Что Такое Эффект Даннинга-Крюгера? Суть Метода

Кривая эффекта Даннинга-Крюгера

Кривая Даннинга-Крюгера – это график, который включает в себя 5 этапов взлетов и падений самооценки.

Эйфория первых успехов

Когда человек осваивает что-то новое и это впервые приносит плоды, он начинает ощущать себя на вершине мира. Это вполне нормально, потому что на физиологическом уровне награда за труд, достижение цели приводит к резкому повышению уровня дофамина – гормона «счастья».

Особенно остро это ощущается, когда первые успехи приходят легко. Он ощущает себя не просто компетентным, а талантливым, уверенный в том, что дальше все тоже будет просто.

Вершина самоуверенности

Ощущение успеха неминуемо влияет на самооценку человека. В психологии это вполне закономерный принцип, у которого есть простое объяснение. Уверенность в себе зависит от того, насколько человек способен достигать поставленных целей. Если они даются легко, он начинает получать одобрение, то это только подкрепляет ощущение себя как «гуру».

В какой-то момент человек перестает сомневаться, учиться, прислушиваться к чужому мнению, действует по выработанным шаблонам, демонстрирует свою «экспертность», чтобы получить еще больше признания.

Люди начинают делиться своим «опытом» в соцсетях, создавать разные курсы, уверенные, что их знаний достаточно для этого – самый «громкий» человек обычно находится на вершине самоуверенности и даже не осознает этого.

Яма разочарований

В какой-то момент их иллюзии сталкиваются с реальностью – они не могут решить поставленную задачу, совершают ошибки, терпят неудачу. Это происходит, потому что из-за самоуверенности у человека появляются завышенные амбиции, не соответствующие реальным навыкам и компетенциям.

При появлении непреодолимых препятствий, у человека есть несколько вариантов:

  • игнорирование своей некомпетентности в попытке сохранить высокую самооценку – человек начинает искать причину своих неудач во внешних обстоятельствах, развивается «синдром самозванца»;
  • отказ от дальнейшей борьбы – он все бросает, думая, что данная профессия «не его» и начинает искать себя в чем-то другом;
  • признание своей некомпетентности и осознание – нужно больше учиться, больше слушать, набираться опыта, продолжать осваивать дело, чтобы когда-нибудь стать в нем настоящем профессионалом.

«Тропа просветления»

В яме разочарования человек испытывает вину, стыд за свои ошибки, сожаление, самооценка резко понижается.

Если в такой момент человек сможет не уйти в постоянное самоедство, не опустит руки, а поставит новые цели, он выйдет на «тропу просветления». Начнет реалистично оценивать свои навыки, набираться опыта, получать новые знания. Это приведет к тому, что у него сформируется адекватная самооценка.

«Плато силы»

Это этап, на котором человек обладает достаточной компетенцией, чтобы решить любую поставленную задачу, при этом не перестает повышать квалификацию, приумножает опыт. Для такой личности характерны уверенность в себе, ощущение «потока». Человек понимает, что обрел свое призвание, готов делиться с другими опытом и знаниями.

Почему возникает эффект Даннинга – Крюгера

Вот тут-то мы снова возвращаемся к словам Сократа. Представьте: великий мудрец произносит, что знает лишь то, что ничего не знает. Как это понимать? На самом деле эта фраза имеет продолжение: «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого». Чтобы объяснить мысль философа, нужно углубиться в круги знаний Сократа:
Эти круги демонстрируют обратную зависимость между знанием и незнанием.
Смотрите: самый маленький круг в центре — это то, что мы знаем. Как только мы начинаем задумываться, что чего-то можем не знать, и пытаемся раскопать об этом информацию, мы попадаем во второй круг — я знаю, что не знаю. На этом круге подключается наше любопытство, нам хочется узнать, что же нами ещё неизведанно. Дальше мы, собственно, сталкиваемся с тем, что не знаем. И так далее, расширяем наши границы до абсолютного знания. Правда, вряд ли это возможно на практике, но в идеале мы должны к этому прийти.

Короче, чем больше мы знаем, тем больше не знаем. Понимают и принимают это далеко не все. Кому-то достаточно остановиться на первом круге и пребывать в слепой уверенности — «я всё знаю». Так и проявляется эффект Даннинга — Крюгера.

Перенесёмся в 1995 год, Питтсбург, США. Некий мужчина грабит банк. При этом он не скрывает своего лица за маской и смело ходит под камерами видеонаблюдения. Поэтому никто не удивился, когда его поймали по горячим следам. А вот сам грабитель был весьма поражён таким исходом.
Он опрометчиво решил, что будет невидим на камерах безопасности, если предварительно обмажется лимонным соком. Логика была такой: раз из лимонного сока делают невидимые чернила, то если нанести сок на части тела, они тоже станут невидимыми. Грабитель даже утверждал, что перед ограблениями провёл успешный эксперимент на своём полароиде, но верится с трудом.
Через пару лет об этом случае узнаёт профессор психологии Дэвид Даннинг и вместе со своим ассистентом Джастином Крюгером решает разобраться, почему же грабитель так поступил. Насколько же нужно быть уверенным в своей правоте, чтобы будучи в здравом уме — а следов наркотиков и алкоголя в крови грабителя не нашли — так рисковать.
И вот Даннинг и Крюгер проводят ряд экспериментов. За основу берут ещё один тезис — высказывание Чарльза Дарвина «Уверенность чаще порождается невежеством, чем знанием».

Все эксперименты подтвердили высказывание Дарвина: кто знает больше, сомневается в своих знаниях, а кто знает меньше — уверен, что знает всё.
Проще говоря, одни считают себя недостаточно крутыми, что несколько граничит с синдромом самозванца, а другие слепо заблуждаются в своём превосходстве. Поистине, уверенность порождается невежеством.

Даннинг, Крюгер и Шнобелевская премия

В 1995 году американец Макартур Уиллер совершил предерзкое ограбление сразу двух банков. Он даже не пытался спрятать свое лицо, а потому во всей красе был запечатлен камерами наблюдения. Грабителя показали в вечерних новостях, и уже через час его задержала полиция.

Когда за Уиллером пришли, он изумился:

— Но я же намазал лицо лимонным соком!

Незадачливый преступник искренне верил, что такая нехитрая манипуляция сделает его невидимым для видеокамер.

Этот курьезный случай вдохновил психологов Джастина Крюгера и Дэвида Даннинга на серию экспериментов. Ученые решили проверить свою гипотезу, которая гласила:

Некомпетентные люди не могут осознать свою некомпетентность, поскольку недостаточно компетентны для этого.

Свои опыты психологи традиционно решили поставить на голодных американских студентах. И вот что получилось:

Эксперимент №1. Сперва студентов попросили оценить свое чувство юмора. Затем им раздали по 30 шуток и предложили поставить им оценку по 11-бальной шкале (1 балл – совсем не смешно, 11 баллов – очень смешно). Для контроля психологи использовали оценки этих шуток известными комиками.

Выяснилось, что студенты, которые гордились своим чувством юмора, плохо отличали смешные шутки от несмешных. А те, у кого действительно было чувство юмора, свою самооценку занизили.

Эксперимент №2. Студентов усадили решать логические задачи. На этот раз их попросили не только оценить свои способности, но сравнить себя с однокурсниками. Также студенты должны были предсказать, насколько хорошо они справятся с заданием.

Результат оказался все тем же: способные студенты проявили скромность, а неспособные поставили себе высокие баллы.

Эксперимент №3. Следующим был тест по английской грамматике. Эксперимент проходил так же, как и предыдущий, но с одним отличием: после теста студентам показали решения других участников и попросили поставить им оценку. Затем предложили еще раз оценить свои способности.

И тут выяснилось что:

«Отличники» после знакомства с чужими работами повысили свою самооценку. А вот самооценка двоечников не изменилась и по-прежнему оставалась высокой.

«Отличники» давали чужим работам более точную оценку, чем «двоечники».

Эксперимент №4. Дальше шли уэйсоновские задачи выбора. Например, студентам показывали четыре карточки:


На одной стороне карточек всегда были напечатаны буквы, а на другой – цифры. Участникам сообщили правило: «Если с одной стороны карточки гласная буква, то с другой — четное число». Затем спросили: какие карточки нужно перевернуть, чтобы узнать, соблюдается ли это правило?

(Попробуйте решить эту задачу самостоятельно).

Когда студенты ответили, их снова попросили оценить свои способности. И результат, разумеется, был таким же, как и раньше.

После этого психологи разделили испытуемых на две группы. Первую группу усадили решать тест, который с задачей был никак не связан. А для второй группы ученые провели мини-курс по формальной логике. В результате у студентов из второй группы оценка своих способностей стала более точной.

Итак, что же выяснили психологи в результате этих экспериментов?

Некомпетентные люди не могут правильно оценить свою компетентность (что и требовалось доказать).
Некомпетентные люди не могут правильно оценить компетентность других.
Если компетентность человека повысилась, то и его самооценка становится более объективной.

Так было открыто новое когнитивное искажение, которое назвали «эффектом Даннинга-Крюгера».

Впрочем, вряд ли психологи смогли бы «удивить этой хохмой Одессу». Еще за 2,5 тысячи лет до этих экспериментов Лао-Цзы изрек свой знаменитый афоризм:

А вот что писал Чарльз Дарвин в XIX веке:

Очевидно, научное сообщество придерживалась такого же мнения. В 2000 году Даннинг и Крюгер получили за свое открытие Шнобелевскую премию, которую вручают за самые сомнительные научные достижения. Например, вместе с американскими психологами награду получили:

Физик Андрей Гейм, за левитацию лягушек с помощью магнита.
Нидерландские медики, за томографию гениталий во время полового акта.
Программист Крис Нисвандер, за программу, определяющую, когда по клавиатуре ходит кошка.

Но это вовсе не значит, что открытие психологов было бесполезным. Во-первых, Даннинг и Крюгер научно доказали то, о чем всегда догадывались мыслители прошлого

Во-вторых, они снова привлекли внимание к такому неисчерпаемому явлению, как человеческая глупость

Исторические предпосылки

Хотя сам принцип был сформулирован в 1999 году, авторы отмечают схожие наблюдения у философов и учёных:

  • Лао-цзы («Знающий не говорит, говорящий не знает»),
  • Конфуция («Истинное знание — в том, чтобы знать пределы своего невежества»),
  • Сократа («Я знаю, что ничего не знаю»),
  • Бакунина («…именно лучшие люди бывают менее всего убеждены в своих собственных заслугах; даже если они сознают их, то им обычно претит навязывать себя другим, между тем как дурные и средние люди, всегда собою довольные, не испытывают никакого стеснения в самопрославлении»)

а также в вышеприведённых высказываниях Бертрана Рассела и Чарльза Дарвина.

В Библии есть высказывание апостола Павла: «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего ещё не знает так, как до́лжно знать» (1Кор. ).

Гераинт Фуллер (англ. Geraint Fuller) в своём комментарии к статье отметил, что аналогичная мысль высказана в произведении Уильяма Шекспира «Как вам это понравится»:

Принцип работы

Рассмотрим принцип Даннинга – Крюгера на примере. Бухгалтер неправильно подсчитал активы. Специалист без такого синдрома подумает, что был недостаточно внимательным или не знал обо всех подводных камнях. Если же так ошибётся сотрудник с данным отклонением, то решит, что это просто случайность и вообще его как раз тогда отвлекали, так что не мог же он разорваться.

Феномен может быть свойственен и людям с высокой квалификацией, которые столкнулись с новым для себя заданием. Например, в обязанности повара входит приготовление первых и вторых блюд. Это настоящий мастер в своей сфере, но тут ему заказывают испечь праздничный торт. С бисквитным тестом кулинар никогда не имел дела, но автоматически считает, что справится и с этой задачей. В результате он передерживает корж в духовке, и выпечка «падает».

Эффект Даннинга-Крюгера встречался каждому из нас. Все мы знаем людей, которые думают, что они куда умнее, чем они есть на самом деле.

Но прежде, чем судить их, убедитесь, что вы сами не подвержены эффекту Даннинга-Крюгера.

Теория эффекта Даннинга-Крюгера была разработана Дэвидом Даннингом и Джастином Крюгером. Они обнаружили, что это когнитивное искажение происходит, когда люди не могут адекватно оценить свой уровень компетентности или некомпетентности — и считают себя более компетентными, чем они есть на самом деле.

Теория также широко известна как «гора глупости». Согласно Urban Dictionary, гора глупости — это «место, где у вас достаточно знаний о предмете, чтобы рассуждать о нем, но недостаточно мудрости, чтобы оперировать фактами«.

Однако, влияние эффекта Даннинга-Крюгера было тщательно изучено психологами и это отнюдь не «диванная» или популярная психология.

Что такое эффект Даннинга Крюгера?

Это психологическая предвзятость, когда человек считает себя умнее и компетентнее, чем он есть на самом деле. Теория была впервые выявлена в исследовании Крюгера и Даннинга 1999 года “Неквалифицированный и не подозревающий об этом: как трудности в признании собственной некомпетентности приводят к завышенным самооценкам“.

По сути, это показывает, как люди с низкими способностями не имеют необходимой самокритики и самосознания, чтобы признать, насколько низки их способности на самом деле. Это приводит к тому, что они имеют крайне завышенное представление о своей компетенции и знаниях.

Как Даннинг и Крюгер проверили свою гипотезу?

Дэвид Даннинг и Джастин Крюгер развили свою теорию, проведя несколько тестов на юмор, логическое мышление, научные знания и грамматику. Они обнаружили, что испытуемые, которые лучше справлялись с заданиями, постоянно недооценивали свои способности. И наоборот, те, чьи результаты были значительно хуже, полагали, что они действительно преуспели. Они обнаружили, что в каждой области, которую они тестировали, по мере ухудшения когнитивных способностей, также ухудшается способность участника точно оценивать свои способности.

В одном конкретном эксперименте пара спросила участников, знакомы ли они с определенными научно-техническими концепциями. Хитрость заключалась в том, что некоторые термины были выдуманы. Они обнаружили, что:

Что обнаружили Даннинг и Крюгер?

Даннинг и Крюгер обнаружили, что люди, которые имеют лишь поверхностные знания о предмете, представляют куда большую опасность, нежели чем те, которые не знают о нем ничего.

Мы знаем об этом эффекте на протяжении столетий. Фраза «немного знаний — опасная штука», широко приписывается Александру Пупу, который написал ее в «эссе о критике», в 1709 году. Как сказал юморист Джош Биллингс «Не то, чего вы не знаете приносит вам неприятности. Это делает та неправда, в которой вы твердо уверены».

К сожалению, простого решения этой проблемы не существует. Даннинг отмечает:

Интересно, что Даннинг и Крюгер доказали, что, когда человек начинает больше узнавать о каком-либо предмете или приобретает больше опыта в определенном задании, он начинает оценивать свои способности куда менее благоприятно. Это происходит из-за того, что чем больше вы узнаете о предмете, тем больше вы осознаете, как многого вы о нем не знаете. Это совершенно другой когнитивный уклон, известный как «синдром самозванца».

Чем может быть опасен эффект Даннинга-Крюгера?

Несмотря на то, что видеть, как кто-то делает из себя дурака бывает забавно, у эффекта Даннинга-Крюгера могут быть по-настоящему опасные последствия.

Например, врачи обнаружили, что пожилые люди часто отказываются от физических упражнений для снятия боли, хотя это самый эффективный метод обезболивания. Это вызвано тем, что они ошибочно убеждены в том, что физический дискомфорт, который они испытывают после выполнения упражнений, лишь ухудшает ситуацию.

Еще более весомым примером является то, что матери в Индии иногда не дают воду младенцам, страдающим диареей, поскольку считают, что причиной этого заболевания является слишком обильное потребление воды.

В экономической ситуации последствия эффекта Даннинга-Крюгера столь же серьезны. Исследования показали, что кризис 2008 года был вызван самоуверенными финансистами и потребителями, которые не были так финансово грамотны, как они думали.

В заключение

Конечно, понять, что ты чего-то не знаешь действительно сложно. К примеру, если Вы не знаете правил грамматики, то как вы можете понять, что вы их нарушили?

Вероятно, все мы в некоторой степени повержены эффекту Даннинга-Крюгера, и порой думаем, что разбираемся в предмете куда лучше, чем делаем это на самом деле. Но порой бывает действительно полезно проверять факты, прежде чем озвучивать свое мнение.

  1. psmag.com
  2. en.wikipedia.org
  3. psycnet.apa.org

Синдром самозванца

Другая крайность эффекта Крюгера — синдром самозванца. Такой человек тоже не может адекватно оценить свою компетентность, он глубоко погрузился в сферу и ясно видит, сколько всего ему неизвестно.

Человек с синдромом самозванца:

  • страдает от низкой самооценки;
  • считает свои знания недостаточными;
  • думает, что все вокруг компетентнее.

На работе сотрудники-самозванцы также могут создавать проблемы. Например, им сложнее доказывать точку зрения. Они скорее уступят проигрышной идее коллеге, чем отстоят свою.

Специалист может владеть всеми навыками, чтобы из рядового сотрудника перейти в начальники, но из-за низкой самооценки даже не допускает такую мысль. В итоге руководящую должность может занимать менее компетентный, но более уверенный в себе кандидат.

Специалистам-самозванцам сложно признавать успехи. Им кажется, что они незначительны, зато все вокруг «по-настоящему» успешны

Ещё по теме:

Примеры эффекта Даннинга-Крюгера

Пример 1. Даннинг и Крюгер иллюстрируют свое исследование реальной анекдотичной историей, которая произошла в Питтсбурге в 1995 году. Мужчина ограбил днем два банка и при этом не использовал никаких средств маскировки. В тот же день грабителя арестовали и показали ему запись с видеокамер. Мошенник удивился: «На мне же был сок!» Он думал, если он натрет лицо лимонным соком, распознать его не удастся — как невозможно распознать текст, написанный чернилами из лимонного сока.

Пример 2. Можно вспомнить героиню Мэрил Стрип в фильме 2016 года «Примадонна» — Флоренс Фостер Дженкинс. Миллионерша из Нью-Йорка без слуха и голоса решила начать карьеру оперной певицы. Она стала известной, причем именно благодаря отсутствию музыкального слуха. При этом она считала себя непревзойденной вокалисткой .

Эффект Даннинга-Крюгера проник в массовую культуру. Его часто изображают с точки зрения общего интеллекта, а не знаний в конкретной области, что ошибочно. В соцсетях хештег #DunningKruger ставят, когда хотят принизить уровень интеллекта тех, с кем не согласны .

Михаил Кузьмин

«Одна моя клиентка, прочитав что-то по психологии, вывела для себя замечательную формулу: «Мой брак распался, потому что мой бывший — нарцисс». И тут же стала консультировать подруг под этим углом. Переубедить ее было невозможно. Вообще любые попытки объяснить сложные явления просто так или иначе содержат в себе когнитивное искажение. Тут, впрочем, мы подходим к более сложному вопросу: а всегда ли когнитивные искажения — это плохо?»

Ольга Троицкая

«Многие люди ошибочно заключают, что, прочитав информацию в интернете, могут ставить себе диагнозы по симптомам не хуже врача, инвестировать средства на бирже не хуже опытного финансиста или защищать свои интересы в суде как опытный юрист. Не имея представления о всех тонкостях дела, вероятностях развития ситуации и рисках, новички часто демонстрируют уверенность, что «все поняли» и «знают как лучше».

Что удивило Даннинга и Крюгера: кейс с глупыми воришками

6 января 1995 года Клифтон Эрл Джонсон и Макартур Уилер ограбили два банка в Пенсильвании, не скрывая своих лиц. Джонсона арестовали через несколько дней, Уилера — через три месяца, опознав по камерам видеонаблюдения.

Увидев себя на фотографиях с камер, Уилер был шокирован. По его словам, Джонсон убедил его, что если нанести на лицо лимонный сок, то он станет невидимым для камер — по аналогии с невидимыми чернилами.

Поначалу Уилер отнёсся к идее сообщника с подозрением. Он даже отважился на эксперимент: обмазал лицо лимонным соком и сделал селфи на Polaroid. То ли плёнка была повреждена, то ли с камерой проблема — но на фото он действительно получился «человеком-невидимкой». Это убедило горе-гангстера в собственной неуловимости и привело в тюремную камеру.

Эффект Даннинга-Крюгера тест онлайн. Эффект Даннинга – Крюгера

‘Знающий не говорит, говорящий не знает’..

‘Истинное знание – в том, чтобы знать пределы своего невежества’. Конфуций.

‘Я знаю, что ничего не знаю’. Сократ.

‘Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего ещё не знает так, как должно знать’. Апостол Павел, 1 Коринфянам, 8:2.

‘Дурак думает, что он умён, а умный человек знает, что он глуп’. Уильям Шекспир.

В 1999 году Джастин Крюгер и Дэвид Даннинг выдвинули гипотезу аналогичную по смыслу с высказываниями предшественников. Кроме того, они провели ряд экспериментов, подтверждающих их теорию. За свой вклад в науку они даже получили Шнобелевскую премию, которая дается за достижения, которые заставляют сначала засмеяться, а потом – задуматься. 

Смысл Эффекта Даннинга – Крюгера заключается в том, что низко квалифицированные люди склонны думать, что они превосходят по своим навыкам и знаниям большинство. А действительно профессионалы своего дела полны сомнений в своей компетенции.

По мнению Джастина Крюгера и Дэвида Даннинга для людей с низкой квалификацией в любом виде деятельности характерно то, что:

1. Они склонны переоценивать собственные умения;2. Они неспособны адекватно оценивать действительно высокий уровень умений у других;3. Они неспособны осознавать всю глубину своей некомпетентности;4. После обучения у них появляется способность осознать уровень своей прежней некомпетентности, даже если их истинная компетентность после обучения практически не меняется.

Это приводит к возникновению у них завышенных представлений о собственных способностях, в то время как действительно высококвалифицированные люди, наоборот, склонны занижать оценку своих способностей и страдать недостаточной уверенностью в своих силах, считая других более компетентными. Таким образом, менее компетентные люди в целом имеют более высокое мнение о собственных способностях, чем это свойственно людям компетентным, которые к тому же склонны предполагать, что окружающие оценивают их способности так же низко, как и они сами.

После опроса разработчиков программного обеспечения в двух компаниях, 35% работников в одной из них и 42% во второй заявили, что они входят в 5% лучших программистов. 88% Американских водителей заявили, что их навыки вождения выше среднего.

Когда психологи Даннинг и Крюгер впервые описали эффект в 1999 году, они утверждали, что люди, лишенные знаний и навыков в определенных областях, подвергаются двойному проклятию. Во-первых, они делают ошибки и принимают плохие решения. Во-вторых, те же пробелы в знаниях также мешают им осознавать свои ошибки. Другими словами, они испытывают недостаток в самом опыте, необходимом для распознавания того, насколько плохо они действуют.

Например, когда исследователи изучали участников в турнире дебатов в колледже, аутсайдерские 25% команд в предварительных раундах проиграли почти четыре из каждых пяти матчей. Но, они думали, что выиграли почти 60%. Без сильного понимания правил дебатов студенты просто не могли узнать, когда и как часто их аргументы не работают.

Эффект Даннинга-Крюгера – это не вопрос эго, которое не дает увидеть наши слабости. Обычно люди признают свои пробелы в знаниях и опыте, как только они могут их обнаружить. В одном исследовании студенты, которые изначально плохо прошли логический тест, а затем изучили мини-курс по логике, были вполне готовы оценить свои первоначальные результаты как ужасные.

Возможно, именно поэтому люди с умеренным количеством опыта и знаний зачастую меньше доверяют своим способностям. Они знают достаточно, чтобы осознавать, как мало они, на самом деле, знают. То есть они видят границы знаний.

Но, они часто делают другую ошибку: они предполагают, что все остальные хорошо осведомлены об этих границах знаний. В результате люди, независимо от того, являются ли они неумелыми или высококвалифицированными, часто попадают в пузырь неточного самовосприятия. Когда они неквалифицированы, они не могут видеть свои недостатки. Когда они исключительно компетентны, они не понимают, насколько необычны их способности.

Итак, если эффект Даннинга-Крюгера невидим для тех, кто его переживает. Что вы можете сделать, чтобы узнать, насколько вы хороши на самом деле? Во-первых, спросите мнение других людей, проанализируйте их отзывы. Во-вторых, и, что еще важнее, продолжайте учиться. Чем более знающими мы становимся, тем меньше вероятность того, что у нас будут невидимые дыры в нашей компетенции.

Кривая Даннинга — Крюгера

Чтобы адекватно оценивать свои умения и навыки, важно правильно найти баланс между самоуверенностью и квалификацией. Для этого существует так называемая кривая Даннинга — Крюгера, иллюстрирующая, какой путь проходит человек от дилетантства до экспертности


Кривая Даннинга — КрюгераИзображение: Skillbox Media

Как мы видим, на этом пути есть несколько явных этапов:

  • «Пик глупости» (розовый отрезок) — человек думает, что знает всё. Это тот самый парнишка после недельных курсов.
  • «Долина отчаяния» (красный отрезок) — человек понимает, что ничего не знает.
  • «Склон просветления» (жёлтый отрезок) — у человека постепенно накапливается достаточно знаний, чтобы применить их на практике. Наш вечно сомневающийся в себе программист, так и не откликнувшийся на вакансию, скорее всего, находится где-то между «склоном» и «долиной».
  • «Плато стабильности» (зелёный отрезок) — человек превращается в квалифицированного специалиста и уверен в своих знаниях.

«Пик глупости»

Самый бесполезный этап, который нужно просто пережить. И на собственной шкуре убедиться, что никто вам не заплатит за то, что вы посмотрели пару роликов на YouTube. Лучше сразу поинтересоваться, какие знания потребуются, чтобы стать экспертом.

PHP-разработчику, например, надо знать не только свой язык, но и базы данных, и API, и сетевые протоколы, и многие другие смежные и сопутствующие технологии.


Экономьте время — пропускайте «пик глупости»Изображение: Skillbox Media

«Долина отчаяния»

Поворотная точка развития: вы видите объём работы и принимаете решение — отказаться от цели или составить план движения к ней. Правильного варианта тут нет. Отказ сэкономит время, чтобы переключиться на то, что вам больше по душе, а план поможет достичь успеха. Выбирайте сами, какой результат для вас по-настоящему важен.

Не стоит прыгать между разными технологиями или языками программирования в поисках самого простого варианта: начали с Java, перешли на Python, попробовали JavaScript — и в результате ничего как следует не изучили. В каждой сфере есть свои нюансы, но это и хорошо: чем меньше людей разбирается в сложных задачах, тем выше ценность экспертов.


Не спешите покидать «долину отчаяния». Хорошо подумайте, стоит ли цель предстоящих усилий. Если да — готовьтесь к многочасовой монотонной работеИзображение: Skillbox Media

«Склон просветления»

Этот этап начинается, когда вы делаете первый шаг к цели, и заканчивается через тысячи часов регулярной практики. Если работать с наставником по чёткой программе, освоить новую IT-профессию можно примерно за 1–2 года.

Если учиться менее часа в день, делать пропуски, не углубляться в материал и пользоваться непроверенными советами, то для наработки, например, 10 тысяч часов понадобится несколько десятилетий — лучше и не начинать.


Наставник страхует от ошибок и помогает быстрее двигаться к целиИзображение: Skillbox Media

«Плато стабильности»

На этом этапе вас ждёт удобный график, высокая зарплата, интересные задачи, современный офис, дружелюбный коллектив и прочие тихие радости айтишника.

Всё настолько хорошо, что в этом и скрыта опасность: можно расслабиться, забыть о саморазвитии и за несколько лет потерять профессиональную ценность.

Мир меняется, профессии меняются, и востребованный специалист должен быть в постоянном движении: после достижения «плато стабильности» он ставит новую цель, перескакивает через «пик глупости», ещё раз познаёт безнадёгу «долины отчаяния», преодолевает «склон просветления», выходит на новое «плато» и снова всё повторяет…

Подведём итоги

Примеров этого эффекта море. Самые яркие представители застряли между эйфорией от успехов и вершиной глупости и безосновательно уверены в своей компетентности. Такие люди вещают в ток-шоу, запускают пустые марафоны, пишут длинные критические отзывы и др. А иногда они объединяются в группы — так появляются сообщества антиваксеров, плоскоземельцев и другие антинаучные движения.
Что ж, знание — сила, но вы это и так понимаете, раз дочитали статью до конца. Только помните: чем больше вы узнаёте, тем больше вам ещё предстоит узнать. А я буду помогать с этим и дальше выпускать новые статьи в своём блоге!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий