Введение
«Похороните меня за плинтусом» — нашумевший фильм о трудном детстве ребенка, снятый по автобиографической повести Павла Санаева. Кинокартина затрагивает немало психологических проблем, но главной является семейный конфликт, центром которого является восьмилетний мальчик Саша Савельев. «Похороните меня за плинтусом» — это жизненная драма о несбывшихся мечтах и упущенных возможностях.Повествование ведется непосредственно от лица мальчика, но центральное место в произведении занимает фигура бабушки Нины Антоновны.
Саша с 4-х лет вынужден жить с деспотичной бабушкой, поскольку он очень болен и нуждается в особом уходе. Нина Антоновна часто бранит внука, осыпая его различного рода проклятьями, но при этом окружает его чрезмерной заботой о его здоровье. Образ бабушки для мальчика выступаетчем-то отталкивающим и вызывающим страх, а спасением служат редкие свидания с матерью, с которой он не может жить на постоянной основе.
Почему же бабушка вытесняет агрессию на домочадцах? Возможно, обида на весь мири нелегкая судьба виной этому… Брак Нины Антоновны с дедушкой Саши Семеном Михайловичем был скоропостижным и не основанным на крепких любовных связях: дедушка тогда работал в МХАТе, и приехал в Киев на гастроли, где повстречал Нину Антоновну. Женился он на спор, а Нина Антоновна повелась на привлекательную внешность партнера и его положение: она хотела примкнуть к театральной элите и выбраться из Киева. Таким образом, она видела в Семене Михайловиче спасательный круг, но ее надежды не оправдались: муж все время был на концертах, не уделяя должного внимания супруге. Серьезным ударом для Нины стала смерть первого сына Алешеньки во время войны, которого она горячо любила. Позже на свет появилась дочь Оля, но она не стала утешением для Нины Антоновны, поскольку не оправдала ожиданий матери. Нередко браня в детстве Олю, она воспитала в ней комплексы, что позже отразилось на ее поведении: девочка всегда боялась матери и стремилась побыстрее освободиться от ее гнета, как следствие тому- неудачный и распавшийся брак, от которого появился Саша. Отношения между матерью и дочерью до конца произведения крайне напряженные, поскольку бабушка не намерена отдавать внука дочери, а Оля не теряет надежды вернуть сына обратно.
Чтобы реализовать свой потенциал, Нина Антоновна берется за внука, окружая его чрезмерной опекой. У Саши нет друзей, он вечно болен разными болезнями, а покупка мороженого является поистине праздником для ребенка.
Конец произведения трагичен: Нина Антоновна умирает после очередной ссоры с дочерью. Саша возвращается к матери и отчиму. Несмотря на то, что бабушка была в семье деспотом и тираном, накаляя отношения в семье и делая жизнь окружающих невыносимой, и дочь, и муж Семен Михайлович плачут на похоронах.
10 стр., 4797 слов
Бабушки и дедушки и их роль в социальном развитии ребенка
… укачивала, пела колыбельные песни, играла, напевая потягушки, пестушки, учила ходить, говорить. Бабушка присматривала за подросшими внуками, следила, чтобы они были накормлены, одеты, здоровы, не убегали далеко … считали, что они, несмотря на физическую слабость, являются хорошими помощниками. “Баба, бабушка, золотая сударушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стережешь”, – говорит …
В своей книге Павел Санаевмастерски передал быт советского времени, атмосферу, царившую в семье Савельевых и мир, каким видит его мальчик.Он также обличил мир взрослых с его трагизмом и проблемами, непонятными сознанию ребенка.
Мотивация героя
Для того, чтобы понять, какие силы движут поступками героя, обратимся к теории мотивации А.Маслоу.Абрахам Маслоу был основателем гуманистической психологии, поскольку одним из первых стал изучать психическое здоровье индивида, его ценности и способность к самоактуализации, воспринимая человека как структуру, готовую к самосовершенствованию, а не что-то заведомо данное. Согласно теории мотивации, индивид не может перейти к высшей стадии (самоактуализации) пока не удовлетворит потребности низшего уровня. На какой стадии находится Саша Савельев?
Несмотря на то, что Нина Антоновна всячески опекает внука, окружая его чрезмерной опекой о здоровье, мальчик не чувствует себя в безопасности, поскольку боится собственной бабушки. Однако потребность в безопасности может быть удовлетворена, если ребенок находится наедине с матерью, поскольку, как отмечает Саша, с ней он «ничего не боится». Потребность в любви и принадлежности также удовлетворяется в обществе мамы, ребенку приятны ее объятия, он и сам хочет отдавать любовь, в то время как с бабушкой, он чувствует лишь холод, ему неприятны бабушкины поцелуи, он сравнивает их с чем-то «неприятным и мокрым». Из разного отношения к бабушке и к маме видно, почему Саша убежал в своем время из дома: он хотел освободиться от тяжелого бремени опекунства и стремился побыстрее увидеться с мамой.
Также проанализируем частые мысли о смерти. Герою постоянно внушали, что он самый больной из всех детей, что он скоро покинет этот свет, поэтому, живя в такой атмосфере, мальчик неоднократно задумывался о собственных похоронах. У него была навязчивая идея, чтобы его похоронили за маминым плинтусом, ведь так он даже после смерти мог быть поближе к матери, удовлетворяя потребности в безопасности и любви.
Согласно теории, неудивительно, почему мальчик не был самым талантливым из своих сверстников, почему не занимался споротом или не ездил на мотоциклах, как показывали по телевизору, ведь потребности низшего уровня не были удовлетворены. Нездоровые межличностные отношения с бабушкой не могли удовлетворить потребности в любви, самоуважении и безопасности, а посему не могли приблизить мальчика к психологическому здоровью, что препятствовало самоактуализации.
Рассмотрим альтруистическую мотивацию героя, когда он сбегает из дома. Саша объясняет свой поступок тем, что он хотел «спасти маму», поэтому берет деньги из копилки для нее. Это действо можно объяснить, основываясь на биологическом подходе Дж.Раштона, который предполагает, что индивид отбирает генетически схожих людей для помощи. Это альтруистическое поведение подкреплено эгоистическими началами, поскольку альтруизм полезен для выживания вида (Саша надеется, что однажды вернется к матери).
8 стр., 3751 слов
Теория личности Зигмунда Фрейда 2
… содержанием «Сверх-Я». В процессе идентификации у детей формируется также Эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек), то есть комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает …
Анализ повести
«Похороните мня под плинтусом» – это новый современный жанр – «неприятная» литература. Читается легко, а после прочтения остается странное послевкусие и такое ощущение, что сильно испачкался. Но вместе с тем произведение щемяще лирическое. Каждая строчка пропитана детским страхом, неуверенностью и отчаянным желанием любви и внимания.
Структурно повесть состоит из 11-ти отдельных историй, которые автор писал еще будучи школьником, а затем отредактировал и свел воедино. В последующем книга была дополнена тремя неизданными рассказами: «На ленточки», «Скорост_» и «Сбылась мечта идиотика». По сути перед нами рассказ об аномалии манипулирования близкими.
Написанное Санаевым настолько автобиографично, что искать параллели в образах не приходится:
- Главный персонаж, от имени которого ведется повествование, 9-летний Саша – это сам автор, который в детстве постоянно болел и очень нуждался в родительской любви и опеке.
- Прототип его мамы Ольги Савельевой – мать Павла, актриса Елена Санаева. После развода с первым мужем женщина на 7 лет оставила сына на попечение своих родителей.
- Бабушка с дедом – чета Саневых: легендарный киноактер и человек огромного обаяния Всеволод Санаев и любовь всей его жизни, эмоциональная и одухотворенная Лидочка (урожденная Гончаренко). Длительная тяжелая болезнь жены – депрессии, мания преследования и в итоге склероз головного мозга – сильно осложняли обстановку в их семье.
- В образ отчима Саши, который впоследствии оказался отнюдь не жутким «карликом», а хорошим дядей Толей, с глубоким уважением и любовью автор изобразил Ролана Быкова. Отдавая долг этому талантливому и понимающему человеку, подчеркивая его роль в своей жизни, Санаев написал другую книгу – «Хроники Раздолбая». Ее можно считать как отдельным произведением, так и продолжением первой повести.
История создания произведения «Похороните меня за плинтусом»
В сочинении 26-летнего Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» есть посвящение: Ролану Быкову. В далеких 1970-х известный российский актер, режиссер и общественный деятель женился на актрисе Елене Санаевой и стал 5-летнему Паше отчимом. Человек неистовый и энергичный — «бурный фонтан», как вспоминает о Ролан Антоновиче пасынок — поначалу его просто-напросто пугал своей неординарностью. Но по мере сближения он окружил паренька любовью и стал ему лучшим другом.
Быков был пронзительно мудр в воспитании. Ребенком он снял Пашку в своем фильме «Чучело», позже помог определиться с профессией. Всеми любимый Народный артист СССР сподвиг повзрослевшего Санаева оформить в литературную форму свое детское восприятие мира взрослых и понимание семейных ценностей. Предложение писать было своего рода воспитательным моментом. Чтобы отвлечь Павла Владимировича от скучного занятия кинопереводами и видеопиратства, которым в 1990-е зарабатывали многие ВГИКовцы.
«Чёрный лебедь» (2010)
Мама: «Я бросила карьеру, чтобы растить тебя».
Нина Сейерс, 28-летняя балерина, живет с мамой, в прошлом тоже балериной. Мама готовит Нине завтрак, следит за ее здоровьем и фигурой, подстригает ногти, без спроса входит в комнату и в курсе всех дел дочери. Комната Нины больше похожа на детскую — розовые стены, плюшевые игрушки. Девушка каждый день утром уезжает на репетиции, вечером возвращается. Ни друзей, ни развлечений.
Старательной Нине выпал шанс сыграть главную роль в балете «Лебединое озеро» — Черного лебедя. Но она слишком сдержанна и скованна. Режиссер Тома Леруа (Венсан Кассель) пока видит в ней идеального Белого лебедя и пытается пробудить в Нине спонтанность и сексуальность. В девушке начинается внутренняя борьба — между той стороной, которую она привыкла показывать, и темной, никому, даже самой Нине, неведомой — агрессивной, спонтанной, сексуальной.
Натали Портман, сыгравшая Нину, получила за эту роль свой первый Оскар.
Смысл названия
В картине “Похороните меня за плинтусом” речь идет о несчастном ребенке, который в собственной семье постоянно подвергался психологическому насилию. Доведенный тиранией бабушки до отчаяния, он и произнес эту фразу. Ее смысл заключается в том, что Саша безмерно устал – он не видел никакого выхода из страшной ситуации. Точнее, выход, по его мнению, был только один – смерть.
Есть и другая, несколько специфическая трактовка названия картины. Скрытый смысл этой фразы таков: мертвый таракан лежит за плинтусом, и никто его не трогает. К примеру, в Одессе говорят так: “Похорони его за плинтусом”. Фраза означает несогласие принимать участие в разборках между третьими лицами (Саша же в фильме был неким плацдармом борьбы бабушки и мамы). В этом контексте суть слов “Похороните меня за плинтусом” означает следующее: забудьте обо мне, как о мертвом таракане за плинтусом – я здесь, но меня здесь нет.
Оригинальный юмор Павла Санаева
Эта история была великолепно рассказана автором книги Павлом Санаевым – с юмором, который поднимает автора и вместе с ним зрителя – пассажира авторского ковчега – над болезнетворной бактерией под названием «неумело созданная людьми действительность для других людей».
И мы в свободном полёте можем наблюдать и смеяться над бабушкой и вообще над миром, благо нам помогают в этом свежие от маразма, усталости и жестокости, мистики и соглашательства глаза автора-ребёнка.
Профессиональный подход съемочной группы
Автор создал потрясающий (действительно) коллаж из документального трагизма и поэтического юмора. Многочисленные отзывы зрителей повторяют два основных факта – фильм потрясает и фильм соответствует книге. На этом фоне никто даже не обсуждает режиссуру, игру актёров, ещё какие-то детали, которые зависят от съёмочной группы, авторов и производителей фильма.
Тихо включить освещение в нужном месте, и чтобы их не было видно, чтобы зритель мог спокойно воспринять смысл. Наверное, в таких проектах приятно работать, работать с чем-то, что больше, чем ты, наконец-то больше.
Глобальные вопросы в не глобальном фильме
Здесь поднимаются главные вопросы всех поколений – что делать с моральным и физическим насилием, и с насилием любого другого рода, которое передаётся нашим обществом по цепочке, и от которого многим из нас так трудно бывает избавиться. Насилие, которым многие из нас, в частности, рождены.
В каждой конкретной ситуации, которая происходит на этой планете, каждый насильник по-своему объясняет то, что он делает, придумывает свою причину – и ведь она всегда у него есть. Как прекратить эту цепочку никто сказать не может: одни просто это делают, остальные живут в собственном сне.
Но если вы хотя бы посмотрите этот фильм, то это уже будет участием в изменении информационной атмосферы в лучшую сторону.
Также по книге поставлен театром «Балтийский Дом» и показывается признанный публикой спектакль.
Фильм «Похороните меня за плинтусом» смотреть онлайн:
Последние статьи на сайте
- История астрономии: История ранних веков
- Рождество, Новый год, Йоль: история праздника
- Почему ведьмы мучаются перед смертью?
- Приготовление элитного алкоголя в домашних условиях
- Хождение босиком соединяет вас с энергией Земли и….. исцеляет! Попробуйте!
Похожие материалы
- Описание фильма «Особняк Красная Роза»
- Паранормальные способности: особенности и методики их развития
- Описание фильма Лес призраков (2016)
- Обзор «Легенда Хью Гласса»
- Описание фильма Готика (2003)
«Притворство» (2019)
Мама: «Ты должна понять только то, что на мужчин нельзя полагаться. Да и ни на кого нельзя. Только на маму».
История любви матери и дочери в этом сериале кажется настолько жуткой, что думаешь, что в жизни такого быть не может, это все выдумка режиссера. Пока не узнаешь, что фильм основан на реальных событиях.
Мама Ди Ди и ее больная дочь Джипси Роуз переехали в новый дом, построенный для них благотворительной организацией в небольшом городке штата Миссури. Джипси передвигается в инвалидной коляске, питается через трубку, принимает множество лекарств и страдает от всех болезней на свете. Мама стрижет свою дочку наголо и наряжает в платья принцесс. Сколько точно лет Джипси, никто не знает, даже сама девочка. На вид не больше 13, по словам матери — 15, по документам, которые находит Джипси, — 19. По ходу фильма выясняется, что Джипси умеет ходить, у нее нет аллергии на сахар, которой ее так пугает мать, и все ее диагнозы основаны на словах матери, а настоящая медицинская история все время теряется. Живут они на средства благотворительных фондов.Проблемы в отношениях матери и дочери начинаются тогда, когда Ди Ди запрещает Джипси взрослеть, а той безумно хочется любви прекрасного принца.
Реальная история Джипси получила огласку после того, как она убила свою мать в 2015 году. Выяснилось, что Джипси была здорова, но всю жизнь подвергалась физическому и психологическому насилию со стороны матери. По Джипси, мать била ее плечиками для одежды и приковывала к кровати. Сейчас девушка, которая была осуждена на 10 лет, отбывает тюремный срок. В 2024 году она получит право на условно-досрочное освобождение, Джипси будет 32 года.
Объяснение концовки
Смысл концовки фильма “Похороните меня за плинтусом” лежит на поверхности.
Ближе к концу фильма мама, несмотря на бабушкины запреты, проникла в квартиру, когда там, кроме Саши, больше никого не было, и увезла мальчика к себе. Он остался жить с мамой и отчимом.
В финале фильма “Похороните меня за плинтусом” Нина Антоновна пришла к дочери со скандалом, но забрать внука ей не удалось. С ней случился сердечный приступ, и она скончалась.
Заканчивается картина похоронами бабушки. А потом Сашенька, бросив ком земли на ее могилу, рассказывает маме, в какой книге Нина Антоновна хранила деньги…
Однако не все так радужно. Заполучив сына обратно, мать Саши стала проявлять черты той, с кем боролась все эти годы.
«Взаперти» (2020)
Мама: «Никто во всей Вселенной не любит тебя больше меня. Я делаю все только для тебя»
Еще один фильм, в котором материнская любовь не знает границ — в пугающем смысле. Диана Шерман в исполнении Сары Полсон одна растит свою 17-летнюю дочь Хлою (Кира Аллен). Вся жизнь девушки под контролем матери, и это вполне объяснимо: девушка прикована к инвалидному креслу, у нее астма, сахарный диабет и избыток железа в организме, аллергия. Хлоя по расписанию принимает таблетки и нуждается в уходе. Но девушка со временем учится справляться сама со своей жизнью и мечтает поступить в Вашингтонский университет.
Мать видит, что ее дочка становится самостоятельной и больше не нуждается в ней, и это ее очень тревожит. Хлоя тем временем обнаруживает, что таблетки, которые она принимает, выписаны на имя ее матери Дианы. И начинает подозревать, что мама что-то скрывает. По ходу фильма девушка раскрывает тайну Дианы и узнает, что когда-то она, Хлоя, могла ходить.
Фильм о матери, которая, однажды потеряв ребенка, так боится потерять его снова, что готова буквально приковать его к себе. «Мама, я в тебе не нуждаюсь». — «Будешь», — так выглядит диалог дочки и мамы. Диана стремится сохранить все, как было раньше, пусть даже пожертвовав здоровьем и счастьем Хлои. Но у 17-летней девушки хватает сил и мужества отстоять свое право на жизнь и свободу. Правда, простить свою мать Хлоя не сможет и выберет путь мести.
Все умрут, а я останусь (2008)
Рейтинг: КиноПоиск – 5,7, IMDb – 6,5
Жизнь – штука непростая, особенно в четырнадцатилетнем возрасте. Подростки, которых одолевают внутренние переживания и комплексы, вынуждены вести борьбу еще и с внешней средой. Иногда окружающая их действительность оказывается слишком жестокой, а их поступки – слишком переполненными юношеским максимализмом. Это история трех девятиклассниц – Кати, Вики и Жанны – самых обычных девчонок, живущих в спальном районе столицы. Они узнают, что на выходных их ждет первая дискотека в новом учебном году и, естественно, с нетерпением ожидают этого события и готовятся. Но одна из подруг нахамила учителю, и мероприятие может быть отменено…
Похожие фильмы
Несколько фильмов, похожих по смыслу на “Похороните меня за плинтусом”:
- “Волчок” (Россия, 2009 г). Шестилетняя девочка живет с матерью в глухой российской глубинке. Матери-алкоголичке она не нужна, но девочка все равно любит ее.
- “Кука” (Россия, 2007 г). Куке 6 лет, Лене – 38. Они обе чудовищно одиноки и несчастны. Однажды они встретятся, но неизвестно, кто из них кому нужен больше.
- “Нелюбовь” (Россия, 2017 г). Женя и Борис воспитывают сына Алешу и собираются разводиться. Пытаясь разобраться, что в их жизни не так, они совершенно забывают о ребенке – и однажды он уходит от них.
- “Итальянец” (Россия, 2005 г). Шестилетний Ваня воспитывался в детском доме. Однажды в него влюбилась пара из Италии – очарованные умом и серьезностью мальчика, они захотели забрать его с собой. Однако, Ваня очень хочет найти родную мать.
Автор статьи
Серафима Вишняк Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.
Отличная статья!10Нет…
О чем книга «Похороните меня за плинтусом»
Саша Савельев, чахлый и болезненный внучок Нины Антоновны и Семена Михайловича, живет с ними с четырехлетнего возраста. Ольга повесила физически и психически нестабильного сына «крестягой» на шею своих родителей, а сама отправилась обустраивать личную жизнь. Когда отношения с Толей — «карликом-кровопийцей», как образно называет теща нового зятя — наладились, мать хочет забрать сына к себе. Но не тут то было.
Властная и не совсем здоровая «на голову» Нина Антоновна считает свою дочь беспутной и никчемной. Она прозвала Ольгу Чумочкой (от слова «бубонная чума») и разрешает приходить к сыну не чаще двух раз в месяц. Бабушка убеждена, что только сама сможет сделать из Сашульчика человека, и окружает его странной заботой и до патологии извращенной любовью.
Муж-подкаблучник ей не перечит, ограничивается тем, что из поездок привозит внуку подарки. Мальчик живет в атмосфере постоянных семейных скандалов и споров, что накладывает неизгладимый отпечаток на формирование характера и становление его личности.
Проблематика и смысл художественного произведения
Сочинение Павла Санаева затрагивает вопросы взаимоотношения поколений. Но автор отходит от привычных штампов и классического видения проблемы «отцов и детей». Муссируемая им тема взросления мальчика, находящегося в неблагоприятной семейной обстановке, будто переворачивается с ног на голову, приобретая характер советской бытовой чернухи. Это гиперболизированная и сюрреалистическая история о любви, которая бывает настолько иррациональной и безумной, что способна убить, искалечить, нанести неизгладимую душевную рану, оставить отпечаток на всю дальнейшую жизнь. Что по сути происходит у Савельевых? Ребенок любит каждого взрослого по-своему, но не понимает их любви к себе. Все любят друг друга, но не всегда могут взаимодействовать. И тогда любовь обращается в кривое зеркало, отражающее конфликт поколений во всем его «великолепии».
Русалка (2007)
Рейтинг: КиноПоиск – 7,1, IMDb – 7,3
Есть люди, которых принято называть хроническими неудачниками, и Алиса – одна из них. Ей повезло лишь в одном – она может вести разговоры с морем и влиять на события, происходящие в мире. После того, как ей исполняется 18 лет, она, как многие ее сверстницы, решает переехать в столицу. Москва встречает ее чередой неприятностей и первой в ее жизни влюбленностью. Чувства, к сожалению, оказываются безответными. Благодаря своим волшебным способностям, она хочет добиться взаимности, и, неожиданно для себя самой желает своему возлюбленному смерти. Девушка вдруг понимает, что ее желание, загаданное сгоряча, исполнится. Единственное, чего она теперь хочет – чтобы он жил, и ради этого она готова пожертвовать даже своей жизнью.
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
«Разжимая кулаки» (2020)
Ада: «Я хочу стать целой».
Фильм режиссера Киры Коваленко вышел в прокат в сентябре 2021 года. На Каннском фестивале, где состоялась его премьера, получил Гран-при конкурса авторского кино «Особый взгляд». Кинокартина вошла в лонг-лист премии «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
Действие происходит в маленьком шахтерском городке в Северной Осетии. Главную героиню Аду и ее братьев воспитывает отец Заур. Воспитывает строго. Ада по настоянию отца не учится, работает в магазине, а в свободное время ждет на остановке маршрутку. В этой маршрутке однажды приедет ее старший брат Аким, уехавший в Ростов на заработки. Аким должен помочь сестре сбежать из-под опеки отца. Ада после несчастного случая страдает недержанием и все время ходит в памперсах, поэтому она хочет, чтобы брат отвез ее в больницу. Девушка надеется, что ее вылечат в городе, но отец не отдает ей паспорт: то ли опасается, что «залечат», как мать, то ли боится на старости лет остаться одиноким и никому не нужным.
В конце фильма Ада получает свободу, но по пути в город сама выбрасывает сумку с паспортом. Испугалась свободы? Пожалела отца? Финал остается открытым.
Материалы по теме:
Родители-вредители: как взрослые препятствуют успеху детей
Смысл фильма
Центром картины “Похороните меня за плинтусом” является взаимоотношения бабушки Нины, ее дочери и Сашеньки. На первый взгляд кажется, что бабушка однозначно плохая, мама – однозначно хорошая, а Саша – классическая жертва ситуации.
Однако с бабушкой не все так просто. В прошлом она потеряла ребенка, а с мужем у нее были очень невыстроенные отношения. Для него она была не женой, а скорее партнером – кем-то вроде главбуха на фирме: вроде бы и пора его уволить, но без него все развалится – на нем “завязаны” все дела компании, и он обладает колоссальным опытом.
Кадр из фильма.
Однако, эмоциональной связи между супругами не было – а ведь она очень важна, особенно для человека с таким истероидным характером, как Нина Антоновна.
Бабушка любит шоу. Ей нужен концерт, эмоции – зритель, в конце концов. В качестве зрителя она изначально выбрала дочь, Ольгу. Но жить с такой матерью, естественно, невозможно, и Ольга сбежала от нее замуж.
Сама Ольга – персонаж достаточно инфантильный. С одной стороны, она скучает по Саше, мечтает забрать его к себе и вроде бы любит. Но смысл всех ее действий не в любви – многие зрители в своих разборах отметили, что она просто мучается чувством вины. А также – на конкуренции со своей матерью. Она хочет доказать Нине Антоновне, что она не такая уж и плохая, как та о ней думает.
Константин Воробьёв в роли пьяницы Толика, Мария Шукшина в роли Ольги, мамы Саши. Кадр из фильма.
Страдая от нехватки любви, бабушка пытается привязать к себе эмоционально хоть кого-нибудь. И ее жертвой становится маленький Саша. Она внушает ему мысль, что он насквозь больной, что он урод, что он ходячее недоразумение. Она утверждает, что он никогда никому не будет нужен. Никому, кроме нее.
Все это она говорит с конкретной целью – удержать, привязать к себе. Она ведь прекрасно понимает, что еще немного, и мальчик подрастет, а значит – убежит от нее, как и его мать. Поэтому она внушает ему еще и чувство вины – ведь именно она ухаживает за ним, больным и убогим; она жертвует ради него всем, она отдала ему всю себя.
В чем-то бабушка все-таки была права. Саша оказался не нужен родной матери. Огромное значение здесь имеет мизансцена на похоронах Нины Антоновны
Саша прильнул к матери, но та повела себя с ним достаточно холодно. Мальчик почувствовал это, и, прекрасно понимая, как он может привлечь к себе ее внимание, сказал, что знает, где бабушка хранила все свои деньги. Уловка сработала
Холодность Ольги понять можно: пока Саша жил у матери, он был ей интересен – ведь всеми неприятными процедурами, связанными с его здоровьем, занималась именно Нина Антоновна. Мать была для Ольги козлом отпущения. Но когда ее не стало, Ольга поняла, что теперь заботиться о Саше придется ей… Как она будет относиться к нему? Примерно так же, как бабушка.
Так о чем же картина? Суть фильма максимально проста: цените, что имеете. Ценить нужно и своих родителей, и крышу над головой. А еще нужно постоянно помнить о Саше Савельеве. Ведь он встречается не только в этом фильме и картинах со схожей идеей. Саши Савельевы живут во многих семьях постсоветского пространства – это воплощение ребенка, отчаянно ищущего материнскую любовь.
Кадр из фильма.
Чему учит книга «Похороните меня за плинтусом»
При дебютном издании «Похороните меня за плинтусом» редактор-составитель И. Клех включил повесть в серию «Современная библиотека для чтения». Книга адресована широкому кругу читателей и, по мнению многих, учит любить и понимать близких. От других сочинений на тему отношения к ребенку в семье и обществе, опубликованных в последние годы (за авторством А. Сергеева, Д. Галковского, Р. Гальего) книга отличается гиперболическим юмором и лиричностью. Автор гомерически смешно и изощренно зло пародирует саму идею «счастливого советского детства».
К сожалению, Всеволод и Лидия Санаевы не оставили отзыва о том, что написал их внук. Они ушли из жизни, с разницей в несколько месяцев, до того, как повесть была опубликована в печати. Сам же автор однажды признался, что никогда бы не смог издать свое сочинение при жизни бабушки. В интервью Санаев не раз просил не делать акцента на документальной автобиографичности повествования. Писатель заявляет, что созданное им литературное произведение – «психотерапия по работе с собственным прошлым и детскими обидами».
Трансформация героя на протяжении событий фильма
Чтобы посмотреть на трансформацию героя в течение кинокартины, обратимся к теории бихевиоризма, которая тесно связана с именами Д. Уотсона и Э. Торндайка. Согласно этой теории, поведение человека формируется под влиянием внешней среды по формуле: стимул-реакция. Позже была добавлена переменная, вмещающая в себя ценности, нравственные установки, опыт индивида.
Помимо того, что Саша стал более замкнутым и инертным ввиду влияния бабушки (где бабушка – внешняя среда), мальчик привил себе вредные привычки. Например, наслушавшись нецензурных высказываний Нины Антоновны, которых она не стесняется в присутствии родных, Саша стал использовать подобные выражения и в своем лексиконе.Это также можно связать с когнитивной теорией динамики мотивации, согласно которой человек стремится к соответствию информационных потоков. Мальчик понимает, что нецензурные слова –это «плохо» (ведь он использует их по назначению, чтобы высказать свое недовольство), но, видя, как бранится бабушка, Саша перенимает вредные слова от нее, тем самым, снижая уровень когнитивного диссонанса и убеждая себя, что материться есть норма, ведь так делает бабушка.
Действия фильма протекают всего за пару дней, поэтому значительных изменений герой не терпит.
«Мой сын для меня» (2006)
Мама: «Ну, и что ты выбираешь? Что для тебя важнее: футбол с друзьями или бассейн с твоей матерью?»
Фильм об обычной, внешне благополучной французской семье, в которой разыгрывается настоящая драма. Отец — ученый — все дни проводит на работе и не касается домашнего быта и детей. Подросшая дочь поступила в университет и готовится покинуть родительский дом. У стареющей матери-домохозяйки остается одна отдушина — 12-летний сын Жульен, который вот-вот повзрослеет.
Неизбежное взросление сына буквально сводит мать в исполнении актрисы Натали Бэй с ума. По мере того, как Жульен совершает робкие самостоятельные поступки, его мама, кажется, совсем теряет рассудок. Она заставляет сына обнажиться перед ней, потому что она мыла его в детстве и все видела, запрещает бриться, отвешивает пощечину при одноклассниках, настаивает, чтобы он ходил с ней в бассейн вместо футбола с друзьями.
Мальчик не находит защиты у отца, а сестра и бабушка, которые любят Жульена, слишком слабы и бесправны, чтобы отстоять ребенка. Все, что может сделать 12-летний Жульен, — это плакать по ночам и перестать есть. Однажды он позвонит в полицию и расскажет, что его избивают, но потом испугается и откажется от своих слов. Будут еще попытки защитить себя. В конце концов, мать за все простит, но повесит на комнате мальчика замок, который можно будет открыть только с ее ведома.
Объяснение концовки «Похороните меня за плинтусом»
В заключительной главе художественного произведения тяжба между матерью и дочерью за Сашульчика заканчивается со смертью Нины Антоновны. Но слова, сказанные сыном над телом бабушки, пронзают Ольгу: монстр вырос… Саша понял, что у бабушки жизнь стала прошлым, а его жизнью должно стать счастье. Так ребенок определил для себя наконец-то ставшее возможным воссоединение с любимой Чумочкой.
Он плакал, просил у мамы прощения. Но больше всего мальчика беспокоила мысль, что все кончится, потому что он никогда не поправится. Смысл концовки состоит в констатации того, что психика Саши навсегда травмирована странной бабушкиной любовью, ее словесными «комбинациями» и неадекватным поведением. Также финал истории проливает свет на домашнее тиранство, возведенное в мученичество. Как только дракон теряет власть, он умирает.