Фильтруй дискурс. Что такое судьба

Выдающиеся ученые

  • Ян Бломмарт
  • Т. Ын ван Дейк
  • Мишель Фуко
  • Барбара Джонстон
  • Джонатан Поттер
  • Дебора Шиффрин
  • Дебора Таннен
  • Маргарет Уэзерелл
  • Рут Водак

Политический дискурс

Анализ политического дискурса – это область анализа дискурса, которая фокусируется на дискурсе на политических форумах (таких как дебаты, выступления и слушания) как на феномене интереса. Анализ политики требует, чтобы анализ дискурса был эффективным с точки зрения постпозитивистов.

Политический дискурс – это формальный обмен аргументированными взглядами на то, какой из нескольких альтернативных направлений необходимо предпринять действия для решения социальной проблемы.

Корпоративный дискурс

Корпоративный дискурс можно в широком смысле определить как язык, используемый корпорациями. Он включает в себя набор сообщений, которые корпорация рассылает миру (широкой публике, клиентам и другим корпорациям), и сообщения, которые она использует для общения в своих собственных структурах (сотрудники и другие заинтересованные стороны).

Что такое дискурсивное мышление

Надеюсь, мне удалось внятно объяснить, что такое дискурс. А теперь несколько слов о родственном понятии.

Любое речевое сообщение/текст, так или иначе, является вербализацией (озвучкой) мыслей. Речь – это разворачивание и упорядочение мыслей, их презентация собеседнику, слушателю, читателю. Соответственно, характер сообщения зависит от содержания и особенностей мышления, которые тесно связаны с дискурсом.

Политик мыслит иначе, чем литератор, мышление технаря отличается от мышления юриста и т. д. Правда, отличия эти заметны только в рамках дискурса, то есть в связи с профессиональной или политической деятельностью. Такое социально и профессионально ориентированное мышление называется дискурсивным. Таким образом, особенности нашего мышления формируются в рамках определённого дискурса и отражают реальность, в которой мы живём.

В отличие от обыденного и интуитивного, дискурсивное мышление упорядочено, логично и… шаблонно. Оно состоит из стереотипов, которые определяются дискурсом. Поэтому ошибки в статьях Дзен наибольшее раздражение вызывают у профессионалов, хоть заметить их могут многие читатели. И эти профессионалы под влиянием своего дискурсивного мышления кидаются наводить порядок, восстанавливать шаблоны.

Но для писателя дискурсивное мышление – это возможность создать яркий и достоверный образ персонажа. Например, если вы пишете о юристе, то надо начать мыслить, как юрист, тогда ваш герой и поступки будет совершать в рамках дискурса, то есть будет действовать, как юрист.

Но здесь кроется, и много подводных камней. Может ли студентка современного вуза мыслить, как средневековая принцесса, будет ли её текст содержать соответствующий дискурс? Способен ли современный менеджер, пишущий роман о пиратах, создать правдоподобный дискурс? А с другой стороны, поймёт ли и примет ли современный человек дискурс, соответствующий средневековому миру? Ведь нам даже мышление и поступки людей XIX века иногда кажутся дикими или странными.

ПЕПЕЛ КЛААСА СТУЧИТ В ВАШЕ СЕРДЦЕ?

С тем, что не читать, не смотреть и не делать, — понятно. Что тогда читать, смотреть и делать? То, что способствует витальности, то, что укрепляет и прославляет жизнь.

Что еще можно сделать для изменения судьбы? Мы можем изменить только то, что можно изменить, — наш ближний круг, от друзей до гардероба.

Можно ли что-то изменить, не меняя? Конечно, нет. Найдя свой смысл — надо его нести. Когда мы не в силах изменить что-то в траектории судьбы, мы все же выбираем позицию, которая придаст этой судьбе смысл, уменьшив тем самым страдания.

Даже “страдание перестает быть страданием в тот момент, когда оно обретает смысл”, — пишет известный мыслитель Виктор Франкл и приводит такой пример. Пожилой врач-терапевт не мог справиться с горем по поводу смерти жены. Вместо того, чтобы начать утешать знакомого, Франкл спросил его: “Что было бы, доктор, если бы вы умерли первым и вашей жене суждено было бы пережить вас?” — “О, — сказал он. — Для нее это было бы ужасно; она бы так страдала!” — “Вот видите, доктор, такое страдание ее миновало, и это вы избавили ее — ценой того, что пережили ее и оплакиваете ее” (1). В психологии это называется логотерапией.

Создавать свои смыслы лучше, чем оставаться рабом чужих. Выбор за нами. Нео вышел из Матрицы, выйдешь ли из нее ты?

(1) Франкл В. Человек в поисках смысла.

История

Раннее использование термин

Древние греки (среди прочих) много говорили о дискурсе; однако некоторые ученые считают Stilstudien (Исследования стиля) 1928 года уроженца Австрии Лео Спитцера самым ранним примером анализа дискурса (DA). Мишель Фуко перевел его на французский язык. Однако этот термин впервые вошел в широкое употребление после публикации серии статей Зеллига Харриса 1952 года, в которых сообщалось о работе, на основе которой он разработал трансформационную грамматику в конце 1930-х годов. Отношения формальной эквивалентности между предложениями связного дискурса становятся явными с помощью преобразований предложений для приведения текста в каноническую форму. Слова и предложения с эквивалентной информацией затем появляются в одном столбце массива.

Эта работа в течение следующих четырех десятилетий (см. Ссылки) превратилась в науку подъязыкового анализа (Kittredge Lehrberger 1982), кульминацией которой стала демонстрация информационных структур в текстах подъязыка. науки, иммунологии (Харрис и др., 1989) и полностью сформулированной теории лингвистического информационного содержания (Харрис, 1991). В то время, однако, большинство лингвистов игнорировали такие разработки в пользу череды сложных теорий синтаксиса и семантики на уровне предложений.

В гуманитарных науках

В конце 1960-х и 1970-х годах, без ссылки на эту предыдущую работу, множество других подходов к новой междисциплинарной дисциплине DA начали развиваться в большинстве гуманитарных и социальных наук одновременно с другими дисциплинами и связаны с ними, такими как семиотика, психолингвистика, социолингвистика и прагматика. Многие из этих подходов, особенно те, на которые повлияли социальные науки, отдают предпочтение более динамичному изучению устного разговора во взаимодействии. Примером может служить «разговорный анализ», на который повлиял социолог Гарольд Гарфинкель, основатель этнометодологии.

Фуко

В Европе Мишель Фуко стал одним из ключевых теоретики предмета, особенно дискурса, и написали Археология знания. В этом контексте термин «дискурс» больше не относится к формальным лингвистическим аспектам, а к институционализированным моделям знания, которые проявляются в дисциплинарных структурах и действуют посредством связи знания и власти. С 1970-х годов работы Фуко оказали все большее влияние, особенно на анализ дискурса в социальных науках. Таким образом, в современных европейских социальных науках можно найти широкий спектр различных подходов, работающих с определением дискурса Фуко и его теоретическими концепциями. Помимо первоначального контекста во Франции, по крайней мере с 2005 года, в Германии ведется широкая дискуссия по социально-научному анализу дискурса. Здесь, например, социолог разработал свою широко известную «Социология знания, подход к дискурсу (SKAD) ». Следуя социологии знания Питером Л. Бергером и Томасом Лукманном, Келлер утверждает, что наше восприятие реальности в повседневной жизни и, следовательно, значение каждого объекта, действия и события являются продуктом постоянного рутинного взаимодействия. В этом контексте SKAD был разработан как научная перспектива, которая способна понять процессы «Социального конструирования реальности » на всех уровнях социальной жизни, объединив теории дискурса и власти Мишеля Фуко с теория познания Бергера / Лукмана. В то время как последние в первую очередь сосредотачиваются на формировании и стабилизации знания на уровне взаимодействия, перспектива Фуко концентрируется на институциональных контекстах производства и интеграции знания, где субъект в основном определяется знанием и властью. Следовательно, «Социологический подход к познанию в дискурсе» можно также рассматривать как подход к решению ярко обсуждаемой микромакропроблемы в социологии.

Интересные факты о термине «дискурс»

Произношение этого слова допускает две разные вариации, и обе
они верны.

У позднелатинского слова «discursus», ставшего «прародителем»
рассматриваемого понятия, довольно древняя история, уходящая
корнями примерно в пятое столетие до нашей эры.

Тогда, на заре формирования основных философских течений,
значение этого термина ограничивалось довольно простыми смыслами –
«суета, мельтешение, круговорот, маневр,
беготня».

Однако со временем, по ходу развития философской мысли и
языковой деятельности, понятие дискурса обогатилось новыми
смысловыми оттенками.

Так, во времена древнегреческих мыслителей – особенно Платона и
Аристотеля (ок. IV в. до н.э.) – слово «discourse» использовалось
для обозначения таких понятий, как «рассуждение,
мышление» и «довод, аргумент».

И только гораздо позднее, после практики иносказательного
употребления в смысле «беседа, речь,
разговор, использование языка», это определение обрело свое
непосредственное значение, используемое по сей день в большинстве
современных языков.

Дискурс в лингвистике

Сегодня к теории дискурса добавились такие характеристики, как
оформленность мыслей, предположение/определение целей и адресата
информирования.

Выявлены новые закономерности, инициировавшие появление новых
понятий, и новые критерии для классификации.

Так, например, дискурсы могут различаться:

  1. по типам (личностная либо статусная ориентированность);
  2. по жанрам (беседа, монолог, рассказ, интервью, допрос, исповедь
    и т.д.);
  3. по способам передачи (устный/письменный);
  4. по стилям (научный, бытовой, литературный, официальный);
  5. по структуре (разнообразие дискурсивных единиц).

Что касается новых понятий, то одно из самых интересных –
«дискурсивное поле», под которым подразумевают
совмещение или смену ключевых понятий (интеллектуальных,
культурных, социальных) для решения какой-то задачи речевого
взаимодействия.

Обычно это явление имеет место при формировании (или же для
формирования) какого-либо дискурсивного сообщества.

  1. Первое – это подборка методов, некая совокупность всех подходов
    для анализа соотношения сил в рамках конкретного разговора, текста
    или речи.
  2. А второе – это изучение речи и/или языка членов
    дискурсивного сообщества с общими лингвистическими
    особенностями.

ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ МЫСЛИ

Как не стать жертвой тех, кто формирует сегодняшнюю “картину”?

“Добиться изменения реальности физической можно, только изменив виртуальную, медийную” (Даниил Дондурей). Чтобы стать автором своей жизни, станьте для начала автором своего информационного потока. Попробуйте отключиться от матрицы деструктивных убеждений. Хотите быть несчастными — делайте то, что делают другие несчастные люди: смотрите Их телевизор, заходите на Их сайты, пейте Их водку, курите Их сигареты — и “легкость выбора” тяжелой судьбы гарантирована. Если на входе в систему под названием “Человек” — дискурс тяжелой судьбы и нездоровый образ жизни, то и на выходе из этой системы могут быть: нездоровый образ мыслей, злоба, агрессия, ощущение беспомощности.

Регрессия — форма психологического приспособления в ситуации конфликта или тревоги, когда человек бессознательно прибегает к более ранним, менее зрелым и менее адекватным образцам поведения, которые кажутся ему гарантирующими защиту и безопасность.

Перспективы

Ниже приведены некоторые из конкретных теоретических перспектив и аналитических подходов, используемых в лингвистическом анализе дискурса:

  • Прикладная лингвистика, междисциплинарный подход к лингвистическому анализу
  • Когнитивная психология, изучение производства и понимания дискурса.
  • Анализ беседы
  • Критический анализ дискурса
  • Дискурсивная психология
  • Эмерджентная грамматика
  • Этнография коммуникации
  • Функциональная грамматика
  • Интерактивная социолингвистика
  • Опосредованная стилистика
  • Прагматика
  • Терапия, основанная на ответах (консультирование)
  • Риторика
  • Стилистика (лингвистика)
  • Подъязычный анализ
  • Tagmemics
  • Текстовая лингвистика
  • Вариационный анализ

Хотя эти подходы к ним поэтапно разделяют различные аспекты использования языка, все они рассматривают язык как социальное взаимодействие и имеют дело с социальными контекстами, в которые встроен дискурс.

Часто проводится различие между «локальными» структурами дискурса (такими как отношения между предложениями, предложениями и поворотами) и «глобальными» структурами, такими как общие темы и схематическая организация дискурсов и бесед. Например, многие типы дискурса начинаются с некоего глобального «резюме» в заголовках, заголовках, отведениях, тезисах и так далее.

Проблема для дискурсивного аналитика состоит в том, чтобы решить, когда конкретная функция соответствует требуемой спецификации. Многие лингвисты задают вопрос: «Существуют ли общие принципы, которые будут определять релевантность или характер спецификации?»

Виды и жанры дискурса

Учитывая разнообразие общества, классификация дискурсов затруднительна. Поэтому единой классификации нет.

Выделяют два вида дискурсов: персональный и институциональный.

Персональный дискурс

Он связан с обыденной жизнью человека, с его социальным положением, индивидуальным опытом, воспитанием, образованием, статусом. Мой текст или ответ на какой-то комментарий отражает не только мой профессиональный опыт, но и персональный, жизненный, черты характера, эмоциональное состояние. Всё это составляет персональный дискурс, который проявляется в тексте. Ещё в большей степени персональный дискурс влияет на непосредственную коммуникацию. Часто мы не понимаем друг друга, так как живём в пространстве разных дискурсов.

Институциональный дискурс

Этот вид связан со сферой общества, в рамках которой создаётся текст/сообщение. Сфер много, поэтому много и жанров институционального дискурса:

  • политический;
  • юридический;
  • военный;
  • педагогический;
  • научный;
  • литературный;
  • этнический;
  • религиозный;
  • спортивный и т. д.

Такие жанровые дискурсы возникают в рамках конкретной среды общения: тренер и спортсмен, учитель и ученик, врач и пациент и т. д. Но своеобразие жанров отражается и в тексте. Это может быть как устное сообщение, например, на конференции, митинге, собрании, так и письменный текст – статья, книга, новелла, обзор и др.

Выделяют ещё тональность дискурса. Он может быть доброжелательный или язвительный, обвиняющий или иронический. Тональность проявляется через средства передачи эмоций в тексте, через интонацию в устной речи, через слова с особой коннотацией.

Есть и ещё разные классификации, но, я думаю, этого достаточно, чтобы понять, что дискурс – это «язык в языке», это текст, как отражение бытия человека.

Чтобы лучше разобраться в теме, советую заглянуть в другие статьи, если вы, конечно, их не читали.

Понятие дискурса

Дискурс – это многозначный термин гуманитарных наук, в которых предмет исследования прямо или косвенно предполагает изучение функционирования языка – семиотики, литературоведения, лингвистики, этнологии, социологии, антропологии, философии.

Однозначного, общепризнанного определения понятия «дискурс», которое охватывало бы все случаи его использования, не существует, и возможно, это обусловливает широкую популярность этого термина в последние несколько десятилетий: различные понимания, связанные нетривиальными отношениями, достаточно успешно удовлетворяют разного рода понятийные потребности, модифицируя традиционные представления о диалоге, речи, стиле, тексте и даже языке. В 1999 году вышел сборник работ, посвященный французской школе анализа дискурса. Во вступительной статье к этой работе П. Серио приводит список из восьми различных пониманий. Также до сих пор не устоялось ударение в этом термине – чаще всего встречается ударение на втором слоге, однако ударение на первом слоге тоже не является редкостью.

Определение 2

С позиции современных подходов, дискурс –сложное коммуникативное явление, которое кроме текста включает и экстралингвистические факторы (мнения, знания о мире, цели адресата, установки), необходимые для понимания текста.

Наиболее отчетливо можно выделить три главных класса использования термина «дискурс», которые соотносятся с различными национальными традициями и вкладом конкретных авторов.

К первому классу относятся непосредственно лингвистические употребления термина дискурса. Исторически первым использование этого термина было в названии статьи американского лингвиста З. Харриса «Дискурс анализ», которая была опубликована в 1952 году. но в полной мере термин «дискурс» стал востребованным в лингвистике приблизительно через два десятилетия. Сами по себе собственно лингвистические употребления термина разнообразны, однако в целом прослеживаются попытки развития и уточнения традиционных понятий текста, речи и диалога.

Переход от понятия речи к термину «дискурс» связан со стремлением ввести в принадлежащее де Соссюру классическое противопоставление речи и языка третье понятие, являющееся парадоксальным образом и «более речевым», чем сама речь, и в то же время, в больше мере поддающееся изучению при помощи традиционных методов лингвистики. С одной стороны, дискурс понимается как речь, которая вписана в коммуникативную ситуацию и потому являющаяся категорией с более выраженным, по сравнению с речевой деятельностью индивида, социальным содержанием.

Замечание 1

По словам Н. Д. Арутюновой, дискурс – это речь, погруженная в жизнь.

С другой стороны, практика современного дискурсивного анализа связана с изучением закономерностей движения информации в рамках коммуникативной ситуации, которая осуществляется, в первую очередь, через обмен репликами. То есть описывается некоторая структура взаимодействия в диалоге, что продолжает структуралистскую линию, начало которой положил Харрис. Первый класс понимания понятия «дискурс» в основном представлен в англоязычной научной традиции.

Второй класс употребления этого термина восходит к французским последователям структурализма и постструктурализма, в частности, к М. Фуко. Позже это понимание частично было модифицировано М. Пешё. В последние годы этот термин вышел за границы науки и стал популярным в публицистике. За этим использованием термина просматривается стремление уточнить традиционные понятия стиля в наиболее широком значении и индивидуального языка (например, политический дискурс). Термин дискурс, понимаемый таким образом, описывает способ говорения и имеет определение чей или какой дискурс. Такое определение можно рассматривать как указание на коммуникативную особенность субъекта социального действия. Следует заметить, что этот субъект может быть индивидуальным, абстрактным, групповым.

Третье употребление термина прежде всего связано с именем немецкого социолога и философа Ю. Хабермаса. В данном употреблении дискурс – это особый идеальный вид коммуникации, который осуществляется в максимально возможном отстранении от традиций, социальной реальности, коммуникативной рутины, авторитета и т.д. и имеет своей целью критическое обсуждение и обоснование действий и взглядов участников процесса коммуникации.

Кроме того, термин «дискурс» может использоваться не только как родовой, но и относительно к конкретным образцам взаимодействия (например, «длительность данного дискурса составляет две минуты»).

Язык, речь, текст. А где здесь дискурс?

Один из коварных вопросов, которые я любила задавать студентам, звучал так: «Чем отличаются язык и речь?» Внятный ответ почти никто дать не мог, хотя понятия эти привычные, можно сказать, обыденные и с детства знакомые.

Так вот, язык – это система знаков и правил их объединения в осмысленные высказывания. А речь – это деятельность, в процессе которой рождаются эти высказывания и происходит передача информации. То есть язык – это инструмент, с помощью которого осуществляется речевая деятельность.

У любой деятельности есть продукт или результат. Таким продуктом речевой деятельности (устной или письменной) является высказывание/текст. А где же здесь дискурс?

Вот тут всё несколько сложнее. Содержание текста, его оформление, слова и выражения, в него входящие, могут быть разные. Характер, лексика, эмоциональная окраска сообщения зависит от множества факторов:

  • социальной ситуации общения;
  • сферы, в которой осуществляется речевая деятельность;
  • индивидуальных, в том числе и профессиональных, особенностей личности коммуникатора;
  • интенций — намерений автора высказывания/текста и т. д.

То есть с другом мы говорим иначе, чем с коллегами, на вечеринке не так, как на родительском собрании или в кабинете начальника. Этасвязь особенностей речевого сообщения с конкретной ситуацией, зависимость содержания и формы текста от внешних факторов и есть дискурс. По-другому дискурс – это речь, как отражение реальности автора, язык этой реальности.

Читая текст, мы можем понять тот дискурс, в котором он создавался, по характеру этого текста, терминам, выражениям и т. д.

Пример дискурса из жизни

Ориентаций, которые могут использоваться в самых разнообразных
контекстах – социальных, научных, исторических, философских,
культурных, психологических.

В этот набор входят не только слова и предложения, но и все
смысловые связи, вложенные в этот текст носителем языка.

Для примера возьмем одну из самых «заезженных» ассоциативных
цепочек – слово «роза».

  1. Если вы ботаник, то сразу же представите себе строение этого
    цветка или его корневую систему.
  2. Если вы флорист – представите красные розы на фоне белых лилий
    и нежной спаржи.
  3. Священнослужитель представит себе бесшипную белую розу,
    символизирующую непорочную чистоту Девы Марии.
  4. Политик тут же подумает про цветную революцию
  5. А историк – про Войну Роз в средневековой Англии.

Это их дискурс, дискурс «специалистов».

Но допустим, вы никакой не специалист, а просто
среднестатистический обыватель. Что вы подумаете, что
представите?

Возможно, это:

  1. «О, надо не забыть купить Наташе розы на Валентинов день, она
    их любит»;
  2. «Кстати, не забыть бы взять у соседа по даче черенки тех чУдных
    роз, которые растут у него в саду»;
  3. «Помню, какая-то эстрадная дива довольно долго что-то пела про
    алые розы»;
  4. «Говорят, черных роз не бывает, а их полным-полно в каждом
    магазине цветов»;
  5. «Маринка назвала дочку Розой, надо же! Кто сейчас такие имена
    выбирает?»…

И этот самый дискурс напрямую зависит от особенностей вашего
индивидуального контекста – лингвистического, социального,
психологического, культурного и т.д.

Понятно, что определение дискурса будет меняться со временем,
как и значение любых терминов. Это зависит от «динамичности» языка,
условий его развития, трансформации и, конечно, эволюции
человеческой коммуникации – как в философском плане, так и в
политическом.

И для таких перспектив есть немало оснований, потому что по ходу
истории сложились целые школы, которые изучали теорию
дискурса.

В их числе:

  1. французская структурно-семиологическая;
  2. германская лингвистическая;
  3. голландская когнитивно-прагматическая;
  4. английская логико-аналитическая;
  5. социолингвистическая.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий