики.
Тремор языка
Дизартрию достаточно легко выявить по ряду признаков. Тремор языка у маленького ребенка в логопедии может указывать на проблемы с иннервацией.
При подобном нарушении кончик языка будет видимо дрожать
Подобная проблема может означать то, что у ребенка проблемы по невралгической части. В таком случае ему нужна медицинская помощь. Занятия не стоит проводить в формате онлайн, так как необходимо чтобы логопед очно контролировал действия ребенка. При необходимости он исправит ошибку.
Специалист может заниматься развитием образования относительных прилагательных, логопедическое занятие по этой теме проводится в старшей группе детского сада.
Не всегда родители придают значение проблемам с речью. В будущем они могут вызывать массу проблем в виде комплексов и ограничения в выборе профессии. Поэтому не стоит откладывать процесс коррекции.
Улучшение дикции у взрослого
Тексты для развития речи и дикции взрослых отличаются от подростковых сложностью и объемом. Начинать работу над четким и правильным произношением логопеды советуют с трудных скороговорок. Любой оратор, диктор перед выступлением прорабатывает артикуляцию, чтобы настроить речевой аппарат на работу
Важно при подготовке к чтению сложных текстов на дикцию выполнять условия:
- при проговаривании скороговорки следить за положением речевого аппарата, он должен работать: губы, зубы, щеки, язык находятся в активном движении;
- при произношении чистоговорки выделять интонационно (протяжно или громче) определенный звук;
- начинать чтение с медленного темпа, постепенно убыстряя его;
- следить за дыханием, распределять его, не забывать брать воздух на последующем предложении.
Тексты нужно не просто читать, но и следить за правильностью произношения звуков, постановкой артикуляционного аппарата. Можно проводить упражнения перед зеркалом, чтобы следить за собой. С помощью текстов работают над четкостью проговаривания определенных звуков: ш, р, ч, к, с, щ, ц, л.
Структура дидактических игр, направленных на коррекцию звукопроизношения дошкольников
Структура дидактической игры любой направленности выстраивается с учетом возрастной динамики развития детей и уровня развития их речи.
По мере активизации речевой деятельности, психических процессов ребенка дидактические игры наполняются новым содержанием.
Игры, ориентированные на коррекцию речевых нарушений, в частности, звукового произношения, имеют структуру, которая отличает их от иных игр, а также от иных коррекционных упражнений. Она имеет следующие составные компоненты:
- Наличие коррекционной задачи. Такая задача связана с устранением речевых дефектов, постановкой верного звукового произношения. Данная дидактическая задача особенна тем, что она реализуется в интересной, увлекательной для ребенка форме и он, по сути, не чувствует ее выполнения т.е. он просто играет одновременно развиваясь и совершенствуя свои речевые навыки.
- Наличие игровых действий. Они лежат в основе игре и ориентированы на достижение игровой задачи. В силу ее особенностей – ориентация на коррекцию звукового произношения, игровые действия имеют свою специфику. Они выполняются таким образом, чтобы каждое действие затрагивало работу речевого аппарата или же, воздействовало на психические процессы, влияющие на речевую деятельность.
- Правила игры. Они направлены на контроль деятельности детей, управление их поведением, действиями, в ориентации на достижение коррекционной игровой задачи. Правила игры здесь связаны с работой органов артикуляции, произнесением отдельных звуков и т.д. Например, в игре может быть запрещено произносить тот или иной звук без совершения какого-то действия или необходимо выполнять движения органами артикуляции для отражения какого-то состояния, передачи своего настроя.
В каждой дидактической игре может быть поставлено несколько дидактических задач. Однако, одна из них является приоритетной т.е
ее выполнению уделяется особое внимание в этой игре, тогда как в других играх, она является незначительной. Такая вариативность игр и игровых задач повышает речевую активность дошкольников и способствует развитию именно тех сторон речи, которые являются более отстающими
При выборе правил игры, важно, сохранять увлекательность игрового действия. Правила не должны ограничивать свободу ребенка и создавать атмосферу напряжения
Кафедра логопедии поздравляет М.Ф. Фомичеву!
Фомичева Мария Федоровна родилась в 1932 году в Москве. В 1951 году поступила на дефектологический факультет МГПИ им. В.И. Ленина, в 1955 году окончила институт с отличием, получила квалификацию логопед, учитель русского языка и литературы средней школы.
В те годы в институте преподавали такие преподаватели, как Ольга Владимировна Правдина, Анастасия Гавриловна Ипполитова, Сергей Семенович Ляпидевский, Раиса Ивановна Мартынова. Сокурсниками Марии Федоровны были: В.И. Селиверстов, Ю.Б. Некрасова и др.
Трудовую деятельность М.Ф. Фомичева начала в 1955 году логопедом в детской поликлинике, совмещая с работой ассистента на кафедре родного института.
В 1958 году она стала заниматься организацией логопедической помощи во впервые открытом логопедическом отделении детской городской клинической больницы №9 имени Ф.Э. Дзержинского. Отделение имело 35 коек, там работало 4 логопеда. Это был единственный детский речевой стационар в СССР. Группа заикающихся, 2 группы детей с алалией и 1 группа детей с тяжелыми нарушениями произношения без ДЦП и сочетанного дефекта. В ЛОР отделении коррекцию нарушений голоса проводила Елена Самсоновна Алмазова. Мария Федоровна с 1965 года являлась старшим логопедом Дзержинского района Москвы. Обследовав детей дошкольного возраста, выяснилось, что 30-55% имеют речевые нарушения. Мария Федоровна с коллегами обратилась в райком партии с предложением об открытии логопедических групп в детских садах.
В 1966 году она начала преподавать в МГПИ им. В.И. Ленина. М.Ф. Фомичева – педагог — новатор. Одна из первых внедряла сказкотерапию и игротерапию, разрабатывала дидактический материал для воспитателей и родителей детей с различными нарушениями речи, стимулировала у студентов инициативу, творчество, любовь к профессии.
Много лет М.Ф. Фомичева работала заместителем декана дефектологического факультета по учебной работе, руководила курсами переподготовки и повышения квалификации дефектологов, была профоргом факультета.
На протяжении 53 лет Мария Федоровна совмещала эту работу с практической деятельностью логопеда в различных учреждениях как в системе здравоохранения, так и в системе образования.
Высоко оценила вклад М.Ф. Фомичевой в развитие современной логопедии О.В. Правдина. Из воспоминаний О.В. Правдиной: «За последние годы я увидела много тепла со стороны своих подруг, как и я, пенсионерок, а также и со стороны некоторых из моих учениц. Меня радуют их профессиональные успехи. М.Ф. Фомичева и С.Н. Шаховская продолжают мое дело по воспитанию и обучению логопедической молодежи». Имя М.Ф. Фомичевой было известно и студентам МГЗПИ ( МГГУ им. М.А. Шолохова), где долгие года она также работала по совместительству. Преподавательский талант Марии Федоровны сочетался с исследовательскими способностями. В 1969 году Фомичева М.Ф. работала по совместительству в Научно-исследовательском институте дефектологии.
Она известна как автор книг и методических пособий по проблемам нарушения речевого развития ребенка. Мария Федоровна имеет 38 публикаций, из них: 23 учебно-методических и 15 научных публикаций, используемых в педагогической практике, в том числе методические пособия для логопедов, воспитателей детских садов, студентов педагогических вузов.
Мария Федоровна всегда любила детей и студентов, была требовательным и справедливым преподавателем, готовым поделиться профессиональным мастерством и знаниями. М.Ф. Фомичева воспитала многих известных логопедов нашей страны, ближнего и дальнего зарубежья.
Ко дню рождения Фомичевой М.Ф. мы подготовили видеоролик, в котором Мария Федоровна показывает образец логопедического занятия. Для создания ролика были использованы фрагменты грамзаписи Л. Мелихова, М. Фомичева «Речь дошкольника и ее исправление».
Преподаватели, студенты, аспиранты кафедры логопедии дефектологического факультета МПГУ поздравляют Фомичеву Марию Федоровну с днем рождения!
Поздравляя, мы благодарим Вас от имени кафедры логопедии за многолетнее сотрудничество в научной и образовательной области, помощь в подготовке кадров логопедов высшей квалификации и желаем Вам крепкого здоровья, многих светлых и радостных дней впереди!
Дидактические материалы по коррекции звукопроизношения
Родители всегда интересуются тем, как научить ребенка правильно выговаривать буквы. Для этого используют разные пособия и игры, которые помогут закрепить правильное произношение звука.
Формы речевых нарушений
Научиться правильно говорить не так легко. Многое зависит от вида нарушения и для каждого диагноза требуется особая помощь. Упражнения при выраженной дизартрии у детей направлены на то, чтобы снять тонус мышц и восстановить их подвижность.
Правильное определение нарушения определяет успешность коррекционного процесса
Мало просто проговаривать слоги или слова, нужно заниматься системно с ребенком. Только от этого зависит успешность исправления.
Основной учебник
Логопедия. Учебник для ВУЗов под ред. проф. Л. С. Волковой — основной учебник по логопедии для студентов.
Структура книги представлена четырьмя разделами и соответствующими главами. В 1-ом разделе описаны базовые основания теории и методологии логопедической науки. В следующих изложены учение о конкретных речевых дефектах и способах их коррекции, организационный аспект логопедической работы, исторические сведения в соответствии с рассматриваемой тематикой. В конце издания приложен словарь терминов.
Главы учебного пособия состоят из следующих элементов: характеристика дефекта в историческом подтексте, причины, патогенез, симптоматика, классификационные признаки, методика логопедической диагностики и коррекции и мероприятия, предупреждающие развитие речевого нарушения. Окончание глав оформляется выводами, проверочными вопросами и упражнениями, а также списком дополнительной литературы.
Улучшение дикции у подростков
Подросткам также необходимо начинать работу над развитием дикции после артикуляционной и дыхательной гимнастики. Упражнения должны быть направлены на постановку речевого аппарата, проговаривания отдельных звуков, сложных слов, предложений. В процессе работы одновременно нужно следить за дыханием: на начале предложения делать незаметный вдох, распределять его на оставшееся время до завершения речи. На следующем предложении снова повторять процедуру.
Для разминки подростку подойдут следующие предложения, упражнения. Это могут быть скороговорки, небольшие стихотворения, чистоговорки.
Сложные тексты для дикции необходимо брать после успешного проговаривания трудных скороговорок
При чтении текста важно соблюдать четкость произношения, тренировать правильную артикуляцию, переходя постепенно на увеличение темпа
В работе с подростками тоже важно иметь интересный и необычный материал. В силу возраста дети могут подходить к занятиям неответственно
Правильно подобранные упражнения отвлекут и настроят на позитивный лад. Хорошо подходит в данном случае веселая китайская скороговорка.
Жили-были три китайца − Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони, и еще три китаянки − Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони. Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони… Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой — Шах, у Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой — Шах-Шарах, у Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони — Шах-Шарах-Шарони.
Исправление звукопроизношения у детей.
При постановке звукопроизношения, если у ребенка нарушены несколько групп звуков, сначала исправляют базовый звук для определенной группы. В группе свистящих сначала исправляют звук с. Затем, отталкиваясь от него, ставят звук з, после этого переходят к мягким звукам сь и зь; последним в группе свистящих ставят звук ц. В группе шипящих прежде всего исправляют звук ш. Затем на основе его артикуляции ставят звуки ж, ч, щ. В группе заднеязычных звуков (к, кь, г, гь, х, хь) основным является артикуляция звука к.
Коррекционную работу начинают с тех групп, которые должны появляться у ребенка раньше по возрастным нормам.
Исправление звуков проводится поэтапно. Обычно это четыре основных этапа:
- подготовительный,
- постановка звука,
- автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их,
- этап дифференциации.
Занятия с ребенком должны проводиться систематически, не менее трех-четырех раз в неделю, подкрепляя ежедневными 2–3-разовыми кратковременными упражнениями. Если занятия будут проходить реже, их эффективность резко снизится. Ребенок быстро утрачивает приобретенный навык, т.к. в свободной речи, когда самоконтроль ослабевает, малыш будет возвращаться к неправильно сформированному стереотипу.
Для проведения занятий Вам понадобятся различные картинки. Это должны быть или просто предметы, или рисунки, изображающие какие-то жизненные ситуации. Здесь Вам помогут различные лото. Есть специальное логопедическое лото “Подбери и назови”. В нем уже подобраны картинки на каждый звук. Также рекомендуем приобрести логопедическое пособие: Т. Б. Филичева, Т. А. Каше “Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста”. Будут помощниками и любые книги, журналы с иллюстрациями, а может быть Вы и малыш нарисуете что-то сами. Использование картинного материала позволит сделать Вашу работу интересной и разнообразной.
Сроки постановки правильного произношения зависят от ряда факторов: степени сложности недостатка, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, регулярности занятий. Постановка звука может занять 1–2 занятия, а автоматизация 3-4; или 5–7 занятий может потребоваться только для того, чтобы подготовить артикуляционный аппарат для постановки звука. И тот и другой варианты нормальны.
При выполнении наших рекомендаций, не сомневаемся, что Вы получите хороший результат. Но, если Вы усердно работали по данному курсу с ребенком 2–3 месяца, а результаты незначительны (ни одного звука так и не удалось поставить в соответствии с возрастными нормами), рекомендуем обратиться за консультацией к логопеду. Возможно, Вам понадобится несколько советов, и самостоятельная работа может быть продолжена, или ребенку необходима более глубокая помощь, чем кажется на первый взгляд, и оказать ее может только квалифицированный специалист. Родителям, имеющим недостатки произношения, полезно заниматься вместе с детьми.
В работе над произношением необходима последовательность. Не торопитесь переходить к следующему этапу (или упражнению), не освоив предыдущий.
Желаем успехов!
Разновидности дидактических игр, используемых в коррекции звукопроизношения дошкольников
На постановку правильного звукового произношения дошкольника ориентированы игры, относящиеся к разным направлениям коррекции и, имеющие разные дидактические задачи.
Рассмотрим эти группы игр:
- Дидактические игры на постановку звука. Они связаны с работой органов артикуляции и отработку верных движений ими для правильного произнесения отдельных звуков. К таким играм относятся: «Сказки для языка», «Приключения языка», «Путешествия языка» и др. Все они связаны с выполнением артикуляционной гимнастики.
- Автоматизация поставленных звуков, как изолированно произносимых, так и их произношения в слогах. Сюда входят игры «Лесенка» – поднятие ребенка по ступенькам и произношения звука/ов на конкретной ступени, «Кубики» – бросание кубика и произношение звука то количество раз, которое выпало на нем, «Катушка» – игра соревнование, предполагающее заматывание нитки на катушку или, напротив, ее разматывание и произнесение звука как сигнала о завершении действия.
- Постановка произношения звуков в словах и предложениях. Сюда входят игры: «Дорожки» – бег по дорожкам, до конкретной цели и называние в конце пути конкретное слово», «Картинки» – выбор картинок и произнесение предложений, отражающих события, процессы, которые на них изображены, «Наряжаем елку» – вешание на елку картинок с изображением необходимого слова, ориентированного на постановку звуков. Ребенок произносит его, прежде чем, повесить на елку. Игра «Сбор цветка» – собирание цветов из картинок с называнием того, что на них изображено, «Сбор ягод» – сбор картинок с изображением ягод и их складывание в корзинку с произношением.
- Постановка звуков в связной речи и их автоматизация. Для этого используются сцены из сказок, рассказывание поведения и поступков героев, оценка их действий и т.д. Используются сказки «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь» и др.
Кафедра логопедии поздравляет М.Ф. Фомичеву!
Фомичева Мария Федоровна родилась в 1932 году в Москве. В 1951 году поступила на дефектологический факультет МГПИ им. В.И. Ленина, в 1955 году окончила институт с отличием, получила квалификацию логопед, учитель русского языка и литературы средней школы.
В те годы в институте преподавали такие преподаватели, как Ольга Владимировна Правдина, Анастасия Гавриловна Ипполитова, Сергей Семенович Ляпидевский, Раиса Ивановна Мартынова. Сокурсниками Марии Федоровны были: В.И. Селиверстов, Ю.Б. Некрасова и др.
Трудовую деятельность М.Ф. Фомичева начала в 1955 году логопедом в детской поликлинике, совмещая с работой ассистента на кафедре родного института.
В 1958 году она стала заниматься организацией логопедической помощи во впервые открытом логопедическом отделении детской городской клинической больницы №9 имени Ф.Э. Дзержинского. Отделение имело 35 коек, там работало 4 логопеда. Это был единственный детский речевой стационар в СССР. Группа заикающихся, 2 группы детей с алалией и 1 группа детей с тяжелыми нарушениями произношения без ДЦП и сочетанного дефекта. В ЛОР отделении коррекцию нарушений голоса проводила Елена Самсоновна Алмазова. Мария Федоровна с 1965 года являлась старшим логопедом Дзержинского района Москвы. Обследовав детей дошкольного возраста, выяснилось, что 30-55% имеют речевые нарушения. Мария Федоровна с коллегами обратилась в райком партии с предложением об открытии логопедических групп в детских садах.
В 1966 году она начала преподавать в МГПИ им. В.И. Ленина. М.Ф. Фомичева – педагог — новатор. Одна из первых внедряла сказкотерапию и игротерапию, разрабатывала дидактический материал для воспитателей и родителей детей с различными нарушениями речи, стимулировала у студентов инициативу, творчество, любовь к профессии.
Много лет М.Ф. Фомичева работала заместителем декана дефектологического факультета по учебной работе, руководила курсами переподготовки и повышения квалификации дефектологов, была профоргом факультета.
На протяжении 53 лет Мария Федоровна совмещала эту работу с практической деятельностью логопеда в различных учреждениях как в системе здравоохранения, так и в системе образования.
Высоко оценила вклад М.Ф. Фомичевой в развитие современной логопедии О.В. Правдина. Из воспоминаний О.В. Правдиной: «За последние годы я увидела много тепла со стороны своих подруг, как и я, пенсионерок, а также и со стороны некоторых из моих учениц. Меня радуют их профессиональные успехи. М.Ф. Фомичева и С.Н. Шаховская продолжают мое дело по воспитанию и обучению логопедической молодежи». Имя М.Ф. Фомичевой было известно и студентам МГЗПИ ( МГГУ им. М.А. Шолохова), где долгие года она также работала по совместительству. Преподавательский талант Марии Федоровны сочетался с исследовательскими способностями. В 1969 году Фомичева М.Ф. работала по совместительству в Научно-исследовательском институте дефектологии.
Она известна как автор книг и методических пособий по проблемам нарушения речевого развития ребенка. Мария Федоровна имеет 38 публикаций, из них: 23 учебно-методических и 15 научных публикаций, используемых в педагогической практике, в том числе методические пособия для логопедов, воспитателей детских садов, студентов педагогических вузов.
Мария Федоровна всегда любила детей и студентов, была требовательным и справедливым преподавателем, готовым поделиться профессиональным мастерством и знаниями. М.Ф. Фомичева воспитала многих известных логопедов нашей страны, ближнего и дальнего зарубежья.
Ко дню рождения Фомичевой М.Ф. мы подготовили видеоролик, в котором Мария Федоровна показывает образец логопедического занятия. Для создания ролика были использованы фрагменты грамзаписи Л. Мелихова, М. Фомичева «Речь дошкольника и ее исправление».
Преподаватели, студенты, аспиранты кафедры логопедии дефектологического факультета МПГУ поздравляют Фомичеву Марию Федоровну с днем рождения!
Поздравляя, мы благодарим Вас от имени кафедры логопедии за многолетнее сотрудничество в научной и образовательной области, помощь в подготовке кадров логопедов высшей квалификации и желаем Вам крепкого здоровья, многих светлых и радостных дней впереди!
Дидактические материалы по коррекции звукопроизношения
Родители всегда интересуются тем, как научить ребенка правильно выговаривать буквы. Для этого используют разные пособия и игры, которые помогут закрепить правильное произношение звука.
Формы речевых нарушений
Научиться правильно говорить не так легко. Многое зависит от вида нарушения и для каждого диагноза требуется особая помощь. Упражнения при выраженной дизартрии у детей направлены на то, чтобы снять тонус мышц и восстановить их подвижность.
Правильное определение нарушения определяет успешность коррекционного процесса
Мало просто проговаривать слоги или слова, нужно заниматься системно с ребенком. Только от этого зависит успешность исправления.