Если ваш ребенок стеснительный: причины и как помочь

ЗАСТЕНЧИВОСТЬ У РЕБЕНКА – ЭТО НОРМАЛЬНО?

Застенчивость может проявляться в таких ситуациях как: 

  • поход в гости, общение с малознакомыми людьми;

  • на этапах социализации в школе и в саду;

  • с родственниками, которых малыш видит редко;

И это лишь небольшая часть ситуаций. Стеснительность проявляется молчанием, отсутствием контакта “глаз в глаза”, робкими и односложными ответами, пугливостью. Дитя то и дело жмется к маме, прячется и отворачивается. Или же просто не пытается наладить знакомство самостоятельно, предпочитает уединение. 

Думаю, что у каждого сохранились в душе моменты, когда мы вели себя застенчиво. Поэтому в этой черте нет совершенно ничего плохого, она встречается у очень многих детей! 

По результатам американских исследований, 80% опрошенных сказали, что страдали от стеснительности в разные периоды своей жизни. На территории стран СНГ (исследование В. Н. Куницыной) около 30 % женщин и 23 % мужчин отнесли себя к застенчивым людям.

Психологи рассматривают застенчивость как целостное психическое явление. Это значит, что оно затрагивает всю личность целиком и может быть как переходным этапом в формировании характера, так и постоянной чертой! 

Как же разобраться: останется ли мой малыш таким навсегда или со временем отбросит робость? Для этого необходимо рассмотреть основные причины, которым вызвана стеснительность. 

Какова роль родителей в понимании ребенком стеснительности?

Самое главное для ребенка — это мнение родителей. Он смотрит на родителей и понимает, что плохо, а что хорошо. И стеснительность так же зависит от родителей. Если родители вдолбят в голову то, что эта черта — есть недостаток для него, то ребенок, зачастую, на всю жизнь начнет иметь комплекс по поводу своей стеснительности. Но если родители будут всячески поощрять скромность, то из него в будущем вырастет вполне солидный скромный молодой человек или девушка.

Таким образом, вся стеснительность и скромность закладывается в ребенка родителями, и то, как они себя будут вести, в ответ на эту черту характера ребенка зависит его будущее понимание стеснительности.

Стеснительный ребенок может быть вполне счастливым и радостным, и никогда не станет задумываться о своей неполноценности. Но при обратном восприятии ребенка эта черта может серьезно зациклить его на страхе нового общения, знакомства и прочих радостей. Он не сможет подойти и познакомиться со своими сверстниками, не сможет отстоять свою точку зрения, добиться успехов в учебе и, вообще, в жизни.

Когда застенчивость — это плохо

Когда она становится чертой характера или устойчивой реакцией на любые незнакомые обстоятельства. Чрезмерно застенчивый человек испытывает постоянный стресс при коммуникации с окружающими. Он всё время беспокоится, что его осудят, раскритикуют, засмеют или обидятся, поэтому старается вообще не привлекать к себе внимания и по возможности избегать контактов. 

Если же коммуникация неизбежна, стеснительного человека обуревает множество сложных чувств. Он теряется, потому что слишком много думает о том, как сейчас выглядит и что о нём думают. Появление физических симптомов стеснения — покраснения лица, потливости, прерывистого дыхания — ещё сильнее заставляют его нервничать. Если при этом он чувствует, что его неловкость вызывает у собеседника раздражение или снисхождение, стыд может перерасти в панику, когда человек буквально готов «провалиться сквозь землю» и окончательно теряет контроль над ситуацией. Часто, боясь быть отвергнутыми, застенчивые люди начинают отвергать сами. Страх, что их проигнорируют, вынуждает их держаться в тени. Окружающим такие люди могут казаться безразличными, надменными и даже озлобленными.  

Чрезмерная застенчивость создаёт проблемы даже из незначительных ситуаций: робкий человек может долго блуждать по городу, боясь спросить дорогу у прохожего или пропустить что-то важное на уроке, постеснявшись переспросить. О том, как мешает излишняя робость влиться в компанию друзей, успешно пройти собеседование, познакомиться с объектом симпатии, можно и не упоминать

Когда обращаться к специалисту

Иногда стеснительность ребенка принимает острые формы, создавая трудности для него самого и других членов семьи, мешая в повседневной жизни. Вот наиболее часто встречающиеся ситуации, которые требуют внимания:

взрослые не могут посещать общественные места с ребенком из-за его стеснительности;

в таких местах и ситуациях ребенок демонстрирует явные признаки беспокойства;

он жалуется, что ему одиноко, но не знает, как начать общаться с другими детьми;

он не в состоянии поддерживать общение в детском саду или другом коллективе.

У некоторых детей застенчивость со временем может развиться в полноценное тревожное расстройство. Если ваш ребенок очень застенчив и вы не видите в его поведении перемен к лучшему, возможно, стоит проконсультироваться со специалистом — педиатром или детским психологом.

Профессионал распознает и более серьезные проблемы, признаком которых иногда может быть робкое поведение. Например, дети с трудностями речевого развития могут пытаться говорить с окружающими, искать зрительного контакта, но при этом страдать от того, что их не понимают.

Также возможно, что у ребенка, который не реагирует на то, что говорят ему люди, и не выполняет то, о чем его просят, проблемы со слухом, и он просто не слышит обращенных к нему слов.

Трудности с установлением социальных контактов испытывают и дети с расстройством аутистического спектра (РАС). Со стороны может казаться, что им неинтересно взаимодействие с другими, но у их поведения совсем другие причины.

Внутренний мир застенчивых детей

Психологи анализируют поведение, образ жизни застенчивых ребят. Выводы касаются внутреннего состояния детей, восприятия мира, познавательных особенностей. Выделяются следующие характеристики:

Интеллект

Робость, речевая неуверенность ошибочно могут быть сочтены проявлениями недостаточного психологического и речевого развития. Большинство стеснительных детей демонстрируют умственные способности выше средних. Чтение, рисование, просмотр развивающих фильмов – способы индивидуального познания мира. Низкая самооценка сопровождается постоянным обдумыванием ситуаций, поведения. Произошедшее оценивается, обдумывается.

Поэтому молчание в ответ на несложный вопрос не должно расцениваться как низкий уровень интеллекта. Отказ участвовать в школьном мероприятии не является проявлением ограниченности. Различие в поведении замкнутых детей требует индивидуального подхода.

Переживания

Причина застенчивого поведения – отсутствие уверенности в себе. Такой человек искренне верит, что хуже других. Он считает себя некрасивым, глупым, неуклюжим, неспособным конкурировать с остальными. Низкая самооценка обычно включает некий эгоцентризм. Это означает убежденность в значимости каждого своего промаха, ошибки, возникшего недоразумения. Как будто весь мир внимательно наблюдает, ожидая повода посмеяться или разочарованно отвернуться. Вынужденно начиная ответственное действие, ребенок страшно переживает. Во-первых, он заранее уверен, что ничего не выйдет. Во-вторых, ждет проявлений разочарования и насмешек по отношению к себе. Любой неприятный случай многократно обдумывается, повторяется в памяти. Психологи подчеркивают, что застенчивый ребенок не знает, как преодолеть страх общения.

Темперамент

Стеснительные люди часто считаются флегматичными. Это не всегда верно. Робкие дети наравне с остальными переживают вспышки гнева, раздражительности. Обычно они не позволяют себе открыто выражать эмоции, боясь вызвать неудовольствие окружающих. Они как будто лишены права проявлять чувства, которое есть у других. Собственное мнение не отстаивается. Застенчивые люди боятся конфликтов, всячески избегая любых споров. Единственное, в чем они способны быть открыто не согласны с другими, – отказ от общения или выступлений на публике. Такое упрямство может поражать, но это своеобразная защита личного пространства.

Желание общения

Малыш упирается, когда ему предлагают присоединиться к играющим сверстникам. Он упрямо мотает головой на предложение вступить в спортивную команду. Желание одиночества? Вовсе нет. Застенчивость характеризуется стремлением играть, весело проводить время. Хочется иметь друзей. Но страх оказывается сильнее. Они были бы рады легко знакомиться, заводить компании, но не умеют. Вот почему психологическая работа с застенчивыми детьми может оказаться необходимой.

Как научить ребенка не стесняться

Часто человек тянет “стеснительность” из детства во взрослую жизнь, смиряясь с ней и даже не пытаясь измениться. Вот так и вырастают ”рохли” и “мямли”. Что должны сделать взрослые, чтобы помочь ребенку преодолеть застенчивость.

Каждый родитель переживает за своего ребенка, нам хочется, чтобы он нашел свое место в жизни, стал успешным. И почти все мы уверены, что стеснительность не станет хорошим спутником жизни. Как побороть ее, не нарушая при этом индивидуальность? Действовать нужно спокойно и терпеливо.

Не упрекайте чадо в его стеснительности, не напоминайте о ней каждый раз, не ставьте в пример других детей, у которых отсутствует робость, особенно в их присутствии. Это только еще больше закомплексует малыша и укрепит застенчивость.

  • Чтобы хоть немного раскрепоститься, необходимо общаться с другими детьми,  и родители должны помочь в этом своему ребенку. Приглашайте в гости Ваших друзей с детьми. Если Ваш малыш не идет на контакт, то вступите в беседу сами, постепенно пытаясь разговорить и ребенка, задавая ему вопросы. Помогите своему чаду почувствовать себя в безопасности с помощью доверительных слов и физического контакта. Заранее расскажите о тех людях, которые должны к Вам прийти.
  • Если Вы и ругаете ребенка, то говорите ему, что он может сделать лучше, нужно только постараться. Что Вы верите в него.
  • Если у малыша есть физические недостатки, то не стоит постоянно жалеть его и делать вид, что никто их не замечает. Малыш должен с рождения понимать, что он не такой как все, но своей заботой и любовью, Вы должны убедить его в том, что с его недостатком можно жить долго и счастливо. И что друзей можно заслужить своей открытостью и дружелюбностью. Также объясните, что люди разные и могут встретиться те, которые будут обзываться и дразниться, и научите, как реагировать в таких ситуация. Научите ребенка быть общительным и не воспринимать все близко к сердцу.
  • Хвалите малыша за любые, даже незначительные успехи. Если ему не удается что-то сделать, всегда предлагайте свою помощь.
  • Научите ребенка в случае неудачи, относиться к провалу с юмором и попробовать еще раз.
  • Если вы понимаете, что чадо испытывает желание что-то попробовать сделать, но стесняется, сделайте это вместе.
  • Если вы видите неадекватное поведение воспитателя или учителя, по отношению к своему ребенку на протяжении какого-то времени, то стоит задуматься о переводе малыша в другое учреждение.

Причины, по которым мужчина стесняется присутствия женщины

Причин, на самом деле, много: от собственных выдуманных (или не очень) комплексов у мужчины до намеренно выбранной манеры поведения или социальной «маски». Возможные варианты:

Неуверенность в себе и боязнь отказа

Когда парень знакомится с приятной девушкой, его голову посещает мысль: «У нас ничего не выйдет» или «Я ее недостоин». Она занимает все пространство в его голове, думать о ней можно часами, представляя будущую семейную жизнь и уже придумывая, как рационально расписать бюджет. Однако при мысли о признании весь энтузиазм куда-то испаряется. Одолевает страх: вдруг после признания в симпатии девушка ответит банальным отказом?

Этого боятся многие мужчины. Они скорее пугаются не самого явления отказа, а переживают быть высмеянным женщиной, ведь это заденет их природное чувство собственного достоинства. Именно поэтому часто со стороны парня, испытывающего какие-то чувства к девушке, видится пассивное, даже можно сказать холодное отношение, безучастность к ее проблемам. Этим и объясняется, почему мужчина стесняется в присутствии женщины: боится выдать свои чувства.

Неудачи в прошлых амурных делах

Неудачный опыт — тоже опыт. Если парень не единожды получал отказ, то понятна и модель его поведения: отказы превращаются в обычное дело, а заниматься рутиной мало кому нравится. При знакомстве с красивой девушкой парень уже точно знает и, что главное, ожидает очередного отрицательного ответа. Пропадает и весь запал добиваться взаимности.

Неопытность

Это уже обратная сторона монеты предыдущего пункта. Что говорить, мужчине просто не откуда взять алгоритм действий! Боясь сморозить какую-нибудь глупость или, наоборот, показаться бестактным неуместными вопросами, он неосознанно смущается и краснеет в присутствии красавицы.

Парень, скорее всего, даже понимает, что он может на долгосрочный период получить статус холостяка-одиночки с вечно потеющими от страха и неловкости руками, если не начнет делать первые шаги в сближении хоть с кем-то. Однако, сдвинуть груз с мертвой точки трудно, и покорение вершин пикапа откладывается на потом. Снова и снова…

Неуверенность по поводу собственной внешности.

Этот пункт перекликается с первым. К сожалению (или счастью?) человек не выбирает, с каким лицом родиться

Когда мужчина влюбляется в девушку, он начинает больше внимания уделять своему внешнему виду: недовольство тем, что раньше, скорее всего, даже не бралось во внимание, увеличивается в геометрической прогрессии

Отсюда и берется неуверенность при появлении на горизонте дамы сердца. На ум приходят не очень сопоставимые вещи: кажется, какая тут взаимность, когда она похожа на модель миланских показов мод, а у него торчат уши, или нос картошкой?

Неготовность к отношениям

Даже если мужчина утверждает, что на 100% готов посвятить себя близким отношениям, подсознание дает заднюю. Даже если каждую ночь принимается решение о признании и выворачивании своей души на изнанку, при первом же появлении девушки все эти решения пропадают куда-то, будто их и не было, а на их место приходит стеснение и зажатость.

Также причиной стеснения мужчины может быть неготовность взять на себя ответственность, контроль за свои действия. Многим женщинам нравятся умные парни с лидерскими качествами, которые готовы взять ответственность за свои действия и быстро принимать решение в стрессовых ситуациях. Но ведь не все парни подходят под этот шаблон. Мужчина понимает, что он не соответствует навязанным обществом параметрам, и поэтому не придумывает ничего лучше, кроме как «не высовываться». Все равно ведь ничего, по его мнению, не выйдет.

Неумение понимать намеки

Мужчинам проще анализировать прямой текст, без намеков. Если при переписке девушка отправила смайлик, парню действительно трудно понять, связано ли это с флиртом с ее стороны или это просто вежливый жест. Если она первая зовет прогуляться на уикенде — готовиться к свиданию или дружеской прогулке? Из-за различий между полами в понимании скрытых намеков возникает много путаницы и недопонимания. Это также является одной из причин, почему мужчина стесняется в присутствии женщины.

Советы психолога

От общих советов перейдём к конкретным рекомендациям, которые должны помочь, если ребенок стесняется тянуть руку, отвечать у доски или даже с места. Что могут сделать родители?

Во-первых, крайне важно заручиться поддержкой педагога. Многие учителя вполне лояльно относятся к некоторым поблажкам стеснительным ученикам

Так, ребёнок может поначалу давать ответ в письменной форме. Ещё один вариант – ответы не перед одноклассниками, а наедине с педагогом, или же школьник вполне может ответить «на ушко» учителю.
Подготавливайтесь к урокам вместе с ребёнком, особенно если предстоит устная беседа с учителем. Проговаривайте материал, задавайте вопросы, найдите подходящие ответы. Вообще стеснительным детям лучше заранее отрепетировать монологическую речь, представив её всем членам семьи и проговорив перед зеркалом.
Часто тревожность ребёнка нарастает из-за ожидания. Когда очередь дойдёт до конкретного ученика, он уже находится в состоянии, близком к обмороку. Постарайтесь убедить своё чадо, что лучше хорошо подготовиться к уроку и ответить в начале классного часа, чем потом переживать и волноваться 40-45 минут.
Поскольку эмоции и настроение теснейшим образом связаны с мышцами, ребёнок сможет побороть стеснение и волнение, если научить его расслаблять тело. Особенно часто «каменеют» спинные и лицевые мышцы. Помочь расслабиться помогут такие упражнения, как:

    • «Воздушный шар». В момент тревоги ребёнку нужно мысленно «надуть» шар, посчитать до десяти, а затем мгновенно расслабить мышцы рта и щёк.
    • «Штанга». Ребёнок представляет себя штангистом, устанавливающим рекорды. Поначалу он напрягает плечевые мышцы, спину («поднятие штанги»), потом мгновенно расслабляет их («бросает штангу на пол»).

Стеснительные дети нередко обладают заниженной самооценкой, поэтому важно развить уверенность ребенка в себе
Чаще обращайте внимание на его успехи, адресуйте похвалу в его адрес за каждый маленький шажок в деле преодоления робости.

Несколько слов нужно сказать и о нежелательных моделях родительского поведения, которые лишь усугубляют ситуацию. Откажитесь от следующих фраз:

  1. «Жду, что ты послезавтра поднимешь руку и без напоминания учителя выйдешь к доске!». Подобные фразы усиливают страхи и неуверенность, что чревато не просто стеснением, а психосоматикой, которая проявляется болями в животе, мигренями и пр.
  2. «Если ты не станешь поднимать руку, я поговорю с педагогом!». Мать, отец, учителя – это союзники, а не противоборствующая сторона. Поэтому откажитесь от запугиваний, а, напротив, поддерживайте ребенка: «Давай-ка я поговорю с педагогом, и мы вместе попробуем тебе помочь».
  3. «Кто из тебя вырастет, если ты даже руку стесняешься поднять?». Ещё раз повторим: нереалистичные требования снижают детскую самооценку и усиливают стеснительность. Боязнь не оправдать родительские ожидания заставит ребёнка испытывать постоянный стресс, что, опять же, чревато психосоматикой.

Стеснительность и неуверенность мешают ребёнку демонстрировать полноту знаний, сказываются на его личностном развитии, поэтому не следует пускать проблему на самотёк. Если ситуация не улучшается и после выполнения предложенных рекомендаций, следует более тесно познакомиться со школьным психологом либо обратиться за помощью к психотерапевту.

Как помочь ребенку в борьбе со своим комплексом?

Самое важно для родителей — не давить на свое чадо морально. Главное, быть с ним мягкими, не стоит расстраивать ребенка по пустякам

Нужно постараться найти в нем положительные черты и делать на них уклон. Для маленьких детей поможет эстетическое восприятие окружающего его мира. Такому ребенку нужно все время объяснять, что хорошо, а что- плохо. Показывать красоту природы и так далее.

Взрослея, ребенок делает уклон уже на свои успехи, поэтому, чтобы избавиться от стеснительности в подростковом возрасте, нужно найти те сферы деятельности, в которых подросток делает значительные успехи. Если таковых нет, то лучше всего начинать с малого, как говориться, «от простого, к сложному», давать ребенку большую самостоятельность. Например, помочь купить какой-либо продукт в магазине самостоятельно; убраться дома; накрыть на стол при гостях. Начиная с таких малых «заданий» ребенок приучится самостоятельности, а значит, будет уверен в своих силах.

Так же важно и то, что ребенка нужно всячески хвалить за свои успехи, поощрять

Если у него что-то не выходит и не получается, то не нужно зацикливаться на этом особое внимание, лучше всего в таком случае просто подойти к нему и помочь. Здесь главное, выполнить все «неудачи» ребенка вместе с ним, чтобы он тоже был задействован в решении своей проблемы

Лучше всего в таком случае помогут опытные советы от родителей, которые подскажут, как правильно поступить в той или иной ситуации.

Как помочь ребенку преодолеть стеснительность

Если ребенок страдает от собственной стеснительности, чувствует, что она ограничивает его возможности, можно попробовать развить в нем уверенность в себе и умение общаться с другими людьми. Есть несколько способов, которые помогают дошкольникам справиться с застенчивостью.

Дайте ребенку время, чтобы освоиться в новой ситуации. Не стоит оставлять его наедине с людьми, к которым он еще не привык: контакт возникает постепенно. Если вы хотите, чтобы отношения между дошкольником и новым человеком завязались быстрее, попросите взрослого взять игрушку и поиграть на виду у ребенка; после этого взрослый может предложить ребенку поиграть вместе. Так у него будет больше шансов вызвать интерес и доверие малыша.

Будьте рядом с ребенком в ситуациях, когда вокруг много посторонних (к примеру, на детской площадке), но при этом поощряйте его исследовательский интерес. По мере того как ребенок будет привыкать к окружению и ситуации, попробуйте увеличивать дистанцию между вами, давая ему таким образом больше самостоятельности.

Объясните ребенку, что в его ощущениях нет ничего плохого и что вы поможете ему справиться с ними. Например, с помощью таких слов: «Я вижу, что ты слегка нервничаешь, потому что не знаешь, кто еще будет на празднике. Давай посмотрим вместе, когда туда придем».

В ситуациях, когда робость берет верх и ребенок из-за этого расстраивается, важно не переусердствовать, пытаясь его утешить. Иначе он преувеличит драматизм ситуации и в результате станет стесняться еще больше

Хвалите малыша каждый раз, когда ему удается переступить через свои страхи: ответить на вопрос незнакомого человека, попробовать что-то новое, поддержать зрительный контакт, вступить в игру с другими детьми. Постарайтесь назвать словами его достижение. Например: «Ты такая молодец, что поздоровалась с мальчиком в парке. Кстати, ты заметила, как он улыбнулся, когда ты сказала ему: „Привет“?»

Старайтесь подавать пример уверенного и доброжелательного общения с окружающими — наблюдая за вами, ребенок быстрее сможет освоить этот навык.

Не сравнивайте ребенка с более уверенными детьми (братьями, сестрами, приятелями) и не позволяйте делать этого другим.

Не позволяйте окружающим навешивать ярлыки на ребенка, называть его «закомплексованным», «трусишкой» или еще какими-то обидными словами. «Не допускайте, чтобы за вашим сыном или дочерью закрепилась репутация робкого ребенка, и сами никогда не говорите о его застенчивости», — настаивает Филип Зимбардо

Осторожно поправьте того, кто обратил внимание на застенчивость вашего ребенка, чтобы ребенок это слышал, например: «Маше просто нужно немного времени, чтобы привыкнуть к обстановке. Как только она освоится, с удовольствием поиграет с остальными». Так вы дадите знать, что понимаете чувства своего ребенка и верите, что он справится

Так вы дадите знать, что понимаете чувства своего ребенка и верите, что он справится.

Когда ребенок занимается тем, что у него хорошо получается, у него повышается самооценка, появляется уверенность в себе. Дайте ему эту возможность: найдите занятие, в котором он может себя проявить, и хвалите даже за небольшой прогресс в нем.

Успех в преодолении детской робости зависит еще и от стиля воспитания, принятого в семье, — считает Филип Зимбардо. Из трех основных моделей поведения родителей — либеральной, авторитарной и авторитетной — именно последняя способствует воспитанию в ребенке чувства уверенности в себе, а значит, и преодолению робости.

Полезные советы как убрать стеснительность

  1. Приучайте свое чадо к активности. Пусть он играет, общается со сверстниками, познает окружающий мир. Помогайте ему в этом.
  2. Учите кроху защищать себя в сложных для него ситуациях. Не стоит изолировать кроху от детского общества, он должен научится в нем пребывать самостоятельно.
  3. По возможности раскрепощайте кроху разными способами. Организуйте домашний кукольный театр, купите микрофон. Заинтересовывайте ребенка.
  4. Знакомьте малыша с детской художественной литературой. Но обязательно анализируйте героев произведения.
  5. Старайтесь организовывать игры, где ребенок может взять роль лидера. Так вырабатывается уверенность в себе.

Будьте рядом со своими детьми, если не физически, то хотя бы морально. Спокойно относитесь к его неудачам и хвалите за новые успехи.

И все получится!

В том случае, когда все вышеперечисленные способы не помогают справиться с робостью Вашего ребенка, стоит обратиться к хорошему психологу.

Поощряйте самостоятельность

Когда в 4 года ребенка кормят с ложечки, в 10 лет — собирают портфель в школу, а в 12 — выбирают одежду и друзей, нет ничего удивительно в том, что он растет стеснительным, несамостоятельным и неуверенным. Так и будет продолжаться дальше — даже во взрослой жизни личность, выросшая в «тепличных условиях», не способна принимать важные решения и с высоко поднятой головой преодолевать трудности.

Дайте ребенку шанс проявить самостоятельность и силу своего характера, ослабьте контроль. Не делайте за него то, что он вполне способен сделать сам. Гораздо лучше, если вы научите малыша завязывать шнурки на кедах, а не будете до старшей школы делать это сами.

Как раскрепостить ребенка

  1. Деткам постарше можно привести пример своей стеснительности. Если ребенок поймет, что он такой не один, ему станет легче.
  2. Если ребенок ходит в детский сад, то шансы справиться с его стеснительностью гораздо больше. Ходите с ним в цирк, на выставки и другие места скопления детей, чтобы он привыкал к общению.
  3. Обязательно поощряйте малыша за любой положительный сдвиг, за проявленные активность и инициативу.
  4. Ни в коем случае нельзя, чтобы ребенок слышал насмешки от родителей по поводу стеснительности, неправильной речи или незнании каких-то фактов.
  5. Играйте с малышом в ролевые игры, прорабатывайте те ситуации, которые страшат его больше всего.

С чем связана стеснительность у ребенка?

Основной причиной стеснительности является неуверенность в своих силах, в себе. Это высказывается его низкой самооценке. Чтобы заранее предотвратить такой исход, стоит внимательно присмотреться к поведению своего ребенка. Зачастую, такая черта характера выступает еще с малых лет и видно ее по поведению в игре и общении

Очень важно и то — понять, какие ситуации вызывают у ребенка такое чувство. Важно это в том плане, что ребенку стоит рассказать то, что данная ситуации ни в коем случае не должна его смущать

Вообще, стеснительность — это результат низкой самооценки.

С одной стороны хорошо, что ребенок реально смотрит на свои силы, рассчитывает исход событий. Но с другой стороны это вызывает, опять же, неуверенность в себе. Он может аргументировать свою стеснительность тем, что другие дети смеются над ним, подшучивают по поводу его действий, и здесь так же главное — объяснить, что нужно верить в свои силы и что у него все получится. Главное- не сделать ребенку высокую самооценку, нужно дать ему реальные факты, так сказать, «золотую середину» своей самооценке.

Решение проблемы

И последнее. Самым лучшим способом коррекции стеснительности (вернее низкой самооценки) являются формы групповой работы. Для дошколенка такой работой могут в принципе стать любые развивающие занятия, где педагог придерживается принципов гуманно-личностного подхода. А именно, учитывает особенности ребенка, готов «идти» за ребенком, а не за программой, в темпе, с которым справляется ребенок. На мой взгляд, идеально такой подход реализуется на занятиях по системе Марии Монтессори. Такому ребенку педагог даст время, чтобы освоиться, «обжить» помещение, где проходят занятия

Стеснительные дети в группе находятся под защитой и вниманием взрослого. Педагог следит, чтобы ребенок имел возможность самостоятельно выбирать себе деятельность, испытывать чувство удовлетворения и ощущение успеха от своего занятия

На Монтессори-занятии у стеснительного ребенка всегда будет возможность высказать свое мнение и убедиться, что его услышали. Постепенно каждый ребенок становится полноправным участником группового процесса, видит свою возможность влиять на него, начинает понимать, как другие люди влияют на него и учится противостоять этому влиянию безопасными способами. Ребенок учится отстаивать свой выбор, мнение, позицию. Учится просить и принимать помощь.

Кроме того, для родителей в нашем Центре работает «Школа сознательного родительства», проводятся семинары и тренинги. Записаться на занятия Вы можете по телефонам: 232-12-92,250-02-12.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий