Этикет в работе психолога

Вынужденная госпитализация и профессиональная этика

По сути, самоопределение человека является конституционно гарантированным правом и руководящим принципом медицинской этики.

Принудительная госпитализация – это серьезное вмешательство в основные права человека. Чтобы оправдать принудительную меру, помимо точного соблюдения требований законодательства, в каждом отдельном случае требуется тщательное этическое рассмотрение.

Хотя в соответствии с действующим законодательством психотерапевты сами не проводят принудительную госпитализацию, и прием в конечном итоге организует врач, каждый должен задать себе следующие вопросы, прежде чем обращаться к врачу:

  • Для кого ситуация проблема?
  • Есть ли риск для себя и/или других?
  • Чего нужно добиться при принудительной госпитализации?
  • Подходит ли принудительная госпитализация для достижения желаемых целей?
  • Является ли недобровольная госпитализация абсолютно необходимой в интересах соответствующего лица или она несоразмерна?
  • Все менее радикальные меры уже были безуспешно реализованы или их пригодность проверена?

Каждый психолог неизбежно сталкивается с этическими вопросами, проблемами и дилеммами, на которые нет эмпирически подтвержденных ответов, поскольку этика касается нормативных, ценностных вопросов, выходящих за рамки чисто описательного, эмпирического уровня.

Это делает этические размышления, практику этической аргументации, основанной на тематических исследованиях и обсуждениях в группе с другими коллегами, еще более важными. Таким образом, этические принципы и обсуждение случаев являются частью курса психотерапии и должны проводиться квалифицированными специалистами. Однако этические навыки не являются обязательными, но необходимы для хорошей работы.

Принцип ответственности, честности и компетентности.

Тот случай когда человек позиционирует себя как психолог, но его психологические знания приобретены житейским путем или получены на курсах/тренингах. А базовое психологическое образование – отсутствует. Нет ничего зазорного в том, чтобы говорить о том, что вы только получаете образование. Но вводить в заблуждение клиентов- недопустимо.

подмена терминов

Многие мои коллеги-психологи позиционируют себя на визитках или в соц.сетях в качестве психотерапевтов. Вроде звучит как-то солиднее. Это нарушение этики, поскольку согласно российскому законодательству психотерапевт-это врач, т.е. лицо с мед.образованием. Сейчас ведется работа по выведению этой специальности из области медицины и приведения терминологии к международным стандартам, но пока факт остается фактом, мы – психологи.

удержание клиента в терапии

Если психолог видит, что его действия не приводят к улучшению состояния клиента или ухудшают его, но не перенаправляет к другому специалисту (коллеге, психотерапевту, психиатру).

 нарушение автономности

Одним из проявлений является ситуация, когда вас просят порекомендовать коллегу и вы рекомендуете своего знакомого. Тем самым вы не оставляете выбор клиенту. В данном случае необходимо порекомендовать не менее трех специалистов.

Еще один пример: просьба оставить отзыв о работе. Отношения с психологом всегда значимы для клиента. Из-за страха потерять значимые отношения, в виду своей признательности или неумения защищать свои границы клиент не всегда может отказать, даже если не желает размещать свой отзыв.

Этические принципы работы психолога

Есть главные правила психолога, от которых ни один специалист, дорожащий репутацией, не станет уходить:

У каждого пациента есть права и чувство собственного достоинства. Нужно относиться толерантно к образу жизни, чувствам, мировоззрению человека, не нарушать его границ, не навязывать свое мнение и убеждения.

. Все, о чем говорится в кабинете или на приеме онлайн, остается в тайне. Недопустимо разглашение без согласия – это принцип конфиденциальности психолога. Запись приема, использование информации в кейсах, публикация истории клиента в СМИ или соцсетях, возможна только с согласия человека, лучше письменного, для избежания юридических проблем.  Также оговаривается поведение при встрече вне приема. Например, может ли психолог, при посторонних людях, здороваться с клиентом или нет.  Есть исключения, о которых психолог предупреждает заранее. Случаи, из-за которых специалист может нарушить молчание: риск самоубийства клиента, тяжкие преступления, психические заболевания, насилие над несовершеннолетними, запрос прокуратуры или суда о посещении и сути сеанса. Только в этих случаях, предупредив человека, психолог обязан сообщить соответствующим органам о полученной информации.

“Не навреди” – главный принцип психолога. За выбранную тактику терапии, слова и действия, специалист несет полную ответственность. О выбранном методе терапии и о возможных последствиях нужно предупреждать заранее. Также необходимо сообщать, если вы будете использовать новый метод, экспериментальную технику

Важное этическое правило – не вступать в любые близкие отношения между клиентом и специалистом. Дружба или любовь полностью исключены.

Важный принцип для построения доверительных отношений клиента и психолога

Информацию нельзя искажать или скрывать. Если специалист не работал с проблемой клиента, лучше честно отказать в услуге. Этические принципы психолога – трезво оценивать возможности и не обманывать потенциальных клиентов в рекламе своих услуг.

Психолог должен быть дипломированным специалистом. Квалификацию может подтвердить наличием дипломов и сертификатов. Также в формировании имиджа специалиста помогают отзывы клиентов.

Прозрачные условия сотрудничества.
Договариваться нужно на берегу, перед первой консультацией. Цена первого приема и последующих, количество сеансов, условия выполнения клиентом заданий, конечный результат. Во избежание недоразумений, которые повлияют на имидж специалиста, лучше эти нюансы оговорить в самом начале. Этические принципы работы психолога должны быть защищены.

Глава 2. Профессиональная этика психолога

Вторая половина 20 века претерпела сильные изменения, как в социальном, так и в индивидуальном проявлении. Из этого сформировались общекультурные факторы, способствующие становлению индивидуального сознания и факторы, препятствующие этому:

Развитие индивидуального сознания

Разрушение индивидуального сознания

1.Повышение социальной роли лиц, принимающих ответственные решения;

2.Доступность источников информации;

3.Возможность коммуникации с другими народами;

4.Далекие путешествия;

5.Появление новых мировых религий;

6.Увеличение свободного времени;

7.Возможность выбора индивидуального стиля жизни;

8.Возможность выживания в экстремальных условиях;

9.Личное участие в общепланетарных действиях, чувствах, мыслях.

1.Отчуждение в отношениях между людьми;

2.Экологические катастрофы;

3.Средства массового уничтожения;

4.Ограничение внутрисемейных коммуникаций;

5.Массовое стандартное обучение;

6.Стереотипы общения и деятельности;

7.«готовые» знания о мире;

8.статистические критерии истины;

9.кровопролития, войны;

10.появление электронной техники (дистанционное управление разрушением);

11.урбанизация и высокий темп жизни;

12.дегуманизация образования;

13.обесценивание поиска истины (научного мышления).

Психолог не может не считаться с этими факторами. Естественно, среди перечисленных есть только те, которые в большей степени задевают сознание каждого человека, обостряя переживание собственной сущности как принадлежащей себе самому или другим.

Для психолога идеи о сущности человека имеют самое конкретное, ситуативно выраженное оформление в виде жалоб на скуку жизни, неудачливость, вялость, отсутствие способности к сосредоточению, потерю сексуальной привлекательности или потенции и т. п.

За ними стоят нарушения в строении психической реальности, которые делают ее жесткой структурой с фиксированной функцией. Хорошо об этом сказала К. Хорни: «Подчиняет ли невротик себя другому миру или судьбе и каково бы ни было то страдание, которое он позволяет захватить себя, – независимо от этого удовлетворение, которого он ищет, состоит, по – видимому, в ослаблении или стирании собственного индивидуального «Я». Тогда он прекращает быть активным действующим лицом и превращается в объект, лишенный собственной воли».

Невротическая личность – это яркое выражение тех фантомных образований в сознании, которые дают основание говорить о превращении живого сознания в его противоположность – сознание неживое.

Фактически когда речь идет о фантомизации сознания, это уже описание одного из симптомов в синдроме психической смерти, – явление, которое в условиях массовой культуры, как кажется, приобретает значительно выраженный характер и находит свои конкретные формы в вариантах отказа от психического развития (страх перед изменениями своего личного стиля жизни, уход от ответственности за свою жизнь, отказ от усилий по преодолению житейских трудностей, социальная пассивность, ожидание чудо – лидера, поиск кумира (кумиров) и т. п.).

Думается, что эти феномены индивидуального сознания – фантомизация и психологическая смерть – с необходимостью ставят вопросы о границе профессиональных возможностей психолога в осуществлении им профессиональной деятельности. Этот вопрос похож по своим операцинальным проявлениям (по усилиям и их направленности) на принятие решения об оказании реанимационной медицинской помощи. Когда уже очевидно, что усилия тщетны, стоит ли тратить силы на борьбу за жизнь, которая все равно погаснет?

Наверное, это та грань, где вопросы профессиональной этики и вопросы практической этики смыкаются в осуществление профессионального долга.

Профессиональный долг требует от психолога действия, практическая этика определяет глубину воздействия на другого человека, а профессия диктует принятие ограничений на собственные действия. Это делает профессию психолога одним из немногих видов социальной активности, где обобщенные идеи о ценности человека предельно конкретизируются и персонифицируются в его словах и действиях, направленных на другого человека. В известном смысле психолог создает своими профессиональными действиями образ другого для тех людей, с которыми он работает.

Психолог, как профессионал, выполняет важнейшую социальную задачу – задачу создания обобщенного, персонифицированного (в своем лице и в лице конкретного участника или участников его профессиональной деятельности) образа Другого человека.

Вполне вероятно, что эта профессиональная деятельность психолога – один из способов, создаваемых в современной культуре, для сохранения психической реальности как особой характеристики жизни.

Принцип конфиденциальности

Самое частое нарушение этики. Как происходит:

  • публикация отзывов в интернете (психолог забыла замазать имя клиента, узнаваемый аккаунт, из которого понятно кто автор)
  • обсуждение истории клиента со своими родными. Часто психологи считают, что рассказ клиентской истории партнеру или близкому другу не навредит клиенту. На самом деле такие рассказы — одно из самых частых нарушений конфиденциальности, которое замалчивают. Если психологу постоянно хочется рассказать клиентский случай мужу или жене, нужно задуматься о том, почему? Не хватает супервизии? Нужна поддержка? Хочется снять напряжение? Ответьте себе на эти вопросы и проработайте их.
  • обсуждения с людьми, которые не фигурируют в информированном согласии

Как правило, в информированном согласии указывают людей, с которыми может быть обсужден клиентский случай. Клиент знает о том, что его случай терапевт будет обсуждать со своим супервизором или в супервизорской группе, не разглашая имени клиента. Если психолог считает нужным обсудить ситуацию клиента с его родственниками, он обязан брать на это разрешение клиента. В ряде стран, например, в США это разрешение должно быть письменным.

Библиографический список

  1. Андриянова M. E. Педагогическая практика как средство повышения качества подготовки педа­гогов-психологов И Вести. Моск. гор. пед. ун-та. Сер. : Педагогика и психология. – 2019. – № 1. – С. 108-113.
  2. Ахмедова З.Т. Научно-педагогические условия обеспечения профессионально-нравственной направленности специалистов инженерно-технического профиля // Теория и практика общественного развития. – 2019. – № 3.
  3. Дарвиш О. Б. Подготовка педагогов-психологов и социальных педагогов к реализации совмест­ной деятельности в системе образования И Педагогическое образование: вызовы XXI века : материалы VIII Междунар, науч.-практ. конф. : в 2 ч. – Рязань : Концепция, 2019. – С. 27-31.
  4. Еремкина О.В. Развитие профессиональной культуры специалиста в системе педагогического образования и педагогической деятельности // Психолого-педагогический поиск. 2020. № 4 (48). С. 97-105.
  5. Каширина Н.В., Корепанова Е.В., Щугорева Н.В. Внедрение инновационных педагогических технологий в практику образовательной деятельности И Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 4. С. 200.
  6. Корепанова Е.В., Бурашникова Е.Э. К вопросу о профессионально-значимых и личностных качествах руководителя школы в современных условиях // Наука и Образование. 2018. Т. 1. № 1. С. 17.
  7. Корепанова Е.В., Волкова Т.А. Психолого-педагогические особенности деятельности вожатого в ДОЛ // Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 2. С. 133.
  8. Корепанова Е.В., Кирпичева Е.В. Диалогическое общение в психологическом сопровождении учебной деятельности обучающихся // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2020. №4 (78). С. 91-99.
  9. Корепанова Е.В., Кожанова Е.В. Формирование культуры учебного труда у студентов // Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 2. С. 137.
  10. Корепанова Е.В., Логунов И.Л. Кадровый потенциал педагогических работников системы дошкольного образования // Наука и Образование. 2019. Т. 2. №2. С. 174.
  11. Корепанова Е.В., Порошина В.С. Психолого-педагогическая помощь в сохранении психологического здоровья дошкольников // Наука и Образование. 2019. Т. 2. №2. С. 176.
  12. Корепанова Е.В. Перспективы развития экологической педагогики в контексте Индустрии 4.0 // Экологическая педагогика: проблемы и перспективы в свете развития технологий Индустрии 4.0: материалы Международной научной школы, организованной при финансовой поддержке Администрации Тамбовской области. Мичуринск. 2017. С. 8-13.
  13. Манаенкова М.П. К проблеме формирования речевой компетенции студентов в условиях высшей школы // Социально-экономические явления и процессы. 2020. № 2. С. 154-156.
  14. Попкова Е. В. Формирование профессиональной культуры педагога в системе повышения квалификации / Е. В. Попкова, А. Е. Гелясин // Современные технологии образования взрослых : сб. науч. ст. / ГрГу им. Я. Купали ; редкол. : Т. А. Бабкина (гл. ред.) . – Гродно : ГрГу, 2019. – С. 193-194.
  15. Чемерилова И. А. Подготовка будущих педагогов-психологов к работе с семьей как приори­тетное направление профессиональной подготовки // Развитие экспортного потенциала высшего образования: содержание, опыт, перспективы : материалы XI Междунар, учеб.-метод. конф. / под ред. А. К). Александрова, Е. Л. Николаева, А. М. Шамсиева, Ш. А. Юсупова. – Чебоксары : Чуваш, гос. ун-тим. И. Н. Ульянова, 2019. – С. 291-295.
  16. Шарова Л.М. Формирование профессионально-этической культуры будущего учителя в процессе педагогического общения: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Брянск, 2019. – 19 c.
  17. Яньшина (Блаженко) Л.В. Профессиональная культура педагога-психолога // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования. Калининград. 2019. С. 157-161.

Принцип уважения.

  • уважение клиента с его правами (на свободное вероисповедание, на выбор сексуальной ориентации и т.п.) Профессия психолога обязывает быть толерантным. Но каждого из нас есть свои убеждения и чувства по разным вопросам. Будьте внимательны к тому, что говорите. Если клиентка делится своей историей о партнере, не предполагайте сразу, что речь идет о мужчине. Если вы нечаянно поставили клиента в неловкую ситуацию, самое правильное– извиниться перед ним.
  • уважение своих коллег, в том числе представителей других направлений. С нарушением этого принципа мы сталкиваемся все время. Это может проявляться в неуважительных высказывания в адрес коллег, которые практикуют в методе, отличающемся от вашего, например: «Психоанализ полная ерунда, сидят молчат годами и ничего не делают», «Мой метод доказательный, а другие нет».
  •  уважение к представителям других профессий.

Часто можно слышать от врачей: «Да что толку от этих психологов!». Или от психологов в адрес психотерапевтов: «Вот у нас у психологов глубокая работа с личностью и решение проблем, а эти психотерапевты только таблетки могут выписывать».

Разным клиентам нужны разные психологи и специалисты. Есть те, кому нужны поведенческая терапия, есть те, кому необходимо арт-терапия. И если вы верите, что только ваш подход универсален, то вы обедняете своих клиентов.

Мораль и ценности в терапии

Что делать, если моральные ценности культурно различаются? 

Центральный вопрос заключается в том, насколько психотерапевтам следует адаптироваться к другим моральным и ценностным концепциям. Культуру можно понимать, как совокупность общих значений и систем символов, таких как язык, региональное, религиозное или социальное происхождение, которые в первую очередь делают возможной социальную жизнь. Поэтому необходим минимальный общий знаменатель моральных ценностей терапевта и пациента.

Однако терапия никогда не бывает просто взаимодействием между специалистом и клиентом, а происходит в среде общества. Это, в частности, относится к психотерапии в клинике. Следовательно, в открытом обществе работа также должна основываться на центральных принципах, таких как гендерное равенство или терпимость по отношению к тем, кто думает иначе. 

Если пациенты пренебрегают центральными ценностями, и, если они неоднократно выражают себя, например, расистскими, сексистскими или дискриминационными, это нетерпимость, с которой нельзя мириться. Поэтому каждый психотерапевт должен учитывать пределы его терпимости.

Почему нельзя лечить родственников, друзей или коллег

Лечение человека всегда чувствительно с этической точки зрения, когда специалист находится в конфликте интересов. Особенно деликатной формой этого являются так называемые множественные отношения, например, когда он в то же время имеет другие отношения с пациентом, т.е. играет дополнительную, нетерапевтическую роль по отношению к нему.

Множественные отношения и другие нарушения обычных терапевтических ограничений могут навредить клиенту, но не обязательно. Целевые превышения могут быть даже полезны для успеха терапии. Однако важно, чтобы любому излишеству предшествовали тщательно продуманные терапевтические соображения, и чтобы пациент узнал о потенциальном конфликте интересов

Процедурные нормы профессиональной этики

В ходе формирования профессиональных отношений между психологом и клиентом нежно с самого начала обсудить, что будет происходить в процессе сеанса. В этой сфере большую роль играет соблюдение конфиденциальности и решение финансовых вопросов.

Специалист должен получать осознанное согласие на консультацию, используя понятный язык для участника. Если клиент не способен дать официальное согласие, то психологу необходимо получить осознанное разрешение от людей, которые несут ответственность в соответствии в законом.

Когда специалист вынужден оказывать услуги нескольким людям, вступившим в близкие или родственные отношения, ему в начале беседы нужно выяснить, кто является клиентом и какие отношения предполагаются с каждым участником консультации.

При неожиданном прекращении своих услуг (например, по причине болезни, потери работоспособности, переезда, финансовых ограничений) психологу важно планировать возможность продолжать работу с клиентом. Об этом клиент заранее уведомляется

По завершению профессиональных отношений должны обеспечиваться следующие пункты профессиональной этики:

  • Прекращение вмешательства после понимания того, что клиенту больше не нужны услуги (если последующая работа не может уже приносить результат, а ее продолжение даже способно нанести вред);
  • Выяснение актуального состояния клиента и проведение соответствующей подготовки по прекращению работы;
  • Передача клиента другим специалистам при наступлении такой необходимости.

Этический кодекс психолога

Фото автора SHVETS production: Pexels

Он опирается на Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон Российской Федерации № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года «О персональных данных» и заключается в следующем:

Принцип уважения:

  • конфиденциальность,
  • осведомленность и добровольное согласие клиента,
  • право пациента на самоопределение.

Принцип компетентности:

знание этики,

  • ограничения профессиональной компетентности,
  • ограничения применяемых методов,
  • профессиональный рост,
  • невозможность деятельности в конкретных условиях.

Принцип ответственности:

  • основная ответственность специалиста,
  • ненанесение вреда,
  • решение моральных дилемм.

Принцип честности:

  • осознание границ собственных и профессиональных возможностей,
  • искренность,
  • прямота и открытость,
  • избегание конфликта интересов,
  • ответственность и открытость перед психологическим сообществом.

Психотерапевты обязаны соблюдать конфиденциальность. Но бывают ситуации, когда молчание нужно нарушать.

Конфиденциальность – это обязанность психотерапевта и право пациента. Это центральная основа для развития прочных и устойчивых терапевтических отношений как основы эффективной работы.

Однако эта обязанность и право не абсолютны. Определенные ситуации требуют отмены конфиденциальности по этическим и/или юридическим причинам, особенно если это противоречит другим важным законным интересам или интересам широкой общественности, которым в конкретном случае уделяется большее внимание. Одним из примеров является обязанность уведомить, если ребенок подвергается риску. По этическим причинам такие исключения так же важны, как и само требование конфиденциальности

Этика психолога и этический кодекс психотерапевта

Принцип благополучия клиента

В основном этот принцип нарушается пренебрежением или полным отсутствием у психолога личной терапии и супервизии. Мы работаем с душами людей и наше влияние на них очень велико.

Пример

Клиент говорит, что хочет закончить терапию и спрашивает у меня пора или нет. И я отвечаю, что нет — еще рано.

В этом месте я должна задать себе следующие вопросы:

Что движет мной?

Какие у меня есть данные, которые говорят о том, что нужно продолжать?

Не потому ли я так ответила, что этот клиент приносит мне 10.000 в месяц?

Или когда он уйдет у меня освободится неудобное время, которое трудно будет занять?

А может он известный человек в городе и мне нравится, что у меня есть такой высокопоставленный клиент, я через это чувствую себя классным специалистом?

Другой пример
У меня есть клиент, который тяжелый для меня, он задевает какие-то болезненные точки во мне и мне с ним некомфортно работать. И в один прекрасный день он говорит о своем желании закончить терапию. Я знаю, что заканчивать на данном этапе рано, что это важный момент и так проявляется сопротивление клиента. Но отпускаю его. Что мной двигало? Забота о клиенте или о себе?

Сам факт наличия подобных мотивов -это нормальное явлением. Личных или материальных мотивов не может не быть. Но отслеживать их необходимо. Это защитит ваших клиентов. И это материал для личной терапии и супервизии.

Особенности этики психолога

В прикладной психологии этика психолога необходима для того, чтобы обеспечить гуманистическую направленность его деятельности. Она помогает решать профессиональные задачи и достигать социально значимых целей с сохранением психологического благополучия личности и общества.

Профессиональная этика предназначена для формирования стандартов поведения специалистов. Она рассматривает качество их работы в разрезе эффективности услуг с учетом их соответствия духовным ценностям и нормам морали.

Статья: Профессиональная этика в работе психолога

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Профессиональная работа психолога предполагает работу с конкретными людьми и социальными группами. По этой причине влияние на них, которое реализуется в форме психологической помощи и сопровождения в решении задач, создает духовный и нравственный фундамент мировоззрения специалиста. В современных условиях работа психологов стала приобретать особенное значение, которое связано с воздействием на сознание (самосознание) человека и группы людей с дальнейшим изменением в их деятельности.

В системе ценностей профессиональной подготовки психологов стала утверждаться ценность лидерства, которую оказывает воздействие на действительность. Предмет профессиональной этики представляет собой совокупность специальных этических проблем, которые проявляются в работе профессионального психолога. Они возникают в практической работе с клиентами и пациентами, в отношениях с коллегами и руководством.

Профессиональная этика включает формулировку совокупности моральных императивов о долге психолога, включая его нравственные обязанности, пределы профессиональной и личной свободы. Она определяет требования к специалисту, работа которого связана с вмешательством в личную жизнь других людей.

Нарушение границ в отношениях психолог — клиент

обращение к клиенту на ты, без его разрешения, использование уменьшительно-ласкательной формы обращения.
просьба психолога к клиенту о личной услуге. Оплата услуг психолога товарами, встречными услугами по-бартеру.
демонстрация факта знакомства с клиентом в публичном месте. Если вы встретили своего клиента в магазине, в театре или еще где-либо, не стоит с ним здороваться первым. Вы можете поставить человека в неловкую ситуацию. Возможно ваш клиент не хочет чтобы другие знали о том, что он посещает психолога

Не забудьте предупредить клиента об этом на первой сессии, чтобы не обидеть его своим невниманием. Если ваш клиент поздоровался с вами первый-поприветствуйте его в ответ

 любые личные (дружеские или интимные) отношения с клиентом. Это недопустимо не в каком виде. Определитесь вам нужен дуг или клиент?
проведение консультации вне рабочего кабинета. Место проведения терапии имеет значение, недопустимо принимать клиентов в квартире, где параллельно с психологом находятся члены его/ее семьи, — это нарушение конфиденциальности и несоблюдение границ.

Возможно консультирование на дому в случае если у вас есть отдельный вход в пристройку или отдельное строение, предназначенное для работы.

Бывает так, что из-за форс-мажорных обстоятельств не получается попасть в кабинет к моменту начала сессии (забыли ключи, залило водой и т.п.). В таком случае лучше отменить сессию с потерей оплаты, чем принимать клиента в парке, машине или кафе.

Нет ни одного психолога, который бы не нарушал этические принципы в своей работе. Вольно, невольно или по незнанию, но это хоть раз происходило с каждым специалистом. Наша ответственность в том, что отслеживать эти моменты, осознавать их причины и предотвращать в будущем.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий